Постоянно размышляйте о Кришне
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, глава тринадцатая, текст одиннадцатый. Прочитана Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 2 июня 1974 года в Женеве.
Преданный: — Перевод: «О дядя, ты, должно быть, заходил в Двараку. В этом святом месте живут наши друзья и доброжелатели, потомки Яду, которые всегда заняты служением Господу Шри Кришне. Возможно, ты видел их или слышал о них. Счастливы ли они у себя дома?»
[ШБ 1.13.11]
00:00:45 Шрила Прабхупада: — Итак, после встречи с Видурой Юдхиштхира Махарадж сначала спросил о семье Кришны. Это сознание Кришны. Он всегда думал о Кришне. И сейчас, поскольку Видура вернулся домой, обойдя разные места паломничества… Дварака – тоже одно из знаменитых мест паломничества. И Юдхиштхира предполагал, что Видура, должно быть, ходил в Двараку, и когда он был там, он возможно узнал о каких-то новостях о Кришне.
00:01:31 Кришна – самый близкий друг Пандавов, поэтому он говорит нах̣. Нах̣ – значит наш. Сухр̣дах̣. Сухр̣дах̣ – это слово означает всегда думающий о благе других. Такого человека называют сухр̣дах̣. Его сердце не осквернено. Хр̣дах̣ – значит сердце, а су – значит очень хорошее. Итак, Кришна говорит сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇ [БГ 5.29]. И здесь Юдхиштхира Махарадж подтверждает: нах̣ сухр̣дах̣. В действительности, Кришна – сухрид. Сухрид – значит доброжелатель. Как отец является доброжелателем сыновей или их близким другом. Здесь в материальном мире хотя я могу быть вашим доброжелателем, вы можете быть моим доброжелателем, но есть всегда какой-то эгоистический интерес. Если бы его не было, я бы не стал вашим сухрид. Это материальное сухрид. Но духовное сухрид отличается. Все страдают из-за недостатка духовного сознания, сознания Кришны, поэтому нужно постараться сделать так, чтобы все стали сознающими Кришну. Вот это называется духовным сухрид.
00:02:59 Сейчас мы запутались. В действительности, наше положение в этом материальном мире не очень хорошее. И всё это практически видят. Тем не менее, они хотят приспосабливаться. «Давайте превратим этот мир в хорошее место», – думают они. И это называется пунах̣ пунаш́ чарвита-чарван̣а̄на̄м [ШБ 7.5.30] – жевать уже пережёванное. Особенно здесь, в Индии. Например, отец желает блага своему сыну, поэтому не так часто к нам приходит индийская молодёжь, потому что родители «устраивают» их. Что это значит? Они женят их, предоставляют им какую-то работу, либо занимают их в бизнесе, и они довольны этим. Они думают, что это вершина жизни. Грихамедхи. «Теперь я женат, и я обязан находиться в своей грихе, наслаждаться». Вот и всё. Грихамедхи. Что же касается жертвы для Кришны? Брахмачари, санньяси. Санньяси стали жуликами, мошенниками, а брахмачари нет, нет и ванапрастх. Поэтому очень трудно найти индийских рабочих.
00:04:30 Как я вначале уже говорил, у вас есть квалификация, у вас есть дух отречения. Это очень важное качество, тьяга. Это также богатство, достоинство. У Кришны есть шесть достояний, одно из них – это отрешённость. Вайрагья. Вайрагья – значит отречение. Вы уже достаточно насладились этим материальным миром. Или вы видели, что в действительности это не приносит блага. У вас есть этот дух отречения. Это естественно. Если человек пресытился наслаждениями, то на следующем этапе он будет проявлять дух отречения, это естественно. И поскольку у вас есть этот дух отречения, вы принимаете сознание Кришны с энтузиазмом, по крайней мере, с большим желанием. Гьяна-вайрагья. Это требуется. Поэтому иногда мне нравятся эти хиппи, потому что у них есть дух отречения. Это очень хорошее положение. Им лишь необходима гьяна, или знание. И тогда их жизнь будет успешна. Привести человека на уровень отречения очень трудно. Это очень трудная задача. Особенно когда у человека есть хорошая жена, замечательный дом, большой счёт в банке. Это очень, очень трудно.
00:06:22 Кришна говорит, что тот, кто стремится принять сознание Кришны, но попал в ловушку, в эти сети: хорошая жена, хорошие дети, хороший дом, счёт в банке – для того, чтобы предоставить ему возможности, Кришна отнимает у него всё это. Харишйе тад-дханам̇ ш́анаих̣ [ШБ 10.88.8]. Как Он это сделал в случае с Пандавами. Пандавы были преданными, но в то же время они были царями, у них были привязанности. Поэтому Кришна отнял у них всё: их царство, их жену, их положение, их честь. Он проверял их, испытывал. И всё же они не отказались от Кришны. Поэтому они одержали победу. Поэтому иногда Кришна испытывает преданного: насколько он предан действительно. Он вынуждает его следовать отрешённому образу жизни. Это особая милость Кришны.
00:07:30 Итак, вайрагья-гьяна необходима. Вчера вечером мы обсуждали, вӣта-ра̄га-бхайа-кродха̄ [БГ 4.10]. Это необходимо. Пока человек не обретёт, пока он не станет совершенно отрешённым, пока он не поймёт, насколько бесполезна материальная жизнь – это очень хорошая квалификация. Если человек в совершенстве это познает – всё это мусор, материальные наслаждения. Это очень важное качество, акинчана. Акинчана – значит тот, кто не обладает ни чем материальным. Акин̃чана-гочара. Царица Кунти принимала Кришну. Она сказала: «Мой дорогой Кришна, Ты акин̃чана-гочара. Тебя постигает тот, кто не обладает ничем материальным. А сейчас Ты завалил нас материальным богатством, как же мы сможем постичь Тебя?» Она сожалела об этом. Она сказала: «Когда мы страдали, Ты всегда был с нами. А сейчас Ты дал нам царство и всё остальное, сейчас Ты уходишь в Двараку. Что это такое, Кришна? Лучше сделай так, чтобы мы снова страдали, но при этом Ты оставался с нами». Акин̃чана-гочара. Кришна акин̃чана-гочара.
00:09:12 Если человек желает наслаждаться материальной жизнью – он не сможет обрести полное сознание Кришны. Это большой секрет. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал: бхагавад-баджан [ЧЧ Мадхья 11.8]. Сознание Кришны предназначено для нишкин̃чанасйа – для того, кто ни чем не обладает в материальном мире. Это не означает, что такой человек должен стать нищим, нет. Он должен ясно сознавать, что ничто мне не принадлежит, всё принадлежит Кришне, я просто его слуга, вот и всё. Это называется акинчана. Если же я думаю: «Вот Кришна будет здесь стоять, а я буду владеть чем-то материальным», – это очередной обман. Мы должны совершенно сознавать, что всё принадлежит Кришне, ничего не принадлежит нам. Тогда Кришна становится вашим сухрид, Он берёт на Себя ответственность за обеспечение вас высшим благом.
00:10:34 Это требует великой решимости: «Кришна, я лишь хочу Тебя, ничего другого, ничего». Это учение Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху вновь и вновь повторял эту философию. Бхагавад-бхаджан означает, что он сам стал нишкинчаной. Он сам Кришна. Он самый богатый. У Чайтаньи Махапрабху была самая прекрасная жена, богиня удачи, Вишнуприя, Лакшмиприя. Но ради блага всего мира, хотя он Кришна, он показал нам пример. В возрасте двадцати четырёх лет он принял санньясу. Он не был несчастен у себя дома. У него была очень любящая мама. Очень любящая добрая мама и очень любящая жена, его любимая жена. И тем не менее. Очень трудно отречься от любящей жены или матери, но Чайтанья Махапрабху сделал это.
(Муха по-прежнему беспокоит меня)
00:12:21 Итак, тйактва̄ су-дустйаджа [ШБ 11.5.34]. Поэтому в «Бхагавате» говорится су-дустйаджа – очень трудно отказаться. Ра̄джйа-лакшмӣм̇. Даже полубоги желают иметь такую прекрасную жену. Он отказался от такой прекрасной жены. Ага̄д аран̣йам. Аран̣йам означает уйти в лес, принять санньясу, уйти в Гималаи или уйти в лес. Это не означает, что он действительно должен туда пойти. Следует оставить привязанность к семье и посвятить всю свою жизнь служению Кришне – вот что такое по-настоящему уйти в лес. Это не нужно делать без необходимости. Возможно, уход в лес может принести благо человеку, ему лично, но подлинное отречение означает не проявлять больше интереса к семье, к социуму, к нации. Весь интерес такого человека – это лишь Кришна. Это подлинное отречение.
00:14:00 И это описывается в «Бхагавад-гите». Отречение не означает отказаться от этого мира. Я уже объяснял это. Наша философия не состоит в том, что джагат митья. Почему джагат митья? Мы не говорим этого. Джагат реален. Может быть он временен, но он реален. До тех пор пока у нас есть джагат, мы должны использовать его для Кришны. И вот это отречение. Мы не можем сказать, что микрофон – это митья, он иллюзия. Пока я владею микрофоном, я должен использовать его в служении Кришне. Вот это отречение. Все пользуются микрофонами, современными устройствами ради личной выгоды. Но мы не пользуемся этим ради личной выгоды. Мы путешествуем по всему миру, тратим столько денег, летаем на реактивных самолётах – для того чтобы распространять сознание Кришны насколько это возможно. Вот это отречение. Не думайте, что отречение – это сидеть в каком-то уединённом месте, ничего не делать и становиться сознающим Кришну. Тогда вы упадёте. Не подражайте Харидасу Тхакуру. Это невозможно. Вы должны трудиться.
00:15:10 Итак, для такого человека Кришна – сухрид. Здесь сказано: дядя. Кр̣шн̣а-девата̄х̣. Тот, кто видит в Кришне своё Божество, кр̣шн̣а-девата̄х̣. Есть много полубогов. Люди поклоняются им. Римляне поклонялись полубогам. В Индии люди тоже поклоняются полубогам. Но это не сделает вас счастливыми. Если вы получаете благословение от полубогов, люди идут за этим к полубогам. Люди очень привязаны к наслаждению этим материальным миром, и поэтому они поклоняются Дурге, Кали или Господу Шиве. И они сразу же получают какие-то материальные блага. Но тад бхаватй алпа-медхаса̄м [БГ 7.23]. Что вы будете делать с этими временными преходящими материальными благами? Этому учит Кришна: не прельщайтесь временными материальными плодами, старайтесь обрести вечное постоянное благо, вернитесь домой к Богу. Что вы будете с этим делать?
00:16:52 Допустим, вы станете царём. Как долго вы будете им оставаться? Может возникнуть множество опасностей, и иногда цари лишаются головы. Царя Джона обезглавили. Материальное положение очень неустойчивое, оно конечно. Поэтому Кришна говорит: антават ту пхалам̇ теша̄м̇. Антават означает нечто конечное. Сегодня, или завтра, или через сто лет оно закончится. Вы же вечны, так зачем вам жаждать каких-то временных вещей, которые существуют лишь несколько лет? Вы вечны. Примите вечное положение – этому учит движение сознания Кришны. Вечное положение.
00:17:46 Итак, ради достижения вечного положения вы должны сделать Кришну своим Божеством, кр̣шн̣а-девата̄х̣. Кришна вечен, и если вы утвердитесь в служении Кришне, тогда Кришна примет вас как слугу. И естественным образом вы станете вечными. Есть очень хорошая история. Это реальная история, Савитри-Сатьяван. Савитри и Сатьяван. Эта история приводится в шастрах, чтобы преподать нам урок. Савитри была очень целомудренной, преданной женщиной. В Индии женщины, чтобы стать целомудренными, верными мужьям, соблюдают ритуал поклонения савитри-сатьяван. Итак, Савитри была влюблена в юношу, которому было суждено умереть в день свадьбы. Но всё равно она вышла за него. Она знала: «Как только я выйду за него, в тот же день мой муж умрёт». И она удовлетворила Ямараджа. После того, как муж умер, она так порадовала Ямараджа, что Ямарадж был готов дать ей благословение. Ямарадж сказал: «Проси любое благословение, какое пожелаешь». И она сказала: «Я женщина, и мне хочется, чтобы у меня родился сын». «Ну, хорошо, пусть будет у тебя сын». И затем она сказала: «Если ты уносишь моего мужа, как же я получу моего сына?» И тогда он оживил её мужа. Так она вымолила своего мужа назад.
00:19:58 Итак, кр̣шн̣а-девата̄х̣. Если вы действительно хотите вечно испытывать блаженство, обратитесь к кр̣шн̣а-девата̄х̣. Нет необходимости молиться: «Сделай меня бессмертным», – нет. Если вы примете кр̣шн̣а-девата̄х̣, тогда естественным образом, автоматически, как Ямарадж, он благословил её: «Да, у тебя будет сын». И после этого, как естественное следствие, её муж был оживлён.
00:20:30 Итак, кр̣шн̣а-девата̄х̣. Юдхиштхира Махарадж спрашивает: «Виделся ли ты с ними, с членами династии Яду, для которых Кришна является Божеством?» Ядавы – это слово стоит во множественном числе. Сва-пурйа̄м̇ сукхам а̄сате – счастливы ли они у себя дома в Двараке. Таким образом, сознание Кришны означает постоянное размышление о Кришне. Сделайте Кришну своим другом. Кришна говорит: сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇ [БГ 5.29]. В действительности Кришна – единственный наш друг, и Он пребывает в сердце каждого. Он такой замечательный друг, что Он просто пытается побудить нас, направить нашу веру на Кришну. Он приходит как аватара, как воплощение, Он даёт нам советы изнутри. Он такой замечательный друг. Хотя мы покинули Кришну, Кришна не оставил нас. Он живёт вместе со мной, в моём сердце и советует мне: «Пожалуйста, возвращайся». Сарва-дхарма̄н паритйаджйа.
00:21:49 Кришна такой замечательный друг. Он такой прекрасный друг, что даже врагу Он даёт величайшее благословение. К примеру, Путана пришла, чтобы убить Кришну. Она смазала свою грудь ядом. Но Кришна вознёс её до уровня собственной матери. Кришна такой благодарный: «Эта демоница пришла ко Мне, чтобы отравить Меня. Но Я сосал её грудь – она стала Моей матерью. Поэтому она должна получить положение Моей матери». Кришна такой благодарный. Если вы хотя бы немного послужите Кришне, с искренностью – Кришна никогда не забудет вас. И Он настолько могущественный. Если Кришна станет вашим другом, если Кришна будет помнить о вас, то что вам ещё желать? Просто представьте себе. Здесь говорится: кр̣шн̣а-девата̄х̣. Сосредоточьте свой ум на Кришне и будьте счастливы. Спасибо вам большое.