Зависимость и Независимость

Майапур - 22 июня 1973
Главное проявление Абсолютной Истины – это личность. Мы частички Личности, поэтому в малом количестве наделены всеми качествами Бога. Бог и мы по своей природе всегда радостны, но наше счастье ограничено материальной энергией. Все действуют, подчиняясь воле Господа, не независимо. Наше естественное положение – быть зависимыми, быть слугами Верховной Личности Бога. История Кунти и Карны. Правила и ограничения санньясы. В чем состоит долг вайшнава. Женитьба Абхиманью.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:32:34 | качество: mp3 96kB/s 22 Mb | прослушано: 130 | скачано: 142 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:13 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, глава десятая, текст седьмой. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 22 июня 1973 года в Майапуре, Индия.
Преданный: — Перевод: «Чтобы утешить родственников и доставить удовольствие Своей сестре [Субхадре], Шри Хари, Господь Шри Кришна, остался в Хастинапуре на несколько месяцев»
[ШБ 1.10.7].

00:02:02 Шрила Прабхупада:— Читай также комментарий.
Преданный: — «После битвы на Курукшетре и воцарения Махараджи Юдхиштхиры Кришна должен был отправиться в Двараку — Своё царство, но, желая удовлетворить просьбу Махараджи Юдхиштхиры и оказать особую милость Бхишмадеве, Господь Кришна остановился в Хастинапуре, столице Пандавов. Господь решил задержаться специально для того, чтобы утешить опечаленного царя и доставить удовольствие Своей сестре Субхадре. Субхадра особенно нуждалась в утешении, потому что потеряла единственного, только что женившегося сына Абхиманью. После него осталась жена Уттара, мать Махараджи Парикшита. Господь всегда готов доставить удовольствие Своим преданным любыми средствами. Только Его преданные могут играть роль Его родственников. Господь абсолютен».

00:03:00 Шрила Прабхупада: — Итак, мы персоналисты. Мы верим…это даже не вопрос веры. Но в действительности, Высшая Истина, Абсолют есть личность. Так утверждает Вьясадева. Таттва-вид. Те, кто постигли таттву, Абсолютную Истину, знают, что в конечном счёте Абсолютная Истина проявляется как личность: как вы, я. Не совсем как вы, я, но в отношении личности, индивидуальности, Он подобен нам. В Библии сказано: человек создан по образу и подобию Бога. Поскольку Бог – личность, поэтому мы личности. В противном случае как бы мы могли быть личностью? Бог – источник всего, поэтому Он источник личности, индивидуальности. В противном случае, по какой причине мы личности? Откуда у нас качества индивидуальности?

00:04:57 Итак, главное проявление Абсолютной Истины – это личность. И как у личности, у Него есть те же чувства, что и у нас. У нас есть чувства по отношению к нашим родственникам, братьям, сёстрам, нашим друзьям, нашим врагам. То же самое есть и у Него. Если вы изучите себя как личность или личность своего друга, вы можете получить некое приближённое представление о Верховной Личности. Потому что мы как личность зависим от Верховной Личности. Мамаива̄м̇ш́ах̣. Мы лишь частички Личности. Так же как искры и огонь. Или капля океана и сам океан. Есть количественная разница. Капля океана или искра огня имеют те же самые качества, что и у огня или у океана. Но в количественной степени они очень-очень малы. Бог – вибху, величайший. А мы мельчайшие. Бог безгранично огромен, мы безгранично малы. В этом разница. В противном случае, у Него есть всё то же самое, что и у нас.

00:06:47 Например, сыну передаются качества отца. Точно так же и мы сыновья Верховной Личности. Поэтому в малом количестве мы наделены всеми качествами Бога. Не всеми, семьюдесятью восьмью процентами. В очень небольшом количестве. В этом наше совершенство. Если мы возродим в себе божественные качества, семьдесят восемь процентов этих качеств Бога, в небольшом количестве – в этом выражается наше совершенство. Они уже есть в нас. Но они покрыты материальной энергией. В противном случае у нас есть всё.
Итак, чувство любви присуще так же и Кришне. Кришна распространяет Себя. Он распространяет Себя. Кришна распространяет Свою энергию. Раса, вкус. Чтобы наслаждаться, Он распространяет Себя в разные формы. Например, Шри Сварупа Дамодар Госвами дал нам такое определение Радхи-Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху [санскрит].

00:08:41 Радха и Кришна – это Абсолют, но Радхарани является экспансией энергии наслаждения Кришны. У нас тоже есть энергия, как и у Кришны. Так говорят Веды. Пара, они говорят. Абсолютная Истина обладает множеством энергий, бесчисленным числом. И одна из энергий – это энергия наслаждения. Например, мы желаем наслаждения. Наслаждение – это врождённое качество души, или Абсолютной Истины. Ананда-майо 'бхйасат [«Веданта-сутра», 1.1.12]. Бог и мы, будучи того же качества, по своей природе всегда радостны. Но наше счастье ограничено, когда мы находимся в материальном мире, поэтому нам приходится бороться за счастье. Мы жаждем счастья, мы хотим воссоздать его, но осквернение материальной энергией в виде саттва-гуны, раджо-гуны, тама-гуны препятствует этому.

00:10:14 Поэтому мы должны избавиться от этих препятствий. Саттва-гуна. Мы должны подняться выше саттва-гуны, шуддха-саттва. И тогда мы возродим наше изначальное положение, исполненное счастья. В этом источник радости. В отсутствии беспокойств, в отсутствии желаний. Мы стремимся обрести объект наших желаний, и мы сокрушаемся, если мы утрачиваем что-либо. Есть две функции: мы что-то приобретаем и что-то теряем. Например, жизнь серьёзных бизнесменов состоит из двух вещей: они либо делают прибыль, либо терпят убытки. И в конце года они подводят баланс: остались ли они в прибыли или в убытке.

00:11:17 Но в духовном мире нет такого, как прибыль или потеря. Там всё абсолютно. Сейчас мы не понимаем этого пока. Но такова природа духовного мира. Там нет таких понятий как потеря или приобретение, там лишь ананда, наслаждение. Наслаждение – потому что вы ничего не теряете. Там есть ананда и а̄нанда амбудхи [ЧЧ, Антья 20.12]. Амбудхи – значит океан. Здесь океан не растёт. Если бы океан рос, то вся эта земля, которая у нас есть, ушла бы под воду. Но нет, океан не увеличивается. Мы видели, что Лос-Анджелес находится на берегу огромного Тихого океана. Однако, мы ходим в двух-трёх метрах от океана, и мы убеждены, что, хотя Тихий океан столь огромен, могущественен, он не может прийти сюда. Мы ходим лишь в нескольких метрах от него и не боимся.

00:12:43 Итак, все действуют, подчиняясь воле Верховного Господа. Океаны, хотя они могущественны, огромны, тем не менее, подчиняясь воле Кришны, они не выходят из своих берегов. Солнце источает огромное количество тепла, аш́еша-теджа̄х̣, но оно также ограничено, оно не может излучать столько тепла, чтобы мы сгорели дотла. Солнце способно на это. Как большой океан может поглотить все ваши города и деревни, в мгновение ока. Точно так же Солнце может мгновенно уничтожить всю вселенную. Оно наделено такой огромной силой, температурой. Но этого не происходит. Ка̄ла-чакра.

00:14:00 Я думаю, учёные тоже говорят, что если Солнце сдвинется со своей орбиты на один сантиметр в ту или в другую сторону, если оно отодвинется в эту сторону, то вся вселенная замёрзнет, если в другую сторону, то вся вселенная сгорит. Я не знаю, есть ли учёные, которые так говорят, но оно не может сдвигаться в ту или другую сторону. Сам̇бхр̣та-ка̄ла-чакра [«Брахма-самхита», 5.52]. Кришна выделил ему орбиту и приказал: «Ты должен двигаться по этой орбите». Говиндам а̄ди-пурушам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми.

00:14:45 Итак, то же самое можно сказать про всё. Что же говорить про нас? Мы хотим быть независимыми, но что значит быть независимыми? Даже Солнце, Луна, или море, океан – никто не независим, как же мы можем ожидать независимости? Мы такие крошечные. Ни о какой независимости не может быть идти и речи. Так называемая независимость. Мы сражаемся за независимость. Это майя. Нет никакой независимости. Когда я впервые встретил своего Гуру Махараджа, на самой первой встрече он сказал: «Идите и проповедуйте в западных странах». Я был удивлён. Мы ещё не были знакомы. «Вы все молодые образованные люди, – сказал он, – идите и проповедуйте послание Чайтаньи Махапрабху». Я ответил: «Мы зависимая нация, индийцы. Кто нас будет слушать? Никто к нам не прислушается».

00:15:57 И тогда он объяснил эти понятия: зависимость и независимость. Это временно и не имеет смысла. На самом деле, тогда я не мог понять, что значит независимость. Мы ждали независимости, но какую независимость мы получили? Независимость – это когда вы идёте, чтобы купить один килограмм риса, вам нужно в очереди простоять два часа, вот наша независимость. Всё под контролем. Вы не можете быть свободным. И цена, раньше, до независимости, цена на рис составляла две анны или пять или шесть рупий за мешок. Две анны за килограмм. А сейчас больше двух рупий. То же самое происходит со всем остальным. Наша зависимость стала ещё больше, никакой независимости. Под именем независимости мы лишь усугубили свою зависимость.

00:17:05В действительности независимости не существует. Но мы изобрели так называемую независимость. Никто не независим. Я думал, мы подвластное государство, подчиняемся правилам и ограничениям, Америка независима. Когда я отправился в Америку, я увидел, что они настолько зависимы. Каждого молодого человека могли призвать в армию – и никаких возражений. Вся нация зависит от прихотей военного аппарата. Полностью зависит.
Итак, мы зависимы. Пока мы находимся во власти майи, мы зависимы. Наше присущее нам от природы положение – это быть зависимыми, быть слугами. Итак, если мы на основании ложных заявлений считаем, что мы сейчас стали независимыми, мы не будем служить Кришне. Мы станем независимыми: «Я сам стану Кришной». Как думают майавади: «Я стану Богом, Кришной». Это ещё одна форма зависимости. Вы не можете быть независимыми, это невозможно.

00:18:37 Наше счастье в том, чтобы оставаться зависимыми, мы этого не знаем. Вместо того, чтобы провозглашать независимость, если мы будем оставаться зависимыми, мы обретём счастье в этом. Как, например, дети, женщины, шудры, собаки – их счастье заключено в зависимости. Но искусственно, сейчас в Индии тоже, женщины подражают западной независимости. Но в западных странах, в вашей стране, я видел, что, объявляя независимость, женщины не становятся счастливее от этого. Они несчастны. Лучше зависеть от отца, от мужа, от старших детей – в этом их счастье.

00:19:30 Например, Кунти. Кунти была настолько великой женщиной, она могла призвать любого полубога – она получила это благословение от Дурваса Муни. Когда она была ещё девочкой, она служила Дурвасе Муни. Махарадж Кунтибходжа приглашал разных святых. До сих пор эта традиция сохранилась в Индии. И однажды Дурваса Муни пришёл в гости в Махарадже Кунтибходже. И Кунти служила Дурвасе Муни. Он был очень доволен и потому дал ей одно благословение: «По собственной воле ты можешь призвать любого полубога, стоит тебе пожелать – полубог появится». Кунти была ещё девочка, и она решила попробовать. Она сразу же позвала Сурью, бога Солнца, и он появился. Сурья спросил её: «Ты призвала меня? Получи моё благословение – получи от меня сына». Она отказывалась: «Я не замужем, я не могу». «Нет, ничего страшного. Твой сын родится у тебя из уха». Как правило, сын рождается из влагалища. Но сын Кунти родился из уха, поэтому его назвали Карной. Её первый сын был Карна. Она была ещё не замужем, поэтому она отказалась от Карны, потому что не могла показать, что у неё есть сын.

00:21:24 И когда Карна плыл по реке, один плотник вызволил его и воспитал. Поэтому Карну знали, как сына плотника, как сына шудры. Хотя в действительности он был сыном Кунти. Итак, когда Карна был убит, Кунти заплакала. И Юдхиштхира Махарадж спросил: «Мать, почему ты плачешь?» И тогда она призналась: «Карна был моим сыном». «Ты держала в тайне такое? Мы считали Карну своим врагом, а могли бы…» Есть много таких случаев.

00:22:11 В «Махабхарате» есть много разных историй, в «Шримад-Бхагаватам». Вы можете учиться социологии, политике, экономике, философии, религии – всему. Веда – значит знание. И это ведические писания. Панчамаведа. «Махабхарата» – это панчамаведа, а «Шримад-Бхагаватам» является сутью ведического знания. Нигама [ШБ 1.1.3] – значит ведические писания. Они называются калпа-тарох̣ – древами желаний. Вы можете получить любое знание из Вед, Веды — значит знание.

00:23:05 Итак, Веда – значит гьяна, знание. В Ведах содержится любое знание, которое вы только хотите. Итак, Веда, гьяна, знание предназначено для человеческого общества, не для животных. Животные не способны изучать Веду. И в чём предназначение Веды? Смысл Веды в том, чтобы постичь Кришну. Это Веда. Если вы попытаетесь понять, если вы поймёте даже немного – вы не можете постичь Кришну полностью, даже Сам Кришна не может Себя понять, это невозможно. Но то, что Кришна говорит о Себе в «Бхагавад-гите», если вы сможете понять хотя один процент из этого – ваша жизнь будет успешной. Таково ведическое знание.

00:24:22 Итак, все эти родственники Кришны, Пандавы, Его сестра Субхадра – Кришна, Баларама, Субхадра. Субхадра была сестрой Кришны. Баладева хотел отдать Свою сестру Дурьйодхане, а Кришна хотел выдать Свою сестру за Арджуну. Двое братьев разошлись во мнениях. Но велением старшего брата нельзя пренебречь. Поэтому Кришна спланировал похищение Своей сестры Арджуной, и Арджуна похитил Субхадру, переодевшись санньяси. Только не нужно у него этому учиться. Но Кришна спланировал это. Потому что Он знал, что если тот придёт как Арджуна, то его узнают, ведь он Его двоюродный брат. Поэтому он переоделся в санньяси, как Равана. Равана тоже похитил Ситадеви, переодевшись санньяси.

00:25:41 Итак, в былые времена санньяси превосходно умели похищать девушек. Поэтому в Кали-югу санньяса запрещена, потому что люди не в состоянии следовать правилам и ограничениям санньясы. Но Чайтанья Махапрабху ввёл эту традицию: он сам стал санньяси. Поэтому мы пытаемся следовать по его стопам. Мы принимаем санньясу. Однако мы не должны быть такими санньяси как Равана, нет. Мы должны следовать по стопам Чайтаньи Махапрабху. Он был очень строг: ни одна женщина не могла приблизиться к нему, им разрешалось кланяться ему издали. Шри Чайтанья Махапрабху был очень строг в отношении общения с женщинами. Даже будучи грихастхой, он был очень строг, он не позволял себе перешучиваться с какими-либо женщинами, кроме как со своей женой. И даже в этом случае он пошутил лишь один раз. Но ни с какими другими женщинами он не делал этого, он был очень строг. По мнению Чайтаньи Махапрабху [санскрит]. Близкое общение с вишайи. Вишайи – это те, кто пристрастен к еде, к сну, к сексу и к защите, их называют вишайи, они ничем другим не занимаются.

00:27:30 В настоящий момент весь мир состоит из вишайи. Но эта линия, линия сознания Кришны, настолько трансцендентна, что исключает психологию вишайи. Мы повторяем Хари, Хари, но в действительности мы можем повторять Хари, Хари только когда мы откажемся от вишайи. В противном случае, наше повторение Хари, Хари не будет чистым. Поэтому мы должны избегать десяти видов оскорблений. Шуддха-нама. Если мы повторяем Харе Кришна маха-мантру чисто, то это позволит подняться нам на уровень трансцендентной любви. В противном случае, мы сможем обрести только освобождение. Мы не поднимемся до любви.

00:28:41 И Чайтанья Махапрабху был очень строг в отношении вишайи и стри-санги. У Чайтаньи Махапрабху спросили, каков долг вайшнава. И он в двух строчках изложил его: асат-сан̇га-тйа̄га, — эи ваишн̣ава-а̄ча̄ра [ЧЧ Мадхья 22.87]. Асат-сан̇га-тйа̄га – порвать с общением, с асат. Асат – значит материалисты. Кто относится к категории асат? Асат эка стрӣ-сан̇гӣ и кр̣шн̣а̄бхакта – это те, кто питает очень сильную привязанность к материальным наслаждениям. Их называют асат. А те, кто не является преданными Кришны – это тоже асат. Мы должны оставить общество подобных людей: те, кто слишком привязаны к материальным вещам, и те, кто не преданы Кришне. Если мы способны избегать общения с этими двумя категориями людей, то мы можем утвердиться в преданном служении.

00:30:07 Свасу – значит сестра и родственники. Хотя Кришна не привязан, тем не менее, Он соблюдал социальные устои. Была великая война, и все они потеряли своих родственников. Не только Кауравы всё потеряли, но Пандавы тоже. Например, сыну Субхадры, Абхиманью, было всего шестнадцать лет. Его жену Уттару однажды учил Арджуна, она была ученицей Арджуны, Арджуна учил её искусству танца в Виратарадже. Она была дочерью царя Вираты. Пандавы жили инкогнито. Агьята васа. И Виратарадж не знал, что Арджуна жил в его доме. Итак, дочь Вираты, Уттара, когда стало известно, что Арджуна – это Арджуна, Вирата попросил его: «Женись на моей дочери». Арджуна сказал: «Нет, как я могу жениться на ней? Она моя ученица. Она моя ученица, всё равно что моя дочь. Как я могу на ней жениться?» И тогда он пообещал: «Я женю её на своём сыне. Хотя он ещё недостаточно взрослый».

00:31:41 Абхиманью был сыном Кришны [Арджуны], рождённым от Субхадры. И он женился на ней, ему было всего шестнадцать лет. К счастью, Уттара была беременной. Абхиманью ушёл на войну, на Курукшетру, и не вернулся с неё. И Парикшит Махарадж родился после смерти своего отца. Он не видел своего отца, не только отца, но и многих других, потому что это уже было после битвы на Курукшетре. Он был единственным выжившим потомком всей династии Куру. И Ашваттхама попытался убить и его с помощью брахмастры, но Кришна спас. Итак, Парикшит Махарадж родился после смерти своего отца. И о нём заботились деды. И как только ребёнок подрос, все деды, Пандавы, доверили царство Парикшиту Махараджу и покинули свой дом. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 24 мая 2022