Глава 14. Молитвы Брахмы Господу Кришне

01 января 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:57:51 | качество: mp3 64kB/s 26 Mb | прослушано: 1385 | скачано: 789 | избрано: 23
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:26 Брахма сказал: «О Господь, Ты единственный, кому следует поклоняться. Ты Бог, Верховная Личность, и я смиренно склоняюсь перед Тобой и обращаюсь к Тебе с молитвами, чтобы умилостивить Тебя. Цветом Твоё тело подобно туче перед дождём, и Тебя окружает серебристое сияние, исходящее от Твоих жёлтых одежд.

00:00:51 Я снова и снова склоняюсь перед сыном Махараджи Нанды Кришной, который стоит сейчас передо мной. В ушах у Него серьги из маленьких раковин, а на голове павлинье перо. Лицо Его прекрасно. На Нём корона и гирлянды из лесных цветов. В руке у Него лакомства. Он носит посох, буйволовый рожок и флейту, а Его маленькие стопы подобны лотосам.

00:01:20 О Господь, люди могут называть меня величайшим знатоком Вед или творцом этой вселенной, но теперь ясно, что я не способен понять Тебя, стоящего передо мной в облике маленького пастушка. Ты играешь со Своими друзьями и телятами, и можно подумать, что Ты не слишком учён. Ты выглядишь как обычный деревенский мальчуган, который ищет телят и держит в руке лакомство. И всё же разница между Твоим телом и моим настолько велика, что я не в состоянии постичь Твою силу и могущество. Как я уже говорил в «Брахма-самхите», Твоё тело нематериально.

00:02:04 В «Брахма-самхите» сказано, что тело Верховной Личности Бога чисто духовно. Нет различия между телом Господа и Им Самим. Каждая часть Его тела может выполнять функции всех остальных частей. Господь может видеть руками, слышать глазами, принимать наши подношения ногами и творить ртом.

00:02:29 Брахма продолжал: «О Господь, Ты явился в облике пастушка ради блага Своих преданных. Хотя, украв у Тебя друзей и телят, я нанёс оскорбление Твоим лотосным стопам, теперь мне ясно, что я удостоился Твоей милости. Таково Твоё божественное качество – Ты очень любишь Своих преданных.

00:02:53 Но, несмотря на всю Твою любовь ко мне, я не в состоянии постичь Твоё могущество и Твои деяния. И если уж я, Господь Брахма, повелитель этой вселенной, не способен понять Верховную Личность Бога, принявшего облик маленького пастушка, что тогда говорить о других? А если я не в силах постичь духовное могущество Твоего тела, которое выглядит словно тело обычного ребёнка, то как мне постичь Твои божественные игры?

00:03:26 Поэтому в Бхагавад-гите сказано, что тот, кому удаётся хотя бы отчасти понять божественные игры, явление и уход Господа, получает право войти в царство Бога сразу после того, как он оставит своё материальное тело.

00:03:43 Это подтверждается в Ведах, где говорится: «Постигнув Верховную Личность Бога, можно вырваться из круговорота рождений и смертей». И я не советую людям пытаться познать Тебя с помощью собственных умозаключений.

00:04:01 Лучший способ понять Тебя – смиренно оставить путь философских рассуждений и слушать либо то, что Ты Сам говоришь о Себе в Бхагавад-гите и во многих других ведических писаниях, либо то, что говорит о Тебе Твой преданный, который уже осознал себя и нашёл прибежище у Твоих лотосных стоп. Надо слушать такого преданного, не пускаясь в философские рассуждения. Не требуется даже менять своё положение в этом мире, необходимо только слушать Твоё послание.

00:04:36 Тебя нельзя постичь с помощью материальных чувств, но, слушая повествования о Тебе, можно постепенно преодолеть неведение и избавиться от заблуждений. Ты открываешь Себя преданному только по Своей милости, Тебя невозможно покорить никак иначе. Попытки найти Тебя с помощью философских рассуждений, без преданного служения – напрасная трата времени.

00:05:05 Преданное служение очень важно, и даже небольшое усилие на этом пути поможет человеку достичь высшей ступени совершенства. Поэтому не следует пренебрегать благотворным методом преданного служения, предпочитая ему путь умозрительного философствования. Философствуя, можно лишь частично познать Твоё космическое проявление, но нельзя постичь Тебя как источник всего сущего.

00:05:37 Те, кто занимается только философскими изысканиями, напрасно тратят силы. Это всё равно что обмолачивать рисовую мякину. Если обмолотить немного необрушенного риса, можно получить чистые рисовые зёрна, но обмолотив даже горы мякины, ничего получить нельзя – всё это напрасный труд.

00:06:01 О Господь, история знает много случаев, когда люди, не сумевшие другими способами подняться до трансцендентного уровня, становились преданными и начинали служить Тебе телом, умом и речью. Таким образом они достигали высшей ступени совершенства, вступали в Твою обитель.

00:06:24 Все попытки понять Тебя путём философских изысканий или мистической медитации, без преданного служения, тщетны. Поэтому, даже занимаясь мирскими делами, человек должен преданно служить Тебе и всегда быть рядом с Тобой, слушая о Твоих божественных деяниях и прославляя Тебя.

00:06:45 Тот, у кого появилась склонность слушать повествования о Тебе, сможет достичь высшего совершенства и вступить в Твоё царство. Поэтому, если человек всегда сохраняет связь с Тобой, слушая о Твоих деяниях и прославляя Тебя, и трудится только ради Твоего удовольствия, он легко и радостно входит в Твою высшую обитель.

00:07:11 Постичь Тебя могут только те, кто очистил своё сердце от скверны, а для того чтобы очистить сердце, необходимо всегда слушать о Тебе и воспевать Тебя.»

00:07:21 Господь вездесущ, Шри Кришна Сам говорит в Бхагавад-гите: «Всё покоится на Мне, но Сам Я вне всего». Поскольку Господь вездесущ, Ему ведомо всё. Дживы, так как они обладают ограниченным знанием, никогда не смогут постичь всепроникающую природу Верховной Личности Бога. Только тот, кто обуздал ум, сосредоточив мысли на лотосных стопах Верховного Господа, способен в какой-то степени познать Его.

00:07:51 Главное занятие ума – размышлять на разные темы, связанные с чувственными наслаждениями. Поэтому только человек, постоянно направляющий свои чувства на служение Господу, может научиться управлять умом и сосредоточить его на лотосных стопах Господа.

00:08:11 Такое сосредоточение ума на лотосных стопах Господа, называется самадхи. Пока человек не достигнет состояния самадхи, или транса, он не сможет понять природу Верховной Личности Бога.

00:08:26 Может быть, кто-то из философов или естествоиспытателей изучит всю атомную структуру в материальной вселенной и даже сосчитает все атомы в космическом пространстве, все звёзды и планеты, все частицы лучей, которые исходят от Солнца и других светил, но никому и никогда не удастся сосчитать все качества Верховной Личности Бога.

00:08:52 Как сказано в начале «Веданта-сутры», Верховный Господь является источником всех качеств. Господа часто называют ниргуна. Ниргуна значит «тот, чьи качества нельзя постичь». Гуна означает «качество», а нир – «не поддающийся счёту», но имперсоналисты толкуют слово ниргуна как «неимеющий качеств».

00:09:19 Лишённые трансцендентного знания, имперсоналисты не способны постичь качества Господа, поэтому они заключают, что у Верховного Господа вообще нет качеств, но это не так. В действительности Господь – источник всех качеств. От Него постоянно исходит всё многообразие качеств.

00:09:40 Как же тогда человек с ограниченным умом может пересчитать Его качества? Можно сосчитать качества Господа в какой-то определённый момент, но в следующее же мгновение их станет больше. Охватить умом трансцендентные качества Господа невозможно. Вот почему Его называют ниргуна – «тот, чьи качества неисчислимы».

00:10:06 Нет никакого смысла предаваться философским рассуждениям, пытаясь счесть качества Господа. Не надо мудрствовать или выполнять гимнастические упражнения, стремясь к совершенствам мистической йоги. Нужно просто понять, что страдания и удовольствия, которые мы должны испытать в этом теле, уже предопределены.

00:10:29 Бессмысленно пытаться избежать страданий, с которыми сопряжено телесное существование, или добиваться счастья с помощью всевозможных упражнений. Лучше всего предаться Верховному Господу и неустанно служить Ему телом, умом и речью. Такой трансцендентный труд принесёт желанные плоды, тогда как любые другие попытки постичь Абсолютную Истину обречены на неудачу.

00:10:59 Поэтому разумный человек не станет пускаться в философские рассуждения или заниматься мистической йогой, чтобы познать Абсолютную Истину. Такой человек преданно служит Верховному Господу, поручая себя Его заботам. Он знает, что всё происходящее с его телом -результат его прошлой деятельности. Тот, кто живёт такой простой жизнью, посвящённой преданному служению, наверняка унаследует трансцендентную обитель Господа.

00:11:29 Все живые существа - неотъемлемые частицы Верховного Господа, все они Его дети. Каждое из них обладает естественным правом наследовать свою долю в божественных удовольствиях Господа, но из-за соприкосновения с материей обусловленные живые существа фактически лишились своего наследства.

00:11:51 Тот, кто воспользуется несложным методом преданного служения, сможет очиститься от материальной скверны и станет достойным подняться на трансцендентный уровень и общаться с Верховным Господом.

00:12:07 Господь Брахма показал себя перед Господом Кришной в высшей степени самонадеянным, он хотел проверить, действительно ли так чудесна сила Кришны. Он украл Его друзей и телят, чтобы посмотреть, как Господь вернёт их.

00:12:24 Теперь Брахма раскаивается в своей самонадеянности, ибо понял, что пытался продемонстрировать свои способности тому, кто всех наделяет способностями. Придя в чувства, Господь Брахма увидел, что хотя по сравнению с другими существами в материальном мире он очень могуществен, его сила - ничто в сравнении с силой и энергией Верховного Господа.

00:12:50 Среди чудесных свершений мирских учёных - создание атомного оружия. Когда его испытывают на какой-нибудь незначительной части этой планеты, оно являет свою огромную разрушительную силу. Но каким будет воздействие атомного оружия, если испытать его на солнце, – ничтожным.

00:13:11 Подобно этому, когда Брахма украл телят и пастушков у Шри Кришны, это может быть и было чудесным проявлением его мистических сил, но когда Кришна продемонстрировал Своё могущество, когда Он явил Себя в образе множества детей и телят и без всякого усилия оставался ими, Брахма понял, что его собственные способности – ничтожны.

00:13:38 Брахма обратился к Господу Кришне, называя Его Ачьютой, поскольку Господь никогда не забывает даже о небольшой услуге, оказанной Ему преданным. Он так добр и так любит Своих преданных, что даже самая незначительная услуга с их стороны очень дорога Ему.

00:14:00 Брахма, конечно, сделал очень много, служа Господу. Как верховный правитель этой вселенной, он, без сомнения, является верным слугой Кришны. Поэтому ему удалось умилостивить Господа. Брахма попросил Господа Кришну считать его Своим покорным слугой и простить ему небольшую оплошность и дерзость.

00:14:25 Он признал, что возгордился своим могуществом и высоким положением. Поскольку он гуна-аватара и повелевает в материальном мире гуной страсти, это было для него естественно, поэтому он и совершил ошибку. Но Брахма надеялся, что, раз уж он, в конце концов, слуга Господа Кришны, Господь смилостивится над ним и простит его вину.

00:14:52 Господь Брахма понял своё истинное положение. Разумеется, он верховный учитель всей вселенной, управляющий созидательной деятельностью материальной природы, которая состоит из совокупной материальной энергии, ложного эго, эфира, воздуха, огня, воды и земли.

00:15:13 Вселенная огромна, но даже она поддаётся измерению, так же как поддаётся измерению наше тело. Обычно высота тела человека в семь раз больше длины его предплечья. Наша вселенная может казаться гигантским космическим телом, но для Господа Брахмы она всего лишь в семь раз больше длины предплечья.

00:15:39 Помимо этой вселенной существует бесчисленное множество других, в которых властвуют другие Брахмы. Подобно тому как бесчисленные частицы света проходят сквозь оконную сетку, миллионы и триллионы вселенных в виде маленьких зародышей выходят из пор кожи Маха-Вишну, который является лишь частью части полной экспансии Кришны. Поэтому, хотя Господь Брахма – верховное существо во вселенной, много ли он значит рядом с Господом Кришной?

00:16:14 Господь Брахма сравнил себя с младенцем во чреве матери. Когда младенец в материнской утробе двигает ручками и ножками и толкает мать, разве она обижается на него? Конечно, нет. Точно так же, хотя Господь Брахма очень велик, не только он сам, но и всё сущее пребывает во чреве Верховной Личности Бога.

00:16:40 Энергия Господа всепроникающая, и в мироздании нет места где бы она не действовала. Поскольку всё пребывает в энергии Господа, Брахма нашей вселенной и другие Брахмы во многих миллионах и миллиардах вселенных также пребывают в пределах Его энергии. Поэтому Господа сравнивают с матерью, а всех, кто находится в его чреве, с ребёнком. Хорошая мать никогда не обижается на ребёнка, даже если ребёнок, которого она носит в своём чреве, толкает её ножками.

00:17:14 Господь Брахма далее сказал, что он родился на лотосе, который вырос из пупка Нараяны после разрушения трёх миров, или трёх планетных систем: Бхурлоки, Бхуварлоки и Сварлоки.

00:17:31 Вселенная делится на три части – Сваргу, Мартью и Паталу. Во время разрушения вселенной все три планетные системы погружаются в воды потопа. На этих водах возлежит Нараяна, всемогущая экспансия Кришны, и постепенно из Его пупка вырастает лотос, из которого появляется Брахма. Поэтому матерью Брахмы следует считать Нараяну.

00:18:03 Господа называют Нараяной потому, что после разрушения вселенной в Нём покоются все живые существа. Нара означает «совокупность всех живых существ», а слово айана значит «местопребывание».

00:18:23 Гарбходакашайи Вишну носит имя Нараяны, так как возлежит на водах потопа. Другое значение этого имени – «тот, кто даёт прибежище всем живым существам». Кроме того, Господь Нараяна пребывает в сердце каждого, что подтверждается в Бхагавад-гите. В этом смысле Он тоже Нараяна, ведь айана означает не только «местопребывание», но и «источник знания».

00:18:52 В Бхагавад-гите также сказано, что живое существо обладает памятью благодаря присутствию в его сердце Сверхдуши. Сменив тело, живое существо забывает свою прошлую жизнь, но поскольку Нараяна, Сверхдуша, находится в его сердце, Он напоминает ему, как нужно действовать в соответствии с желаниями, оставшимися у него с прошлой жизни.

00:19:20 Господь Брахма хотел доказать, что изначальный Кришна – это источник Нараяны, и что Нараяна не является порождением внешней энергии, майи. Он экспансия духовной энергии. Внешняя энергия, или майя, начала действовать после сотворения материального мира, а изначальная духовная энергия Нараяны действовала ещё до того, как материальный мир был сотворён.

00:19:46 Таким образом, экспансия Нараяны, от Нараяны к Каранодакашайи Вишну, от Каранодакашайи Вишну к Гарбходакашайи Вишну, от Гарбходакашайи Вишну к Кширодакашайи Вишну, который входит в сердце каждого – это, на самом деле, экспансия Кришны, проявление Его духовной энергии. Они не созданы материальной энергией и потому не подвластны времени. Всё создаваемое материальной энергией – временно, а всё являемое духовной энергией – вечно.

00:20:23 Господь Брахма подтвердил ещё раз, что Господь Кришна – это изначальный Нараяна. Он сказал, что Господь в Своей гигантской вселенской форме покоится на водах, называемых Гарбходака.

00:20:38 Брахма продолжал: «Эта гигантская вселенская форма - ещё одно проявление Твоей энергии. Поскольку эта форма покоится на воде, Она тоже является Нараяной, и все мы находимся в чреве этого Нараяны. О Господь, я повсюду вижу Тебя в разных формах Нараяны. Я вижу Тебя возлежащим на воде, я ощущаю Твоё присутствие в своём сердце, и я также вижу, что Ты стоишь сейчас передо мной. Ты изначальный Нараяна.

00:21:14 О Господь, в этом Своём воплощении Ты доказал, что Ты верховный повелитель майи. Ты находишься в материальном мире, и тем не менее весь этот мир пребывает в Тебе. Ты уже доказал это, когда дал возможность Яшоде увидеть, что вся вселенная находится у Тебя во рту. Своей непостижимой энергией, йогамайей, Ты можешь совершать подобные чудеса без посторонней помощи.

00:21:43 О Господь Кришна, всё явленное нашему взору мироздание находится внутри Тебя, и всё же я вижу Тебя вовне, и Ты тоже видишь меня вовне. Если бы не твоя непостижимая энергия, как это было бы возможно?»

00:21:59 Господь Брахма тем самым подчеркнул, что, не признав существования непостижимой энергии Верховного Господа, нельзя объяснить истинную природу вещей.

00:22:10 «О Господь, – продолжал Брахма, – не упоминая обо всём остальном, скажу: лишь даже то, что произошло сегодня, то, что я видел своими глазами, что это, как не результат действия Твоих непостижимых энергий?

00:22:29 Сначала я увидел Тебя одного, потом Ты принял облик Своих друзей, телят и всего, что существует во Вриндаване. Затем я увидел Тебя и всех пастушков и телят в облике четырёх-руких Вишну, которым поклонялись все стихии, все полубоги и я сам. Потом всё это исчезло, и Ты остался один, как прежде.

00:22:53 Разве это не доказывает, что Ты Верховный Господь Нараяна, источник всего сущего, что всё исходит от Тебя и вновь возвращается в Тебя, но Ты всегда остаёшься таким, какой Ты есть?

00:23:10 Люди, не ведающие о Твоей непостижимой энергии, не могут понять, что Ты один становишься творцом (Брахмой), хранителем (Вишну) и разрушителем (Шивой). Те, кто не знает истинного положения вещей, считают, что я, Брахма – творец вселенной, Вишну – её хранитель, а Господь Шива – разрушитель, но в действительности Ты один и творишь, и хранишь, и разрушаешь.

00:23:40 И Ты приходишь в этот мир в различных воплощениях: среди полубогов Ты являешься как Ваманадева, среди великих мудрецов как Парашурама, среди людей Ты появляешься как Господь Кришна или как Господь Рама. Среди животных Ты принимаешь облик вепря (Вараха), а среди обитателей вод воплощаешься в облике рыбы (Матьсья). И всё же Ты никогда не рождаешься и не умираешь – Ты вечен.

00:24:10 Это Твоя непостижимая энергия делает возможным Твоё явление и Твой уход. Ты приходишь в материальный мир, чтобы защитить тех, кто безраздельно предан Тебе и уничтожить безбожных демонов.

00:24:24 О Господь, о вездесущая Верховная Личность, о Сверхдуша, о повелитель всех мистических сил. Никто не в силах понять божественные игры, которые Ты являешь в этих трёх мирах. Никто не в состоянии постичь, каким образом от Тебя исходит йогамайя и все Твои воплощения, и как Ты действуешь, используя Свою божественную энергию.

00:24:50 О Господь, весь сотворённый мир лишь мимолётный сон, и его скоротечное бытие приводит ум в смятение. Поэтому, находясь в материальном мире, мы полны тревог. Жить в материальном мире - значит испытывать всевозможные страдания. И всё же этот бренный мир приятен и дорог нам, поскольку он появился из Твоего тела, которое вечно, исполнено знания и блаженства.

00:25:25 Поэтому я заключаю, что Ты – Высшая Душа, Абсолютная Истина и Верховная Изначальная Личность. Хотя с помощью Своих непостижимых божественных энергий Ты явил Себя в облике многочисленных Вишну, а также в живых существах и других энергиях, Ты единый Верховный Господь, высшая Сверхдуша.

00:25:53 Бесчисленные живые существа лишь искры изначального огня, которым являешься Ты, о Господь. Те, кто считает Сверхдушу безличной, заблуждаются, ведь я вижу, что Ты изначальная личность. Люди невежественные могут думать, что, поскольку Ты сын Махараджи Нанды, Ты не являешься изначальной личностью, что Ты родился, как обычный человек. Они ошибаются. Ты и есть изначальная личность. Таково моё мнение.

00:26:25 Хотя Ты сын Нанды, Ты являешься изначальной личностью, в этом нет никаких сомнений. Ты Абсолютная Истина, а не материальная тьма. Ты источник предвечного брахмаджьоти, а также материальных светил: солнца, луны и звёзд. Твоё божественное сияние и есть брахмаджьоти.

00:26:48 Согласно «Брахма-самхите» брахмаджьоти - это не что иное, как сияние Твоего тела. Существует много воплощений Вишну и воплощений Твоих разнообразных качеств, но нельзя сказать, что они все равновелики, Ты изначальный светильник. Разные воплощения могут обладать такой же силой света, как изначальный светильник, но только Он начало всякого света.

00:27:13 Ты не принадлежишь к материальному миру, и после его разрушения Ты пребудешь таким, какой Ты есть. Поскольку Ты изначальная личность, в «Брахма-самхите», а также в «Гопала-тапани-упанишад» по отношению к Тебе употреблены слова говиндам ади пурушам.

00:27:36 Говинда – изначальная личность, причина всех причин. В Бхагавад-гите также сказано, что Ты источник сияния Брахмана. Не следует думать, что Твоё тело подобно материальным телам. Твоё тело – акшара, нетленно.

00:27:53 Материальное тело всегда подвержено тройственным страданиям, но Твоё тело – сач-чид-ананда-виграха – вечно, исполнено знания и блаженства. Ты также ниранджана, ибо Твои игры как маленького сына матушки Яшоды или возлюбленного гопи никогда не оскверняются гунами материальной природы.

00:28:16 И хотя Ты явил Себя в облике великого множества пастушков и телят, Твоё божественное могущество ничуть не уменьшилось. От Тебя никогда ничего не убывает. Как сказано в Ведах, даже если из целого, Высшей Абсолютной Истины, вычесть целое, Она останется целым – Высшей Абсолютной Истиной. Хотя целое излучает множество эманаций, оно остаётся единым, не имеющим себе равных целым.

00:28:50 Поскольку все Твои игры духовны, они не могут быть осквернены гунами материальной природы. Когда Ты подчиняешься Своему отцу и матери, Нанде и Яшоде, Твоё могущество не уменьшается, это всего лишь выражение Твоей любви к тем, кто предан Тебе.

00:29:09 Никто не может сравнится с Тобой. Невежественные люди заключают, что Твоё явление и игры материальны, но Ты запределен и неведению, и знанию, что подтверждается в «Гопала-тапани-упанишад». Ты изначальная амрита, вечный нектар бессмертия. В Ведах об этом сказано так: амритам шашватам брахма. Брахман – это вечный высший источник всего, не знающий ни рождения, ни смерти.

00:29:45 В Упанишадах говорится, что Верховный Брахман сияет, как солнце, и даёт начало всему сущему, и что всякий, кто сумеет постичь эту изначальную личность, освободится от материальной обусловленной жизни.

00:30:01 Каждый, кто связан с Тобой узами преданного служения, способен понять Твоё истинное положение, понять суть Твоего рождения, Твоего явления, ухода и деяний.

00:30:15 Как сказано в Бхагавад-гите, тот, кто познал Твою вечную природу, Твоё пришествие и уход, оставив тело, сразу переносится в духовное царство. Поэтому, чтобы пересечь океан материального неведения, разумный человек делает своим прибежищем Твои лотосные стопы, и так без труда попадает в духовный мир.

00:30:37 Есть много так называемых йогов, которые занимаются медитацией, но не знают, что Ты – Высшая Душа. Как сказано в Бхагавад-гите, Ты Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого. Поэтому нет нужды медитировать на что-либо, помимо Тебя. Тот, кто всегда медитирует на Тебя, изначального Кришну, легко пересечёт океан материального неведения, а те, кто не знает, что Ты Сверхдуша, остаются в материальном мире, несмотря на всю свою так называемую медитацию.

00:31:14 Только тот, кто благодаря общению с Твоими преданными осознал, что Ты, Господь Кришна, изначальная Сверхдуша, способен пересечь океан материального неведения.

00:31:26 Так, когда мы по ошибке принимаем верёвку за змею, нас охватывает страх, но, как только мы понимаем, что это верёвка, а не змея, мы перестаём бояться. Поэтому, если человек познает Тебя, приняв Твои наставления в Бхагавад-гите или наставления Твоих чистых преданных в Шримад-Бхагаватам и других ведических писаниях, если он поймёт, что Ты конечная цель познания, ему больше не нужно будет бояться материальной жизни.

00:31:59 Понятия освобождения и рабства теряют смысл для того, кто с любовью и преданностью служит Тебе, подобно тому как верёвка перестаёт вызывать страха у человека, который понял, что это верёвка, а не змея.

00:32:16 Преданный знает, что материальный мир принадлежит Тебе, и использует всё в трансцендентном исполненном любви служении Тебе. Поэтому для него не существует рабства, так же как для обитателей Солнца не существует восходов и закатов, смены дня и ночи.

00:32:36 Кроме того говорится, что Ты, о Кришна, подобен солнцу, а майя – тьме. Там, где светит солнце, нет места тьме. Поэтому те, кто, служа Тебе, всегда находятся в Твоём присутствии, не думают об освобождении или рабстве. Они уже свободны.

00:32:56 С другой стороны, люди, не нашедшие прибежище у Твоих лотосных стоп, но мнящие себя освобождёнными, снова падают, возвращаясь к материальной жизни, ибо их разум остаётся осквернённым.

00:33:10 Поистине, достоин сожаления тот, кто думает, что Сверхдуша отлична от Тебя, и потому ищет Сверхдушу или Верховный Брахман где-нибудь в лесу или в пещерах Гималаев.

00:33:25 В Бхагавад-гите Ты призываешь отказаться от всех прочих методов самопознания и просто предаться Тебе, ибо этого само по себе достаточно.

00:33:36 Ты Высшая Истина во всей её полноте, поэтому те, чьи взоры устремлены к сиянию Брахмана, также ищут Тебя, равно как и те, кто стремится познать Сверхдушу. В Бхагавад-гите Ты говоришь, что в виде Своей частичной экспансии – Сверхдуши, Ты вошёл в материальный мир.

00:33:59 Ты пребываешь в сердце каждого, и нет нужды искать Сверхдушу где-нибудь ещё. Тот, кто делает это – невежда. Человек поднявшийся над невежеством, понимает, что Ты безграничен, Ты находишься и внутри и за пределами всего. Поэтому Ты вездесущ. Вместо того чтобы искать Сверхдушу в каком-нибудь другом месте, преданный сосредоточивает свой ум на Тебе, пребывающем в его сердце.

00:34:27 На самом деле, искать Тебя может лишь тот, кто свободен от материальных представлений о жизни, остальным это недоступно. Пример с верёвкой и змеёй применим только к тем, кто ещё ничего не знает о Тебе. Когда человек принимает верёвку за змею, змея существует только в его воображении. Точно так же майя существует только в нашем уме.

00:34:51 Майя – это ни что иное, как неведение о Тебе и о Твоих качествах. Когда живое существо забывает о Тебе, оно попадает в обусловленное состояние, называемое майей. Тот же, чей ум сосредоточен на Тебе, пребывающем внутри и вне всего, неподвластен иллюзии.

00:35:15 Человек, достигший даже небольших успехов в преданном служении, способен осознать Твоё величие. Даже тот, кто стремится постичь Брахман или Параматму, не сможет понять этих сторон Твоей личности до тех пор, пока Ты не дашь ему хотя бы малую толику плодов преданного служения.

00:35:36 Можно быть гуру множества имперсоналистов или уйти в леса и горные пещеры и, став отшельником, медитировать там много лет, но так и не постичь Твоего величия, если не иметь хотя бы небольшого опыта преданного служения.

00:35:54 Постичь Брахман или Параматму также невозможно даже после многолетних исканий, если ищущий не испытал на себе чудесного воздействия преданного служения.

00:36:09 Поэтому, о Господь, я молю о том, чтобы мне выпало счастье в этой жизни или в другой, где бы я ни родился, быть одним из Твоих преданных. Где бы я ни находился, прошу, дай мне возможность служить Тебе с любовью и преданностью.

00:36:27 Не важно, кем я рожусь в будущем, ибо я вижу, что даже коровам, телятам и маленьким пастушкам, всем Твоим преданным, выпало счастье служить Тебе с трансцендентной любовью и общаться с Тобой. Поэтому я хочу быть одним из них, вместо того чтобы занимать такое высокое положение, какое занимаю ныне, ведь сейчас я нахожусь во власти невежества. Какая редкая удача выпала на долю гопи и коров Вриндавана, которые кормили Тебя своим молоком!

00:37:03 Даже те, кто совершает великие жертвоприношения и приносит на алтарь множество ценных даров, не способны достичь совершенства и познать Тебя, а эти коровы и простые деревенские женщины, служившие Тебе с любовью и преданностью, могли кормить Тебя своим молоком.

00:37:23 Ты пил их молоко с удовольствием, которого Ты никогда не испытываешь, принимая дары от тех, кто совершает жертвоприношения. Я поражён тем, какое счастье выпало на долю Махараджа Нанды, Яшоды, пастухов и гопи, ибо Ты, Верховная Личность, Абсолютная Истина, живёшь среди них как самый близкий и дорогой им человек.

00:37:49 О Господь, никто не может до конца понять на сколько посчастливилось жителям Вриндавана. Мы, полубоги, управляем чувствами живых существ и гордимся своим высоким положением, однако оно несравнимо с положением жителей Вриндавана, ибо они, во всей полноте ощущают радость Твоего присутствия и могут общаться с Тобой с помощью всех своих чувств.

00:38:16 Мы можем гордиться тем, что управляем чувствами живых существ, но жители Вриндавана столь возвышенны, что неподвластны даже нам. И они испытывают огромное наслаждение служа Тебе. Поэтому я сочту за счастье в любой из моих следующих жизней родиться на земле Вриндавана.

00:38:38 О Господь, меня не привлекают ни материальные богатства, ни освобождение. Смиренно молясь у Твоих лотосных стоп, я прошу дать мне возможность родиться кем-нибудь в лесу Вриндавана и быть благословлённым пылью со стоп преданных, живущих на этой земле.

00:39:00 Если я стану здесь маленькой травинкой, это будет для меня великая честь. Если же мне не посчастливится родиться в самом лесу Вриндавана, позволь мне родиться где-нибудь в его окрестностях, чтобы Твои преданные, отправляясь куда-либо из Вриндавана, наступали на меня. Даже это будет для меня великой удачей.

00:39:21 Я мечтаю о рождении, которое позволило бы мне купаться в пыли со стоп Твоих преданных, ибо я вижу, что во Вриндаване все думают только о Кришне. Жители Вриндавана не знают ничего, кроме лотосных стоп Кришны, Мукунды, которых ищут сами Веды».

00:39:42 В Бхагавад-гите подтверждается, что цель изучения Вед – найти Кришну, а в «Брахма-самхите» говорится, что найти Кришну, Верховную Личность Бога, изучая Веды, очень трудно, но Его легко достигает тот, кто удостоился милости чистого преданного. Чистым преданным во Вриндаване выпало огромное счастье, ибо они всё время видят Мукунду, Господа Кришну.

00:40:08 Слово мукунда имеет два смысла, мук значит «освобождение». Господь Кришна может даровать освобождение и вместе с ним духовное блаженство, но слово мукунда также относится к улыбающемуся лицу Господа, похожему на цветок кунда. Мукха значит «лицо». Цветок кунда очень красив и кажется, будто он улыбается. Отсюда и возникло это сравнение.

00:40:37 Различие между чистыми преданными во Вриндаване и преданными в других местах состоит в том, что у жителей Вриндавана нет иных желаний, кроме желания общаться с Кришной. Кришна очень добр к Своим преданным, и выполняет это их желание.

00:40:56 Преданные всегда жаждут общаться с Кришной, и Господь всегда готов дать им такую возможность. Преданные во Вриндаване испытывают к Кришне спонтанную любовь. Им не нужно строго придерживаться правил и предписаний, потому что сердце их и так переполняет трансцендентная любовь к Кришне.

00:41:18 Правила и предписания необходимы тем, в ком ещё не проснулось чувство естественной любви к Богу. Брахма тоже преданный Господа, но он обычный преданный, который должен следовать предписаниям шастр. В своих молитвах он просит Кришну дать ему возможность родиться во Вриндаване, чтобы он сумел подняться до уровня спонтанной любви к Кришне.

00:41:45 Господь Брахма продолжал: «О Господь, иногда я недоумеваю, как Ты можешь отблагодарить жителей Вриндавана за их служение. Я не в состоянии понять это, хотя знаю, что Ты – высший источник всех благословений. Я думаю о том, что Ты так добр и великодушен, ведь даже Путана, которая хотела обмануть Тебя, притворившись любящей матерью, в награду получила освобождение и возможность, действительно стать Твоей матерью.

00:42:17 И другие демоны из того же семейства, что и Путана, Агхасура и Бакасура, тоже удостоились освобождения и достигли Тебя. Думая об этом, я прихожу в замешательство.

00:42:30 Жители Вриндавана отдали Тебе всё: своё тело, ум, любовь, свои жилища, всю свою собственность. Они всё используют только для служения Тебе. Как же Ты сможешь вернуть им Свой долг? Ведь Ты уже отдал Себя Путане. Мне думается, что Ты навсегда останешься должником жителей Вриндавана, так и не сумев отблагодарить их за полное любви служение Тебе.

00:43:01 О Господь, я понимаю, что высочайший уровень их служения объясняется естественной для них потребностью служить Тебе, которая поглотила всё их существо.

00:43:15 Известно, что привязанность к материальным благам и семейному очагу, результат иллюзии, которая делает живое существо обусловленным в материальном мире. Но это касается только тех, кто не обладает сознанием Кришны.

00:43:31 Для жителей Вриндавана не существует таких препятствий, как привязанность к дому и семье. Этих препятствий нет, потому что вся их любовь отдана Тебе, их дома стали храмами благодаря тому, что Ты постоянно присутствуешь в них, и они забыли обо всём ради Тебя. Для человека, обладающего Cознанием Кришны, не существует препятствий, вызванных привязанностью к семейному очагу, не существует для него и иллюзии.

00:44:05 Я также понимаю, что Твоё явление в облике маленького пастушка, сына пастуха, и Твои поступки, в этом облике, не материальны. Любовь жителей Вриндавана так обязала Тебя, что Ты приходишь сюда для того, чтобы Своим божественным присутствием побудить их ещё ревностнее служить Тебе.

00:44:56 Во Вриндаване нет различий между материальным и духовным, ибо всё здесь посвящено преданному служению. О Господь, Твои игры во Вриндаване предназначены единственно для того, чтобы вдохновить Твоих преданных, и тот, кто сочтёт эти игры материальными, совершит ошибку.

00:44:48 О Господь Кришна, люди, которые насмехаются над Тобой, утверждая, что у Тебя, как у обычного человека, материальное тело, названы в Бхагавад-гите демоничными и скудоумными. Ты всегда запределен. Те, кто не предан Тебе, обманываются, они считают Тебя творением материальной природы. Ты же принял этот облик, в точности напоминающий облик маленького пастушка, лишь для того, чтобы умножить преданность и духовное блаженство Твоих слуг.

00:45:21 О Господь, мне нечего сказать о людях, заявляющих, будто они уже познали Бога или в процессе духовного совершенствования сами стали Богом. Я же откровенно признаю, что не в силах постичь Тебя ни телом, ни умом, ни речью. Что я могу сказать о Тебе или как могу я постичь Тебя с помощью своих чувств? Я не способен даже совершенным образом сосредоточить на Тебе свой ум, который называют властелином чувств.

00:45:55 Никто в пределах материального мира не в состоянии постичь Твои качества, Твои деяния и Твоё тело. Только по Твоей милости можно в какой-то мере понять, что Ты Господин всего сущего.

00:46:08 О Господь, Ты – Верховный Властелин всего сущего, хотя иногда мне кажется, что вселенная подвластна мне. Я властвую над одной вселенной, но существуют бесчисленные вселенные и бесчисленные Брахмы, которые правят ими. На самом деле властелином их всех являешься Ты один.

00:46:31 Ты – Сверхдуша в сердце каждого, и Тебе ведомо всё. Поэтому прошу, считай меня Своим покорным слугой. Надеюсь, Ты простишь меня за то, что я помешал Тебя в Твоих играх с друзьями и телятами. Теперь, с Твоего милостивого позволения, я немедленно удалюсь, чтобы Ты мог без меня наслаждаться обществом Своих друзей и телят.

00:47:00 О возлюбленный Господь Кришна, само Твоё имя предполагает, что Ты притягиваешь к Себе всех. Солнце и луна притягательны только благодаря Тебе. Притягательной силой солнца Ты украшаешь само существование рода Яду, а притягательностью луны умножаешь силу земли, полубогов, брахманов, коров и океанов. Своей величайшей притягательной силой Ты несёшь гибель демонам, подобным Камсе. Поэтому я заключаю, что Ты – единственное Божество в мироздании, достойное поклонения.

00:47:43 Я смиренно припадаю к Твоим стопам и останусь простёртым ниц перед Тобой, пока существует материальный мир. Пока в этом мире светит солнце, позволь мне оставаться склонённым перед Тобой».

00:48:00 Брахма, властелин этой вселенной, смиренно и благоговейно поклонился Верховной Личности Бога и, трижды обойдя вокруг Господа, приготовился вернуться в свою обитель, именуемую Брахмалокой. Верховный Господь жестом позволил ему удалиться.

00:48:25 Как только Брахма скрылся, Господь Кришна вернулся на берег Ямуны к Своим друзьям пастушкам и телятам, которые находились точно там же, где были в день своего исчезновения. Кришна оставил Своих друзей обедавшими на берегу Ямуны, и, хотя Он вернулся ровно через год, мальчики подумали, что прошло всего лишь одно мгновение.

00:48:51 Так действуют многообразные энергии Кришны. В Бхагавад-гите говорится, что Кришна Сам пребывает в наших сердцах, наделяя нас и памятью, и способностью забывать. Все живые существа находятся во власти верховной энергии Господа и потому иногда помнят, а иногда забывают о своей вечной природе.

00:49:11 Друзья Кришны под влиянием Его энергии не могли понять, что целый год отсутствовали на берегу Ямуны и находились во власти иллюзии, которую создал Брахма. Когда Кришна появился перед ними, они подумали: «Кришна тут же вернулся», и стали смеяться, решив, что Кришна не захотел отказываться от обеда в их компании.

00:49:35 Обрадовавшись, мальчики воскликнули: «Дорогой Кришна, Ты так быстро вернулся! Это хорошо, мы даже не начинали обедать и не съели ещё ни кусочка. Иди сюда и давай обедать вместе».

00:49:53 Кришна улыбнулся, принял приглашение и начал обедать вместе со Своими друзьями, при этом Он думал: «Мальчики решили, что Я вернулся через одно мгновение, они даже не подозревают, что весь прошедший год Я противостоял мистической силе Господа Брахмы».

00:50:16 Пообедав, Кришна и Его друзья вместе с телятами отправились домой во Враджабхуми. По дороге они любовались остатками Агасуры в облике гигантского змея. Когда Кришна вернулся во Враджабхуми, Его увидели все жители Вриндавана. Его корону украшали павлиньи перья и лесные цветы. Гирлянды и узоры на теле, сделанные цветной глиной из пещер Говардханы, дополняли нарядное убранство.

00:50:49 Холм Говардхана славится своей красной глиной, и Кришна с друзьями раскрасили ею свои тела. У каждого из пастушков был буйволовый рожок, посох и флейта, и мальчики созывали своих телят, выкликая их по именам.

00:51:06 Мальчики так гордились замечательными подвигами Кришны, что, входя в деревню, прославляли Его в своих песнях. Все гопи смотрели, как прекрасный Кришна входит во Вриндаван. Мальчики сложили чудесные песни о том, как Кришна спас их из пасти огромного змея и убил его. Одни славили Кришну как сына Яшоды, а другие как сына Махараджи Нанды.

00:51:35 «Кришна такой необыкновенный! Он сумел вырвать нас из пасти огромного змея и убил его», – рассказывали мальчики. Они даже не подозревали о том, что после гибели Агасуры прошёл целый год.

00:51:55 В связи с этим, Махараджа Парикшит спросил Шукадеву Госвами, как случилось, что жители Вриндавана вдруг так сильно полюбили Кришну, хотя Он не был членом их семей.

00:52:06 Махараджа Парикшит сказал: «Почему, когда настоящие пастушки отсутствовали, и Кришна принял их облик, родители мальчиков любили Его больше, чем собственных детей? И почему коровы больше любили телят, которые были воплощениями Кришны, чем собственных телят?»

00:52:28 Шукадева Госвами объяснил Махарадже Парикшиту, что каждое живое существо прежде всего привязано к самому себе. Внешнее окружение: дом, семья, друзья, родина, общество, богатство и репутация, играют второстепенную роль в удовлетворении потребностей живого существа. Всё это привлекает нас лишь постольку, поскольку доставляет удовольствие нам. По этой причине человек эгоцентричен и привязан к своему телу и к себе больше, чем к своим близким: жене, детям, друзьям.

00:53:09 Когда человеку угрожает опасность, он прежде всего заботится о себе и только потом уже о других. Это естественно. Это значит, что больше всего он любит самого себя. После своего «Я» следующий по важности объект любви для человека – его материальное тело.

00:53:27 Тот, кто ничего не знает о душе, очень привязан к своему телу, привязан до такой степени, что даже в старости стремится сохранить его искусственными способами, думая, что старое и больное тело можно спасти. Люди работают день и ночь, только чтобы доставить удовольствие себе, придерживаясь либо материальных, либо духовных взглядов на жизнь.

00:53:57 Мы привязаны к материальным вещам потому, что они доставляют удовольствие нашим чувствам и телу. Привязанность к телу объясняется только тем, что в нём находится наше «Я», или душа. Но человек достигший более высокой ступени духовного развития понимает, что душа приносит радость потому, что является неотъемлемой частицей Кришны. В конечном счёте именно Кришна приносит всем радость и привлекает всех. Он Высшая душа всего сущего.

00:54:31 Для того, чтобы дать нам это знание, Кришна нисходит сюда и объясняет, что именно Он – центр притяжения для всех и вся. Что-то может быть привлекательным только по тому что его источник – Кришна. Всё привлекательное в материальном мире является таковым благодаря Кришне. Поэтому Кришну называют изначальным источником блаженства.

00:54:59 Кришна – основа жизни всего сущего, и возвышенные в духовном отношении люди видят всё в неразрывной связи с Ним.

00:55:11 В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что в глазах маха-бхагаваты, преданного, достигшего высшей ступени совершенства, Шри Кришна – основа жизни всех движущихся и неподвижных существ. Такой преданный видит всё в материальном мире связанным с Кришной. Те, кому посчастливилось обрести такое видение, те для кого Кришна стал единственным прибежищем, уже обрели освобождение. Они не находятся более в материальном мире.

00:55:45 Это подтверждается в Бхагавад-гите: «Тот, кто посвятил себя преданному служению Кришне, уже достиг брахма-бхуты, духовного уровня». Само имя Кришна несёт в себе идею благочестия и освобождения.

00:56:02 Человек, нашедший приют у лотосных стоп Кришны, восходит на корабль, который перевезёт его через океан невежества. Для него безбрежный океан материального мира сжимается до размеров лужицы воды, в следе от копыта телёнка.

00:56:23 Кришна – приют всех великих душ и всех материальных миров. Для того, кто обладает сознанием Кришны, Вайкунтха – духовный мир, совсем близко. Он больше не живёт в материальном мире, где на каждом шагу подстерегает опасность.

00:56:45 Таким образом Шукадева Госвами подробно объяснил Махарадже Парикшиту, что такое сознание Кришны, более того, он пересказал ему молитвы и речь Господа Брахмы. Эти описания игр Господа Кришны с мальчиками пастушками, Его трапезы с ними на берегу Ямуны и обращённых к Нему молитв Господа Брахмы являются трансцендентными.

00:57:12 Всякий, кто слушает, читает или пересказывает другим эти повествования, безусловно добьётся исполнения всех своих духовных желаний.

00:57:21 Так Кришна и Баларама, являли во Вриндаване Свои детские игры.

00:57:35 Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога», заканчивается глава четырнадцатая «Молитвы Господа Брахмы к Господу Кришне».

транскрибирование: Сергей Дубровин | 28 декабря 2017