Глава 2.60-65 Кришна говорит о контроле чувств

Радио Кришналока - 17 июля 2010
запись эфира для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:18:09 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 436 | скачано: 750 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:19 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:05 Om Namo Bhagavate Vasudevaya
Om Namo Bhagavate Vasudevaya
Om Namo Bhagavate Vasudevaya

00:01:37 Глава вторая. Обзор Бхагавад Гиты.

00:01:47 [brithi’io djaiaha]
sañjaya uvāca
taṁ tathā kṛpayāviṣṭam
aśru-pūrṇākulekṣaṇam
viṣīdantam idaṁ vākyam
uvāca madhusūdanaḥ

00:02:06 śrī-bhagavān uvāca
kutas tvā kaśmalam idaṁ
viṣame samupasthitam
anārya-juṣṭam asvargyam
akīrti-karam arjuna

00:02:23 klaibyaṁ mā sma gamaḥ pārtha
naitat tvayy upapadyate
kṣudraṁ hṛdaya-daurbalyaṁ
tyaktvottiṣṭha paran-tapa

Текст 60

00:02:59 Текст 60
yatato hy api kaunteya
puruṣasya vipaścitaḥ
indriyāṇi pramāthīni
haranti prasabhaṁ manaḥ

00:03:02 Всевышний Господь сказал: «О Арджуна, чувства так беспокойны и сильны, что они насильно уводят в сторону ум даже проницательного человека, который пытается ими управлять».

00:03:26 Комментарий: Многие учёные и мудрецы, философы и трансценденталисты пытаются овладеть своими чувствами, но не смотря на все их старания даже самые великие из них иногда становятся жертвами материального чувственного наслаждения. Что происходит из-за беспокойства их ума.

00:03:47 Даже Вишвамитра – великий мудрец и совершенный йог, был соблазнён Менакой, не смотря на все его усилия обуздать чувства суровым аскетизмом и практикой йоги. И конечно же мировая история знает много подобных случаев. То есть, не будучи в Сознании Кришны очень трудно управлять своим умом и чувствами. Не заняв ум служением Кришне невозможно отказаться от материальной деятельности.

00:04:18 Практический пример даёт нам Шри Ямуначарья – великий святой и преданный Господа, который говорит: «С тех пор, как мой ум занят служением лотосным стопам Господа Кришны и я постоянно черпаю в нём новую и новую духовную радость, при одной лишь мысли о сближении с женщиной, я отворачиваюсь и сплёвываю».

00:04:46 В Сознании Кришны есть нечто настолько прекрасное и духовное, что материальные удовольствия сами собой становятся неприятны тем кто ими обладает, это подобно тому, как голодный человек утоляет свой голод прекрасной пищей.

Текст 61

00:05:15 Текст 61.
tāni sarvāṇi saṁyamya
yukta āsīta mat-paraḥ
vaśe hi yasyendriyāṇi
tasya prajñā pratiṣṭhitā

00:05:18 «Тот кто держит свои чувства под полным контролем, сосредоточив своё сознание на мне, считается человеком твёрдого разума».

00:05:34 Комментарий: Высшее совершенство йоги заключается в Сознании Кришны: это положение ясно изложено в данном стихе. Не обладая Сознанием Кришны невозможно подчинить себе чувства. Великий мудрец Дурваса Муни поссорился с Махараджей Амбаришей и из-за своей гордости впал в беспричинную ярость, не сумев таким образом сдержать свои чувства. Хотя царь не был столь сильным йогом, как мудрец, но будучи преданным Господа, он безмолвно терпел неправедные нападки, в следствии чего и одержал победу.

00:06:15 Царь сумел управлять своими чувствами, так как обладал качествами, описанными в «Шримад Бхагаватам» (9.4.18 - 20): «Царь Амбариша сосредоточил свой ум на лотосных стопах Господа Кришны, свою речь он посвятил описанию обители Господа. Руками, он наводил порядок в храме Господа, ушами слушал о деяниях Господа, глазами глядел на форму Господа, а телом прикасался к телу преданного, ноздрями вдыхая аромат цветов, поднесённых к лотосным стопам Господа, языком, ощущая вкус листьев туласи, предложенных Господу, ногами путешествуя в святое место, где расположен Его храм, голову, склоняя перед Господом, а свои желания подчинив желаниям Господа». Всё это сделало его достойным стать преданным Всевышнего Господа.

00:07:25 Шрила Баладева Видьябхушана – великий учёный и ачарья, в цепи ученической преемственности замечает: «Полностью подчинить себе чувства возможно только силой преданного служения Кришне».

00:07:40 Иногда в связи с этим приводится пример огня. Подобно пламени, сжигающего всё, Господь Вишну, пребывающий в сердце йога сжигает в нём всё нечистое. Йога-сутра также предписывает погружаться в размышления о Господе Вишну, а не о пустоте. Так называемые йоги, медитация которых не направлена на какую-либо форму Вишну попусту тратят своё время в поисках обманчивых видений. Мы должны обладать Сознанием Кришны, быть преданными слугами Верховной Личности. В этом состоит цель истинной йоги.

Текст 62

00:08:33 Текст 62.
dhyāyato viṣayān puṁsaḥ
saṅgas teṣūpajāyate
saṅgāt sañjāyate kāmaḥ
kāmāt krodho ’bhijāyate

00:08:37 «Созерцая объекты чувств человек развивает к ним привязанность. От этой привязанности рождается страсть, а из страсти рождается гнев».

00:08:56 Комментарий: Тот кто не обладает Сознанием Кришны во время созерцания объектов чувств становится подверженным желаниям материального характера. Чувства необходимо вовлекать в какую-либо деятельность, а если их не занять трансцендентным любовным служением Господу, они сами обязательно будут искать себе занятие в служении материи.

00:09:22 В материальном мире, каждое живое существо, в том числе Господь Шива и Господь Брахма, не говоря уже о других полубогах на райских планетах, подвержены воздействию объектов чувственного восприятия. И единственным способом выбраться из этого лабиринта материального существования является Сознание Кришны.

00:09:45 Господь Шива находился в состоянии глубокой медитации, но когда Парвати стала соблазнять его, он поддался и результатом этого было рождение Карттикеи. Когда Харидаса Тхакур был ещё молодым преданным, его пыталась обольстить инкарнация Майя-деви, однако он, благодаря своей безраздельной преданности Господу Кришне легко выдержал это испытание.

00:10:14 Как свидетельствует вышеупомянутый стих Ямуначарьи: «Искренный преданный Господа избегает всех чувственных наслаждений материального мира, ибо он испытал высший вкус духовного наслаждения, общаясь со Всевышним Господом».

00:10:32 В этом состоит секрет успеха, однако тот, кто не обладает Сознанием Кришны, как бы ни было велико его умение, контролировать свои чувства, искусственно подавляя их, в конце концов неизбежно приходит к падению, ибо малейшая мысль о чувственном наслаждении побуждает его к удовлетворению своих желаний.

Текст 63

00:11:06 Текст 63.
krodhād bhavati sammohaḥ
sammohāt smṛti-vibhramaḥ
smṛti-bhraṁśād buddhi-nāśo
buddhi-nāśāt praṇaśyati

00:11:10 «Гнев порождает полное заблуждение. От заблуждения теряется память. Когда память потеряна пропадает разум, а когда пропадает разум, человек вновь падает в материальную лужу».

00:11:32 Комментарий: Шрила Рупа Госвами в «Бхакти Расамрита Синдху» (1.2.256) даёт нам следующее наставление: «С развитием Сознания Кришны приходит понимание того факта, что всё можно обратить на службу Кришне».

00:11:50 Не имеющий представления о Сознании Кришны искусственно пытаются избежать соприкосновения с материальными объектами, в результате этого, не смотря на желание освободиться из материальных оков, они не достигают совершенной стадии отречения. Их так называемое отречение, называется пхалгу или менее существенное. Тот же, кто пребывает в Сознании Кришны, понимает каким образом можно всё использовать в служении Господу. Поэтому он не становится жертвой материального сознания.

00:12:28 Например, имперсоналисты считают, что Господь или Абсолют, будучи безличным, не может употреблять пищу. В то время, как персоналисты стараются избежать употребления некоторых хороших продуктов, преданный Господа понимает, что Кришна – это Тот, кто в конечном счёте наслаждается всем, и Он принимает всё, что предлагается Ему с любовью и преданностью.

00:12:56 Поэтому преданный, предложив Господу вкусную пищу, берёт себе остатки, называемые прасадам. Таким образом всё становится духовным и опасность падения устраняется. Преданный принимает прасадан, думая о Кришне. Тогда как имперсоналист отвергает пищу, считая её материальной.

00:13:21 Таким образом имперсоналист не может наслаждаться жизнью из-за собственного, неестественного отречения и по этой причине малейшее возбуждение ума вновь сбрасывает его в колодец материального существования. Считается, что такая душа даже поднявшись до уровня освобождения падает снова, поскольку не имеет опоры в преданном служении.

Текст 64

00:13:55 Текст 64.
rāga-dveṣa-vimuktais tu
viṣayān indriyaiś caran
ātma-vaśyair vidheyātmā
prasādam adhigacchati

00:13:59 «Человек свободный от любой привязанности и неприязни и способный контролировать своё чувство путём регулирующих принципов освобождения, способен обрести полную милость Господа».

00:14:19 Комментарий: Уже объяснялось, что при помощи различных методов можно добиться искусственного подчинения чувств. Однако, если эти чувства не заняты трансцендентным служением Господу, всегда остаётся возможность падения.

00:14:37 Хотя может возникнуть впечатление, что человек, пребывающий в полном Сознании Кришны, действует на чувственном уровне, но на самом деле, благодаря тому, что он обладает Сознанием Кришны, он не привязывается к чувственной деятельности. Единственной заботой, находящегося в Сознании Кришны является удовлетворение Господа и ничего более. Поэтому он стоит выше любых привязанностей или неприязни.

00:15:07 Если Кришна захочет, то преданный может совершить действие не желательное с обычной точки зрения. Но если это не желание Кришны, то он не станет делать того, что сделал бы ради собственного удовлетворения, при обычных обстоятельствах. Поэтому решение действовать или не действовать находится под Его контролем, ибо только Кришна управляет им. Такое сознание достигается по беспричинной милости Господа, не смотря на привязанность преданного к чувственной сфере.

Текст 65

00:15:53 Текст 65.
prasāde sarva-duḥkhānāṁ
hānir asyopajāyate
prasanna-cetaso hy āśu
buddhiḥ paryavatiṣṭhate

00:15:56 Для того, кто находится в Божественном сознании трёх видов материальных страданий больше не существует. В таком счастливом состоянии разум человека становится твёрд.

00:16:26 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:16:36 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:17:02 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena
romāñca -kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 04 августа 2017