Кришна поддерживает всех

Каракас - 23 февраля 1975
Что такое дхарма. Истинная религия свободна от материальных мотивов. Тройственные страдания нельзя контролировать, но можно стать трансцендентным по отношению к ним. Совершенное знание можно получить от совершенных, освобождённых, личностей. Как стать умиротворённым. Ответы на вопросы. Как один вид эволюционирует из другого вида?
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:45:32 | качество: mp3 192kB/s 63 Mb | прослушано: 83 | скачано: 54 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад–Бхагаватам», песнь 1, глава 1, текст 2. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 23 февраля 1975 года в Каракасе, Венесуэла.

00:00:54 Итак, как правило, под дхармой понимается своего рода вера, дхарма. Но в действительности у дхармы другое значение. У вас есть вера, у других её может не быть, но это не факт. Факт – это то, что признают все, есть у них вера или нет. На санскрите, в ведических текстах, под дхармой имеется в виду кодекс, или законы, данные Богом. Есть вера или нет – не это имеет значение. Кодекс, или законы, данные Богом, — вот это факт. Например, закон дан государством.

00:02:32 Верите вы в него или не верите – вы должны ему следовать. Например, на улице стоит знак «движение по правой стороне», верите вы в него или не верите – вы должны этому следовать, это закон, данный государством. И это нельзя изменить ни при каких обстоятельствах. Поэтому дхарма – это не просто какая–то вера, это нечто обязательное. И обязательный закон состоит в том, что Бог велик, а мы подчинены, мы слуги Бога. Верите вы в это или не верите, вы будете всё равно принуждены следовать законам Бога. В точности как с законами государства, у вас может быть вера в них, а может и не быть её, но вы должны им следовать, иначе вас заставят.

00:04:23 Итак, словарное значение слова дхарма – некая вера – не является верным. Дхарма значит, что вы обязаны следовать законам, данным Богом. Например, наши материальные условия: это рождение, смерть, старость и болезни. Кто–то может сказать: «Я не верю в смерть, это всё ложь». Верите в это вы или не верите – вам придётся умереть. Аналогично, верите вы или нет, – вы вынуждены рождаться. Смерть – это когда мы оставляем наше нынешнее тело и получаем другое. Это доходчиво объясняется в «Бхагавад–гите»: татха дехантара–праптир – «Как ребёнок вынужден получать тело мальчика, мальчик неизбежно получит тело юноши, юноша превратится в старика». Это закон Бога, и вам придётся ему следовать. И когда это тело уже становится бесполезным, вам придётся принять другое тело и начать новую жизнь. Таков закон природы, или закон Бога.

00:07:08 Природа – это мёртвая материя, природа не может действовать сама по себе, не управляемая Богом. Глупые люди считают, что природа действует сама по себе, но так они считают по своему невежеству. Природа функционирует по воле Верховного Господа. Об этом говорится в «Бхагавад–гите», Господь говорит: «Под Моим надзором функционирует материальная природа», – и поэтому мы видим в мире столько удивительных изменений. Итак, природа действует по указанию Верховного Господа, а мы повинуемся строгим законам природы. Поэтому мы вынуждены следовать этому естественному ходу вещей. Как, например, я уже объяснил: мы переходим из детства в юность, из юности в старость – это естественные законы природы. И после старости вам придётся сменить своё тело и получить новое.

00:09:39 Если мы говорим: «Я не верю в законы материальной природы, я могу их избежать», – это невозможно. Поэтому дхармаозначает, что у вас может быть вера, а может её и не быть, вы должны подчиняться законам природы. Поэтому люди говорят: «Неотвратимо как смерть», я могу думать, что мне нет дела до смерти, её вообще нет, но она произойдёт. Поэтому какой вывод: вы не можете придумывать законы религии. Религия, придуманная человеком, не представляет ценности. Есть много религиозных систем, созданных человеком: индуизм, христианство, ислам… Та религия, эта религия… Это своего рода вера, но религия означает указание, или законы Бога. Поэтому здесь говорится: дхармах проджджхита–каитаво, каитаво означает религиозная деятельность, преследующая материальные цели.

00:11:51 Но истинная религия означает: есть Бог, есть я, Бог велик, я подчинён Ему, я должен следовать законам Бога. В настоящий момент, повинуясь чарам иллюзии материального мира, мы забыли о нашей истинной религии. Настоящая религия — значит возрождение нашего сознания. Мы говорим сознание Кришны, или сознание Бога, благодаря этому мы согласны следовать законам Бога. И Кришна в «Бхагавад–гите» в конце говорит: «Вы придумали столько разных религиозных систем. Оставьте всё это, просто предайтесь Мне». Поэтому истинный вывод таков: истинная религия означает предание Богу.

00:14:09 В другом месте «Шримад–Бхагаватам» говорится: это высочайшая религия. Какая? Са ваи пумсам паро дхармо, высочайшая религия – это та, которая учит нас преданию Богу и любви к Нему. Ахаитукй — значит бескорыстная, а апратихата – то, что невозможно остановить. Йайатма супрасидати если вы подниметесь на такой уровень религии, то вы обретёте полное удовлетворение. В целом существует четыре принципа в человеческом обществе, а именно: дхарма, артха, кама и мокша. Это означает, что, прежде всего, нужно стать религиозным, затем вы решаете ваши экономические проблемы, затем удовлетворяете свои чувства, и затем вы становитесь единым с Богом.

00:15:55 Так рассуждают те, кто следует принципам Вед. Не только они, но и другие – те, кто следует так называемым религиозным системам. Например, христиане идут в церковь и просят: «Боже, дай нам хлеб наш насущный». Они просят у Бога хлеба, Бог обеспечивает нас хлебом, мы едим и наслаждаемся. Подобное сознание присутствует и в индуизме: «О Боже, пошли мне денег, я очень беден. Я страдаю от болезней, пожалуйста, излечи меня». То есть повсюду мы видим какой–то мотив в религиозности. Но религия не предназначена для решения экономических проблем. В настоящий момент люди становятся безбожниками, потому что сейчас люди преуспели в образовании, в знании, они думают: “Зачем мне обращаться к Богу за хлебом, я буду зарабатывать деньги независимо и куплю этот хлеб. Зачем мне идти в церковь?” И видя этот мотив в религии, коммунисты пользуются этим и они проповедуют безбожие.

00:18:39 В коммунистической стране простодушные деревенские люди идут в церковь и просят там хлеба. А когда они выходят из церкви, коммунисты подходят к ним и говорят: «Ну что, вы получили хлеб?» И они говорят: «Ну, а теперь у нас хлеба попросите». И те просят: «О партийный лидер, пожалуйста, дай нам хлеба». И те обеспечивают их огромным количеством хлеба: «Берите, сколько хотите». И затем они спрашивают у жителей: «Кто же вас накормил хлебом?» Они говорят: «Партийные лидеры!» И так они проповедуют им: нет необходимости идти в церковь и просить хлеба у Бога.

00:20:00 А те на практике в этом убеждаются: мы сходили в церковь, просили там хлеба, хлеба нет, но, как только мы попросили у коммунистов, они сразу обеспечили нас им в большом количестве. Но эти простодушные люди не понимают, что коммунист, этот партийный лидер, он взял этот хлеб не у своего отца, а из запасов Бога. Они простые люди, они не знают, что на самом деле хлебом обеспечивает Бог, потому что компоненты, из которых сделан этот хлеб – это зерно, это пшеница, её не создал партийный лидер, их создал Бог. Поэтому вывод таков: если мы обращаемся к Богу ради какой–то материальной выгоды, то нас могут обмануть на какое–то время. Поэтому говорится: дхармах проджджхита–каитаво, от такой мотивированной религиозной системы «Бхагаватам» совершенно свободен.

00:22:12 Разумные люди должны понимать, что Бог обеспечивает пищей огромное число живых существ, неужели Ему трудно обеспечить меня. В мире насчитывается 8 400 000 разных форм живых существ. Из них только 400 000 форм относится к человеческим. К 8 000 000 относятся рыбы, деревья, разные растения, насекомые, птицы, звери. Их насчитывается восемь миллионов. И Бог кормит их всех. Сегодня утром мы гуляли в парке, и мы видели там множество разбросанных по земле плодов. Это означает, что птицы их клевали.

00:23:42 И этих плодов было очень много. Это означает, что Бог обеспечил едой большое число живых существ, и им не нужно даже просить Его об этом. В африканских джунглях есть тысячи слонов, они за раз съедают огромное количество пищи, но тем не менее Бог кормит их. На самом деле, если говорить о практической стороне дела, я путешествовал по всему миру, и я видел огромное пространство земли. Мы можем производить пищу в десять раз больше, чем нужно нынешнему населению мира. Поэтому нет необходимости обращаться к Богу из мотива получить что–то материальное от Него, получить материальное удовлетворение.

00:22:51 Ведические тексты сообщают нам описание Бога: Он такое же живое существо, как и мы, Он вечен, как мы – нитйо нитйанам четанаш четананам, но в чём разница между Ним и нами? Говорится: эко бахунам йо видадхати каман – «Этот один Бог обеспечивает всем необходимым многих». Итак, мы не должны обращаться к Богу ради экономического удовлетворения, ради хлеба, ради дров или ещё каких–то потребностей нашей жизни. Бог обеспечил пищей каждого: обитателей вод, птиц, животных, деревьев, слонов и так далее, четырёхногих животных – почему Он не обеспечит и людей? Люди тоже есть и нецивилизованные, те, кто живёт в лесах. У них нет условий для экономического развития, или они просто не умеют это делать, но они получают необходимую им пищу.

00:27:54 Нужно стараться развивать сознание Бога, не отвлекаясь на что–либо ещё, потому что счастье и страдание приходят естественным образом, нам не нужно прилагать для этого отдельных усилий. Все стремятся к счастью, никто не стремится к страданиям, но страдания приходят непрошенные к нам. Точно так же шастра говорит: как и страдания приходят без нашего на то желания, так же и счастье придёт без наших на то усилий. Пока мы находимся в материальном мире, так называемые счастье и страдания, они будут приходить и уходить, но, что касается человеческой жизни, то человек должен прилагать усилия на то, чтобы возродить свои отношения с Богом.

00:29:20 В этом наша главная задача. Счастье и страдания подобны сменяющимся временам года. Например, зимой очень холодно. Но это не продлится долго. И летом очень жарко, но это тоже не продлится долго. Это приходит и уходит. Поэтому, пока мы находимся в материальном мире, так называемые счастье и страдания будут приходить и уходить, и нам не нужно беспокоиться об этом. Просто нужно стараться развивать своё сознание Кришны, сознание Бога.

00:00:00 Человек не знает, как правильно жить. Люди только и делают, что пытаются поддержать своё тело денно и нощно, ради этого они прикладывают усилия. Но мы должны сделать такой вывод: если Бог может обеспечить пищей миллионы разных животных, то почему Богу не обеспечить всем необходимым человеческое общество? Поэтому не старайтесь использовать религию ради материальных благ, но старайтесь возродить свои отношения с Богом и старайтесь полюбить Его. И такая религиозная система описана в «Шримад–Бхагаватам». Это религия, не имеющая под собой материальных мотивов, но религия, которая учит любви к Богу. О такой религии, которая учит любить Бога, говорится здесь: шивадам тапа–трайонмуланам. Шивадам означает благо, великое благо. А также она устраняет тройственные страдания полностью, на корню уничтожает их.

00:32:57 Из–за того, что у нас материальное тело, мы испытываем тройственные страдания в материальном мире. Первый вид страданий – это адхьятмика. Адхьятмика значит страдания, вызванные материальным телом и умом. Другой типа страданий – это адхибхаутика, страдания, причиняемые другими живыми существами. И третий вид страданий приходит со стороны природы, например, землетрясения, голод, эпидемии и так далее. Мы их не можем контролировать, у нас нет власти над этими страданиями.

00:34:25 Поэтому говорится, что если вы станете на путь этой религиозной системы, то есть той, которая учит любить Бога, то вы будете трансцендентны ко всем этим страданиям материального мира. И эти знания, эта практика дана в «Шримад–Бхагаватам», которая составлена не обычной личностью, но шримад–бхагавате маха–муни–крите – великим мудрецом Вьясадевой, он дал нам его. Обычная литература грешит множеством ошибок: там обман, иллюзия и несовершенство. У каждой обусловленной души, такой, как мы с вами, есть четыре изъяна, четыре недостатка, а именно: мы склонны совершать ошибки, мы иногда впадаем в иллюзию, иногда мы не знаем, как поступить правильно, иногда мы говорим «возможно», «может быть», «скорее всего» – это не знание, это обман.

00:36:21 Более того, мы должны знать, что наши нынешние материальные чувства несовершенны. Например, мы очень гордимся нашими глазами, мы говорим: «Вы можете показать мне Бога?» Но наши глаза, они совершенны, пока есть свет. Наше зрение зависит от определённых условий, поэтому и каждое чувство, которым мы обладаем, тоже несовершенно. Мы приобретаем знание при помощи разных наших чувств, и поскольку они несовершенны, то то знание, которое мы получаем при помощи этого, также несовершенно.

00:37:30 Если мы получаем знание от тех, кто освобождены, то это знание совершенно. Таков путь получения знания в Движении Сознания Кришны: мы получаем знание от совершенной личности. Здесь говорится, что, поскольку «Шримад–Бхагаватам» дал Вьясадева, совершенная личность, мы должны получать это знание в форме «Шримад–Бхагаватам». Подтверждением этому является то, что сейчас мы безбожники, у нас нет знаний о Боге, но если мы читаем «Шримад–Бхагаватам», то мы тотчас же осознаём Бога.

00:39:00 Например, вы в реальности можете убедиться в этом, посмотрев на этих юношей, на этих девушек, которые присоединились к этому Движению Сознания Кришны, потому что они читают «Шримад–Бхагаватам», «Бхагавад–гиту», и они постепенно осознают Бога и свои отношения с Ним. Пока мы не осознали Бога и наше положение, пока мы не стали любящими Бога, не может быть и речи о мире в сознании. Поэтому здесь говорится, здесь рекомендуется: если вы хотите мира в уме, постарайтесь понять Бога, постарайтесь понять свои отношения с Богом и действуйте соответственно. И вы тотчас же обретёте мир. Как только вы становитесь умиротворёнными, ваша жизнь становится успешной. Спасибо большое.

00:40:18 Вопрос: Не могли бы вы объяснить, что учёные называют мутацией? То есть как один вид эволюционирует из другого вида?
ШП: При помощи ума, разума и эго. В момент смерти вы думаете о том, что вы делали на протяжении своей жизни. И то состояние сознания, которое сформировалось у вас к моменту смерти, перенесёт вас в другую форму жизни, которая будет определяться вашим состоянием сознания. Мы не видим ума, не видим разума, хотя мы говорим, что у меня есть ум, у вас есть ум, и у вас есть разум, и у меня есть разум, но мы этого не видим, это очень тонкая вещь. Но после уничтожения нашего физического, грубого тела, тонкое тело переносит меня в другое грубое тело. У нас есть реальный опыт этого, ум настолько силён – вы можете сидеть здесь, но во мгновение вы можете перенестись мыслями в свой родной дом или на свою родину, которая может находиться в десяти тысячах милях отсюда. Приводится пример сада роз: ветер переносит аромат этих роз из одного места в другое.

00:43:07 То состояние сознания, которое мы сформировали в этой жизни, перенесёт нас в следующую жизнь, и природа даст нам соответствующее тело. Если мы думаем о собаке, возможно, мы перенесёмся в тело собаки. Если я думаю о Боге, то я перенесусь в божественное тело. Мы рассеиваем нашу любовь на столько разных объектов в материальном мире, но мы должны сосредоточить эту любовь и перенести её на Бога. И это называется успешной жизнью. Итак, если мы думаем о Боге, мы очищаемся, и следующим шагом мы переносимся в царство Бога. Если же мы думаем о материальных вещах, то мы снова перенесёмся в другое материальное тело.

00:44:42 Движение Сознания Кришны предназначено для того, чтобы научить людей думать постоянно о Боге. Если мы практикуем именно так, то, покинув наше нынешнее тело, мы окажемся в теле, которое подобно телу Бога. Такое тело называется сат–чит–ананда. Сат значит вечное, чит значит исполненное знания, ананда значит исполненное счастья. Наше материальное тело является прямой противоположностью: оно не вечное, не исполнено знания и не исполнено счастья.
Обрыв записи.

транскрибирование: Анна Дубровина | 06 ноября 2019