14.6-10 Три гуны материальной природы

Радио Кришналока - 18 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:17:43 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 404 | скачано: 1407 | избрано: 17
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:00:39 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:04 Глава четырнадцатая. Три гуны материальной природы.

00:01:09 śrī-bhagavān uvāca
paraṁ bhūyaḥ pravakṣyāmi
jñānānāṁ jñānam uttamam
bhavato ’jñānam eva ca

00:01:25 ūrdhvaṁ gacchanti sattva-sthā
madhye tiṣṭhanti rājasāḥ
jaghanya-guṇa-vṛtti-sthā
adho gacchanti tāmasāḥ

00:02:21 Господь Кришна продолжает объяснять Арджуне какое влияние оказывают на человека три гуны материальной природы.

Текст 6

00:02:46 Текст 6.
tatra sattvaṁ nirmalatvāt
prakāśakam anāmayam
sukha-saṅgena badhnāti
jñāna-saṅgena cānagha

00:02:49 Всевышний Господь сказал: О безгрешный гуна благости, будучи чище чем остальные, просветляет и освобождает от последствий всех грехов. Находящийся под влиянием этой гуны, становится обусловленный счастьем и знанием.

00:03:36 Комментарий: Имеются разнообразные типы живых существ, обусловленных материальной природой. Одни счастливы, другие очень активны, а третьи – беспомощны. Все эти виды психологических проявлений являются причинами обусловленного положения живых существ в материальной природе. Каким образом они по разному обусловлены объясняется в этой части «Бхагавад Гиты». В начале рассматривается гуна благости. В следствии развития гуны благости, человек становится мудрее чем те, кто обусловлены иначе. Человека в гуне благости не так беспокоят материальные несчастья и он осознаёт свой прогресс в духовном знании. Этот тип представляют брахманы, которые теоретически находятся в гуне благости.

00:04:38 Это чувство счастья является следствием понимания, что в гуне благости человек более менее свободен от последствий греховных поступков. Кроме того в Ведической литературе говорится, что гуна благости означает большее знание и большее ощущение счастья. Но проблема в том, что, когда человек находится в гуне благости, он привыкает чувствовать собственное превосходство над другими. Таким образом он обуславливается. Пример тому учёные и философы, каждый из которых гордится своим знанием и так как они обычно улучшают условия своей жизни, они испытывают своего рода материальное счастье.

00:05:27 Это большее чувство счастья в обусловленной жизни привязывает их к гуне благости, и пока существует такая привязанность, они вынуждены принимать определённый тип тела в гунах материальной природы. Таким образом здесь нет возможности освобождения или перехода в духовный мир. Снова и снова человек может родиться философом или учёным и вновь запутаться в тех же самых невыгодных условиях рождения и смерти. Но находясь под влиянием иллюзии материальной энергии, человек думает, что такого рода жизнь приятна.

Текст 7

00:06:22 Текст 7.
rajo rāgātmakaṁ viddhi
tṛṣṇā-saṅga-samudbhavam
tan nibadhnāti kaunteya
karma-saṅgena dehinam

00:06:25 О сын Кунти, гуна страсти рождается из неограниченных желаний и вожделений и в следствии этого воплощённое существо привязано к материальной деятельности ради её плодов.

00:06:57 Комментарий: Гуна страсти характеризуется взаимным влечением между мужчиной и женщиной. Женщину влечёт к мужчине, а мужчину к женщине – это называется гуной страсти и, когда она взрастает, у человека развивается жажда материальных наслаждений. Он хочет наслаждаться удовлетворением чувств. Для удовлетворения чувств, находящийся под влиянием гуны страсти стремится к почёту в обществе, в стране, хочет иметь счастливую семью, хороших детей, жену, дом. Всё это результаты гуны страсти. И пока человек стремится к этому, он вынужден тяжело работать. Итак, здесь ясно указывается, что он привязывается к плодам своей деятельности и сковывается ею. Чтобы доставлять удовольствие жене, детям, обществу и поддерживать свой престиж, человек должен тяжело трудиться.

00:08:01 Таким образом весь материальный мир, в той или иной степени находится в гуне страсти. Современная цивилизация считается развитой по меркам гуны страсти, а прежде развитой считалась цивилизация, находящаяся в гуне благости. И раз уж для находящихся в гуне благости нет освобождения, то что говорить о тех, кто пребывает в гуне страсти.

Текст 8

00:08:41 Текст 8.
tamas tv ajñāna-jaṁ viddhi
mohanaṁ sarva-dehinām
pramādālasya-nidrābhis
tan nibadhnāti bhārata

00:08:44 О потомок Бхараты, знай – гуна тьмы, рождённая из невежества, есть причина заблуждения всех живых существ, воплощённых в материальном теле. Последствия этой гуны – безумие, леность и сон, которые связывают обусловленную душу.

00:09:21 Комментарий: Гуна невежества – это особое качество души в материальном мире. Она совершенно противоположна гуне благости. Находясь в гуне благости и развивая знание, человек может понять что есть что, но в гуне невежества всё совсем наоборот. Находящиеся под влиянием гуны невежества становятся безумны, а безумец не способен понять что есть что. Вместо того, чтобы прогрессировать, человек деградирует. Определение гуны невежества даётся в Ведической литературе. Под влиянием невежества, человек не способен понимать вещи, как они есть.

00:10:07 Например, каждый человек видит, что все его предки умерли, а значит и он со временем умрёт. Человек смертен. Дети, которых он зачал также умрут. Итак, смерть неизбежна. Но всё же люди неистово копят деньги, работая день и ночь, не заботясь о вечной душе. Это безумие. В своём безумии люди не стремятся к духовному прогрессу. Такие люди очень ленивы. Если им предлагают духовное знание, они не слишком интересуются. Они даже не так активны, как люди в гуне страсти. Поэтому один из признаков человека в гуне невежества таков, что он спит больше чем требуется. Шести часов вполне достаточно для сна, но находящийся гуне невежества, спит по крайней мере 10 или 12 часов в сутки. Такой человек всегда выглядит подавленным. Он склонен к приёму одурманивающих и опьяняющих веществ и к сонливости. Таковы признаки личности обусловленной гуной невежества.

Текст 9

00:11:48 Текст 9.
sattvaṁ sukhe sañjayati
rajaḥ karmaṇi bhārata
jñānam āvṛtya tu tamaḥ
pramāde sañjayaty uta

00:11:51 О потомок Бхараты, гуна благости обуславливает человека счастьем, страсть – толкает его к кармической деятельности, а невежество – покрывая знания человека, обрекает его на безумие.

00:12:19 Комментарий: Человек в гуне благости находит удовлетворение в своей работе или интеллектуальных занятиях. Например, философ, исследователь или учитель, могут быть заняты в определённой области знания и находить в том удовлетворение. Человек в гуне страсти может заниматься кармической деятельностью, он имеет столько сколько сможет и тратит средства на благие цели. Таковы признаки человека в гуне страсти. И наконец гуна невежества покрывает его знание. Что бы человек не делал в гуне невежества всё плохо, как для него самого, так и для других.

Текст 10

00:13:29 Текст 10.
rajas tamaś cābhibhūya
sattvaṁ bhavati bhārata
rajaḥ sattvaṁ tamaś caiva
tamaḥ sattvaṁ rajas tathā

00:13:32 О потомок Бхараты, иногда преобладает гуна благости, побеждая страсть и невежество, иногда гуна страсти, побеждает благость и невежество, а иногда невежество побеждает благость и страсть. Так между ними идёт постоянная борьба за превосходство.

00:14:07 Комментарий: Когда преобладает гуна страсти, она подавляет гуны благости и невежества. Когда возрастает влияние гуны благости, то страсть и невежество терпят поражение, а когда преобладает гуна невежества, то проигрывают страсть и благость. Эта борьба продолжается постоянно. Поэтому тот, кто серьёзно намерен развивать своё Сознание Кришны, должен выйти за пределы этих трёх гун.

00:14:39 Преобладание какой-то определённой гуной природы проявляется в поведении человека по отношению к другим, его деятельности, его пище и т.д. Всё это будет объясняться в последующих главах. Но если человек захочет, то следуя определённому процессу он может развить в себе качества благости и тем самым победить гуны страсти и невежества. Подобным же образом можно развить в себе качества страсти, преодолев тем самым благость и невежество. Или же возможно развить качества невежества и одержать победу над благостью и страстью.

00:15:21 Не смотря на существование трёх гун материальной природы, целеустремлённый человек имеет возможность получить благословение гуны благости и, выйдя за её пределы, подняться до чистой благости, называемой состоянием Васудевы. Когда человек сможет понять науку о Боге. По определённым действиям человека становится понять, в какой гуне природы он находится.

00:16:02 Сегодня вы прослушали стихи с 6 по 10, четырнадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Три гуны материальной природы».

00:16:16 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:16:28 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:16:54 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:17:22 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 29 November 2017