Чистый преданный - это место паломничества

Женева - 01 июня 1974
В каждой религии даётся рекомендация посещать святые места паломничества. Совершенные преданные сами по себе являются святыми местами. История Видуры и Дхритараштры. Когда святое место переполняется последствиями грехов людей, преданный очищает его своим присутствием. Что такое бхагавата. Следующее тело будет определяться тем общением с материальными гунами природы, которое у вас было. Как поддерживать свою духовную силу.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:24:11 | качество: mp3 128kB/s 22 Mb | прослушано: 100 | скачано: 144 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, глава тринадцатая, текст десятый. Прочитана Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 1 июня 1974 года в Женеве.
Преданный: — Перевод: «О мой господин, воистину такие преданные, как ты — это олицетворённые святые места. Ты несёшь в своём сердце Личность Бога и потому превращаешь любое место в место паломничества»
[ШБ 1.13.10]

00:00:47 Шрила Прабхупада: — Итак, тӣртхӣ. Тиртха означает святое место паломничества. В каждой религии есть традиция посещать святые места паломничества. К примеру, в Индии есть множество святых мест: Гая, Праяг, Матхура, Вриндаван, Харидвар, Рамешварам, Джаганатха Пури, Навадвипа – множество. Некоторые из них очень известные, и помимо них есть много неизвестных мест. Также у мусульман есть традиция посещать Мекку, Медину. Христиане посещают Иордан в Иерусалиме. Итак, в человеческом обществе должен быть какой-то религиозный путь, иначе это общество животных. И в каждой религии даётся рекомендация посещать святые места паломничества. Это один из элементов. Другой элемент – это бха̄гавата̄с тӣртха-бхӯта̄х̣. Преданные сами по себе – то есть махабхагаваты, совершенные преданные – они сами по себе являются святыми местами. Они не только являются святым местом, но куда бы они ни пошли, они превращают это место в святое место, место паломничества.

00:02:37 Об этом рассказал Махарадж Юдхиштхира, когда Видура вернулся домой. Видура покинул дом, хотя он принадлежал к царской династии, его племянник Дурьйодхана обошёлся с ним неподобающим образом, и тот бросил дом. До начала битвы на Курукшетре. Он очень любил своего старшего брата Дхритараштру и потому всегда давал ему добрый совет: «Дорогой старший брат, почему ты плетёшь интриги против Пандавов?» Но тот не прислушивался к советам младшего брата. И тогда его сын, сын Дхритараштры Дурьйодхана понял: «Этот мой дядя постоянно подстрекает моего отца на неучастие в уничтожении Пандавов». И он очень грубыми словами обратился к Видуре.

00:03:56 Дело в том, что хотя Видура был сыном царя, он родился не от царицы. Он родился от служанки. В былые времена у цариц было множество служанок, и порой у них также появлялись дети от царя. Таких детей называли даси-путра. По закону они не являлись наследниками. Вот таким был Видура. Он родился не у царицы, но у служанки. Однако его старший брат Дхритараштра очень его любил. Он воспитал его, он женил его и дал ему достаточно богатства, собственности. Он был добрым по отношению к нему. И поэтому Видура чувствовал себя в долгу перед своим старшим братом и всегда давал ему добрые советы. И также он являлся великим преданным. Из-за раскола в семье он ушёл из дома.

00:05:16 После битвы на Курукшетре, когда всё закончилось, у Видуры по-прежнему сохранялась привязанность к своему старшему брату. «Мой дорогой брат, – сказал он, – сейчас, когда всё закончилось, все твои сыновья, ради которых ты так старался, плёл эти интриги, они убиты. А ты влачишь позорную жизнь. Ведь ты так плохо обошёлся с Пандавами, с твоими племянниками, ты хотел убить их, но тебе это не удалось. Произошла битва, и теперь всем твоим сыновьям и внукам пришёл конец. И тем не менее ты продолжаешь влачить позорное существование в доме своих племянников, с которыми ты так дурно обошёлся! У тебя нет стыда». Так он резкими словами отругал своего брата. И тот предался: «Мой дорогой брат, что же ты хочешь от меня?» И тот сказал: «Иди со мной прямо сейчас, не оставайся здесь». И тогда тот сразу же бросил дом и отправился совершать тапасью и обрёл спасение.

00:06:40 Итак, в данном случае, когда Видура вернулся, Юдхиштхира принимает своего дядю. Он знал: «Наш дядя Видура всегда был на нашей стороне. И он всегда пытался защищать нас». Он был очень рад. Когда происходила война между двумя кланами, Видура путешествовал по святым местам паломничества и общался со своим духовным учителем Майтреей. Поэтому, поскольку он путешествовал по святым местам, Юдхиштхира Махарадж хотел сообщить ему: «Мой дорогой дядя, ты такой возвышенный преданный, тебе даже не нужно посещать эти святые места паломничества, потому что где бы ты ни находился, это место превращается в место паломничества».

00:07:44 Поэтому Нароттам дас Тхакур говорит в своей песне: [санскрит]. Он говорит: «Посещать святые места паломничества – это тоже удовлетворение для ума. В действительности, если человек всецело предался лотосным стопам Кришны, он настолько возвышен, что куда бы он ни отправился, где бы он ни жил – это место становится местом паломничества». Об этом говорит Нароттам дас Тхакур. И в действительности это факт. Чистый преданный Кришны всегда думает о Кришне. Такие преданные не могут забыть Кришну даже на мгновение, они несут в себе Кришну. Поэтому, поскольку Кришна вместе с преданным, такой преданный, куда бы он ни направился, превращает любое место в место паломничества.

00:08:54 Также говорится, что обычные люди посещают святые места паломничества и оставляют там последствия своих грехов в этом святом месте. С этой целью они ходят в святые места. Они думают: «Всю свою жизнь, все те грехи, которые я совершил за всю свою жизнь, я оставляю здесь, и я очищаюсь». И это факт, человек очищается. Но обычный человек не знает, как поддерживать чистоту своей жизни. Поэтому, когда он вновь возвращается домой, он опять начинает грешить. Иногда он снова может отправиться в святое место. Например, в вашей христианской церкви люди каждую неделю ходят в церковь, чтобы искуплять свои грехи. Такой подход не очень хороший. Если вы очистились – оставайтесь чистыми.

00:10:06 Итак, когда святые места наполняются всеми этими последствиями грехов, и святой человек, направляясь туда, превращает это святое место в чистое место. Потому что святое место становится нечистым из-за того, что там собираются обычные люди и оставляют там свои грехи. Святое место переполняется этими последствиями грехов людей. Но это место вновь становится чистым, вновь становится святым, когда преданный посещает его. В этом смысл. Бхавад-видха̄ бха̄гавата̄х̣.

00:10:56 Итак, Бхагавата означает – тот, кто связан с Бхагаваном. Слово Бхагаван образуется от слова бхагавата. И всё, что связано с Бхагаваном, с Личностью Бога, называется бхагавата. Например, эта книга называется Бхагаватой, потому что она не имеет ничего общего ни с чем, кроме деяний Верховной Личности. Бхагавата. Есть два виды бхагаваты: книга-бхагавата и личность-бхагавата. Оба они настолько чисты, что всякий раз, где происходит чтение Бхагаваты, и читать Бхагавату должен бхагавата, личность-бхагавата, тогда это очень хорошо.

00:11:53 Бха̄гавата̄с тӣртха-бхӯта̄х̣. Они уже чистые, они являются святыми местами паломничества, такие люди. Поэтому бхагаваты путешествуют по всему миру, чтобы очищать обычных людей. Потому что они дӣна-четаса [ШБ 10.8.4]. Дӣна-четаса. Дина – значит бедный. Они думают, материалисты думают: «Я должен жить с удобствами. Я должен обеспечить всеми возможностями семью, или общество, или нацию, зарабатывать на жизнь и тратить на чувственные наслаждения». Такова их философия. Они не знают ничего более этого. Особенно в западных странах: им нет равных в создании возможностей для чувственных наслаждений. Например, мы были в очень хорошим парке. Они знают, как жить с комфортом в материальном мире, но у них нет духовных знаний. Этого не хватает. В этом изъян западной цивилизации. У них есть какое-то туманное представление о Боге, практически никакого представления. Но человеческая жизнь не предназначена для этой цели – лишь для комфортной материальной жизни. Они должны также знать о Бхагаване, они должны стать бхагаватой. Это ещё одна потребность.

00:14:01 Итак, движение сознания Кришны – это желание Кришны. Он видит, что эти люди практически не знают ничего о Бхагаване, и они должны научиться чему-то в движении сознания Кришны. Поэтому мы издали множество замечательных книг. Кришна хочет, чтобы они читали эти книги и старались понять философию Кришны, науку Кришны, науку Бога. Тогда их жизнь будет совершенной. В противном случае это однобокая цивилизация. Материальный комфорт – это не поможет. Ведь каким бы замечательным и чистым и материально комфортным вы ни устроили свой город, дом – вам не позволят там оставаться. Вот этого изъяна они не понимают. А после того, как вы покинете своё тело, никто не гарантирует вам того, какое тело вы получите. Вы непременно получите тело, согласно материальным законам. Но они этого не знают. Это ваше следующее тело будет определяться тем общением с материальными гунами природы, которое у вас было.

00:15:32 Есть три гуны материальной природы. Если вы находитесь под влиянием материальной гуны природы, допустим, добродетели, тогда вы вознесётесь на более высокий уровень жизни. Ӯрдхвам̇ гаччханти саттва-стха̄ [БГ 14.18]. Поэтому, по крайней мере, вы можете наслаждаться материальной жизнью. Но вы должны придерживаться образца брахманической культуры, тогда вам гарантируется более высокое рождение. Вы не деградируете, вы родитесь в высшей планетарной системе: Джаналоке, Махарлоке, Тапалоке, Сатьялоке. Однако если вы останетесь, какой вы есть сейчас, то вам придётся остаться в этой планетарной системе – Бхурлоке. Ом бхур бхувах свах тат савитур. У вас есть гаятри-мантра. Это называется Бхулока, наша система.

00:16:39 Бхуварлока, затем над ней райские планеты. Если вы соприкасаетесь с гунами невежества, глупостью, то вы деградируете, вы падаете. Джагханйа-гун̣а. Тамасика означает отвратительный характер. Отвратительный характер, то есть четыре вот эти вещи: незаконный секс, одурманивающие средства, употребление мяса и азартные игры. Это тама-гуна, проявление тама-гуны. Итак, если вы продолжаете соприкасаться с гуной невежества, то вы станете адхах̣. Адхах̣ – это то, что находится внизу. А внизу много других планетарных систем. Например, сверху есть Бхур, Бхувар, Свар, Джана, Махар и так далее, а внизу Тала, Атала, Витала, Талатала, Патала и так далее.

00:17:48 Итак, мы просим следующее. Мы не критикуем вас за то, что вы пытаетесь жить комфортной материальной жизнью, живите. Но не соприкасайтесь с гуной невежества, это очень рискованно. Это очень рискованно. По крайней мере, либо оставайтесь семьянином, либо живите как брахмачари или как санньяси. Но всегда пребывайте в добродетели. Тогда ваше положение надёжное и безопасное. Иначе вы очень рискуете. Но эти люди на Западе этого не делают. Они пребывают в гуне невежества. Это очень рискованная цивилизация. Так что по крайней мере вы, европейцы, американцы, вы должны знать об этом и раздавать это знание. Это ваш долг – спасти их. Они об этом не знают. Как только мы начинаем говорить о добродетели или о греховной деятельности – они сразу же уходят. Вчера пришёл вот этот джентльмен. И как раз в тот момент, когда я начал говорить о благочестивой деятельности и неблагочестивой деятельности, он сразу же ушёл. «Я тороплюсь на другую встречу», – сказал он. Таково положение вещей.

00:19:28 Если человек глуп, и вы при этом даёте ему хороший совет, он только рассердится на вас. Он не воспользуется. Если по доброте своей вы кормите змею… Змея очень любит молоко, им очень нравится молоко. Иногда заклинатель змей смешивает молоко с бананом и кормит их. Но в результате что происходит? В результате, как только змея становится сильной благодаря этой пище, её ядовитые зубы наполняются ядом. Например, в нашем здоровом теле, у нас есть разные нервы, разные части тела, и они становятся здоровыми от хорошей пищи. И точно так же самая важная часть тела змеи – это её зубы. А там, в полости зубов, смертельный яд. Когда они кусают, из дырочки в зубе выделяется яд, и человек погибает. Или животное погибает. Но это факт. Если вы заражаетесь какой-то болезнью, вам придётся страдать от этой болезни. Это факт, научный факт. Аналогично, если вы поражены какой-то гуной природы, то вам придётся страдать. Если вы пребываете в невежестве, вы получите тело животного.

00:21:17 Поэтому каждый из вас должен стать чистым преданным, первоклассным преданным. Что это значит? В эту эпоху это стало очень просто. Вы должны просто поддерживать чистоту, не участвовать в этих четырёх видах деятельности, запрещённой деятельности, и повторять Харе Кришна. Тогда вы будете совершенными преданными. И куда бы вы ни пошли, вы сможете очищать место вашего посещения. Где бы вы ни говорили, где бы вы ни сидели. Поэтому поддерживаете свою духовную силу. Тӣртха-бхӯта̄х̣. Если мы повторяем мантру Харе Кришна, это означает, что мы всегда храним Кришну в своём сердце. Это ничего не стоит. Вам не нужно изготавливать очень дорогой трон для Кришны. Вы можете представить в своём сердце: «В моём сердце я поместил алмазный трон, и там сидит Кришна». Это приемлемо и это произойдёт на самом деле.

00:22:34 Даже в уме своём вы можете думать: «У меня есть один алмазный трон, очень дорогой трон, потому что Кришна придёт ко мне, и Он сядет на него». В этом нет ничего ложного, это факт. Это реальность. Создайте такую ситуацию в таком сердце. «Вот Кришна сел. Я должен омыть Его стопы водой Ганги и водой Ямуны, переодеть Его, подарить Ему изысканные дорогие украшения, дать Ему что-нибудь поесть», – вы можете думать только об этом. Это медитация. Это прекрасный процесс. Вы можете сесть где угодно и думать о Кришне, о том, как Он сидит в вашем сердце и как вы Его принимаете. Это не иллюзия, это реальность. Это очень просто.

00:23:29 Если вы просто всегда будете носить Кришну в своём сердце, совершая служение с преданностью, возвышенное преданное служение, и повторять Харе Кришна, думать о Кришне, то куда бы вы ни направились, вы будете очищать то место. Это факт. И это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам». Старайтесь сохранять своё положение преданного, и насколько это возможно обучайте этих негодяев, которых привлекает этот материальный лоск. Пусть они обретут какое-то знание, и так вы сможете принести благо своим согражданам, своему обществу, своей семье. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 30 мая 2022