6.7-14 Конечная цель йоги и медитации

Радио Кришналока - 17 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:23:42 | качество: mp3 32kB/s 5 Mb | прослушано: 1082 | скачано: 1857 | избрано: 58
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:17 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:03 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:33 Глава шестая. Дхьяна-йога.

00:01:37 [shast’o djaiaha]
śrī-bhagavān uvāca
anāśritaḥ karma-phalaṁ
kāryaṁ karma karoti yaḥ
sa sannyāsī ca yogī ca
na niragnir na cākriyaḥ

00:01:54 yaṁ sannyāsam iti prāhur
yogaṁ taṁ viddhi pāṇḍava
na hy asannyasta-saṅkalpo
yogī bhavati kaścana

00:02:08 ārurukṣor muner yogaṁ
karma kāraṇam ucyate
yogārūḍhasya tasyaiva
śamaḥ kāraṇam ucyate

Текст 7

00:02:53 Текст 7.
jitātmanaḥ praśāntasya
paramātmā samāhitaḥ
śītoṣṇa-sukha-duḥkheṣu
tathā mānāpamānayoḥ

00:02:56 Всевышний Господь сказал: «Для того, кто победил свой ум, Верховная Душа уже достигнута, ибо он обрёл спокойствие. Для такого человека счастье и несчастье, тепло и холод, честь и бесчестие – всё одно.»

00:03:31 Комментарий: Каждое живое существо, по своему предназначению, должно жить в соответствии с волей Всевышнего Господа, который пребывает в сердце в виде Параматмы.

00:03:46 Когда ум, введён в заблуждение внешней иллюзорной энергией, человек вовлекается в материальную деятельность, поэтому, когда ум контролируется с помощью определённой системы йоги, то человек уже достиг своего предназначения, поэтому каждый должен жить в согласии с высшими наставлениями. Когда ум человека сосредоточен на высшей природе, у него не остаётся иного выбора, кроме как следовать указаниям Всевышнего.

00:04:20 Ум, должен принять некое высшее руководство и ему следовать. В результате контроля своего ума, человек естественно будет следовать указаниям Параматмы – Верховной Души. Так как человек в Сознании Кришны сразу достигает этого трансцендентного состояния, то преданный не подвержен влиянию двойственности материального существования – горю и радости, жаре и холоду и так далее. Это означает практическое достижение состояния самадхи, то есть полного погружения во Всевышнего.

Текст 8

00:05:24 Текст 8.
jñāna-vijñāna-tṛptātmā
kūṭa-stho vijitendriyaḥ
yukta ity ucyate yogī
sama-loṣṭrāśma-kāñcanaḥ

00:05:27 «Человек считается йогом, достигшим самоосознания, когда он полностью удовлетворён, благодаря обретённому знанию и реализации. Такой человек находится в трансцендентном состоянии и полностью владеет собой. Он видит всё, будь то гальку, камень или золото, как одно.»

00:06:04 Комментарий: Книжное знание, без постижения высшей истины, бесполезно – это утверждается в следующем стихе: «Никто не в состоянии понять трансцендентную природу имени, формы, качества и развлечений Господа Кришны, посредством своих, материально загрязнённых, чувств. Только после того, как человек духовно насыщается трансцендентным служением Господу, имя, форма, качества и игры Господа раскрываются ему» - «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.234).

00:06:47 «Бхагавад Гита» - это учение о Сознании Кришны. Никто не может обрести такое сознание, просто будучи сведущим в мирской науке. Это удаётся только тем счастливым людям, которые могут общаться с личностью, обладающей чистым сознанием.

00:07:09 Человек в Сознании Кришны обретает знание по милости Кришны, ибо он находит удовлетворение в чистом преданном служении. Благодаря этому знанию, человек достигает совершенства. Он твёрд в своих воззрениях, тогда как тот, кто имеет обычные академические знания легко сбивается с толку и обманывается кажущимися противоречиями.

00:07:39 Тот, кто достиг самоосознания, действительно владеет собой ибо он полностью предался воле Кришны. Такой человек трансцендентен, так как он не имеет никакого отношения к мирской учёности. Для него мирская наука и умственные спекуляции представляют не больше ценности, чем галька или камни, тогда как другие, приравнивают их к золоту.

Текст 9

00:08:30 Текст 9.
suhṛn-mitrāry-udāsīna-
madhyastha-dveṣya-bandhuṣu
sādhuṣv api ca pāpeṣu
sama-buddhir viśiṣyate

00:08:33 «Человек считается ещё более духовно продвинут, если он одинаково смотрит на честных благожелателей и любящих благодетелей, безучастных посредников и завистников, друзей и врагов, грешников и праведников.»

Текст 10

00:09:08 Текст 10.
yogī yuñjīta satatam
ātmānaṁ rahasi sthitaḥ
ekākī yata-cittātmā
nirāśīr aparigrahaḥ

00:09:11 «Трансценденталист должен постоянно вовлекать своё тело, ум и душу, во взаимоотношения со Всевышним. Он должен жить один в уединённом месте и тщательно контролировать свой ум. Он должен освободиться от желаний и чувства собственности.»

00:09:43 Комментарий: Постижение Кришны происходит на различных уровнях: на уровне Брахмана, Параматмы и Верховной Личности Бога. Сознание Кришны – означает «постоянное любовное служение Господу», но те, кого привлекает безличный Брахман или локализованная Параматма, также частично осознали Кришну, потому что безличный Брахман является духовным светом Кришны, а Параматма – это всепроникающе, частичное воплощение Кришны. Таким образом имперсоналист, а также занимающий медитацией, косвенным образом сознают Кришну.

00:10:31 Человек, находящийся непосредственно в Сознании Кришны, является наивысшим трансценденталистом, потому что такой преданный знает, что подразумевается под Брахманом или Параматмой. Его знание Абсолютной Истины, совершенно, в то время, как имперсоналист и йог, занимающиеся медитацией, обладают несовершенным Сознанием Кришны. Тем не менее, всем таким людям, даётся наставление постоянно стремиться к стоящим перед ними целям для того, чтобы рано или поздно прийти к высшему совершенству.

00:11:11 Первым делом трансценденталист должен всегда сосредотачивать свой ум на Кришне, непрерывно думать о Нём, не забывая ни на мгновение. Концентрация ума на Всевышнем, называется трансом или самадхи.

00:11:29 Для того, чтобы сосредоточить ум, нужно оставаться в уединённом месте и избегать возбуждающего действия внешних объектов. Нужно особенно тщательно избегать всех неблагоприятных условий, которые могут повлиять на процесс самореализации и принимать благоприятные. Человек должен с полной решимостью отказаться от ненужных материальных предметов, которые его сковывают, вызывая в нём чувство собственности.

00:12:03 Все эти совершенства и меры предосторожности осуществляются в полной мере. Когда человек непосредственно обращается к Сознанию Кришны, ибо непосредственное Сознание Кришны означает самоотречение, при котором почти нет возможности возникновения чувства материальной собственности.

00:12:24 Шрила Рупа Госвами характеризует Сознание Кришны следующим образом: «Если человек ни к чему не имеет привязанности, но в то же время принимает всё, что имеет отношение к Кришне, то он поднимается над чувством собственности, с другой стороны отречение того, кто отвергает всё, не зная о его связи с Кришной, не так полно» - «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.255 - 256).

00:12:54 Человек, находящийся в Сознании Кришны, ясно понимает, что всё принадлежит Кришне и, таким образом, он всегда свободен от чувства личной собственности. Он не домогается чего-либо для своих личных целей. Он умеет принимать то, что полезно для Сознания Кришны и отвергать то, что неблагоприятно для Него. Он всегда в стороне от материального, так как пребывает на трансцендентном уровне, и всегда одинок, так как не имеет общих интересов с людьми, не находящимися в Сознании Кришны. Поэтому человек в Сознании Кришны является совершенным йогом.

Текст 11-12

00:14:00 Текст 11-12.
śucau deśe pratiṣṭhāpya
sthiram āsanam ātmanaḥ
nāty-ucchritaṁ nāti-nīcaṁ
cailājina-kuśottaram
tatraikāgraṁ manaḥ kṛtvā
yata-cittendriya-kriyaḥ
upaviśyāsane yuñjyād
yogam ātma-viśuddhaye

00:14:04 «Для занятий йогой, необходимо удалиться в уединённое место, постелить на землю траву куша и накрыть её шкурой оленя и мягкой одеждой. Сидение не должно быть ни слишком высоким, ни слишком низким и находиться в священном месте. Йог должен занять устойчивое положение и погрузиться в йогу, очищая сердце, путём контроля ума, чувств и деятельности, и концентрируясь на одной точке.»

00:14:51 Комментарий: Священное место означает «место паломничества». В Индии йоги, трансценденталисты и преданные Господа покидают дом и поселяются в священных местах, таких как Праяг, Матхура, Вриндаван, Ришикеш, Харидвар и в уединении практикуют йогу, там где текут священные реки Ганга и Ямуна. Но часто это невозможно, особенно для западных людей. Так называемые, общества йоги, в больших городах, может быть приносят пользу в материальном плане, но они не пригодны для настоящей практики йоги. Тот, кто не контролирует себя и чей ум беспокоен, не может заниматься медитацией.

00:15:45 Поэтому в «Брихан-нарадия-пуране» говорится, что в Кали-югу, настоящую эпоху, когда люди живут не долго, медленно развиваются в духовном плане и всегда пребывают в тревоге, лучшим средством для духовной реализации, является воспевание святых имён Господа:
«харер нама харер нама
харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва
настй эва гатир анйатха
» -
«Воспевание святого имени Господа – это единственное средство освобождения в этом тёмный век вражды и лицемерия. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути».

Текст 13-14

00:16:49 Текст 13-14.
samaṁ kāya-śiro-grīvaṁ
dhārayann acalaṁ sthiraḥ
samprekṣya nāsikāgraṁ svaṁ
diśaś cānavalokayan
praśāntātmā vigata-bhīr
brahmacāri-vrate sthitaḥ
manaḥ saṁyamya mac-citto
yukta āsīta mat-paraḥ

00:16:53 «Занимаясь йогой, следует держать туловище, шею и голову вертикально на одной линии, устремив взгляд на кончик носа, таким образом, контролируя ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни нужно сосредоточиться на Мне, находящимся в сердце и сделать Меня высшей целью своей жизни.»

00:17:31 Комментарий: Цель жизни – познать Кришну, который присутствует в сердце каждого живого существа, как Параматма, четырёхрукая форма Вишну. Система йоги предназначена для того, чтобы увидеть эту локализованную форму Вишну и ни для какой иной цели. Локализованный Вишну-мурти – это полностью воплощение Кришны, пребывающий в сердце каждого. Тот, кто не ставит перед собой цель осознать Вишну-мурти занимается бессмысленной пародией на йогу и конечно же попусту тратит своё время. Кришна – высшая цель жизни, а Вишну-мурти, находящийся в сердце – цель практики йоги.

00:18:21 Для того чтобы осознать Вишну-мурти в сердце, нужно соблюдать полное воздержание в половой жизни, поэтому надо покинуть дом и жить одному в уединённом месте, сидя в описанной выше позе. Нельзя стать настоящим йогом, ежедневно наслаждаясь половой жизнью дома или где-то ещё и просто посещая занятия по йоге. Нужно научиться управлять умом и избегать всех видов чувственных наслаждений, главным из которых является секс.

00:18:57 В правилах о воздержании, написанных великим мудрецом Ягьявалкьей говорится: «Обет брахмачари предназначен для того, чтобы помочь человеку полностью воздержаться от потворствовании похоти в действиях, речи и мыслях, во всякое время, при всех обстоятельствах и во всех местах».

00:19:21 Никто не может правильно заниматься йогой, позволяя себе половые наслаждения. Поэтому брахмачари воспитывают с детства, когда человек ещё не знаком с этой стороной жизни. Детей в пятилетнем возрасте посылают в гурукулу или дом духовного учителя и учитель учит маленьких мальчиков строгой дисциплине брахмачари. Без такой практики не может быть прогресса ни в какой системе йоги, будь то бхакти, гьяна или дхьяна-йога.

00:19:59 Тем не менее того, кто следует правилам и предписаниям семейной жизни, имея половые отношения только со своей женой, в установленных рамках также называют брахмачари. Такой воздержанный семьянин может быть принят в школу бхакти, однако в школу гьяны или дхьяны его не допустят, так как там требуется полное воздержание без всяких компромиссов.

00:20:27 В школе бхакти – семьянину брахмачари позволяется контролируемая половая жизнь, поскольку сила бхакти-йоги настолько велика, что человек автоматически теряет половое влечение, будучи занят высшим служением Господу.

00:20:46 В «Бхагавад Гите» во второй главе 59 стихе говорится: «В то время как другие йоги должны насильно ограничивать себя в удовлетворении чувств, у преданных Господа это получается автоматически, благодаря обретённому вкусу к более высоким наслаждениям, только преданным знаком этот высший вкус».

00:21:15 Человек не может быть бесстрашным, пока он полностью не обретёт Сознание Кришны. Обусловленная душа испытывает страх из-за того, что память её нарушена, поскольку она забыла о своей вечной связи с Кришной. В «Шримад Бхагаватам» (11.2.37) говорится: «Сознание Кришны – это единственная основа бесстрашия, поэтому для человека в Сознании Кришны, возможна совершенная йога и поскольку конечная цель занятий йогой – увидеть Господа внутри себя, то человек в Сознании Кришны – это лучший из всех йогов».

00:22:00 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:22:13 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:22:38 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:23:06 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 27 August 2017
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 21 September 2017