Понимание Бога даёт Сам Бог

Нью-Дели - 13 ноября 1973
Кришна приходит как сын Васудевы. Кто такой махатма. Смысл ведической цивилизации в том, чтобы побудить людей к праведным делам. Шрейа и прейа – вечное и преходящее благо. Три гуны материальной природы. Самая великая благотворительная деятельность в мире – сознание Кришны. Бог приходит как человек, но Он не один из нас. Истинный плод изучения «Бхагавад-гиты». Бога можно постичь от Него Самого или от Его представителя. Академическое знание – это не гьяна.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:33:10 | качество: mp3 96kB/s 23 Mb | прослушано: 88 | скачано: 109 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 Лекция по «Шримад-Бхагаватам» Первая песнь, вторая глава, тексты седьмой и восьмой. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 13 ноября 1973 года в Дели, Индия.
Шрила Прабхупада:
Ва̄судеве бхагавати
бхакти-йогах̣ прайоджитах̣
джанайатй а̄ш́у ваира̄гйам̇
джн̃а̄нам̇ ча йад ахаитукам

[ШБ 1.2.7]

00:00:31 Ва̄судева – это одно из имён Кришны, ибо Кришна явился как сын Васудевы. Всякий раз, нисходя в этот мир, Кришна приходит как сын Васудевы и Деваки. Кришна является Источником всех. Как же у Кришны может быть мать и отец? Кришну описывают как сарва-ка̄рн̣а-ка̄ран̣ам [«Брахма-самхита» 5.1] – причина всех причин. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: ахам а̄дир хи дева̄на̄м̇ [БГ 10.2]. Дева̄на̄м̇ – полубоги. Первым полубогом является Господь Брахма. Он первое живое существо в этой вселенной. Затем Вишну, Господь Шива, другие полубоги: Индра, Чандра, Сурья – миллионы полубогов. Как же Васудева может стать Его отцом? И потому Господа называют Ва̄судева, сыном Васудевы.

00:01:51 Дело в том, что в былые времена Васудева наложил на себя суровую епитимью: он хотел обрести сына, подобного Кришне. И Кришна согласился, Он сказал: «Подобного Мне – нет никого подобного». Кришна – асамордхва, нет никого, кто равен Ему, нет никого, кто выше. Поэтому в своей прошлой жизни Васудева хотел получить сына как Кришна. Но он не мог найти никого, подобного Ему, поэтому Господь согласился Сам стать его сыном. Смысл в том, что Кришна, Верховная Личность Бога, нисходя в этот материальный мир, играя роль обычного ребёнка, принимает Своего преданного как Своего отца, как Свою мать – вот так это происходит. Поэтому Кришна низошёл как сын Васудевы, и поэтому Его называют Ва̄судева.
В «Бхагавад-гите» сказано, что тот, кто умудрён духовным знанием, должен прийти к пониманию Ва̄судевы, тогда его знание будет совершенным. Это относится не к обычным людям, но к тем, кто действительно ищет Высшую Абсолютную Истину. К таким людям это относится. Бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте [БГ 7.19] – спустя многие-многие жизни такого поиска, они понимают, что Ва̄судева есть всё. Такие махатмы, такие великие души.

00:04:14 Махатма и шудратма, или дуратма. Те, чьё духовное знание глубоко, именуются махатмами. Каковы признаки махатмы? Махатмами не становятся, просто поменяв одежду или отрастив большую бороду. В шастре описывается качества махатмы: махатма не находится во власти материальной энергии, он принял прибежище духовной энергии, даивӣм̇ пракр̣тим. И его признак – бхаджантй ананйа-манасо [БГ 9.13], он не занимается ничем иным, кроме служения Верховной Личности. Бхаджанти. Бхаджа севайам. Здесь употребляется этот корень бхаджа-дхату, обозначающий настроение служения.
Бхаджанти, это слово бхаджанти используется в «Бхагавад-гите» во множестве мест. А̄рто артха̄ртхӣ джиджн̃а̄сур. Чатур-видха̄ бхаджанте ма̄м̇ [БГ 7.16]. Сукр̣ити – это благочестивые. Те, кто совершают праведные деяния, достигают уровня бхаджанти. Не всегда – об этом так же говорится в другом месте. Те, кто избавились от последствий всех своих грехов, те, кто действительно посвятили себя праведным деяниям.

00:06:25 Следовательно, в соответствии с нашей ведической цивилизацией людям рекомендуется поступать благочестиво. Если человек очень беден, если ему нечего пожертвовать или не на что провести жертвоприношение, то рекомендуется идти к Ганге и совершить омовение, это тоже праведная деятельность, благочестивые поступки. Таким образом, весь смысл ведической цивилизации заключается в том, чтобы побудить людей посвятить себя праведным делам. Потому что, совершая праведные поступки, однажды они поднимаются на уровень бхаджана.
В Индии людей с рождения обучают этому. Земля, Бхарата-варша, называется пунья-бхуми. До сих можно на Кумбха-Меле встретить миллионы людей, которые приходят туда, чтобы совершать омовение, чтобы погрузиться в воды Ганги. Потому что они считают это праведной деятельностью. Итак, в жилах индийцев течёт духовное устремление. К сожалению, лидеры этой страны сбивают людей с толку, и они становятся атеистами, как правило. Очень печальная ситуация. Так или иначе, совершая множество благочестивых деяний, человек приходит, поднимается на уровень бхагавад-бхаджана.

00:08:23 Есть четыре категории людей: страдающие люди, а̄ртах̣ [БГ 7.16]. Все страдают, но те, кто действительно по-настоящему страдает. Артха-артхӣ, вторая категория – это те, кто нуждается в деньгах. А̄ртах, джиджн̃а̄сух: также любознательные, стремящиеся познать Бога. И гьяни – те, кто обладают знанием. Эти четыре категории людей заняты поиском, и они начинают совершать бхаджан. Никто другой.
Другие люди называются душкр̣тинах̣ [БГ 7.15]. Их прошлое наполнено греховными поступками, они не могут обратиться к бхаджану.

00:09:14 Итак, здесь в «Шримад-Бхагаватам» Сута Госвами рассказывает на собрании в Наймишаранье: ва̄судеве бхагавати бхакти-йогах̣ прайоджитах̣. Если вы начинаете бхакти-йогу, ва̄судеве бхагавати, бхакти-йога может совершаться только по отношению к Бхагавану, ни к кому другому, шастра не говорит об этом. Бхакти означает – служить, а йога – это путь, метод. Об этом так же сказано в «Бхагавад-гите», «Бхагавад-гита» – это бхакти-йога. Мад-а̄ш́райах̣ [БГ 7.1] – приняв прибежище у Кришны или представителя Кришны. Кришна или представитель Кришны – вы должны принять прибежище у него. Мад-а̄ш́райах̣.
Нароттам дас Тхакур говорит: ашрайа лана бхадже, кришна таре на хи тйадже. Всякий, кто принимает ашрайа, начинает бхаджан, кришна таре на хи тйадже – Кришна не сможет отказаться от него. И в «Бхагавад-гите» так же говорится, в «Бхагавате» так же сказано: джиджн̃а̄сух̣ ш́рейа уттамам  [ШБ 11.3.21]. Любознательные, брахма-джигьяса. Ш́рейа означает – высшее благо, высшая цель в жизни.

00:11:19 Люди чрезмерно привязаны к преходящим благам. Как например дети: если вы дадите ребёнку конфетку, стоимостью в две пайсы, он очень привязан к ней. Но если вы захотите занять его уроками, домашним заданием, он не очень привязан к этому. Итак, есть две вещи: шрейа и прейа. Прейа – значит незамедлительное сиюминутное преходящее наслаждение, а шрейа – это то, что приносит нам благо в будущем. Итак, ш́рейа уттамам. Все что-то делают, например, ребёнок учится, для того чтобы в будущем быть счастливым, но это счастье, материальное счастье, имеет временный характер.
Даже если вы очень хорошее образование получите, станете серьёзным адвокатом или верховным судьёй, или займёте какое-то большое положение – всё это временное положение, потому что как только вашему телу придёт конец – придёт конец всему, и вам снова придётся рождаться. И больше вам никто не гарантирует, какое рождение вы получите. Предположим, вы родитесь снова среди людей: вам снова нужно будет учиться, снова прилагать усилия, чтобы занять большое положение. Поэтому здесь всё временно, анитйа.

00:12:48 Анитйа – это нечто преходящее, но здесь сказано ш́рейа уттамам. Уттамам – это удгата тамам йасмад. Этот материальный мир называется тамах, поэтому Веды советуют: тамаси ма джйотир гама [«Брихадараньяка-упанишада» 1.3.28] – не оставайтесь в этой темноте, попытайтесь выйти на свет, джйотир гама. Итак, это слово уттамам означает – трансцендентный, запредельный материальному миру.
Итак, есть шрейа – высшее благо жизни, запредельное этому материальному миру. Итак, тот, кого интересует шрейа, высшее благо жизни, превосходящее этот материальный мир, тот должен принять гуру. Уттамам. Как правило, люди идут и принимают гуру ради материальных благ, ради дешёвого аширвада [благословения], чтобы стать более богатым в материальном мире. Но это не шрейа, всему этому придёт конец. Это закончится с кончиной вашего тела.
Тело неизбежно ожидает конец, мр̣тйух̣ сарва-хараш́ ча̄хам [БГ 10.34], как говорит Кришна в «Бхагавад-гите»: «Я Смерть, и Я забираю всё в момент смерти», мр̣тйух̣ сарва-хараш́ ча̄хам. Вы можете накопить всё, что угодно: большой счёт в банке, большой небоскрёб, хорошая семья у вас может быть – но всё это отнимется у вас во время смерти. И начинается следующая глава. И вы уже не знаете, какая это будет глава. Это будет зависеть от вашей кармы, от того, насколько вы осквернены. В зависимости от состояния вашего ума, ваших мыслей, сада̄ тад-бха̄ва-бха̄витах̣ [БГ 8.6 https://vedabase.io/ru/library/bg/8/6/], вы получите соответствующее тело по законам природы.

00:15:34 Все трудятся, совершая карму, в трёх гунах природы. Этот материальный мир состоит из трёх гун материальной природы: саттва-гуна, раджа-гуна и тама-гуна. Если вы действуете в тама-гуне, вы подготавливаете тело в тама-гуне. Если вы трудитесь в раджа-гуне, то вы подготавливаете тело в раджа-гуне. То же самое относится к саттва-гуне. Всё это описано в «Бхагавад-гите».
И в чём разница между этими результатами? Ӯрдхвам̇ гаччханти саттва-стха̄ [БГ 14.18] – те, кто действует под влиянием саттва-гуны, достигают высших планетарных систем, таких как Джаналока, Махарлока, Тапалока, Брахмалока, Сатьялока, Сиддхалока. Они отправляются туда. Если вы желаете оставаться на средней планетарной системе, то вам нужно действовать в раджа-гуне. Те же, кто действует под влиянием тама-гуны, джагханйа, ведут себя отвратительно, отправляются в царство животных или на низшую планетарную систему. Так это работает. В зависимости от вашего осквернения.

00:17:02 Сат и асат-джанма [БГ 13.22]. Почему такое огромное разнообразие жизни на Земле? Кошки, собаки, деревья, обитатели вод, птицы, звери, люди, полубоги, цивилизованные и нецивилизованные формы жизни – так много! Почему такое огромное разнообразие? Ка̄ран̣ам̇ гун̣а-сан̇го ’сйа – в зависимости от общения с разными качествами, разными гунами, душа получает соответствующее тело.
Поэтому Чайтанья Махапрабху говорит: «Живое существо скитается по всей вселенной, брахма̄н̣д̣а бхрамите [ЧЧ Мадхья 19.151]. Иногда оно оказывается на этой планете, иногда на той планете, иногда в этом теле, иногда в том теле – так оно, как белка в колесе, крутится с незапамятных времён. Однако, волею случая, по своей удаче, если он соприкоснётся с истинным гуру, он обретёт Кришну». Гуру-кришна-крипая – по милости Кришны он обретёт гуру, и по милости гуру он обретёт Кришну, одновременно. Если он действительно серьёзно настроен по отношению к сознанию Кришны.

00:18:44 Это важно. Когда мы слушаем о Кришне, поэтому сат-санга необходима, она пробуждает сознание Кришны, дремлющее сознание Кришны в сердце каждого. В сердце каждого, потому что каждый является неотъемлемой частью Кришны. Как например, мальчик, который с детства ушёл из дома. По какой-то причине он расстался со своим богатым отцом и стал бродягой. Но если ему напомнить, он может вспомнить. Точно так же мы все сыновья самого богатого Отца. К сожалению, мы забыли. Мы думаем, что я американец, я индиец, я это, я то. Я усиленно тружусь в борьбе за существование. Поэтому самая великая благотворительность – это сознание Кришны. Мы напоминаем людям: вы сыновья такой великой личности, Кришны. Почему бы вам не вернуться к себе в родной дом, почему вы гниёте здесь, в материальном мире, страдаете! Такова наша миссия.

00:20:07 Итак, образование необходимо. Когда человек понимает, что я гнию здесь, в этом отвратительном месте, это отвратительное место. Не только эта планета, но любое место в этом материальном мире. Даже если вы отправитесь на Брахмалоку, где невозможно даже подсчитать продолжительность жизни и уровень жизни необычайно высок, тем не менее, куда бы вы ни отправились, джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи [БГ 13.9] присутствуют, этого невозможно избежать.
Итак, это знание, сознание Кришны, даже выше Брахмалоки, поэтому это самая великая благотворительная деятельность в мире – сознание Кришны, пробуждать сознание Кришны. И его возможно пробудить, если посвятить себя преданному служению Ва̄судеве, Кришне.
Например, эти юноши: европейцы, американцы, иностранцы. Они служат Ва̄судеве. Это арчанам [ШБ 7.5.23]: предложение арати, бхоги. А так же шраванам киртанам: пение, повторение мантры Харе Кришны и слушание о Кришне – это девять методов преданного служения. Это называется бхакти-йогой.

00:21:57 Здесь сказано: ва̄судеве, Кришна. Кто такой Кришна? Бхагаван, бхагавати. Он не обычная личность, не простой смертный, Он Бхагаван, кр̣шн̣ас ту бхагава̄н свайам [ШБ 1.3.28]. Есть много бхагаванов, но Изначальный Бхагаван – это Кришна. Таким образом, Кришна – Всевышний. Поэтому здесь сказано ва̄судеве бхагавати.
Не считайте Кришну простым смертным. Потому что Он приходит, чтобы показать, кто такой Бог. Он приходит как человек, но это не означает, что Он один из нас, людей. Например, если иногда губернатор приходит, чтобы осмотреть тюрьму, заключённые могут подумать: «О, теперь и губернатор стал одним из нас, он тоже стал заключённым». Как например, Махатма Ганди отправился в тюрьму, и вор-карманник подумал: «О, Махатма Ганди тоже один из нас». Это неправильно, это ошибочное суждение. Аваджа̄нанти ма̄м̇ мӯд̣ха̄ [БГ 9.11]. Потому что он мӯд̣ха̄, этот карманник, он думает: «Махатма Ганди тоже такой же как я». Или губернатор пришёл навестить тюрьму, поэтому он тоже как один из нас. Нет, Он приходит из сострадания.

00:23:46 Люди ищут Бога. Эти так называемые мудрствующие философы, великие учёные пытаются понять Бога: «Бог может быть такой, может быть такой». Почему «может быть»? Вы не знаете Бога, просто признайте – что вы не знаете, зачем вы обманываете? «Может быть», – это означает, что вы не знаете. Почему бы просто не сказать: «Я не знаю»? Но эти негодяи будут говорить «может быть так». Почему «может быть»? Вот Бог!
«Я такой», – Кришна говорит. Кришна говорит: «Вот Я». Ему поклоняются все мудрецы и святые. Когда Арджуна признал: «Кришна, Ты парам̇ брахма, Ты пурушам̇» [БГ 10.12-13 ]. Пурушам̇ – значит наслаждающийся. Ш́а̄ш́ватам̇ – значит вечно. Не подумайте, что сейчас Ты наслаждающийся, а раньше Ты был чем-то другим, нет. Ш́а̄ш́ватам̇ пурушам̇ адьям – изначальный.

00:25:12 Итак, таково описание Кришны. Прочитав «Бхагавад-гиту», если вы не поняли Кришну, если вы пытаетесь устранить Кришну, то что это за чтение «Бхагавад-гиты», это абсурд! Если человек действительно хочет понять «Бхагавад-гиту», если он действительно изучал, например, Арджуна – он признал: парам̇ брахма парам̇ дха̄ма павитрам̇ парамам̇ бхава̄н. Таков был опыт Арджуны, после того как он выслушал «Бхагавад-гиту». И он сказал: «Тебя признают такие великие души, как Асита, Нарада, Вьяса, Девала – великие души, – итак, свайам ча, – и Ты Сам говоришь о Себе. Мы слышали о Тебе из шастр, от великих учителей, и Ты Сам говоришь о Себе, поэтому я признаю, что Ты Парамбрахман», – вот плод изучения «Бхагавад-гиты».
Итак, Бог Сам рассказывает о Себе. Его признают великие учителя. Не только в былые времена, раньше, но даже пятьсот лет назад, семьсот лет назад великие ачарьи: Шанкарачарья, Рамануджачарья, Мадхавачарья, Вишну Свами – великие, знаменитые учителя. Пятьсот лет назад Шри Чайтанья Махапрабху. Все признают Кришну Верховной Личностью Бога. А эти негодяи пытаются исследовать, понять, кто такой Бог. Бог стоит перед вами, а вы проводите исследования!
Итак, те, кто ищут Бога, если они выдвигают какие-то положения – это всё вздор, обман. Вы не знаете Бога, признайте! Это очень хорошо, но зачем вы выдвигаете эти предположения? Бог не подчиняется вашим досужим домыслам. Это подтверждается в «Брахма-самхите»:
пантхас ту коти-шата-ватсара-сампрагамйо
вайор атхапи манасо муни-пунгаванам
со пи асти йат-прапада-симни авичинтйа таттве
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

[«Брахма-самхита» 5.34]

00:27:47 У нас есть опыт полётов на самолёте: он развивает скорость до девятисот километров в час. Здесь сказано, на самолёте летят со скоростью звука, или даже со скоростью ума. Вы можете понять, что такое скорость ума: например, вы сидите здесь и тут же оказываетесь в Лондоне, за пятнадцать тысяч километров отсюда. Вы можете представить себе скорость ума: это даже не девятьсот и не полторы тысячи километров в час; скорость ума – это миллионы миль в секунду, вот что такое скорость ума.

00:28:36 Итак, сказано: если вы будете перемещаться с такой скоростью, коти-шата-ватсара-сампрагамйо, в течение миллионов лет, чтобы достичь Бога, – вы не сможете Его достичь. И кто не может? Муни-пунга – великие святые. Тем не менее, авичинтйа таттве – Он остаётся авичинтйа таттвой, непостижимым. Его невозможно постичь. Найам атма правачанена лабхйах [«Катха Упанишад» 1.2.23] – в Ведах сказано, одними спорами, рассуждениями, невозможно постичь Бога. Вы должны постичь Его от Него Самого или от Его представителя. В противном случае ничего не выйдет, таков путь.
Поэтому сказано ва̄судеве бхагавати. Если вы посвящаете себя преданному служению – никакой другой йоги. Гьяна-йога, карма-йога, дхьяна-йога, хатха-йога не позволят достичь этого, потому что в «Бхагавад-гите» сказано, Кришна говорит: бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти [БГ 18.55]. Кришна никогда не говорил, что Его можно достичь путём гьяны, или кармы, или йоги, нет, не сможете. Бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти. Он говорит Арджуне в «Бхагавад-гите»: бхакто си прийо си ме [БГ 4.3].

00:30:21 Итак, без бхакти, без бхакти-йоги нет никакой возможности постичь Бога, не сомневайтесь в этом. Поэтому «Бхагавата» говорит: ва̄судеве бхагавати бхакти-йогах̣ прайоджитах̣. Если вы воспользуетесь методом бхакти-йоги, будете свершать её по отношению к Верховной Личности Бога, какого результата вы достигаете? Джанайатй а̄ш́у ваира̄гйам̇ джн̃а̄нам̇ ча йад ахаитукам.
Для достижения совершенства в жизни необходимо две вещи: гьяна и вайрагья. Гьяна – это совершенное знание. Что такое совершенное знание? Ахам брахмасми: я не американец, не индиец, ни то, ни другое, я брахма-васту, Я неотъемлемая часть Бога. Бог – Парабрахман, я тоже Его неотъемлемая часть, поэтому я тоже Брахман. Неотъемлемая часть золота – это тоже золото. Необходимо осознать, что я не тело, не материя, я душа, неотделимая часть Верховной души – это называется гьяна.

00:31:40 Гьяна – это не разные научные степени, всё это не гьяна. Это лишь экспансии агьяны. Так называемое академическое образование, разные научные степени – это лишь проявление агьяны. Поэтому чем больше у человека академического образования, чем более великий он учёный, так сказать, образованный, тем более он безбожен. Это означает, что он всё глубже и глубже погружается в агьяну.
Ибо гьяна – значит познание Бога, а научное образование – это не настоящая гьяна. А не аджн̃а̄нава̄н. Если вы не знаете Бога, если вы не знаете себя, если вы не знаете своих отношений с Богом, то где ваша гьяна? Ваша гьяна предназначена для еды, сна, секса, как у кошек и собак – у них тоже есть эти знания. Неужели вы хотите сказать, что знания, позволяющие вам лучше есть, лучше спать, лучше заниматься сексом, – это гьяна? Нет, это всё агьяна. Всем этим занимаются кошки и собаки. Подлинная гьяна – это познание ахам брахмасми. Вот что такое настоящая гьяна.
А что такое вайрагья? Если вы не проявляете интереса к материальному миру, но питаете подлинный интерес к духовной жизни, вы сможете достичь успеха в жизни. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | 14 апреля 2020