13.4-7 Природа, Наслаждающийся и сознание. 2
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.
00:01:07 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
00:01:39 Глава тринадцатая. Природа, наслаждающийся и сознание.
00:01:46 arjuna uvāca
prakṛtiṁ puruṣaṁ caiva
kṣetraṁ kṣetra-jñam eva ca
etad veditum icchāmi
jñānaṁ jñeyaṁ ca keśava
00:02:06 śrī-bhagavān uvāca
idaṁ śarīraṁ kaunteya
kṣetram ity abhidhīyate
etad yo vetti taṁ prāhuḥ
kṣetra-jña iti tad-vidaḥ
00:02:25 kṣetra-jñaṁ cāpi māṁ viddhi
sarva-kṣetreṣu bhārata
kṣetra-kṣetrajñayor jñānaṁ
yat taj jñānaṁ mataṁ mama
Текст 4
00:03:19 Текст 4.
tat kṣetraṁ yac ca yādṛk ca
yad-vikāri yataś ca yat
sa ca yo yat-prabhāvaś ca
tat samāsena me śṛṇu
00:03:22 Всевышний Господь сказал: «Теперь выслушай Моё краткое описание поля деятельности и его природы, как оно изменяется и откуда возникает, узнай также о личности, знающей это поле и о её влиянии».
00:03:56 Комментарий: Господь описывает поле деятельности и того, кто знает это поле в их изначальном положении. Следует знать, как устроено это тело, каковы элементы из которого оно состоит, как оно управляется, как изменяется, откуда проистекают эти изменения, что его порождает, каковы причины его существования, какова конечная цель индивидуальной души и какова её истинная форма. Следует также понимать разницу между индивидуальной душой и Параматмой, их влиянием и возможностями. Нужно понять «Бхагавад Гиту» непосредственно исходя из описания, данного Верховной Личностью Господа и тогда всё станет ясным. Однако, следует избегать ошибочного мнения, будто Верховная Личность, присутствующая в каждом теле и индивидуальная душа – суть одно. Это всё равно, что ставить знак равенства между могущественным и бессильным.
Текст 5
00:05:33 Текст 5.
ṛṣibhir bahudhā gītaṁ
chandobhir vividhaiḥ pṛthak
brahma-sūtra-padaiś caiva
hetumadbhir viniścitaiḥ
00:05:36 Это знание о поле деятельности и о том, кто его знает, описано многими мудрецами в разных Ведических писаниях, оно особенно полно представлено в Веданта-сутре, с полным объяснением причин и следствий.
00:06:11 Комментарий: Верховная Личность Господа Кришна, является наивысшим авторитетом в объяснении этого знания, но сведущие учёные всегда ссылаются на предшествующие авторитеты. Кришна объясняет этот вопрос, вызывающий множество споров. О двойственности и единстве индивидуальной души и Параматмы, ссылаясь на писание, а именно Веданту, которая считается авторитетом. Сначала Он говорит, что это согласуется с мнениями различных мудрецов. Помимо самого Господа, великим мудрецом является также Вьясадева, автор «Веданта-сутры» в которой даётся прекрасное объяснение двойственности.
00:07:02 Отец Вьясадевы, Парашара Муни был также великим мудрецом, и он писал в своих книгах по религии: «Все мы, ты, я и другие живые существа трансцендентны, хотя и пребываем в материальных телах. Теперь мы пали и оказались подвластны трём гунам материальной природы, в соответствии с нашей различной кармой, поэтому некоторые находятся на более высоких уровнях, некоторые в низшей природе. Высшая и низшая природа существуют в следствии невежества и проявляются в бесчисленном множестве живых существ, но Параматма – Сверхдуша непогрешима, трансцендентна и не загрязняется тремя гунами материальной природы». Подобное различие между душой, Параматмой и телом, проводится также в изначальных Ведах, особенно в «Катха-упанишад». Многие великие мудрецы высказывались на эту тему и Парашара считается главным среди них.
00:08:41 Одно из проявлений энергий Всевышнего Господа называется анна-майя или зависимость существования от наличия пищи. Это материалистическое постижение Всевышнего Господа. Затем следует прана-майя – это означает, что, постигнув Высшую Абсолютную Истину в форме пищи, живое существо может постичь проявление Абсолютной Истины в признаках жизни или в различных её формах. В гьяна-майе – постижение жизненных проявлений поднимается с уровня признаков жизни до уровня мысли, чувств и желаний. Затем идёт постижение Брахмана. Этот уровень постижения называется вигьяна-майя, в которой осознаётся различие между умом и признаками жизни живого существа и самим живым существом. Следующей и наивысшей ступенью является ананда-майя – постижение всеблаженной природы Господа.
00:09:47 Таким образом имеется пять ступеней постижения Брахмана. Из этих пяти, первые три ступени: анна-майя, прана-майя и гьяна-майя связаны с полем деятельности живых существ. Всевышний Господь, которого называют ананда-майя, занимает трансцендентное положение относительно всех этих полей деятельности. В «Веданта-сутре» Всевышний Господь также описывается, как ананда-майя-бхйасат – Верховная Личность Господа, природа которого полна блаженства. Чтобы наслаждаться Своим трансцендентным блаженством, Он проявляет Себя в вигьяна-майе, прана-майе, гьяна-майе и анна-майе.
00:10:35 По отношению к полю деятельности, живое существо считается наслаждающимся, но ананда-майя от него отлична. Это означает, что в случае, если живое существо решит наслаждаться, связывая себя с ананда-майей, то оно становится совершенным. Таково истинное описание Всевышнего Господа, как высшего знающего поле, живого существа, как подчинённого, знающего и природы поля деятельности. Эти истины описываются в «Веданта-сутре», называемой также «Брахма-сутрой».
00:11:14 Афоризмы «Брахма-сутры» построены по принципу причины и следствия. Некоторые сутры или афоризмы описывают поле деятельности, другие – живое существо, а третьи – Всевышнего Господа, саммум боннум среди всех проявлений живых существ.
Тексты 6-7
00:12:06 Тексты 6-7.
mahā-bhūtāny ahaṅkāro
buddhir avyaktam eva ca
indriyāṇi daśaikaṁ ca
pañca cendriya-gocarāḥ
icchā dveṣaḥ sukhaṁ duḥkhaṁ
saṅghātaś cetanā dhṛtiḥ
etat kṣetraṁ samāsena
sa-vikāram udāhṛtam
00:12:10 Пять главных элементов – ложное эго и разум, непроявленное, десять чувств и ум, пять объектов чувств, а также желание, ненависть, счастье и горе, совокупность, признаки жизни и убеждения, всё это вместе составляет поле деятельности и его взаимодействие.
00:13:03 Комментарий: Из достоверных утверждений великих мудрецов, Ведических гимнов и афоризмов «Веданта-сутры» можно заключить, что составными частями этого мира являются прежде всего: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Это пять главных элементов. Затем идут: ложное эго, разум и стадия непроявленного состояния трёх гун материальной природы. После этого следуют пять органов чувств, позволяющих приобрести знание, глаза, уши, нос, язык и органы осязания. Затем пять органов действия: органы речи, ноги, руки, анус и гениталии. Выше чувств стоит ум, который находится внутри, и может быть назван внутренним чувством. Таким образом, считая ум, имеется в общей сложности 11 органов чувств.
00:14:12 Кроме того, существуют объекты чувственного восприятия: обонятельные, вкусовые, зрительные, осязательные и звуковые. Совокупность этих 24 элементов называется полем деятельности. Если провести аналитическое изучение каждого из этих 24 элементов, то можно составить себе чёткое представление о поле деятельности. Далее следуют: желания, ненависть, счастье и страдание, являющиеся результатом взаимодействия чувств и их объектов, отражением пяти главных элементов грубого тела. Признаки жизни, представленные сознанием и убеждением – есть проявление тонкого тела, ума, ложного эго и разума.
00:15:06 Эти тонкие элементы включаются в понятие поля деятельности. Пять главных элементов – являются грубым проявлением ложного эго, которое в свою очередь есть проявление первичной стадии ложного эго, материалистической концепции или тамаса-буддхих – разума в невежестве. Это в свою очередь представляет непроявленное состояние трёх гун материальной природы. Гуны материальной природы в непроявленном состоянии называются прадханой. Тот, кто желает подробно узнать о 24 элементах и их взаимодействии, должен более детально изучать философию. В «Бхагавад Гите» эти вопросы излагаются только вкратце.
00:15:58 Тело является отражением всех этих факторов и в нём происходят изменения шести типов: рождение, рост, существование, воспроизводство побочных продуктов, увядание и наконец исчезновение. Таким образом поле носит временный, материальный характер. Однако кшетра-гья – владелец, знающий поле, имеет совсем иную природу.
00:16:44 Сегодня вы прослушали стихи с 4 по 7, тринадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Природа, наслаждающийся и сознание».
00:16:59 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку
00:17:11 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:17:37 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:18:04 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam