Глава 29. Танец раса. Пролог

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:49:27 | качество: mp3 64kB/s 22 Mb | прослушано: 1205 | скачано: 939 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:33 В Шримад-Бхагаватам говорится, что танец раса проходил в ночь полнолуния в осеннюю пору – шарат. Из предыдущих глав ясно, что Говардхана-пуджа была проведена сразу после новолуния в месяц картика, затем состоялась церемония бхратри-двития. После этого Индра излил свой гнев, обрушив на Вриндаван дождь и град, и Кришна в течение семи дней, до девятого дня прибывающей луны, держал над головой холм Говардхана.

00:01:06 Затем весь десятый день жители Вриндавана говорили о чудесных деяниях Кришны, а на следующий день Махараджа Нанда соблюдал экадаши. В день экадаши он отправился к Ганге, чтобы совершить омовение, и там его взял под стражу один из слуг Варуны. Господь Кришна освободил Махараджу Нанду и показал ему и другим пастухам духовное царство.

00:01:39 Минула и ночь полнолуния сезона шарат. Полнолуния месяца ашвина называется шарат-пурнима. Таким образом из стихов Шримад-Бхагаватам явствует, что, прежде чем насладиться танцем раса с гопи, Кришна ждал такого полнолуния ещё год.

00:01:58 В семилетнем возрасте Он поднял холм Говардхана, значит, танец раса проходил, когда Ему было восемь лет. В ведической литературе танец, в котором танцор танцует сразу со многими танцовщицами, называется раса.

00:02:14 Когда наступила ночь полнолуния, и Господь Кришна увидел обычное для осени убранство – множество цветов, в особенности душистой малики, Он вспомнил молитвы гопи к богине Катьяяни, в которых они просили о том, чтобы Он стал их мужем. Кришна подумал, что ночь полнолуния поры шарат – самое подходящее время для чудесного танца. Так должно было исполниться желание гопи, мечтавших выйти за Него замуж.

00:03:02 Приступая к описанию танца раса, Шукадева Госвами, рассказчик Шримад-Бхагаватам, говорит: бхагаван апи. Это значит, что будучи Верховной Личностью Бога, Кришна в полной мере обладает шестью совершенствами и потому ни от кого не зависит в исполнении Своих желаний, но тем не менее Он хотел насладиться танцем раса в обществе гопи.

00:03:27 Бхагаван апи означает, что этот танец отличается от танцев обычных юношей и девушек. Конкретные слова, употреблённые в Шримад-Бхагаватам: йогамайам упашритаха. Это значит, что Кришна танцевал с гопи в царстве йогамайи, а не махамайи.

00:03:47 Юноши и девушки в материальном мире танцуют, находясь во власти махамайи, внешней энергии Господа. Но танец раса Кришны с гопи проходил в сфере влияния йогамайи.

00:03:59 В «Чайтанья-чаритамрите» сказано, что йогамайя отличается от махамайи, так же, как золото от железа. С точки зрения металловедения и золото, и железо – это металлы, но по свойствам они сильно отличаются друг от друга. Точно так же, хотя танец раса и свидание Господа Кришны с гопи могут показаться обыкновенной встречей юношей и девушек, качество их абсолютно разное. Эту разницу сознают все великие вайшнавы, поскольку им известно различие между любовью к Кришне и вожделением.

00:04:36 В царстве махамайи танцующие стремятся удовлетворить собственные чувства, но когда Кришна, играя на флейте, созвал к Себе гопи, они устремились к месту танца раса, движимые духовным желанием удовлетворить Кришну.

00:04:54 Автор «Чайтанья-чаритамриты» Кришнадас Кавираджа Госвами объясняет, что вожделение – это стремление удовлетворить чувственность. Любовь также означает желание удовлетворить чувства, но чувства Кришны. Другими словами, деятельность ради удовлетворения своих чувств является материальной, а деятельность ради удовольствия Кришны – духовной. Цель и той, и другой деятельности – удовлетворить чувства, но на духовном уровне живое существо стремится доставить удовольствие Верховному Господу Кришне, а на материальном – удовлетворить самого себя.

00:05:31 К примеру, на материальном уровне, когда слуга работает на хозяина, он трудится не ради хозяина, а ради самого себя. Он не будет служить хозяину, если тот перестанет ему платить. Это значит, что слуга служит хозяину, только чтобы удовлетворить потребности собственных чувств. Однако в духовной жизни тот, кто служит Верховному Господу, делает это без всякой платы и продолжает служить при любых обстоятельствах. В этом разница между сознанием Кришны и материальным сознанием.

00:06:09 Как мы говорили, Кришна наслаждался танцем раса с гопи, когда Ему было восемь лет. В этом возрасте многие гопи были уже замужем, так как в Индии, особенно в те времена, замуж выходили очень рано. Нередко бывало, что девушки в двенадцать лет уже рожали детей.

00:06:29 Все гопи, которые хотели получить в мужья Кришну, уже были замужем. Тем не менее они продолжали надеяться, что Кришна станет их мужем. Они мечтали о том, чтобы Кришна стал их возлюбленным, поэтому любовные отношения Кришны с гопи получили название паракия-расы. Так называют чувства женатого мужчины, стремящегося к близости с другой женщиной, или чувства замужней женщины, полюбившей другого мужчину.

00:07:00 В сущности, Кришна – супруг всех женщин, ибо Он – верховный наслаждающийся. Гопи хотели, чтобы Кришна стал их мужем, но Он же не мог жениться на всех гопи, но поскольку они естественно стремились к общению с Кришной как с Высшим супругом, отношения между ними и Кришной называются паракия-расой. Эта раса вечно существует на Голоке Вриндаване в духовном небе, где она свободна от скверны, присущей паракия-расе в материальном мире. В материальном мире подобные отношения предосудительны, тогда как в духовном мире паракия-раса – это идеально чистые взаимоотношения Кришны и гопи.

00:07:42 Существует несколько видов отношений с Кришной: отношения слуги и господина, дружеские отношения, отношения родителей с сыном и отношения влюбленных. Из всех этих рас самой возвышенной считается паракия-раса.

00:07:59 Материальный мир – искажённое отражение духовного. Он подобен отражению дерева в воде, когда верхушка дерева кажется его нижней частью. Искажённое отражение паракия-расы в материальном мире – в высшей степени постыдная вещь. Те, кто подражает танцу раса Кришны и гопи, довольствуются лишь искажённым, отталкивающим подобием духовной паракия-расы.

00:08:25 В материальном мире невозможно наслаждаться трансцендентной паракия-расой, и в Шримад-Бхагаватам сказано, что нельзя подражать паракия-расе даже в мечтах или во сне. Тот, кто делает это, отравляет себя смертельным ядом.

00:08:40 Когда Кришна, Верховный наслаждающийся, захотел встретиться с гопи в ночь полнолуния поры шарат, на небе в тот же миг во всей красе появилась царица звёзд – Луна.

00:08:55 Ночь полнолуния в пору шарат – самая прекрасная ночь года. В индийском городе Агра в Уттар-Прадеше, есть великий памятник архитектуры Тадж-Махал, усыпальница, построенная из превосходного мрамора. В ночь полнолуния в сезон шарат много иностранных туристов специально приезжает туда, чтобы полюбоваться чудесными отблесками лунного света на стенах гробницы. Таким образом, ночь полнолуния в сезон шарат славится своей красотой и поныне.

00:09:28 Луна, взошедшая на востоке, окрасила всё вокруг в красноватый цвет, и всё небо казалось посыпанным красной кункумой. Когда после долгого отсутствия муж возвращается домой, он украшает лицо жены красной кункумой. Подобно этому, долгожданный восход полной луны в пору шарат раскрасил небо на востоке в алый цвет.

00:09:58 С появлением луны желание Кришны танцевать с гопи усилилось. В лесу, напоённом ароматом цветов, царила прохлада и праздничное настроение. Когда Господь Кришна заиграл на флейте, её звуки очаровали всех вриндаванских гопи. Эти звуки стали в тысячу раз сладостнее благодаря восходу полной луны, алеющему небу, покою леса, ночной прохладе и распустившимся цветам.

00:10:28 Все гопи по самой своей природе испытывали влечение к Кришне, покорённые Его красотой, и, когда они услышали звуки флейты, их охватило чувство, похожее на вожделение – желание доставить наслаждение Кришне.

00:10:46 Услышав звуки флейты, гопи побросали все свои дела и устремились туда, где их ждал Кришна. Они бежали очень быстро, и серьги у них в ушах раскачивались из стороны в сторону. Все они побежали к месту, называемому Вамшивата.

00:11:03 Некоторые гопи доили коров, но оставили это занятие и бросились к Кришне. Одна из гопи только что подоила корову и поставила молоко на огонь, но, не беспокоясь о том, что оно убежит, тоже покинула дом, чтобы увидеться с Кришной. Другие гопи кормили грудью детей или подавали еду остальным членам своих семей, но и они бросили свои занятия и ринулись туда, где Кришна играл на флейте.

00:11:34 Некоторые гопи подавали еду мужьям, другие сами ужинали, но, не заботясь о том, чтобы накормить мужей или поесть самим, они умчались из дома. Некоторые гопи, прежде чем отправиться к Кришне, хотели нарядиться получше и подкрасить лицо, но не смогли этого сделать из-за того, что очень спешили увидеться с Кришной. Они подкрашивались наспех, а некоторые второпях перепутали нижнюю часть одежды с верхней, да так и надели её.

00:12:07 Когда гопи начали поспешно покидать свои дома, их мужья, братья и отцы были ошеломлены, не понимая, куда они направляются. Женщины были молоды, и их мужья, старшие братья и отцы, под опекой которых они находились, запретили им идти к Кришне, но гопи не обратили на их запрет никакого внимания.

00:12:29 Когда человека влечёт к Кришне, и он в полной мере обладает сознанием Кришны, его не заботят мирские дела, даже очень срочные. Сознание Кришны столь могущественно, что избавляет человека от бремени материальных занятий.

00:12:47 Шрила Рупа Госвами написал прекрасные стихи, в которых одна гопи советует другой: «Дорогая подруга, если хочешь наслаждаться дружбой и любовью в материальном мире, не ходи на свидание с улыбающимся юношей Говиндой. Он стоит на берегу Ямуны, играя на флейте, и уста Его озарены лучами полной луны».

00:13:12 Шрила Рупа Госвами тем самым как бы говорит, что тот, кого пленило прекрасное улыбающееся лицо Кришны, утрачивает интерес к мирским удовольствиям. Это признак, по которому можно судить о продвижении человека в сознании Кришны: совершенствуясь всё больше и больше, он постепенно становится равнодушным к материальной деятельности и собственным наслаждениям.

00:13:38 Некоторым гопи мужья всё же не дали пойти к Кришне, заперев их в доме. Тогда эти гопи, закрыв глаза, стали медитировать на божественный облик Кришны, и Он был с ними в их мыслях. Так они доказали, что были величайшими из йогов.

00:14:00 Как сказано в Бхагавад-гите, лучший йог – это тот, кто хранит Кришну в своём сердце, непрестанно с верой и любовью думая о Нём. Настоящие йоги сосредоточивают ум на образе Господа Вишну, такова истинная йога. Кришна – изначальный источник всех вишну-таттв. Поскольку гопи не могли пойти к Кришне, они начали медитировать на Него, как великие йоги.

00:14:31 Занимаясь кармической деятельностью, обусловленные существа получают два вида плодов: грешники обретают страдания, а праведники – материальные наслаждения, но в любом случае, страдая или наслаждаясь, живое существо остаётся во власти материальной природы.

00:14:51 Гопи, подруги Кришны, пришедшие на свидание с Ним, имели разное происхождение. Большинство из них были вечными спутницами Кришны. В «Брахма-самхите» говорится: ананда чин майа раса пратибхавитабхи. В духовном мире те, кто общается с Кришной, и прежде всего гопи, исходят из энергии наслаждения Господа Кришны, все они экспансии Шримати Радхарани, но когда Кришна являет Свои божественные игры в материальных вселенных, в Его играх участвуют не только вечные приближённые Кришны, но и те, кто получил это право, находясь в материальном мире.

00:15:31 Стало быть, некоторые из гопи, принявшие участие в играх Кришны в этом мире, прежде относились к числу обычных людей. Но если они и были связаны последствиями кармической деятельности, постоянно медитируя на Кришну, они полностью освободились от своей кармы.

00:15:49 Жестокие муки тех гопи, которые не смогли увидеться с Кришной, избавили их от всех последствий греховных поступков, а экстатическая трансцендентная любовь к Кришне в разлуке с Ним положила конец всем последствиям их благочестивых поступков в материальном мире.

00:16:09 Обусловленные души вынуждены рождаться и умирать из-за своих благочестивых или греховных поступков, но гопи, которые стали медитировать на Кришну, возвысились над обоими видами материальной деятельности, очистились и достигли такого же положения, какое занимают гопи, представляющие собой проявления внутренней энергии Кришны.

00:16:31 Все гопи, которые медитировали на Кришну как на своего возлюбленного, полностью очистились от последствий материальной, кармической деятельности, и некоторые из них тут же оставили свои тела, порождённые тремя материальными гунами.

00:16:47 Так Шукадева Госвами рассказывал Махарадже Парикшиту о разных гопи, участвовавших с Кришной в танце раса. Когда царь услышал, что некоторые из гопи, думая о Кришне как о своём возлюбленном, очистились от материальной скверны и освободились из круговорота рождений и смертей, он сказал: «Гопи не знали, что Кришна – Бог, Верховная Личность. Они считали Его просто красивым юношей и своим возлюбленным. Как же случилось, что, думая всего лишь о своём возлюбленном, они смогли вырваться из материального плена?»

00:17:27 Здесь следует вспомнить, что Кришна и обычные живые существа качественно неотличны друг от друга. Будучи неотъемлемыми частицами Кришны, живые существа – тоже Брахман, но Кришна – это Всевышний, или Парабрахман.

00:17:44 Возникает вопрос: если преданный, думая о Кришне, может освободиться от материального осквернения, то почему же это невозможно для тех, кто думает о ком-то другом?

00:17:55 Если женщина думает о своём муже или сыне, иными словами, если одно живое существо думает о другом, то почему, раз все живые существа – Брахман, они не очищаются таким образом от материальной скверны? Это резонный вопрос, ибо всегда существуют атеисты, которые подражают Кришне.

00:18:17 В наше время, в Кали-югу, живёт множество нечестивцев, которые считают себя Кришной и обманывают людей, убеждая их, что думать об этих атеистах, всё равно что думать о Господе Кришне.

00:18:32 Махараджа Парикшит предвидел, в какой опасности окажутся те, кто слепо следует демонам, подражающим Шри Кришне, и потому задал Шукадеве Госвами этот вопрос. К счастью, он был записан в Шримад-Бхагаватам, чтобы предупредить неискушённых людей о том, что думать о каком-то человеке и думать о Кришне – вовсе не одно и то же.

00:18:55 Даже медитацию на полубогов нельзя сравнивать с медитацией на Кришну. В вайшнава-тантре говорится, что тот, кто ставит Вишну, Нараяну или Кришну на один уровень с полубогами, есть пашанди, нечестивец.

00:19:10 Услышав вопрос Махараджи Парикшита, Шукадева Госвами сказал: «Дорогой царь, ответ на твой вопрос был дан ранее».

00:19:21 Махараджа Парикшит хотел получить разъяснения, и его духовный учитель дал ему очень хороший ответ. Он сказал: «Почему ты снова спрашиваешь о том, что я уже объяснил? Чем вызвана твоя забывчивость?»

00:19:38 Духовный наставник всегда занимает более высокое положение и потому имеет право отчитывать ученика. Шукадева Госвами знал, что Махараджа Парикшит задал этот вопрос не ради себя самого, а для того, чтобы предостеречь неискушённых людей, которые в будущем могут счесть других равными Кришне.

00:19:59 Шукадева Госвами напомнил царю Парикшиту о том, как обрёл спасение Шишупала. Шишупала всегда относился к Кришне враждебно, и потому Кришна убил его, но, поскольку Кришна – Верховная Личность Бога, Шишупале достаточно было увидеть Его, чтобы спастись.

00:20:19 Если даже недоброжелатель Кришны может получить освобождение, сосредоточив на Нём свои мысли, что же тогда говорить о гопи, которые так дороги Кришне и всегда думают о Нём с любовью? Должна же существовать какая-то разница между врагами и друзьями. Если враги Кришны смогли очиститься от материальной скверны и слиться со Всевышним, то Его близкие друзья, подруги, гопи, наверняка обрели освобождение и намного больше чем освобождение.

00:20:54 Кроме того, в Бхагавад-гите Кришна назван Хришикешей. Шукадева Госвами также говорит, что Кришна – это Хришикеша, Сверхдуша. В то время как обычный человек – это обусловленная душа, заключённая в материальное тело, Кришна и Его тело суть одно, ибо Он Хришикеша.

00:21:15 Тот, кто думает, что Кришна отличен от Своего тела, полный глупец. Кришну называют Хришикеша и Адхокшаджа. Отвечая на вопросы царя, Шукадева Госвами употребил именно эти два имени. Хришикеша значит Сверхдуша, а Адхокшаджа – Верховная Личность Бога, неподвластная материальной природе.

00:21:39 Только по Своей беспричинной милости Кришна предстаёт перед живыми существами таким, какой Он есть. К сожалению, глупцы по ошибке принимают Его за обычного человека и тем самым прокладывают себе дорогу в ад.

00:21:55 Шукадева Госвами сказал далее, что Кришна не обычный человек, а Верховный Господь, вечный, необъятный, не имеющий материальных качеств, но обладающий всеми духовными качествами. Он приходит в материальный мир по Своей беспричинной милости и являет Себя таким, какой Он есть, без каких-либо изменений.

00:22:16 Это подтверждается в Бхагавад-гите, где Господь говорит, что Он нисходит, пользуясь Своей духовной энергией. Его не понуждает к этому материальная энергия, наоборот, материальная энергия находится в Его власти. В Бхагавад-гите говорится, что материальная энергия действует под надзором Кришны, а в «Брахма-самхите» сказано, что материальная энергия – Дурга, действует подобно тени, которая движется вместе с предметом.

00:22:46 И тот, кто так или иначе привязался к Кришне, кого привлекли к Нему Его совершенства: красота, богатство, сила, слава, отрешённость и мудрость, кто привязался к Нему из любви или дружбы, или даже движимый вожделением, гневом или страхом, тот непременно обретёт спасение и очистится от материальной скверны.

00:23:10 В восемнадцатой главе Бхагавад-гиты Господь говорит, что Ему очень дорог каждый, кто проповедует сознание Кришны. В борьбе за распространение чистого сознания Кришны проповедник вынужден преодолевать много трудностей. Иногда ему приходится терпеть побои, а иногда он даже встречает смерть. Всё это – великие испытания, которым проповедник подвергает себя во имя Кришны. Поэтому Кришна говорит, что такой человек очень и очень дорог Ему.

00:23:41 Если даже враги Кришны могут надеяться на спасение, когда сосредоточивают на Нём свои мысли, то что говорить о тех, кто очень дорог Господу? Отсюда следует, что те, кто проповедует в этом мире сознание Кришны, непременно получат освобождение, но такие проповедники и не думают об освобождении, ибо тот, кто действует в сознании Кришны, в преданном служении Господу, уже свободен.

00:24:08 Шукадева Госвами заверил царя Парикшита, что человек, который привязан к Кришне, обязательно освободится из материального плена, поскольку Шри Кришна – божественный повелитель всех мистических сил.

00:24:22 Когда гопи собрались перед Кришной, Он приветствовал их. Однако, разговаривая с гопи, Кришна также попытался обескуражить их насмешливыми словами. Кришна непревзойдённый мастер слова. Это Ему принадлежит Бхагавад-гита. Кришна может говорить о самых высоких предметах: философии, политике, экономике – обо всём. Теперь Он говорил с очень дорогими Ему гопи. Он хотел пленить их игрой слов и сказал так:

00:24:55 «О жительницы Вриндавана, велико ваше счастье, и все вы очень дороги Мне. Я рад, что вы пришли, и надеюсь, что во Вриндаване всё благополучно. Теперь скажите, что Я могу для вас сделать? Зачем вы пришли сюда среди ночи? Прошу вас, садитесь и скажите, чем Я могу вам служить?».

00:25:19 Гопи пришли, чтобы общаться с Кришной, танцевать с Ним, обнимать и целовать Его, и столь формальное обращение с Его стороны удивило их. Он говорил с ними, как с обычными легкомысленными женщинами. Улыбаясь, гопи переглядывались и, хотя внимательно слушали речи Кришны, были озадачены. Тогда Кришна стал поучать их:

00:25:49 «Дорогие подруги, вы же знаете, что сейчас глубокая ночь, и в лесу очень опасно. В такую пору здесь во множестве бродят хищные звери: тигры, медведи, шакалы и волки. Находится здесь очень опасно. Куда бы вы ни пошли, повсюду рыщут дикие звери в поисках добычи. Думаю, вы подвергаете себя большому риску, придя сюда так поздно ночью. Поэтому прошу вас, немедленно возвращайтесь домой».

00:26:22 Заметив, что гопи продолжают улыбаться, Кришна сказал: «Я восхищён вашей красотой. У каждой из вас такой прекрасный тонкий стан».

00:26:36 Все пришедшие гопи были необычайно красивы. Их описывают словом сумадхьяма, считается, что красивая женщина должна быть сумадхьяма, то есть иметь тонкий стан. Кришна давал гопи понять, что они ещё недостаточно взрослые и не могут сами позаботится о себе. Им нужна чья-то защита. Они поступили не очень разумно, придя к Кришне среди ночи. Кришна намекал на то, что они молоды и Он молод.

00:27:12 «Это неприлично, когда юноши и девушки остаются ночью наедине». Услышав эти слова, гопи опечалились, и тогда Кришна стал приводить другие доводы: «Дорогие подруги, судя по всему, вы ушли из дому без разрешения старших. Думаю, что ваши матери, отцы, старшие братья и даже ваши сыновья, не говоря уже о ваших мужьях, очень беспокоятся о вас. Пока вы здесь, они, должно быть, ищут вас повсюду, охваченные тревогой, поэтому не мешкайте, возвращайтесь домой и успокойте своих близких».

00:27:52 Гопи были слегка обескуражены и рассержены непрошенным советом Кришны. В смущении отведя от Него взгляд, они стали любоваться красотой леса. Лес был залит ярким лунным светом, легкий ветерок неслышно овевал распустившиеся цветы и шевелил зелёную листву на деревьях. Когда гопи стали смотреть по сторонам, Кришна тут же воспользовался этим и сказал:

00:28:26 «Видно, вы пришли сюда, чтобы посмотреть на прекрасный лес Вриндавана в ночную пору, но теперь вы достаточно на него нагляделись. Поэтому скорее возвращайтесь по домам. Я знаю, все вы очень целомудренны. Теперь, когда вы налюбовались красотой вриндаванского леса, прошу, возвращайтесь домой и продолжайте верно служить своим мужьям.

00:28:50 Хотя вы очень молоды, у некоторых из вас, должно быть, уже есть дети. Наверное, вы оставили своих малышей дома, и они плачут. Прошу вас, немедленно идите домой и накормите детей своим молоком.

00:29:07 Я также вижу, что вы очень привязаны ко Мне и, повинуясь этому трансцендентному чувству, пришли сюда, услышав звуки Моей флейты. Ваши чувства любви и привязанности ко Мне вполне естественны, ибо Я Верховная Личность Бога. Все живые существа – Мои неотъемлемые частицы, и они естественно привязаны ко Мне. Поэтому Я высоко ценю ваши чувства и считаю их достойными похвалы, но теперь идите по домам.

00:29:38 Для целомудренной женщины честное служение мужу – главная заповедь. Женщина должна быть не только верной и преданной своему мужу, но и приветливо относиться к его друзьям, слушаться родителей мужа, любить его младших братьев, и, что самое важное, она должна заботиться о своих детях».

00:29:58 Так Кришна объяснил гопи, в чём заключается долг женщины. Он также подчеркнул, что жена обязана служить мужу: «Даже если у него скверный характер, даже если он не очень богат и удачлив, даже если он стар или из-за тяжёлой болезни превратился в калеку – каково бы ни было состояние мужа, женщина не должна бросать его, если хочет после смерти вознестись на высшие планеты.

00:30:27 Да и общество осуждает женщину, которая ищет себе другого мужчину. Такое поведение закрывает ей доступ на райские планеты, и последствия его весьма плачевны. Замужняя женщина не должна заводить любовника, ибо в Ведах это запрещено. Если вы считаете, что очень привязаны ко Мне, и жаждете общения со Мной, советую вам – не стремитесь общаться со Мной лично, лучше идите домой и говорите или думайте обо Мне. Всё время помня обо Мне и повторяя Мои имена, вы, безусловно, достигнете духовного совершенства. Вам нет необходимости находится со Мной рядом. Прошу вас, идите домой».

00:31:15 В последнем наставлении, которое Верховный Господь дал гопи, не было и тени насмешки. Этот совет должен быть серьёзно воспринят всеми добродетельными женщинами. Верховный Господь особенно подчеркивает необходимость целомудрия. Все женщины, которые действительно хотят возвыситься, должны следовать указаниям Господа Кришны.

00:31:36 Кришна является высшим объектом любви для всех живых существ. Когда человек обретает любовь к Кришне, на него уже не распространяются предписания Вед. Этого результата достигли гопи, ибо они встретились с Кришной лицом к лицу, но для обычной женщины, обусловленной души, это невозможно.

00:32:00 К сожалению, иногда какой-нибудь шарлатан, исповедующий философию монизма, или единства, беззастенчиво подражает раса-лиле, танцу Кришны с гопи, соблазняя простодушных женщин и сбивая их с пути праведности под предлогом духовного самопознания. Чтобы предостеречь нас, Господь Кришна говорит здесь: то, что возможно для гопи, невозможно для обычных женщин.

00:32:28 Разумеется, любая женщина способна подняться на более высокий уровень, совершенствуясь в сознании Кришны, но она не должна становиться жертвой обманщика, утверждающего, что он Кришна. Вместо этого она должна с любовью и преданностью служить Господу, повторяя Его святые имена и медитируя на Него, как советует Сам Кришна.

00:32:47 Не нужно идти по пути людей, которые называются сахаджиями, такие люди выдают себя за преданных, но относятся ко всему очень легковесно.

00:33:00 Обескураживающие речи Кришны очень опечалили гопи, они решили, что их желанию танцевать с Кришной не суждено исполниться. Взволнованные и огорчённые, гопи очень тяжело вздыхали. Вместо того чтобы смотреть Кришне в лицо, они потупили взоры и стали чертить на земле большим пальцем ноги извилистые линии.

00:33:27 Из глаз у них текли слёзы, их потоки смывали сурьму, которой были подведены глаза гопи. Их слёзы смешивались с порошком кункумы, которым они посыпали грудь, и капали на землю. Не в силах вымолвить ни слова, гопи стояли перед Кришной, всем своим видом показывая, что они ранены в самое сердце.

00:33:54 Гопи не были обычными женщинами. По сути, они находились на одном уровне с Кришной. Они Его вечные слуги. Как подтверждается в «Брахма-самхите», гопи – это эманации энергии наслаждения и, будучи энергией Кришны, они неотличны от Него Самого.

00:34:15 Хотя их сильно огорчили речи Кришны, они не хотели отвечать Ему резко, но всё же им хотелось укорить Кришну за холодные слова, и они заговорили прерывающимся голосом. Гопи не хотели говорить с Кришной резко, поскольку Он был для них дороже самой жизни. У гопи в сердце только Кришна. Они безраздельно преданы и верны Господу. Услышав Его жестокие слова, гопи попытались ответить Ему, но слёзы ручьём лились из их глаз.

00:34:50 Наконец они смогли заговорить: «Кришна, – сказали гопи, – Ты очень жесток! Ты не должен так говорить с нами. Ведь мы полностью преданы Тебе. Не прогоняй нас и не будь с нами так жесток. Конечно, Ты Верховная Личность Бога и можешь делать всё, что пожелаешь, но Тебе не пристало так обращаться с нами. Мы пришли к Тебе, бросив всё, чтобы найти убежище у Твоих лотосных стоп.

00:35:21 Мы знаем, Ты ни от чего не зависишь и можешь делать всё, что пожелаешь, но мы молим Тебя не отвергать нас. Мы Твои преданные. Прими же нас, как Господь Нараяна принимает тех, кто предан Ему.

00:35:38 У Господа Нараяны много преданных, которые поклоняются Ему, чтобы обрести спасение, и Он всегда помогает им. Как же Ты можешь нас отвергнуть, если у нас нет иного убежища, кроме Твоих лотосных стоп?»

00:35:57 «О возлюбленный Кришна, – продолжали гопи, – Ты Верховный наставник. В этом нет сомнения. Твои поучения, обращённые к женщинам, Твои призывы к ним быть верными мужьям и добрыми к своим детям, заниматься домашними делами и слушаться старших, в точности соответствуют предписаниям шастр, но мы знаем, что можно безукоризненно следовать всем этим заповедям священных писаний, находясь под сенью Твоих лотосных стоп.

00:36:30 Наши мужья, дети, другие родственники и друзья дороги и близки нам только благодаря Твоему присутствию, ибо Ты Сверхдуша всех живых существ. Без Тебя они ничего не стоят.

00:36:45 Когда Ты покидаешь тело живого существа, это тело умирает, и, согласно шастрам, должно быть немедленно брошено в реку или сожжено. Поэтому в конечном счёте Ты самое дорогое из всего, что есть у нас в этом мире. Мы уверены, что, отдав Тебе нашу веру и любовь, мы никогда не лишимся мужа, друзей и сыновей или дочерей.

00:37:10 Если женщина станет Твоей женой, о Верховный супруг, она никогда не лишится мужа, как это случается с женщинами, отождествляющими себя с материальным телом. Приняв Тебя как нашего Высшего супруга, мы никогда не разлучимся с Тобой и никогда не овдовеем. Ты вечный муж, вечный сын, вечный друг и вечный господин, и те, кто вступают в отношения с Тобой, обретают вечное счастье.

00:37:41 Поскольку Ты учишь всем заповедям религии, прежде всего следует поклоняться Твоим лотосным стопам. В шастрах говорится: ачарйа упасана. Поклонение Твоим стопам – первая из религиозных заповедей.

00:37:55 Кроме того, как сказано в Бхагавад-гите, Ты единственный наслаждающийся, единственный властелин всего сущего и единственный друг. Поэтому мы пришли к Тебе, отказавшись от ложной дружбы и любви. Отныне Ты стал тем, кто наслаждается нами. Наслаждайся же нами вечно. Будь нашим властелином, ибо это Твоё исконное право. Будь нашим величайшим другом, ибо Ты изначально являешься им. Позволь нам обнять Тебя, нашего Высшего возлюбленного».

00:38:34 Гопи также сказали лотосоокому Кришне: «Не губи нашу заветную мечту – стать Твоими супругами. Разумный человек, заботящийся о своём истинном благе, отдаёт свою любовь Тебе одному, но люди, введённые в заблуждение внешней энергией, ищут удовлетворение в ложных идеях и пытаются наслаждаться отдельно от Тебя.

00:38:59 Те, кого мы считаем своим мужем, другом, сыном, дочерью, отцом или матерью, – всего лишь причины наших страданий в материальном мире. Здесь никто ещё не стал счастливым, имея так называемого отца, мать, мужа, сына, дочь или друга.

00:39:18 Хотя родители стараются оградить ребёнка от бед, многие дети страдают, лишённые еды и крова. Есть много хороших врачей, но, когда больной умирает, ни один врач не в силах вернуть его к жизни. Человек может всеми средствами защищать себя, но, если он обречён, ему ничто не поможет, и, если Ты не возьмёшь его под Своё покровительство, эти средства станут для него лишь источником новых мучений.

00:39:48 Поэтому мы молим Тебя, о Бог богов, не разрушай нашу заветную мечту и не отказывайся стать нашим Верховным супругом.

00:39:59 Дорогой Кришна, как женщины, мы, конечно, испытывали радость, отдавая свои сердца заботам о семье, но теперь наши сердца похищены Тобой, и мы не можем посвящать их домашним заботам. Хотя Ты несколько раз попросил нас вернуться домой, и это очень здравый совет, мы, к сожалению, прикованы к этому месту.

00:40:25 Мы не в состоянии сделать ни шагу от Твоих лотосных стоп. И даже если, исполнив Твою просьбу, мы вернёмся домой, что мы там станем делать? Без Тебя мы ни на что не способны. Вместо того чтобы, как полагается женщинам, посвятить сердце заботам о семье, мы теперь одержимы новой страстью, которая не угасая пылает в наших сердцах.

00:40:50 О Кришна, потуши это пламя Своей прекрасной улыбкой и божественными звуками, исходящими из Твоих уст. Если Ты откажешь нам в этой милости, мы наверняка сгорим в огне разлуки. Мы станем думать о Тебе, о Твоей красоте и тотчас покинем тело. Тогда в следующей жизни мы сможем всегда оставаться у Твоих лотосных стоп.

00:41:17 Дорогой Кришна, если Ты возразишь, что, когда мы вернёмся к мужьям, они сумеют утолить нашу страсть, мы скажем только, что это больше невозможно. Ты позволил нам встретиться с Тобой в лесу и в прошлом уже касался груди каждой из нас. Мы приняли это как благословение, следуя примеру богинь процветания, обществом которых Ты наслаждаешься на Вайкунтха-локах. Однажды испытав это неземное блаженство, мы больше не хотим обращаться к кому-либо кроме Тебя, чтобы утолить свою страсть.

00:41:56 Дорогой Кришна, лотосным стопам богини процветания поклоняются сонмы полубогов. На планетах Вайкунтхи богиня процветания вечно покоится на Твоей груди, но и она подвергла себя жестокой аскезе, чтобы обрести прибежище у Твоих лотосных стоп, всегда покрытых листьями туласи.

00:42:20 Твои стопы – единственное убежище для Твоих слуг, и богиня процветания, вместо того чтобы оставаться на Твоей груди, припадает к Твоим лотосным стопам и поклоняется им.

00:42:33 Мы покрыли себя пылью с Твоих стоп. Будь же милостив, не отвергай нас, ибо все мы безраздельно преданы Тебе.

00:42:45 Дорогой Кришна, Тебя называют Хари. Ты избавляешь от страданий всех живущих, особенно тех, кто покинул дом и, разорвав семейные узы, полностью предался Тебе. Мы оставили свои дома в надежде, что сможем целиком посвятить жизнь служению Тебе и теперь молим Тебя принять нас как Твоих служанок. Мы не станем просить Тебя взять нас в жёны. Считай нас просто Своими служанками.

00:43:12 Поскольку Ты Верховный Господь, и Тебе нравится наслаждаться паракия-расой и поскольку Ты славишься всюду как трансцендентный похититель женских сердец, мы пришли, чтобы удовлетворить Твои трансцендентные желания. Мы тоже жаждем удовлетворения, ибо стоило нам увидеть Твоё улыбающееся лицо, как нас охватила неудержимая страсть.

00:43:37 Мы явились к Тебе в своих лучших одеждах и украшениях, но, пока Ты не обнимешь нас, все наши наряды и наша красота, останутся несовершенными. Ты Верховная Личность Бога, и если Ты добавишь к нашим нарядам пуруша-бхушану, то есть Сам станешь нашим украшением, тогда мы обретём идеальную красоту и все наши желания исполнятся.

00:44:03 Дорогой Кришна, нас пленил Твой облик: Твоё прекрасное лицо, украшенное тилаком и обрамлённое локонами, Твои серьги и Твоя чудесная улыбка. Нас очаровали Твои руки, вселяющие уверенность в тех, кто предался Тебе. И хотя нас также привлекает Твоя грудь, которую всегда обнимает богиня процветания, мы не хотим занять её место.

00:44:28 Мы будем вполне довольны, став Твоими служанками. Если же Ты обвинишь нас в супружеской измене, в ответ мы спросим только: где в трёх мирах найдётся женщина, которую не очаровала бы Твоя красота и волшебные звуки Твоей божественной флейты?

00:44:48 В этих трёх мирах мужчины и женщины занимают одинаковое положение по отношению к Тебе, ибо и те, и другие принадлежат к Твоей пограничной энергии, пракрити. По сути, никто здесь не является наслаждающимся, то есть мужчиной, – все предназначены для того, чтобы доставлять наслаждение Тебе.

00:45:09 В этих трёх мирах нет женщины, которая не сошла бы с пути целомудрия, полюбив Тебя, ибо Твоя красота так совершенна, что не только мужчины и женщины, но и коровы, птицы, лесные звери и даже деревья, плоды и цветы – словом все и вся очарованы Тобой. Что уж тогда говорить о нас?

00:45:32 Однако всем известно, что, подобно тому как Господь Вишну всегда защищает полубогов от нападения демонов, Ты явился во Вриндаване, чтобы оградить его жителей от всех бед.

00:45:46 О друг попавших в беду, просим Тебя, возложи руку на нашу пылающую грудь и наши головы, ибо мы все предались Тебе, и отныне стали Твоими вечными служанками. Если же Ты думаешь, что Твои, подобные лотосам, ладони сгорят до тла, коснувшись нашей пылающей груди, уверяем Тебя, что они почувствуют не боль, а удовольствие, подобно тому как цветок лотоса, нежный и хрупкий, наслаждается палящим жаром солнца».

00:46:23 Услышав страстную мольбу гопи, Верховный Господь улыбнулся. Из милости к ним, Он стал обнимать и целовать гопи, как они того желали, хотя и не нуждался в этом, будучи самодостаточным.

00:46:41 Когда Кришна, улыбаясь, смотрел на гопи, их лица становились во сто крат прекраснее. Находясь среди них и наслаждаясь их обществом, Он был похож на полную луну, окружённую миллионами сияющих звёзд.

00:46:56 Так, Верховный Господь гулял по лесу Вриндавана, окружённый сотнями гопи и украшенный гирляндой из разных цветов. Он пел иногда один, а иногда вместе с гопи.

00:47:12 Наконец Господь и гопи пришли на прохладный песчаный берег Ямуны, где росли лилии и лотосы. Эта атмосфера ещё больше располагала гопи и Кришну к трансцендентному наслаждению. Они гуляли вдоль берега Ямуны, и Кришна то обнимал какую-нибудь гопи за талию, то гладил её по голове или касался рукой её груди.

00:47:39 Они старались ущипнуть друг друга, шутили и переглядывались, испытывая ни с чем не сравнимую радость. Когда Кришна касался тел гопи, их жгучее желание обнять Его становились ещё сильнее. Всем им доставляли огромное удовольствие эти лилы.

00:48:00 Так гопи в полной мере получили милость Кришны – Верховной Личности Бога, они наслаждались Его обществом, и в их отношениях не было ни капли земной, плотской страсти.

00:48:15 Гопи между тем очень возгордились, оказавшись в обществе Кришны, они считали себя самыми счастливыми женщинами во вселенной. Господь Кришна, которого также называют Кешавой, тут же заметил, что гопи гордятся своей удачей и близким общением с Ним, и чтобы оказать им Свою беспричинную милость и обуздать их гордыню, Он внезапно исчез, проявив присущую Ему отрешённость.

00:48:45 Верховная Личность, Бог, всегда обладает шестью совершенствами, во всей их полноте, и в данном случае Он явил одно из них – отрешённость. Тем самым Кришна подтвердил, что Он абсолютно свободен от привязанностей. Он всегда самодостаточен и ни от чего не зависит. Эта независимость Господа является фундаментом для всех Его трансцендентных игр.

00:49:14 Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава двадцать девятая «Танец раса. Пролог».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 12 March 2018