7.4-7 Энергии Абсолюта

Радио Кришналока - 17 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:22:53 | качество: mp3 32kB/s 5 Mb | прослушано: 735 | скачано: 1575 | избрано: 34
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:16 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:02 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:34 Глава седьмая. Знание Абсолюта

00:01:40 śrī-bhagavān uvāca
mayy āsakta-manāḥ pārtha
yogaṁ yuñjan mad-āśrayaḥ
asaṁśayaṁ samagraṁ māṁ
yathā jñāsyasi tac chṛṇu

00:01:57 jñānaṁ te ’haṁ sa-vijñānam
idaṁ vakṣyāmy aśeṣataḥ
yaj jñātvā neha bhūyo ’nyaj
jñātavyam avaśiṣyate

00:02:11 manuṣyāṇāṁ sahasreṣu
kaścid yatati siddhaye
yatatām api siddhānāṁ
kaścin māṁ vetti tattvataḥ

Текст 4

00:03:00 Текст 4.
bhūmir āpo ’nalo vāyuḥ
khaṁ mano buddhir eva ca
ahaṅkāra itīyaṁ me
bhinnā prakṛtir aṣṭadhā

00:03:03 Всевышний Господь сказал: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – все эти восемь частей составляют Мои отделённые материальные энергии.»

00:03:34 Комментарий: Наука о Боге рассматривает изначальное положение Господа и Его различных энергий. Материальная природа именуется Пракрити, то есть энергия Господа в Его различных экспансиях. В Ведах говорится: «Для материального творения полная экспансия Господа Кришны принимает формы трёх Вишну.

00:04:03 Первая форма – Махавишну, создаёт материальную энергию в целом, называемую махат-таттва, вторая – Гарбходакашайа-Вишну входит во все вселенные, чтобы сотворить многообразие каждой из них. Третья форма – Кширодакашайа-Вишну – распространяется по всем вселенным, как вездесущая Параматма, пребывающая даже в атомах. Всякий, кто познал этих трёх Вишну, может освободиться от материальных оков».

00:04:42 Этот материальный мир, представляет собой временное проявление одной из энергий Господа. Вся деятельность, осуществляемая в материальном мире направляется этими тремя экспансиями Господа Кришны в форме Вишну. Они называются инкарнациями.

00:05:02 Обычно те, кто не постигли науку о Боге, полагают, что материальный мир предназначен для наслаждения живых существ, которые являются управляющими и наслаждающимися материальной энергией. Согласно «Бхагавад Гите» это атеистическое заключение ложно. В настоящем стихе утверждается, что изначальной причиной материального проявления является Господь Кришна. «Шримад Бхагаватам» также подтверждает это положение.

00:05:37 Составные части материального проявления представляют собой отделённые энергии Господа. Даже брахмаджьоти, являющееся высшей целью имперсоналистов, это духовная энергия, проявляемая в духовном небе. В брахмаджьоти отсутствует духовное многообразие, имеющееся на планетах Вайкунтхах, а имперсоналисты принимают это брахмаджьоти за высшую извечную цель.

00:06:07 Проявление в духовном мире также не вечно, поэтому действительной Абсолютной Истиной является Верховная Личность Господа Кришна. Он высшая Личность, заключающая в Себе все энергии, как внешние, так и внутренние.

00:06:49 В материальной энергии насчитывается 8 основных проявлений, как утверждается в этом стихе: среди них первые пять, а именно – Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир именуются гигантскими или грубыми творениями (маха-бхуты), которые включают в себя пять объектов чувственного восприятия. Они являются проявлениями того, что физически воздействуют на слух, осязание, зрение, обоняние и вкус. Материальная наука охватывает лишь эти десять понятий и ничего более, тем не менее, оставшиеся три категории, а именно ум, разум и ложное эго – материалисты оставляют без внимания. Философы, занимающиеся умственной деятельностью, также не являются совершенными в своём знании, ибо они не постигли высший источник – Кришну.

00:07:53 Ложное эго, связанное с понятиями «я есть», «это моё» и выражающими основной принцип материального существования, включает в себя десять органов чувств, посредством которых осуществляется материальная деятельность. Разум относится к материальному творению в целом, называемым махат-таттва, поэтому из восьми внешних энергий Господа, проявляются 24 элемента материального мира, составляющих предмет изучения атеистической философии санкхья. Эти элементы, по своему происхождению, производные от энергий Кришны и отделены от Него. Однако атеистические философы санкхьи, познания которых невелики, не понимают, что Кришна – является причиной всех причин.

00:08:49 Предметом изучения философии санкхья, является лишь проявление внешней энергии Кришны, как это описано в «Бхагавад Гите»

Текст 5

00:09:21 Текст 5.
apareyam itas tv anyāṁ
prakṛtiṁ viddhi me parām
jīva-bhūtāṁ mahā-bāho
yayedaṁ dhāryate jagat

00:09:23 «Помимо этой, о могучий Арджуна, существует ещё Моя высшая природа, состоящая из живых существ, которые используют ресурсы низшей материальной природы.»

00:09:48 Комментарий: Здесь ясно сказано, что живые существа относятся к высшей природе Всевышнего Господа. Низшая природа представляет собой материю, проявляющуюся в разных элементах: земле, воде, огне, воздухе, эфире, уме, интеллекте и ложном эго. Обе формы материальной природы, то есть грубая форма: земля и так далее и тонкая форма – ум, порождены низшей энергией. Живые существа, использующие эти низшие энергии для различных целей, представляют собой высшую энергию Всевышнего Господа, именно, благодаря этой энергии, осуществляется деятельность всего материального мира.

00:10:44 Космическое проявление не было бы дееспособным, если бы оно не приводилось в движении высшей энергией, то есть живыми существами. Управление энергиями, всегда осуществляется их обладателем, поэтому живые существа, постоянно подчинены Всевышнему Господу. Они не существуют независимо. Их могущество несравнимо с могуществом Господа.

00:11:15 Различие между живыми существами и Господом описывается в «Шримад Бхагаватам» (10.87.30) следующим образом: «О извечный Всевышний, если бы живые существа, заключённые в материальном теле, являлись вечными и вездесущими, подобно Тебе, они не находились бы в твоей власти, но если согласиться с тем, что живые существа – это мельчайшие частицы энергии Твоей милости, то сразу же становится понятной их подчинённость Твоей высшей воле. Поэтому живое существо истинно освобождается, когда отдаёт себя Твоей власти, в результате чего, оно обретает счастье. Лишь в этом изначальном состоянии, живые существа могут править чем бы то ни было, поэтому люди с ограниченными знаниями, которые проповедуют теорию монизма, утверждающую полное равенство Бога и живых существ, руководствуются неверной теорией».

00:12:29 Всевышний Господь Кришна является единственным правителем, а все живые существа находятся у Него в подчинении. Эти живые существа - суть Его высшая энергия, ибо их существование в качественном отношении тождественно со Всевышним, однако, они никогда не достигают равенства с Господом по степени своего могущества. Используя грубую и тонкую низшие энергии, материю, высшая энергия – живое существо предаёт забвению своё истинное духовное положение. Эта забывчивость возникает из-за воздействия материи на живое существо. Однако, когда живое существо, освобождается от влияния иллюзорной материальной энергии, оно достигает стадии, называемой мукти или освобождением.

00:13:27 Ложное эго, находясь под влиянием материальной иллюзии, думает: «Я есть материя и все материальные приобретения пренадлежат мне». Оно постигает своё истинное положение лишь освободившись ото всех материальных представлений, в том числе от идеи полного равенства с Богом. Поэтому можно сделать вывод, что в «Гите» подтверждается природа живого существа, как одной из многочисленных энергий Кришны, и когда эта энергия очищается от материальной скверны, она обретает полное Сознание Кришны, то есть достигает освобождения.

Текст 6

00:14:35 Текст 6.
etad-yonīni bhūtāni
sarvāṇīty upadhāraya
ahaṁ kṛtsnasya jagataḥ
prabhavaḥ pralayas tathā

00:14:38 «Все, сотворённые существа, берут своё начало в этих двух природах, знай же, из всего, что материально в этом мире и всего что духовно, Я как начало так и распад.»

00:15:09 Комментарий: Всё существующее порождено материей, и духом. Дух – это основное поле творения, и материя – творится духом. Дух не возникает на определённой стадии развития материи, напротив этот материальный мир проявляется лишь на основе духовной энергии.

Материальное тело развивается благодаря тому, что дух присутствует в материи. Ребёнок постепенно становится юношей, а затем мужчиной, благодаря присутствию этой высшей энергии души. Точно так же полное космическое проявление гигантской вселенной развивается, благодаря присутствию Верховной Души Господа Вишну. Таким образом дух и материя, которые объединяются, чтобы дать проявление этой гигантской вселенской форме являются по своему происхождению двумя энергиями Господа и значит Господь является изначальной причиной всего сущего.

00:06:20 Малая неотъемлемая частичка Господа – живое существо может явиться причиной возникновения большого небоскрёба, большого завода или даже большого города, но оно не может быть причиной появления вселенной. Причина появления вселенной – это высшая душа – Параматма. И Кришна – Всевышний Господь – есть причина всех больших и малых душ. Следовательно Он первичная причина всех причин, как это подтверждается в «Катха-упанишад» (2.2.13).

Текст 7

00:17:20 Текст 7.
mattaḥ parataraṁ nānyat
kiñcid asti dhanañ-jaya
mayi sarvam idaṁ protaṁ
sūtre maṇi-gaṇā iva

00:17:23 «О завоеватель богатств, не истины выше Меня, всё покоится на Мне, подобно жемчужинам нанизанным на нить.»

00:17:45 Комментарий: Существуют, широко известные разногласия, по поводу того, имеет ли высшая Абсолютная Истина личностную природу или она безличностна. Что касается «Бхагавад Гиты», то Абсолютная Истина определяется в ней, как личность Бога – Шри Кришна, что подтверждается в тексте повсеместно. В частности в данном стихе подчёркивается, что Абсолютная Истина является Личностью, также и в «Брахма-самхите» даётся подтверждение тому, что Личность Бога – это Высшая Абсолютная Истина: [ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах], то есть Высшая Абсолютная Истина – это личность Бога – Господь Кришна. Изначальный источник всей радости – Господь Говинда, вечный образ совершенного знания и блаженства.

00:18:47 Эти авторитетные источники не оставляют никаких сомнений по поводу того, что Абсолютной Истиной является высшая личность, причина всех причин. Однако имперсоналисты приводят доводы, основывающиеся на Ведах, где говорится: «В материальном мире Брахма – это первозданное живое существо во вселенной, которое считается наивысшим среди полубогов, людей и низших животных, однако выше Брахмы стоит трансцендентное, не имеющее материальной формы и не затронутое какой бы то ни было скверной, каждый, кто сумеет познать его, также становится трансцендентен, кто же Его не знает, будет подвергаться материальным страданиям».

00:19:41 Имперсоналисты особо подчёркивают слово арупам, но арупам не безлично, оно указывает на трансцендентную форму вечности, знания и блаженства, как описывается в процитированном стихе из «Брахма-самхиты». Другие стихи из «Шветашватара-упанишад» также дают этому подтверждение: «Я знаю Верховную Личность Бога, который трансцендентен ко всем материальным понятиям, только тот, кто знает Его, может преодолеть оковы рождения и смерти. Нет иного пути к освобождению, кроме как через познание Высшей Личности, нет истины стоящей над Высшей Личностью, ибо Господь наивысший. Он меньше самого меньшего, больше самого большего, Его положение подобно безмолвному дереву и Он озаряет Собой духовное небо, как дерево простирает свои корни, так и он простирает Свои обширные энергии».

00:21:01 Их этих стихов можно заключить, что высшей Абсолютной Истиной является Верховный Господь, вездесущий, благодаря Своим многочисленным энергиям, как материальным так и духовным.

00:21:22 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:21:33 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:21:59 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:22:26 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 06 September 2017
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 30 September 2017