14.11-16 Три гуны материальной природы

Радио Кришналока - 18 июля 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:18:51 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 269 | скачано: 930 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:00:38 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:00 Глава четырнадцатая. Три гуны материальной природы.

00:01:05 śrī-bhagavān uvāca
paraṁ bhūyaḥ pravakṣyāmi
jñānānāṁ jñānam uttamam
bhavato ’jñānam eva ca

00:01:21 ūrdhvaṁ gacchanti sattva-sthā
madhye tiṣṭhanti rājasāḥ
jaghanya-guṇa-vṛtti-sthā
adho gacchanti tāmasāḥ

00:02:14 Господь Кришна продолжает объяснять Арджуне, как проявляются в человеке три гуны материальной природы.

Текст 11

00:02:24 Текст 11.
sarva-dvāreṣu dehe ’smin
prakāśa upajāyate
jñānaṁ yadā tadā vidyād
vivṛddhaṁ sattvam ity uta

00:02:27 Всевышний Господь сказал: Проявление гуны благости можно ощутить, когда все врата тела освещены знанием.

00:02:52 Комментарий: В человеческом теле имеется девять врат: глаза, уши, ноздри, рот, гениталии и анус. Когда все врата тела освещены признаками благости следует понимать, что человек развил в себе данную гуну. Находясь в гуне благости, он способен видеть вещи в истинном свете, слышать подобающим образом и ощущать истинный вкус. Человек очищается изнутри и снаружи. В каждых вратах тела развиваются признаки счастья. Этим характеризуется гуна благости.

Текст 12

00:03:50 Текст 12.
lobhaḥ pravṛttir ārambhaḥ
karmaṇām aśamaḥ spṛhā
rajasy etāni jāyante
vivṛddhe bharatarṣabha

00:03:53 О лучший из Бхарат, когда возрастает влияние гуны страсти, в человеке развиваются признаки сильной привязанности, кармической деятельности, неодолимых стремлений и неуправляемых страстных желаний.

00:04:30 Комментарий: Человек, находящийся под влиянием гуны страсти, никогда не доволен тем положением, которого достиг. Он страстно желает его улучшить. Если он хочет построить себе дом, то стремится возвести роскошный особняк, как будто будет жить в нём вечно. У него развивается страстное желание чувственных наслаждений. Но чувственным наслаждениям нет конца. Человек хочет всегда оставаться в своём доме со своей семьёй и бесконечно продолжать процесс удовлетворения своих чувств. Все эти признаки характерны для гуны страсти.

Текст 13

00:05:52 Текст 13.
aprakāśo ’pravṛttiś ca
pramādo moha eva ca
tamasy etāni jāyante
vivṛddhe kuru-nandana

00:05:55 О потомок Куру, когда возрастает влияние гуны невежества, то проявляются: тьма, бездеятельность, безумие и иллюзия.

00:06:26 Комментарий: Когда нет просвещения, то отсутствует и знание. Человек в гуне невежества не следует регулирующим принципам. Он желает поступать по собственной прихоти безо всякой цели. Хотя он способен работать, но не предпринимает никаких усилий. Это называется иллюзией. Хотя у него есть сознание, но жизнь такого человека пассивна. Таковы признаки, находящегося под влиянием гуны невежества.

Текст 14

00:07:41 Текст 14.
yadā sattve pravṛddhe tu
pralayaṁ yāti deha-bhṛt
tadottama-vidāṁ lokān
amalān pratipadyate

00:07:44 Если же человек умирает в гуне благости, то он достигает чистых высших планет великих мудрецов.

00:08:15 Комментарий: Человек в гуне благости достигает высших планетных систем, таких как Брахма-лока и Джана-лока и там наслаждается райским счастьем.Слово amalān имеет большое значение. Оно означает – свободный от гун страсти и невежества. В материальном мире много загрязнений, но гуна благости – это самая чистая форма существования. Есть разные типы планет, для различных видов живых существ. Умершие в гуне благости отправляются на планеты, где живут великие мудрецы и великие преданные.

Текст 15

00:09:10 Текст 15.
rajasi pralayaṁ gatvā
karma-saṅgiṣu jāyate
tathā pralīnas tamasi
mūḍha-yoniṣu jāyate

00:09:13 Если человек умирает в гуне страсти, он рождается среди людей, занятой кармической деятельностью, а если умирает в гуне невежества, он рождается в царстве животных.

00:09:49 Комментарий: Некоторые люди полагают, что, если душа достигла уровня человеческой жизни, то она уже никогда не опустится ниже. Но в этом стихе говорится, что человек, развивший в себе гуну невежества, после смерти деградирует до животной формы жизни. С этого уровня он должен снова эволюционировать, чтобы опять достичь человеческой формы. Поэтому те, кто действительно серьёзно относятся к человеческой жизни, должны развивать в себе гуну добродетели и, с помощью благоприятного общения, выйти за границы влияния всех гун и достигнуть Сознания Кришны. Такова цель человеческой жизни иначе нет гарантий, что человек вновь получит человеческое рождение.

Текст 16

00:11:21 Текст 16.
karmaṇaḥ sukṛtasyāhuḥ
sāttvikaṁ nirmalaṁ phalam
rajasas tu phalaṁ duḥkham
ajñānaṁ tamasaḥ phalam

00:11:24 Результаты праведной деятельности чисты, поэтому говорят, что она находится в гуне благости. Деятельность в гуне страсти ведёт к страданиям, а деятельность в гуне невежества к глупости.

00:11:58 Комментарий: Путём деятельности в гуне благости человек очищается, поэтому мудрецы, полностью свободные от иллюзии, счастливы, но деятельность в гуне страсти влечёт за собой одни страдания. Любая деятельность ради материального счастья обречена на поражение. Если человек, к примеру, хочет владеть небоскрёбом, то через сколько человеческих мучений необходимо пройти, прежде чем такой небоскрёб будет построен. Финансирующий должен преодолеть массу затруднений, чтобы заработать необходимую, огромную сумму денег. А те, кто тяжело трудятся на строительстве здания должны работать не покладая рук. Страдания на лицо. Поэтому «Бхагавад Гита» говорит, что любой деятельности, находящейся под влиянием гуны страсти, несомненно сопутствуют огромные страдания.

00:13:03 При этом человек может ощутить лишь немного воображаемого счастья. Например: «У меня есть дом» или «У меня есть деньги», но такое счастье призрачно. Что касается пребывающего в гуне невежества, то он лишён знания, поэтому все его действия ведут к страданиям и в настоящем и в будущем. И ему предстоит опуститься до животной формы жизни. Жизнь животного полна страдания, хотя под влиянием иллюзорной энергии майи, оно само этого не понимает. Убийство невинных животных также следствие невежества. Их убийцы не знают, что в будущем животные получат соответствующее тело, чтобы убить их самих. Таков закон природы. В человеческом обществе, убийца человека должен быть повешен – это закон государства. В следствии невежества люди не осознают, что есть всеобщее государство, управляемое Всевышним Господом.

00:14:15 Каждое живое существо – творение Господа и Господь не прощает убийства даже муравья. За всё нужно платить. Поэтому потворство убийству животных, ради чревоугодия – величайшее невежество. Человеку нет нужды убивать животных, ведь Бог дал ему столько прекрасных продуктов. Но если человек всё же позволяет себе есть мясо, то это означает, что он действует в невежестве и омрачает своё будущее. Из всех видов истребления животных – убийство коров наиболее порочно, так как коровы обеспечивают нас молоком, доставляющем человеку много радости. Забивание коров на бойне – акт величайшего невежества.

00:15:08 В Ведической литературе «Риг-Веде» (9.46.4) говорится, что «Тот, кого полностью удовлетворяет молоко, но он всё же убивает корову, находится в величайшем невежестве.». Также в Ведах есть молитва:
namo brahmaṇya-devāya
go-brāhmaṇa-hitāya ca
jagad-dhitāya kṛṣṇāya
govindāya namo namaḥ

«О мой Господь, Ты благодетель коров и брахманов, Ты – доброжелатель всего человечества и всего мира». «Вишну-пурана» (1.19.65).

00:15:44 По сути эта молитва даёт особые указания – покровительствовать коровам и брахманам. Брахманы – это символ духовного просвещения, а коровы – символ наиболее ценной пищи. Этим двум видам живых существ – брахманам и коровам нужно оказывать всевозможное покровительство. Именно это определяет прогресс цивилизации. В современном человеческом обществе – духовное знание игнорируется и поощряется убийство коров. Отсюда можно понять, что человеческое общество двигается в неверном направлении, тем самым подписывая свой будущий приговор. Цивилизация, ведущая своих граждан к деградации до животной формы жизни – несомненно не является человеческой. Гуны страсти и невежества ведут современную цивилизацию по неверной дороге. Это очень опасная эпоха и все нации должны позаботиться о том, чтобы распространить самый доступный метод – Сознание Кришны, для спасения человечества от величайшей опасности.

00:17:09 Вы прослушали стихи с 11 по 16, четырнадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Три гуны материальной природы».

00:17:23 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами П абхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:17:35 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:18:01 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:18:29 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 30 ноября 2017