6.19-25 Бог помогает тем, кто помогает себе сам

Радио Кришналока - 17 июля 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:19:22 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 291 | скачано: 648 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:17 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:03 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:34 Глава шестая. Дхьяна-йога.

00:01:39 śrī-bhagavān uvāca
anāśritaḥ karma-phalaṁ
kāryaṁ karma karoti yaḥ
sa sannyāsī ca yogī ca
na niragnir na cākriyaḥ

00:01:56 yaṁ sannyāsam iti prāhur
yogaṁ taṁ viddhi pāṇḍava
na hy asannyasta-saṅkalpo
yogī bhavati kaścana

00:02:09 ārurukṣor muner yogaṁ
karma kāraṇam ucyate
yogārūḍhasya tasyaiva
śamaḥ kāraṇam ucyate

Текст 19

00:03:03 Текст 19.
yathā dīpo nivāta-stho
neṅgate sopamā smṛtā
yogino yata-cittasya
yuñjato yogam ātmanaḥ

00:03:07 Всевышний Господь сказал: «Как пламя светильника, не колеблется в безветренном месте, так и трансценденталист, обуздавший свой ум, всегда остаётся спокоен при медитации на трансцендентном я.»

00:03:37 Комментарий: Человек, пребывающий в Сознании Кришны, всегда находится на трансцендентном уровне. Будучи погружён в размышления о своём обожаемом Господе, он всегда непоколебим, как пламя светильника в безветренном месте.

Стихи с 20 по 23

00:04:18 Стихи с 20 по 23.
yatroparamate cittaṁ
niruddhaṁ yoga-sevayā
yatra caivātmanātmānaṁ
paśyann ātmani tuṣyati
sukham ātyantikaṁ yat tad
buddhi-grāhyam atīndriyam
vetti yatra na caivāyaṁ
sthitaś calati tattvataḥ
yaṁ labdhvā cāparaṁ lābhaṁ
manyate nādhikaṁ tataḥ
yasmin sthito na duḥkhena
guruṇāpi vicālyate
taṁ vidyād duḥkha-saṁyoga-
viyogaṁ yoga-saṁjñitam

00:04:24 «Стадия совершенства называется транс или самадхи, когда ум человека, путём практики йоги, полностью отвлечён от материальной умственной деятельности. Эта стадия совершенства характеризуется способностью осознавать свою сущность чистым разумом и наслаждаться в себе самом.

00:04:51 В этом радостном состоянии, человек испытывает безграничное счастье, ощущаемое через трансцендентные чувства. Утвердившись в этом положении, он никогда не отклоняется от Истины, и достигнув Его, понимает, что нет большего выиграша.

00:05:16 Находясь в этом состоянии, человек никогда не бывает поколеблен даже перед лицом величайших бедствий. Это есть подлинная свобода ото всех страданий, возникающих от соприкосновения с материей.»

00:05:45 Комментарий: Занимаясь йогой, человек постепенно отрешается от материальных воззрений. Это первая характерная черта йоги. После этого человек впадает в транс или самадхи, означающий, что он осознал Параматму, через трансцендентные ум и разум, не отождествляя своё я с Высшим Я.

00:06:12 Методы йоги в большей или меньшей степени основаны на принципах системы Патанджали. Некоторые неправомочные комментаторы пытаются отождествить индивидуальную душу с Параматмой, а монисты полагают, что это и есть освободждение. Но на самом деле они не понимают истинной цели системы йоги Патанджали.

00:06:35 В системе Патанджали говорится о трансцендентном наслаждении, но монисты не признают его, боясь поставить под сомнение теорию единства. Это единство со Всевышним, монисты называют кайвальям, но в соответствии с Патанджали – кайвальям – это внутренняя трансцендентная способность, с помощью которой живое существо осознаёт своё истинное положение.

00:07:04 Господь Чайтанья называет это - чето-дарпана-марджанам, то есть очищение запылённого зеркала ума. Это очищение фактически является освобождением или бхава-маха-давагни-нирвапанам. Теория нирваны также предварительно соответствует этому принципу. «Бхагавад Гита» в этом стихе подтверждает это положение.

00:07:33 После нирваны или прекращения материальных действий, проявляется духовная деятельность или преданное служение Господу в Сознании Кришны. Как говорится в «Бхагаватам» - это есть истинная жизнь живого существа.

00:07:51 Майя или иллюзия – это болезненное состояние духовной жизни. Освобождение от материальной болезни не означает разрушение изначального вечного положения живого существа – Патанджали так же признаёт это. Чит-шакти или трансцендентное наслаждение является истинной жизнью. Это подтверждается и в «Веданта-сутре» (1.1.12) словами: «[ананда-майо 'бхйасат]» - это естественное трансцендентное наслаждение является конечной целью йоги и очень легко достигается с помощью бхакти-йоги – преданного служения Господу. Бхакти-йога будет подробно описываться в седьмой главе «Бхагавад Гиты».

00:08:41 В системе йоги, как это описывалось в данной главе, существует два вида самадхи, называемых сампрагьята-самадхи и асампрагьята-самадхи. Когда человек достигает трансцендентного положения с помощью философских изысканий – это называется сампрагьята-самадхи. В случае же асампрагьята-самадхи – уже не существует никакой связи с мирскими наслаждениями, поскольку человек становится трансцендентным, по отношению ко всякого рода чувственному счастью. Если йог оказался в этом трансцендентном состоянии, он уже не может его утратить. Деятельность йога безуспешна, если он не способен достичь этого состояния.

00:09:29 Современная, так называемая, практика йоги, которая включает в себя различные чувственные наслаждения, несостоятельна. Если йог позволяет себе сексуальные наслаждения и приём одурманивающих средств – это просто насмешка над системой йоги. Даже те йоги, которых привлекают сиддхи – мистические совершенства не стоят на правильном пути. Если йоги стремятся к побочным эффектам занятий йогой, то они не могут достичь высшего совершенства, как это говорится в данном стихе. Поэтому людям, которые занимаются йогой, ради впечатляющих акробатических трюков или демонстрации сиддхи, следует знать, что является истинной целью йоги.

00:10:20 Лучший метод йоги в данную эпоху – это Сознание Кришны, причём этот путь совсем не сложен. Человек в Сознании Кришны, настолько счастлив, что он не стремится ни к чему другому. В этот век деградации, существует много препятствий для практики хатха-йоги или дхьяна-йоги, или гьяна-йоги, но в отношении карма-йоги или преданного служения таких проблем не существует.

00:11:14 Пока существует материальное тело, человеку приходится удовлетворять его потребности, а именно есть, спать, защищаться и совокупляться. Тем не менее, тот кто пребывает в чистой бхакти-йоге или Сознании Кришны, удовлетворяя потребности своего тела, не приводит в возбуждение свои чувства. Он лишь пользуется тем, что необходимо для поддержания жизни, извлекая максимальную выгоду из неудачной сделки и наслаждаясь трансцендентным блаженством в Сознании Кришны. Его мало волнуют случайные происшествия, такие как авария, болезнь, нужда и даже смерть любимого родственника. Но он пребывает в постоянной готовности исполнять свой долг в Сознании Кришны – бхакти-йоге.

00:12:08 Происшествия никогда не отвлекают его от исполнения обязанностей. В «Бхагавад Гите» говорится, что он сохраняет стойкость при всех непредвиденных обстоятельствах, ибо знает, что они преходящи и не затрагивают его обязанностей. Таким образом, этот человек достигает высшего совершенства в практике йоги.

Текст 24

00:12:50 Текст 24.
sa niścayena yoktavyo
yogo ’nirviṇṇa-cetasā
saṅkalpa-prabhavān kāmāṁs
tyaktvā sarvān aśeṣataḥ
manasaivendriya-grāmaṁ
viniyamya samantataḥ

00:12:54 «Человек должен заниматься йогой с решимостью и верой, не отклоняясь с этого пути, он должен отбросить все без исключения материальные желания, порождённые умственными спекуляциями и, таким образом, контролировать умом все чувства во всех их проявлениях.»

00:13:25 Комментарий: Тот кто занимается йогой должен быть полон решимости и терпения, он должен быть уверен в конечном успехе и следовать по этому пути с великим упорством, не отчаиваясь, если достичь цели пока не удаётся. Тому, кто неуклонно практикует йогу, успех обеспечен.

00:13:50 Рупа Госвами говорит: «Занятия бхакти-йогой будут успешны, если человек занимается этим с полным воодушевлением, настойчивостью и решимостью, исполняя предписанные обязанности в обществе преданных и целиком посвятив себя деятельности в гуне благости» - Упадешамрита.

00:14:16 Что касается решимости, то нужно следовать примеру воробьихи, которая потеряла свои яички в волнах океана. Она отложила яйца на берегу, но океанские волны их унесли. Она очень расстроилась и попросила океан вернуть яйца обратно, но океан даже не обратил внимания на её просьбу. Тогда птица решила выпить океан. Она стала черпать воду своим маленьким клювом и все вокруг смеялись над её глупой решимостью. Слух об этом распространился и дошёл до Гаруды – гигантской птицы, носителя Господа Вишну. Гаруда проникся состраданием к своей маленькой сестре и прилетел к ней. Ему очень понравилась решимость маленькой птички, и он пообещал ей помочь.

00:15:19 Гаруда попросил океан вернуть ей яйца, пригрозив, что в случае отказа, он сам займётся тем же, что и птичка. Океан испугался и вернул яйца. Таким образом, милостью Гаруды, птичка вновь обрела счастье. Аналогичное занятие йогой особенно системой бхакти в Сознании Кришны, может показаться тяжёлым делом, но если человек следует принципам с большой решимостью, то Господь несомненно поможет ему, так как Бог помогает тем, кто помогает себе сам.

Текст 25

00:16:17 Текст 25.
śanaiḥ śanair uparamed
buddhyā dhṛti-gṛhītayā
ātma-saṁsthaṁ manaḥ kṛtvā
na kiñcid api cintayet

00:16:20 «Постепенно шаг за шагом, с помощью разума, подкреплённого верой, человек должен войти в состояние транса. Таким образом его ум должен сосредоточиться на душе и не думать ни о чём другом.»

00:16:48 Комментарий: С помощью надлежащей убеждённости и разума, человек должен постепенно прекратить чувственную деятельность. Это называется пратьяхара. Ум, обузданный посредством убеждённости, медитации и прекращение чувственной деятельности, должен пребывать в состоянии транса или самадхи. При этом исчезает какая-либо опасность вновь погрузиться в материалистические представления о жизни.

00:17:21 Иными словами, хотя пока существует материальное тело, человек соприкасается с материей, но тем не менее, он не должен размышлять о чувственных удовольствиях. Нельзя думать ни о каких наслаждениях, помимо наслаждения высшей сущности. Это состояние легко достигается непосредственной практикой Сознания Кришны.

00:17:51 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:18:02 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:18:28 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:18:55 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 29 августа 2017
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 22 сентября 2017