2.42-47 Кришна об исполнении долга без привязанности

Радио Кришналока - 17 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:19:31 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 1599 | скачано: 1929 | избрано: 44
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:18 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:05 Om Namo Bhagavate Vasudevaya
Om Namo Bhagavate Vasudevaya
Om Namo Bhagavate Vasudevaya

00:01:34 Глава вторая. Обзор Бхагавад Гиты.

00:01:41[brithi’io djaiaha]
sañjaya uvāca
taṁ tathā kṛpayāviṣṭam
aśru-pūrṇākulekṣaṇam
viṣīdantam idaṁ vākyam
uvāca madhusūdanaḥ

00:02:01 śrī-bhagavān uvāca
kutas tvā kaśmalam idaṁ
viṣame samupasthitam
anārya-juṣṭam asvargyam
akīrti-karam arjuna

00:02:17 klaibyaṁ mā sma gamaḥ pārtha
naitat tvayy upapadyate
kṣudraṁ hṛdaya-daurbalyaṁ
tyaktvottiṣṭha paran-tapa

Текст 42-43

00:02:50 Текст 42-43.
yām imāṁ puṣpitāṁ vācaṁ
pravadanty avipaścitaḥ
veda-vāda-ratāḥ pārtha
nānyad astīti vādinaḥ

kāmātmānaḥ svarga-parā
janma-karma-phala-pradām
kriyā-viśeṣa-bahulāṁ
bhogaiśvarya-gatiṁ prati

00:02:55 Всевышний Господь сказал: «Люди со скудными знаниями, прельщаются цветистым языком Вед, который предлагает различные кармические действия, для достижения райских планет, высокого рождения и завоевания могущества. Стремясь к чувственному наслаждению и богатству они говорят, что нет ничего выше этого».

00:03:31 Комментарий: В своём большинстве люди не слишком разумны и в следствии невежества очень привязаны к кармическим действиям, рекомендованным в разделах Вед, называемых карма-канда. Все их стремления, ограничиваются желаниями, связанными с чувственным наслаждением и они хотят попасть на небеса, где можно наслаждаться жизнью и где в изобилии имеется вино, женщины и материальное богатство в порядке вещей.

00:04:07 Для вознесения на райские планеты, Веды рекомендуют множество жертвоприношений, в частности жертвоприношения джьотиштома. Там говорится, что желающий вознестись на райские планеты должен совершать такие жертвоприношения и поэтому люди, познания которых невелики, считают, что в этом и заключается суть Ведической мудрости.

00:04:35 Таким неискушённым людям бывает очень трудно, решительно стать на путь Сознания Кришны. Точно так же как глупцы, не представляя себе возможных последствий прельщаются цветами ядовитых деревьев, так и тёмные люди обольщаются райскими богатствами, и связанными с ними чувственными удовольствиями.

00:05:00 В Ведах в разделе карма-канда, говорится, что «тот кто в течении 4 месяцев проходит через тапасью, получает право отведать напиток сома-раса и таким образом обрести бессмертие и вечное счастье». Некоторые стремятся даже здесь на Земле испробовать сома-раса, чтобы стать сильными и способными во всей полноте испытывать чувственные наслаждения. Такие люди не верят в освобождение из оков материального мира и тяготеют к пышным Ведическим обрядам, стремясь лишь к райским наслаждениям в жизни.

00:05:44 Известно, что на райских планетах существуют сады, называемые Нанда-нандана (Нандана-канана), где всё благоприятствует общению с ангелоподобными прелестными женщинами и где в изобилии льётся вино сома-раса. Такого рода телесное счастье безусловно имеет чувственную природу. Таким образом эти люди хотят господствовать в материальном мире и их привлекает лишь временное материальное счастье.

Текст 44

00:06:26 Текст 44.
bhogaiśvarya-prasaktānāṁ
tayāpahṛta-cetasām
vyavasāyātmikā buddhiḥ
samādhau na vidhīyate

00:06:30 Те, кто слишком привязаны к чувственному наслаждению и материальному богатству и кто обмануты всем этим, не могут посвятить себя преданному служению Всевышнему Господу.

00:06:50 Комментарий: Самадхи – означает «ум поглощённый самопознанием». В Ведическом словаре «Нирукти» говорится: «Состояние при котором ум сконцентрирован на постижении собственной сущности называется самадхи». Самадхи недоступно для тех, кто стремится к материальному чувственному удовлетворению, а также для тех, кто введены в заблуждение подобными приходящими вещами. Таким людям материальная энергия выносит соответствующий приговор.

Текст 45

00:07:35 Текст 45.
trai-guṇya-viṣayā vedā
nistrai-guṇyo bhavārjuna
nirdvandvo nitya-sattva-stho
niryoga-kṣema ātmavān

00:07:38 Веды говорят в основном о трёх гунах материальной природы. Поднимись над этими гунами о Арджуна, освободись от всякой двойственности и не беспокойся о собственной выгоде и безопасности, и утвердись в своей сущности.

00:08:02 Комментарий: Всякая материальная деятельность предполагает действия и их последствия в трёх гунах материальной природы. Эти действия направлены на достижение материальных результатов, и потому приковывают нас к материальному миру. Если в Ведах описываются различные виды такой деятельности, то это делается для того, чтобы помочь людям постепенно подняться с уровня чувственного удовлетворения на трансцендентный уровень.

00:08:37 Арджуна, как ученик и друг Господа Кришны, получает от Него совет подняться на трансцендентный уровень философии Веданты, начальной ступенью которого является брахма-джигьяса или вопросы высшей духовной реальности.

00:08:55 Все живые существа в материальном мире изо всех сил борются за существование. Сотворив материальный мир Господь дал им Ведическое знание, советуя как жить и освободиться из материальных оков. Когда человек прекращает деятельность, направленную на чувственное удовлетворение, о которой говорится в главе «Карма-канда», «Упанишады» предоставляют ему возможность духовного познания.

00:09:25 «Упанишады» составляют часть Вед, подобно тому, как «Бхагавад Гита» входит в состав пятой Веды – «Махабхараты». «Упанишады» знаменуют начало трансцендентной жизни. Пока существует материальное тело, существует также действия и их последствия в гунах материальной природы. Следует научиться выносить двойственность явлений: радость и горе, жару и холод. Мирясь с этой двойственностью освободиться ото всяких забот связанных с приобретением и потерей. Этот трансцендентный уровень достигается тем, кто в полной мере достиг Сознания Кришны и полностью предался Ему.

Текст 46

00:10:26 Текст 46.
yāvān artha uda-pāne
sarvataḥ samplutodake
tāvān sarveṣu vedeṣu
brāhmaṇasya vijānataḥ

00:10:29 Всё чему служит маленький водоём, можно исполнить с помощью большого резервуара воды. Подобно этому, всё назначение Вед открывается тому, кто понимает таящийся в них смысл.

00:10:52 Комментарий: Ритуалы и жертвоприношения упомянуты в разделе Ведической литературы, называемой «Карма-канда», предназначенной для облегчения постепенного процесса самоосознания. Задача самоосознания ясно определена в 15 главе «Бхагавад Гиты»: цель изучение Вед состоит в познании Господа Кришны – первопричины всего сущего. Таким образом самоосознание означает, оCознание Кришны и своих личных взаимоотношений с Ним. Живые существа являются неотъемлемыми частичками Кришны. Поэтому восстановление Сознания Кришны у индивидуальных живых существ представляет высшую стадию совершенства в Ведическом знании.

00:11:49 Это положение находит следующее подтверждение в «Шримад Бхагаватам» (3.33.7): «О мой Господь, тот кто повторяет Твоё святое имя, даже будь он из самой низкой семьи чандала, неприкасаемого находится на высшем уровне самоосознания, должно быть в прошлом такой человек подвергал себя всевозможным видам тапасьи, приносил разнообразные жертвы, согласно Ведическим обрядам, совершал омовение во всех местах паломничества и глубоко изучил Ведическую литературу. Такой человек считается лучшим среди ариев».

00:12:33 Таким образом следует быть достаточно разумным и понять истинное назначение Вед, а не слепо следовать обрядам, желая вознестись на райские планеты, чтобы изведать высшие чувственные наслаждения. Обыкновенный человек в наше время не в состоянии следовать всем предписаниям и правилам Ведических обрядов, как не может он и досконально изучить всю «Веданту» и «Упанишады». Осуществление предписаний Вед требует много времени, энергии, знания и средств. Это вряд ли возможно в наше время. Но тем не менее высшей цели Ведической культуры можно достичь просто повторяя Святое Имя Господа, как то учил Господь Чайтанья, спаситель всех падших душ.

00:13:36 Когда великий знаток Ведической литературы Пракашананда Сарасвати спросил Господа Чайтанью, почему он воспевает святое имя Господа, как какой-то сентименталист вместо того, чтобы изучать философию Веданты, то Господь Чайтанья ответил, что его духовный учитель считал его великим глупцом и поэтому велел ему просто воспевать святое имя Господа Кришны. Господь Чайтанья последовал этому указанию и впал в экстатическое состояние, подобно безумцу.

00:14:02 В Кали-югу большинство людей не имеют достаточного образования, чтобы понять философию Веданты. Высшая цель философии Веданты может быть достигнута смиренным повторением святого имени Всевышнего Господа. Веданта – есть последнее слово Ведической мудрости и её автором и знатоком является Господь Кришна. Совершенный Ведантист – это великая душа, наслаждающаяся воспеванием святого имени Господа. В этом состоит высший смысл всей философии Вед.

Текст 47

00:14:49 Текст 47.
karmaṇy evādhikāras te
mā phaleṣu kadācana
mā karma-phala-hetur bhūr
mā te saṅgo ’stv akarmaṇi

00:14:52 Ты имеешь право, только исполнять свой долг, но ты не можешь посягать на плоды своего труда. Никогда не считай себя причиной результатов деятельности и не уклоняйся от исполнения долга.

00:15:15 Комментарий: Здесь обсуждаются три вопроса: предписанные обязанности, деятельность по собственной прихоти и бездействие. Предписанные обязанности – есть деятельность, совершаемая в зависимости от гун материальной природы, действующих на данного человека. Деятельность по собственной прихоти – подразумевает отсутствии санкции авторитета на её свершение, а бездействие – означает невыполнение предписанных обязанностей.

00:15:49 Господь советует Арджуне не предаваться бездействию. Напротив, ему следует исполнять свой долг не беспокоясь о результатах своих действий. Если человек привязан к результатам своего труда, он становится причиной действия. Поэтому он наслаждается или страдает в зависимости от её результатов.

00:16:15 Предписанные обязанности можно разделить на три категории: повседневная деятельность, действия в чрезвычайных обстоятельствах и действия соответствующие собственным устремлениям. Повседневная работа, совершаемая в соответствии с наставлениями священных писаний и без стремления к её плодам – это деятельность в гуне благости. Работа ради результата сковывает и поэтому считается неблагоприятной. Каждый человек имеет право на исполнение предписанных обязанностей, но ему следует действовать не беспокоясь о результатах. Такое бескорыстное исполнение своих обязанностей, несомненно выводит человека на путь освобождения.

00:17:07 В следствии этого Господь советует Арджуне сражаться просто повинуясь долгу и не беспокоиться о результатах. Отказ от участия в битве также является, своего рода, беспокойством о результате. Такое отношение препятствует освобождению. Любая привязанность, как положительная так и отрицательная, является причиной нашего рабства. Бездействие греховно, поэтому единственным путём спасения для Арджуны было просто сражаться, как это предписывал его долг.

00:17:52 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:18:03 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:18:29 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena
romāñca -kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 04 August 2017