Глава 84. Жертвоприношения, совершенные Васудевой
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:20 Среди женщин, присутствовавших на Курукшетре во время солнечного затмения, были Кунти, Гандхари, Драупади, Субхадра и многие другие царицы, а также гопи из Вриндавана. Женщины из рода Куру с изумлением слушали рассказы цариц Двараки о том, как они стали жёнами Господа Кришны, и восхищались любовью, которую они питали к своему супругу. Слушая об этой великой любви, они не могли сдержать слёз. Пока женщины разговаривали друг с другом, мужчины были тоже заняты беседой.
В это время, чтобы увидеть Господа Кришну и Господа Балараму, на Курукшетру отовсюду прибывали великие мудрецы и подвижники. Среди них самыми знаменитыми были Кришна-Двайпаяна Вьяса, Деварши Нарада, Чьявана, Девала, Асита, Вишвамитра, Шатананда, Барадваджа, Гаутама, Господь Парашурама (с учениками), Васиштха, Галава, Бхригу, Пуластья, Кашьяпа, Атри, Маркандейя, Брихаспати, Двита, Трита, Эката, четверо Кумаров – сыновей Брахмы: Санака, Санандана, Санатана и Санат; Ангира, Агастья, Ягьявалкья и Вамадева.
00:01:46 Увидев всеми почитаемых мудрецов и подвижников, Махараджа Юдхиштхира и другие Пандавы, Господь Кришна, Баларама и все цари тут же встали и поклонились им. Мудрецам оказали достойный приём, усадив их на почётные места и омыв им стопы. Им поднесли сочные фрукты, гирлянды из цветов, благовония и сандаловую пасту. Затем все цари во главе с Кришной и Баларамой воздали мудрецам почести так, как предписано в Ведах. После того, как мудрецы удобно уселись, Господь Кришна, который низошёл на землю, чтобы защитить религию, обратился к ним от имени собравшихся царей. Едва Кришна заговорил, все тут же замолчали, желая услышать и понять Его приветственные слова, обращённые к мудрецам.
Господь Кришна сказал: «Слава собравшимся здесь мудрецам и подвижникам! Сегодня все мы чувствуем, что наша жизнь увенчалась успехом. Мы достигли заветной цели, ибо видим перед собой возвышенных освобождённых душ – мудрецов и подвижников, встретиться с которыми мечтают даже великие полубоги на небесах. Те, кто стоит на начальной ступени преданного служения и поклоняется Божеству в храме, но не осознаёт, что Господь пребывает в сердце каждого, и те, кто поклоняется полубогам, чтобы осуществить свои материальные желания, не в состоянии понять, как велика роль, которую мудрецы играют в человеческом обществе. Поэтому такие люди не получают в полной мере тех благ, которые можно обрести, принимая у себя великих мудрецов, глядя на них, касаясь их лотосных стоп, расспрашивая об их благополучии и по всем правилам воздавая им почести.
00:03:39 Тот, кто лишь недавно стал преданным или приобщился к религии, не способен осознать величие махатм. Он ходит в храм и поклоняется там божеству только из чувства долга. Но тот, кто сумел подняться на более высокий уровень и одухотворил своё сознание, понимает, каким величием обладают махатмы и преданные, и старается им угодить».
Итак, Кришна сказал, что неофиты не могут в полной мере оценить роль великих мудрецов, преданных и подвижников.
Господь Кришна продолжал: «Нельзя очиститься от материальной скверны, лишь посещая святые места и совершая там омовения или созерцая изваяния полубогов в храмах. Но если человеку посчастливится встретить на своём пути великого преданного, махатму, представителя Верховной Личности Бога, он тотчас избавится от осквернения. Чтобы очиститься от скверны, рекомендуется почитать огонь, солнце, луну, землю, воду, воздух, небо и ум. Поклоняясь материальным стихиям и господствующим над ними богам, можно лишь постепенно освободиться от зависти и враждебности, но если завистливый и враждебный к другим человек будет служить великой душе, он мгновенно искупит все свои грехи.
00:05:00 Досточтимые мудрецы и правители, узнайте же от Меня, что человек, который отождествляет себя с материальным телом, состоящем из трёх компонентов: слизи, желчи и воздуха, который считает свою семью и родственников принадлежащими ему и поклоняется материальным вещам, который посещает святые места лишь для того, чтобы совершить там омовение, но никогда не общается с великими святыми, мудрецами и махатмами, – такое существо, хотя и выглядит как человек, ничем не лучше осла».
Верховный Господь Кришна торжественно вёл Свою речь, и все мудрецы и подвижники молча с глубочайшим вниманием слушали Его. Они были поражены тем, как Он всего в нескольких словах изложил абсолютную философию жизни.
Человек, не обладающий истинным знанием, полагает, что его тело – это он сам, и что его семья принадлежит ему, а земля, на которой он родился, достойна поклонения. На этих представлениях основана современная идеология национализма, но Господь Кришна осудил подобные идеи. Он также осудил тех людей, которые с большим трудом добираются до святых мест только для того, чтобы совершить там омовение, и возвращаются, не воспользовавшись возможностью общения с великими преданными – махатмами, живущими в святых местах. Таких людей сравнивают с глупейшим из всех животных – ослом.
00:06:27 Выслушав Господа Кришну, мудрецы на некоторое время задумались и пришли к выводу, что Господь Кришна – действительно Верховная Личность Бога и что Он лишь играет роль обычного человека, вынужденного получать то или иное тело в соответствии со своими прошлыми поступками. Кришна играл эту роль, желая научить людей строить свою жизнь так, чтобы наилучшим образом исполнить её предназначение.
Заключив, что Кришна – Верховная Личность Бога, мудрецы обратились к Нему с такими словами: «Дорогой Господь, принято считать, что мы, то есть те, кто стоит во главе человеческого общества, постигли истинную философию жизни, однако мы по-прежнему находимся во власти Твоей внешней энергии.
Мы поражены тем, что Ты ведёшь Себя как обычный человек. Твои игры скрывают, что на самом деле Ты – Верховная Личность Бога, поэтому они кажутся нам такими чудесными.
О возлюбленный Господь, Своей энергией Ты создаёшь, поддерживаешь и уничтожаешь материальный космос со всем его многообразием названий и форм, подобно тому как земля, оставаясь неизменной, порождает камни, деревья и другие предметы, имеющие разнообразные формы и названия. Хотя Своей энергией Ты создаёшь всё многообразие материального мира, Тебя Самого не затрагивают её действия.
00:07:57 О Господь, Твои чудесные деяния приводят нас в изумление. Хотя Ты запределен сотворённому миру, хотя Ты – Верховный Господь и Сверхдуша в сердцах всех живых существ, посредством Своей внутренней энергии Ты нисходишь на землю, чтобы защитить тех, кто предан Тебе, и уничтожить злодеев. Приходя в этот мир, Ты возрождаешь устои вечной религии, которые люди предают забвению из-за длительного соприкосновения с материальной энергией.
О возлюбленный Господь, Ты – создатель системы варн и ашрамов, принадлежность к которым определяется качествами человека и характером его деятельности. Когда же бесчестные люди ломают этот порядок, Ты приходишь и восстанавливаешь его.
О Господь, ведическое знание – символ Твоего чистого сердца. Подвижничество, изучение Вед и медитация помогают в разной степени познать Тебя в зримой и незримой форме Твоего бытия. Воспринимаемый чувствами мир – это проявление Твоей безличной энергии, но Сам Ты, как изначальная Личность Бога, не присутствуешь в этом мире. Ты – Высшая Душа, Верховный Брахман, и понять, что у Тебя есть трансцендентная форма, могут люди, которые чтут традиции культуры брахманов. Поэтому Ты всегда оказываешь почтение брахманам. Тебя считают величайшим из всех приверженцев брахманической культуры и называют брахманья-дева.
00:09:29 О Господь, Ты Сам – лучшее из всех благ, Ты – прибежище для всех святых. Мы уверены, что, встретившись с Тобой, в совершенстве исполнили предназначение нашей жизни, образования, подвижничества и трансцендентного знания. Воистину Ты – высшая цель всех духовных свершений.
О Господь, Твоё знание бесконечно и безгранично. Твоё трансцендентное тело вечно, исполнено знания и блаженства. Ты – Верховная Личность Бога, Верховный Брахман, Высшая Душа. Сейчас Ты скрываешь Своё безграничное могущество завесой Своей внутренней энергии, йогамайи, и всё же мы понимаем, как Ты велик, и почтительно склоняемся перед тобой.
О Господь, Ты являешь Свои игры, приняв образ обычного человека, скрывая Своё божественное величие. Поэтому присутствующие здесь цари, и даже Ядавы, которые постоянно общаются с Тобой, делят с Тобой трапезу и сидят подле Тебя, забывают, что Ты – изначальная причина всех причин, душа каждого существа, первопричина возникновения материального космоса.
00:10:43 Когда человек спит, призрачные фигуры, возникающие во сне, он принимает за реальность, а воображаемое тело, в котором он действует, – за своё собственное. На какое-то время спящий забывает, что, кроме призрачного, существует ещё и реальное тело, которое он увидит после пробуждения. Точно так же сбитая с толку обусловленная душа, даже бодрствуя, принимает материальные наслаждения за истинное счастье. Стремясь наслаждаться с помощью материальных органов чувств, вечная душа утрачивает память, и её сознание покрывается материальной скверной. Именно материальное сознание не позволяет ей постичь Верховную Личность Бога, Кришну.
Все великие йоги-мистики, совершенствуясь в йоге, стараются возродить в себе сознание Кришны, чтобы постичь Твои лотосные стопы, и, чтобы изжить последствия своих грехов, они медитируют на Твой божественный облик. Говорится, что воды Ганги могут смыть с человека множество грехов, но этим чудодейственным свойством они обладают лишь потому, что текут от Твоих лотосных стоп. Воды Ганги собираются из капелек пота, стекающих со стоп Верховного Господа. Всем нам необычайно посчастливилось: сегодня мы воочию увидели Твои лотосные стопы.
О Господь, все мы Твои слуги, целиком предавшиеся Тебе души. Будь же снисходителен к нам и яви Свою беспричинную милость. Мы знаем, что преданные, которые неустанно служат Тебе, обретают освобождение, избавляясь от оскверняющего влияния материальных гун. Так они удостаиваются права войти в царство Бога, в духовный мир».
00:12:33 Вознеся молитвы Господу Кришне, мудрецы простились с царём Дхритараштрой и царём Юдхиштхирой и хотели было с их позволения удалиться в свои ашрамы, но тут Васудева, отец Господа Кришны, величайший из всех праведников, приблизился к мудрецам и с искренним смирением склонился к их стопам.
«О великие мудрецы, – сказал Васудева, – вас почитают даже больше, чем полубогов. И я тоже приношу вам свои поклоны. Я хочу обратиться к вам с просьбой, а вы, если пожелаете, можете исполнить её. Я сочту за великую милость, если вы расскажете мне о высшей форме обрядовой деятельности, которая позволяет изжить все последствия благочестивых и греховных поступков».
Собравшихся мудрецов возглавлял великий мудрец Нарада. Услышав просьбу Васудевы, он сказал: «О мудрецы, хотя Васудева стал отцом Самого Кришны, Личности Бога, он, будучи в высшей степени добродетельным и простосердечным, спрашивает нас, как ему обрести высшее благо. Недаром говорят, что чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь: став отцом Кришны, Васудева уже не может взирать на Него с благоговейным трепетом. Зачастую люди, живущие на берегу Ганги, не сознают величие этой реки и отправляются в далёкие края к святым местам, чтобы там совершить омовение.
00:14:05 В присутствии Господа Кришны, который всегда обладает наивысшим знанием, Васудеве нет нужды спрашивать нашего совета. Знание, которым обладает Кришна, совершенно, и на него не влияют процессы сотворения, поддержания и уничтожения вселенной, оно подвластно только Господу, а не действию гун материальной природы или времени. Трансцендентное тело Господа исполнено знания, которое никогда не оскверняется невежеством, гордыней, привязанностью, завистью или желанием материальных удовольствий. Его знание не подвластно законам кармы, определяющим последствия благочестивых и греховных дел, не подвластно оно и трём гунам материальной природы. Нет никого более великого, чем Господь, и нет никого равного Ему, ибо Он – верховный властелин, Личность Бога.
Иногда, обычные люди думают, что обусловленная душа, скрытая под покровом материальных чувств, ума и разума, равна Кришне, но Господь Кришна подобен солнцу. Ни снег, ни туман, ни какая-то планета во время затмения не могут закрыть солнце, даже если кажется, что оно скрыто. Закрыты только глаза не слишком разумных людей, которые думают, что солнце невидимо. Точно так же те, кто идёт на поводу у своих чувств, жаждущих материальных удовольствий, лишены возможности ясно видеть Верховную Личность Бога».
Затем, в присутствии Господа Кришны, Баларамы и многочисленных царей, мудрецы, исполняя просьбу Васудевы, дали ему наставления:
00:15:51 «Чтобы избавиться от последствий кармической деятельности и от желаний, побуждающих к таковой деятельности, нужно с верой и преданностью поклоняться Господу Вишну, совершая ведические жертвоприношения. Господь Вишну – Тот, кто наслаждается плодами всех жертвоприношений. Великие святые и мудрецы, которые смотрят на мир глазами богооткровенных писаний и способны видеть прошлое, настоящее и будущее, единодушно утверждают, что очистить сердце от материальной скверны, обрести освобождение и вместе с ним духовное блаженство, можно только умилостивив Вишну. Они говорят, что для семейных людей из высших сословий (брахманов, кшатриев и вайшьев) единственный путь – это поклонение Верховной Личности Бога, Господу Вишну, которого также называют Пурушоттамой, изначальной личностью.
Все обусловленные души в материальном мире желают владеть богатствами материальной природы. Это желание пустило глубокие корни в их сердцах. Каждый хочет разбогатеть и как можно больше наслаждаться жизнью, хочет, чтобы у него были жена, дом и дети, хочет жить в довольстве и радости, а после смерти вознестись на райские планеты, но такие желания обрекают человека на рабство в материальном мире. Чтобы освободиться от этого рабства, нужно жертвовать свои богатства, приобретённые честным путём, ради удовлетворения Господа Вишну. Только служа Господу Вишну, можно избавиться от всех материальных желаний. Поэтому даже семейный человек должен обуздать свои чувства и освободиться от трёх видов материальных желаний: желания копить материальные богатства, желания наслаждаться жизнью с женой и детьми и желания вознестись на райские планеты.
00:17:49 Со временем он должен отказаться от семейной жизни, дать обет отречения от мира и полностью посвятить себя преданному служению Господу. Каждый человек, даже если он родится в семье, принадлежащей высшим сословиям: брахманам, кшатрием или вайшьям, безусловно находится в долгу у полубогов, мудрецов, предков и других живых существ. Чтобы расплатиться с этим долгом, он должен совершать жертвоприношения, изучать Веды и производить потомство так, как подобает благочестивому семьянину. Тот, кто даст обет отречения от мира, не расплатившись с этими долгами, непременно падёт. Ты уже отдал долги своим предкам и великим мудрецам, а теперь, совершив жертвоприношение, ты сможешь освободиться от своего долга полубогам и полностью предаться Верховной Личности Бога.
О Васудева, в своих предыдущих жизнях ты, без сомнения, совершил много благочестивых дел, а иначе как бы ты смог стать отцом Кришны и Баларамы, каждый из которых – Верховная Личность Бога».
Выслушав мудрецов, праведный Васудева почтительно припал к их лотосным стопам. Снискав таким образом благосклонность мудрецов, он попросил их провести жертвоприношение. Мудрецы, которых избрали жрецами, в свою очередь попросили Васудеву собрать всё необходимое для того, чтобы совершить жертвоприношение в этом святом месте на Курукшетре.
00:19:29 Когда Васудева, по совету мудрецов, начал готовиться к жертвоприношениям, все Ядавы совершили омовение, надели изысканные одежды, драгоценные украшения и гирлянды из цветов лотоса. Жёны Васудевы, тоже нарядные, в золотых ожерельях и других украшениях, приблизились к месту ягьи, неся жертвенные дары.
Когда всё было готово, забили барабаны, загремели литавры, затрубили раковины, заиграли другие музыкальные инструменты. Искусные танцоры и танцовщицы начали танцевать, а суты и магадхи запели, вознося молитвы. Гандхарвы и их жёны тоже пели сладостными голосами. Васудева подвёл глаза сурьмой, умастил тело сливочным маслом, а затем вместе со своими восемнадцатью жёнами, главной среди которых была Деваки, сел перед жрецами в ожидании очистительной церемонии – абхишеки.
Во время этой церемонии, которая проводилась в строгом соответствии с предписаниями шастр, Васудева был похож на месяц в окружении звёзд. Поскольку Васудеве предстояло пройти обряд посвящения, он облачился в оленью шкуру, а его жёны нарядились в роскошные сари, надели серьги, браслеты, ожерелья, ножные колокольчики и другие украшения. Окружённый своими жёнами, Васудева был так красив, что походил на царя небес, совершающего жертвоприношения.
00:21:12 Господь Кришна и Господь Баларама, Их жёны, дети и родственники тоже находились на арене великого жертвоприношения. Казалось будто Верховный Господь присутствовал там вместе со всеми Своими энергиями и всеми живыми существами – Его частицами.
Мы знаем из шастр, что у Господа Кришны великое множество энергий и неотъемлемых частиц, но те, кто находился на жертвенной арене, могли воочию убедиться, что Господь, Верховная Личность Бога всегда окружён Своими разнообразными энергиями. Во время жертвоприношения Господь Кришна предстал в облике Господа Нараяны, а Господь Баларама – в облике Санкаршаны, источника всех живых существ.
Чтобы угодить Господу Вишну, Васудева совершил Джьотиштому, Дарша-пурнамасу и другие жертвоприношения. Некоторые из этих жертвоприношений называются пракрита, а другие – шаурья-сатра или вайкрита. Затем были совершены жертвоприношения агнихотра и на алтарь были принесены подобающие в таких случаях дары. Своими жертвоприношениями Васудева сумел угодить Господу Вишну, а это – высшая цель жертвоприношений. Но в век Кали очень трудно собрать всё необходимое для жертвоприношений. У людей нет возможности собрать то, что требуется, нет нужных знаний и навыков и нет желания совершать жертвоприношения. Поэтому в век Кали, когда большинство людей несчастны, когда их гнетёт тревога и на них постоянно обрушиваются беды, единственное рекомендуемое жертвоприношение – это санкиртана-ягья. Совершая его, люди смогут поклоняться Господу Чайтанье, и это единственное, что мы должны делать в этот век.
00:23:07 Завершив жертвоприношение, Васудева щедро одарил жрецов одеждами, украшениями, коровами, земельными наделами и другими богатствами, а также молодыми служанками. После этого Васудева и его жёны совершили омовение авабхритха и исполнили ту часть жертвенных обязанностей, которая известна как патни-самйаджа. Принеся необходимые жертвы, они все вместе совершили омовение в озёрах, созданных Парашурамой и называемых Рама-храда. После того как Васудева и его жёны совершили омовение, их одежды и украшения были подарены певцам, танцорам и другим менее почитаемым участникам церемонии. Отметим, что на жертвоприношениях необходимо щедро раздавать дары. В начале жертвоприношения щедро одаривали брахманов, жрецов, а после завершения церемонии её менее почитаемым участникам раздавали только что использованные одежды и украшения.
После того как одарили певцов и чтецов, Васудева и его жёны, облачённые в новые одежды, в новых украшениях, устроили роскошное пиршество для всех, от брахманов и вплоть до собак. Затем Васудева раздал богатые дары всем своим родственникам и друзьям, в том числе их жёнам и детям, а также всем представителям царских династий: Видарбхи, Кошалы, Куру, Каши, Кекайи и Сриньджайи. Он щедро одарил жрецов, полубогов, простых людей, предков, духов и чаранов и воздал им подобающие почести. Затем все собравшиеся, с позволения Господа Кришны, супруга богини процветания, разъехались по домам, восхищаясь великолепием жертвоприношений, совершённых Васудевой.
00:25:02 Когда Дхритараштра, Видура, Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Бхишмадева, Дроначарья, Кунти, Накула, Сахадева, Нарада, Господь Вьясадева были уже готовы отправляться в путь, они перед разлукой тепло обняли каждого из Ядавов. Вскоре отбыли и многие другие из тех, кто присутствовал на этом жертвоприношении. Тогда Господь Кришна и Господь Баларама вместе с царём Уграсеной раздали щедрые дары жителям Вриндавана во главе с Махараджей Нандой, чтобы почтить и обрадовать их. Охваченные искренними дружескими чувствами, обитатели Вриндавана ещё долго оставались на Курукшетре вместе с Ядавами.
Совершив жертвоприношение, Васудева был очень доволен, радости его не было предела. Вместе с ним находились все члены его семьи. В их присутствии он взял Махараджу Нанду за руки и обратился к нему с такими словами: «Дорогой брат, Сам Верховный Господь создал прочные узы – узы любви и привязанности. Я думаю, что их трудно разорвать даже прославленным мудрецам и святым.
Дорогой брат, я не мог достойно ответить на твою любовь и поэтому чувствую себя неблагодарным. Ты вёл себя, как и подобает праведнику, и я никогда не смогу отблагодарить тебя за то, что ты сделал для меня как друг. Однако я уверен, что узы любви, связывающие нас, неразрывны. Наша дружба будет продолжаться всегда, хоть я и не в силах отплатить тебе за всё, что ты для нас сделал. Надеюсь, ты простишь меня за это.
00:26:44 Дорогой брат, долгое время я не мог служить тебе, как подобает другу, поскольку находился в заточении, а сейчас я купаюсь в роскоши и, ослеплённый богатством, по-прежнему не могу как следует отблагодарить тебя.
Дорогой брат, ты так добр и благороден, что оказываешь уважение всем и не требуешь уважения к себе. Человек, радеющий о своём истинном благе, не должен иметь слишком много мирских богатств, чтобы не ослепнуть и не возгордиться, и, конечно же, он должен заботиться о своих друзьях и родственниках».
Говоря это Махарадже Нанде, Васудева чувствовал огромную признательность за его дружеское отношение и за всё, что сделал ради него Нанда. На его глазах заблестели слёзы, и он заплакал. Махараджа Нанда хотел порадовать своего друга Васудеву, и кроме того он безмерно любил Господа Кришну и Балараму. Поэтому он остался на Курукшетре и провёл с ними целых три месяца.
00:27:48 Когда пролетело это время, Ядавы постарались сделать что-то приятное для жителей Вриндавана. Чтобы доставить удовольствие Махарадже Нанде и его спутникам, они подарили им одежды, украшения, другие ценности, и жители Вриндавана очень радовались их дарам. На прощание Васудева, Уграсена, Господь Кришна, Господь Баларама, Уддхава и другие преподнесли Махарадже Нанде и жителям Вриндавана личные подарки. Получив их, Махараджа Нанда вместе со своими спутниками отправился во Враджабхуми, Вриндаван. Но сердца обитателей Вриндавана остались с Кришной и Баларамой. Они не смогли взять свои сердца с собой и так уехали во Вриндаван.
Когда Вришни увидели, что все их друзья и гости разъезжаются и что приближается пора дождей, они решили возвратиться в Двараку. Они были полностью удовлетворены, ибо Кришна был для них всем. Вернувшись в Двараку, они с удовольствием рассказывали о жертвоприношениях, совершённых Васудевой, о своих встречах с друзьями и обо всём, что происходило с ними во время паломничества.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава восемьдесят четвёртая «Васудева совершает жертвоприношение».