13.23-27 Природа, Наслаждающийся и сознание. 5

Радио Кришналока - 18 июля 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:22:43 | качество: mp3 32kB/s 5 Mb | прослушано: 181 | скачано: 585 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:09 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:38 Глава тринадцатая. Природа, наслаждающийся и сознание.

00:01:45 arjuna uvāca
prakṛtiṁ puruṣaṁ caiva
kṣetraṁ kṣetra-jñam eva ca
etad veditum icchāmi
jñānaṁ jñeyaṁ ca keśava

00:02:05 śrī-bhagavān uvāca
idaṁ śarīraṁ kaunteya
kṣetram ity abhidhīyate
etad yo vetti taṁ prāhuḥ
kṣetra-jña iti tad-vidaḥ

00:02:24 kṣetra-jñaṁ cāpi māṁ viddhi
sarva-kṣetreṣu bhārata
kṣetra-kṣetrajñayor jñānaṁ
yat taj jñānaṁ mataṁ mama

00:03:15 Господь Кришна продолжает объяснять Арджуне положение Всевышнего Господа, находящегося в сердце каждого существа, вместе с индивидуальной душой.

Текст 23

00:03:29 Текст 23.
upadraṣṭānumantā ca
bhartā bhoktā maheśvaraḥ
paramātmeti cāpy ukto
dehe ’smin puruṣaḥ paraḥ

00:03:33 В этом теле есть другой наслаждающийся – трансцендентный Господь, Высший Владыка, который наблюдает и дозволяет, Он именуется Сверхдушой.

00:04:14 Комментарий: Здесь утверждается, что Параматма или Сверхдуша всегда сопутствующая индивидуальной представляет Всевышнего Господа. Она не обычное живое существо. Монисты, считая, что есть только один знающий тело, полагают, что Параматма не отличается от индивидуальной души. Чтобы прояснить этот вопрос, Господь говорит, что он пребывает в виде Параматмы в теле каждого. Он отличен от индивидуальной души, он Пара – трансцендентен. Индивидуальная душа наслаждается деятельностью в определённой области, но Параматма присутствует в теле не как ограниченный наслаждающийся и не как участвующий в телесной деятельности, но как свидетель и наблюдатель. Именно он дозволяет совершение действий и ему известно высшее наслаждение. Его называют не Атма, а Параматма.

00:05:19 Он трансцендентен. Совершенно ясно, что Атма и Параматма не одно и то же. Параматма в отличии от индивидуальной души, простирается повсюду. Будучи Всевышним Господом, Параматма присутствует в живом существе и санкционирует желание индивидуальной души, касающейся материальных наслаждений. Без позволения Параматмы, индивидуальная душа не может делать ничего. Отдельный индивидуум называется бхукта – или тот кого поддерживают, а Параматма называется бхокта – или тот, кто поддерживает. Итак, существует бесчисленное множество живых существ и Сверхдуша пребывает в каждом из них, как друг и доброжелатель.

00:06:36 В действительности индивидуальные живые существа являются вечными, неотъемлемыми частичками Всевышнего Господа. И между ними и Господом существуют близкие дружеские отношения. Однако живые существа имеют склонность отвергать распоряжения Всевышнего Господа и действовать независимо, пытаясь подчинить себе материальную природу. В следствии этой их склонности, они считаются пограничной энергией Всевышнего Господа. Живое существо может пребывать либо в материальной энергии, либо в духовной. Пока оно обусловлено материальной энергией, Всевышний Господь в качестве друга, то есть Параматмы остаётся в нём, с тем, чтобы вернуть его в пределы духовной энергии. Господь всегда страстно желает вернуть живое существо в духовный мир, но оно, обладая своей крошечной независимостью, всегда отказывается от контакта с духовным светом.

00:07:39 Такое злоупотребление независимостью является причиной его материальной борьбы за существование. Таким образом Господь всегда даёт указания живому существу, как изнутри, так и снаружи. Из вне Он даёт наставления в «Бхагавад Гите», а изнутри, Он старается убедить живое существо в том, что его деятельность в материальном мире не приводит к истинному счастью. Господь говорит: «Отрекись от этого и обратись ко Мне, тогда ты будешь счастлив». Таким образом разумный человек, который обращает свою веру к Параматме – Верховной Душе, начинает продвигаться к вечной жизни в знании и блаженстве.

Текст 24

00:08:49 Текст 24.
ya evaṁ vetti puruṣaṁ
prakṛtiṁ ca guṇaiḥ saha
sarvathā vartamāno ’pi
na sa bhūyo ’bhijāyate

00:08:52 Тот, кто понимает эту философию, рассматривающую материальную природу, живое существо и взаимодействие трёх гун, непременно достигнет освобождения. Он уже более не родится здесь, независимо от своего нынешнего положения.

00:09:33 Комментарий: Ясное представление о материальной природе, Параматме, индивидуальной душе и их взаимоотношениях делают человека достойным получить освобождение и войти в духовный мир, уже никогда не возвращаясь в материальный. Таков результат обретения знания. Целью познания является чёткое понимание того факта, что в силу обстоятельств, живое существо пало в этот материальный мир. Человек должен приложить все усилия, чтобы в общении с авторитетами, праведниками и духовным учителем, понять своё положение и вернуться к духовному сознанию или Сознанию Кришны, посредством изучения «Бхагавад Гиты», в таком виде, как она представлена Личностью Бога.

00:10:27 Тогда со всей определённостью можно сказать, что он больше никогда не вернётся к материальному существованию. Он перейдёт в духовный мир, где обретёт вечную жизнь исполненную знания и блаженства.

Текст 25

00:11:16 Текст 25.
dhyānenātmani paśyanti
kecid ātmānam ātmanā
anye sāṅkhyena yogena
karma-yogena cāpare

00:11:19 Одни постигают Верховную Душу посредством медитации, другие – путём развития знания, а третьи – работая без стремления к плодам своего труда.

00:11:55 Комментарий: Господь говорит Арджуне, что обусловленные души можно подразделить на две категории, соответственно их стремлению к самоосознанию. Атеисты, агностики и скептики не способны достичь духовного понимания, но есть и другие люди, которые верят в собственное понимание духовной жизни. Это вдумчивые, верующие, философы и те кто отказались от плодов своего труда.

00:12:26 Те, кто постоянно пытаются обосновать доктрину монизма, также причисляются к атеистам и агностикам. Иными словами, только преданные Всевышнего Господа способны к духовному познанию, ибо они понимают, что над этой материальной природой, существует духовный мир и Верховная Личность Бога, которая проявляется как Параматма во всех живых существах. Конечно, существуют также и люди, стремящиеся постичь Высшую Абсолютную Истину, посредством развития знания. Их можно отнести к категории верующих. Философы школы санкхья, подразделяют этот материальный мир на 24 элемента и двадцать пятым элементом считают индивидуальную душу.

00:13:17 Когда им удастся понять, что природа индивидуальной души трансцендентна по отношению к материальным элементам, они смогут понять, что над индивидуальной душой существует Всевышний Господь. Он является 26 элементом. Таким образом они постепенно приходят к уровню преданного служения в Сознании Кришны. Те, кто действуют отрекаясь от плодов своего труда, также совершенны в своих намерениях. У них есть возможность подняться до уровня преданного служения.

00:13:54 Здесь также утверждается, что есть некоторые люди с чистым сознанием, которые стараются постичь Параматму при помощи медитации, и когда им удаётся её обнаружить, они достигают трансцендентного состояния. Также существуют люди, пытающиеся понять Параматму путём развития знания. А есть и такие, которые занимаются хатха-йогой и подобным ребячеством пытаются удовлетворить Верховную Личность Господа.

Текст 26

00:14:52 Текст 26.
anye tv evam ajānantaḥ
śrutvānyebhya upāsate
te ’pi cātitaranty eva
mṛtyuṁ śruti-parāyaṇāḥ

00:14:55 Есть и такие, которые, хотя и не сведущи в духовном знании, начинают поклоняться Всевышнему Господу, услышав о Нём от других, благодаря своей склонности слушать авторитеты, они также покидают круг рождения и смерти.

00:15:37 Комментарий: Сказанное в этом стихе, имеет непосредственное отношение к современному обществу, поскольку оно фактически не предоставляет никакой возможности для приобретения знания в духовных вопросах. На первый взгляд, некоторые люди могут казаться атеистами, агностиками или философами, но по существу, они не обладают знанием философии. О простых же людях можно сказать, что те из них, которые имеют положительные душевные качества, имеют возможность духовного развития, благодаря тому, что они слушают о Боге.

00:16:19 Этот процесс слушания очень важен. Господь Чайтанья, который проповедовал Сознание Кришны в современном мире особо подчёркивал важность процесса слушания, ибо простой человек, всего лишь слушая о Господе от авторитетных учителей, может совершенствоваться в духовном плане, особенно, если он будет, как говорил Господь Чайтанья, слушать трансцендентные звуки махамантры: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе». Поэтому здесь говорится, что все люди должны воспользоваться возможностью слушать о Боге от реализованных душ и тем самым, постепенно приблизиться к совершенному знанию. В этом случае, они непременно придут к поклонению Всевышнему Господу.

00:17:13 Господь Чайтанья сказал, что в этот век, человеку нет необходимости менять своё положение, но следует отказаться от стремления постичь Абсолютную Истину с помощью умственных спекуляций. Нужно научиться служить тем, кто обладает знанием о Всевышнем Господе. Если человеку повезло найти прибежище у лотосных стоп чистого преданного, узнать от него о самореализации и следовать за ним, то он сам постепенно поднимется до уровня чистого преданного служения.

00:17:48 В данном стихе особенно рекомендуется процесс слушания и подчёркивается его важность. Хотя обычный человек, зачастую не наделён способностями, которые присущи так называемым философам, но если он искренне и с верой будет слушать о Боге от авторитетных учителей, то этот процесс поможет ему покинуть пределы материального существования и вернуться обратно домой, обратно к Богу в свою изначальную обитель.

Текст 27

00:18:55 Текст 27.
yāvat sañjāyate kiñcit
sattvaṁ sthāvara-jaṅgamam
kṣetra-kṣetrajña-saṁyogāt
tad viddhi bharatarṣabha

00:18:59 Всевышний Господь сказал: О лучший из Бхарат, знай, всё что ты видишь в существующем, как движущееся, так и неподвижное является лишь сочетанием поля деятельности и знающего это поле.

00:19:34 Комментарий: В этом стихе даются объяснения сущности материальной природы и живого существа, которые вечны по своей природе. Всякое творение – есть соединение живого существа и материальной энергии. Существует множество неподвижных проявлений, таких как деревья, горы, холмы, а также множество движущихся существ, но все они есть не что иное, как сочетание материальной природы и природы высшей, то есть живого существа. Без соприкосновения с высшей природой, живым существом ничто не может развиваться. Поэтому существуют вечные взаимоотношения между материей и природой и это соединение исходит от Всевышнего Господа.

00:20:27 Таким образом Он властелин, как высшей, так и низшей природы. Материальная природа создана Господом, а высшая природа помещается внутри материальной. Таким образом осуществляется всякая деятельность и происходят все проявления.

00:21:01 Сегодня вы прослушали стихи с 23 по 27, тринадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Природа, наслаждающийся и сознание».

00:21:16 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:21:28 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:21:54 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:22:21 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam