Глава 55. У Кришны и Рукмини рождается Прадьюмна

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:13:27 | качество: mp3 64kB/s 6 Mb | прослушано: 498 | скачано: 835 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:27 Некогда Господь Шива своим гневом обратил в пепел бога любви Каму. Впоследствии тот же Кама – полубог с райских планет, который искусно разжигает в живых существах вожделение, является частичным воплощением Господа Васудевы – родился у Рукмини и Кришны.
Неотъемлемые части Верховной Личности Бога, Кришны, делятся на множество категорий, четвёрка экспансий Кришны: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха – относятся к Вишну-татве. Хотя Каму – бога любви, родившегося у Рукмини, назвали Прадьюмной, это не тот Прадьюмна, который относится к Вишну-татве. Он принадлежит к джива-таттве, но отличается особым могуществом даже среди полубогов, поскольку является частичным воплощением всесильного Прадьюмны.
Так утверждают Госвами. Поэтому, когда Кама был испепелён разгневанным Господом Шивой, он погрузился в тело Васудевы, а затем Сам Кришна зачал Каму, чтобы тот вновь обрёл тело. Так бог любви стал сыном Кришны и Рукмини, прославившимся под именем Прадьюмна. Поскольку он был зачат Самим Господом Кришной, то унаследовал многие Его черты.

00:01:51 От руки Прадьюмны суждено было погибнуть демону по имени Шамбара. Шамбара знал об уготованной ему участи и, как только услышал о рождении Прадьюмны, принял женский облик и похитил младенца из колыбели, когда ему не было и десяти дней отроду. Похитив ребёнка, демон бросил его в море. Но не даром говорят: «Нельзя убить того, кого защищает Кришна, и нельзя спасти того, кого Кришна обрёк на смерть».
Когда Прадьюмна оказался в море, его тут же проглотила огромная рыба. Рыба эта затем попала в сети рыбака, а тот продал её демону Шамбаре. На кухне демона работала служанка, которую звали Майявати. Прежде она была женой Камы, её звали Рати. Рыбу, купленную для Шамбары, передали повару, чтобы он приготовил из неё какое-нибудь яство.
Демоны и ракшасы едят мясо, рыбу и прочую невегетарианскую пищу. Равана, Камса и Хираньякашипу, хотя и родились в семьях брахманов и кшатриев, были демонами и ели всё подряд, в том числе мясо и рыбу. В Индии до сих пор тех, кто ест мясо и рыбу, называют демонами и ракшасами.
Разрезав рыбу, повар нашёл в её брюхе чудесного младенца, которого тут же передал на попечение Майявати, своей помощницы на кухне. Женщина не могла понять, каким образом такой славный мальчик оказался в брюхе рыбы. Но тут появился великий мудрец Нарада и поведал ей о рождении Прадьюмны, о том, как Шамбара похитил его и бросил в море.

00:03:44 Так он всё объяснил Майявати. Майявати помнила, что прежде она была женой Камы по имени Рати. С тех пор как Господь Шива испепелил своим гневом Каму, она не переставала надеяться, что муж вернётся к ней в другом материальном теле. Майявати готовила на кухне рис и бобы, но когда на руках у неё оказался чудесный младенец и она узнала, что это её муж Камадева, она с большой любовью стала ежедневно купать его и всячески о нём заботиться.
Ребёнок рос с непостижимой быстротой и очень скоро превратился в красивого юношу. Его глаза походили на лепестки лотоса, у него были изящные длинные руки, и любая женщина, которой доводилось его видеть, тут же пленялась его красотой. Майявати знала, что этот прекрасный юноша – её бывший муж Кама, теперь родившийся Прадьюмной. Постепенно она поддалась его очарованию и воспылала к нему страстью. Однажды, глядя на юношу с пленительной улыбкой, она выразила желание соединиться с ним.
«Ты растила меня как мать, – изумился Прадьюмна, – а теперь проявляешь ко мне вожделение. Чем объяснить такую перемену?»
На это Рати ответила: «О мой господин, ты сын Самого Кришны. Не прошло и десяти дней после твоего рождения, как демон Шамбара похитил тебя и бросил в море, где тебя проглотила рыба. В итоге ты оказался на моём попечении.

00:05:24 Однако раньше ты был Камой, а я твоей женой. Так что моё влечение к тебе вполне объяснимо. Шамбара хотел тебя погубить, и он владеет разными колдовскими чарами. Поэтому, прежде чем он снова станет покушаться на твою жизнь, как можно скорее убей его своей божественной силой.
С тех пор как Шамбара украл тебя, твоя мать Рукмини-деви горюет, точно птица курари, лишившаяся птенцов. Она очень любит тебя и после твоего похищения живёт в неутешном горе, тоскуя, как тоскует корова, потерявшая телёнка».
Майявати сама умела пользоваться колдовскими чарами. Все эти чары, которые называют майей, можно одолеть с помощью мистической силы, называемой маха-майей. Майявати владела мистической силой маха-майи и передала её Прадьюмне, чтобы он победил демона Шамбару с его колдовскими чарами.
Получив от жены эту особую силу, Прадьюмна тотчас отправился к Шамбаре и вызвал его на поединок. Чтобы разгневать демона и склонить его к поединку, Прадьюмна умышленно наговорил ему много обидных слов. Демон был так оскорблён, что разъярился подобно змее, на которую наступили. Змея не выносит, когда на неё наступает какой-то зверь или человек, она тут же кусает обидчика. Слова Прадьюмны были для Шамбары обидными, как пинок.

00:07:00 Схватив палицу, он ринулся на Прадьюмну. Испустив громоподобный рык, демон в великом гневе принялся бить Прадьюмну палицей, словно молния, бьющая в скалу. Прадьюмна отбивал все его удары своей палицей и в конце концов сам с огромной силой ударил Шамбару. Так между Шамбарасурой и Прадьюмной завязалась жестокая схватка.
С помощью своих мистических сил Шамбарасура мог подниматься в небо и нападать с высоты. Многие из таких колдовских приёмов он перенял у демона по имени Майя. Шамбарасура взвился высоко в небо и стал метать в Прадьюмну разные виды атомного оружия. Для борьбы с колдовскими чарами Шамбарасуры Прадьюмна призвал на помощь мистическую силу маха-видью, которая отличается от мистических сил, относящихся к чёрной магии.
Маха-видья – это магия в гуне благости. Понимая, насколько грозен его враг, Шамбара прибегал к разным колдовским силам, которые применяют гухьяки, гандхарвы, пишачи, змеи и ракшасы, но Прадьюмна, пользуясь могуществом маха-видьи, с успехом отражал колдовские чары врага.
Окончательно сокрушив Шамбарасуру, он обнажил свой острый меч и тут же отсёк демону голову, увенчанную шлемом и украшенную драгоценностями. Когда он убил демона, полубоги с высших планет осыпали Прадьюмну цветами.

00:08:40 Жена Прадьюмны, Майявати, могла путешествовать в небе, и они достигли Двараки, стольного града его отца, по воздуху. Подлетев к дворцу Господа Кришны, они спустились, подобно тому как спускается блистающая молнией туча.
Во внутренних помещениях дворца (антах-пури) Прадьюмна и Майявати увидели множество прекрасных женщин и приземлились среди них.
У Прадьюмны, облачённого в жёлтые одежды и увешанного драгоценностями, были красивые длинные руки, вьющиеся волосы и дивные красноватые глаза. Увидев его улыбающееся лицо, женщины сначала подумали, что это Кришна. Смущённые внезапным появлением Кришны, они попрятались в разных уголках дворца. Но вскоре они заметили, что между Прадьюмной и Кришной всё же есть некоторые различия.
Побуждаемые любопытством, они вернулись и стали разглядывать Прадьюмну и его жену Майявати.
Прадьюмна был очень красив, и все гадали, кто же он такой. Среди женщин была Рукмини-деви, столь же прекрасная, как и он, с огромными как лепестки лотоса глазами. Увидев Прадьюмну, она, естественно, вспомнила своего сына, и от избытка материнских чувств из её груди потекло молоко.
«Кто этот прекрасный юноша? – недоумевала она. – Он так хорош собой, что с ним, кажется, не сравнится никто. Какая счастливица выносила и родила его? И кто эта молодая женщина, его спутница? Как они встретились? Глядя на него, я вспоминаю своего украденного сына и думаю, что если бы он был жив, то сейчас выглядел бы, как этот юноша».

00:10:37 Сердцем Рукмини чувствовала, что Прадьюмна и есть её пропавший сын. Не могла она не заметить и сходство юноши с Господом Кришной. Это сходство поражало её. Глядя на юношу, она ощутила сильный прилив нежности, её левая рука затрепетала, что считается хорошим знаком, и постепенно она прониклась уверенностью, что это и в самом деле её сын.
Тут во дворце появился Господь Кришна вместе со Своим отцом и матерью, Васудевой и Девакой. Кришна, Верховная Личность Бога, понимал, что происходит, но молчал. Однако по воле Господа Шри Кришны там также появился великий мудрец Нарада и поведал историю Прадьюмны, как мальчик был украден прямо из колыбели, как он вырос и прибыл в Двараку вместе со своей женой Майявати, которая прежде была супругой Камы по имени Рати.
Услышав о том, как исчез Прадьюмна и как он вырос, все были изумлены. Вернулся их сын, которого они считали мёртвым и уже не надеялись увидеть. Когда родственники поняли, что перед ними Прадьюмна, они приветствовали его с великой радостью. Все члены семьи: Деваки, Васудева, Господь Шри Кришна, Господь Баларама, Рукмини и другие – поочерёдно обнимали Прадьюмну и его жену Майявати.
Когда весть о возвращении Прадьюмны разнеслась по Двараке, изумлённые горожане стали стекаться толпами, горя желанием увидеть его.
«Считавшийся погибшим сын Кришны вернулся! – ликовали они. – Нет радости большей, чем эта!»

00:12:37 Шрила Шукадева Госвами объяснил, что сначала все знатные обитательницы дворца, которые приходились Прадьюмне матерями и мачехами, ошибочно приняли его за Кришну и смутились, охваченные любовным желанием, ведь Прадьюмна внешне очень походил на Кришну и кроме того был Камой, богом любви. Не удивительно, что матери Прадьюмны и другие женщины совершили такую ошибку.
Из сказанного ясно, что обликом Прадьюмна так сильно напоминал отца, что даже собственная мать приняла его за Кришну.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава пятьдесят пятая «У Кришны и Рукмини рождается Прадьюмна».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 07 May 2018