17.1-4 Разновидности веры в гунах

Радио Кришналока - 18 July 2010
Как отличается вера человека под воздействием различных гун материальной природы
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:17:51 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 365 | скачано: 1436 | избрано: 19
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:00:39 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:03 Глава 17. Разновидности веры.

00:01:08 arjuna uvāca
ye śāstra-vidhim utsṛjya
yajante śraddhayānvitāḥ
teṣāṁ niṣṭhā tu kā kṛṣṇa
sattvam āho rajas tamaḥ

00:01:29 śrī-bhagavān uvāca
tri-vidhā bhavati śraddhā
dehināṁ sā svabhāva-jā
sāttvikī rājasī caiva
tāmasī ceti tāṁ śṛṇu

Текст 1

00:02:13 Текст 1:
arjuna uvāca
ye śāstra-vidhim utsṛjya
yajante śraddhayānvitāḥ
teṣāṁ niṣṭhā tu kā kṛṣṇa
sattvam āho rajas tamaḥ

00:02:16 Арджуна спросил: «О Кришна, каково положение тех, кто не следует принципам священных писаний, а поклоняется в соответствии с собственными представлениями, пребывают ли они в благости, страсти или невежестве?».

00:02:48 Комментарий: В 4 главе (4.39) «Бхагавад Гиты» говорится, что человек верный какому-либо типу поклонения постепенно поднимается до уровня знания и достигает наивысшей стадии мира и процветания. Из 16 главы можно заключить, что тот, кто не следует принципам изложенным в писаниях, называется асурой или демоном, а тот, кто искренне им следует, именуется девой или полубогом.

00:03:20 Но если человек с верой следует каким-либо правилам, не упоминающихся в священных писаниях, то каково его положение? Те, кто создали некоторое подобие Бога, избрав на эту роль какого-либо человека и сосредоточив на нём всю свою веру, поклоняются ли они в благости, страсти или невежестве?

00:03:43 Достигают ли такие люди совершенной жизни? Могут ли они получить истинное знание и подняться до высшей стадии совершенства? Достигают ли успеха в своих усилиях те, кто не следует правилам и наставлениях священных писаний, но верит во что-то и поклоняются различным Богам, полубогам и людям? Такие вопросы задаёт Арджуна и Кришна успешно разрешает его сомнения.

Текст 2

00:04:24 Текст 2.
śrī-bhagavān uvāca
tri-vidhā bhavati śraddhā
dehināṁ sā svabhāva-jā
sāttvikī rājasī caiva
tāmasī ceti tāṁ śṛṇu

00:04:27 Верховная Личность Бога сказал: В соответствии с гунами природы, обретёнными воплощённой душой, вера может быть трёх видов: в благости, в страсти или невежестве. Выслушай теперь об этом.

00:05:01 Комментарий: Те, кто знают правила и предписания священных писаний, но из-за лени и праздности не следуют им, находятся под управлением гун материальной природы. Сообразно с прошлой деятельностью, совершавшихся в гунах благости, страсти или невежества, они наделяются соответствующими природными качествами.

00:05:26 Взаимодействие живого существа с различными гунами материальной природы продолжается с незапамятных времён. Поскольку живое существо соприкасается с ней, оно приобретает некий склад ума, в зависимости от его взаимодействия с материальными гунами.

00:05:45 Но природные качества человека могут измениться, если он будет находиться в обществе истинного духовного учителя и будет жить в соответствии с его наставлениями и указаниями священных писаний. Постепенно он может изменить своё положение и подняться от гуны невежества или страсти до уровня благости.

00:06:09 Итак, слепая вера в определённой гуне не может способствовать возвышению человека до уровня совершенства. Человек должен смотреть на окружающий мир со вниманием, используя разум и находясь в контакте с истинным духовным учителем. Таким образом человек сумеет изменить своё положение, перейдя в более высокую гуну природы.

Текст 3

00:06:48 Текст 3.
sattvānurūpā sarvasya
śraddhā bhavati bhārata
śraddhā-mayo ’yaṁ puruṣo
yo yac-chraddhaḥ sa eva saḥ

00:06:51 О потомок Бхараты, в соответствии с влиянием на человека различных гун материальной природы, он развивает определённый вид веры.

00:07:12 Комментарий: Каждый человек, кем бы он не являлся имеет ту или иную веру, но его вера относится к гуне благости, страсти или невежества, в зависимости от его природы, таким образом, сообразно своей вере, он общается с определёнными людьми.

00:07:33 Истина заключается в том, что каждое живое существо, как утверждается в 15 главе, является по своей природе неотъемлемой частичкой Всевышнего Господа. Поэтому живое существо изначально трансцендентно ко всем гунам материальной природы.

00:07:51 Но, когда человек забывает о своей связи с Верховной Личностью Бога и входит в контакт с материальной природой в обусловленной жизни, он сам создаёт своё положение, взаимодействуя с различными сторонами материальной жизни.

00:08:09 Возникающие в результате этого искусственные вера и существование носят материальный характер, хотя человек может быть под влиянием некого впечатления или представления о жизни, всё же изначально он – ниргуна, то есть трансцендентен. Поэтому человек должен очиститься от материальной скверны, чтобы восстановить свои взаимоотношения со Всевышним Господом.

00:08:38 Единственная дорога назад, по которой можно идти без страха – это Сознание Кришны. Если человек находится в Сознании Кришны, то этот путь гарантирует достижение совершенной ступени. Если человек не встанет на этот путь самореализации, то он несомненно останется под влиянием материальной природы.

00:09:26 В этом стихе очень существенно слово śraddhā или вера. Вера изначальной происходит из гуны благости. Человек может верить в полубога или в какого-то выдуманного им Бога или нечто подобное. Сильная вера во что-то, происходит из деятельности в гуне благости, но в материальном обусловленном состоянии никакая деятельность не может быть совершенно чистой. Она не может быть целиком в гуне благости. Она всегда имеет примесь других гун.

00:10:01 Чистая благость трансцендентна. В чистой благости можно понять истинную природу Верховной Личности Господа. До тех пор, пока вера не находится полностью в чистой гуне благости, она подвержена осквернению любой другой гуной материальной природы.

00:10:21 Осквернённые гуны материальной природы затрагивают сердце, а вера человека определяется тем в какой гуне находится его сердце. Следует понимать, что, если сердце человека находится в гуне благости, то и вера его также находится в гуне благости.

00:10:40 Если сердце человека пребывает в гуне страсти, то и вера его в гуне страсти, а если сердце человека в гуне тьмы, иллюзий, то и его вера находится в той же гуне. Таким образом мы находим различные типы веры в этом мире и всевозможные религиозные направления, возникающие в следствии разных типов веры.

00:11:04 Истинная вера находится в гуне чистой благости, но, так как сердце не чисто, мы встречаем различные виды религиозных принципов. Так в соответствии с разными типами веры существуют разные виды поклонения.

Текст 4

00:11:29 Текст 4.
yajante sāttvikā devān
yakṣa-rakṣāṁsi rājasāḥ
pretān bhūta-gaṇāṁś cānye
yajante tāmasā janāḥ

00:11:32 Всевышний Господь сказал: Находящиеся в гуне благости, поклоняются полубогам, те кто в гуне страсти – поклоняются демонам, а находящиеся в гуне невежества поклоняются духам и призракам.

00:11:58 Комментарий: В этом стихе Всевышний Господь описывает, как люди поклоняются различным объектам, в соответствии с их внешней деятельностью. Согласно священным писаниям следует поклоняться лишь Верховной Личности Господа, но те кто не слишком хорошо знакомы со священными предписаниями или не верят в них, поклоняются различным объектам в соответствии со своей принадлежностью к той или иной гуне материальной природы. Находящиеся в благости обычно поклоняются полубогам: Брахме, Шиве, Чандре, Индре, богу Солнца и другим.

00:12:41 Существуют различные полубоги. Пребывающие в гуне благости поклоняются определённому полубогу, ради определённой цели. Аналогично, находящиеся в гуне страсти, почитают демонов. Во время Второй Мировой войны в Калькутте жил человек, поклонявшийся Гитлеру, так как, благодаря войне, он нажил значительные богатства с помощью операции на чёрном рынке.

00:13:08 Люди, находящиеся в гунах страсти и невежества, выбирают могущественного человека и поклоняются ему как Богу. Они думают, что каждого можно почитать как Бога и достичь тех же результатов. Здесь ясно говорится, что находящиеся в гуне страсти почитают и создают таких богов, а пребывающие в гуне невежества, во тьме, почитают духов умерших.

00:13:36 Некоторые люди поклоняются могилам мертвецов. Поклонение связанное с сексом также находится в гуне невежества. Подобным же образом в отдалённых деревнях Индии, существуют люди, поклоняющиеся духам. В Индии, люди низших классов иногда идут в лес и зная, что дух живёт в каком-то дереве, поклоняются этому дереву и приносят ему жертвы.

00:14:04 Эти различные типы поклонения не являются на самом деле поклонением Господу. Поклонение Господу Богу предназначено для людей, находящихся в трансцендентном состоянии чистой благости.

00:14:19 В «Шримад Бхагаватам» (4.3.23) говорится, что человек, пребывающий в чистой благости поклоняется Васудеве. Суть этого высказывания в том, что человек полностью свободный от материального загрязнения и пребывающий в трансцендентном состоянии может поклоняться Верховной Личности Господа.

00:15:03 Считается, что имперсоналисты находятся в гуне благости. Они поклоняются полубогам пяти типов. Они почитают безликого Вишну, то есть форму Вишну в материальном мире, известную, как философский Вишну. Вишну является экспансией Верховной Личности Бога, однако имперсоналисты, которые по существу не верят в Верховную Личность, воображают, что форма Вишну – есть всего лишь один из аспектов безличного Брахмана.

00:15:36 Считая безличного Брахмана Абсолютной Истиной, они в конечном итоге отказываются ото всех объектов поклонения. В заключением можно сказать, что общение с людьми, наделёнными трансцендентной природой позволяет очиститься от всевозможных качеств, присущих материальным гунам.

00:16:11 Сегодня вы прослушали стихи с первого по четвёртый, семнадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Разновидности веры».

00:16:23 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:16:35saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:17:01 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:17:29 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 09 December 2017