4.25-28 Различные виды жертвоприношений

Радио Кришналока - 17 июля 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:18:16 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 358 | скачано: 712 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:20 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:07 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:39 Глава четвёртая. Трансцендентное знание.

00:01:44 śrī-bhagavān uvāca
imaṁ vivasvate yogaṁ
proktavān aham avyayam
vivasvān manave prāha
manur ikṣvākave ’bravīt

00:02:02 evaṁ paramparā-prāptam
imaṁ rājarṣayo viduḥ
sa kāleneha mahatā
yogo naṣṭaḥ paran-tapa

00:02:16 sa evāyaṁ mayā te ’dya
yogaḥ proktaḥ purātanaḥ
bhakto ’si me sakhā ceti
rahasyaṁ hy etad uttamam

Текст 25

00:02:53 Текст 25.
daivam evāpare yajñaṁ
yoginaḥ paryupāsate
brahmāgnāv apare yajñaṁ
yajñenaivopajuhvati

00:02:57 Всевышний Господь сказал: «Некоторые йоги безупречно поклоняются полубогам, предлагая им различные жертвоприношения, а иные приносят жертвы на огне Высшего Брахмана».

00:03:24 Комментарий: Как описывалось выше, тот кто занят выполнением обязанностей в Сознании Кришны, называется совершенным йогом или первоклассным мистиком. Но существуют и другие, совершающие жертвоприношения полубогам, а также поклоняющиеся Высшему Брахману - Имперсональному аспекту Верховного Господа.

00:03:50 Есть различного рода жертвоприношения, относящиеся к разным категориям. Они выполняются разного рода людьми, но по сути отличаются лишь внешне. На самом деле любая жертва, предназначена для удовлетворения Всевышнего Господа Вишну, который также известен под именем Ягьи.

00:04:15 Все эти различные виды жертвоприношений, можно разделить на две основные группы, а именно – принесение в жертву материальных благ и жертвоприношения ради обретения трансцендентного знания. Находящиеся в Сознании Кришны, жертвуют всем материальным ради удовлетворения Всевышнего Господа, тогда как другие, желающие временного материального счастья жертвуют своей собственностью, чтобы удовлетворить таких полубогов, как Индра, бог Солнца и так далее. Другие имперсоналисты жертвуют своей индивидуальностью, растворяясь в безличном Брахмане.

00:05:00 Полубоги являются могущественными материальными существами, предназначенными Всевышним Господом для поддержания и управления всеми материальными функциями, такими как обеспечение теплом, орошение и освещение вселенной.

00:05:18 Те, кто интересуются материальными благами, поклоняются полубогам через различные жертвоприношения в соответствии с Ведическими ритуалами. Их называют баху-ишвара-вади, то есть «верящими во многих богов». Другие же, поклоняющиеся имперсональному аспекту Абсолютной Истины и считающие полубогов временными формами, приносят свою индивидуальность в жертву на высшем огне и таким образом кончают своё индивидуальное существование, растворяясь в существовании Всевышнего.

00:05:58 Такие имперсоналисты растрачивают своё время на философские спекуляции, пытаясь понять трансцендентную природу Всевышнего. Другими словами, те кто трудятся ради плодов своей деятельности, приносит в жертву материальные предметы ради материальных наслаждений, в то время, как имперсоналисты жертвуют тем же ради растворения во Всевышнем.

00:06:25 Для имперсоналиста огненным алтарём жертвоприношения является Верховный Брахман, а жертвой – он сам, поглощаемый огнём Брахмана. Однако тот, кто находится в Сознании Кришны, подобно Арджуне, жертвует всем ради удовлетворения Кришны и его материальная собственность и он сам всё отдаётся Кришне. Поэтому он йог самого высокого класса, причём он не теряет своего индивидуального существования.

Текст 26

00:07:11 Текст 26.
śrotrādīnīndriyāṇy anye
saṁyamāgniṣu juhvati
śabdādīn viṣayān anya
indriyāgniṣu juhvati

00:07:14 «Некоторые истинные брахмачарьи приносят в жертву процесс слушания и чувства на огонь умственного контроля, а другие, ведущие упорядоченную семейную жизнь, приносят в жертву объекты чувств на огонь чувств.»

00:07:38 Комментарий: Жизнь человека подразделяется на 4 уклада, называемых: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и саньяса. Все они предназначены для того, чтобы стать совершенными йогами или трансценденталистами. Поскольку человеческая жизнь не предназначена для занятиями чувственными наслаждениями, подобно животным, то эти 4 уклада человеческой жизни устроены таким образом, чтобы человек мог добиться совершенства в духовной жизни.

00:08:16 Брахмачарьи или молодые люди, живущие под руководством духовного учителя, контролируют свой ум, отказываясь от чувственного наслаждения. Брахмачарьи слушают только слова, относящиеся к Сознанию Кришны. Слушание – это основа для понимания, поэтому чистый брахмачари полностью отдаётся харинаманукиртанам: воспеванию слушанию славы Всевышнего Господа. Он воздерживается от слушания вибраций материальных звуков. Его слух занят трансцендентными звуковыми вибрациями: Харе Кришна Харе Кришна.

00:09:00 Подобным же образом семейные люди, имеющие некоторое право на удовлетворение чувств, совершают такие действия с большими ограничениями: половая жизнь, возбуждающие и опьяняющие средства, употребление в пищу мяса – вот обычные наклонности человеческого общества. Однако, семейный человек, ведущий свою жизнь в соответствии с духовными принципами не позволяет себе нерегулируемой половой жизни и других чувственных наслаждений.

00:09:34 Брак основывающийся на религиозных принципах, принят во всяком цивилизованном обществе, поскольку это есть путь ограничения половой активности. Это ограниченная половая жизнь также является своего рода ягьей, поскольку грихастха, обуздывающий свои чувства, жертвует стремлением к чувственным наслаждениям, ради более возвышенной духовной жизни.

Текст 27

00:10:10 Текст 27.
sarvāṇīndriya-karmāṇi
prāṇa-karmāṇi cāpare
ātma-saṁyama-yogāgnau
juhvati jñāna-dīpite

00:10:13 «Иные же, стремятся к достижению самореализации, посредством контроля ума и чувств. Они предлагают деятельность чувств и дыхание жизни, как жертву на огонь контролируемого ума.»

00:10:36 Комментарий: Здесь имеется ввиду система йоги Патанджали. В «Йога-сутре» Патанджали называет душу пратьяг-атма, а также параг-атма. До тех пор, пока душа привязана к чувственным удовольствиям, она называется параг-атма, но как только та же самая душа отказывается от таких чувственных наслаждений, она уже будет называться пратьяг-атма. Душа подвержена воздействию десяти видов воздушных потоков, функционирующих в теле. Это постигается через особую систему дыхания.

00:11:19 Система йоги Патанджали учит, как контролировать воздушные потоки в теле техническими приёмами, чтобы в конечном итоге любое их действие оказывало благотворное влияние, очищая душу от материальных привязанностей. В соответствии с этой системой йоги конечной целью всего является пратьяк-атма. Эта пратьяк-атма – полностью отвлечена от материальной деятельности.

00:11:49 Чувства взаимодействуют с объектами чувств. Так ухо, предназначено для слушания, глаза для видения, нос для обоняния, язык для ощущения вкуса, рука для осязания. Все они заняты внешними действиями. Это называется функциями прана-ваю. Апана-ваю идёт вниз, вьяна-ваю действует для сжатия и расширения, самана-ваю устанавливает равновесие, удана-ваю идёт вверх и когда человек просветлён, он использует всё это для самореализации.

Текст 28

00:12:44 Текст 28.
dravya-yajñās tapo-yajñā
yoga-yajñās tathāpare
svādhyāya-jñāna-yajñāś ca
yatayaḥ saṁśita-vratāḥ

00:12:47 «Некоторые достигают просветления, жертвуя своим имуществом, другие принимают суровые аскетические обеты, занимаясь мистической йогой восьми ступеней или же изучают Веды, ради прогресса в трансцендентном знании.»

00:13:13 Комментарий: Жертвоприношения могут быть разного рода. Существуют люди, жертвующие своей собственностью через всевозможную благотворительную деятельность. В Индии богатые коммерсанты и знатные люди, открывают различные благотворительные учреждения. Такие как дхарма-шала, анна-кшетра, атитхи-шала, анатхалая, видья-питха и тому подобные. В других странах также существуют много больниц, домов для престарелых и всяческих благотворительных заведений, предназначенных для того, чтобы давать бесплатно пищу, образование и медицинскую помощь бедным. Вся эта благотворительная деятельность называется дравьямайя-ягья.

00:14:09 Существуют и такие, которые ради достижения более высокого положения или ради следующей жизни на более высоких планетах вселенной, добровольно накладывают на себя разнообразные формы епитимий, таких как чандраяна и чатурмасья. Эти процессы влекут за собой суровые обеты, подчиняя жизнь определённым строгим правилам. Например, тот кто дал обет чатурмасья, не бреется в течении 4 месяцев в году с июля по сентябрь, питается один раз в день, не употребляя определённую пищу и не покидает дома. Такая жертва жизненными удобствами называется тапомайя-ягья.

00:15:01 Существуют и другие, занимающиеся различными видами мистической йоги, такими как система Патанджали, ради растворения в Абсолюте или хатха-йога, или аштанга-йога ради достижения определённого вида совершенств. Некоторые посещают все места паломничества. Все действия такого рода называются йога-ягья, жертвоприношение ради достижения определённого совершенства в материальном мире.

00:15:35 Существуют и другие, занимающиеся изучением различных Ведических писаний, особенно упанишад и Веданта-сутр, или философии санкхьи. Всё это называется свадхьяя-ягья или жертвоприношение через обучение. Все эти йоги, с верой в своё дело заняты различными видами жертвоприношений и стремятся к более высокому положению в жизни.

00:16:06 Однако Сознание Кришны отличается от этой практики, поскольку оно является прямым служением Всевышнему Господу. Сознание Кришны нельзя обрести ни одним из вышеупомянутых видов жертвоприношений. Оно достигается только милостью Господа и Его истинных преданных. Поэтому Сознание Кришны трансцендентно.

00:16:39 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:16:48 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:17:14 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:17:42 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 13 августа 2017