Смирение Царицы Кунти

Нью-Йорк - 12 апреля 1973
О четырёх классах людей в ведической цивилизации. Женщины, шудры и вайшьи также могут принять сознание Кришны, хотя и считаются не очень разумными. Смирение – признак вайшнава. Майя испытывает нас, не позволяя беспокоить Кришну напрасно. Пармахамса – тот, кто знает, что Кришна является причиной всех причин.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:15:06 | качество: mp3 96kB/s 10 Mb | прослушано: 72 | скачано: 112 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст двадцатый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 12 апреля 1973 года в Нью-Йорке.
Шрила Прабхупада:
— Итак, Кунтидеви смиренна – это признак вайшнава. Господь Кришна пришёл к Кунтидеви, чтобы взять пыль с её стоп, ибо Кришна считал Кунтидеви Своей тётей. И для того чтобы выразить ей почтение, Он коснулся её стоп. Он обычно касался её стоп. Но Кунтидеви, хотя и занимала такое возвышенное положение, практически на уровне Яшодамайи, великой преданной, она со всем смирением обратилась к Кришне: «Кришна, Ты достижим лишь для парамахамс. Как мы можем увидеть Тебя, мы, женщины?»

00:01:34 Итак, как сказано в «Бхагавад-гите»: стрийо ваиш́йа̄с татха̄ ш́ӯдра̄с [БГ 9.32]. В другом месте в «Бхагавате» говорится, шудра, стри и двиджа-бандху [ШБ 1.4.25]. Двиджа-бандху – это те, кто родился в семье брахмана или кшатрия, в благородных высших кастах. Согласно ведической традиции есть четыре класса: ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇ гун̣а-карма [БГ 4.13]. Сообразно качествам и деятельности, к первому классу относятся брахманы – разумные люди, далее идут кшатрии, далее – вайшьи и, наконец, шудры. Итак, согласно этой классификации женщины, шудры и двиджа-бандху относятся к одной категории. Двиджа-бандху – это те, кто родились в семье брахманов или кшатриев, но не обладают должной квалификацией. Человека нужно судить по его качествам. Это практично. Допустим, кто-то родился как сын верховного судьи. Это, опять же, не означает, что, так как он сын верховного судьи, он имеет право сидеть на судейской скамье. Только потому, что человек родился в семье брахмана, не обладая должными качествами, он притязает на положение брахмана. Такова деградация ведической цивилизации в Индии. Последний негодяй заявляет, что он брахман, при этом не обладая никакими качествами. По своим качествам он ниже шудры, тем не менее, заявляет, что он брахман. И люди верят ему.

00:03:46 Итак, здесь говорится: гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣. Не имея должной квалификации. Брахман – это прежде всего качества, это не тело. Можно привести множество аргументов, но люди не будут слушать. Они настроены очень враждебно против моего движения, потому что я делаю из европейцев и американцев брахманов. Они протестуют против этого. Но нам всё равно. Нам всё равно до того, что они говорят. И любой разумный человек не будет их слушать. Но против меня ведётся некая пропаганда, даже среди моих духовных братьев. Потому что они не могут это сделать, поэтому они ищут какие-то недостатки.

00:04:35 Шри Чайтанья Махапрабху говорит: [санскрит]. В каждом городе, каждой деревне мира будет проповедоваться Его движение. В чём состоит его движение? Значит ли это, что европейцы и американцы не станут брахманами? Ведь движение вайшнавов даже выше чем брахманизм. Тот, кто стал на путь бхакти-йоги, тотчас же поднимается на духовный уровень, брахма-бхута. Что же говорить о положении брахмана!
Итак, этот стереотип, это ошибочное представление уничтожило ведическую цивилизацию. И теперь мы пытаемся восстановить это. Этот путь предназначен для каждого. Кришна говорит: [санскрит]. Кришна говорит. Хотя, как правило, мы считаем стрийа, то есть женщин, шудр и вайшьев представителями низкого класса, однако, когда человек становится преданным, он или она уже не принадлежит к низкому классу. Те ’пи йа̄нти пара̄м̇ гатим. Преданное служение настолько прекрасно, что каждый. Как правило, женщин считают не очень разумными, шудры не очень разумны, вайшьев тоже не очень разумными людьми. Однако, если они принимают сознание Кришны, то они самые разумные.

00:06:48 Об этом сказано в «Чайтанье-Чаритамрите»: каждый, кто принял сознание Кришны, является самым разумным. И Чайтанья Махапрабху говорит: [санскрит]. Движение сознания Кришны не предназначено для каких-то жалких неудачников, нет. Оно предназначено для самых удачливых людей. Каждый, кто принял сознание Кришны, считается самым удачливым, ибо он предпринимает действия, ведущие к совершенству его жизни. Поэтому каждый, кто пребывает в сознании Кришны, исполняет добросовестно свои обязанности, является самым удачливым, самым совершенным человеком.

00:07:55 И это смиренно признаёт Кунтидеви. Хотя она находится в теле женщины, она преданная и её нельзя считать обычной неразумной женщиной. Она признала Кришну, она сказала, что Кришна – Верховная Личность Бога. «Хотя Он пришёл ко мне, с материальной точки зрения, как мой племянник, чтобы выразить мне почтение, но Он Верховная Личность Бога». Поэтому в предыдущем стихе она говорит: алакшйам̇ сарва-бхӯта̄на̄м [ШБ 1.8.18] – «Обычные люди не способны увидеть Тебя, хотя Ты находишься и внутри, и снаружи». В другом стихе так же говорится: «Глупцы и негодяи не способны увидеть Тебя». Это значит, что Кунти видит Его. Если бы она не видела Кришну, каков Он есть, как бы она могла сказать мӯд̣ха-др̣ш́а̄ на лакшйасе [ШБ 1.8.19]? И она говорит: пракр̣тех̣ парам – «Ты трансцендентен к этому материальному творению». Здесь она продолжает смиренно говорить.

00:09:21 Смирение – очень хорошее качество в преданном служении, поэтому Шри Кришна Чайтанья Махапрабху учит нас: необходимо быть терпеливее дерева, смиреннее травы, чтобы продвигаться в духовной жизни. Потому что будет множество трудностей, беспокойств. Мы находимся в майе. Как, например, если мы оказались в океане, нельзя ожидать там спокойного положения, нас всё время будет качать, раскачивать. Даже если вы находитесь на крупном судне, оно не находится в устойчивом положении, потому что в любую секунду могут прийти огромные волны. Итак, в этом материальном мире можно всегда ожидать опасностей, не стоит здесь надеяться на спокойную жизнь. Шастра говорит, что на каждом шагу здесь опасность. Но если вы стали преданным, то вы избегаете этого. Ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те [БГ 7.14]. В противном случае…

00:10:50 Итак, если вы становитесь на путь сознания Кришны, вначале майя будет посылать множество испытаний. Майя будет испытывать вас: насколько вы устойчивы. Она будет испытывать вас. Она тоже представитель Кришны, она не позволяет каждому беспокоить Кришну. Поэтому она устраивает суровые испытания. Приняли ли вы сознание Кришны, чтобы беспокоить Кришну, или вы действительно серьёзны? Такова обязанность майи. Итак, вначале майя будет устраивать испытания. И вы будете чувствовать множество беспокойств на вашем пути в сознании Кришны. Но, если вы остаётесь устойчивым… Что значит быть устойчивым? Если вы следуете правилам и ограничениям, повторяете шестнадцать кругов, то вы останетесь устойчивым. Если же вы пренебрегаете, то майя схватит вас сразу же. Майя всегда готова.

00:12:04 Мы находимся в океане, и в любую секунду могут прийти беспокойства, поэтому тот, кого это не выводит из равновесия, именуется парамахамсой. Поэтому Кунтидеви говорит: татха̄ парамахам̇са̄на̄м̇. Парама – значит высший, хамса – значит лебедь. Итак, парамахамса – значит совершенный хамса. Хамса – это лебедь. Если вы дадите лебедю молоко, разбавленное водой, он выпьет молоко и оставит воду. Аналогичным образом, тот, кто знает природу этого материального мира… Материальный мир создан из двух природ: низшей и высшей. Высшая природа – это духовная жизнь, а низшая природа – материальная жизнь. Итак, тот, кто оставляет материальную часть этого мира и принимает только духовную часть, именуется парамахамсой. Парамахамса.

00:13:22 Духовная часть – что это значит? Тот, кто… Как например, это тело: ваше тело, моё тело. Тот, кто знает, что функции этого тела действуют только благодаря душе, которая заключена в этом теле. Это правда. Это лишь внешнее покрытие. Аналогично, тот, кто знает, что Кришна является центром всей этой деятельности, есть парамахамса. Он знает факт. Итак, бхакти-йога предназначена для парамахамс, для тех, кто знает, что Кришна является центральным фактором. Ахам а̄дир хи дева̄на̄м̇ [БГ 10.2]. Итак, тот, кто знает, что Кришна является причиной всех причин, не только теоретически, но и практически, тот, кто убеждён в этом, является парамахамсой.
Итак, Кунтидеви смиренно признаёт: «Только парамахамсы способны понять Тебя, – амала̄тмана̄м мунӣна̄м, – те, кто посвятил себя бхакти-йоге. А кто мы? Мы просто женщины, мы относимся к низшему классу. Как мы можем понять Тебя?» Это её смирение. Она всё понимает, но, тем не менее, она считает себя обычной женщиной: «Как я могу понять Тебя?» Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | 04 сентября 2020