Глава 74. Освобождение Шишупалы

01 января 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:24:59 | качество: mp3 64kB/s 11 Mb | прослушано: 286 | скачано: 417 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:34 Услышав рассказ о том, как было покончено с Джарасандхой, обрадованный царь Юдхиштхира сказал: «О Кришна, Твоё тело вечно, исполнено блаженства и знания. Господь Брахма, Господь Шива, царь Индра и другие возвышенные правители материального мира всегда ждут Твоих повелений и горят желанием исполнить их. Когда им посчастливится получить Твой приказ, они принимают его с трепетом и благоговением.
О Кришна, Ты безграничен. Хотя мы порой гордимся своими ничтожными постами и думаем о себе как о царственных особах, правителях мира, на самом деле мы жалки, малодушны и заслуживаем Твоей кары. Но, о чудо, вместо того, чтобы нас покарать, Ты так милостиво и великодушно, с таким совершенством выполняешь наши указания. То, что Ты играешь роль обычного человека, вызывает недоумение, однако, мы понимаем, что Ты делаешь это подобно актёру на сцене.
Ты всегда сохраняешь Своё истинное, высочайшее положение, подобно тому как солнце всегда сохраняет одинаковую степень теплоты, хотя мы ощущаем его тепло по-разному в часы заката и в часы восхода. Ты всегда пребываешь в трансцендентном равновесии, и происходящее в материальном мире не приносит Тебе ни радости, ни беспокойства.

00:02:02 Ты – Верховный Брахман, Личность Бога, и для Тебя нет ничего относительного. О Мадхава, Ты – непобедим. Для Тебя не существует материальных разграничений: «я», «ты», «моё», «твоё». Такие разграничения делает каждый, даже животное, но чистые преданные полностью свободны от этих ложных представлений. Поскольку такое умонастроение не присуще Твоим преданным, его, конечно же, нет и у Тебя».
Царь Юдхиштхира угодил Кришне своими речами и через некоторое время стал готовиться к жертвоприношению Раджасуя. Для его проведения он пригласил всех самых опытных брахманов и мудрецов и возложил на них разные жреческие функции. Среди этих брахманов и мудрецов были: Кришна-дваипаяна Вьясадева, Бхарадваджа, Суманту, Гаутама, Асита, Васиштха, Чьявана, Канва, Майтрея, Каваша, Трита, Вишвамитра, Вамадева, Сумати, Джаймини, Крату, Пайла, Парашара, Гарга, Вайшампаяна, Атхарва, Кашьяпа, Дхаумья, Парашурама, Шукрачарья, Асури, Витихотра, Мадхучанда, Вирасена и Акритаврана.

00:03:30 Кроме того, он пригласил почтенных старейшин: Дроначарью, Бхишму (деда Кауравов), Крипачарью и Дхритараштру. Он пригласил также всех сыновей Дхритараштры во главе с Дурьодханой и великого преданного Видуру. Цари со всего мира, вместе с их свитами, также были приглашены посмотреть на великое жертвоприношение, которое устраивал Махараджа Юдхиштхира. Его подданные: учёные брахманы, доблестные кшатрии, преуспевающие вайшьи, а также шудры – верные слуги остальных сословий – все посетили эту церемонию. Брахманы, которым было доверено провести жертвоприношение, согласно обычаю, распахали для него землю золотым плугом и, следуя предписаниям Вед, исполнили обряд посвящения царя Юдхиштхиры, присвоив ему право совершить великое жертвоприношение Раджасуя.
Давным-давно, когда Варуна совершал подобное жертвоприношение, все принадлежности для него были сделаны из золота, и на жертвоприношении, которое устраивал царь Юдхиштхира, вся утварь тоже была золотой.

00:04:41 Приглашённые царём Юдхиштхирой участвовать в великом жертвоприношении Раджасуя, там собрались все главные полубоги: Господь Брахма, Господь Шива и царь небес Индра, их приближённые, а также божества, правящие на высших планетах: Гандхарвалоке, Сидхалоке, Джаналоке, Таполоке, Нагалоке, Якшалоке, Ракшасалоке, Пакшилоке и Чараналоке, и прославленные цари со своими жёнами. Все почтенные мудрецы, цари и полубоги, прибывшие на жертвоприношение, единодушно согласились, что царь Юдхиштхира достоин провести Раджасуя-ягью. Никто не возражал против этого, поскольку все прекрасно знали, что царь Юдхиштхира – великий преданный Господа Кришны, а значит ему всё под силу.
Учёные брахманы и жрецы позаботились о том, чтобы жертвоприношение Махараджи Юдхиштхиры совершалось точно так же, как жертвоприношение, которое совершил в прошлом полубог Варуна.
По ведической традиции, когда устраивается жертвоприношение, всем его участникам подносят сок растения Сома – чудесный живительный напиток. В тот день, когда выжимали сок из Сомы, царь Юдхиштхира с большими почестями принял особого жреца, призванного следить за тем, чтобы при совершении жертвенных обрядов не было допущено никаких ошибок. Ведические мантры должны произноситься безукоризненно точно, с правильными ударениями. Если жрецы, которые произносят мантры, допустят какую-нибудь оплошность, то жрец, следящий за обрядом, тут же исправит её. Благодаря этому все ритуалы выполнялись безукоризненно. Если жертвоприношение не будет совершено как подобает, оно не даст желаемого результата.

00:06:35 В Кали-югу не осталось таких учёных брахманов и жрецов, поэтому в нынешнюю эпоху проводить подобные жертвоприношения запрещено. Единственное жертвоприношение, которое рекомендовано в шастрах для Кали-юги – это повторение и пение мантры Харе Кришна.
Ещё один важный ритуал требовал, чтобы прежде всего почести были оказаны лучшему из собравшихся на церемонии жертвоприношения. Когда всё было готово к ягье, стали решать, кому первому следует воздать почести. Этот ритуал называется Агра-пуджа. Агра значит «первый», а пуджа – «почитание». Агра-пуджу можно сравнить с выборами президента. Все присутствующие на жертвоприношении обладали множеством достоинств, поэтому мнения разделились, все предлагали разных кандидатов для Агра-пуджи.
В конце концов, Сахадева стал возносить хвалу Господу Кришне. Он сказал: «Господь Кришна – лучший среди Ядавов, Он – покровитель всех, кто предан Ему. В этом собрании нет никого более достойного, чем Кришна. Поэтому, без сомнения, Ему первому должны быть оказаны почести. Хотя здесь присутствуют полубоги: Господь Брахма, Господь Шива, Индра и многие другие возвышенные души, никто, никогда и нигде не сможет превзойти Кришну или сравняться с Ним в богатстве, силе, славе, мудрости, отрешённости или в чём бы то ни было ещё. Кришна в полной мере обладает всеми совершенствами. Подобно тому, как индивидуальная душа – основа материального тела, Кришна – Сверхдуша, опора всего мироздания.

00:08:21 Все ведические ритуалы, в том числе жертвоприношения, во время которых декламируют ведические гимны и льют масло в священный огонь, равно как и занятия мистической йогой, предназначены для того, чтобы постичь Кришну. Следует ли человек путём ритуальной кармической деятельности или путём философских рассуждений, конечная цель его поисков – Кришна. Все истинные методы самоосознания предназначены для того, чтобы постичь Кришну.
Почтенное собрание, вам не нужно объяснять, кто такой Кришна. Все вы необычные люди и потому знаете Верховного Брахмана, Господа Кришну. Для Него нет различий между телом и душой, энергией и обладателем энергии или между одной частью тела и другой – различий, которые существуют для всех живущих в материальном мире.
Поскольку каждое живое существо – неотъемлемая частица Кришны, между живыми существами и Кришной нет качественного различия. Всё берёт начало в энергиях Кришны, материальных и духовных. Энергии Кришны подобны теплу и свету огня: между теплом, светом и самим огнём, нет качественной разницы.

00:09:36 Кроме того, Кришна может делать всё, что пожелает, с помощью любой части Своего тела. Мы же совершаем определённые действия с помощью частей тела, предназначенных именно для этого. Поскольку Его божественное тело вечно, исполнено знания и блаженства, Он не подвержен шести материальным изменениям: рождению, существованию, росту, воспроизводству, увяданию и гибели. Неподвластный внешней энергии, Кришна – высшая причина сотворения, сохранения и разрушения всего сущего.
Только по милости Кришны человек следует заповедям религии, улучшает своё экономическое положение, удовлетворяет потребности своих чувств и в конце концов освобождается от материального рабства. Достижение этих четырёх целей человеческой жизни возможно только по милости Кришны. Поэтому на великом жертвоприношении Раджасуя Ему первому нужно воздать почести, и все должны согласиться с этим. Поливая корень дерева, мы одновременно поим водой его ветви, листья и цветки, а отправляя пищу в желудок, питаем все остальные части тела. Точно так же, если первым на этом жертвоприношении мы почтим Господа Кришну, то удовлетворим всех присутствующих, в том числе великих полубогов. Тот, кто стремится раздавать пожертвования, обретёт благо, если будет делать это только ради Кришны, который в облике Сверхдуши пребывает в сердце каждого, независимо от формы тела или индивидуальных особенностей. Поэтому, если мы сумеем угодить Кришне, нами будут довольны все живые существа».

00:11:21 Сахадеве повезло, он понимал величие Кришны. Кратко рассказав о Его могуществе, он умолк.
Выслушав его, все присутствующие на этом великом жертвоприношении разразились рукоплесканиями. Одобряя его слова, они говорили: «Всё, что ты сказал, совершенно верно».
Убедившись, что все, особенно брахманы и учёные мудрецы, согласны с Сахадевой, Юдхиштхира оказал почести Господу Кришне, в точности следуя предписаниям Вед. Прежде всего царь Юдхиштхира омыл лотосные стопы Господа и окропил этой водой свою голову и головы своих братьев, жены, детей, других родственников и советников. После этого он преподнёс в дар Господу Кришне одежды из жёлтого шелка и множество драгоценных камней и украшений. Поклоняясь Господу Кришне, которому была отдана вся его любовь, царь Юдхиштхира испытывал такой восторг, что слёзы ручьём текли из его глаз и мешали ему видеть Господа.
Когда царь Юдхиштхира оказывал почести Шри Кришне, все присутствующие, встав со своих мест и благоговейно сложив ладони, восклицали: «Джая! Джая! Намаха! Намаха!» Когда все склонились перед Господом Кришной, с неба пролился цветочный дождь.

00:12:53 В этом собрании присутствовал и царь Шишупала. Он был заклятым врагом Кришны по многим причинам, и прежде всего потому, что Кришна похитил у него Рукмини, увезя её прямо с брачной церемонии. Шишупала не мог вынести того, чтобы Кришне оказывали такие почести и воздавали хвалу. Вместо того, чтобы радоваться, слушая, как прославляют Господа, он пришёл в ярость. Когда все встали, выражая почтение Кришне, Шишупала продолжал сидеть на своём месте, но его злоба и гнев всё усиливались.
Вдруг он вскочил и, потрясая кулаками, стал яростно и дерзко поносить Господа Кришну, стараясь говорить так, чтобы Кришна хорошо его слышал.
«Почтенное собрание, теперь я понял утверждение Вед, согласно которому над всем в этом мире властвует время. Несмотря на все наши попытки противостоять ему, время беспрепятственно осуществляет свой план. Как бы человек не старался выжить, если ему пришло время умереть, он не сможет остановить смерть. Хотя в этом собрании присутствует много могущественных людей и богов, влияние времени настолько сильно, что их ввели в заблуждение глупые речи какого-то юнца, прославляющего Кришну. Здесь собралось множество учёных мудрецов и старейшин, но все они согласились со словами глупого мальчишки. Это означает, что под влиянием времени даже у таких почтенных людей, как те, что находятся в этом собрании, может помутиться разум. Я нисколько не сомневаюсь, что они способны выбрать того, кто достоин первым получить почести, но не могу согласиться с предложением этого юнца Сахадевы, который превозносил Кришну и заявил, что Его следует первым почтить на этом жертвоприношении.

00:14:52 Я вижу в этом собрании много великих аскетов, которые предавались суровой тапасье и глубоко изучили священные писания. Своими познаниями и наставлениями они способны освободить от материальных страданий множество людей. Здесь собрались великие риши, чья мудрость безгранична, а так же многие осознавшие себя души и брахманы, любого из них можно было бы выбрать для Агра-пуджи, ибо им поклоняются великие полубоги, цари и императоры. Не понимаю, как вы могли выбрать этого пастуха Кришну, оставив в стороне столь великих людей. По мне, так Кришна ничем не лучше вороны, разве может Он быть достоин того, чтобы первым получить почести на этом великом жертвоприношении? Мы не можем даже установить, к какой касте принадлежит этот Кришна и каковы Его занятия и обязанности».
По сути, Кришна не принадлежит ни к одной из каст, и у Него нет предписанных обязанностей. В Ведах говорится, что Верховному Господу не требуется выполнять какие-то обязанности. Всё, что делается от Его имени, осуществляют Его разнообразные энергии.
Шишупала продолжал: «Кришна не принадлежит к знатному роду. Он настолько независим, что никто не знает, каковы Его религиозные убеждения. Похоже, что на Него вообще не распространяются заповеди религии. Он всегда поступает, как Ему заблагорассудится, нисколько не заботясь о предписаниях Вед и установленных правилах. Поэтому у Него нет никаких добродетелей».

00:16:43 Косвенным образом Шишупала прославлял Кришну, когда говорил, что на Него не распространяются предписания Вед. Это действительно так, ибо Кришна – Верховная Личность Бога. То, что у Него нет никаких добродетелей (гун), означает лишь, что у Него нет материальных качеств, и поскольку Он – Верховная Личность Бога, Он действует, как пожелает, ни от кого не завися в Своих поступках и не заботясь о соблюдении религиозных и прочих условностей.
Шишупала продолжал: «Так неужели Кришна достоин того, чтобы первым получить почести на этом жертвоприношении? Кришна настолько глуп, что покинул Матхуру, населённую необычайно возвышенными людьми, которые чтут традиции ведической культуры, и нашёл прибежище посреди океана, где никому не приходит в голову даже говорить о Ведах.
Вместо того, чтобы жить открыто, Он воздвиг посреди океана крепость и живёт там, где никто не обсуждает Веды. И всякий раз, когда Кришна покидает Свою крепость, Он, словно какой-нибудь вор или разбойник, приносит людям одни беды».

00:18:02 Шишупалу охватило бешенство от того, что Кришну сочли лучшим в этом собрании, достойным первым получить почести, и речь его была настолько безумна, что, как видно, удача отвернулась от него. Так, настигнутый злым роком, Шишупала безудержно поносил Кришну, а Господь Кришна терпеливо слушал его и не возражал. Как лев остаётся спокойным, заслышав вой стаи шакалов, так и Он невозмутимо хранил молчание.
Кришна не ответил ни на одно из оскорблений, брошенных Шишупалой, но все присутствующие в собрании, за исключением нескольких согласных с Шишупалой, пришли в негодование, ибо ни один достойный человек не станет терпеть обвинения в адрес Бога или Его преданных.
Те, кто считал себя неспособным обуздать Шишупалу, в знак протеста покинули собрание. Заткнув пальцами уши, чтобы не слышать новых обвинений, они проклинали Шишупалу и уходили. Согласно Ведам, нельзя оставаться там, где поносят Верховную Личность Бога. Иначе можно лишиться плодов своих благочестивых дел и родиться в низших формах жизни.

00:19:18 Все присутствовавшие там цари из династий Куру, Матсья, Кекая и Сринджая пришли в неописуемый гнев и тут же схватились за мечи и щиты, чтобы убить Шишупалу. Он же был настолько глуп, что ничуть не встревожился, хотя видел, что все цари готовы расправиться с ним. Произнося свои глупые речи, он не думал о том, что говорил, а когда увидел, что цари готовы броситься на него, он, вместо того чтобы замолчать, взял меч и щит, чтобы защищаться.
Когда Господь Кришна увидел, что на освящённой арене благодатной Раджасуя-ягьи вот-вот развернётся сражение, Он начал успокаивать рвущихся в бой царей. По Своей беспричинной милости Он решил Сам убить Шишупалу. Пока Шишупала бранил царей, готовых кинуться на него, Господь Кришна взял Свой диск, острый как лезвие бритвы, и мгновенно снёс Шишупале голову.
Когда Шишупала был убит, толпа разразилась громкими криками. Воспользовавшись всеобщим смятением, несколько царей-сторонников Шишупалы из страха за свою жизнь спешно покинули собрание. А Шишупале посчастливилось – его душа, на глазах у всех, вошла в тело Господа Кришны, подобно тому как огненный метеорит падает на землю.

00:20:53 Слияние души удачливого Шишупалы с божественным телом Кришны вызывает в памяти историю о Джайе и Виджайе, которые пали в материальный мир с планет Вайкунтхи, проклятые четырьмя Кумарами. Было решено, что три жизни подряд Джая и Виджая будут выступать в роли злейших врагов Господа, но по истечении этих трёх жизней вернутся в мир Вайкунтхи и будут служить Господу как Его приближённые.
Хотя Шишупала враждовал с Кришной, он ни мгновение не забывал о Нём и потому всегда пребывал в сознании Кришны. Шишупала всё время думал о Кришне, поэтому вначале он получил освобождение саюджья, погрузившись в бытие Всевышнего, а затем возвратился в своё изначальное положение и стал личным слугой Господа.
Бхагавад-гита подтверждает, что если человек, умирая, думает о Верховном Господе, то, оставив материальное тело, он тут же попадёт в царство Господа.
После спасения Шишупалы царь Юдхиштхира вознаградил всех, кто присутствовал на Раджасуя-ягье. Он щедро одарил брахманов и учёных мудрецов, которые участвовали в жертвоприношении, и после этого совершил церемониальное омовение. Омовение в конце ягьи также является частью ритуала и называется авабритха.

00:22:20 Так Господь Кришна помог Махарадже Юдхиштхире успешно завершить устроенную им Раджасуя-ягью. По просьбе Своих двоюродных братьев и других родственников Кришна остался в Хастинапуре ещё на несколько месяцев. Хотя царь Юдхиштхира и его братья не хотели, чтобы Господь Кришна уезжал, по прошествии нескольких месяцев Кришна попросил у царя позволение вернуться в Двараку и вместе со Своими жёнами и советниками отправился домой.
История падения Джайи и Виджайи с планет Вайкунтхи в материальный мир рассказывается в Седьмой Песни Шримад-Бхагаватам. Смерть Шишупалы непосредственно связана с рассказом о Джайе и Виджайе, но самое важное, что нужно уяснить из этой истории, – это то, что Верховный Господь, будучи абсолютным, может даровать освобождение каждому – и врагу, и другу. Поэтому не следует думать, что Господь к одним относится враждебно, а к другим по-дружески: и Его дружба, и Его вражда абсолютны, в них нет материальных различий.
Когда царь Юдхиштхира, в конце ягьи, совершил омовение и стоял в окружении брахманов и учёных мудрецов, он был прекрасен как владыка рая. Он щедро вознаградил полубогов, участвовавших в ягье, после чего все они, довольные и радостные, отправились в свои обители, восхваляя деяния царя и прославляя Господа Кришну.

00:23:52 Рассказав Махарадже Парикшиту о том, как Кришна убил Шишупалу, а также о благополучном окончании Раджасуя-ягьи, Шукадева Госвами отметил, что после того, как ягья была успешно завершена, лишь один человек не испытывал радости – это был Дурьодхана. Дурьодхана, ведший греховный образ жизни, был очень завистливым. Он родился в династии Куру как олицетворение неизлечимого недуга, от которого погибнет вся семья.
Шукадева Госвами уверил Махараджу Парикшита в том, что все лилы Господа Кришны, в частности расправа над Шишупалой и Джарасандхой и освобождение пленённых царей, – чисто духовны, и тот, кто услышит о них от сведущего человека, немедленно избавится от последствий всех своих грехов.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава семьдесят четвёртая «Освобождение Шишупалы».

транскрибирование: Сергей Дубровин | 22 июня 2018