16.1-3 Божественные натуры

Радио Кришналока - 18 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:18:22 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 385 | скачано: 1430 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:00:39 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:04 Глава шестнадцатая. Божественные и демонические натуры.

00:01:11 śrī-bhagavān uvāca
abhayaṁ sattva-saṁśuddhir
jñāna-yoga-vyavasthitiḥ
dānaṁ damaś ca yajñaś ca
svādhyāyas tapa ārjavam

00:01:31 ahiṁsā satyam akrodhas
tyāgaḥ śāntir apaiśunam
dayā bhūteṣv aloluptvaṁ
mārdavaṁ hrīr acāpalam

00:01:47 tejaḥ kṣamā dhṛtiḥ śaucam
adroho nāti-mānitā
bhavanti sampadaṁ daivīm
abhijātasya bhārata

Тексты с 1 по 3

00:02:45 Текст с 1 по 3.
श्रीभगवानुवाच
अभयं सत्त्वसंश‍ुद्धिर्ज्ञानयोगव्यवस्थिति: ।
दानं दमश्च यज्ञश्च स्वाध्यायस्तप आर्जवम् ॥ १ ॥
अहिंसा सत्यमक्रोधस्त्याग: शान्तिरपैश‍ुनम् ।
दया भूतेष्वलोलुप्‍त्वं मार्दवं ह्रीरचापलम् ॥ २ ॥
तेज: क्षमा धृति: शौचमद्रोहो नातिमानिता ।
भवन्ति सम्पदं दैवीमभिजातस्य भारत ॥ ३ ॥

śrī-bhagavān uvāca
abhayaṁ sattva-saṁśuddhir
jñāna-yoga-vyavasthitiḥ
dānaṁ damaś ca yajñaś ca
svādhyāyas tapa ārjavam
ahiṁsā satyam akrodhas
tyāgaḥ śāntir apaiśunam
dayā bhūteṣv aloluptvaṁ
mārdavaṁ hrīr acāpalam
tejaḥ kṣamā dhṛtiḥ śaucam
adroho nāti-mānitā
bhavanti sampadaṁ daivīm
abhijātasya bhārata

00:02:49 Верховная Личность Бога сказал: Бесстрашие, очищение своего существования, развитие духовного знания, благотворительность, самообладание, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, ненасилие, правдивость, свобода от гнева, самоотречение, спокойствие, нежелание искать недостатки в других, сострадание ко всем живым существам, свобода от алчности, благородство, скромность, стойкая решимость, энергичность, всепрощение, сила духа, чистота, свобода от зависти и от стремления к славе – все эти трансцендентные качества, о потомок Бхараты присущи праведным людям, наделённым божественной природой.

00:04:22 Комментарий: В начале 15 главы описывалось дерево баньян, олицетворяющее этот материальный мир. Боковые корни произрастающие из него, сравниваются с поступками живых существ – благоприятными и неблагоприятными. В 9 главе говорилось также о дэвах – существах божественной природы и об асурах – неверующих или демонах. Согласно Ведическим писаниям, деятельность в гуне добродетели считается благоприятной для прогресса на пути освобождения. Она называется дайви-пракрити, имеющая трансцендентную природу. Обладающие трансцендентной природой идут к освобождению. С другой стороны, те кто действуют в гунах страсти и невежества не имеют возможности освободиться.

00:05:18 В результате они или останутся в этом мире человеческими существами или опустятся на уровень животных, или на ещё более низкие уровни жизни. В 16 главе Господь объясняет трансцендентную природу и соответствующие ей качества, а также природу демоническую и качества сопутствующие ей. Он поясняет также преимущества и недостатки этих качеств. Рождение ребёнка в атмосфере праведности, называется в Ведических Шастрах – гарбхадхана-самскара. Если родители хотят, чтобы их ребёнок был наделён благочестивыми свойствами, им надлежит следовать десяти принципам, рекомендованным для общественной жизни человеческих существ.

00:06:07 Как мы уже знаем из «Бхагавад Гиты», половые отношения ради рождения хорошего ребёнка – это Сам Кришна. Половая жизнь не осуждается, при условии, что она согласовывается с принципами Сознания Кришны. Находящиеся в Сознании Кришны, не должны по крайней мере зачинать детей подобно кошкам и собакам. Им следует поступать так, чтобы после рождения их дети обрели Сознание Кришны. В этом особое преимущество тех, кто родился от отца и матери, полностью пребывающих в Сознании Кришны.

00:06:46 Социальное устройство, называемое варнашрама-дхарма, и включающее в себя 4 ступени духовной жизни и 4 касты, не предназначено для разделения человеческого общества по признаку рождения. Это разделение определяется уровнем образования людей. Оно предназначено для поддержания в обществе мира и процветания. Качества, о которых говорится здесь, имеют трансцендентный характер и помогают человеку прогрессировать в духовном осознании, чтобы он мог освободиться от этого материального мира.

00:07:55 В системе варнашрама, саньяси или люди, ведущие отречённый образ жизни, должны быть духовными наставниками всех социальных укладов. Брахман считается духовным наставником трёх других каст, а именно: кшатриев, вайшьей и шудр. Но саньяси, находящиеся над этими кастами, считается духовным наставником всех, включая брахманов. Важнейшее качество саньяси – бесстрашие, поскольку саньяси должен жить один, без какой-либо поддержки или её гарантии, просто завися от милости Верховной Личности Господа. Но если саньяси думает: «Кто же будет меня защищать, если я разорву все связи?», то он не должен принимать отречённый образ жизни. Необходимо иметь твёрдую веру в то, что Кришна, Верховная Личность Господа, в Своём локализованном аспекте, Параматмы, всегда находится внутри, всегда видит и знает всё, что человек собирается делать. Поэтому нужно иметь твёрдую уверенность в том, что Кришна, как Параматма, позаботится о душе, предавшейся Ему.

00:09:12 Он должен думать: «Я никогда не останусь один, даже если я буду жить в самом дремучем лесу, я всегда буду с Кришной, Он всегда защитит меня». Эта вера называется абхайам – бесстрашие. Такое настроение необходимо для человека, принявшего отречённый образ жизни. Затем ему следует очистить своё существование. Есть много правил и регулирующих принципов, которым необходимо следовать в отречённом образе жизни. Самое важное из них – это строгий запрет на близкие отношения с женщинами. Такому человеку запрещается даже разговаривать с женщиной в уединённом месте. Господь Чайтанья был идеальным саньяси, но когда он был в Джаганатхапури, женщины не могли даже близко подойти к нему, чтобы выразить ему своё почтение. Им предлагалось кланяться на некотором расстоянии. Это не признак ненависти к женщинам, но таковы строгие правила поведения саньяси, запрещающие близкие отношения с ними.

00:10:28 Чтобы очистить своё существование, необходимо следовать правилам и предписаниям соответствующего уклада жизни. Не смотря на то, что Господь Чайтанья считается наиболее великодушным воплощением Господа, принимавшим самых падших среди обусловленных душ, в жизни саньяси он строго следовал всем правилам и предписаниям, определяющим отношения с женщинами. Один из близких сподвижников Господа Чайтаньи – Чхота Харидаса, принадлежал к тесному кругу его близких друзей и учеников, но случилось так, что Чхота Харидаса посмотрел с вожделением на молодую женщину и Господь Чайтанья был настолько строг, что тут же лишил его права находиться среди своих приближённых.

00:11:20 Господь Чайтанья сказал: «Для саньяси и даже для любого, кто пытается разорвать путы материальной природы и подняться до духовного уровня, и вернуться домой обратно к Богу, стремление к богатству или к женщинам ради чувственного наслаждения, даже просто взгляд в их сторону с подобным желанием предосудителен. Такому человеку лучше покончить с собой, чем ощущать в себе подобные запретные желания. Таков путь очищения».

00:12:18 Следующий пункт – это развитие знания. Жизнь саньяси предназначена для распространения знания среди домохозяев и других людей, забывших о своей истинной жизни, посвящённой духовному прогрессу. Саньяси должен жить подаянием, ходя от дома к дому, однако это не означает, что он нищий. Смирение также одно из качеств человека, находящегося на трансцендентном уровне. И в силу истинного смирения, саньяси ходит от двери к двери, не столько ради милостыни, столько ради того, чтобы, общаясь с грихастхами, пробудить их Сознание Кришны. В этом заключается обязанность саньяси. Если он действительно находится на высокой ступени духовного развития и духовный учитель дал ему такое наставление, он должен проповедовать Сознание Кришны, руководствуясь логикой и разумом. Если же он не достиг такого уровня, ему не следует принимать отречённый образ жизни.

00:13:24 Но, если он без достаточного основания, всё же принял отречённый образ жизни, ему необходимо слушать наставления духовного учителя для развития своего знания и не заниматься ничем другим. Саньяси или человек принявший отречённый образ жизни, должен обладать бесстрашием, чистотой и знанием.

00:14:02 Следующим моментом является благотворительная деятельность. Она предназначена для грихастх – домохозяев. Они должны зарабатывать на жизнь достойным образом и тратить 50% своего дохода на распространение Сознания Кришны во всём мире, то есть им следует делать пожертвования тем, кто заняты на этом поприще. Благотворительная деятельность должна вестись в верном направлении. Как будет объясняться далее, имеются различные виды благотворительности – в гунах благости, страсти или невежества. Благотворительность в гуне благости рекомендуется в писаниях, чего нельзя сказать о той, что совершается в гунах страсти или невежества. Поскольку это лишь напрасная трата денег.

00:14:53 Материальную поддержку следует оказывать только распространению по всему миру Сознание Кришны. Такая благотворительная деятельность несомненно относится к гуне благости. Что касается дама – владение собой, то оно необходимо для всех подразделений общества, основанного на религиозных принципах, но в особенности это качество должно быть присуще грихастхам. Не смотря на то, что у грихастх есть жена, его половая жизнь также должна вестись с ограничениями, а именно – только ради зачатия ребёнка. Если грихастха не хочет иметь детей, он не должен вступать в половые отношения с женой.

00:15:37 Современное общество наслаждается половой жизнью, используя противозачаточные средства или ещё более отвратительные методы, для того, чтобы избежать ответственности, которую приносят собой дети. Это не трансцендентное качество, а демоническое. Если кто-либо, даже будучи грихастхой, стремится к духовному прогрессу, ему необходимо контролировать свою половую жизнь и не следует производить на свет детей, не руководствуясь целью служения Кришне.

00:16:09 Если человек имеет возможность воспитать ребёнка в Сознании Кришны, то он может произвести сотни детей, но не обладая такой возможностью, он не должен вступать в половые отношения просто потворствуя своим чувствам.

00:16:39 Сегодня вы прослушали стихи с первого по третий, шестнадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Божественные и демонические натуры».

00:16:53 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:17:05 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:17:31 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:17:59 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 07 December 2017