13.8-12 Природа, Наслаждающийся и сознание. 3

Радио Кришналока - 18 июля 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:17:30 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 160 | скачано: 583 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:10 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:42 Глава тринадцатая. Природа, наслаждающийся и сознание.

00:01:49 arjuna uvāca
prakṛtiṁ puruṣaṁ caiva
kṣetraṁ kṣetra-jñam eva ca
etad veditum icchāmi
jñānaṁ jñeyaṁ ca keśava

00:02:09 śrī-bhagavān uvāca
idaṁ śarīraṁ kaunteya
kṣetram ity abhidhīyate
etad yo vetti taṁ prāhuḥ
kṣetra-jña iti tad-vidaḥ

00:02:28 kṣetra-jñaṁ cāpi māṁ viddhi
sarva-kṣetreṣu bhārata
kṣetra-kṣetrajñayor jñānaṁ
yat taj jñānaṁ mataṁ mama

Тексты с 8 по 12

00:03:16 Тексты с 8 по 12.
amānitvam adambhitvam
ahiṁsā kṣāntir ārjavam
ācāryopāsanaṁ śaucaṁ
sthairyam ātma-vinigrahaḥ
indriyārtheṣu vairāgyam
anahaṅkāra eva ca
janma-mṛtyu-jarā-vyādhi-
duḥkha-doṣānudarśanam
asaktir anabhiṣvaṅgaḥ
putra-dāra-gṛhādiṣu
nityaṁ ca sama-cittatvam
iṣṭāniṣṭopapattiṣu
mayi cānanya-yogena
bhaktir avyabhicāriṇī
vivikta-deśa-sevitvam
aratir jana-saṁsadi
adhyātma-jñāna-nityatvaṁ
tattva-jñānārtha-darśanam
etaj jñānam iti proktam
ajñānaṁ yad ato ’nyathā

00:03:21 Всевышний Господь сказал: Скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного наслаждения, отсутствие ложного эго, осознание зла рождения и болезни, старости и смерти, отсутствие привязанностей, спокойствие перед лицом, как приятных так и неприятных событий, постоянное и чистая преданность Мне, стремление жить в уединённом месте, отстранённость от общей массы людей, признание важности самореализации и философский поиск Абсолютной Истины – всё это Я провозглашаю знанием, всё же что помимо этого, есть невежество.

00:04:42 Комментарий: Процесс познания, неразумные люди иногда неправильно понимают, как взаимодействие элементов поля деятельности. На самом деле здесь приводится истинный процесс познания. Признание данного пути открывает возможность приблизиться к Абсолютной Истине. Он не является взаимодействием 24 элементов, описанных выше, напротив – это средство уйти из под влияния этого взаимодействия. Воплощённая душа заключена в тело, являющееся для него футляром, состоящим из 24 материальных элементов. И описываемый здесь, процесс познания – это средство выбраться из данного футляра. Среди всех описаний процесса познания наиболее важное положение заключается в первой строке 11 стиха. Процесс познания завершается чистым преданным служением Господу.

00:05:51 Поэтому, если человек не может или не хочет обратиться к трансцендентному служению Господу, то остальные 18 положение не будут представлять особой ценности. Однако, если он обратится к преданному служению в полном Сознании Кришны, то эти 18 качеств естественным образом разовьются в нём. Как говорится в «Шримад Бхагаватам» (5.18.12): «Все положительные качества знания развиваются в том, кто обращается к преданному служению. Существенно важным является принцип принятия духовного учителя, это совершенно необходимо даже для того, кто уже обратился к преданному служению». Духовная жизнь начинается с момента принятия истинного духовного учителя. Верховная Личность Господа, Шри Кришна здесь ясно говорит, что этот процесс познания является истинным путём, всё что придумано помимо этого, лишено всякого смысла.

00:07:32 Положение, касающееся знания, описанного здесь, могут быть проанализированы следующим образом. Скромность – означает, что человек не должен стремиться к тому, чтобы его почитали другие. Материалистическое представление о жизни, вызывает в нас сильное желание того, чтобы другие люди почитали нас. Однако, с точки зрения человека, обладающего совершенным знанием, то есть понимающего, что он не есть тело, всё относящееся к телу, в том числе честь и бесчестие, лишено смысла. Не следует гнаться за таким материальным обманом. Люди страстно желают прославиться своими религиозными убеждениями, и поэтому иногда бывает так, что не понимая основных положений религии, человек присоединяется к какой-нибудь группе, которая по существу, не придерживается религиозных принципов. И затем провозглашает себя наставником в делах религии.

00:08:40 Что касается истинного прогресса в духовной науке, то существует критерий, с помощью которого его можно определить. В качестве такого критерия можно использовать положения, перечисленные в этих стихах. Под отказом от насилия, обычно понимают, что нельзя совершать убийства или наносить телесные повреждения. Однако на самом деле, это означает, что недопустимо быть причиной страдания других. Большинство людей, в следствии невежества, опутаны сетями материалистического представления о жизни и постоянно подвержены материальному страданию. Поэтому, если человек не способствует возвышению других до уровня духовного знания, он уже совершает насилие. Нужно отдать все свои силы, распространению истинного знания среди людей, с тем чтобы просветить их и дать им возможность освободиться от оков материального мира. В этом заключается отказ от насилия.

00:09:53 Терпимость означает, что человек должен привыкнуть сносить бесчестие и оскорбления, которым он подвергается со стороны других. Тот кто занят развитием духовного знания неизбежно подвергается многочисленным оскорблениям нападкам в свой адрес. Этого следует ожидать. Так устроена материальная природа. Даже пятилетний мальчик Прахлада, развивавший в себе духовное знание был в опасности, когда его отец стал враждебно относиться к его убеждениям. Но Прахлада проявлял терпимость по отношению к отцу, не смотря на то что тот, много раз разными способами пытался убить своего сына. Итак, прогресс в духовном знании, может быть связан с многочисленными трудностями, но мы должны обладать терпением и с решимостью продолжать свой путь.

00:11:19 Простота означает, что человеку не следует использовать обходные пути. Он должен быть настолько прямолинеен, что открывать правду даже врагу. Что касается принятия духовного учителя, то это очень важный момент, ибо без наставлений истинного духовного учителя, прогресс в духовной науке невозможен. Ученик должен обратиться к духовному учителю со всем смирением и всеми силами служить ему, с тем чтобы удовлетворить его и получить его благословение. Поскольку истинный духовный учитель является представителем Кришны, то любое его благословение, сразу же позволяет ученику достичь прогресса в духовном знании, даже если он не следует регулирующим принципам или же выполнение регулирующих принципов станет легче для ученика, который безоговорочно служит духовному учителю.

00:12:26 Чистота – является неотъемлемым условием для прогресса в духовной жизни. Есть 2 вида чистоты – внешняя и внутренняя. Внешняя чистота достигается омовением, а для поддержания внутренней, нужно постоянно думать о Кришне и повторять махамантру: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Этот процесс очищает ум от слоя пыли, образованного прошлой кармой.

00:13:07 Стойкость означает, что человек должен обладать большой решимостью, совершенствоваться в духовной жизни, без такой решимости невозможно достичь ощутимого прогресса. Самодисциплина – означает, что человек не должен принимать того, что неблагоприятно для духовного развития. Следует приучить себя к этому и отвергать всё, что тормозит продвижению по духовному пути. В этом состоит истинное отречение. Чувства настолько сильны, что всегда стремятся получить удовлетворение. Не нужно потворствовать таким желаниям. Без этого можно обойтись. Чувственные потребности следует удовлетворять лишь в той мере, в какой это необходимо для исполнения своих духовных обязанностей.

00:14:03 Самым важным и самым неуправляемым органом является наш язык. Если человек обуздал свой язык, то у него есть все шансы обуздать и другие чувства. Назначение языка в том, чтобы ощущать вкус и создавать звуковые вибрации, поэтому, постоянно следуя регулирующим принципам, необходимо сделать так, чтобы язык всегда вкушал остатки пищи, предложенной Кришне и был занят произнесением Харе Кришна махамантры.

00:14:40 Что касается глаз, то им не следует позволять видеть что-либо помимо прекрасного образа Кришны. Это даст возможность управлять глазами. Точно так же ушами можно слушать о Кришне, а носом вдыхать благоухание цветов, предложенных Кришне. Это путь преданного служения, и «Бхагавад Гита» разъясняет науку о преданном служении. Преданное служение – её главная и единственная цель.

00:15:16 Неразумные комментаторы «Бхагавад Гиты» пытаются отвлечь ум читателя на другие вопросы, но «Бхагавад Гита» не рассматривает никаких иных вопросов, помимо преданного служения.

00:15:44 Сегодня вы прослушали стихи с 8 по 12, тринадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Природа наслаждающийся и сознание».

00:15:59 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:16:11 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:16:37 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:17:05 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam