6.15-18 Достижение духовного уровня

Радио Кришналока - 17 июля 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:17:48 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 271 | скачано: 688 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:16 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:01 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:33 Глава шестая. Дхьяна-йога.

00:01:37 śrī-bhagavān uvāca
anāśritaḥ karma-phalaṁ
kāryaṁ karma karoti yaḥ
sa sannyāsī ca yogī ca
na niragnir na cākriyaḥ

00:01:55 yaṁ sannyāsam iti prāhur
yogaṁ taṁ viddhi pāṇḍava
na hy asannyasta-saṅkalpo
yogī bhavati kaścana

00:02:08 ārurukṣor muner yogaṁ
karma kāraṇam ucyate
yogārūḍhasya tasyaiva
śamaḥ kāraṇam ucyate

Текст 15

00:02:50 Текст 15.
yuñjann evaṁ sadātmānaṁ
yogī niyata-mānasaḥ
śāntiṁ nirvāṇa-paramāṁ
mat-saṁsthām adhigacchati

00:02:54 Всевышний Господь сказал: «Таким образом, постоянно контролируя ум, тело и деятельность, мистик трансценденталист достигает царства Бога, путём прекращения материального существования.»

00:03:22 Комментарий: Здесь ясно объясняется конечная цель практики йоги. Система йоги не предназначена для достижения каких-то материальных благ, напротив она приводит к прекращению материального существования. Тот, кто стремится к улучшению здоровья или желает других материальных совершенств, согласно «Бхагавад Гите» не является йогом.

00:03:51 Прекращение материального существования, также не влечёт за собой вхождение в пустоту. Это только миф. В творении Господа нет пустоты, напротив, прекращение материального существования даёт возможность подняться на духовное небо – обитель Господа. Царство Бога ясно описывается в «Бхагавад Гите», как место, где нет нужны в Солнце, Луне и электричестве. Все планеты в духовном царстве озаряются собственным светом, подобно Солнцу в материальном небе.

00:04:33 Царство Бога везде. И в то же время духовные планеты называются парам-дхама или Высшая обитель. Истинный йог, достигший совершенства в понимании Господа Кришны, как это ясно говорится самим Господом, может обрести истинный покой и в конечном итоге, достичь Его высшей обители – Кришналоки, называемой также Голока Вриндавана.

00:05:05 В «Брахма-самхите» (5.37) утверждается, что хотя Господь и пребывает всегда в Своей обители, называемой Голокой, Он также является вездесущим Брахманом и локализованной Параматмой, благодаря Своим высшим духовным энергиям. Никто не может достичь духовного неба Вайкунтхи или войти в вечную обитель Господа Голока Вриндавану, без настоящего понимания Кришны и Его полной экспансии – Господа Вишну.

00:05:39 Следовательно, человек в Сознании Кришны является совершенным йогом, поскольку его ум всегда погружён в деяния Кришны. Из Вед «Шветашватара-упанишад» (3.8) мы также узнаём, что вырваться из круговорота рождений и смерти можно только благодаря пониманию Кришны – Верховной Личности Господа. Другими словами – совершенство йоги состоит в освобождении от материального существования, а не умении выполнять магические трюки и гимнастические фокусы, ради обмана невинных людей.

Текст 16

00:06:38 Текст 16.
nāty-aśnatas tu yogo ’sti
na caikāntam anaśnataḥ
na cāti-svapna-śīlasya
jāgrato naiva cārjuna

00:06:41 «О Арджуна, человек не может стать йогом, если он слишком много ест или ест слишком мало, слишком много спит или спит недостаточно.»

00:07:04 Комментарий: Здесь йогам даются указания, регулировать режим питания и сна. Есть слишком много, означает есть больше чем требуется для того, чтобы поддержать душу и тело. Людям нет нужды употреблять мясо животных, поскольку существует достаточно злаков, овощей, фруктов и молока. Согласно «Бхагавад Гите» такая простая пища, относится к гуне благости. Животная пища для тех, кто находится под влиянием гуны невежества, поэтому те, кто позволяют себе есть животную пищу, принимать спиртные напитки, курить, употреблять пищу, которая не была вначале предложена Господу Кришне, будут страдать от кармических последствий, так как вся их пища является нечистой.

00:08:02 Каждый, кто ест ради чувственного удовлетворения или готовит пищу только для себя, не предлагая Кришне, ест один лишь грех. Тот кто ест грех и кто ест более того, чем ему выделено не может заниматься совершенной йогой. Лучше всего, если человек ест только остатки пищи, которая была предварительно предложена Господу Кришне.

00:08:28 Тот кто находится в Сознании Кришны не ест ничего, что не было вначале предложено Кришне. Поэтому только тот, кто действует в Сознании Кришны может достичь совершенства в йоге. Практиковать йогу не может также и тот, кто искусственно воздерживается от пищи, придумывая собственный вид поста. Человек же в Сознании Кришны соблюдает посты, как это рекомендуется в писаниях. Он не постится и не ест больше чем требуется. И таким образом может заниматься йогой.

00:09:08 Тот кто ест больше, чем следует будет видеть много сновидений и соответственно будет вынужден спать больше, чем это требуется. На самом деле не следует спать более 6 часов в сутки. На того, кто не придерживается этой нормы, несомненно оказывает влияние гуна невежества. Человек под влиянием гуны невежества ленив и склонен много спать. Такой человек не может заниматься йогой.

Текст 17

00:09:59 Текст 17.
yuktāhāra-vihārasya
yukta-ceṣṭasya karmasu
yukta-svapnāvabodhasya
yogo bhavati duḥkha-hā

00:10:03 «Тот, кто выработал для себя режим еды, сна, работы и отдыха, может путём практики йоги облегчить боль материальных страданий.»

00:10:23 Комментарий: Неумеренность в таких потребностях тела, как еда, сон, защита и совокупление может быть препятствием для прогресса в занятиях йогой. Регулировать приём пищи можно только тогда, когда человек приучился употреблять прасадам, то есть освящённую пищу. Согласно «Бхагавад Гите», Господу Кришне предлагают овощи, цветы, фрукты, злаки и молоко. Поэтому человек в Сознании Кришны, автоматически привыкает не принимать пищу, не предназначенную для людей, то есть не принадлежащую гуне благости.

00:11:06 Что же касается сна, то следует отметить, что человек в Сознании Кришны всегда пребывает в готовности исполнять свои обязанности в служении Господу. И поэтому он считает великой потерей излишнее время, отдаваемое сну.

00:11:23 Преданный Кришны не может вынести, чтобы хоть одна минута в его жизни прошла без служения Господу. Поэтому его сон сводится к минимуму. Его идеал в этом отношении – Шрила Рупа Госвами, который был всегда занят служением Кришне и не мог спать больше двух часов в сутки, а иногда и меньше. Харидас Тхакур не принимал даже прасада и не спал ни мгновения, не окончив своё ежедневное чтение мантры, состоявшее из 300 тысяч святых имён Господа.

00:12:02 Что касается работы, то человек в Сознании Кришны, не делает ничего, что не было бы связано со служением Господу и таким образом его действия всегда упорядочены, и не связаны с удовлетворением чувств. Так как перед ним не стоит проблема чувственного удовлетворения, то он не тратит своё свободное время на занятия материального характера, поскольку его работа, речь, сон, бодрствование и всякая другая физическая деятельность упорядочены, то для него не существует материальных страданий.

Текст 18

00:12:55 Текст 18.
yadā viniyataṁ cittam
ātmany evāvatiṣṭhate
nispṛhaḥ sarva-kāmebhyo
yukta ity ucyate tadā

00:12:59 «Когда, путём духовной практики, йог овладевает своим умом и достигает трансцендентного уровня, избавившись ото всех материальных желаний, то говорят, что он утвердился в йоге.»

00:13:24 Комментарий: Йог отличается от обычного человека тем, что он лишён всех видов материальных желаний, главное из которых – это желание секса. Совершенный йог настолько хорошо контролирует действия своего ума, что его больше не могут волновать никакие материальные желания.

00:13:47 В «Шримад Бхагаватам» (9.4.18 - 20) утверждается что этой совершенной ступени можно автоматически достичь, находясь в Сознании Кришны. Там рассказывается история царя Амбариши: Царь Амбариша вначале занял свой ум мыслями о лотосных стопах Господа Кришны, затем он посвятил свою речь, описанию трансцендентных качеств Господа, свои руки – мытью храма Господа, свои уши – слушанию о деяниях Господа, свои глаза – созерцанию трансцендентной формы Господа, своё тело – соприкосновению с телами преданных, своё обоняние – наслаждению запахом цветов лотоса, предложенных Господу, свой язык – вкушению листьев туласи, предложенных лотосным стопам Господа, свои ноги – посещению мест паломничества и храмов Господа, свою голову – поклонению Господу и свои желания – исполнению миссии Господа.

00:14:57 Все эти трансцендентные действия вполне достойны чистого преданного Всевышнего Господа. Тот, кто следует по пути имперсонализма, не может поднять своё сознание на такой трансцендентный уровень. Однако он легко достижим и реален для человека в Сознании Кришны, как это явствует из вышеприведённого описания занятий Махараджа Амбариши.

00:15:26 Если человек не концентрирует свой ум на лотосных стопах Господа, постоянно помня о Нём, то эти трансцендентные занятия бесполезны. Поэтому в преданном служении Господу, такие предписанные действия называются арчана, что означает – вовлечение всех чувств в преданное служение Господу. Чувства и ум требуют постоянного занятия. Их механическое подавление не приводит к реальным результатам. Поэтому для основной массы людей, особенно для тех, кто не ведёт жизнь в отречении, описанная выше трансцендентное вовлечение ума и чувств в служении Господу, является совершенным способом достижения духовного уровня.

00:16:21 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:16:32 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:16:58 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:17:25 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 28 августа 2017
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 21 сентября 2017