5.1-6 Деятельность в отрешенном состоянии
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:19 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.
00:01:05 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
00:01:36 Глава пятая. Карма-йога – деятельность в Сознании Кришны.
00:01:44 arjuna uvāca
sannyāsaṁ karmaṇāṁ kṛṣṇa
punar yogaṁ ca śaṁsasi
yac chreya etayor ekaṁ
tan me brūhi su-niścitam
00:02:02 śrī-bhagavān uvāca
sannyāsaḥ karma-yogaś ca
niḥśreyasa-karāv ubhau
tayos tu karma-sannyāsāt
karma-yogo viśiṣyate
00:02:19 jñeyaḥ sa nitya-sannyāsī
yo na dveṣṭi na kāṅkṣati
nirdvandvo hi mahā-bāho
sukhaṁ bandhāt pramucyate
Текст 1
00:02:56 Текст 1.
arjuna uvāca
sannyāsaṁ karmaṇāṁ kṛṣṇa
punar yogaṁ ca śaṁsasi
yac chreya etayor ekaṁ
tan me brūhi su-niścitam
00:02:59 Арджуна сказал: «О Кришна, сначала Ты велел мне отказаться от деятельности, а затем посоветовал работать с преданностью, поэтому, прошу Тебя, скажи определённо, что же для меня наиболее благоприятно?».
00:03:29 Комментарий: В 5 главе «Бхагавад Гиты» Господь объясняет, что деятельность в преданном служении лучше чем сухи умственные рассуждения, так как в виду своей трансцендентной природы, она освобождает человека от кармических реакций.
00:03:49 Во второй главе излагались начальные сведения о душе и её заключении в материальном теле. Там также объяснялось, как выбраться из этого материального заключения, с помощью буддхи-йоги, то есть преданного служения.
00:03:06 В 3 главе говорилось, что исполнение обязанностей уже не является необходимым для человека, обладающего совершенным знанием. И в 4 главе, Господь сказал Арджуне, что все виды жертвенной деятельности, в конечном итоге, приводят человека к познанию истины.
00:04:27 Однако в конце 4 главы Господь даёт Арджуне совет, вступить в сражение, руководствуясь совершенным знанием. Таким образом, одновременно, подчёркивая важность деятельности в преданном служении, так и бездействия в знании, Кришна поставил Арджуну в тупик и смутил его.
00:04:49 Арджуна понимает, что отречение в знании подразумевает прекращение всех видов деятельности, осуществляемой ради удовлетворения чувств. Однако каким образом прекращает деятельность тот, кто работает ради Кришны. Иными словами, Арджуна полагает, что саньяса или отречение в знании, должно вести к прекращению всех видов деятельности, так как деятельность и отречение представляются ему несовместимыми.
00:05:22 Арджуна видимо не понял, что деятельность в полном знании не влечёт за собой последствий и таким образом она тождественна бездействию. Поэтому он спрашивает, следует ли ему полностью отказаться от всякой деятельности или же действовать с полным знанием?
Текст 2
00:05:53 Текст 2.
śrī-bhagavān uvāca
sannyāsaḥ karma-yogaś ca
niḥśreyasa-karāv ubhau
tayos tu karma-sannyāsāt
karma-yogo viśiṣyate
00:05:55 Бог Верховная Личность сказал: «Как отречение от работы, так и работа с преданностью благоприятна для освобождения, но, всё же, преданное служение Господу лучше, чем отречение от работы».
00:06:19 Комментарий: Кармическая деятельность, то есть деятельность ради чувственного удовлетворения, порождают материальное рабство. Пока человек занимается деятельностью направленной на улучшение условий существования тела, он будет трансмигрировать в различные типы тел, вечно оставаясь в оковах материального рабства.
00:06:44 «Шримад Бхагаватам» (5.5.4 - 6) подтверждает это следующим образом: «Люди, помешанные на чувственных наслаждениях и не знают, что их нынешнее тело – прибежище страданий, есть результат их собственной кармической деятельности в прошлом, хотя тело и преходяще, оно причиняет его обладателю множество беспокойств, поэтому нет смысла работать ради удовлетворения чувств».
00:07:14 Человек живёт напрасно, если он не пытается выяснить свою истинную сущность. Пока он не понимает своей истинной природы он работает ради обретения результатов, ради чувственного удовлетворения. А пока человек погружён в сознание чувственного удовлетворения, он вынужден переселяться из одного тела в другое.
00:07:38 Даже если ум охвачен стремлением к кармической деятельности и находится в гуне невежества, человек должен стараться развить в себе любовь к Васудеве и преданность Ему. Только тогда у него появится возможность вырваться из оков материального существования. Таким образом гьяны, то есть знания о том, что человек не есть тело, а душа, ещё не достаточно для освобождения.
00:08:11 Необходимо действовать, ощущая себя душой, а иначе невозможно освободиться от материальных оков. Деятельность в Сознании Кришны, не имеет прагматического характера. Действия, совершаемые с полным пониманием, способствуют развитию истинного знания человека. Один лишь отказ от кармической деятельности, без Сознания Кришны, не очищает сердца обусловленной души.
00:08:43 Пока сердце не очистилось, деятельность человека неизбежно проходить на материальном уровне. Но деятельность в Сознании Кришны сама по себе позволяет избежать кармических последствий. И поэтому у человека нет необходимости опускаться до материального уровня. Таким образом, деятельность в Сознании Кришны в любом случае стоит выше отречения, которое всегда чревато опасностью падения.
00:09:13 Отречение без Сознания Кришны является неполным, что подтверждает Шрила Рупа Госвами в своей «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.256): «Когда человек стремящийся к освобождению отрекается от вещей, связанных с Верховной Личностью Господа, считая, что они материальны, то такое отречение называется неполным. Полным можно назвать отречение того, кто осознаёт, что всё существующее принадлежит Господу и что человек не может заявлять свои права на владение чем либо».
00:09:52 Нужно понимать, что по существу никто не владеет ничем. В таком случае, зачем же говорить об отречении? Тот кто знает, что всё является собственностью Кришны, всегда пребывает в отречении, так как всё принадлежит Кришне, то всё следует использовать для служения Ему. Эта совершенная форма деятельности в Сознании Кришны, намного превосходит любое искусственное отречение, совершаемое саньяси школы маявади.
Текст 3
00:10:46 Текст 3.
jñeyaḥ sa nitya-sannyāsī
yo na dveṣṭi na kāṅkṣati
nirdvandvo hi mahā-bāho
sukhaṁ bandhāt pramucyate
00:10:49 «О могучий Арджуна, тот кто не стремится к плодам своего труда и не презирает их, всегда находится в отречении, такой человек, свободный от всякой двойственности, легко сбрасывает материальные оковы и полностью освобождается.»
00:11:22 Комментарий: Тот, кто исполнен Сознания Кришны, всегда пребывает в отречении, так как он не испытывает ни ненависти ни стремления к плодам своих действий. Такой человек, принявший обет отречения или посвятивший себя трансцендентному любовному служению Господу, обрёл знание в полной мере, ибо он осознал своё истинное положение по отношению к Кришне.
00:11:51 Он чётко представляет себе, что Кришна – есть полное целое, а он неотъемлемая частичка Кришны. Такое знание совершенно, так как оно верно и с количественной и с качественной точки зрения. Отождествление себя с Кришной является ложным, потому что часть не может быть равна целому.
00:12:17 Понимание своего качественного единства со Всевышним Господом и количественного отличия – есть истинное трансцендентное знание приводящее человека к самозавершённости, то есть к состоянию, пребывая в котором ему не к чему больше стремиться и не о чём больше скорбеть. Его ум больше не охвачен двойственностью, ибо всё что он делает, он делает во имя Кришны. Избавившись таким образом от двойственности, человек освобождается уже в этом материальном мире.
Текст 4
00:13:08 Текст 4.
sāṅkhya-yogau pṛthag bālāḥ
pravadanti na paṇḍitāḥ
ekam apy āsthitaḥ samyag
ubhayor vindate phalam
00:13:11 «Лишь невежды считают, что преданное служение Господу, отличается от аналитического изучения материального мира санкхьи. Истинно мудрые говорят, что тот кто становится на один из этих путей достигает результатов обоих.»
00:13:38 Комментарий: Цель аналитического изучения материального мира – обнаружение души всего сущего. Душой материального мира является Вишну или Верховная Душа. Преданное служение Господу, включает в себя служение Высшей Душе. Один путь – это поиски корней дерева, а другой – орошение этих корней.
00:14:08 Тот кто по настоящему изучает философию санкхьи обнаруживает корень материального дерева – Вишну, а затем, обретя совершенное знание, посвящает себя служению Господу. Таким образом, по сути нет разницы между двумя этими процессами, так как у них одна цель – Вишну. Не знающие этой высшей цели, говорят что назначение санкхьи и карма-йоги различны, но мудрый человек знает, что одна общая цель объединяет оба эти пути.
Текст 5
00:15:02 Текст 5.
yat sāṅkhyaiḥ prāpyate sthānaṁ
tad yogair api gamyate
ekaṁ sāṅkhyaṁ ca yogaṁ ca
yaḥ paśyati sa paśyati
00:15:05 «Тот, кто знает, что положение, достижимое путём аналитического изучения, может быть также достигнуто путём преданного служения Господу и кто поэтому видит, что оба эти процесса находятся на одном уровне, тот видит вещи в истинном свете.»
00:15:33 Комментарий: Истинное назначение философского исследования, заключается в открытии конечной цели жизни, а так как конечная цель состоит в самоосознании, то нет различия в выводах, к которым приводят оба эти пути.
00:15:53 Философия санкхьи приводит к заключению, что живое существо не является частью материального мира, но что оно неотъемлемая часть высшего духовного целого. То есть душа не принадлежит материальному миру и поэтому её действия должны быть связаны со Всевышним. Когда она действует в Сознании Кришны, она фактически пребывает в своём естественном положении. Следуя путём философии санкхьи, человек должен отрешиться от материи, а на пути бхакти-йоги, он должен приобщиться к деятельности в Сознании Кришны.
00:16:37 Фактически оба эти пути – суть одно и то же, хотя с поверхностной точки зрения один путь предполагает отрешённость, а другой привязанность. Но отрешённость от материального и привязанность к Кришне – по сути одно и то же. Понимающий это видит положение вещей в истинном свете.
Текст 6
00:17:19 Текст 6.
sannyāsas tu mahā-bāho
duḥkham āptum ayogataḥ
yoga-yukto munir brahma
na cireṇādhigacchati
00:17:22 «Простое отречение от всякой деятельности без преданного служения Господу, ещё не сделает человека счастливым. Мудрый же, занятый преданным служением, может достичь Всевышнего без промедления.»
00:17:46 Комментарий: Существуют две категории саньяси или тех, кто ведёт жизнь в отречении. Саньяси, относящиеся к школе маявади занимаются изучением философии санкхьи, а саньяси вайшнавы изучают философию «Бхагаватам», то есть подлинного комментария к «Веданта-сутре».
00:18:12 Саньяси маявади также изучают «Веданта-сутру», однако они пользуются при этом комментариями своей школы, называемыми «Шарирака-бхашья», написанными Шанкарачарьей. Последователи школы «Бхагаватам» посвящают себя преданному служению Господу, согласно принципам панчаратрики, и таким образом саньяси-вайшнавы выполняют многообразную деятельность в трансцендентном служении Господу.
00:18:42 Саньяси-вайшнавы не имеют никакого отношения к материальной деятельности, поскольку они постоянно заняты преданным служением. Саньяси-маявади не могут наслаждаться трансцендентным служением Господу, будучи заняты изучением санкхьи и веданты и мыслительными спекуляциями. И поскольку такие занятия становятся иногда слишком скучны, то они иногда обращаются к «Бхагаватам», не имея при этом истинного понимания. Поэтому изучение «Шримад Бхагаватам» для них очень трудно.
00:19:20 Сухие рассуждения и имперсональные толкования, при помощи искусственных средств не приносят большой пользы саньяси-маявади. Но саньяси-вайшнавы, занятые преданным служением, счастливы, исполняя свои трансцендентные обязанности. И у них есть гарантия того, что в конце концов, они вернутся обратно в царство Бога.
00:19:44 Саньяси-маявади иногда сходят с пути самоосознания и снова погружаются в материальную деятельность, носящую филантропическую или альтруистический характер, то есть являющийся по сути дела материальным занятием. Отсюда можно сделать вывод, что те кто занят деятельностью в Сознании Кришны, находятся в лучшем положении, нежели саньяси, занятые размышлением о том, что есть Брахман, хотя через много жизней они также приходят к Сознанию Кришны.
00:20:24 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку
00:20:34 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:21:00 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:21:27 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam