Господь милостив ко всем

Токио - 30 January 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:35:13 | качество: mp3 128kB/s 32 Mb
последняя редакция текста: 2025-11-02 10:23:51 UTC
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Шримад Бхагаватам, первая Песнь, глава шестнадцатая, текст 36, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 30 января 1974 года в Токио.

00:00:14 Перевод: «Пока Земля и олицетворение религии беседовали, берегов реки Сарасвати, текущей на восток, достиг святой царь Парикшит».

00:00:29 Шрила Прабхупада: итак, мы говорим о беседе между матерью Землей и Дхарма раджей. Они говорили о том, что Земля была очень опечалена из-за наступления Кали – юги.

00:01:00 Итак, мы говорили о признаках Кали-юги. Эта эпоха называется Кали-югой. Также как есть времена года, которые сменяют друг друга, точно также всё время существования материального мира делится на времена. Все знают, есть лето, есть зима, есть осень, есть весна. Такими временами года являются Сатья – юга, Трета – юга, Двапара – юга и Кали – юга. Как каждый год делится на разные времена года, также и каждая эпоха состоит из множества изменений из Кали – юги, Сатья – юги, Трета-юги, Двапара – юги, которые сменяют друг друга.

00:02:04 Итак, Сатья – юга – это эпоха правдивости. Сатья — значит правдивость. Кали – юга – это век разногласий. Эпоха раздоров. В настоящий момент мы находимся в Кали – юге, все со всеми не согласны. Даже так называемый ученик тоже не согласен с учителем. Таково влияние Кали – юги. Человек становится учеником духовного учителя и потом по своей прихоти не соглашается с ним в чем-то. Если вы не согласны, то почему бы вам не принять кого-то другого духовного учителя? Это не очень хорошо. Это путь к безуспешности.

00:03:07 Каждый день мы поем: «йасад прасада бхагавад прасада», удовлетворяя духовного учителя, человек может удовлетворить Верховную Личность Бога, йасад прасада, удовлетворяя духовного учителя. Один из признаков этого следующий: духовный учитель авторитетен. Прежде чем принять кого-нибудь духовным учителем, вы должны знать, авторитетен ли он. Поэтому вы можете какое – то время проверять его. Это позволительно. В шастре сказано, что, если вы хотите принять кого-нибудь духовным учителем, вы должны общаться с ним по меньшей мере один год, чтобы понять, как развиваются ваши отношения. Если же вы просто берете с других пример, это тоже хорошо, но конкретно дается совет: находитесь какое–то время с вашим будущим духовным учителем, по крайней мере один год, чтобы духовному учителю также выпала возможность изучить вас, действительно ли вы достойны стать его учеником. Таков процесс.

00:04:37 Но, когда человек покидает духовного учителя, возможно есть какая-то причина, эта причина приводится также в шастре: [цитирует на санскрите], карйа акарйа, если духовный учитель не знает, что действительно следует делать, а что делать не следует и действует супротив правил и ограничений шастры, то такого духовного учителя можно оставить. Но, до тех пор, пока вы не видите, что духовный учитель поступает против принципов шастр или своего гуру, если вы оставляете общество такого духовного учителя, то для вас это ничем хорошим не кончится, это ваше падение.

00:05:40 Прежде всего вы должны уделить достаточно времени, чтобы изучить характер духовного учителя. Духовный учитель один, это духовный учитель. Потому что есть множество духовных учителей, но если их дело одно, их дело – служение Кришне, удовлетворение Кришны, то хотя они и во множестве, они суть один. Их может быть много, но принцип один – удовлетворение Кришны. Таково положение духовного учителя. Йасад прасада бхагавад прасада. Если вы стараетесь удовлетворить своего духовного учителя, тогда Бог Кришна тоже становится довольным. Это естественно.

00:06:34 Итак, в Кали–югу даже ученик не соглашается со своим духовным учителем, таково влияние Кали. Вот о чем я хочу сказать. Влияние Кали-юги описывается на многих страницах «Шримад Бхагаватам». В конце говорится о хороших качествах. Я говорил о людях, потому что среди живых существ человек считается наивысшим.

00:07:17 Итак, мать-Земля беспокоится о том, что люди утратили свои добродетели. Эти качества невозможно утратить, но под влиянием Кали – юги они сейчас сокрыты. Сатьям, шоучам, дайа, 26 хороших качеств. Мы всё это уже обсуждали.

00:07:43 सत्यं शौचं दया क्षान्तिस्त्याग: सन्तोष आर्जवम् ।
शमो दमस्तप: साम्यं तितिक्षोपरति: श्रुतम् ॥ २६ ॥
ज्ञानं विरक्तिरैश्वर्यं शौर्यं तेजो बलं स्मृति: ।
स्वातन्त्र्यं कौशलं कान्तिर्धैर्यं मार्दवमेव च ॥ २७ ॥

satyaṁ śaucaṁ dayā kṣāntis tyāgaḥ santoṣa ārjavam
śamo damas tapaḥ sāmyaṁ titikṣoparatiḥ śrutam
jñānaṁ viraktir aiśvaryaṁ śauryaṁ tejo balaṁ smṛtiḥ
svātantryaṁ kauśalaṁ kāntir dhairyaṁ mārdavam eva ca

[SB 1.16.26–27]

00:08:08 Итак, вследствие Кали-юги, добрые качества человеческого общества будут утрачены. Думая об этом будущем нынешней эпохи, мать-земля сокрушалась, разговаривая с Дхармараджем и тогда Махарадж Парикшит прибыл на то место. Вот о чем говорит этот стих. Пока Дхармарадж и планета Земля общались между собой, Притхви (планета Земля) и Дхармаража, тада, в то время. Есть много раджарши. Раджарши, хотя эти люди занимают царское положение, раджа. Есть раджа, есть праджа. Раджа – это царь или правитель. Здесь тоже описывается некий регулирующий принцип, почему люди избираются или избирают правительство, или президента. Даже до сих пор во времена демократии мы упразднили систему монархии, но тем не менее люди избирают кого-то в качестве монарха или царя, или на положение царя. Это называется президент. Почему? Потому что пока не будет главы, главы правительства, кто может в действительности управлять? Управление подразумевает заботу о том следуют ли граждане законам государства, поэтому определенных квалифицированных людей, которые заручаются доверием, поддержкой граждан, назначают царем или правителями. Такой президент, царь или глава исполнительной власти должен быть святым человеком. Поэтому здесь сказано: раджарши – это те, кто находятся у кормила власти, он должен быть риши, святым человеком. К примеру, наше Движение сознания Кришны. Глава этой организации должен быть святым человеком. В противном случае, как он может управлять? Должен быть правитель, но какова квалификация правителя? Он должен быть святым человеком, он должен знать, в чем состоит принцип жизни, ценность жизни, почему кто-то другой должен управлять людьми? Всё это необходимо, чтобы удостоиться этого положения.

00:11:35 Итак, Махараджа Парикшит. В те дни все цари были подобны святым людям. Они не были обычными людьми. Почему человек должен быть святым? Потому что святой знает, что есть добро и что добром не является. Истинное добро, истинное благо человеческой жизни в том, что он развивается в преданном служении. Это настоящее добро. В другом месте в «Шримад Бхагаватам» сказано: sa vai puṁsāṁ paro dharmo yato bhaktir adhokṣaje [SB 1.2.6]. Paro dharmaḥ. Пара – значит высшее, трансцендентное. Есть пара, есть апара. Используются эти слова. Пара — значит великое. Апара — значит низшее. Пара – значит высшее, апара – низшее. Здесь говориться есть много разновидностей религии, но они апара, они не очень хорошие, они низкой категории. Религия не может быть низкой, но иногда её относят к таковой, потому что люди, которые относятся к низшим классам, они вообще не будут следовать никакой религии, если бы такой низшего сорта религии не существовало.

00:13:25 Например, в любой религиозной системе есть некие предписания, дозволяющие убивать животных. Это есть в каждой религии, но почему даются эти предписания, ведь убивать живых существ не хорошо, но почему в религии существуют предписания для убийства животных? Этому тоже дается объяснение. Оно следующее: тот, кто впал в серьезную зависимость от потребления мяса, он не способен отказаться от мяса, но в тоже время он хочет избавиться от этого. Вот для таких людей даются эти предписания. Например, в ведической системе, «хорошо, если ты хочешь есть мясо и в тоже время ты хочешь быть религиозным, поклоняйся богине Кали, ты не можешь поклоняться Вишну».

00:14:32 Дело в том, что, если человек употребляет мясо, он не может обратиться к pavitraṁ paramaṁ bhavān, Верховная Личность в высшей степени чист, но, тот, кто ест мясо не чист, он не может даже обратиться к чистому. Это невозможно. Поэтому ему рекомендуют обратиться к какому – то представителю чистого, к некой шакти. Например, к богине Кали. Богиня Кали является шакти или представителем, энергией. У неё также есть своя миссия, она отрубает головы демонам. Вы видели изображение богини Кали, мунда мала. Её украшает гирлянда из голов демонов. Вы видели?

00:15:27 Преданный: Я видел Кали пуджу.

00:15:28 Но её обязанность отрубать головы демонам. В одной руке у неё одна голова, а в другой – секира и она отрубает головы демонам. Но она также представитель Верховной Личности Бога. Каким образом? Дело в том, что у Бога две миссии: paritrāṇāya sādhūnāṁ vināśāya ca duṣkṛtām [Bg. 4.8]. Duṣkṛtino mūḍhāḥ, narādhamāḥ, māyayāpahṛta-jñānā āsuraṁ bhāvam āśritāḥ [Bg. 7.15]. Им богиня Кали рубит головы, убивает их. В этом смысле она также представитель Кришны. Vināśāya ca duṣkṛtām. Они должны быть убиты, но, когда она убивает их, они тем самым возвышаются. Что значит «она убивает их»? Она убивает, кладет конец их греховной деятельности. Это легко понять. Например, человек, который совершил убийство, согласно государству, он должен быть приговорен к смети, иначе он совершит еще одно убийство. Если же его поощрять… поэтому лишая его жизни, государство достигает двух целей, поскольку он совершил страшный грех, жертвуя своей жизнью он избавляется от последствий этого греха. Таков закон Ману – самхиты. Я нечего не выдумываю. Убийцу приговаривают к смерти, чтобы спасти его от множества последствий его греха. Если в этой жизни он отдаст свою жизнь, «жизнь за жизнь», тогда он спасен. В следующей жизни он рождается уже чистым, он уже не страдает из-за своих грехов. Так говорит Ману-самхита. Есть еще одно наставление. Если этого убийцу убивают, то его спасают от совершения еще одного убийства.

00:17:55 Итак, vināśāya ca duṣkṛtām. Когда демона убивают, для него это спасение. Это спасение также для людей. Для всех это благо. Но люди не могут понять, почему Бог убивает демонов и защищает преданных. Бог равно относится к каждому. Кришна говорит: samo 'haṁ sarva-bhūteṣu na me dveṣyo 'sti na priyaḥ [Bg. 9.29] «Я равно отношусь к каждому». Если бы Бог не относился ко всем одинаково, то, как бы Он мог быть Богом? Бог тот, кто относится ко всем одинаково Na me dveṣyo 'sti na priyaḥ. Если Бог кого-то убивает, а кого-то гладит по голове, это не означает, что Он пристрастен к кому – либо из них. Нет. Он относится к обоим одинаково, с любовью, но, если Он убивает этого демона, это означает, что Он не дает ему совершить дальнейший грех и так Он спасает его. Это Его сострадание. Необходимо это внимательно изучить. Дело в том, что Бог абсолютен и между Его убийством демонов и защиты преданных – нет разницы, Он также защищает демонов, убивая их, но это людям трудно понять.

00:19:32 Итак, в Кали югу раджарши – это святой. Мы узнаем, что как только Парикшит Махарадж обнаружил, что какой-то демон пытается убить корову, он тотчас же достал свой меч. Если он риши, у человека может возникнуть вопрос: если он святой человек, как он собирается убить другого? Поэтому следует заключить, что убийство не всегда плохо, но не вы должны это решать, а решать должен святой человек, когда требуется убивать, а когда не требуется. Это кшатрий. Кшатрий – это тот, кто защищает. Например, когда на страну нападают, царь или президент защищают своих подданных, убивая своих врагов. Поэтому его обязанность: защищать граждан. Поэтому порой он защищает граждан, убивая других. Мы это много раз уже обсуждали. Тема насилия и ненасилия. Это противоречивые термины, но, когда два противоречия обнаруживаются в святых, вы должны знать, что между ними нет противоречия, это абсолютно, не говоря уже о тех случаях, когда эти противоречия обнаруживаются в Кришне, Верховной Личности Бога. Это абсолютная природа. В абсолютной природе два плюс два равняется двум. Один плюс один равняется одному и один минус один равняется одному. Это абсолютное понимание. Он один полное целое, пурнам. Если вы отнимите от полного одного единицу, он все равно останется одним. Это абсолютное понимание. Не думайте, что, если единицу отняли от единицы, она стала нулем. Нет. Это относится к материи. Это относительные понятия. В Индии все реки вытекают из Гималаев, с западной стороны, они текут на восток в Бенгальский залив, [не понятно], они текут на восток. Сарасвати – это одна из знаменитых рек. В Индии очень много рек и к священным, особенно священным рекам относится такие, как Ганга, Ямуна, Сарасвати, Гандавари, Кавери, Кришна-нармада и так далее. Каждая река считается очень священной.

00:00:00 Итак, следует заключить, что Парикшит Махарадж встретил Дхарма раджа и планету Земля, общающихся на берегу реки Сарасвати.

00:00:00 Спасибо вам большое. Есть ли вопросы?

00:00:00 Из зала: у меня есть вопрос: Дхармарадж это Юдхиштхира?

00:00:00 Шрила Прабхупада: Царь Юдхиштхира является сыном Дхармараджа, он сын. Дхармарадж зачал махараджа Юдхиштхиру.

00:00:00 Из зала: Видура тоже?

00:00:00 Шрила Прабхупада: нет, Видура был зачат Вьясадевой.

00:00:00 Из зала: Он тоже был Дхармараджем?

00:00:00 Шрила Прабхупада: нет, он не был Дхармараджем. О нет, да, да, ты прав. Он был Дхармараджем, Ямараджем. Да. Но из-за проклятия одного великого риши он стал шудрой. Я подумал, что ты спрашиваешь был ли зачат Видура Дхармараджем. Нет, он Дхармарадж. Есть вопрос? Как зовут мальчика?

00:00:00 Из зала: Санджая.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Кто дал ему это имя?

00:00:00 Из зала: Вы, Шрила Прабхупада.

00:00:00 Из зала: Услышав вашу удивительную беседу, Шрила Прабхупада, мои волосы становятся дыбом. Услышав вашу святую беседу, Шрила Прабхупада, мои волосы становятся дыбом, как Санджая говорит в «Гите».

00:00:00 Шрила Прабхупада: что в этом особенного? Из какой части это?

00:00:00 Из зала: это последние шлоки «Бхагавад Гиты». Он говорит о беседе Санджая с Дхритараштрой. Санджая говорит: «когда я услышал эту священную беседу, мои волосы встали дыбом. В «Бхагавад Гите».

00:00:00 Шрила Прабхупада: ты что-то хотел узнать об этом стихе?

00:00:00 Из зала: нет, я просто сказал, услышав вашу лекцию, Шрила Прабхупада.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Все наставления такие. Мы должны следовать наставлениям. Если вы не можете понять, тогда обратитесь к духовному учителю за консультацией. Не нужно оставлять общение с духовным учителем и перетолковывать это знание, эту науку на свой лад. Это обман. Не делайте так. В «Бхагавад Гите» говорится: татвитхи пранипатена, если у вас есть какие-то сомнения в ведических писаниях, постарайтесь постичь это знание, получая его от того, кто знает его, таттва даршан, тот, кто действительно видит истину, тот, кто действительно видел истину. Как же обратиться к нему тад виддхи пранипатена парипрашнена? Предаваясь. Оказывая служение и задавая вопросы. Прежде всего нужно, прежде чем задавать вопросы, нужно предаться, а потом служить, а между преданием и служением, вы можете задавать вопросы, поэтому йасйа прасада бхагавад прасада, мы должны удовлетворить духовного учителя своим служением и преданностью и тогда наше положение будет очень хорошим. Если духовный учитель видит, что ученик является преданной душой и он служит, делая всё от него зависящее, тогда в ответ духовный учитель будет открыт ему и он с радостью ответит на его вопросы. Если они подкреплены этими двумя действиями: преданием и севайа, -служением. Но начало это пранипад. Ну как так, я отказываюсь от общества своего духовного учителя и придумываю свой способ жизни, даю свое толкование. Это не поможет.

00:00:00 Из зала: битва на поле боя Курукшетра продолжалась 18 дней?

00:00:00 Шрила Прабхупада: да.

00:00:00 Из зала: это произошло 5 000 лет назад, когда Кришна был на земле. А происходит ли это сейчас в какой-то другой материальной вселенной та же битва?

00:00:00 Шрила Прабхупада: да.

00:00:00 Из зала: а можем ли мы попасть, посмотреть на это?

00:00:00 Шрила Прабхупада: если вы отправитесь туда, да.

00:00:00 Из зала: мы должны покинуть эту вселенную и тогда мы будем общаться непосредственно с Кришной и Арджуной?

00:00:00 Шрила Прабхупада: да вы можете общаться с Кришной и Арджуной 24 часа в сутки, читая «Бхагавад Гиту». Зачем вам необходимо отправляться туда? Если это уже есть здесь. Читайте «Бхагавад Гиту» и вы сразу же окажитесь на поле битвы Курукшетра. Господь дает наставления. Чайтанья Махапрабху согласился с этим. Вы знаете эту историю? Не грамотный брахман читал «Бхагавад Гиту». Он не умел читать, он был не грамотным, но, поскольку его духовный учитель велел ему, а тот имел непоколебимую веру в духовного учителя. Духовный учитель сказал: «читай каждый день 18 глав «Бхагавад Гиты». Духовный учитель знал, что тот не умеет читать, тем не менее он попросил его «читай 18 глав». Что он мог поделать. Духовный учитель наказал ему и поэтому он просто делал вид, что читает. Другие его друзья насмехались над ним: «господин, как ты читаешь «Бхагавад Гиту»? Они знали, что он не грамотный, они его критиковали, но тот не отвечал. Однако, когда Чайтанья Махапрабху спросил его: «мой дорогой брахман, что ты читаешь»? Тот знал, что Чайтанья Махапрабху искренне спрашивал его. И он объяснил Ему всё. «Я стараюсь читать «Бхагавад Гиту», но я не грамотный. Мой Гуру Махарадж приказал мне читать, поэтому я читаю. Но в действительности я не могу читать». Он откровенно признался. Такова непоколебимая вера в духовного учителя. Он знал, его духовный учитель знал, что он не грамотный и он знал также, что я не умею читать, я не могу читать «Бхагавад Гиту», но все же он пытался читать, потому что так повелел его духовный учитель. Вот что значит твердая вера. Он сказал: так я должен удовлетворить его, я не компетентен, я не умею читать, но он так сказал, поэтому я должен это делать. Это называется йасйа прасада бхагавад прасада. Например, это Движение сознания Кришны, я обычный человек, что я могу сделать, но я делал все от себя зависящее, поскольку мой духовный учитель сказал: «ты можешь ехать и стараться проповедовать на английском». Я прикладывал все усилия, хотя у меня нет квалификации. Это очень хороший момент. Йасйа прасада. Мы должны делать всё от себя зависящее. Может быть я не способен на это, но Кришне понравятся эти усилия, Кришне и духовному учителю. Вот, что необходимо. Может быть я совершенно не компетентен, все не компетентны. Кто может удовлетворить Кришну? Но, если мы просто стараемся делать то, что говорит Кришна, это удовлетворит Его. Кришна говорит: [цитирует на санскрите], духовный учитель велит ман мана, «всегда думай обо Мне, о Господе», бхавам мад-бхакто, «просто стань Моим преданным, поклоняйся Мне и склоняйся перед Мной» и вот Божество, вот чем мы должны заниматься, всегда думать: вот Радха и Кришна, вот Джаганнатх, вот Господь Чайтанья. Что в этом трудного? В храме мы напрямую соприкасаемся с Господом. Если же я ухожу из храма и где-то валяюсь там на станции, разве это хорошо? Кришна говорит: ман мана бхавам мад бхакто. Что же мне больше поможет думать о Нем? 24 часа в сутки пребывания на станции или пребывания в храме? Это здравый смысл. Любой здравомыслящий человек поймет, что вот Кришна, вот Радхарани, Им совершается здесь поклонение, преданные предлагают прасад, они постоянно заняты, это ман мана бхавам мад бхакто, но человек говорит: «брошу я общество преданных, брошу храм, отправлюсь в ад, я придумал собственный путь, прислушавшись к совету другого негодяя». Это не хорошо. Вот что хорошо: ман мана бхавам мад бхакто, «всегда думай обо Мне». У вас есть эта возможность. По мере моего духовного развития я вижу вот Кришна, Он не скульптура. Скульптура Кришны только для каништха адхикари, но тот, кто продвинут, он видит в этом Кришну. Например, вы читали историю в «Чайтанья Чаритамрите» о двух брахманах, которые отправились во Вриндаван. Так что преданный видит, это Кришна. Когда пожилой брахман сказал: «я обещаю». Младший сказал: «господин, ты говоришь перед Кришной. Если ты не сдержишь обещание, это будет серьезным оскорблением», потому что он видел Кришну и когда у него спросили: «а кто был вашим свидетелем»? Тот сказал: «Кришна был свидетелем». И старший сын этого пожилого брахмана воспользовался этой возможностью: «хорошо, если твой Кришна придет и засвидетельствует, тогда моя сестра выйдет за тебя». Потому что тот был атеистом, он думал: «Кришна не придет, Кришна не может прийти, ведь Он просто мраморная статуя, как Кришна может прийти». Он подумал: «я поставил его в такую ситуацию, из которой он никогда не выберется». Но, чтобы подтвердить слова преданного, Кришна пришел, поэтому Его называют Сакши Гопал, свидетель Гопал. Поэтому у нас должна быть вера, мы должны верить и исполнять обязанности в соответствии с шастрой, гуру, садху и тогда наша духовная жизнь гарантируется нам. Если же мы что-то выдумываем по собственной прихоти, то это нам не поможет.

00:00:00 Из зала: Шрила Прабхупада, в «Шримад Бхагаватам» говорится, что размер Сверхдуши составляет расстояние от кончика большого пальца до кончика безымянного пальца. Как это соотносится с размерами тел других живых существ, других видов жизни в материальном творении?

00:00:00 Шрила Прабхупада: Он может стать меньше мельчайшего и больше величайшего. Это могущество Кришны.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 28 August 2025