Глава 20. Описание осени

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:34:36 | качество: mp3 64kB/s 15 Mb | прослушано: 1251 | скачано: 987 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:27 Победа Баларамы над Праламбасурой и уничтожение бушующего лесного пожара стали главной темой для разговоров во Вриндаване. Пастухи рассказывали об этих чудесных подвигах своим жёнам и соседям, а те не переставали изумляться. В конце концов жители Вриндавана решили, что Кришна и Баларама – полубоги, милостиво спустившиеся во Вриндаван и ставшие их детьми.
Так, незаметно наступила пора дождей. В Индии после испепеляющего летнего зноя сезон дождей встречают с огромной радостью. Люди радуются тучам, скрывающим солнце и луну, и все с нетерпением ждут, когда же начнётся дождь. После лета приход сезона дождей воспринимается всеми как возвращение к жизни.

00:01:24 Гром и вспышки молнии тоже доставляют людям много радости. Признаки наступающей поры дождей можно сравнить с признаками живых существ, находящихся во власти разных гун материальной природы. Безграничное небо подобно Верховному Брахману, а крошечные живые существа сравнимы с участком неба, покрытым тучами или с Брахманом, покрытым тремя гунами материальной природы.
Изначально все живые существа – неотъемлемые частицы Верховного Брахмана. Брахман, или безграничное небо, никогда не бывает целиком затянут тучами, они могут покрывать лишь часть его.
В Бхагавад-гите сказано, что живые существа – неотъемлемые частицы Верховного Господа, но они только незначительная Его часть. Эта часть покрыта гунами материальной природы, и по этой причине живые существа находятся в материальном мире.

00:02:26 Брахмаджьоти, духовное сияние, подобно солнечным лучам. Как солнечные лучи состоят из мельчайших корпускул света, так и брахмаджьоти – это мельчайшие частицы Верховной Личности Бога. Таких частиц Всевышнего бесконечно много, некоторые из них находятся во власти материальной природы, а другие свободны от её влияния.
Тучи образуются из воды, испарённой с земли солнечными лучами. В течение долгих восьми месяцев солнце испаряет влагу с поверхности земного шара. Влага собирается в виде туч, которые проливают воду на землю, когда она становится нужна. Аналогичным образом правительство взимает с граждан подоходный налог, налоги с продаж и другие налоги, которые те платят из доходов от своей деятельности: занятий сельским хозяйством, торговлей, промышленным производством и т.д.

00:03:25 Это можно сравнить с тем, как солнце собирает воду с поверхности земли. Когда на земле снова возникает нужда в воде, то же самое солнце превращает воду в тучи и распределяет её по всему земному шару. Таким же образом собранные с граждан налоги должны снова возвратится к ним в виде расходов правительства на образование, медицинскую помощь и другие социальные нужды. Это очень важно для хорошего управления государством. Правительство не должно собирать налоги, чтобы тратить их без пользы. Собранные налоги необходимо использовать на благо всех жителей государства.
В сезон дождей повсюду дуют сильные ветры. Они переносят тучи из одного места в другое, чтобы принести животворную влагу всем нуждающимся в ней существам. После летней жары возникает необходимость в воде, и тучи похожи на богатого человека, который в периоды нужды раздаёт деньги, хотя при этом он истощает свою казну. Точно также тучи истощают себя, распределяя воду по всей поверхности земного шара.

00:04:40 Когда Махараджа Дашаратха, отец Господа Рамачандры, сражался с врагами, говорили, что он подобен землепашцу, выпалывающему сорняки и выкорчевывающему деревья, а когда нужно было раздавать пожертвования, он раздавал средства точно так же, как туча льёт дождь.
Тучи изливают так много дождя, что их сравнивают с благородным человеком, щедро раздающим свои богатства. Тучи столь щедры, что проливают дождь даже над скалами и горами, над океанами и морями, где вода вовсе не нужна. Тучи напоминают щедрого человека, который открывает свою казну для всех и не делает различия между теми, кому нужна помощь и теми, кто в ней не нуждается. Он не скупясь раздаёт свои богатства.
Перед наступлением сезона дождей земля сильно истощается и кажется неплодородной, но после дождей на ней появляется пышный зелёный покров, и она выглядит здоровой и полной жизненных сил. Плодородная цветущая земля подобна человеку, который предавался суровой аскезе ради исполнения своих материальных желаний.

00:05:56 Иногда к власти в стране приходит негодное правительство, и тогда отдельные люди и целые партии начинают совершать суровую аскезу для того, чтобы взять власть в свои руки. Когда же они добиваются этого, то искупают свои муки, назначая себе высокие оклады. Их недолгое процветание подобно цветению земли во время сезона дождей. В действительности совершать аскезу и терпеть лишения нужно только для того, чтобы обрести духовное счастье.

В Шримад-Бхагаватам говорится, что тапасью, или аскезу, необходимо совершать только ради постижения Всевышнего. Совершая аскезу в преданном служении, человек возвращается к духовной жизни и испытывает безграничное духовное блаженство, но, как сказано в Бхагавад-гите, если аскезе предаются ради материальных благ, её результаты временны, и стремятся к ним только недалекие люди.

00:06:57 В пору дождей по вечерам над верхушками деревьев можно увидеть много светляков, мерцающих, как огоньки. Однако небесные светила: звезды, луна - в это время не видны. Точно так же в Кали-югу атеисты и грешники выдвигаются на первый план, а те, кто по-настоящему следует предписаниям Вед и стремится к духовному освобождению, находятся в тени.
Нынешняя эпоха, Кали-юга, подобна сезону дождей, когда небо затянуто тучами. В это время подлинное знание отступает под натиском материального прогресса цивилизации. Создатели дешёвых философских систем, атеисты и самозваные учителя псевдорелигий у всех на виду, как светляки, а те, кто строго следует ведическим принципам, наставлениям священных писаний, скрыты тучами Кали-юги. Вместо того, чтобы довольствоваться огоньками светляков, люди должны научиться пользоваться светом небесных светил – солнца, луны и звёзд. Светляки не способны рассеять ночную тьму, но даже в сезон дождей небо иногда очищается от туч, и тогда становятся видны звёзды, луна и солнце.

00:08:21 Подобно этому, у Кали-юги тоже есть свои преимущества, например, сейчас в Кали-югу можно услышать, как участники движения Господа Чайтаньи, основанного на учении Вед, поют мантру Харе Кришна. Люди, стремящиеся к подлинному свету, должны воспользоваться теми благами, которые несёт им это движение, а не рассчитывать, что их жизнь озарят умствующие философы и атеисты.
После первого дождя, когда в небе гремит гром, начинают квакать лягушки. Так ученики разом принимаются вслух повторять заданный им урок. Ученикам положено вставать очень рано, но обычно они спят, пока не услышат звон колокола в гурукуле или близлежащем храме. По указанию духовного учителя они немедленно встают и, исполнив свои утренние обязанности, садятся изучать Веды или повторять ведические мантры.

00:09:24 Все живые существа спят во тьме Кали-юги, но, когда появляется великий ачарья, люди, по одному его призыву, начинают изучать Веды, чтобы обрести истинное знание. В пору дождей множество маленьких прудов, озёр и ручьёв наполняются водой, но потом они пересыхают и остаются сухими весь год. Также сухи и материалисты. Иногда, достигнув так называемого благополучия, обзаведясь семьёй, детьми и небольшим счётом в банке, они как будто начинают процветать, но очень скоро в их жизни наступает засуха, как для маленьких прудов и ручейков.
Поэт Видьяпати писал, что друзья, дети и жена, безусловно, приносят нам некоторую радость, но эта радость подобна капле воды в пустыне. Все люди жаждут счастья, подобно тому как в пустыне все жаждут воды. Но, если в пустыне мы найдём каплю воды, хоть это и вода, пользы от неё очень мало.
В материальной жизни, подобной пустыне, мы мечтаем о счастье, большом, как океан, но то счастье, которое приносят нам общество, друзья и земная любовь – всего лишь капля воды. Так мы никогда не найдём счастья, подобно тому как ручейки, озёра и пруды никогда не наполнятся водой во время засухи.

00:10:56 После дождя начинает зеленеть трава, деревья и другие растения. Иногда на траву садятся маленькие красные жучки, сочетание зелёных и красных тонов дополняют пятна похожих на зонтики грибов. Тогда вся картина меняется, подобно тому как меняется внезапно разбогатевший человек.
Земледелец радуется обильному урожаю зерна на своём поле, но богатые предприниматели, не знающие о существовании высших сил, огорчаются, так как боятся падения цен, вызванного перепроизводством сельскохозяйственных продуктов.
В некоторых странах предприниматели, вошедшие в правительство, налагают ограничения на количество зерна, которое имеют право выращивать фермеры, не зная, что, на самом деле, всё зерно даёт людям Верховная Личность Бога. В Ведах говорится: эко бахунам йо видадхати каман. Верховная Личность Бога поддерживает сотворённый мир и обеспечивает каждого всем необходимым. Когда население растёт, Верховный Господь Сам заботится о том, чтобы прокормить людей. Однако безбожникам и грешникам не нравится, когда в стране выращивается больше зерна, особенно если от этого они несут убытки.

00:12:20 В пору дождей все живые существа на земле, в небе и в воде преображаются, как преображается человек, посвятивший себя полному любви трансцендентному служению Господу. Наглядный пример тому – наши ученики в Международном обществе сознания Кришны. До того, как эти молодые люди стали нашими учениками, у них был очень неопрятный вид, хотя природа наделила их красотой. Они были не знакомы с сознанием Кришны и потому выглядели неопрятными и несчастными.
Начав практиковать йогу в сознании Кришны, молодые люди стали здоровее благодаря соблюдению правил и предписаний, и теперь светятся в одеждах шафранового цвета, со знаком тилака на лбу, с чётками в руках и бусами на шее они выглядят, как посланцы с Вайкунтхи.

00:13:11 В пору дождей, когда реки переполняются и мчатся в океан, в океане возникает волнение. Подобно этому, если человек, который занимается мистической йогой, не достиг высокого духовного уровня, возникшее у него половое желание может возбудить его и помешать занятиям. В период дождей на высокие горы обрушиваются потоки дождя, но горы остаются незыблемы. Точно так же человек, развивший в себе сознание Кришны, не теряет присутствие духа даже при появлении трудностей. Человек духовно зрелый принимает жизненные трудности как милость Господа, поэтому он, безусловно, достоин того, чтобы вступить в духовное царство.
В сезон дождей некоторыми дорогами перестают пользоваться, и они зарастают высокой травой. Эти дороги похожи на тех брахманов, которые не изучают священные писания и не пользуются методами очищения, рекомендованными в Ведах. Такие брахманы зарастают высокой травой майи. Забыв о своей духовной природе, они забывают и о своём предназначении – вечно служить Верховной Личности Бога.

00:14:28 Человек, заросший травой майи, считает себя её порождением и под влиянием иллюзии забывает о духовной жизни. В сезон дождей молния, вспыхнув в одной туче, сразу же перекидывается на другую. Так же ведёт себя похотливая женщина, которая не может довольствоваться одним мужчиной.
Туча подобна богатому и добродетельному человеку, поскольку она изливает дождь и тем самым даёт многим людям средства к существованию. Точно так же богатый и добродетельный человек содержит многих людей, членов семьи и своих работников.
К сожалению, всю его жизнь может погубить жена, если она разведётся с ним. Тогда муж лишается покоя, рушится семья, он теряет детей, а его бизнес терпит крах. Словом, развод сказывается на всём. Поэтому женщине, которая хочет обрести сознание Кришны, рекомендуется мирно жить с мужем, супруги не должны расставаться ни при каких обстоятельствах. Муж и жена должны ограничить половые отношения и сосредоточить ум на сознании Кришны, чтобы достичь цели жизни. В конце концов, в материальном мире мужчине нужна женщина, а женщине мужчина. Когда они сходятся друг с другом, им следует жить мирно в сознании Кришны, а не метаться как молния, которая сверкает то в одной туче, то в другой.

00:16:08 Иногда в пору дождей на небе появляется радуга и стоит, как лук, хотя и без тетивы. Лук изогнут потому, что его концы соединены тетивой, но у радуги нет тетивы, и всё же, красиво изогнутая, она стоит на небе. Точно так же, когда Верховный Господь нисходит в материальный мир, Он кажется похожим на обычного человека, однако Он не связан законами материального мира.
В Бхагавад-гите Господь говорит, что Он является с помощью Своей внутренней энергии и не подвластен внешней энергии. То, что для обычного человека рабство, для Верховной Личности Бога – свобода.
В период дождей луна закрыта тучами и видна лишь временами. Иногда кажется, будто луна движется вместе с тучами, но в действительности она неподвижна и только из-за движения туч кажется, будто луна перемещается. Подобно этому, когда человек отождествляет себя с изменчивым материальным миром, его истинное духовное сияние скрыто тучами иллюзии, и перемены в его материальной деятельности представляются ему перемещением с одного этапа жизни на другой. Это результат воздействия ложного эго, которое образует рубеж между духовным и материальным бытием, точно так же, как движущаяся туча – рубеж между лунным светом и темнотой.

00:17:40 В период дождей, когда на небе появляются первые тучи, павлины, увидев их, от радости начинают танцевать. Павлинов можно сравнить с людьми, испытывающими трудности в материальной жизни. Если они встретят на своём пути человека, который с любовью и преданностью служит Господу, и начнут общаться с ним, их жизнь озарится светом знания, и они будут танцевать, как павлины. Мы видели это своими глазами, многие наши ученики, до того как присоединились к Обществу сознания Кришны, были угрюмы и замкнуты, но теперь, после встречи с преданными, они танцуют, как ликующие павлины.
Деревья и травы растут, питаемые водой, которую получают из почвы. Точно так же, подвергая себя аскезе, человек иссыхает, но, когда аскеза завершена и он получает её плоды, он начинает радоваться жизни и ищет удовольствий в кругу семьи, в обществе, любви, домашних делах и т. д. Он радуется жизни, как радуются ей молодые побеги и свежая трава. Часто можно видеть, как утки и журавли бродят по берегам озёр и рек, несмотря на то, что они покрыты илом и колючими сорняками. Подобно им, семейные люди, не обладающие сознанием Кришны, продолжают жить материальной жизнью несмотря на все её тяготы.

00:19:11 В семейной жизни, как и в жизни вообще, нельзя быть в полной мере счастливым, без сознания Кришны. Шрила Нароттама дас Тхакур в своих молитвах говорит, что он стремится к общению с людьми, будь они грихастхи или санньяси, которые посвятили себя трансцендентному любовному служению Господу и постоянно призывают святое имя Шри Чайтаньи Махапрабху.
Для материалиста окружающий его мир становится со временем всё более и более враждебным, тогда как человеку в сознании Кришны мир представляется радостным и счастливым. Иногда ограждения, поставленные вокруг полей, рушатся под напором бурных потоков дождя. Подобно этому, лживая атеистическая пропаганда в Кали-югу ломает заслон ведических предписаний. В результате люди постепенно опускаются и становятся безбожниками.
В пору дождей тучи, гонимые ветром, приносят долгожданную влагу, которая кажется людям нектаром. Когда последователи Вед, брахманы, вдохновляют богатых людей, царей или состоятельных торговцев, давать средства для больших жертвоприношений, такая раздача богатств тоже воспринимается как нектар.

00:20:34 Четыре сословия человеческого общества: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры – должны жить в мире и сотрудничать друг с другом. Это возможно, если ими руководят брахманы, хорошо знающие Веды, которые совершают жертвоприношения и справедливо распределяют богатства.
После дождей лес Вриндавана стал ещё прекраснее. В нём было много спелых фиников, плодов манго, ежевики и других ягод и фруктов. Верховный Господь Кришна вместе со Своими друзьями и Господом Баларамой отправился в лес, чтобы насладиться красотой нового времени года. Коровы, питаясь свежей травой, очень поздоровели, их вымя наполнились молоком. Когда Господь Кришна стал выкликать Своих коров по именам, из любви они тотчас подходили к Нему, и от радости у них из вымени текло молоко.

00:21:36 Господь Кришна испытывал огромное удовольствие, гуляя по лесу недалеко от холма Говардхана. На берегу Ямуны Он видел висевшие на деревьях ульи, из которых сочился мёд. С Говардханы низвергалось множество водопадов, и Господь Кришна слышал их радостный шум, когда заглядывал в пещеры. На исходе сезона дождей, когда уже чувствовалось приближение осени, бывало, что Кришна и Его спутники, особенно если в лесу шёл дождь, укрывались под деревом или в одной из пещер Говардханы, ели там спелые фрукты и перешучивались друг с другом.
Когда Кришна и Баларама были в лесу, матушка Яшода обычно присылала Им фрукты, сладости и рис, смешанный с йогуртом. Получив их, Кришна садился на камень на берегу Ямуны и приглашал друзей разделить с Ним трапезу. Когда Кришна и Баларама с друзьями ели, они одновременно приглядывали за коровами, быками и телятами. Порой коровы уставали стоять из-за тяжести переполненного молоком вымени, тогда они опускались на землю и, жуя сочную траву, выглядели совершенно счастливыми, и Кришне было приятно смотреть на них. Он с гордостью любовался красотой леса после дождя, ведь эта красота была творением Его энергии. В такие моменты Кришна превозносил природу за чудеса, совершаемые ею в сезон дождей.

00:23:16 В Бхагавад-гите говорится, что материальная энергия, то есть материальная природа, не является независимой в своей деятельности – она действует под надзором Кришны. Это подтверждается в «Брахма-самхите», где сказано, что материальная природа, которую называют Дургой, является тенью Кришны, и беспрекословно выполняет любое Его приказание. Поэтому красота природы в сезон дождей тоже была явлена по воли Кришны, и Он очень гордился красотой материального творения.
Пока Кришна и Баларама наслаждались дарами сезона дождей, постепенно наступила осень. Воды озёр, рек и ручьёв стали чистыми и прозрачными, повеял свежий, ласковый ветер. С приходом осени небо очистилось от туч и снова обрело свой естественный голубой цвет. Лотосы, распустившиеся на чистой глади лесных озёр, напоминали людей, которые перестали заниматься йогой, но потом вернулись к духовной жизни и благодаря этому снова обрели красоту.

00:24:32 С приходом осени всё естественным образом преображается и становится прекрасным. Подобно этому, когда материалист приобщается к сознанию Кришны, к духовной жизни, он тоже становится чистым, как небо и вода в осеннюю пору. Осень прогоняет чёрные тучи с неба и грязную воду из водоёмов. В эту пору земля тоже очищается от грязи. Так и человек, вставший на путь сознания Кришны, быстро очищается от грязи и снаружи, и внутри. Поэтому Кришна известен под именем Хари – «тот, кто забирает». Кришна сразу забирает все нечистые привычки у того, кто обращается к сознанию Кришны.
Осенние облака имеют белый цвет, поскольку не несут в себе воды. Подобно этому человек, отошедший от дел, освободившийся от семейных забот (содержания дома, жены и детей) и целиком посвятивший себя сознанию Кришны, избавляется от всех тревог, и становится таким же чистым, как белые осенние облака.

00:25:41 Иногда осенью водопады льются с горных вершин и приносят чистую воду, а иногда они иссякают. Так и великие святые порой несут людям чистое знание, а порой молчат. Маленькие пруды, наполнившиеся водой в пору дождей, осенью постепенно пересыхают, но живущие там рыбки не понимают, что их убежище с каждым днём становится всё мельче и мельче. Закоренелые материалисты тоже не могут понять, что оставшееся время их жизни день ото дня уменьшается. Такие люди заботятся лишь о коровах, имуществе, детях, жене и друзьях.
Под палящими лучами солнца вода в маленьких водоёмах постепенно убывает, и это наполняет тревогой их обитателей, которые похожи на людей, неспособных обуздать чувства. Такие люди всегда страдают из-за того, что не могут наслаждаться жизнью или как следует содержать семью. Покрытая илом земля постепенно высыхает, а молодые растения вянут. Так же и у того, кто приобщился к сознанию Кришны, со временем пропадает стремление к радостям семейной жизни.

00:27:03 С приходом осени воды океана становятся спокойными, безмятежными. Так и человек, преуспевший в самоосознании, освобождается от беспокойств, причиняемых тремя гунами материальной природы.
Осенью крестьяне сохраняют воду на полях, огораживая их земляными валами, чтобы вода не утекала. Вряд ли можно надеяться на новые дожди, поэтому крестьяне стараются сберечь хотя бы ту воду, что осталась на полях. Так и тот, кто достиг высокой ступени самоосознания, бережёт свою энергию, обуздывая чувства.
Когда человеку исполняется пятьдесят лет, ему рекомендуется оставить семью и хранить энергию тела для совершенствования в сознании Кришны. Тот, кто не способен управлять своими чувствами и занимать их в трансцендентном любовном служении Мукунде, не сможет обрести освобождение.

00:28:03 Осенью в дневное время солнце палит нещадно, однако ночью, благодаря лунному свету, можно отдохнуть от изнуряющей дневной жары. Так и человек, нашедший убежище у Мукунды, Кришны, избавляется от страданий, которые испытывают те, кто по недоразумению отождествляет себя с материальным телом.
Мукунда, Кришна, также приносит утешение и девушкам Вриндавана. Эти девушки всегда страдают от разлуки с Кришной, но когда они встречаются с Ним лунной осенней ночью, усталость, вызванная разлукой с Ним проходит.
Когда небо очищается от туч, звёзды по ночам светят очень ярко, так и люди, которые обрели сознание Кришны, очищаются от скверны и становятся столь же прекрасными, как звёзды в осеннем небе.

00:29:04 Веды содержат предписания для тех, кто хочет обрести знание (гьяну), и для тех, кто желает заниматься мистической йогой или кармической деятельностью (совершать жертвоприношения), но конечная цель Вед указана в Бхагавад-гите – тщательно изучив Веды, человек должен обратиться к сознанию Кришны. Чистое сердце преданного, обладающего сознанием Кришны, можно сравнить с чистым осенним небом. Осенью луна, окружённая звёздами, ярко светит на ночном небосклоне, а на небе династии Яду явился Сам Господь Кришна, и в окружении Ядавов Он был подобен луне среди россыпи звёзд.
Когда в лесу распускается много цветов, свежий, напоённый их ароматами ветер приносит огромное облегчение людям, которые страдали от жары летом и от ливней в дождливую пору. К сожалению, этот ветер не приносит облегчения гопи, сердца которых были отданы Кришне. Все остальные могли радоваться ласковому осеннему ветру, но гопи радовались, только когда находились в объятиях Кришны.
С приходом осени коровы, лани, птицы и все существа женского пола, обычно, зачинают потомство, ибо в это время их мужья становятся особенно сладострастными. Вынашивающие плод женщины похожи на трансценденталистов, которые, милостью Всевышнего, обрели надежду достичь цели человеческой жизни.

00:30:48 Шрила Рупа Госвами в «Упадешамрите» говорит, что человек должен служить Господу с большим воодушевлением, терпением и убеждённостью. Он должен следовать всем правилам и предписаниям, избегать материального осквернения и всегда оставаться в обществе преданных. Следуя этим шести заповедям, он непременно получит желанный плод преданного служения. Для того, кто терпеливо выполняет все правила преданного служения, обязательно придёт время, когда он достигнет желаемого результата, подобно тому как женщина, забеременев, в конце концов получает желанное дитя.
Осенью, когда на озёрах нет лилий, там расцветает множество лотосов, и лилии, и лотосы растут благодаря солнечному свету, но палящее осеннее солнце благотворно только для лотосов. Так и в стране, где царь или правительство очень сильны, не могут процветать преступники – воры и грабители. Когда люди уверены, что не будут ограблены, они работают на благо государства с радостью. Сильное правительство сравнивают с палящем осеннем солнцем, лилии – с грабителями и другими преступниками, а цветы лотоса с довольными гражданами.

00:32:13 Осенью на полях созревают злаки. В эту пору земледельцы радуются урожаю и совершают различные обряды, один из которых наванна – подношение зерна нового урожая Верховной Личности Бога.
Сначала зерно подносят Божествам в различных храмах, после чего всех угощают сладким рисом из зерна нового урожая. Существуют и другие религиозные обряды, и виды поклонения, в особенности в Бенгалии, где проводится самая пышная из таких церемоний – Дурга-пуджа.
Во Вриндаване осень была особенно хороша благодаря присутствию там Кришны и Баларамы, каждый из которых Верховная Личность Бога.

00:33:03 После сезона дождей, купцы, царские чиновники и великие мудрецы получили возможность свободно передвигаться, и пользовались этим, чтобы достичь желанных целей. Трансценденталисты тоже достигают желанной цели, когда освобождаются от оков материального тела. В пору дождей купцы не могут переезжать с одного места на другое и поэтому не получают желанной прибыли. Царские чиновники тоже не могут ездить по стране и собирать налоги, и святые, которые должны путешествовать и нести людям трансцендентное знание, в пору дождей вынуждены оставаться на одном месте, но осенью все они словно выходят из заточения.
Пока трансценденталист, будь он гьяни, йог или преданный, находится в материальном теле, он не может по-настоящему вкусить плоды своей духовной деятельности. Но, оставив тело, гьяни сливается с духовным сиянием Всевышнего, йог переносится на одну из высших планет, а бхакта отправляется на планету Верховного Господа – Голоку Вриндавана, или на одну из Вайкунтха-лок и там наслаждается вечной духовной жизнью.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава двадцатая «Описание осени».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 19 January 2018