13.19-22 Природа, Наслаждающийся и сознание. 4

Радио Кришналока - 18 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:20:20 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 519 | скачано: 1419 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:09 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:38 Глава тринадцатая. Природа, наслаждающийся и сознание.

00:01:45 arjuna uvāca
prakṛtiṁ puruṣaṁ caiva
kṣetraṁ kṣetra-jñam eva ca
etad veditum icchāmi
jñānaṁ jñeyaṁ ca keśava

00:02:04 śrī-bhagavān uvāca
idaṁ śarīraṁ kaunteya
kṣetram ity abhidhīyate
etad yo vetti taṁ prāhuḥ
kṣetra-jña iti tad-vidaḥ

00:02:23 kṣetra-jñaṁ cāpi māṁ viddhi
sarva-kṣetreṣu bhārata
kṣetra-kṣetrajñayor jñānaṁ
yat taj jñānaṁ mataṁ mama

Текст 19

00:03:06 Текст 19.
iti kṣetraṁ tathā jñānaṁ
jñeyaṁ coktaṁ samāsataḥ
mad-bhakta etad vijñāya
mad-bhāvāyopapadyate

00:03:09 Всевышний Господь сказал: Итак, Я кратко описал поле деятельности – тело, знание и цель познания. Лишь Мои преданные могут понять это должным образом и тем достичь Моей природы.

00:03:46 Комментарий: Господь вкратце описал тело, знание и цель познания. Это знание содержит три фактора – познающего, познаваемое и процесс познания. В совокупности всё это именуется вигьяной или наукой о знании. Чистые преданные Господа могут непосредственно постичь совершенное знание. Для других людей оно не доступно. Монисты утверждают, что в конечной стадии все эти фактора сливаются в одно, но преданные не согласны с таким мнением. Знание и развитие знания – означают – постижение себя в Сознании Кришны. Нас пока ведёт материальное сознание, но как только мы направим всё своё сознание на деятельность ради Кришны и осознаем, что Кришна – это всё, то мы обретём истинное знание. Иными словами, знание есть ни что иное, как предварительная стадия постижения преданного служения. В 15 главе это будет объясняться подробно.

00:05:07 Теперь, подводя итог, можно понять, что 6 и 7 стихи анализируют материальные элементы и проявление признаков жизни. Соединяясь вместе, они образуют тело или поле деятельности. С 8 по 12 стихи – описывают процесс познания для понимания обоих видов знающего поле, а именно души и Параматмы. И затем стихи с 13 по 18 описывают душу и Всевышнего Господа Параматму. Итак, здесь было дано описание трёх предметов: поля деятельности, тела, процесса осознания, души и Параматмы.

00:06:01 Здесь особо подчёркивается, что только истинные преданные Господа могут понять эти три предмета. Для таких преданных «Бхагавад Гита» особенно полезна. Именно они могут достичь высшей цели – природы Всевышнего Господа Кришны. Другими словами, только преданные Господа могут понять «Бхагавад Гиту» и извлечь из этого желаемый результат.

Текст 20

00:06:45 Текст 20.
prakṛtiṁ puruṣaṁ caiva
viddhy anādī ubhāv api
vikārāṁś ca guṇāṁś caiva
viddhi prakṛti-sambhavān

00:06:48 Знай, что материальная природа и живые существа не имеют начала. Именно материальная природа порождает все три гуны и их превращения.

00:07:25 Комментарий: Посредством знания, приводимого в этой главе можно постичь тело – поле деятельности и знающего тело, как индивидуальную душу так и Параматму. Тело – есть поле деятельности и оно образовано материальной природой. Душа же воплощённая в теле и наслаждающаяся деятельностью тела – есть пуруша, то есть живое существо. Она является одним из знающих поле, другим же является Параматма. Конечно нужно понимать, что как Параматма, так и индивидуальное существо представляют собой различные проявления Верховной Личности Бога. Живые существа относятся к Его энергии, а Параматма – это одна из Его личных экспансий.

00:08:23 Как материальная природа так и живое существо вечны. Это означает, что они существовали ещё до творения. Материальное проявление относится к энергии Всевышнего Господа, то же и живые существа, однако они относятся к высшей энергии. И материальная природа и живые существовали до проявления космоса. Материальная природа содержалась в Верховной Личности Господа – Маха-Вишну и, когда возникла необходимость, она проявилась с помощью махат-таттвы. Живые существа также пребывают в Нём, но из-за своего обусловленного состояния, не имеют склонности к служению Всевышнему Господу. Поэтому для них закрыт доступ в духовный мир. Однако с приходом материальной природы, живые существа вновь получают возможность действовать в материальном мире и готовятся к вступлению в мир духовный. В этом заключается тайна материального творения. В действительности живое существо изначально есть неотъемлемая духовная частичка Всевышнего Господа, но из-за своей бунтарской природы оно становится материально обусловленной.

00:09:47 На самом деле неважно каким образом живые существа, являющиеся творением Всевышнего Господа, пришли во взаимодействие с материальной природой. Однако Верховная Личность знает, как и почему это произошло в действительности. В писаниях Господь говорит, что те, кого привлекает эта материальная природа вовлекаются в суровую борьбу за существование. Но на основании всего изложенного, мы должны уяснить себе, что все изменения и влияние, осуществляемые материальной природой с помощью трёх гун, также являются порождениями материальной природы. Все изменения и всё многообразие, касающееся живых существ существует благодаря наличию тела. В духовном же отношении природа всех живых существ одинакова.

Текст 21

00:11:10 Текст 21.
kārya-kāraṇa-kartṛtve
hetuḥ prakṛtir ucyate
puruṣaḥ sukha-duḥkhānāṁ
bhoktṛtve hetur ucyate

00:11:14 В этом мире природа считается причиной всех материальных причин и следствий, тогда как живое существо – причина всевозможных радостей и страданий.

00:11:46 Комментарий: Источником многообразия тел и чувств живых существ является материальная природа. Существует 8 400 000 различных форм жизни и все они порождены материальной природой. Эти формы возникают из различных чувственных желаний живого существа, стремящегося получить тот или иной тип тела. Попадая в то или иное тело, оно испытывает различные виды счастья и страданий. Его материальное счастье и страдание порождаются телом, а не им самим, в его истинной сущности. Для живого существа в его изначальном виде, наслаждение естественно, это его действительное состояние. Из-за своего желания господствовать над материальной природой, оно находится в материальном мире. В духовном же мире этого нет.

00:12:49 Духовный мир чист, тогда как в материальном мире, каждый ведёт упорную борьбу, ради обретения того, что способно дать различные чувственные удовольствия телу. Яснее можно сказать, что тело – есть результат деятельности чувств. Чувства являются средством для удовлетворения желаний. Совокупность же тела и чувств, как орудий, даётся материальной природой, и как станет ясно из следующего стиха, живое существо получает благословение или проклятие, выражающееся в условиях жизни, в зависимости от своих прошлых желаний и деятельности. В соответствии с желаниями и деятельностью живого существа, материальная природа помещает его в ту или иную среду обитания. Живое существо само является причиной того, что оно попадает в определённую среду и переживает, сопутствующие ей радости страдания.

00:13:54 Помещённое в определённое тело, оно попадает во власть природы, потому что тело, в следствии материального характера, действует в соответствии с законами природы. В данных обстоятельствах, живое существо не способно изменить эти законы. Предположим, что живое существо помещено в тело собаки. Как только оно оказывается в этом теле, оно вынуждено действовать как собака. У него нет возможности действовать иначе и если живое существо получает тело свиньи, оно будет вынуждено есть экскременты и действовать как свинья. Точно так же, если живое существо помещается в тело полубога, оно должно действовать в соответствии с этим телом. Таковы законы природы.

00:14:46 Однако при всех обстоятельствах, индивидуальной душе сопутствует Параматма. Это объясняется в Ведах – «Мундака-упанишад» (3.1.1). Всевышний Господь настолько милостив к живому существу, что Он всегда сопровождает его и при всех обстоятельствах, пребывает в нём, как Верховная Душа.

Текст 22

00:15:24 Текст 22.
puruṣaḥ prakṛti-stho hi
bhuṅkte prakṛti-jān guṇān
kāraṇaṁ guṇa-saṅgo ’sya
sad-asad-yoni-janmasu

00:15:27 Всевышний Господь сказал: Таким образом живое существо в материальной природе следует дорогами жизни, наслаждаясь тремя гунами, это происходит из-за его контакта с материей. Таким образом оно встречает добро и зло в разных формах жизни.

00:16:05 Комментарий: Этот стих очень важен для понимания того, каким образом живое существо переселяется из одного тела в другое. Во второй главе объяснялось, что живое существо меняет одно тело на другое, подобно тому, как человек меняет одежду. Эта смена одежды имеет место в следствии его привязанности к материальному существованию. Пока живое существо зачаровано этим ложным проявлением, оно продолжает переходить из одного тела в другое. Из-за того, что оно желает властвовать над материальной природой, оно попадает в такие неблагоприятные условия. Под воздействием материальных желаний, живое существо иногда рождается полубогом, иногда человеком, хищником, птицей, червём, обитателем вод, праведником или насекомым.

00:17:05 Так это продолжается снова и снова. Во всех случаях живое существо полагает, что оно хозяин положения, хотя на самом деле оно находится под влиянием материальной природы. Здесь объясняется, каким образом живое существо попадает в различные тела. Это происходит в следствии его взаимодействия с тремя гунами материальной природы. Поэтому оно должно подняться над ними и достичь трансцендентного положения. Это называется Сознанием Кришны. Если существо не пребывает в Сознании Кришны, то материальное сознание вынудит его перейти из одного тела в другое, поскольку с незапамятных времён ему присущи материальные желания. Однако человек должен изменить свою жизненную позицию. Такая перемена возможна, лишь если человек получит знание из авторитетного источника.

00:18:12 Перед нами самый лучший пример. Арджуна выслушивает науку о Боге от Самого Кришны. Если живое существо подчинится такому процессу получения знания, оно потеряет своё издавна лелеемое желание господствовать над материальной природой и постепенно, по мере того, как это желание будет ослабевать, оно научится испытывать духовное счастье. В Ведической мантре говорится, что по мере расширения его знания в общении с Верховной Личностью Господа, оно будет всё больше наслаждаться своей вечной жизнью, полной блаженства.

00:19:06 Сегодня вы прослушали стихи с 19 по 22, тринадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Природа, Наслаждающийся и сознание».

00:19:21 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:19:33 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:19:59 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:20:27 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 09 November 2017