17.14-22 Аскетизм и благотворительность

Радио Кришналока - 18 июля 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:19:55 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 223 | скачано: 884 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:00:39 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:03 Глава 17. Разновидности веры.

00:01:08 arjuna uvāca
ye śāstra-vidhim utsṛjya
yajante śraddhayānvitāḥ
teṣāṁ niṣṭhā tu kā kṛṣṇa
sattvam āho rajas tamaḥ

00:01:29 śrī-bhagavān uvāca
tri-vidhā bhavati śraddhā
dehināṁ sā svabhāva-jā
sāttvikī rājasī caiva
tāmasī ceti tāṁ śṛṇu

00:02:29 Господь Кришна продолжает объяснять Арджуне различные виды жертвоприношений и аскез, совершаемых ради духовного прогресса.

Текст 14

00:02:40 Текст 14:
deva-dvija-guru-prājña-
pūjanaṁ śaucam ārjavam
brahmacaryam ahiṁsā ca
śārīraṁ tapa ucyate

00:02:44 Аскетизм тела состоит в поклонении Всевышнему Господу, брахманам, духовному учителю, старшим, таким как отцу и матери, а также в чистоте, простоте, целомудрии и ненасилии.

00:03:17 Комментарий: Всевышний Господь даёт здесь объяснение по поводу различных видов аскез и воздержания. Сначала Он говорит о трёх видах аскез, которые относятся к телу. Следует оказывать почтение или учиться это делать по отношению к Верховной Личности Бога, полубогам, достойным брахманам и духовному учителю, а также таким старшим, как отцу, матери или любому человеку, познавшему Веды. Всем им следует оказывать надлежащее почтение.

00:03:54 Человек должен соблюдать внутреннюю и внешнюю чистоту и научиться простоте в поведении. Не следует делать того, на что нет указаний в священных писаниях. Нельзя вступать в половые отношения вне брака, ибо писания дозволяют это делать только в браке. Это называется целомудрием. Таковы разновидности аскез и воздержаний, относящихся к телу.

Текст 15

00:04:50 Текст 15:
anudvega-karaṁ vākyaṁ
satyaṁ priya-hitaṁ ca yat
svādhyāyābhyasanaṁ caiva
vāṅ-mayaṁ tapa ucyate

00:04:53 Аскетизм речи состоит в произнесении слов, которые правдивы, приятны, благотворны и не беспокоят других, а также в регулярном повторении Ведических гимнов.

00:05:25 Комментарий: Человек не должен своей речью приводить в беспокойство умы людей. Конечно учитель, ради воспитания своих учеников, может говорить всю правду, но тот же учитель не должен говорить, что-то людям, не являющимся его учениками. Если это возбудит их ум. Таково воздержание в отношении речи. Кроме того, не следует говорить бессмысленные вещи. В духовных кругах считается, что следует говорить лишь то, что находит подтверждение в писаниях, цитируя при этом авторитетный источник, чтобы обосновать свои слова. В то же время речь должна быть приятна для слуха. Такие беседы способствуют возвышению человека и всего человеческого общества.

00:06:19 Существует неограниченное количество ведической литературы и нужно изучать её. В этом состоит воздержание речи.

Текст 16

00:06:47 Текст 16:
manaḥ-prasādaḥ saumyatvaṁ
maunam ātma-vinigrahaḥ
bhāva-saṁśuddhir ity etat
tapo mānasam ucyate

00:06:50 Наконец, аскетизм ума состоит в удовлетворённости, простоте, серьёзности, владению чувствами и очищении своего существования.

00:07:14 Комментарий: Сделать ум чистым, значит отстранить его от чувственного наслаждения. Надо воспитать свой ум таким образом, чтобы всегда думать о благе других. Лучшее средство для такого воспитания серьёзность мыслей. Следует постоянно пребывать в Сознании Кришны и избегать наслаждения чувств. Очистить свою природу – значит обрести Сознание Кришны. Удовлетворить ум можно лишь отвлекая его от мыслей о чувственном наслаждении. Чем больше мы думаем о подобном наслаждении, тем больше ум неудовлетворён.

00:07:56 В нынешний век мы понапрасну занимаем свой ум множеством различных мыслей о чувственном наслаждении и это не даёт ему возможности найти удовлетворение. Наилучший путь заключается в том, чтобы направить ум на изучение Ведической литературы, которая изобилует интересными историями. Например, их много в Пуранах и Махабхарате. Можно воспользоваться этим знанием и таким образом достичь очищения. Следует подавлять двойственность ума и направлять мысли на всеобщее благо. Молчание означает, что человек всегда думает о самореализации. В этом смысле, пребывающий в Сознании Кришны, соблюдает совершенное молчание.

00:08:47 Обуздание ума заключается в отвлечении его от чувственного наслаждения. Нужно быть честным в своих поступках и тем самым очистить своё существование. Все эти качества вместе взятые составляют аскетизм умственной деятельности.

Текст 17

00:09:24 Текст 17:
śraddhayā parayā taptaṁ
tapas tat tri-vidhaṁ naraiḥ
aphalākāṅkṣibhir yuktaiḥ
sāttvikaṁ paricakṣate

00:09:27 Такая аскеза трёх видов, совершаемая с трансцендентной верой людьми, занятыми служением Всевышнему Господу и без ожидания материальной выгоды называется аскезой в гуне благости.

Текст 18

00:09:55 Текст 18:
satkāra-māna-pūjārthaṁ
tapo dambhena caiva yat
kriyate tad iha proktaṁ
rājasaṁ calam adhruvam

00:09:58 Аскеза, совершаемая из гордости и ради завоевания уважения, чести и поклонения, считается находящейся в гуне страсти. Она не может быть ни стабильной ни постоянной.

00:10:32 Комментарий: Иногда человек проходит через аскезы для привлечения к себе внимания других, добиваясь почестей, уважения и преклонения перед собой. Люди, находящиеся в гуне страсти, добиваются того, чтобы, стоящие ниже их, поклонялись им, омывали им ноги и подносили ценные подарки. Подобного рода блага искусственно обретённые путём аскез, считаются находящимися в гуне страсти. Их результаты временны. Они могут продолжаться весьма недолго.

Текст 19

00:11:28 Текст 19:
mūḍha-grāheṇātmano yat
pīḍayā kriyate tapaḥ
parasyotsādanārthaṁ vā
tat tāmasam udāhṛtam

00:11:31 Аскезы, совершаемые из глупости, сопровождающиеся самоистязанием или причинением вреда и гибели другим, относятся к гуне невежества.

00:11:58 Комментарий: Существуют примеры глупых аскез, совершаемых демонами, вроде Хираньикашипу, который налагал на себя суровые епитимьи, чтобы стать бессмертным и уничтожить полубогов. Он молил об этом Брахму, но в конце концов сам был убит Верховной Личностью Господа. Проходить через аскезы, ради чего-то неосуществимого – значит действовать в гуне невежества.

Текст 20

00:12:54 Текст 20:
dātavyam iti yad dānaṁ
dīyate ’nupakāriṇe
deśe kāle ca pātre ca
tad dānaṁ sāttvikaṁ smṛtam

00:12:56 Всевышний Господь сказал: Благотворительность, совершаемая из чувства долга, без желания получить что либо взамен в надлежащее время и в надлежащем месте, по отношению к достойной личности относится к гуне благости.

00:13:29 Комментарий: Ведическая литература рекомендует совершать благотворительность по отношению к людям, занимающимся духовной деятельностью, а не всем подряд. Следует всегда принимать во внимание духовное развитие. Поэтому милостыню следует подавать в местах паломничества, во время лунного и солнечного затмений, в конце месяца или же достойным брахманам, вайшнавам и в различных храмах. Занимаясь подобной благотворительностью, не следует рассчитывать получить что либо взамен. Иногда, из сострадания, подают милостыню бедняку, однако, если человек того не заслуживает, то такая благотворительность не приведёт к духовному прогрессу.

00:14:19 Другими словами, Веды рекомендуют быть разборчивым в своей благотворительности.

Текст 21

00:14:55 Текст 21:
yat tu pratyupakārārthaṁ
phalam uddiśya vā punaḥ
dīyate ca parikliṣṭaṁ
tad dānaṁ rājasaṁ smṛtam

00:14:58 Благотворительность, совершаемая в расчёте на какое-либо вознаграждение или из желания что-либо за это получить, а также совершаемая неохотно, относится к гуне страсти.

00:15:45 Комментарий: Иногда благотворительность совершается ради достижения рая, а иногда с большой неохотой и последующими сожалениями: «Зачем я так много дал?». В некоторых случаях благотворительность может совершаться под давлением каких-то обстоятельств или по велению вышестоящих. Такая благотворительность принадлежит гуне страсти. Есть много благотворительных организаций, которые одаривают заведения, существующие для удовлетворения чувств. Такая благотворительность не одобряется ведическими писаниями, которые рекомендуют только ту, что относится к гуне благости.

Текст 22

00:17:00 Текст 22:
adeśa-kāle yad dānam
apātrebhyaś ca dīyate
asat-kṛtam avajñātaṁ
tat tāmasam udāhṛtam

00:17:04 Благотворительность, совершаемая в нечистом месте, в неподходящее время, по отношению к недостойной личности или без должного внимания и уважения относится к гуне невежества.

00:17:29 Комментарий: Здесь осуждается вложение средств в те мероприятия, которые способствуют распространению алкоголизма, наркомании и азартных игр. Такая благотворительность относится к гуне невежества. Она не приводит к благим последствиям, напротив, потакает грешникам. Точно так же благотворительность, совершаемая по отношению к достойной личности, но без должного внимания и уважения также находится в гуне тьмы.

00:18:15 Сегодня вы прослушали стихи с 14 по 22, семнадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Разновидности веры».

00:18:28 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:18:40 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:19:06 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:19:34 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 10 декабря 2017