Ведические и современные правители

Майапур - 26 октября 1974
Махарадж Юдхиштхира был очень опечален после битвы на Курукшетре. Что такое священная война. Святой человек дорог как здравомыслящим людям, так и негодяям. Ведические цари следовали наставлениям святых людей. О современных правителях.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:19:08 | качество: mp3 128kB/s 17 Mb | прослушано: 69 | скачано: 129 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст сорок шесть. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 26 октября 1974 года в Майапуре.
Преданный:
— «Ничто не могло утешить царя Юдхиштхиру в его горе: ни наставления великих мудрецов во главе с Вьясой, ни Сам Господь Кришна, вершитель сверхчеловеческих дел, ни примеры из истории».

00:00:31 Шрила Прабхупада:
вйа̄са̄дйаир ӣш́вареха̄джн̃аих̣
кр̣шн̣ена̄дбхута-карман̣а̄
прабодхито ’пӣтиха̄саир
на̄будхйата ш́уча̄рпитах̣

[ШБ 1.8.46]

00:00:46 После битвы на Курукшетре, когда всё улеглось, Махарадж Юдхиштхира, которого хорошо знали как Дхармараджа – великого праведного царя, был очень опечален. Говорится, что в течение восемнадцати дней битвы на Курукшетре погибло шестьдесят четыре крора людей. Итак, Махарадж Юдхиштхира, будучи очень праведным, не мог стерпеть этой мысли о том, что столько людей погибло лишь ради того, чтобы он взошёл на трон царства. Его это очень печалило: «Ради меня погибло столько людей! Сколь же грешным я стал, хотя и собираюсь стать царём».

00:02:02 Но у него не было повода для печали. Даже такие великие учёные, мудрецы, как Вьяса, поэтому здесь и сказано вйа̄са̄дйаир. Не только Вьяса, там был также и Кришна. Он Ишвара, не только обычный Ишвара, но Он высший Ишвара. Ишвара – значит властелин. Итак, есть разные властители, но высший властитель – это Кришна. И Он также пытался убедить Махараджа Юдхиштхиру, что это был долг. Для кшатрия сражение в священной войне – дхарма-юддха. По этой причине поле битвы на Курукшетре называют дхарма-кшетра. Хотя была война, но поле сражения не было обычным полем, это дхарма-кшетра. Поскольку бой вёлся в присутствии Кришны. Дхарма-сету – воплощение всей религиозности. Под Его надзором, под Его оком шла эта битва, поэтому это сражение не было обычной войной.

00:04:05 Люди не могут понять, что сражение может быть религиозным принципом. Да, сражение также может быть религиозным принципом, но это не относится к нынешним сражениям. Сейчас войну ведут политики по собственным прихотям, они объявляют войну, но это не религиозная, не священная война. Это отвратительно. Они делают это, чтобы служить своим политическим целям. Когда политики не способны управлять уже массами людей, неудовлетворённых людей, они организуют клику, чтобы объявить войну какую-нибудь и отвлечь внимание народа. Это политика. Но битва на Курукшетре не была такой войной. Нужно понимать, что битва на Курукшетре была дхарма-юддхой. Почему было решено, что сражение будет проходить на дхарма-кшетре? Они должны были сражаться, йуйутсавах̣ [БГ 1.1], и было решено, что бой неизбежен, но почему они выбрали дхарма-кшетру?

00:05:40 Это ведическая традиция, даже до сего дня в деревнях, этого уже нет в городах, в городах, как только возникает какое-то непонимание между тобой и мной, мы идём в суд, уголовный или гражданский, чтобы решить спор. И уходят годы, чтобы решить вопрос. Он тянется и тянется. Я видел это на протяжении поколений. Одно поколение начало тяжбу в суде, следующее поколение её продолжает. Но если люди сознают Кришну, то всё можно решить за несколько минут. До сих пор среди деревенских жителей эта традиция жива. В Индии, когда возникает ссора, они идут к святому человеку или в храм, чтобы решить вопрос.
Как, например, когда Санатана Госвами жил во Вриндаване, на этой территории, когда две стороны что-то не поделили, они шли к Санатане Госвами: «Баба́». Баба́ – это святой человек. Они шли к Санатане Госвами и просили его выступить в качестве посредника, судьи, чтобы разрешить их спор. И какое бы заключение он ни давал, они принимали его: «Баба́ сказал, значит это правильно». Поэтому Шринивас Ачарья молился Госвами: дхирадхира [«Шри Шри Шад Госвами Аштака»].

00:07:44 Дхирадхира-прийау. Есть две категории людей. Одна это дхира: учёные, здравомыслящие, спокойные, они преисполнены знания, мудрости. Поэтому их называют дхирами. И Кришна говорит: дхӣрас татра на мухйати [БГ 2.13]. Здесь конкретно сказано: дхира. Дхира – значит умиротворённый, образованный. Как правило, на английском языке мы говорим джентльмен. Джентльмен – это образованный, спокойный, вдумчивый человек. Сейчас уже другие джентльмены. Сейчас об этом судят только по одежде. Итак, дхира и адхира. Есть две категории людей. И Госвами были дороги обеим категориям людей. Дхирадхира – это признак святого человека. Саматӣтйа – у них нет врага. Аджа̄та-ш́атравах̣. Даже адхира считают святых своими друзьями, тем более дхира. Пан̣д̣ита̄х̣ сама-дарш́инах̣ [БГ 5.18]. Вот кто такой дхира.

00:09:26 Итак, эти святые также советовали, Вьясадева. Не только Вьясадева, были и другие великие святые. Монархия, существовавшая в ведической цивилизации, не сродни этой монархии. Например, мы знаем из истории, монарх – кто такой? Тот, у кого много денег, и он тратит их на вино и женщин. Нет, не о таких монархах идёт речь. Монархия – это царь, идеальная монархия – это такие цари как Юдхиштхира, Махарадж Парикшит. Они были глубоко сведущими в духовной науке, в управлении государством, в экономическом развитии. Они во всём имели совершенное образование, и они руководствовались наставлениями таких святых, как Вьясадева. Махарадж Рамачандра руководствовался наставлениями Васиштхи.

00:10:39 Итак, цари следовали советам комитета святых людей, великих учёных образованных, святых людей, брахманов. Они давали советы царю. Царь уже был образован. Как был случай с царём Веной Махараджем, отцом Притху Махараджа. Он был выскочкой. Поэтому сообщество образованных брахманов и святых убили его. Поскольку он не прислушивался к собранию святых брахманов, он был убит. А его сын, Махарадж Притху, был возведён на трон. Было много таких случаев. Если царь превращался в заносчивого правителя, брахманы, они настолько могущественные были, им не требовалось никакое оружие – они могли убить одним своим словом.

00:11:45 Итак, нынешняя монархия иного рода. Сейчас люди обращаются к демократии. Демократия, о ней также сказано в «Шримад-Бхагаватам». О том, что в Кали-югу уже не будет монархии, или царства, которым управляют кшатрии, но среди людей тот, кто будет наиболее ловким и хитрым, умея манипулировать голосами народа, он будет добиваться положения на троне так или иначе. Поэтому люди, они в такой беде, поскольку разные негодяи, они не мытьём так катаньем пробиваются, путём голосования становятся президентами, министрами и так далее. Они не знают, как управлять, как приносить мир в страну.

00:12:47 Но эта монархия, Махараджа Юдхиштхиры, только посмотрите. Ради своего интереса, он видел, что было убито столько человек, и он очень сожалел очень об этом. Представьте себе, а кто-то разделяет Индию: «Дай-ка я стану премьер-министром». Мы знаем политическую ситуацию в Индии, когда было выдвинуто предложении о разделении, Ганди был совершенно против этого, этого разделения. Он сказал: «Лучше не будет никакой независимости, но я не позволю стране разделиться». Он очень был твёрд в этом. Но, когда он отсутствовал, тем временем наш великий премьер-министр подписал соглашение о разделении. Потому что он хотел быть премьер-министром в любом случае – пусть страна катится в ад! Вот что значит политика сейчас.

00:13:57 Юдхиштхира Махарадж не был таким. Он не думал: «Надо стать царём во что бы то ни стало, пусть люди гибнут, мне всё равно». Нет, он так сожалел. Настолько сожалел, что даже наставления Кришны и таких святых, как Вьясадева, не могли его успокоить. Он так был опечален. Конечно, он согласился, но он чувствовал в душе огромную печаль: «Столько людей было убито из-за меня!» Но что можно было сделать? Это было желание Кришны. Кришна приходит: [санскрит], у Кришны две цели. Он хотел установить царство Своего представителя, Он хотел, чтобы Махарадж Юдхиштхира был царём, потому что он истинный представитель. Он должен править всем миром.

00:15:12 Раньше Бхарата-варшей была вся планета, а не вот эта маленькая территория Земли, которая сейчас называется Индия. Бхарата-варша – это вся планета, эта планета. Был один флаг. До Махараджа Парикшита был только один флаг. Не как сейчас: сотни, тысячи флагов. Вы, американцы, знаете, в Нью-Йорке, когда проезжаешь здание ООН, видишь множество флагов там. Они объединились, но каждый раз флагов становится только больше. Нет, это не так. В действительности, во время монархии праведного царя было единство по всему миру. По всему миру.

00:16:09 И на поле битвы Курукшетра это была братоубийственная война, война внутри семьи. Все цари с разных уголков мира, они присоединились либо к той стороне, либо к этой. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Тем не менее, Махараджу Юдхиштхире совершенно не нравилось то, что столько людей погибло ради того, чтобы он взошёл на трон, но этого желал Кришна. Кришна хотел этого. Чтобы Дурьйодхана, которые были демоничными, которые строили лишь политику и действовали, как дипломаты, единственной их целью было, целью Дхритараштры вместе со своими сыновьями, они только и делали, что строили козни и старались убить Пандавов и захватить царство. Такова была их политика.

00:17:09 Итак, глава политической власти, исполнительной власти, конечно же, должен быть разумным, чтобы понимать дипломатию, политику, но он должен думать только о том, чтобы люди, народ жил счастливо. Это его долг, это его обязанность. Сейчас политические партии только и делают, что пытаются сохранить своё положение, все политические партии. Я видел сам. Они только и делают, что строят планы о том, как сохранить своё положение в правительстве, чтобы их не сбросили, чтобы другая партия не вытеснила их. Всё это время просто потрачено впустую. Они не думают, что люди страдают из-за того, что им не хватает пищи, люди страдают из-за бессмысленного повышения цен, хотя всё можно купить на чёрном рынке. Как решить эти проблемы? Это обязанность правительства. Но никому нет дела. Сотни, тысячи людей голодают, живут без работы, но они получают свои высокие зарплаты – и они довольны. Собирают налоги и делят их между собой, вот и всё.

00:18:27 Но Махараджа Юдхиштхира не был таким царём. Поэтому его знают как Дхармаражда Юдхиштхира – самого праведного царя. И вот сейчас он был опечален, и Господь пытался успокоить Махараджу Юдхиштхиру: «Не печалься, это свершилось во имя правого дела, ради установления дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа [БГ 4.8]. Так что не печалься». И тем не менее, он не мог успокоиться. Ш́уча̄рпитах̣. Ш́уча̄ – значит переживания, он очень переживал в душе, что не мог никак найти удовлетворения. Итак, следующий стих? Или ты можешь говорить.

транскрибирование: Анна Дубровина | 02 августа 2021