Глава 82. Господь Кришна и Баларама встречаются с жителями Вриндавана

01 января 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:31:35 | качество: mp3 64kB/s 14 Mb | прослушано: 358 | скачано: 437 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:29 Когда Господь Кришна и Баларама мирно жили в Своём великом городе Двараке, произошло довольно редкое событие – полное солнечное затмение, какие обычно бывают в конце калпы, то есть дня Брахмы. В конце каждой калпы солнце затягивает громадная туча, непрестанно льёт дождь и все низшие планеты, вплоть до Сваргалоки, оказываются затопленными.
Благодаря расчётам астрономов о приближающемся солнечном затмении стало известно заранее, и многие люди, мужчины и женщины, собрались на Курукшетре, в святом месте под названием Саманта-панчака.
Место паломничества Саманта-панчака знаменито тем, что Господь Парашурама совершил здесь великие жертвоприношения, после того как двадцать один раз истребил всех кшатриев в мире. Когда Господь Парашурама убивал кшатриев, их кровь потоками текла по земле. Господь Парашурама вырыл в Саманта-панчаке несколько больших озёр и наполнил их этой кровью.

00:01:39 Господь Парашурама принадлежит к вишну-таттве. Как сказано в «Ишопанишад», вишну-таттву не могут осквернить никакие греховные деяния. Но даже обладая необычайным могуществом и неосквернённой чистотой, Господь Парашурама совершал в Саманта-панчаке великие жертвоприношения, чтобы искупить Свой грех – убийство кшатриев – и подать пример, достойный подражания. Своим примером Господь Парашурама показал, что хотя порой убивать необходимо, ничего хорошего в этом нет. Если даже Господь Парашурама винил Себя за убийство кшатриев, считая его грехом, то как сурово должны винить себя мы, когда неоправданно совершаем подобные ужасные деяния. С незапамятных времён во всём мире убийство живых существ считалось недопустимым.
По случаю солнечного затмения в место паломничества Саманту-панчаку съехались великие люди со всей Бхарата-варши.
Шукадева Госвами упоминает некоторых из них. Из старейшин там были: Акрура, Васудева и Уграсена, из молодого поколения: Гада, Прадьюмна, Самба и многие другие Ядавы. Все они приехали для того, чтобы искупить грехи, которые совершали, исполняя свои обязанности. Поскольку почти все Ядавы отправились на Курукшетру, Анируддхе – сыну Прадьюмны, Критаварме – главному военачальнику Ядавов, а также Сучандре, Шуке и Саране пришлось остаться в Двараке, чтобы город не оказался без защиты.

00:03:18 Все Ядавы были от рождения очень красивы, но в это время они, увешанные золотыми ожерельями и гирляндами из цветов, превосходно одетые, вооружённые, выглядели во сто крат красивее и величественнее обычного. Они прибыли на Курукшетру в роскошных колесницах, похожих на воздушные корабли небожителей, запряжённые в них кони неслись как огромные океанские валы. Некоторые Ядавы восседали на больших могучих слонах, которые, казалось, не шли, а плыли словно тучи. Их жёны ехали в изысканно убранных паланкинах, которые несли прекрасные, как видьядхары, носильщики. Все собравшиеся были похожи на полубогов с райских планет.
По прибытию на Курукшетру Ядавы, как предписано в шастрах, торжественно и сосредоточенно совершили омовение и в течение всего солнечного затмения постились, чтобы избавиться от последствий своих грехов. Веды рекомендуют во время затмения давать как можно больше пожертвований, поэтому Ядавы раздали брахманам сотни коров. На ногах у коров были золотые колокольчики, а на шеях – цветочные гирлянды.

00:04:34 Когда затмение окончилось, Ядавы снова совершили омовение в озёрах, созданных Господом Парашурамой. Затем они накормили брахманов вкусными и сытными блюдами, приготовленными на топлённом масле.
Согласно Ведам пища бывает «сырой» и «варёной». Сырая пища –  это не только овощи или зерно, не прошедшие кулинарную обработку, но и пища, приготовленная на воде. «Варёной» же называют пищу, приготовленную в топлёном масле. Чапати, дал, рис и обычные овощи – всё это «сырая» пища, так же как фрукты и салаты, но пури, качори, самосы и многие сладости считаются «варёными».
Всех брахманов, приглашённых Ядавами на торжества, накормили «варёной пищей». Обряды, которые проводили Ядавы, внешне напоминали ритуалы, совершаемые карми. Но карми, совершая какой-нибудь ритуал, стремятся получить нечто для собственного чувственного наслаждения – высокое положение, хороший дом, хорошую жену, хороших детей, богатство, но Ядавы не стремились к этому. Они хотели только одного – обладать нерушимой верой в Кришну и всегда преданно служить Ему. Все Ядавы были великими слугами Господа. После многих жизней, посвящённых благочестивой деятельности, они получили возможность общаться с Господом Кришной. И теперь, совершая омовение в месте паломничества на Курукшетре, проводя там во время затмения установленные обряды и угощая брахманов, они тем самым выражали свою преданность Кришне. Их Господом, единственным объектом их поклонения, был Кришна.

00:06:18 По обычаю, досыта накормив брахманов, хозяева, с их разрешения, могут тоже вкусить прасад. Получив позволение брахманов, все члены рода Яду сели за трапезу. Потом они расположились для отдыха под большими тенистыми деревьями и, хорошо отдохнув, приготовились принимать гостей – друзей, родственников, царей вассальных государств. В их числе были правители провинций: Матсья, Ушинара, Кошала, Видарбха, Куру, Сриньджая, Камбоджа, Кекайя, Мадрас, Кунти, Анарта, Керала и многих других земель. Некоторые из правителей относились к Ядавам враждебно, а некоторые были дружественны. Но среди всех выделялись гости из Вриндавана.
Махараджа Нанда и другие жители Вриндавана очень тревожились и страдали от разлуки с Кришной и Баларамой. Воспользовавшись солнечным затмением как предлогом, все они приехали, чтобы повидать Кришну и Балараму, которые были для них дороже жизни. Обитатели Вриндавана дружили с Ядавами и всегда желали им добра. Их встреча после долгой разлуки была очень трогательной. Ядавы и жители Вриндавана были настолько рады этой встрече, что она представляла собой удивительное зрелище.

00:07:42 Их сердца громко бились от ликования, а лица сияли как только что распустившиеся лотосы. Из глаз их текли слёзы, тела трепетали, и восторг, который они испытывали, был так велик, что на какое-то время они лишились дара речи. Иными словами, они погрузились в океан блаженства. Так же радостно, как и мужчины, встретились женщины. Они сердечно обнимались, обменивались нежными улыбками и с большой любовью смотрели друг на друга. Обнимаясь, женщины невольно обсыпали друг друга порошком шафрана, которым была припудрена их грудь, и испытывали при этом неземной экстаз. Нежные объятия сопровождались потоками слёз, которые струились по их щекам.
Младшие почтительно кланялись старшим, а те осыпали их благословениями. Приветствуя друг друга, они расспрашивали, кто как поживает. Однако, в конце концов, все их разговоры сводились только к Кришне. Все они, соседи и родственники, были связаны с лилами Господа Кришны в этом мире, и потому Кришна всегда находился в центре их жизни. Какими бы делами они ни занимались: общественными, политическими, религиозными или самыми обыденными – вся их деятельность была трансцендентной.
Достичь истинного совершенства можно только обладая знанием и отрешённостью. Как сказано в Первой песни Шримад-Бхагаватам: к тому, кто с любовью и преданностью служит Кришне, сами собой приходят совершенное знание и отрешённость.

00:09:25 Все помыслы Ядавов и обитателей Вриндавана были сосредоточены на Кришне, а это значит, что они обладали совершенным знанием. И поскольку они всегда думали о Кришне, их деятельность не была материальной. Шрила Рупа Госвами называет эту стадию жизни юкта-вайрагьей. Таким образом, знание и отрешённость отнюдь не означают отвлечённое философствование и отказ от всякой деятельности. Когда человек обретает истинное знание и отрешённость, каждое его слово и действие связаны с Кришной.
На Курукшетре после долгой разлуки встретились брат и сестра – Васудева и Кунтидеви. С ними были их сыновья с жёнами и детьми и другие члены их семей. За беседой они быстро позабыли обо всех своих несчастьях.
Кунтидеви обратилась к своему брату с такими словами: «Дорогой брат, мне горько от того, что не исполнилось ни одно из моих желаний. Как могло случиться, что ты, мой брат, такой добродетельный и совершенный во всех отношениях человек, не подумал, каково мне было, когда на меня обрушились все эти невзгоды?»
Кунтидеви, по-видимому, вспомнила о тех тяжёлых временах, когда коварные Дхритараштра и Дурьодхана изгнали её вместе с сыновьями из дома.

00:10:51 «Мой дорогой брат, – продолжала она, – я знаю, что, когда судьба отворачивается от человека, о нём забывают даже ближайшие родственники. Тогда даже родной отец, мать и дети забывают о нём. Поэтому, дорогой брат, я не виню тебя».
Васудева ответил сестре: «Дорогая сестра, не печалься и не упрекай меня. Надо всегда помнить, что мы всего лишь игрушки в руках провидения. Всеми нами управляет Верховный Господь. Подвластные Ему, мы совершаем различные поступки и пожинаем их плоды.
Ты знаешь, дорогая сестра, о том, как много мы претерпели от царя Камсы и как бежали, кто куда, от его преследований. Мы постоянно жили в страхе и тревоге и лишь совсем недавно, считанные дни назад, по милости Господа, смогли вернуться в свои владения».
Затем Васудева и Уграсена радушно приняли царей, которые прибыли на встречу с ними. Увидев Господа Кришну, цари ощутили духовное блаженство и умиротворение. Среди наиболее важных гостей были: Бхишмадева, Дроначарья, Дхритараштра и Гандхари вместе со своими сыновьями, царь Юдхиштхира и его жена, другие Пандавы вместе с царицей Кунти, а также Санджая, Видура, Крипачарья, Кунтибоджа, Вирата, Бхишмака, царь Нагнаджит, Пуруджит, Друпада, Шалья, Дхриштакету, царь Каши, Дамагоша, Вишалакша, царь Митхилы, царь Мадраса (прежде известного под названием Мадра), царь Кекайи, Юдхаманью, Сушарма, Бахлика с сыновьями, там были и многие другие правители, подвластные царю Юдхиштхире.

00:12:44 Когда гости увидели Господа Кришну с тысячами Его цариц, они восхитились этим зрелищем, исполненным божественной красоты и великолепия. Все присутствующие поочерёдно подошли к Господу Балараме и Господу Кришне и, встретив самый тёплый приём, начали прославлять представителей рода Яду, особенно Кришну и Балараму.
Уграсена, который был царём Бходжей, почитался старшим среди Ядавов, поэтому гости обратились прежде всего к нему: «Досточтимый Уграсена, царь Бходжей, воистину, в этом мире только Ядавы во всех отношениях безупречны и совершенны. Слава вам! Вы столь совершенны потому, что всегда имеете возможность видеть Господа Кришну. Многочисленные йоги-мистики, совершая суровую тапасью, ищут Его долгие годы, вы же всегда можете непосредственно общаться с Ним.
Верховную Личность Бога, Кришну, славят все ведические гимны. Воды Ганги священны, потому что омывают Его лотосные стопы. Ведические писания – не что иное как наставления Господа Кришны. Смысл изучения Вед в том, чтобы познать Кришну. Слова Кришны и рассказы о Его деяниях всегда очищают человека от материальной скверны.

00:14:09 Всесильное время уничтожило почти все богатства этого мира, но с тех пор как Кришна появился на земле и освятил её прикосновением Своих лотосных стоп, на этой планете вновь наступило благоденствие. Благодаря присутствию Кришны постепенно осуществляются все наши замыслы и желания.
О великий царь Бходжей, ты связан с родом Яду и брачными, и кровными узами. Поэтому ты можешь постоянно общаться с Господом Кришной, видеть и касаться Его. Господь Кришна ходит рядом с тобой, разговаривает с тобой, сидит подле тебя, проводит с тобой часы досуга и делит с тобой трапезу. На первый взгляд может показаться, что Ядавы всегда поглощены мирскими делами, которые, как считается, ведут в ад. Но благодаря присутствию Господа Кришны, изначальной Личности Бога, Вишну – всеведущего, вездесущего и всемогущего – вы свободны от материальной скверны. Вы уже обрели духовное спасение и пребываете на уровне Брахмана».
Когда Махараджа Нанда и другие обитатели Вриндавана узнали, что во время солнечного затмения Кришна и все Ядавы соберутся на Курукшетре, они тотчас решили поехать туда. Царь Нанда и пастухи собрали в дорогу всё необходимое, погрузились на повозки, запряжённые волами, и вместе с другими жителями Вриндавана отправились на Курукшетру, чтобы повидать своих любимых сыновей – Господа Балараму и Господа Кришну.

00:15:55 Когда вриндаванские пастухи прибыли на Курукшетру, Ядавы очень обрадовались. Едва завидев подъезжающих, они дружно встали, приветствуя их, и выглядели так, как будто к ним только что вернулась жизнь. Ядавы и жители Вриндавана давно мечтали увидеться, и вот наконец встретившись, они тепло обнялись и долго не разжимали объятий.
Как только Васудева увидел Махараджу Нанду, он вскочил со своего места, поспешил к нему и с большой любовью обнял его. Васудева рассказал ему обо всём, что с ним произошло: о том, как царь Камса заточил его в темницу, как были убиты его сыновья и как сразу после рождения Кришны, он отнёс Его во дворец Махараджи Нанды во Вриндаване, где Махараджа Нанда и царица Яшода растили Кришну и Балараму как собственных детей. Господь Баларама и Кришна тоже обняли царя Нанду и матушку Яшоду, а затем почтительно склонились к их лотосным стопам. Преисполненные любви к Нанде и Яшоде, Господь Кришна и Баларама несколько мгновений не могли вымолвить ни слова. Безмерно счастливые царь Нанда и матушка Яшода усадили сыновей к себе на колени и радостно обняли Их. Нанда и Яшода долго страдали в разлуке с Кришной и Баларамой, но теперь, снова встретив и обняв Их, они обрели утешение. Затем мать Кришны Деваки и мать Баларамы Рохини обняли матушку Яшоду.

00:17:41 «Дорогая царица Яшодадеви, – сказали они, – ты и Махараджа Нанда всегда были нашими большими друзьями, и всякий раз, вспоминая о вас, мы вспоминаем и о том, сколь многим мы вам обязаны. Мы в таком долгу перед вами, что даже если бы могли одарить вас за ваши благодеяния богатствами царя небес, это было бы недостаточной наградой за всё, что вы сделали для нас, наши дорогие друзья. Мы никогда не забудем вашей доброты.
Когда родились Кришна и Баларама, Они, не успев увидеть Своих настоящих родителей, были переданы на ваше попечение. Вы вырастили Их, словно собственных детей, как птица заботливо растит в гнезде своих птенцов. Вы кормили, лелеяли и любили Их и совершили ради Их блага много обрядов. В сущности, Они не наши, а твои сыновья. Махараджа Нанда и ты – настоящие родители Кришны и Баларамы. Порученные вашим заботам, Кришна и Баларама не знали никаких трудностей. Под вашей защитой Им нечего было бояться. Только столь возвышенные родители, как вы, могли заботиться о Них с такой любовью. Люди истинно благородные не делают различия между своими и чужими сыновьями, и не бывает более благородных людей, чем ты и Махараджа Нанда».

00:19:16 Гопи Вриндавана с самого рождения не знали никого и ничего кроме Кришны. Кришна и Баларама были для них самым дорогим на свете. Гопи так любили Кришну, что чувствовали себя несчастными, когда их веки, на мгновения смежаясь, мешали им видеть Кришну. Тогда Они осуждали Брахму за то, что он, создавая их тела, необдуманно наделил глаза веками, которые мешают им смотреть на Кришну. Много лет гопи провели в разлуке с Кришной, и теперь, когда они вместе с Махараджей Нандой и Яшодой прибыли на Курукшетру и наконец увидели Его, их охватил сильнейший экстаз. Невозможно даже вообразить, как жаждали гопи снова встретиться с Кришной. И когда Он предстал перед ними, они глазами забрали Его в свои сердца и в мыслях горячо обнимали Его. При этом они испытывали такой восторг, что совершенно забыли о самих себе. Даже великие йоги, постоянно медитирующие на Верховную Личность Бога, не могут погрузиться в такой экстатический транс, в каком пребывали гопи, когда мысленно обнимали Кришну. Господь, который присутствует в сердце каждого, знал, что происходит в сердцах гопи, Он понимал, какой экстаз они испытывают, и тоже мысленно обнимал девушек.
Кришна сидел рядом с матушкой Яшодой и другими Своими матерями, Деваки и Рохини, но когда они увлеклись разговором, Он улучил момент и отправился в укромное место, чтобы там наедине поговорить с гопи.

00:21:15 Подойдя к гопи, Господь улыбнулся и обнял их, а затем спросил, как они поживают. Желая ободрить гопи, он сказал: «Мои дорогие подруги, вы знаете, что Господь Баларама и Я покинули Вриндаван только ради наших родственников. В долгих сражениях с врагами Мне пришлось забыть о вас, о тех, кто так горячо любит Меня. И хоть Я поступил неблагодарно, Я знаю, что вы все остались Мне верны.
Мои дорогие гопи, скажите, думали ли вы обо Мне и Балараме после того, как Нам пришлось вас покинуть? Вы, наверное, даже не хотите вспоминать обо Мне, считаете Меня неблагодарным и глубоко переживаете обиду, которую Я невольно вам нанёс? Но знайте, у Меня и в мыслях не было расстаться с вами, нас разлучило провидение, которое властвует над всем и поступает, как ему заблагорассудится. Оно то сводит людей вместе, то разлучает их. Так сильный ветер порой собирает вместе облака, мельчайшие пылинки или пух, но стоит ветру прекратиться, облака, крупицы пыли и пушинки снова разлетаются. Верховный Господь – творец всего сущего. Всё, что мы видим, представляет собой различные проявления Его энергии. По Его высшей воле мы то сходимся вместе, то расстаёмся. Поэтому, в конечном счёте, каждый из нас полностью зависит от воли Всевышнего.

00:22:54 К счастью, все вы обрели любовь ко Мне, ведь только она открывает путь к трансцендентному общению со Мной. Каждый, кто станет Моим чистым преданным и разовьёт в себе любовь ко Мне, в итоге непременно вернётся домой, к Богу. Иначе говоря, чистое преданное служение и любовь ко Мне позволяют живому существу обрести высшую форму освобождения.
Мои милые подруги, дорогие гопи, узнайте же от Меня, что повсюду действуют только Мои энергии. Возьмём, к примеру, глиняный сосуд. Он есть не что иное, как соединение земли, воды, воздуха, огня и эфира. В начале, в середине и в конце существования сосуда он состоит из тех же элементов. Когда сосуд только что изготовили, он состоял из земли, воды, огня, воздуха и эфира, в таком же виде он существовал, а после того, как он разбился, его составляющие снова соединились с различными материальными стихиями. Точно так же при создании материального космоса, во время его существования и после грядущего разрушения, всё в нём – различные проявления Моей энергии. И поскольку эта энергия неотделима от Меня, следует признать, что Я пребываю во всём сущем.
Тело живого существа – тоже лишь сочетание пяти первоэлементов, а само живое существо – душа, воплотившись в материальном теле – Моя неотъемлемая частица. Живое существо заключено в материальное тело потому, что ошибочно считает себя верховным наслаждающимся. Это ложное эго живого существа и есть причина того, что оно находится в плену материи. Будучи Высшей Абсолютной Истиной, Я трансцендентен и по отношению к живому существу, и по отношению к его материальной оболочке, но именно Я, управляю и материальной и духовной энергией.

00:25:07 Дорогие гопи, вместо того, чтобы горевать, попробуйте смотреть на всё с философской точки зрения. Тогда вы поймёте, что Я всегда с вами и вам незачем сокрушаться о разлуке со Мной».
Господь Кришна дал гопи очень важное наставление, которым могут воспользоваться все преданные, идущие путём сознания Кришны. В нём представлена вся философия непостижимого одновременного тождества и различия. В Бхагавад-гите Господь говорит, что Он присутствует повсюду безличным образом. Всё существует в Нём, но Сам Он как личность находится не везде. Материальный космос не что иное как проявление энергии Кришны, и, поскольку энергия неотлична от её источника, нет ничего, что было бы отлично от Кришны.
Когда у нас нет этого абсолютного сознания, или сознания Кришны, мы отделены от Кришны, если же к счастью, у нас есть сознание Кришны, тогда мы не отделены от Кришны. Преданное служение позволяет человеку возродить в себе сознание Кришны, и, если преданному посчастливится понять, что материальная энергия неотделима от Кришны, он сможет использовать эту энергию и её продукты в служении Господу. Забывчивое живое существо, не обладающее сознанием Кришны, хоть и является неотъемлемой частицей Кришны, ошибочно считает себя наслаждающимся в материальном мире. Так оно запутывается в сетях материального существования, и материальная энергия удерживает его в этом мире.

00:26:50 Это подтверждается в Бхагавад-гите. Хотя живое существо действует, понуждаемое материальной энергией, оно мнит себя центром мироздания и верховным наслаждающимся. Если преданный в совершенстве осознал, что арча-виграха, божественный образ Господа Кришны в храме – это и есть Сам Кришна – сат-чит-ананда-виграха. Как сказано в «Брахма-самхите», его служение божеству в храме становится служением непосредственно Верховной Личности Бога. Храм и всё, что в нём есть, а также предлагаемая Божеству пища – всё это неотделимо от Кришны.
Необходимо следовать наставлениям ачарьев и действовать под их авторитетным руководством, тогда мы сможем постичь Кришну, даже находясь в материальном мире.
Кришна рассказал гопи о философии одновременного тождества и различия. Благодаря ей гопи всегда оставались в сознании Кришны и таким образом полностью очистились от материальной скверны. Когда живое существо пытается играть роль наслаждающегося в материальном мире, оно обладает сознанием, которое называется джива-коша, иначе говоря, в этом случаи душа находится в плену ложного эго. Не только гопи, но и каждый, кто последует наставлениям Кришны, тотчас освободится из плена джива-коши. Человек, в полной мере сознающий Кришну, всегда свободен от ложного эгоизма, он всё использует для служения Кришне и ни на мгновение не разлучается с Кришной.

00:28:36 И тогда, гопи вознесли Кришне молитвы: «Дорогой Кришна, из Твоего пупка вырос изначальный лотос, на котором родился Брахма, создатель вселенной. Никто не способен познать Твоё величие и Твои достояния, поэтому они остаются вечной тайной даже для мудрейших, обладающих всеми йогическими совершенствами. Однако, обусловленная душа, упавшая в тёмный колодец материального бытия, может легко найти прибежище у Твоих лотосных стоп. Тогда она непременно обретёт освобождение».
«Дорогой Кришна, – продолжали гопи, – мы всё время заняты домашними делами. Поэтому мы просим, чтобы Ты всегда сиял в наших сердцах, как восходящее солнце. Это будет для нас всех величайшим даром. Гопи всегда находятся в освобождённом состоянии, ибо в полной мере обладают сознанием Кришны. Они лишь притворялись, что поглощены домашними делами во Вриндаване. Зная, как гопи тоскуют в разлуке с Ним, Кришна мог бы пригласил их в Свою столицу Двараку, но обитательницы Вриндавана, гопи, не хотели ехать с Кришной в Двараку. Они хотели оставаться во Вриндаване и, занимаясь домашними делами, каждое мгновение ощущать присутствие Кришны. Поэтому, они тут же попросили Кришну вернуться вместе с ними во Вриндаван.

00:30:15 Трансцендентные чувства гопи, составляют основу учения Господа Чайтаньи. Суть Ратха-ятры – праздника в котором участвовал, Когда Господь Чайтанья, заключается в том, что преданные движимые духовными чувствами, везут Кришну обратно во Вриндаван. Шримати Радхарани отказалась поехать вместе с Кришной в Двараку и наслаждаться Его обществом среди царской роскоши, она хотела общаться с Ним как прежде в атмосфере Вриндавана.
Господь Кришна настолько привязан к гопи, что никогда не покидает Вриндавана, а гопи и другие жители Вриндавана полностью удовлетворены тем, что постоянно прибывают в сознании Кришны.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава восемьдесят вторая «Кришна и Баларама встречаются с жителями Вриндавана».

транскрибирование: Сергей Дубровин | 24 июля 2018