17.5-13 Пост, питание и жертвоприношения в гунах

Радио Кришналока - 18 июля 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:20:58 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 271 | скачано: 1025 | избрано: 20
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:00:39 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:03 Глава 17. Разновидности веры.

00:01:08 arjuna uvāca
ye śāstra-vidhim utsṛjya
yajante śraddhayānvitāḥ
teṣāṁ niṣṭhā tu kā kṛṣṇa
sattvam āho rajas tamaḥ

00:01:29 śrī-bhagavān uvāca
tri-vidhā bhavati śraddhā
dehināṁ sā svabhāva-jā
sāttvikī rājasī caiva
tāmasī ceti tāṁ śṛṇu

Тексты 5-6

00:02:32 Тексты 5-6.
aśāstra-vihitaṁ ghoraṁ
tapyante ye tapo janāḥ
dambhāhaṅkāra-saṁyuktāḥ
kāma-rāga-balānvitāḥ
karṣayantaḥ śarīra-sthaṁ
bhūta-grāmam acetasaḥ
māṁ caivāntaḥ śarīra-sthaṁ
tān viddhy āsura-niścayān

00:02:36 Всевышний Господь сказал: Кто из гордости и эгоизма налагает на себя суровые аскезы и эпитемии, не упомянутые в писаниях, кто побуждаем вожделением и привязанностью, кто глупо терзает части своего тела и Верховную Душу, находящуюся в нём, является демоном.

00:03:19 Комментарий: Есть люди, изобретающие различные виды аскез и эпитимий, не установленными священными писаниями. Так например, голодание, ради достижения какой либо цели, в частности из политических соображений не упоминается в наставлении священных писаний, которые рекомендуют пост ради духовного прогресса, а не ради каких либо иных целей.

00:03:47 Согласно «Бхагавад Гите», люди, практикующие такие аскезы, безусловно являются демонами. Их действия противоречат писаниям и не служат благу других людей. По существу эти люди руководствуются гордостью, ложным эго, похотью и привязанностью к материальным удовольствиям. Такие действия не только вызывают беспорядок в работе органов тела, образованного из материальных элементов, но также беспокоят Верховную Личность, пребывающую в данном теле.

00:04:24 Такие посты, не рекомендованные авторитетами для достижения политических целей, приносят лишь беспокойство окружающим. О них ничего не говорится в ведической литературе. Иной раз демон полагает, что таким образом он может заставить своих противников действовать в соответствии со своими желаниями. Однако, иногда человек в следствии голодания умирает. Такие действия не одобряются Верховной Личностью и Господь говорит, что совершающие их – демоны.

00:05:01 Такие демонстрации являются оскорблением Верховной Личности Господа, ибо они противоречат ведическим предписаниям. Слово acetasaḥ важно в связи с тем, что люди с нормальным складом ума должны следовать наставлениям священных писаний. Те же, чей ум извращён, действуют вопреки писаниям и пренебрегают ими. Они придумывают собственные методы аскез и эпитимий.

00:05:30 Не нужно забывать, чем кончают демоны. Это описывается в предыдущей главе. Господь вынуждает их рождаться вновь и вновь во чреве демонов, поэтому они будут жизнь за жизнью сохранять свою демоническую природу, не зная о своей связи с Верховной Личностью.

00:05:51 Если однако демону повезёт и он встретится с духовным учителем, способным направить его на путь ведической мудрости, он сможет освободиться из этих оков и в конце концов достичь высшей цели.

Текст 7

00:06:18 Текст 7:
āhāras tv api sarvasya
tri-vidho bhavati priyaḥ
yajñas tapas tathā dānaṁ
teṣāṁ bhedam imaṁ śṛṇu

00:06:20 Также и пища, которую предпочитает каждый человек бывает трёх видов в зависимости от гун материальной природы. То же относится и к жертвоприношениям, аскезам и благотворительности. Теперь выслушай о различии между ними.

00:06:50 Комментарий: В зависимости от обстоятельств и гун материальной природы, человек по разному питается, приносит жертвы, проходит через аскезу и занимается благотворительностью. Всё это может осуществляться на различных уровнях.

00:07:08 Сумевший аналитическим путём понять в рамках каких гун осуществляются определённые действия, поистине мудр. Тот же, кто думает, что все типы жертвоприношений, пища или благотворительность находятся на одном уровне, неразборчив и глуп.

00:07:28 Некоторые миссионеры утверждают, что можно делать что угодно и достигнуть совершенства. Эти неразумные наставники действуют вопреки наставлениям писаний. Они изобретают свои собственные пути и сбивают людей с толку.

Текст 8

00:07:57 Текст 8:
āyuḥ-sattva-balārogya-
sukha-prīti-vivardhanāḥ
rasyāḥ snigdhāḥ sthirā hṛdyā
āhārāḥ sāttvika-priyāḥ

00:08:01 Пища сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу дорога тем, кто находится в гуне благости. Такая пища увеличивает продолжительность жизни, очищает существование и даёт силу, здоровье, счастье и удовлетворение.

Текст 9

00:08:36 Текст 9:
kaṭv-amla-lavaṇāty-uṣṇa-
tīkṣṇa-rūkṣa-vidāhinaḥ
āhārā rājasasyeṣṭā
duḥkha-śokāmaya-pradāḥ

00:08:38 Пища слишком горькая, слишком кислая, солёная, пряная, острая, сухая и горячая дорога тем, кто находится в гуне страсти. Такая пища вызывает страдания, несчастья и болезнь.

Текст 10

00:09:03 Текст 10:
yāta-yāmaṁ gata-rasaṁ
pūti paryuṣitaṁ ca yat
ucchiṣṭam api cāmedhyaṁ
bhojanaṁ tāmasa-priyam

00:09:06 Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, разложившаяся и испорченная, состоящая из остатков и непригодных продуктов, приятна тем, кто находится в гуне тьмы.

Пища в гуне благости

00:09:39 Комментарий: Цель пищи – увеличить продолжительность жизни, очистить ум и дать физическую силу. В этом её единственное предназначение. В прошлом великие авторитеты выбирали такие виды пищи, которые наиболее полезны для здоровья и увеличивают продолжительность жизни. А именно: молочные продукты, сахар, рис, пшеницу, фрукты и овощи. Такая пища очень нравится людям, пребывающим в гуне благости.

00:10:14 Некоторая пища, как например, печёная кукуруза и чёрная патока, не очень вкусны сами по себе, однако их можно улучшить, добавив молоко и другие продукты. В этом случае она приобретает качества благости. Эта пища чиста по своей природе и очень отличается от таких отвратительных продуктов, как мясо или алкоголь.

00:10:40 Маслянистая пища упомянутая в 8 стихе, не включает в свой состав жир, получаемый в результате убиения животных. Животный жир присутствует в молоке, которое является самым удивительным видом пищи. Молоко, масло, сыр и подобные продукты обеспечивают животным жиром, исключая всякую необходимость убивать невинные существа.

00:11:08 Уничтожение животных продолжается лишь в следствии жестокости современного человека. Цивилизованный метод получения необходимого жира, состоит в употреблении молока. Убийство естественно лишь для тех форм жизни, которые стоят ниже человеческой. Белок в больших количествах можно получить также из гороха, дала, цельного зерна и так далее.

Пища в гуне страсти

00:12:00 Пища соответствующая гуне страсти горькая, чересчур солёная, слишком острая или с чрезмерным количеством красного перца вызывает недомогания, уменьшая количество слизи в желудке и приводит к болезням.

Пища в гуне невежества

00:12:17 Пища в гуне невежества или тьмы в основном несвежая. Любая пища, приготовленная более чем за три часа до еды исключая прасад – пищу предложенную Господу относится к гуне тьмы. Разлагаясь, такая пища испускает дурной запах, привлекательный для людей, пребывающих в данной гуне, но отвратительный для того, кто находится в гуне благости.

00:12:45 Остатки пищи можно есть только в том случае, если они часть предложенного Всевышнему Господу или если её ели святые люди, в особенности духовный учитель. В противном случае остатки пищи, считаются принадлежащими гуне невежества и лишь способствуют заражению организма и болезням. Не смотря на то, что такая пища кажется людям в гуне тьмы очень вкусной, она отвратительна для пребывающих в гуне благости. Они даже не прикасаются к ней.

Прасад

00:13:21 Лучшей пищей являются остатки предложенной Верховной Личности Бога. В «Бхагавад Гите» Всевышний Господь говорит, что Он принимает пищу, приготовленную из овощей, муки, молока, если она предлагается с любовью и преданностью: «[Patraṁ puṣpaṁ phalaṁ toyam]». Несомненно, что любовь и преданность основное, что принимает Верховная Личность.

00:13:48 Известно также, что прасадан должен быть приготовлен особым образом. Можно есть любую пищу, приготовленную согласно наставлениям писаний и предложенную Верховной Личности, даже если она приготовлена очень давно, ибо эта пища трансцендентна. Таким образом, чтобы сделать пищу чистой, съедобной и вкусной для всех людей, нужно предложить её Верховной Личности Господа.

Текст 11

00:14:50 Текст 11:
aphalākāṅkṣibhir yajño
vidhi-diṣṭo ya ijyate
yaṣṭavyam eveti manaḥ
samādhāya sa sāttvikaḥ

00:14:53 Жертвоприношение, совершаемое в соответствии с наставлениями писаний из чувства долга и теми, кто не стремится к награде, находится в гуне благости.

00:15:27 Комментарий: В большинстве случаев жертвоприношения совершаются в расчёте на какую-то выгоду, однако здесь говорится, что при этом не следует иметь подобных желаний. Жертвоприношения нужно совершать из чувства долга.

00:15:46 Возьмём, к примеру, обряды в храмах и церквях. Обычно они совершаются ради достижения некоторого материального блага, однако такие обряды не относятся к гуне благости. Нужно ходить в храм или церковь, повинуясь долгу, выражать почтение Верховной Личности Господа и предлагать Ему цветы и пищу.

00:16:10 Все думают, что бессмысленно идти в храм только для того, чтобы поклоняться Господу, тем не менее, священные писания не рекомендуют поклоняться Господу ради получения материальных благ. В храм следует направляться, чтобы выразить уважение Личности Бога. Это поднимет человека до гуны благости. Долг каждого цивилизованного человека – следовать наставлениям писаний и склоняться в почтении перед Верховной Личностью.

Текст 12

00:16:53 Текст 12.
abhisandhāya tu phalaṁ
dambhārtham api caiva yat
ijyate bharata-śreṣṭha
taṁ yajñaṁ viddhi rājasam

00:16:56 О лучший из Бхарат, знай, что жертвоприношение, совершённое ради какой-либо материальной выгоды или из гордости находится в гуне страсти.

00:17:23 Комментарий: Иногда жертвоприношения и обряды совершаются для достижения небесного царства или ради материальной выгоды в этом мире. Такие жертвоприношения или обряды считаются находящимися в гуне страсти.

Текст 13

00:17:52 Текст 13.
vidhi-hīnam asṛṣṭānnaṁ
mantra-hīnam adakṣiṇam
śraddhā-virahitaṁ yajñaṁ
tāmasaṁ paricakṣate

00:17:55 Любое жертвоприношение, исполненное без соблюдения священных предписаний, без раздачи духовной пищи, без пения Ведических гимнов, без веры и без вознаграждения священников, относятся к гуне невежества.

00:18:27 Комментарий: Вера в гуне тьмы или невежества – по существу является безверьем. Иногда люди поклоняются какому-нибудь полубогу, только для того, чтобы заработать деньги и истратить их на развлечения, оставляя без внимания наставления священных писаний. Подобная показная религиозность не принимается как истинная и относится к гуне тьмы. Такие жертвоприношения способствуют развитию демонического склада ума и не являются благом для человеческого общества.

00:19:18 Сегодня вы прослушали стихи с 5 по 13, семнадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Разновидности веры».

00:19:31 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:19:43 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:20:09 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:20:37 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 09 декабря 2017