14.22-27 Три гуны материальной природы

Радио Кришналока - 18 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:24:08 | качество: mp3 32kB/s 5 Mb | прослушано: 411 | скачано: 1419 | избрано: 23
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:00:43 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:07 Глава четырнадцатая. Три гуны материальной природы.

00:01:12 śrī-bhagavān uvāca
paraṁ bhūyaḥ pravakṣyāmi
jñānānāṁ jñānam uttamam
bhavato ’jñānam eva ca

00:01:29 ūrdhvaṁ gacchanti sattva-sthā
madhye tiṣṭhanti rājasāḥ
jaghanya-guṇa-vṛtti-sthā
adho gacchanti tāmasāḥ

Текст 21

00:02:33 Текст 21.
arjuna uvāca
kair liṅgais trīn guṇān etān
atīto bhavati prabho
kim-ācāraḥ kathaṁ caitāṁs
trīn guṇān ativartate

00:02:37 Арджуна спросил: «Мой дорогой Господь, по каким признакам можно узнать человека, поднявшегося над этими гунами? Как он себя ведёт и как преодолевает гуны природы?».

00:03:12 Комментарий: Вопросы заданные Арджуной в данном стихе весьма уместны. Он хочет узнать, каковы признаки личности, уже поднявшейся над материальными гунами. Как человек может узнать, что он уже преодолел влияние гун материальной природы? Второй вопрос касается того, как он живёт и каковы его поступки. Определяются ли они какими-то регулирующими принципами? Затем Арджуна спрашивает о способах, при помощи которых он может достичь трансцендентной природы. Это очень важно. Пока человек не знает непосредственного способа, с помощью которого он смог бы постоянно пребывать в трансцендентном положении. Соответствующие признаки в нём не проявятся. Поэтому все вопросы Арджуны очень важны и Господь отвечает на них.

Тексты с 22 по 25

00:04:44 Тексты с 22 по 25.
śrī-bhagavān uvāca
prakāśaṁ ca pravṛttiṁ ca
moham eva ca pāṇḍava
na dveṣṭi sampravṛttāni
na nivṛttāni kāṅkṣati

udāsīna-vad āsīno
guṇair yo na vicālyate
guṇā vartanta ity evaṁ
yo ’vatiṣṭhati neṅgate

sama-duḥkha-sukhaḥ sva-sthaḥ
sama-loṣṭāśma-kāñcanaḥ
tulya-priyāpriyo dhīras
tulya-nindātma-saṁstutiḥ

mānāpamānayos tulyas
tulyo mitrāri-pakṣayoḥ
sarvārambha-parityāgī
guṇātītaḥ sa ucyate

00:04:49 Верховная Личность Бога сказал: О сын Панду, в ком просветление, привязанность и иллюзия не вызывают ненависти и кто не стремится к ним, когда они исчезают, кто непоколебим и не обеспокоен, оставаясь безучастным и трансцендентным к любым материальным воздействиям, зная что взаимодействуют только гуны природы, кто обращён внутрь себя и одинаково относится к счастью и несчастью, к желанному и нежеланному, кто равно смотрит на кусок земли, камень или золото, кто уравновешен и равно воспринимает хвалы и упрёки, честь и бесчестие, кто одинаково относится к другу и врагу и кто отрёкся от всякой материальной деятельности, о таком человеке говорят, что он преодолел гуны природы.

00:06:16 Комментарий: Арджуна задал три разных вопроса и Господь отвечает на них один за другим. В этих стихах Кришна вначале указывает, что человек, пребывающий на трансцендентном уровне никому не завидует и ничего не жаждет. Когда живое существо воплощено в материальном теле, то оно находится во власти одной из гун материальной природы. Когда оно покидает тело, то освобождается от власти этих гун. Но пока оно ещё остаётся в материальном теле, ему следует быть безразличным. Живое существо должно заняться преданным служением Господу и так естественным образом оно прекратит отождествлять себя с материальным телом.

00:07:07 Пока человек осознаёт своё материальное тело, он действует только ради удовлетворения своих чувств. Но когда он переносит сознание на Кришну, удовлетворение чувств автоматически прекращается. Человеку не требуется это материальное тело и ему нет нужды следовать его указаниям. Гуны материальной природы будут действовать в теле, но будучи духовной природой, само я будет находиться в стороне от этой деятельности. Каким образом происходит это отстранение, живое существо не стремится доставлять наслаждение телу, но в то же время у него нет желания его покинуть. Будучи в таком трансцендентном состоянии, преданный естественным образом освобождается. Ему нет нужды прилагать усилие к тому чтобы освободиться от влияния гун материальной природы.

00:08:07 Следующий вопрос касается поведения человека в трансцендентном состоянии. Материалисты находятся под влиянием так называемых чести и бесчестия, относящихся к телу. Но человека в трансцендентном состоянии не беспокоят такие ложные восхваления и поношения. Он выполняет свои обязанности в Сознании Кришны и спокойно относится к почестям и оскорблениям со стороны других. Он принимает всё, что благоприятствует выполнению его обязанностей в Сознании Кришны и не нуждается ни в чём материальном, не относящемся к Сознанию Кришны, будь то камень или золото.

00:08:52 Он считает своим близким другом каждого, кто помогает ему в его деятельности в Сознании Кришны и не ненавидит своих так называемых врагов. Он равно относится ко всему. С его точки зрения всё находится на одном уровне ибо он отлично понимает, что его материальное существование не имеет к нему никакого отношения. Социальные и политические проблемы не затрагивают его ибо он знает истинную сущность временных переворотов и беспорядков. Он не пытается сделать что-либо для себя самого. Он может предпринимать любые усилия ради Кришны, но лично для себя ничего не делает. Таким поведением человек достигает истинно трансцендентного положения.

Текст 26

00:10:20 Текст 26.
māṁ ca yo ’vyabhicāreṇa
bhakti-yogena sevate
sa guṇān samatītyaitān
brahma-bhūyāya kalpate

00:10:23 Тот, кто целиком посвящает себя преданному служению непоколебимо и при любых обстоятельствах, сразу же поднимается над гунами материальной природы и достигает уровня Брахмана.

00:10:59 Комментарий: Этот стих отвечает на третий вопрос Арджуны: «Какими средствами можно достичь трансцендентного положения?». Как объяснялось ранее, весь материальный мир действует под влиянием гун материальной природы. Человека не должна беспокоить деятельность этих гун. Вместо того, чтобы занимать ею своё сознание, он может переключить сознание на деятельность, связанную с Кришной. Это называется бхакти-йогой – постоянной деятельностью ради Кришны. Она относится не только к Кришне, но и к Его различным полным экспансиям, таким как Рама и Нараяна. Господь имеет бесчисленное множество экспансий. Занятый служением в любой из форм Кришны или Его полной экспансией, находятся в трансцендентном положении.

00:11:58 Необходимо заметить, что все формы Кришны полностью трансцендентны, полны блаженства, знания и вечности. Такие личностные экспансии Господа всемогущи и всеведущи и обладают всеми трансцендентными качествами. Итак, если человек с непоколебимой решимостью отдаёт себя служению Кришне или Его полным экспансиям, то не взирая на сложность преодоления гун материальной природы он с лёгкостью это сделает. Это уже объяснялось в седьмой главе: «Тот, кто вручает себя Кришне, немедленно освобождается от влияния гун материальной природы». Обрести Сознание Кришны или посвятить себя преданному служению – означает приобрести качественное равенство с Кришной. Господь говорит, что Его природа вечна, исполнена знания и блаженства, а живые существа – неотъемлемые частички Всевышнего Господа. Подобно тому, как частички золота – часть золотоносного рудника. Поэтому живое существо в его духовном положении качественно равно Кришне.

00:13:14 Оно однако остаётся отдельной от Кришны личностью, иначе не может быть бхакти-йоги. Бхакти-йога означает, что есть Господь, есть преданный и между ними существуют взаимные любовные отношения. Поэтому индивидуальность обоих: Верховной Личности Господа и преданного остаётся всегда, иначе нет смысла в бхакти-йоге. Если живое существо не находится в таком же трансцендентном положении, как и Господь, оно не сможет служить Всевышнему Господу. Чтобы стать личным слугой какого-нибудь царя, человек должен приобрести для этого соответствующую квалификацию. Таким образом требуемая квалификация состоит в том, чтобы стать брахманом, то есть освободиться от всякой материальной скверны.

00:14:08 В Ведической литературе говорится, что можно достичь высшего Брахмана, если самому стать брахманом. Это означает, что нужно приобрести качественное единство с Брахманом. Достигнув Брахмана, человек, как индивидуальная душа уже не теряет своего вечного тождества с Брахманом.

Текст 27

00:15:06 Текст 27.
brahmaṇo hi pratiṣṭhāham
amṛtasyāvyayasya ca
śāśvatasya ca dharmasya
sukhasyaikāntikasya ca

00:15:09 Всевышний Господь сказал: Это Я – основа безличного Брахмана, бессмертного, нетленного и вечного, который является изначальным положением высшего счастья.

00:15:46 Комментарий: Природа Брахмана – это бессмертие, нетленность, вечность и счастье. Брахман – начало трансцендентной реализации. Параматма – Сверхдуша – промежуточная, вторая стадия трансцендентного постижения и Верховная Личность Бога – есть наивысшая реализация Абсолютной Истины. Поэтому как Параматма, так и имперсональный Брахман пребывают в Верховной Личности Бога. В 7 главе объяснялось, что материальная природа является проявлением низшей энергии Всевышнего Господа. Господь оплодотворяет низшую материальную природу частицами высшей природы и это то, что есть духовного в материальном мире.

00:16:38 Когда живое существо обусловленное материальной природой начинает развивать в себе духовное знание, оно поднимается над уровнем материального существования и постепенно достигает понимания Всевышнего Господа, как Брахмана. Достижение концепции Брахмана – первая ступень самореализации. На это ступени личность, осознавшая Брахмана, трансцендентна по отношению к материальному положению, но по сути она ещё не имеет полного осознания Брахмана. При желании человек может продолжать оставаться в состоянии Брахмана и оттуда постепенно подняться до реализации Параматмы, а затем до постижения Верховной Личности Бога.

00:17:26 Тому есть множество примеров в Ведической литературе. Четверо Кумаров первоначально придерживались концепции истины, понимаемой ими, как имперсональный Брахман. Но затем постепенно поднялись до уровня преданного служения. Тот, кто не может подняться выше безличностного понимания Брахмана подвергается опасности падения. В «Шримад Бхагаватам» говорится, что даже если человек поднялся до стадии имперсонального Брахмана, но не идёт дальше и не имеет знания о Верховной Личности, его разум не будет полностью чист, поэтому, не смотря на достижение им уровня Брахмана, для него остаётся возможность падения, если он не занят преданным служением Господу.

00:18:17 В Ведах говорится: «Когда человек осознает Личность Бога, вместилище наслаждений, Кришну, он действительно достигает трансцендентного блаженства», «Тайттирия-упанишад» (2.7.1). Всевышний Господь в избытке обладает шестью богатствами и когда преданный обращается к Нему, происходит обмен этими богатствами. Слуга царя наслаждается почти так же, как и сам царь и поэтому вечное нерушимое счастье и вечная жизнь сопровождают преданное служение. Поэтому преданное служение уже включает в себя постижение Брахмана или вечность нетленной природы. Всем этим обладает личность, занятая в преданном служении.

00:19:43 Живое существо, будучи Брахманом по своей природе, желает господствовать над материальным миром и в следствии этого падает. В своём изначальном положении, живое существо находится вне гун, но из-за контакта с материальной природой оно запутывается в различных гунах: благости, страсти и невежестве. В результате взаимодействия с этими гунами, появляется желание господствовать над материальным миром, занимая себя преданным служением Кришне в полном Сознании Кришны, живое существо немедленно поднимается на трансцендентный уровень и его неправомерное желание управлять материальной природой исчезает. Таким образом преданное служение, начинающееся с того, что человек слушает о Кришне, воспевает Его имена, помнит о Нём, то есть выполняет предписанные 9 способов преданного служения, должно проходить в общении с преданными.

00:20:47 Постепенно в результате такого общения и под влиянием духовного учителя материальное желание господствовать исчезает и человек прочно утверждается в трансцендентном любовном служении Господу. Такой метод предписывается в данной главе. Преданное служение Господу очень просто. Человек должен всегда заниматься служением Ему. Принимать остатки пищи, предложенной Господу, вдыхать запах цветов, предложенных лотосным стопам Господа, посещать места, трансцендентных игр и развлечений Господа, читать о многообразных деяниях Господа, о Его любовных взаимоотношениях с преданными, всегда повторять трансцендентную вибрацию махамантры: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе», соблюдать посты отмечающие дни появления и ухода Господа и Его преданных.

00:21:50 Следуя этому методу, человек полностью отрешается от материальной деятельности. Тот, кто может таким образом достичь брахмаджьоти или различных проявлений Брахмана, становится качественно равен Верховной Личности Господа.

00:22:09 Так заканчивается комментарий Бхактиведанты, к 14 главе «Шримад Бхагавад Гиты», под названием «Три гуны материальной природы».

00:22:33 Сегодня вы прослушали стихи с 21 по 27, четырнадцатой главы «Бхагавад Гиты».

00:22:45 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:22:57 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:23:23 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:23:51 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 02 December 2017