Глава 58. Кришна женится на пяти царевнах

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:32:08 | качество: mp3 64kB/s 14 Mb | прослушано: 707 | скачано: 828 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:25 Как было сказано в предыдущей главе, после того как сгорел дом из шелока, в который сыновья Дхритараштры поселили пятерых братьев Пандавов и царицу Кунти, прошёл слух, будто Пандавы и их мать погибли в огне пожара, но когда пятерых братьев заметили на брачной церемонии Драупади, распространился другой слух, что Пандавы и их мать живы. Хотя это был слух, он подтвердился, Пандавы действительно возвратились в свою столицу Хастинапур, и люди увидели их воочию. Когда Кришна и Баларама узнали об этом, Кришна захотел Сам встретиться с Пандавами и потому решил отправиться в Хастинапур.
На этот раз Кришна прибыл в Хастинапур со всей торжественностью, как и подобает царю, в сопровождении военачальника Ююдханы и множества воинов. Хотя Его не приглашали, Он приехал, чтобы повидать Своих великих преданных – Пандавов, которых очень любил. Кришна явился к Пандавам без предупреждения, увидев Его, они поднялись со своих мест.

00:01:47 Кришну называют Мукундой, потому что тот, кто всегда соприкасается с Ним или всегда видит Его, в полной мере обладая сознанием Кришны, освобождается от всех тревог, которые одолевают людей в материальном мире. Более того, такой человек тотчас ощущает ни с чем не сравнимое духовное блаженство.
Увидев Кришну, Пандавы воодушевились, как будто очнулись от беспамятства или вернулись к жизни. Когда человек лежит в забытьи, его чувства и тело бездействуют, но как только он приходит в сознание, чувства начинают действовать снова. Подобно этому, когда Пандавы увидели Кришну, они будто пришли в сознание и потому очень оживились и обрадовались.
Господь Кришна обнял каждого из них, и, ощутив прикосновение Верховной Личности Бога, Пандавы тут же освободились от всей материальной скверны. Они улыбались, испытывая духовное блаженство. Созерцая прекрасные черты Господа Кришны, каждый из них ощущал величайшую духовную радость. Хотя Господь Кришна – Верховная Личность Бога, Он играл роль обычного человека, поэтому в знак уважения Он немедленно коснулся стоп Юдхиштхиры и Бхимы, которые были Его старшими двоюродными братьями. Арджуна обнял Кришну, поскольку был Его другом и сверстником, а два младших брата, Накула и Сахадева, коснулись лотосных стоп Кришны, чтобы выразить Ему почтение.

00:03:30 Следуя этикету, они обменялись приветствиями сообразно положению каждого из Пандавов и Господа Кришны, после чего Кришну усадили на почётное место. Затем перед Господом Кришной предстала юная жена Пандавов – Драупади – женственная, прекрасная, она почтительно приветствовала Господа. Почести были оказаны и Ядавам, сопровождавшим Кришну в Хастинапур, особенно Сатьяки, или Ююдхане, которого тоже усадили на почётное место. Когда всех должным образом рассадили, пятеро Пандавов заняли свои места подле Господа Кришны.
После встречи с Пандавами Господь Кришна отправился навестить их мать Шримати Кунтидеви, которая приходилась ему тёткой со стороны отца. Почтительно склонившись перед ней, Кришна коснулся её стоп. Глаза Кунтидеви увлажнились, и она с большой теплотой и любовью обняла Господа Кришну. Затем она стала расспрашивать Его о благополучии семьи своего брата Васудевы, его жён и других родственников. Кришна в свою очередь спросил тётушку о том, всё ли благополучно у Пандавов.

00:04:49 Хотя Кунтидеви была связана с Кришной родственными узами, встретившись с Ним, она сразу поняла, что Он Верховная Личность Бога. Она вспомнила все невзгоды, которые ей пришлось пережить, вспомнила, сколько раз по милости Кришны ей и её сыновьям удавалось избежать смерти. Она была уверена, что без милости Кришны они бы не спаслись от «случайного» пожара, устроенного сыновьями Дхритараштры.
Прерывающимся от волнения голосом она стала рассказывать Кришне о событиях своей жизни.
Шримати Кунти сказала: «О Кришна, я помню тот день, когда Ты прислал моего брата Акруру узнать как у нас дела. Это значит, что Ты всегда помнил о нас. Когда Ты прислал Акруру, я поняла, что нам больше не грозят опасности. Приезд Акруры стал благоприятным поворотом в нашей судьбе. С тех пор я твёрдо верю, что мы всегда находимся под Твоей защитой. Каким бы опасностям не подвергали нас родственники Кауравы, я уверена, что Ты всегда будешь помнить о нас и сделаешь всё, чтобы мы остались живыми и невредимыми.

00:06:08 Просто думая о тебе, преданные смогут уберечь себя от всех опасностей в материальном мире. Что же тогда говорить о нас, тех, о ком Ты помнишь Сам? Поэтому, дорогой Кришна, с нами не может произойти ничего плохого. По Твоей милости для нас всё складывается наилучшим образом. И хотя Ты одарил нас особой милостью, неверно считать, что Ты одариваешь милостью одних и пренебрегаешь другими. Ты не проводишь никаких различий. У Тебя нет любимцев и нет врагов. Ты – Верховная Личность Бога и потому одинаково относишься ко всем, и любой может получить Твоё особое покровительство.
Всегда оставаясь беспристрастным, Ты тем не менее особенно благоволишь к преданным, которые постоянно думают о Тебе. Преданные связаны с Тобой узами любви и потому не могут забыть Тебя даже на мгновение. Ты пребываешь в сердце каждого, но поскольку преданные всегда помнят о Тебе, Ты отвечаешь им тем же. Хотя мать любит всех своих детей, она особенно печётся о том из них, кто полностью от неё зависит. Нет сомнений, дорогой Кришна, находясь в сердце каждого, Ты всегда заботишься о благе Своих чистых преданных».

00:07:34 Затем заговорил царь Юдхиштхира. Он стал прославлять Кришну, называя Его Верховной Личностью Бога, другом каждого, но поскольку Кришна проявлял о Пандавах особую заботу, царь Юдхиштхира сказал:
«О Кришна, мы не знаем, какие благие дела мы совершили в прошлых жизнях и чем заслужили Твою благосклонность. Нам известно, что Твою милость нелегко снискать даже великим мистикам, которые, стремясь достичь Тебя, всё время проводят в медитации. Даже они не удостаиваются того, чтобы Ты лично обратил на них внимание. Я не знаю, почему Ты так добр к нам. Мы не йоги, напротив, мы осквернены привязанностью к материальному. Мы семейные люди, занятые политикой, мирскими делами, и я не понимаю, почему Ты так благосклонен к нам».
Кришна согласился исполнить просьбу Махараджи Юдхиштхиры и провести в Хастинапуре четыре месяца сезона дождей.
Эти четыре месяца называются чатурмасья. В это время странствующие проповедники и брахманы обычно останавливаются в каком-нибудь месте и соблюдают суровые обеты. Хотя Господь Кришна выше всех правил и предписаний, Он, из любви к Пандавам, согласился остаться в Хастинапуре. Благодаря этому горожане получили счастливую возможность время от времени видеть Кришну и, встречаясь с Ним лицом к лицу, испытывали ни с чем не сравнимое духовное блаженство.

00:09:12 Однажды, гостя у Пандавов, Кришна вместе с Арджуной собрался на охоту в лес. Оба они сели в колесницу Арджуны, над которой развевался флаг с изображением Ханумана. У Арджуны была особая колесница, украшенная флагом с изображением Ханумана, поэтому Арджуну иногда называют Капидваджи (капи означает – Хануман, а дваджа – флаг).
Арджуна вооружился луком и разящими без промаха стрелами и приготовился выехать на охоту. Он надел доспехи, поскольку во время охоты должен был упражняться в военном искусстве, чтобы подготовиться к грядущим сражениям с врагами. Поэтому он намеренно отправился в ту часть леса, где было много тигров, оленей и других животных.
Кришна же поехал вместе с Арджуной не для того, чтобы практиковаться в стрельбе из лука. Ему не нужно ни в чём практиковаться, Он самодостаточен. Он отправился на охоту, чтобы посмотреть, как упражняется Арджуна, которому в будущем предстояло сразить множество врагов.

00:10:23 На охоте Арджуна поразил стрелами много тигров, кабанов, бизонов, гавай (вид дикого животного), носорогов, оленей, зайцев, дикобразов и других зверей. Некоторых из убитых животных можно было использовать для жертвоприношений. Слуги вынесли их из леса и доставили царю Юдхиштхире. Свирепых хищников: тигров, носорогов и других – убивали только для того, чтобы они не беспокоили обитателей леса. Поскольку в лесу жило много мудрецов и святых, цари-кшатрии должны были заботиться о том, чтобы там тоже был мир и порядок.
От долгой охоты Арджуна устал, его мучила жажда. Тогда вместе с Кришной он отправился на берег Ямуны. Когда оба Кришны, Кришна и Арджуна (Арджуну, также как и Драупади, иногда называют Кришной), достигли берега Ямуны, они омыли рот, руки и ноги и напились чистой речной воды.
Тут они увидели красивую девушку на выданье, которая гуляла одна по берегу Ямуны. Кришна попросил Арджуну подойти к ней и узнать, кто она. Арджуна тут же подошёл к девушке. Она была удивительно хороша собой: с гибким станом, чарующей улыбкой, жемчужными зубами.

00:11:53 Обращаясь к ней, Арджуна сказал: «О красавица с высокой грудью, позволь спросить тебя, кто ты? Почему ты бродишь здесь в одиночестве? Зачем ты пришла сюда? Может быть, ты ищешь достойного мужа? Открой мне, если не возражаешь, свои намерения, я постараюсь помочь тебе».
Прекрасная девушка, которая была олицетворённой рекой Ямуной, сказала в ответ: «Господин, я дочь бога Солнца и сейчас предаюсь аскезе, чтобы получить в мужья самого Вишну. Я знаю, что Он – Верховная Личность, и думаю, что более достойного супруга мне не найти. Вот я и открыла тебе своё желание, как ты просил».
Девушка продолжала: «О господин, я знаю, что ты – великий герой Арджуна. Поэтому не тая скажу тебе, что соглашусь выйти замуж только за Господа Вишну, ибо Он единственный покровитель всех живых существ, Он тот, кто дарует освобождение всем обусловленным душам.
Я буду очень благодарна, если в своих молитвах ты попросишь Господа Вишну о том, чтобы Он был милостив ко мне».

00:13:12 Ямуна знала, что Арджуна – великий преданный Господа Кришны и Кришна никогда не отвергнет его просьбу. Люди, которые обращаются к Кришне напрямую, часто не получают желаемого, но тот, кто обращается к Кришне через Его преданного, неизменно достигнет успеха.
Она также сказала Арджуне: «Меня зовут Калинди, я живу в водах Ямуны. Мой отец построил для меня великолепный дом под водой, и я поклялась жить там до тех пор, пока не найду Господа Вишну».
Арджуна слово в слово передал Кришне всё, что сказала Калинди, хотя Кришна, будучи Сверхдушой в сердце каждого, уже и так обо всём знал. Ничего больше не выясняя, Кришна согласился взять Калинди в жёны и попросил её взойти на колесницу. Затем все они отправились к царю Юдхиштхире.
Некоторое время спустя Юдхиштхира попросил Кришну помочь ему возвести царские чертоги, пригласив для этого Вишвакарму – великого зодчего с райских планет. Исполняя желание царя Юдхиштхиры, Кришна тотчас же послал за Вишвакармой и велел ему построить чудесный город.

00:14:32 Когда город был построен, Махараджа Юдхиштхира попросил Кришну провести с ними ещё несколько дней, продолжая радовать их возможностью общения с Ним. Господь Кришна исполнил просьбу Махараджи Юдхиштхиры и провёл там ещё много дней.
Когда Кришна гостил у Пандавов, он отдал лес Кхандава, принадлежавший царю Индре, богу огня – Агни. В лесу росло много целебных трав, и Агни нужно было их съесть, чтобы омолодиться. Агни, однако, не посмел коснуться леса Кхандава сам, но обратился за помощью к Кришне. Агни знал, что Кришна очень доволен им, потому что незадолго до этого Агни подарил Ему диск Сударшана. Чтобы исполнить желание Агни, Кришна взял на себя роль колесничего Арджуны и оба они отправились в лес Кхандава.
Поглотив лес Кхандава, Агни остался очень доволен и подарил Арджуне чудесный лук Гандива, четвёрку белоснежных коней, колесницу и неистощимый колчан со стрелами. В нём было две особых стрелы, которые приносили удачу и обладали такой силой, что им не мог противостоять ни один воин.

00:15:54 Случилось так, что, когда Агни пожирал лес Кхандава, там находился демон по имени Майя, и Арджуна спас его от губительного пожара. С тех пор бывший демон стал большим другом Арджуны и, желая услужить ему, построил в городе, возведённом Вишвакармой, великолепный дворец собраний. Некоторые залы дворца были сделаны так затейливо, что, когда туда однажды пришёл Дурьодхана, он по ошибке принял пол за воду, а воду за пол. Увидев, какими богатствами владеют Пандавы, Дурьодхана почувствовал себя уязвлённым и стал их заклятым врагом.
Спустя несколько дней Кришна попросил у царя Юдхиштхиры позволения вернуться в Двараку. Получив его, Он выехал в Своё царство в сопровождении Сатьяки – старшего среди Ядавов, прибывших вместе с Ним в Хастинапур. Калинди вместе с Кришной отправилась в Двараку.
Вернувшись в Двараку, Кришна обратился за советом к учёным-астрологам, чтобы определить наиболее подходящее для свадьбы время, и в назначенный день женился на Калинди.
Свадебные торжества были очень пышными и доставили много радости родственникам с обеих сторон. Все они с удовольствием участвовали в этом великом празднике.

00:17:19 Царей Авантипура (нынешний Уджайн) звали Виндья и Анувиндья. Оба они подчинялись Дурьодхане. У них была сестра по имени Митравинда, очень добродетельная, образованная и красивая девушка. Её матерью была одна из тётушек Кришны. Митравинда должна была на сваямваре выбрать одного из царевичей себе в мужья, но она очень хотела выйти замуж за Кришну.
Кришна явился в это собрание и на глазах у всех царевичей похитил Митравинду. Царевичи были не в силах противостоять Кришне, и им оставалось только растерянно переглядываться.
Некоторое время спустя Кришна женился на дочери царя Кошалы. Царя провинции Кошала звали Нагнаджит. Он был очень благочестив и тщательно исполнял все ведические ритуалы. Его прекрасную дочь звали Сатья. Иногда Сатью называли Нагнаджити, в честь её отца – царя Нагнаджита.
Царь Нагнаджит хотел отдать свою дочь в жёны царевичу, который победит семерых его могучих быков, но никто из царевичей не мог одолеть быков царя Нагнаджита, и потому никто не мог претендовать на руку Сатьи. Эти семеро быков были необычайно сильны и начинали беситься от одного запаха царевичей. Многие приезжали в царство Нагнаджита и пытались усмирить его быков, но вместо того, чтобы одержать над ними верх, терпели поражение. Слух об этом разнёсся по всей стране, и когда Кришна услышал, что жениться на Сатье сможет только тот, кто победит семерых быков, Он решил отправиться в царство Кошала.

00:19:13 В сопровождении множества воинов Он прибыл с официальным визитом в ту часть страны, которая называлась Айодхья. Узнав, что Кришна приехал просить руки его дочери, царь Кошалы очень обрадовался. Он устроил для Кришны пышный приём и оказал Ему великие почести. Когда Кришна приблизился к царю, тот предложил Ему почётное место и всё, что подобает в таких случаях. Кришне предложили всё самое лучшее, и Он в свою очередь почтительно склонился перед Нагнаджитом, видя в нём Своего будущего тестя.
Когда Сатья – дочь царя Нагнаджита – поняла, что Сам Кришна приехал, чтобы просить её руки, она очень обрадовалась. Супруг богини процветания был так милостив к ней, Сатье, что решил взять её в жёны. Долгое время она лелеяла мечту выйти замуж за Кришну и предавалась аскезе, чтобы обрести желанного мужа. Она размышляла про себя:
«Я так старалась быть благочестивой в своих поступках и со всей искренностью неотступно думала о том, чтобы выйти замуж за Кришну. Быть может, Кришна, довольный мной, теперь исполнит моё сокровенное желание?»

00:20:31 Мысленно она стала возносить молитвы Кришне: «Я не знаю, могу ли я угодить Верховной Личности Бога, господину и повелителю каждого. Даже богиня процветания, которая неотлучно находится возле Верховного Господа, даже Господь Шива, Господь Брахма и другие полубоги с разных планет всегда склоняются перед Верховным Господом.
Господь иногда нисходит на землю в различных воплощениях, чтобы исполнить желания своих преданных. Он так возвышен, так велик, что я не знаю, как угодить Ему».
Сатья знала, что преданный может угодить Верховному Господу только по Его неизъяснимой милости и никак иначе.
Господь Чайтанья в Своих восьми молитвах – «Шикшаштаке» – говорил: «О Господь, я – Твой вечный слуга, но так или иначе я оказался в океане материального существования. Если Ты милостиво вызволишь меня отсюда и сделаешь пылинкой у Твоих лотосных стоп, для Твоего вечного слуги это будет величайшей наградой».
Господу можно угодить только смирением и готовностью служить Ему. Чем больше мы служим Господу, следуя наставлениям духовного учителя, тем далее продвигаемся по пути, ведущему к Богу. Мы не вправе требовать от Господа милости или благосклонности за своё служение. Он волен принять или отвергнуть его. Единственное, чем можно угодить Господу, – это стремление служить Ему.

00:22:08 Царь Нагнаджит был благочестив и, когда к нему во дворец пожаловал Сам Господь Кришна, он почтил Его, насколько позволяли ему знания и возможности.
Представ перед Господом, он сказал: «О Господь, Ты – владыка всего мироздания. Ты – Нараяна, обитель всех живых существ. Ты самодостаточен, Ты в полной мере обладаешь всеми достояниями. Так что же я могу предложить Тебе? Да и как я могу угодить Тебе своим подношением? Конечно, это невозможно, ведь я всего лишь ничтожное существо. Я совершенно не способен служить Тебе».
Кришна – Сверхдуша, и Он знает, о чём мечтает Сатья – дочь царя Нагнаджита. Он также был доволен приёмом, оказанным Ему царём Нагнаджитом, который усадил Его на почётное место, угостил вкусными яствами, предоставил Ему комнаты у себя во дворце. Он оценил то, что и девушка, и её отец хотели породниться с Ним.
Кришна улыбнулся и торжественно сказал: «О царь Нагнаджит, тебе конечно же известно, что достойный потомок царского рода не будет ничего просить у других, каким бы высоким не было их положение. Мудрецы, знатоки Вед, обдуманно запретили царям-кшатриям делать это. Если кшатрий нарушит их запрет, мудрецы сурово осудят его. И всё же, несмотря на это, Я прошу у тебя руки твоей прекрасной дочери. Я хочу породниться с тобой в благодарность за чудесный приём, который ты оказал Мне в своём дворце.

00:23:55 Знай также, что, следуя традициям нашего рода, Я ничего не предложу тебе в обмен на руку твоей дочери. Я не могу уплатить за неё цену, которую ты назначишь».
Иными словами, Кришна хотел получить руку Сатьи, не выполняя поставленных царём условий, согласно которым Ему нужно было победить семерых быков.
Выслушав Господа Кришну, царь Нагнаджит сказал: «О Господь, Ты – источник блаженства, владыка всех богатств и всех добродетелей. Богиня процветания, Лакшмиджи, всегда пребывает у Тебя на груди. Зная это, кто станет желать для своей дочери лучшего мужа? Я сам и моя дочь в своих молитвах всегда просили Тебя о таком счастье. Ты – глава рода Яду. Будь же милостив и выслушай меня.
С самого начала я поклялся отдать свою дочь достойному царевичу, который выдержит задуманное мной испытание. Я назначил это испытание для того, чтобы увидеть доблесть моего будущего зятя. О Кришна, Ты – величайший среди героев. Я уверен, что Ты без труда одолеешь этих семерых быков. До сих пор ни одному царевичу не удалось совладать с ними. Каждому, кто пытался сделать это, они ломали руки и ноги.
О Кришна, – продолжал царь Нагнаджит, – если Ты усмиришь семерых быков, то, без сомнения, будешь избран желанным супругом моей дочери Сатьи».

00:25:40 Услышав это, Кришна понял, что царь не хочет нарушать свою клятву. Поэтому, чтобы исполнить его желание, Он затянул пояс и приготовился к схватке с быками.
Он тут же разделил Себя на семь Кришн, и каждый из Них схватил одного из быков и продел ему в нос кольцо. Кришна усмирил быков так, словно это было сущим пустяком.
То, что Кришна предстал в семи обликах, очень важно. Сатья знала, что у Кришны уже много жён, и всё же была привязана к Нему. Чтобы ободрить её, Кришна предстал в семи обликах. Суть в том, что Кришна один, но Он распространяет Себя в бесчисленные формы. У Кришны было много тысяч жён, но это не значит, что пока Он находился у одной жены, другие были лишены Его общества. Явив Себя в многочисленных обликах, Кришна одновременно общался с каждой из Своих жён.
Когда Кришна усмирил семерых быков, продев им в нос кольца, их сила и гордость были сокрушены. Так они лишились своей былой славы. Обуздав быков, Кришна с силой потянул их за верёвки, как ребёнок тянет игрушечного бычка.

00:26:59 Увидев, что Кришна одержал победу, царь Нагнаджит пришёл в восторг. Он привёл свою дочь Сатью и с великой радостью объявил, что отдаёт её в жёны Кришне. Кришна тут же согласился стать её мужем.
Свадьба была пышной и торжественной. Царицы, жёны Нагнаджита, тоже очень радовались тому, что их дочь Сатья выходит замуж за Кришну. В честь этого счастливого события царь и царицы устроили празднество, в котором участвовал весь город. Повсюду были слышны звуки раковин и барабанов, музыка и пение. Учёные брахманы осыпали молодожёнов благословениями. Жители города, ликуя, облачились в красочные одежды и надели драгоценные украшения. Царь Нагнаджит был так счастлив, что дал за дочерью богатое приданое. Прежде всего, он подарил молодожёнам десять тысяч коров и три тысячи нарядных молодых прислужниц, с головы до ног украшенных драгоценностями.
Обычай давать за невестой приданое до сих пор сохранился в Индии, в особенности в семьях царей-кшатриев. Когда кшатрий женится, вместе с невестой в его дом посылают не меньше двенадцати прислужниц одного с ней возраста.

00:28:22 Кроме коров и служанок царь Нагнаджит дал в приданое дочери девять тысяч слонов и в сто раз больше колесниц. То есть он всего подарил молодожёнам девятьсот тысяч колесниц. Лошадей он дал в сто раз больше, чем колесниц, то есть девяносто миллионов, а слуг в сто раз больше, чем лошадей.
Цари заботились о своих слугах и служанках так же, как о своих детях и членах семьи.
Щедро одарив молодых, царь провинции Кошала усадил свою дочь и своего великого зятя в колесницу и отправил их в Двараку, под охраной отряда хорошо вооружённых воинов. Царь смотрел вслед быстро удалявшейся чете новобрачных, и сердце его переполнялось любовью к ним.
До свадьбы Сатьи и Кришны многие царевичи из рода Яду и других царских родов вступали в схватку с быками царя Нагнаджита, чтобы завоевать руку Сатьи. Услышав о том, что Кришне удалось усмирить быков и жениться на Сатье, незадачливые царевичи, конечно же, воспылали завистью к Нему.
Когда свадебная процессия была на пути в Двараку, озлобленные, потерпевшие поражение царевичи окружили её и обрушили на неё нескончаемый поток стрел. Они двинулись на Кришну и Его спутников, осыпая их стрелами. Тогда Арджуна, лучший друг Кришны, чтобы доставить Кришне удовольствие по случаю Его свадьбы, решил сам отразить нападение царевичей, и один, играючи, разогнал их. Он взял в руки свой лук Гандиву и обратил царевичей в бегство. Подобно тому как лев разгоняет лесных зверей, преследуя их, Арджуна рассеял царевичей, не убив ни одного.

00:30:24 После этого глава династии Яду, Господь Кришна со Своей новой женой и огромным приданым торжественно вступил в Двараку. Там они стали жить в мире и согласии.
Кроме Кунтидеви, у отца Кришны была ещё одна сестра, которую звали Шрутакирти. Она была замужем и жила в провинции Кекая. У неё была дочь по имени Бхадра. Бхадра хотела выйти замуж за Кришну, и её брат отдал её Кришне, не ставя никаких условий. Кришна женился на ней с соблюдением всех необходимых обрядов. Затем Он взял в жёны дочь царя провинции Мадрас по имени Лакшмана, украшенную всеми добродетелями. Кришна похитил её, подобно тому как Гаруда похитил у полубогов сосуд с нектаром. Он увёз эту девушку на глазах у множества царевичей вовремя её сваямвары – церемонии, на которой царевна сама выбирает себе мужа из множества собравшихся царевичей.
Рассказ о том, как Кришна женился на царевнах, на этом не заканчивается. Кроме пяти царевен, о которых говорилось в этой главе, у Кришны были тысячи других жён.
Убив демона Баумасуру, Кришна взял в жёны ещё много тысяч царевен. Все они были пленницами Баумасуры и томились в его дворце. Освободив девушек, Кришна женился на них.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава пятьдесят восьмая «Кришна женится на пяти царевнах».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 14 May 2018