6.33-38 Путь йогина

Радио Кришналока - 17 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:22:14 | качество: mp3 32kB/s 5 Mb | прослушано: 677 | скачано: 1595 | избрано: 25
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:18 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:04 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:36 Глава шестая. Дхьяна-йога.

00:01:40 śrī-bhagavān uvāca
anāśritaḥ karma-phalaṁ
kāryaṁ karma karoti yaḥ
sa sannyāsī ca yogī ca
na niragnir na cākriyaḥ

00:02:58 yaṁ sannyāsam iti prāhur
yogaṁ taṁ viddhi pāṇḍava
na hy asannyasta-saṅkalpo
yogī bhavati kaścana

00:02:11 ārurukṣor muner yogaṁ
karma kāraṇam ucyate
yogārūḍhasya tasyaiva
śamaḥ kāraṇam ucyate

Текст 33

00:03:03 Текст 33.
arjuna uvāca
yo ’yaṁ yogas tvayā proktaḥ
sāmyena madhusūdana
etasyāhaṁ na paśyāmi
cañcalatvāt sthitiṁ sthirām

00:03:06 Арджуна сказал: «О Мадхусудана, система йоги, которую ты описал кажется мне неосуществимой и непосильной, потому что ум беспокоен и неустойчив».

00:03:34 Комментарий: Учение мистицизма, которое поведал Господь Кришна, здесь отвергается Арджуной, потому что он был не способен ему следовать. В Кали-югу обычный человек не может покинуть дом и уйти в уединённое место, в горы или лес, для занятий йогой. Настоящее время характеризуется тяжёлой борьбой за существование. Люди несерьёзно относятся к самореализации, даже посредством самых простых, практических средств, что и говорить об этой сложнейшей системе йоги, которая подразумевает отрешённый образ жизни, правильную манеру сидеть, и правильный выбор места отвлечения ума от материальной деятельности.

00:04:26 Будучи человеком практическим, Арджуна посчитал, что ему невозможно следовать этим принципам, не смотря на то, что он был щедро одарён во многих отношениях. Он принадлежал к царской семье, он был наделён многочисленными достоинствами, Арджуна был великим воином, ему была дарована долгая жизнь и что превыше всего, он был самым близким другом Господа Кришны, Верховной Личности Бога.

00:04:57 5000 лет назад Арджуна обладал гораздо большими возможностями, чем мы в настоящее время. И тем не менее он отказался следовать этой системе йоги. Действительно, нет каких-либо исторических источников, подтверждающих, что Арджуна когда-либо практиковал этот вид йоги, поэтому такая система должна считаться неприемлемой для практики в Кали-югу.

00:05:27 Конечно она доступна для немногих, редких людей, но для большинства она досягаема. Если так обстояло дело 5000 лет назад, то что говорить о настоящем времени. Те, кто только подражают такой системе йоги, практикуя её в, так называемых, школах и обществах йоги, хотя и довольны собой, но в действительно лишь впустую тратят своё время. Эти люди не имеют никакого представления об истинной цели йоги.

Текст 34

00:06:20 Текст 34.
cañcalaṁ hi manaḥ kṛṣṇa
pramāthi balavad dṛḍham
tasyāhaṁ nigrahaṁ manye
vāyor iva su-duṣkaram

00:06:24 «О Кришна, ум беспокоен, упрям и очень силён, и подчинить его мне кажется труднее, чем управлять ветром.»

00:06:46 Комментарий: Ум, настолько силён и упрям, что иногда он побеждает разум, который по своей природе должен управлять умом. В практической жизни, для человека, вынужденного бороться с таким количеством противоречий, чрезвычайно трудно контролировать ум. Конечно, можно искусственно установить равновесие ума в отношении к друзьям и врагам, но в конечном счёте ни одному человеку это не под силу. Поскольку это труднее, чем сдержать порывы ветра.

00:07:23 В Ведических Шастрах говорится: «Человек сидит в колеснице материального тела, которым управляет разум – возница. Ум – это вожжи, которые держит возница, а чувства – лошади, таким образом душа испытывает на себе хорошие или плохие последствия взаимоотношений с умом и чувствами. Таково мнение великих мыслителей» – «Катха-упанишад» (1.33 - 4).

00:07:57 Разум должен направлять ум, но тот настолько силён и упрям, что иногда подчиняет себе разум человека, как иногда сильная инфекция может превзойти эффективность лекарства. Такой властный ум должен быть обуздан с помощью йоги. Однако для мирских людей, подобных Арджуне это неосуществимо на практике, тем более для людей современных. Самый лёгкий путь подчинить себе ум, как утверждает Господь Чайтанья – это повторять в смиренном состоянии духа мантру Харе Кришна, приносящую освобождение. Предписанный метод таков: человек должен полностью занять свой ум Кришной, только тогда не останется никаких других занятий, которые беспокоят ум.

Текст 35

00:09:15 Текст 35.
śrī-bhagavān uvāca
asaṁśayaṁ mahā-bāho
mano durnigrahaṁ calam
abhyāsena tu kaunteya
vairāgyeṇa ca gṛhyate

00:09:19 Господь Шри Кришна сказал: «О могучий сын Кунти, несомненно очень трудно обуздать беспокойный ум, но это возможно постоянной практикой и отречением.»

00:09:42 Комментарий: Всевышний соглашается с Арджуной, что очень сложно контролировать упрямый ум, но в то же время, Он говорит, что это возможно с помощью практики и отречения. В чём же состоит эта практика? В нынешнее время, никто не в состоянии следовать строгим правилам, предписывающим расположиться в святом месте, сосредоточить ум на высшей душе, обуздать чувства и ум, соблюдать обет воздержания, оставаться в уединении и так далее.

00:10:19 Тем не менее, практикуя Сознание Кришны, человек оказывается вовлечённым в преданное служение Господу, которое подразделяется на 9 видов. Первый и самый важный вид преданного служения – это слушание о Кришне. Это необычайно эффективный и трансцендентный метод освобождения ума ото всех сомнений. Чем больше человек слушает о Кришне, тем более он становится просветлённым и отрешённым от всего, что отвлекает ум от Кришны. Отстраняя ум от деятельности, которая не посвящена Кришне, человек легко может воспитать в себе вайрагью. Слово вайрагья – означает «отрешённость от материального и вовлечение ума в духовную деятельность». Духовное отречение на безличностной основе гораздо труднее, чем привлечение ума к деяниям Кришны.

00:11:25 Это похоже на чувство удовлетворения, которое испытывает голодный с каждым кусочком проглоченной пищи. Точно также в преданном служении, человек испытывает трансцендентное удовлетворение, по мере того, как его ум отрешается от материальных устремлений. Это похоже на выздоровление от болезней – благодаря верному лечению и правильной диете. Процесс слушания о трансцендентных деяниях Господа Кришны – это прекрасное целительное средство для беспокойного ума, а вкушение пищи, предложенной Кришне – это соответствующая диета для больного пациента. Таким лечением является процесс Сознания Кришны.

Текст 36

00:12:31 Текст 36.
asaṁyatātmanā yogo
duṣprāpa iti me matiḥ
vaśyātmanā tu yatatā
śakyo ’vāptum upāyataḥ

00:12:34 «Для того, чей ум необуздан, самореализация – тяжкий труд, но тому, кто покорил свой ум и верным путём идёт к цели, успех обеспечен. Таково Моё мнение.»

00:12:59 Комментарий: Всевышний Господь здесь говорит, что человек, который не соглашается принять надлежащие меры, чтобы добиться отрешённости ума от материального, вряд ли сумеет достичь успеха в самореализации. Пытаться заниматься йогой и в то же время думать о материальных наслаждениях, всё равно что разжигать огонь, поливая его водой. То есть, занимаясь йогой и не контролируя при этом свой ум, человек попусту тратит своё время. Такая внешняя сторона йоги может приносить какую-то материальную пользу, но она бесполезна с точки зрения духовной реализации. Поэтому следует подчинить свой ум, постоянно вовлекая его в трансцендентное любовное служение Господу.

00:13:53 Если человек не стал на путь Сознания Кришны, он не сможет стабильно контролировать свой ум. Человек, сознающий Кришну, легко достигает результатов практики йоги, не совершая при этом дополнительных усилий, тогда как тот, кто занимается йогой не сможет добиться успеха, не будучи в Сознании Кришны.

Текст 37

00:14:33 Текст 37.
arjuna uvāca
ayatiḥ śraddhayopeto
yogāc calita-mānasaḥ
aprāpya yoga-saṁsiddhiṁ
kāṁ gatiṁ kṛṣṇa gacchati

00:14:36 Арджуна сказал: «О Кришна, какова судьба неудачливого йога, который сначала с верой встаёт на путь самореализации, но затем отходит от него, из-за мирского склада ума и таким образом не достигает совершенства в мистицизме?»

00:15:03 Комментарий: Путь самореализации или мистицизма описан в «Бхагавад Гите». Основа самореализации – это знание о том, что живое существо не является материальным телом и его счастье в вечной жизни, знании и блаженстве. Эти три состояния трансцендентны. Они стоят выше ума и тела. Люди стремятся к самореализации путём знания, путём восьмиступенчатой йоги или же путём бхакти-йоги. На каждом из этих путей, человек должен понять своё истинное положение живого существа, свои отношения с Господом и уяснить себе ту деятельность, посредством которой можно восстановить утраченную связь с Богом и достичь высшей ступени совершенства – Сознания Кришны.

00:16:01 Придерживая любого, из указанных трёх методов, рано или поздно, человек непременно достигнет высшей цели. Так Господь сказал во второй главе «Бхагавад Гиты»: «Даже небольшое усилие для продвижения на трансцендентном пути, даёт хорошую надежду на освобождение». Из этих трёх методов, наилучшим для данного времени, является бхакти-йога, потому что она представляет собой самый прямой путь осознания Бога. Чтобы убедиться ещё раз, Арджуна просит Господа Кришну подтвердить сказанное им ранее. Можно пойти по пути самореализации, с искренним желанием добиться цели. Однако процесс обретения знания и практика восьмиступенчатой системы йоги, очень трудны для человека Кали-юги. Поэтому, не смотря на постоянные усилия, можно по многим причинам потерпеть неудачу и прежде всего из-за того, что человек не достаточно серьёзно относится к этому процессу.

00:17:12 Следовать этим трансцендентным путём, всё равно, что объявить войну иллюзорной энергии. В следствии этого, когда бы человек не попытался вырваться из когтей иллюзорной энергии, она, в свою очередь, старается нанести ему поражение, подвергая его множеству соблазнов. Обусловленную душу притягивает проявление материальной энергии и велика вероятность того, что она снова поддастся соблазну, не смотря на все свои трансцендентные занятия.

00:17:45 Это называется отклонением с трансцендентного пути. Таким образом, в этом стихе Арджуна хочет узнать, каковы последствия такого отклонения от пути самореализации.

Текст 38

00:18:15 Текст 38.
kaccin nobhaya-vibhraṣṭaś
chinnābhram iva naśyati
apratiṣṭho mahā-bāho
vimūḍho brahmaṇaḥ pathi

00:18:18 «О могучий Кришна, разве человек, сошедший с трансцендентного пути, не исчезает подобно разорванному облаку, не имея пристанища ни в том мире, ни в этом?»

00:18:39 Комментарий: Есть два пути духовного прогресса. Материалистов не привлекает духовное, их интересуют материальные блага, экономическое развитие или же достижение высших планет, посредством соответствующей деятельности. Тот, кто становится на духовный путь, должен отказаться от всякой материальной деятельности и принести в жертву, так называемое материальное счастье, в какой бы форме оно не проявлялось.

00:19:12 Если трансценденталист терпит неудачу в своих стремлениях, он оказывается в проигрыше, как в материальном плане, так и в духовном. Иными словами, ему не удаётся ни испытать материального счастья, ни воспользоваться духовными достижениями. Образно говоря, у него нет прибежища. Он подобен разорванному облаку. И если ему не удаётся присоединиться к большому облаку, то ветер уносит его, и он исчезает в просторах неба.

00:19:46 brahmaṇaḥ pathi – это есть путь духовной самореализации, посредством познания себя, как духовной сущности, неотъемлемой частички Всевышнего, который проявляется как Брахман, Параматма и Бхагаван.

00:20:03 Господь Шри Кришна – это самое полное проявление высшей Абсолютной Истины, поэтому тот, кто посвятил себя служению Высшей Личности, настоящий трансценденталист. Чтобы достичь этой цели жизни, пройдя через постижение Брахмана и Параматмы, необходимо рождаться множество раз bahūnāṁ janmanām ante (Бхагавад Гита 7.19). Поэтому наилучшим путём трансцендентной реализации является бхакти-йога или Сознание Кришны – это самый прямой путь.

00:20:44 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:20:55 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:21:21 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:21:49 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 31 August 2017
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 25 September 2017