5.18-24 Контроль материальных желаний – залог освобождения

Радио Кришналока - 17 июля 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:19:22 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 415 | скачано: 723 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:17 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:02 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:34 Глава пятая. Карма-йога – деятельность в Сознании Кришны.

00:01:42 arjuna uvāca
sannyāsaṁ karmaṇāṁ kṛṣṇa
punar yogaṁ ca śaṁsasi
yac chreya etayor ekaṁ
tan me brūhi su-niścitam

00:02:00 śrī-bhagavān uvāca
sannyāsaḥ karma-yogaś ca
niḥśreyasa-karāv ubhau
tayos tu karma-sannyāsāt
karma-yogo viśiṣyate

00:02:17 jñeyaḥ sa nitya-sannyāsī
yo na dveṣṭi na kāṅkṣati
nirdvandvo hi mahā-bāho
sukhaṁ bandhāt pramucyate

Текст 18

00:02:58 Текст 18.
ihaiva tair jitaḥ sargo
yeṣāṁ sāmye sthitaṁ manaḥ
nirdoṣaṁ hi samaṁ brahma
tasmād brahmaṇi te sthitāḥ

00:03:02 Всевышний Господь сказал: «Смиренные мудрецы, светом истинного знания, равно видят учёного благородного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда».

00:03:26 Комментарий: Человек в Сознании Кришны не делает различия между разными видами живых существ или же кастами. Брахман и неприкасаемый может быть и отличаются с социальной точки зрения, а собака, корова или слон принадлежат к различным видам живых существ, однако с точки зрения сведущего трансценденталиста, подобные телесные различия не имеют особого смысла.

00:03:58 Такое видение трансценденталиста возникают благодаря связи живых существ со Всевышним Господом, ибо Господь в Своей полной экспансии, в виде Сверхдуши присутствует в сердце каждого. Такое понимание Всевышнего есть истинное знание.

00:04:18 Что же касается тел, в соответствующих представителям разных каст и видов живых существ, то следует отметить, что Господь одинаково милостив ко всем, поскольку Он друг каждого живого существа и в каждом пребывает в виде Параматмы – Верховной Души, независимо от обстоятельств в которых оказалось живое существо. Господь в форме Параматмы, присутствует, как в неприкасаемом, так и в Брахмане, не смотря на то, что тела Брахмана и неприкасаемого различны.

00:04:55 Тела являются материальным продуктом различных гун материальной природы, однако душа и Сверхдуша, присутствующие в теле имеют одни и те же духовные качества. Тем не менее, качественное единство души и Сверхдуши, не делает их равными в количественном отношении, ибо индивидуальная душа пребывает лишь в данном, конкретном теле, тогда как Верховная Душа присутствует во всех телах.

00:05:27 Человек в Сознании Кришны, в полной мере осознаёт это и потому он истинно сведущ и обладает единым видением. Качества души и Верховной Души сходны в том смысле, что у обеих имеется сознание и обе они вечны и полны блаженства. Однако различие между ними определяется тем, что индивидуальная душа осознаёт себя в ограниченных пределах своего тела, тогда как верховная душа осознаёт все тела, присутствуя во всех без исключений.

Текст 19

00:06:19 Текст 19.
ihaiva tair jitaḥ sargo
yeṣāṁ sāmye sthitaṁ manaḥ
nirdoṣaṁ hi samaṁ brahma
tasmād brahmaṇi te sthitāḥ

00:06:22 «Тот, чей ум утвердился в единообразии и равновесии, уже победил рождение и смерть. Он непогрешим, подобно Брахману, и потому он уже пребывает в Брахмане».

00:06:43 Комментарий: Уравновешенность ума, как сказано выше – это признак самоосознания. Того, кто действительно достиг этой стадии, следует считать, победившим материальные условия, в частности – рождение и смерть.

00:07:01 Пока человек отождествляет себя с телом, он считается обусловленной душой, но как только осознав собственную сущность, он поднимается до стадии уравновешенности, он освобождается от обусловленной жизни. Иными словами – он более не подвержен рождению в материальном мире и после смерти сможет достичь небесной обители.

00:07:28 Господь безупречен, ибо у Него нет ни привязанностей, ни ненависти. Точно так же, когда живое существо освобождается от привязанностей и ненависти, оно становится безгрешным и достойным войти в небесную обитель. Такой человек уже считается освобождённым. Признаки этого состояния описаны ниже.

Текст 20

00:08:08 Текст 20.
na prahṛṣyet priyaṁ prāpya
nodvijet prāpya cāpriyam
sthira-buddhir asammūḍho
brahma-vid brahmaṇi sthitaḥ

00:08:11 «Кто не восторгается от хорошего и не скорбит от плохого, кто знает, что он не есть тело и свободен от заблуждений, кто познал науку о Боге, тот уже пребывает в трансцендентном состоянии.»

00:08:35 Комментарий: Здесь приводятся признаки человека, достигшего самореализации. Первый признак состоит в том, что такой человек не обманут ложным отождествлением своего истинного я с этим телом. Он твёрдо знает, что он не есть тело и он является неотъемлемой частью Верховной Личности Бога. Поэтому он не радуется, когда осуществляются его стремления и не скорбит, когда теряет что-либо, связанное с телом.

00:09:10 Такая стойкость ума называется стхира-буддхи или «осознание своей сущности». Таким образом он не попадает в заблуждение, отождествляя своё тело со своей сущностью. Это знание поднимает его до уровня где полностью открывается наука об Абсолютной Истине, а именно Брахмане, Параматме и Бхагаване. Поэтому он в совершенстве осознаёт своё истинное положение и не пытается во всех отношениях стать единым со Всевышним. Это называется постижением Брахмана и самореализацией. Такое стойкое сознание называется Сознанием Кришны.

Текст 21

00:10:08 Текст 21.
bāhya-sparśeṣv asaktātmā
vindaty ātmani yat sukham
sa brahma-yoga-yuktātmā
sukham akṣayam aśnute

00:10:11 «Такого, освобождённого, человека не привлекают материальные чувственные удовольствия, он всегда пребывает в трансе, черпая блаженство внутри себя. Таким образом самореализованная личность наслаждается беспредельным счастьем, ибо она сосредоточена на Всевышнем.»

00:10:41 Комментарий: Шри Ямуначарья – великий преданный Господа говорил: «С тех пор, как я занимаюсь трансцендентным любовным служением Кришне, постоянно черпая в нём всё обновляющееся блаженстве, при одной лишь мысли о половых наслаждениях, мои губы кривятся и я с отвращением сплёвываю».

00:11:08 Человек, занимающийся Брахма-йогой, то есть осознанием Кришны, настолько поглощён любовным служением Господу, что у него пропадает всякий вкус к материальным чувственным удовольствиям.

00:11:23 Наивысшее наслаждение, с точки зрения материального мира – половое. Весь мир вращается вокруг этого и материалист не может действовать, не имея в подсознании подобной мысли. Однако человек, занятый в Сознании Кришны, может работать с большей энергией, обходясь без сексуальных удовольствий, которых он избегает. Это критерий духовной реализации. Духовная реализация и сексуальные наслаждения плохо сочетаются друг с другом. Человек в Сознании Кришны – это освобождённая душа и его совсем не привлекают чувственные удовольствия.

Текст 22

00:12:22 Текст 22.
ye hi saṁsparśa-jā bhogā
duḥkha-yonaya eva te
ādy-antavantaḥ kaunteya
na teṣu ramate budhaḥ

00:12:25 «Разумный человек не соприкасается с источниками страданий, происходящими от взаимодействия с материальными чувствами. О сын Кунти, такие наслаждения имеют начало и конец, поэтому мудрый не находит в них удовольствия.»

00:12:51 Комментарий: Материальные чувственные удовольствия являются следствием соприкосновения с материальными чувствами. Эти чувства временны, ибо временно само тело. Освобождённая душа безразлично относится ко всему непостоянному. На деле испытав трансцендентное наслаждение, как может освобождённая душа склониться к ложным удовольствиям. В «Падма-пуране» говорится: «Йоги черпают безграничное трансцендентное блаженство в абсолютной истине, поэтому Высшая Абсолютная Истина – Личность Бога, именуется также Рама».

00:13:37 В «Шримад Бхагаватам» сказано: «Мои дорогие сыновья, находясь в этой человеческой форме жизни, нет смысла тяжело трудиться ради чувственного удовольствия. Такие удовольствия доступны даже свиньям, поедающим испражнения. Напротив, мы должны вести аскетическую жизнь, для того, чтобы очистить своё существование и наслаждаться безграничным трансцендентным счастьем».

00:14:09 Таким образом истинные йоги и учёные трансценденталисты не прельщаются чувственными удовольствиями, которые служат причиной непрекращающегося материального существования. Чем больше привязанность к материальным наслаждениям, тем сильнее человек запутывается в материальных страданиях.

Текст 23

00:14:46 Текст 23.
śaknotīhaiva yaḥ soḍhuṁ
prāk śarīra-vimokṣaṇāt
kāma-krodhodbhavaṁ vegaṁ
sa yuktaḥ sa sukhī naraḥ

00:14:49 «Если до оставления своего тела, человек способен сдержать побуждения материальных чувств и обуздать желания и гнев, то он хорошо устроен и счастлив в этом материальном мире.»

00:15:13 Комментарий: Тот, кто хочет уверенно продвигаться по пути самореализации, должен стараться управлять побуждениями материальных чувств. Это побуждение – речи, гнева, ума, желудка, гениталиев и языка. Тот кто способен контролировать все эти побуждения а также ум – именуется Госвами или Свами. Такие госвами – ведут строго ограниченную жизнь и полностью воздерживаются от чувственного наслаждения.

00:15:50 Неудовлетворённые материальные желания порождают гнев и таким образом ум, глаза и грудь приходят в возбуждённое состояние, поэтому следует всё время учиться управлять ими, прежде чем покинуть это материальное тело.

00:16:09 Тот, кто способен так поступать, достиг счастливого состояния самореализации. Обязанность трансценденталиста – прилагать все усилия к обузданию желаний и гнева.

Текст 24

00:16:42 Текст 24.
yo ’ntaḥ-sukho ’ntar-ārāmas
tathāntar-jyotir eva yaḥ
sa yogī brahma-nirvāṇaṁ
brahma-bhūto ’dhigacchati

00:16:45 «Тот, кто черпает счастье в себе самом, кто деятелен и наслаждается в себе, кто обращён внутрь себя, является воистину совершенным мистиком. Он освобождён во Всевышнем и в конце концов он достигает Всевышнего.»

00:17:18 Комментарий: Если человек не способен испытывать счастье в себе, разве сможет он отказаться от внешней деятельности, направленной на достижение иллюзорного счастья. Освобождённый человек действительно испытывает счастье. Он может спокойно сидеть в любом месте и наслаждаться жизненной деятельностью внутри себя. Такой освобождённый человек уже не желает внешнего материального счастья. Это состояние называется брахма-бхута, достигнув которого, человек, наверняка, вернётся домой обратно к Богу.

00:18:05 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:18:16 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:18:42 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 23 августа 2017