18.17-25 Деятельность в различных гунах
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.
00:01:07 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
00:01:38 Глава восемнадцатая. Совершенство отречения.
00:01:43 arjuna uvāca
sannyāsasya mahā-bāho
tattvam icchāmi veditum
tyāgasya ca hṛṣīkeśa
pṛthak keśi-niṣūdana
00:02:03 śrī-bhagavān uvāca
kāmyānāṁ karmaṇāṁ nyāsaṁ
sannyāsaṁ kavayo viduḥ
sarva-karma-phala-tyāgaṁ
prāhus tyāgaṁ vicakṣaṇāḥ
Текст 17
00:02:57 Текст 17:
yasya nāhaṅkṛto bhāvo
buddhir yasya na lipyate
hatvāpi sa imāḻ lokān
na hanti na nibadhyate
00:03:00 Всевышний Господь сказал: Кто не действует под влиянием ложного эго, чей разум чист, тот даже убивая, по сути не совершает убийства и его поступки не имеют для него последствий.
00:03:32 Комментарий: В этом стихе Господь сообщает Арджуне, что его нежелание участвовать в сражении порождается ложным эго. Арджуна считал, что только он сам совершает какие-то действия и не принимал во внимание повеление Всевышнего, исходящее как изнутри, так и извне. Но если человек не знает о наличии высшего повелителя, то какой смысл ему действовать. Тот же, кто знает об орудиях действия, о себе, как исполнителей и о Всевышнем Господе, как высшем повелителе, совершенен во всякой деятельности. Такой человек никогда не впадает в иллюзию. Личная деятельность, возникает в следствии ложного эго и безбожия или отсутствия Сознания Кришны. Любой человек, действующий в Сознании Кришны, под руководством Сверхдуши, то есть Верховной Личности Господа, даже убивая не совершает убийства и его не затрагивают последствия его поступков.
00:04:44 Солдат, убивающий по приказу вышестоящего офицера, не подлежит осуждению, однако, если солдат совершает убийство по собственной прихоти, он безусловно подлежит суду.
Текст 18
00:05:20 Текст 18:
jñānaṁ jñeyaṁ parijñātā
tri-vidhā karma-codanā
karaṇaṁ karma karteti
tri-vidhaḥ karma-saṅgrahaḥ
00:05:24 Существуют три причины, побуждающие к совершению деятельности: знание, объект познания и познающий, а чувства – действия и исполнитель являются тремя составляющими деятельности.
00:05:55 Комментарий: Три побудительные причины лежат в основе повседневной деятельности: знание, объект познания и познающий. Средство для совершения деятельности, сама деятельность и исполнитель называются составными частями деятельности. Любая работа, совершаемая каким-либо человеком включает в себя эти элементы. Перед выполнением некоторой работы имеется определённый импульс, называемый вдохновением. Любое решение, принятое до осуществления замысла, представляет из себя тонкую форму работы. Затем, работа выражается в действии.
00:06:41 Сначала вы проходите через психологический процесс мышления, чувствования и желания. Это называется побуждением. Вдохновение имеет ту же природу, если оно исходит из священных писаний или из наставлений духовного учителя. Когда имеется и вдохновение и исполнитель, то совершается само действие, при помощи чувств и ума, который является центром чувств.
00:07:12 Сумма всех составляющий действия называется совокупностью действия.
Текст 19
00:07:35 Текст 19:
jñānaṁ karma ca kartā ca
tridhaiva guṇa-bhedataḥ
procyate guṇa-saṅkhyāne
yathāvac chṛṇu tāny api
00:07:39 В соответствии с разными гунами материальной природы, существует три вида знания, деятельности и исполнителя деятельности. Услышь же от Меня о них.
00:08:13 Комментарий: В 14 главе были подробно описаны три гуны материальной природы. Там было сказано, что гуна благости просветляет, гуна страсти материалистична, а гуна невежества приводит к лености и вялости. Все гуны материальной природы связывают человека не приводя к освобождению. Человек обусловлен даже если он находится в гуне благости. В 17 главе были описаны разнообразные типы поклонения, совершаемые различными людьми в соответствии с их принадлежностью к разным гунам материальной природы.
00:08:56 В этом стихе Господь выражает желание рассказать о различных видах знания, исполнителя и самой работы в соответствии с тремя гунами материальной природы.
Текст 20
00:09:29 Текст 20:
sarva-bhūteṣu yenaikaṁ
bhāvam avyayam īkṣate
avibhaktaṁ vibhakteṣu
taj jñānaṁ viddhi sāttvikam
00:09:32 Знание, посредством которого человек видит единую духовную природу во всех живых существах, хотя и разделённых на бесчисленные формы, является знанием в гуне благости.
00:10:03 Комментарий: Тот, кто видит единую душу в каждом живом существе, будь-то полубог, человек, животное, птица, хищник, обитатель вод или растение обладает знанием, относящимся к гуне благости. Во всех живых существах присутствует та же душа. Не смотря на то, что в зависимости от своей прошлой деятельности, все имеют разные тела. Как указано в седьмой главе, проявление жизненной силы в каждом теле проистекает из высшей природы Всевышнего Господа. Таким образом, способность видеть эту высшую природу, эту жизненную силу в каждом теле присуще гуне благости. Эта жизненная энергия бессмертна, не смотря на то что тела подвержены разрушению.
00:10:57 Различия воспринимаются по отношению к телам. Поскольку в обусловленной жизни существует множество форм материального существования, жизненная сила кажется разделённой. Такое имперсональное знание также является аспектом самореализации.
Текст 21
00:11:31 Текст 21:
pṛthaktvena tu yaj jñānaṁ
nānā-bhāvān pṛthag-vidhān
vetti sarveṣu bhūteṣu
taj jñānaṁ viddhi rājasam
00:11:34 Знание, посредством которого человек видит в каждом теле определённый вид живого существа, считается знанием в гуне страсти.
00:11:56 Комментарий: Представление, согласно которому живое существо отождествляется с материальным телом и которое предполагает, что с разрушением тела уничтожается и сознание, считается знанием в гуне страсти. В соответствии с таким знанием, отличие одного тела от другого определяется развитием в них различных видов сознания. Иными словами, вне тела не существует отдельной души, проявляющей сознание. Тело якобы само является душой и не существует отдельной души, стоящей за телом. Согласно такому представлению, сознание временно. Также существует мнение, что нет индивидуальных душ. Есть всепроникающая душа, которая исполнена знания, а тело является проявлением преходящего невежества или же вне тела не существует ни особой индивидуальной души, ни души Верховной. Все представления такого рода считаются порождениями гуны страсти.
Текст 22
00:13:19 Текст 22.
yat tu kṛtsna-vad ekasmin
kārye saktam ahaitukam
atattvārtha-vad alpaṁ ca
tat tāmasam udāhṛtam
00:13:22 Знание очень скудное, не отражающее истину и порождающее привязанность к одному виду деятельности, как единственно важному, считается знанием в гуне тьмы.
00:13:58 Комментарий: Так называемое знание, которым обладает обыкновенный человек, всегда относится к гуне тьмы или невежества, ибо каждое живое существо в обусловленной жизни рождается в гуне невежества. Тот, кто не развивает своё знание, обращаясь к авторитетным источникам или к наставлениям священных писаний, располагает знанием, которое ограниченно его телом. Он не заботится о том, чтобы действовать в соответствии с указаниями священных писаний. Для него Бог – это деньги, а знание сводится к удовлетворению потребностей тела.
00:14:40 Такое знание не имеет отношения к Абсолютной Истине. Оно более ли менее, подобно знанию, которым обладают животные. Знанию о том, как есть, спать, защищаться и спариваться. Такое знание описывается здесь, как порождение гуны тьмы. Иными словами, знание, касающееся духовной сущности, за пределами этого тела, называется знанием в гуне благости. Знание, приводящее к построению многочисленных теорий и доктрин, посредством обычной логики и умственных спекуляций порождено гуной страсти, а знание, направленное только на поддержание своего тела, относится к гуне невежества.
Текст 23
00:15:45 Текст 23:
niyataṁ saṅga-rahitam
arāga-dveṣataḥ kṛtam
aphala-prepsunā karma
yat tat sāttvikam ucyate
00:15:49 Всевышний Господь сказал: Регулируемая деятельность, исполняемая без привязанности, без любви и ненависти, а также без желания получить что-либо взамен, считается деятельностью в гуне благости.
00:16:24 Комментарий: Исполнение профессиональных обязанностей в соответствии с установленными в писаниях, укладами жизни общества, без привязанности, без претензий на право собственности, а значит без любви и ненависти, без стремления к собственному удовлетворению, осуществляемое в Сознании Кришны и в угоду Всевышнему Господу, считается деятельностью в гуне благости.
Текст 24
00:17:09 Текст 24:
yat tu kāmepsunā karma
sāhaṅkāreṇa vā punaḥ
kriyate bahulāyāsaṁ
tad rājasam udāhṛtam
00:17:13 Но деятельность, совершаемая из чувства ложного эго, затраты больших усилий, тем, кто ищет удовлетворения своим желаниям, называется деятельностью в гуне страсти.
Текст 25
00:17:35 Текст 25:
anubandhaṁ kṣayaṁ hiṁsām
anapekṣya ca pauruṣam
mohād ārabhyate karma
yat tat tāmasam ucyate
00:17:38 А деятельность, совершаемая в иллюзии, которая пренебрегает наставлениями священных писаний и не учитывает последующего рабства, насилия или страдания, причиняемого другим, относится к гуне невежества.
00:18:13 Комментарий: Человеку приходится отчитываться в своих действиях перед государством или перед посланцами Всевышнего Господа, именуемых Ямадутами. Безответственная деятельность вызывает беспорядок, ибо ведёт к уничтожению регулирующих принципов, установленных писаниями. Она часто основывается на насилии и причиняет страдание другим живым существам. Такая безответственная деятельность осуществляется только на основе личного опыта. Это называется иллюзией и вся такая иллюзорная деятельность есть порождение гуны невежества.
00:19:06 Сегодня вы прослушали стихи с 17 по 25, восемнадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Совершенство отречения».
00:19:19 Дорогие радиослушатели нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку
00:19:31saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:19:56 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena…