4.4-6 Память прошлых жизней
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:20 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.
00:01:06 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
00:01:38 Глава четвёртая. Трансцендентное знание.
00:01:43 śrī-bhagavān uvāca
imaṁ vivasvate yogaṁ
proktavān aham avyayam
vivasvān manave prāha
manur ikṣvākave ’bravīt
00:02:02 evaṁ paramparā-prāptam
imaṁ rājarṣayo viduḥ
sa kāleneha mahatā
yogo naṣṭaḥ paran-tapa
00:02:15 sa evāyaṁ mayā te ’dya
yogaḥ proktaḥ purātanaḥ
bhakto ’si me sakhā ceti
rahasyaṁ hy etad uttamam
Текст 4
00:02:55 Текст 4.
arjuna uvāca
aparaṁ bhavato janma
paraṁ janma vivasvataḥ
katham etad vijānīyāṁ
tvam ādau proktavān iti
00:02:59 Арджуна сказал: «Бог Солнца Вивасван старше Тебя по рождению, как же может быть, что в начале Ты передал эту науку ему?»
00:03:17 Комментарий: Арджуна известный преданный Господа, так как же он мог не поверить словам Кришны? На самом деле Арджуна вопрошает не ради себя, но ради просветления тех, кто не верит во Всевышнего, которым не хочется принимать Кришну, как Верховную Личность Бога. Лишь для таких людей, Арджуна задаёт этот вопрос. Как станет очевидно из десятой главы, Арджуна прекрасно знал, что Кришна – это Верховная Личность Бога, первоисточник всего сущего, последнее слово в духовной реализации.
00:04:02 Действительно, Кришна появился на Земле в образе сына Деваки. Обычному человеку сложно осознать, как же одновременно с этим Он оставался вечной Изначальной Личностью Бога? Чтобы прояснить это, Арджуна задал Кришне этот вопрос. Чтобы Сам Господь дал на него ответ.
00:04:26 То, что Кришна – высший авторитет, признаётся миром с незапамятных времён и до наших дней. Но как бы то ни было, поскольку Кришна – признанный авторитет, Арджуна задаёт Ему этот вопрос, для того, чтобы Господь мог описать самого Себя. В интересах каждого, знать науку о Кришне, поэтому, когда Кришна Сам рассказывает о Себе, то это будет благом для всех людей.
00:04:59 Демонам такие объяснения, данные самим Кришной, могут показаться странными, потому что они изучают Кришну соответственно своим взглядам, но преданные принимают утверждения Кришны с открытым сердцем, когда Он возвещает их Сам. Преданные всегда будут почитать слова Кришны, сказанные Им самим, так как они постоянно стремятся узнать о Нём всё больше и больше.
00:05:29 Атеисты, считающие Кришну обычным человеком, возможно придут таким образом к пониманию, что Кришна выше чем человек. Он – сат-чит-ананда-виграха – вечная форма знания и блаженства. Он трансцендентен, Он не подвластен гунам материальной природы. Также как влиянию пространства и времени.
00:05:55 Такой преданный Кришны, как Арджуна, несомненно, выше всякого непонимания трансцендентного положения Кришны. И то что Арджуна ставит подобный вопрос перед Господом, есть всего лишь вызов атеистам, которые считают Его обычным человеком, подверженным гунам материальной природы.
Текст 5
00:06:30 Текст 5.
śrī-bhagavān uvāca
bahūni me vyatītāni
janmāni tava cārjuna
tāny ahaṁ veda sarvāṇi
na tvaṁ vettha paran-tapa
00:06:32 Бог Верховная Личность сказал: «Много, много рождений минуло у нас с тобой и Я могу помнить все из них, но ты не можешь, о покоритель врагов».
00:06:54 Комментарий: В «Брахма-самхите» (5.33) рассказывается о многочисленных воплощениях Господа. Там говорится: «Я поклоняюсь Верховному Господу Говинде [Кришне], Изначальной Личности, абсолютной, непогрешимой и не имеющей начала, хотя Он воплощается в неограниченное число форм, Он всегда остаётся той же самой изначальной Личностью, старейшей из всех и вместе с тем вечно юной. Лучшие ведические учёные не могут постичь этой формы Господа, составленной из вечности, знания и блаженства, но что касается чистых преданных, то для них, они всегда очевидны».
00:07:51 В «Брахма-самхите» (5.39) также утверждается: «Я поклоняюсь Верховной Личности Бога Говинде [Кришне], всегда пребывающему в различных Своих воплощениях, таких как Рама, Нрисимха и многих других, но Он всегда есть Верховная Личность Бога Кришна и иногда Он нисходит в этот мир в Своей изначальной форме».
00:08:21 В Ведах также говорится, что хотя Господь единственный и неповторимый, но Он проявляет Себя в формах, которым нет числа. Он подобен камню вайдурья, меняющему свой цвет и остающимся при этом неизменным. Все многочисленные формы Господа, постигаются Его чистыми преданными, но их невозможно постичь путём простого изучения Вед.
00:08:50 Преданные подобные Арджуне постоянные спутники Господа, и когда бы Господь не воплощался на Земле, они также принимают рождение, чтобы служить Господу всеми возможными способами. Арджуна – это один из таких преданных и из данного стиха можно понять, что несколько миллионов лет назад, когда Господь Кришна рассказывал «Бхагавад Гиту», Арджуна также присутствовал при этом, но уже в другом качестве.
00:09:23 Разница между Господом и Арджуной состоит в том, что Господь помнит происходившее раньше, тогда, как Арджуна нет. Таково различие между живым существом, неотъемлемой частичкой Господа и самим Всевышним. Хотя Арджуна великий герой, способный покорять врагов, но он не в состоянии восстановить в памяти события своих предыдущих воплощений. Поэтому живое существо, каким бы великим оно не казалось с материальной точки зрения, никогда не сможет сравниться со Всевышним Господом.
00:10:04 Вечный спутник Господа непременно является освобождённой личностью, хотя и не равной Богу. Господь описывается в «Брахма-самхите», как непогрешимий – ачьюта. Это означает, что Он никогда не забывает Себя, даже находясь в контакте с материальным миром. Поэтому Господь и живое существо никогда не могут быть равны во всех отношениях, даже если живое существо достигло такой ступени освобождения, как Арджуна. Хотя Арджуна преданный Господа, но он иногда забывает Его природу, но по божественной милости может сразу понять всю непогрешимость Всевышнего, тогда как не преданный или демон, не в состоянии постичь Его трансцендентную природу.
00:10:58 Соответственно описания данные в «Гите» не могут быть восприняты людьми демонического склада. Кришна помнит всё, что он совершал миллионы лет назад, а Арджуна нет, не смотря на то, что и он и Кришна вечны по своей природе.
00:11:17 Живое существо забывает, потому что оно меняет тела, но Господь всё помнит, потому что Он не меняет Своего тела сат-чит-ананда. Он – адвайта – это означает, что Он и Его тело суть одно. Всё что имеет к Нему отношение – духовно, тогда как обусловленная душа отлична от своего материального тела. Так как тело Господа и Его сущность есть одно и то же, то Его положение всегда отличается от положения обычного живого существа. Даже когда Господь нисходит в материальный мир.
Текст 6
00:12:13 Текст 6.
ajo ’pi sann avyayātmā
bhūtānām īśvaro ’pi san
prakṛtiṁ svām adhiṣṭhāya
sambhavāmy ātma-māyayā
00:12:16 «Хотя Я нерождённый и Моё трансцендентное тело неизменно, хотя Я господин всех живых существ, Я всё же являюсь каждую эпоху в Своём изначальном трансцендентном облике».
00:12:41 Комментарий: Господь разъясняет нам особенности Своего появления на свет. Хотя Он и рождается, как обычный человек, но Он помнит все из Своих многочисленных, так называемых, рождений, в то время как обычный человек не помнит даже что он делал несколько часов назад. Если кого-нибудь спросить, что точно происходило в это самое время, днём раньше, то обычному человеку, зачастую бывает, трудно ответить на этот вопрос. Ему придётся напрягать свою память, чтобы вспомнить, что он делал в это время накануне.
00:13:22 И всё же иногда человек осмеливается провозглашать себя Богом или Кришной. Не следует верить подобным бессмысленным заявлениям. Господь снова объясняет Свою Пракрити, то есть форму. Пракрити – означает «природа», также как и сварупа – чья либо форма. Господь объясняет, что Он появляется в Своём изначальном духовном теле, Он не меняет его, как обычное живое существо, переходящее из одного тела в другое.
00:14:00 Обусловленная душа может иметь один тип тела в этом рождении, а другой в следующем. В материальном мире мы не имеем определённого закреплённого за собой тела, а переселяемся из одного тела в другое. Господь же, когда бы Он не появился, приходит в том же изначальном теле, благодаря Своей внутренней энергии. Кришна нисходит в этот материальный мир в Своей извечной форме с двумя руками, держащими флейту.
00:14:37 Он появляется в своём духовном теле, которого не может коснуться материальная скверна, но хотя Он появляется в том же трансцендентном теле и является владыкой вселенной, всё равно может показаться, что Он принимает рождение как обычное живое существо. И хотя Его тело не старится, подобно материальному, но кажется, что Господь Кришна растёт от детства к отрочеству и от отрочества к юности. Но как это не удивительно, достигнув юношеского возраста, Он больше не меняется.
00:15:16 К моменту битвы на Курукшетре у Него было множество правнуков или другими словами, по материальным подсчётам, Он был в достаточно зрелом возрасте. По всем описаниям, Он однако выглядел как двадцатипятилетний юноша.
00:15:35 Мы никогда не встречаем изображения Кришны в преклонном возрасте, потому что Он никогда не стареет подобно нам, хотя и является наистарейшей личностью во всём творении. Он существует в вечной нерождённой форме знания и блаженства и Его трансцендентное тело и разум неизменны. Его появление и исчезновение подобны восходу и заходу Солнца. Когда Солнце исчезает из поля нашего зрения то мы считаем, что оно зашло, если же солнце появляется перед нашим взором, мы думаем, что оно взошло над горизонтом.
00:16:20 В действительности Солнце всегда находится на одном месте, но из-за несовершенства наших чувств, мы считаем, что оно то появляется, то исчезает на небосклоне. И так как появление и исчезновение Господа отличаются от появления и исчезновения обычного живого существа, то очевидно, что Он благодаря Своей внутренней энергии – есть вечная форма знания и блаженства и Его никогда не касается материальная скверна.
00:16:54 Веды подтверждают, что Всевышний Господь не рождается, хотя и кажется, что Он рождается в Своих многочисленных проявлениях. В других Ведических произведениях также утверждается, что хотя Господь, казалось бы рождается, как обычный человек, но Его тело неизменно.
00:17:15 В «Бхагаватам» описывается, как Он появляется перед Своей матерью в форме Нараяны с четырьмя руками и всеми шестью знаками божественного совершенства. Его появление в Его изначальном вечном образе следствие Его беспричинной милости дарованной живым существам, чтобы они могли сконцентрировать свои мысли на Всевышнем Господе в Его истинной форме, а не какой-то умственной стряпне и измышлениях, которые имперсоналисты считают подлинной формой Господа.
00:17:52 Как указывает словарь «Вишва-коша» Господь сознаёт все Свои предыдущие появления и исчезновения, но обычное живое существо забывает всё, что было связанно с его прошлым телом, как только получает новое. Кришна – господин всех живых существ и во время Своего пребывания на земле Он совершает чудесные подвиги, которые не под силу обычному человеку. Господь является вечной Абсолютной Истиной и нет разницы между его формой и им самим. Теперь может возникнуть вопрос: почему Господь нисходит в этот мир? Ответ на него даётся в следующем стихе.
00:18:45 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку
00:18:56 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:19:21 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:19:49 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam