Рабство и освобождение

Лос-Анджелес - 18 December 1973
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:29:18 | качество: mp3 96kB/s 20 Mb | прослушано: 97 | скачано: 204 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Шримад Бхагаватам, первая Песнь, глава пятнадцатая, текст 40, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 18 декабря 1973 года в Лос-Анджелесе.

00:00:21 Преданный: Перевод: «Махараджа Юдхиштхира сбросил свои одежды, пояс и царские украшения и утратил всякий интерес и привязанность к чему бы то ни было».

00:00:34 Шрила Прабхупада: Вот, что требуется, если вы хотите вернуться домой к Богу, вы должны совершенно отрешиться от всяких материальных вещей. И даже, если у вас есть небольшая привязанность к материальному, вам не будет позволено вернуться к Богу. Пракрити скажет: «удовлетворяй себя, ты хочешь этого, делай это». Это отречение. Бог предоставил нам свободу, небольшую свободу. Как например, ребенку предоставляют свободу. Естественно из любви мать с отцом предоставляют ему свободу, неполную свободу, потому что предоставить ребенку полную свободу будет глупостью, он должен находится под защитой. Поэтому все живые существа, пришедшие в этот материальный мир за наслаждениями, подобны этому ребенку. Вы даете маленькому ребенку свободу, иногда он хватается за это, иногда за то хватается, он не знает, что есть истинный его интерес, но, поскольку он ребенок, он хватается за одно, за другое. Иногда он касается огня, обжигая себе руку. Иногда он падает в воду. Иногда он трогает змею. Всё это опасно, но он не знает этого.

00:02:26 Точно также мы находимся под влиянием материальных гун природы. Есть три гуны материальной природы: саттва, раджас, тамас. Те, кто пребывает во тьме, тамас, в полной тьме, они не знают нечего, они подобны ребенку, они не знают, что есть их истинный интерес, не знают. Как правило, все, находящиеся в материальном мире, не отдают себе отчета о том, за что им хвататься. В этом проблема. Мудха. Поэтому их называют мудхами. Истинный интерес в том, чтобы хвататься за Кришну, это их истинный интерес, но они не знают этого. У них есть способность цепляться за что–то. Даже ребенок, в начале детей окружает множество объектов, но ребенок будет хватать печенье, потому что он знает, что это что–то съедобное, но он не знает, может быть я ему яд даю, но он не знает этого, у него нет этого разума, но поскольку это кажется чем–то съедобным, я уже давал этот пример на прогулке...

00:03:58 Рыба, у нее достаточно корма в океане, Бог обеспечил её всем, но тем не менее, она хватает приманку. Рыба проглатывает крючок с приманкой, потому что эта приманка вкусная. И так она прощается со своей жизнью. Также пчёлы, они залазят в цветок, большой лотос и наслаждаются ароматом, но вечером, когда солнце садится, лепестки закрываются и пчела остается там и задыхается. У нас есть разные чувства. Итак, пчела погибает из-за своего носа, у неё очень сильное чувство обоняния. Точно также рыба погибает из–за собственного языка. Также слон теряет свою жизнь, такое огромное, мощное животное, но он теряет свою свободу ради половой жизни. Вы знаете, как ловят слона? Самку дрессируют так, чтобы она привлекала самца и тот, желая совокупиться с ней, идет за самкой, а самка выдрессирована, и она заводит его в яму и тот падает, и он не может двигаться. То есть, несмотря на то, что он такое гигантское животное, очень мощное, просто ради сексуальных наслаждений, он попадает в ловушку.

00:05:52 Итак, кто–то становится жертвой из–за этого чувства, кто–то становится жертвой из–за того чувства – таков мир. Если вы хотите изучить его, вы увидите это. Точно также олень. Охотник начинает красиво играть на флейте и оленям очень нравятся красивые звуки. Они останавливаются, как вкопанные и охотник убивает их. Итак, один расстается с жизнью из–за своих ушей, другой – из–за своего носа, третий – из–за зрения. Мы видели насекомых. Когда разжигается костер, тысячи насекомых падают в него и погибают. Почему? Они видят: «о, какой красивый огонь». Они падают в него. Итак, у нас есть все эти чувства и каждый из нас живых существ, становится жертвой этих материальных законов, попадаясь в ловушку одного или другого чувства. Но животное или насекомое, у них есть одно очень сильное чувство, однако у нас, у людей, все чувства очень сильны.

00:07:14 Итак, в Бхагавате дается объяснение. Например, у мужчины 6 жен и когда он возвращается с работы, эти шесть жен ждут его. Одна жена хватает его за одну руку, другая – за другую руку, третья – хватает за ногу, четвертая – за другую ногу, кто–то хватает за волосы, и он теряет свободу. Каждая из них просит: «иди ко мне в комнату». Но как он может пойти? Таково положение материалиста. Он оказался в ловушке множества объектов удовлетворения, он оказался в тюрьме. Если вы нарушаете законы государства, вас бросают в тюрьму, но законы природы действуют так, что вам даже не нужно попадать в тюрьму, потому что чувства становятся для вас тюрьмой, вам даже не нужно надевать наручники. Чувства настолько сильны, что они будут удерживать вас в материальном мире и вы не способны будете двигаться, вы не будете иметь свободы.

00:08:40 Поэтому в Бхагавад Гите говорится: дайвихеша гуна майайаймам дуратья, гуна майя гуна – это качество. Каждый связан по рукам и ногам разными качествами: саттва гуны, раджа гуны, тама гуны. Гуна майя, гуна также означает «веревка». Таким образом он связан этими веревками. Как, например, если я вам свяжу руки, ноги веревкой, вы становитесь совершенно беспомощным. Точно также гуна-майя, мать–природа, связала нас, мы связаны законами, строгими законами материальной природы. Итак, дайвихеша гуна майе, вы не способны избавиться от этих уз, это невозможно. Как же от них освободиться? Тот, кто в совершенстве сознает Кришну, сможет освободится от этих пут. Это единственный способ.

00:09:45 Итак, один метод: это добровольно отказаться от этих материальных удовольствий. Например, Махарадж Юдхиштхира – царь и он отказывается от своих царских одежд. Царь украшен изысканными драгоценными камнями, украшениями, браслетами по всему телу. Сейчас даже никто себе представить не может сколько украшений, разных украшений у них было. Люди не знают об этом. Люди пользуются только одноразовой пластмассовой или бумажной посудой. Они не знают, что такое золотые блюда, серебренные или драгоценные камни. Всё это забыто, всё забыто. Тем не менее люди гордятся прогрессом материальной цивилизации. Что у вас есть? Пластиковые, бумажные тарелки только. Никаких украшений, никаких драгоценных камней, никаких домов, одежды, никакой жизни. Всё ушло и тем не менее они гордятся: «Мы продвигаемся! Наша материальная цивилизация движется вперед, деньги, у нас есть деньги». Что такое деньги? Бумага. И всех обманывают. Возьмите сто долларов. Что это такое? Бумага.

00:11:07 Итак, таково общество в настоящий момент: обманщики и обманутые. Тоже самое относится и к религии, и к науке, и к философии. Всё есть обман. Потому что все они негодяи. И люди негодяи. Они не могут возразить этому. Например, утром сегодня мы говорили: какой–то юноша посоветовал, кто говорил о большом взрыве? Большой взрыв, что это такое? Взрыв. У людей нет разума, чтобы спросить, как же мог произойти этот взрыв? Если взорвалась какая–то бомба, то сразу же полиция начинает расследование, кто подложил эту бомбу, как это произошло. Но эти негодяи, один ученый говорит: «прежде всего был взрыв» и никто не задает вопроса, как же произошел этот взрыв. Потому что они шудры, у них нет мозгов. Мошенник–ученый говорит: «был взрыв» и они признают. Вот, что происходит.

00:12:20 Итак, в настоящий момент, в Кали югу очень трудно стать совершенным, осознавшим себя душой, сознающим Кришну. Есть два метода. Первый метод: это добровольно отказаться от всего нежелательного. Это один метод. Как это делал Махараджа Юдхиштхира. Он император, самый богатый, его положение самое великое, не было никакого материального несчастья, тем не менее добровольно он отказался от этого. Это цивилизация. Он не держался за свой пост: «о, я император, у меня есть братья хорошие, жена, дети хорошие, власть, хорошая одежда, хорошая пища. Зачем мне от этого отказываться»?

00:13:18 Сейчас даже обычный пост, который вы получили благодаря избирателям, скажем на 4 года или три года, тем не менее люди держаться за это кресло. Президент знает, через три года меня снимут, люди против меня выступают, зачем мне держаться, лучше отказаться. Нет, он так привязан к этому посту, он не может отказаться от него даже на два, на три года, даже на один день. И здесь по сравнению с ними мы видим Махараджа Юдхиштхиру, императора всего мира, владевшего таким несметным богатством. Я думаю, ни у кого из представителей исполнительной власти нет драгоценных браслетов, украшений. Нет. Нет такой возможности. Но этот царь от всего отказался. Он разделил свое царство среди своих внуков, внуков Кришны и остальных и сейчас он абсолютно избавился от всякого, от всякой собственности.

00:14:22 Почему? Нирмама. Нир-мама. Мама – значит моё. А нир – отрицание. Это называется нир мама. И нир-аханкара, аханкара – эгоизм, а нир – значит «нет». Итак, для того, чтобы стать нир мама, здесь в материальном мире мы только и делаем, что сражаемся: это моё, моё. Арабы говорят: этот танкер, нефтяной танкер или нефтяные запасы – мои или наши. Как на индивидуальном, так и на коллективном уровне это проявляется. Вы организуете какую–то группу людей и крадете что–нибудь и говорите: «Это наше!». Но вы завладели этим воровством и тем не менее заявляете, что это ваше. Итак, запасы, нефтяные запасы принадлежат Богу и завладев этим тем или иным способом, они заявляют, что это их. Это называется мама.

00:15:40 Итак, нужно стать нир мама, это не моё, это Кришны. Вы сразу становитесь нир мама. Всё сковывает нас до тех пор, пока мы заявляем, что это моё. Как только вы понимаете, это не моё, это принадлежит Кришне, вы становитесь свободным. В этом разница между рабством и свободой. На самом деле всё принадлежит Кришне. Всё. Необходимо это сознание. Итак, кто–то пытается стать нирмама, освободиться от ложного представления, что это моё путем отречения. Если человек в совершенстве знает, что это не моё, это Кришны, то ему не нужно предпринимать никаких искусственных усилий. Если вы знаете: всё принадлежит Кришне, я не являюсь владельцем, мне дали возможность пользоваться этим [не понятно], всё, что мне выделено, как доля, я могу пользоваться этим прасадом, всё принадлежит Кришне. Приняв пищу, он отдает вам её, и вы её принимаете. Вот, что нужно.

00:17:10 Итак, человек пытается отречься от этого мира путем практики, ибо до тех пор, пока вы до конца не осознали, что всё, чем вы обладаете, вам не принадлежит, это принадлежит Кришне, до тех пор вам будет позволено наслаждаться под влиянием ложного впечатления того, что это ваше. Эгоизм. Потому что вы пришли сюда, чтобы обладать чем–то, чтобы думать, что это ваша собственность и Кришна дает вам эту возможность. Как отец дает возможность детям. Они дерутся, и отец дает им какую-нибудь игрушку: «Теперь это твоя. Хорошо, играй. Не деритесь!». Точно также игрушка не принадлежит ребенку, её купил отец, она принадлежит отцу, но отец дает ее вам: «Теперь она твоя, не дерись с другими детьми!». И они довольны. Точно также нам Верховный Отец дал эту игрушку: «Теперь это твоя Америка; теперь твоя Индия», но нечего не принадлежит американцам или индийцам. Это принадлежит Отцу, высшему Отцу. До тех пор, пока мы не придем к этому сознанию: Отец дал мне это, чтобы наслаждаться и думать, что это мое, но на самом деле это принадлежит Отцу. Это называется сознание Кришны. Поэтому, те, кто сознает Кришну, кто до конца сознает Его и понимает, что ничто мне не принадлежит, всё принадлежит Кришне: ишаваси идам сарвам, даже самая мелочь, даже атом принадлежит Богу, я не собственник. Если это чувство придет к вам, вы свободны.

00:19:04 Об этом сказано в Бхагавад Гите (цитата шлоки). Рабство – это гуна майа, нас по рукам и ногам связывают гуны природы. Однако, если человек посветил себя преданному служению, он не порабощен этими гунами, потому что он знает реальность какая она есть. Например, я иностранец, я приехал в вашу страну и, ели я заявлю - это страна принадлежит мне, то у меня будут проблемы. Но, если я знаю, что я приехал, как турист, как иностранец, никаких беспокойств не будет, я могу свободно передвигаться, я могу пользоваться всеми возможностями, которые дает правительство Соединенных Штатов. Никаких проблем нет. Точно также, мы пришли сюда, как туристы, как посетители в этом материальном мире. Мы заявляем, что этот материальный мир принадлежит мне или группе людей, группе представителей нации, – это называется невежеством. Движение сознания Кришны устраняет это невежество, даёт людям разум – нечего вам не принадлежит, всё принадлежит Богу.

00:20:32 Итак, здесь описывается общий путь отречения и Махарадж Юдхиштхира говорит, я уже говорил об этом. Поскольку мы слишком поглощены этим понятием аханкары: «Я – тело, и всё, что связано с этим телом принадлежит мне» – это иллюзия, моха. Моха значит «иллюзия», это иллюзия. Что это за иллюзия? Ахам мамети, я – тело и всё, что связано с ним – моё. Это называется мохой. Тело не принадлежит вам, потому что тело дается Богом в соответствии с вашей кармой. К примеру, в зависимости от вашей зарплаты, арендодатель дает вам квартиру. Квартира вам не принадлежит. Это факт. Если вы платите 500 долларов в неделю, вы получаете хорошую квартиру. Но, если вы платите 25 долларов в неделю, вы получаете другую квартиру. Точно также разные тела, у нас есть разные тела и у каждого свое тело. Это квартира. На самом деле это квартира, потому что я живу в этом теле. Я не тело. Таково наставление Бхагавад Гиты. Дехино смин яатхе дехе. Асмин дехе. Есть дехи – постоялец, не собственник. То есть в квартире живет квартиросъёмщик, а владеет ею кто–то другой. Тоже самое это тело является квартирой. Я – вечная душа, я жилец, я квартиросъёмщик, который арендовал эту квартиру своеобразно своей платежеспособности, своей кармы.

00:22:49 Итак, теория Дарвина ошибочна, потому что он не может объяснить почему существуют разные формы. Даже в человеческом обществе каждый человек отличается от другого человека. Почему? Если такова природа, то все тела должны быть одинаковыми. Но почему они разные? Например, на яблоне образование яблок происходит одинаково для всех яблок. Итак, если это эволюция природы, то почему есть чернокожие, есть белокожие, цветные и так далее, есть какие–то уродливые люди. Нет одинаковых лиц. Он не может этого объяснить. Объяснение таково: в зависимости от того сколько человек платит, он получает соответствующую квартиру. У нас есть разные тела – разные квартиры, соответствующие нашей карме. Чьей карме? Карме души. Но он не знает об этом, он не знает о душе, о том, как она функционирует, как она переходит в другое тело. Эта наука ему не известна. И тем не менее его называют знатоком эволюции. Это невежество.

00:24:15 Один слепой мошенник выдвигает какую–то теорию и последователи, которые тоже слепые, мошенники, следуют за ним, они не получают наставления от совершенного, поэтому наше положение совершенно, ибо мы не следуем за мошенниками и глупцами, мы следуем за Кришной, за Верховным совершенным. Я могу быть несовершенным. Это факт. Я не совершенен. Также, как ребенок не совершенен. Это факт. Но до тех пор, пока он следует за отцом, держа его за руку, он совершенен, он совершенен. Ему нечего опасаться. Точно также, тот, кто не сознает Кришну, слепо следует за каким–то мошенником – не совершенен и будет страдать. И поскольку мы приняли прибежище у Кришны, Кришна говорит: Сарва дхармам паритьяджа, Он будет вести нас.

00:25:20 Если вы следуете Ему в совершенстве, вы придадитесь Ему, и Он будет вести вас. Он внутри Вас, внутри каждого, Он находится там, он не далеко. Хотя Он живет в Своей обители на Голоке Вриндаване, это Кришна. Хотя Он находится в Своей обители, но Он повсюду. Вот Кришна. Хотя Он живет на Голоке Вриндаване, Он находится в этом храме, Он в нашем сердце. Мы лишь должны воспользоваться этой возможностью Его присутствия, Его совета. Таков метод и это Движение сознания Кришны. Бог повсюду, Он готов вести вас, Он готов помочь вам, Он Отец и Он всегда готов помочь. Но, если мы не пользуемся Его руководством, если мы не принимаем у Него прибежища, это наша беда. Но почему вы не принимаете? Потому что ахам мамети, у нас привязанности. Это моя страна, это моя семья, это моя жена, это мои дети, моё, моё, моё...

00:26:40 Поэтому вы должны стать нир мама, избавиться от этого «моего». И почему вы принимаете это сознание? Аханкара. Аханкара значит «ложное отождествление». Все дерутся друг с другом, потому что из–за ложного отождествления: я – тело. Люди не знают. Поэтому мы в глубоком невежестве и потому здесь используется слово мудха. Это подходящее название. Мудха, негодяй. Мы называем всех негодяями. Это тяжелое слово, но на самом деле это факт. Они не знают, что есть что. Так, если вы действительно серьезно настроены на то, чтобы прекратить это невежество и мошенничество, и хотите вернуться домой к Богу, то вы должны принять Движение сознания Кришны, потому что благодаря сознанию Кришны вы в полной мере обретаете совершенные качества.

00:27:49 Предание Кришне – это совершенство разума. Поэтому Кришна говорит в Бхагавад Гите: [Шрила Прабхупада цитирует на санскрите]. Все борются за существование, пракрити стхани. В материальном мире все борются с умом и чувствами. Мы связаны чувствами и движимы умом, ману дхарма. До тех пор, пока мы идем на поводу у нашего метающегося ума – мы в опасности. Мы должны подняться над умом и опираться на разум. Разум позволяет нам понимать: тело я или что–то другое. И таким образом с уровня ума мы должны подняться на уровень разума. А с уровня разума мы должны перейти на уровень духовный и тогда вы сможете отказаться от сознания материального собственничества, полностью освободиться, предаться Кришне и обрести мудрость.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 01 August 2023
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 09 December 2023