Глава 90. Краткое описание деяний Господа Кришны

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:51:56 | качество: mp3 64kB/s 23 Mb | прослушано: 581 | скачано: 797 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:21Путешествие в духовное царство, куда он попал только по милости Кришны, поразило Арджуну. Он думал о том, что только благодаря Кришне он, обычное живое существо, смог увидеть духовный мир, и не только духовный мир, но и Самого Маха-Вишну – источник материального мира.
Говорится, что Кришна никогда не покидает Вриндавана: вриндаванам паритйаджйа падам экам на гацати. Кришна велик в Матхуре, ещё более Он велик в Двараке, но наиболее великим Он предстаёт во Вриндаване. В Двараке Кришна являет Свои лилы как Васудева, однако между Васудевой в Матхуре и Двараке и изначальным Кришной во Вриндаване нет никакой разницы.

00:01:11В самом начале этой книги мы говорили, что, когда Кришна приходит в материальный мир, Его сопровождают все Его аватары, все первичные и вторичные воплощения, столь же могущественные, как и Он Сам. Поэтому некоторые лилы являет не Сам Кришна, а Его экспансии. То, что Кришна отправился в духовный мир к Каранарнавашайи Вишну, немало удивило Арджуну. Причины его удивления подробно объяснены в комментариях Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Из слов Маха-Вишну явствует, что Он очень хотел увидеть Кришну. Но если Он Сам унёс сыновей брахмана, значит Он наверняка был в Двараке. Почему же Он не видел там Кришну? Один из возможных ответов таков: без милостивого позволения Кришны Его не может увидеть даже Маха-Вишну, возлежащий на водах Причинного океана в духовном мире. Поэтому Маха-вишну и уносил одного за другим сыновей брахмана сразу после их рождения, уверенный, что Кришна придёт за ними к Причинному океану и так Маха-Вишну сможет Его увидеть. Если это так, то неизбежно возникает вопрос: почему Маха-Вишну Сам приходил в Двараку, если Он не мог увидеть там Кришну? Почему не послал за сыновьями брахмана кого-нибудь из Своих приближённых? Вероятно, потому, что в присутствии Кришны очень трудно причинить вред кому бы то ни было из жителей Двараки. Слуги Маха-Вишну не смогли бы забрать у брахмана сыновей, поэтому Маха-Вишну вынужден был Сам отправляться в Двараку.

00:02:52Недоумение может вызвать и такое обстоятельство: Господь известен как брахманйа-дева. Он – Божество, которому поклоняются брахманы. Почему же Он причинил брахману такое горе, отняв у него, одного за другим, десятерых сыновей? Ответ на это таков: Господь Маха-Вишну так хотел увидеть Кришну, что даже решился причинить горе брахману. Причинять горе брахманам запрещено, но Господь Вишну был готов на всё, лишь бы увидеть Кришну. Маха-Вишну знал, что каждый раз, теряя сына, брахман будет приходить к воротам дворца и обвинять царя в неспособности защитить брахманов, а значит, и в неспособности править царством. Маха-Вишну предвидел, что брахман будет обвинять кшатриев и, главное, Кришну, и тогда Кришне придётся явиться за сыновьями брахмана, а Маха-Вишну сможет Его увидеть.
Есть и другие поводы для недоумения. Если Маха-Вишну не мог даже увидеть Кришну, то каким образом Ему удалось заставить Кришну прийти к Нему за сыновьями брахмана? Дело, однако, в том, что Кришна побывал у Маха-Вишну отнюдь не для того, чтобы забрать сыновей брахмана, а только ради Арджуны. Его связывала с Арджуной столь крепкая дружба, что, когда Арджуна решил сжечь себя, Кришна готов был сделать всё, чтобы его спасти. Арджуна непременно вошёл бы в огонь, если бы брахману не вернули его сыновей. Поэтому Кришна сказал Арджуне: «Я верну брахману его детей. Не убивай себя».

00:04:28Если бы Господь Кришна отправился к Господу Вишну лишь для того, чтобы забрать сыновей брахмана, Он не стал бы ждать, пока будет похищен десятый сын. Но когда Господь Маха-Вишну унёс десятого сына брахмана и Арджуна, так и не выполнивший своего обещания, стал готовиться к самосожжению, Господь Кришна вынужден был отправиться вместе с ним к Маха-Вишну.
Говорится, что Арджуна – воплощение Нары-Нараяны, наделённое особым могуществом. Иногда его даже называют Нарой-Нараяной. Нара-Нараяна – это одна из полных экспансий Господа Вишну. Поэтому, когда Кришна и Арджуна отправились к Господу Вишну, Арджуна был в своей ипостаси Нары-Нараяны, подобно тому как Кришна в Двараке принимает образ Васудевы.
Посетив духовный мир, Арджуна понял, что какими бы богатствами ни обладал кто-либо в материальном или духовном мире, все они дарованы Господом Кришной. Господь Кришна предстаёт в различных формах – как вишну-таттва и как джива-таттва, иначе говоря, как свамша и как вибиннамша. Поэтому в Своих трансцендентных лилах Он может являть Себя, по Своему желанию, и как свамша, и как вибиннамша, но при этом Он всё равно остаётся изначальной Верховной Личностью Бога.
Итоговое описание лил Кришны дано в девяностой главе Десятой песни Шримад-Бхагаватам. В этой главе Шукадева Госвами рассказывает о том, как счастливо и богато Кришна жил в Двараке. Ранее уже рассказывалось о многих деяниях, в которых Кришна проявил Свою силу. Теперь же Шукадева Госвами поведает о том, как Господь Кришна являл в Двараке другие Свои достояния: богатство и красоту.

00:06:18В материальном мире богатство и красота ценятся как величайшие достояния, но они лишь жалкое подобие богатства и красоты духовного мира. Поэтому, когда Кришна, Верховная Личность Бога, пребывал на земле, во всех трёх мирах не было никого, кто мог бы сравниться с Ним в богатстве и красоте. У Него было шестнадцать тысяч прекрасных жён, и примечательно, что Он был их единственным мужем. Это подчёркивается особо – Кришна был мужем шестнадцати тысяч жён. Конечно, истории известны случаи, когда у могущественных царей были сотни жён, но хотя такой царь был единственным мужем стольких жён, он не мог наслаждаться общением со всеми жёнами сразу, а Кришна одновременно общался со всеми шестнадцатью тысячами жён.
Известно, что и йоги способны одновременно являть себя во многих обликах, но они не могут сравниться в этом с Господом Кришной. Поэтому Кришну иногда называют Йогешварой, повелителем всех йогов. В ведических писаниях рассказывается о йоге Саубхари Муни, который явил себя в восьми обликах. Но облики, в которых предстают йоги, подобны телевизионным изображениям. Изображение, передаваемое по телевидению, появляется на миллионах экранов, но действует на каждом из них одинаково, ведь оно просто отражение оригинала и способно лишь повторять его действия. В отличие от телевизионных изображений или обликов, принимаемых йогами, экспансии Кришны не материальны. Когда Нарада посетил многочисленные дворцы Кришны, он увидел, что Кришна, явивший Себя во множестве обликов, занят разными делами во дворце каждой из цариц.

00:08:06Говорится также, что Кришна жил в Двараке как супруг богини процветания. Царица Рукмини – богиня процветания, и все остальные жёны Кришны представляют собой её экспансии. Кришна, глава рода Вришни, наслаждался обществом богини процветания, утопая в царской роскоши. Все жёны Кришны вечно юны и прекрасны. У Кришны были внуки и даже правнуки, но и Сам Кришна, и Его жёны выглядели не старше шестнадцати-двадцати лет. Жёны Кришны были так ослепительно прекрасны, что походили на вспыхивающие в небе молнии. На царицах всегда были чудесные одежды и изысканные украшения. Они с удовольствием танцевали, пели, играли в мяч на крышах дворцов. Танцы и игры девушек в материальном мире – жалкое подобие развлечений, которым предаются жёны Кришны, изначальной Личности Бога.
На улицах Двараки всегда можно было видеть множество слонов, лошадей, колесниц и воинов. Домашним слонам иногда дают брагу, и слоны в Двараке пили брагу в таком количестве, что разбрызгивали её хоботами и бродили, опьянённые. По дорогам ходили пешие ратники, с ног до головы увешанные золотыми украшениями, и ездили запряжённые лошадьми колесницы из золота. Вся Дварака утопала в зелени парков и садов, в которых росло множество цветов и деревьев, усыпанных плодами. Привлекаемые изобилием плодов и цветов, туда слетались птицы. Их сладкое щебетание сливалось с жужжанием шмелей и пчёл, образуя чудесный хор. Так город Дварака являл свои несметные сокровища.

00:09:55Герои из рода Яду, жившие в Двараке, чувствовали себя самыми счастливыми на свете, они воистину наслаждались всеми богатствами духовного мира.

В прекрасной Двараке стояли все шестнадцать тысяч дворцов, где жили царицы Кришны. Господь Кришна, верховный наслаждающийся, вечный владыка всех этих богатств, явил Себя в шестнадцати тысячах обликов и одновременно занимался разными семейными делами в шестнадцати тысячах дворцах. Вокруг дворцов были разбиты изумительные сады с озёрами. В хрустально прозрачной воде росли разнообразные лотосы: голубые, жёлтые, белые, розовые, и ветер разносил повсюду их шафрановую пыльцу. Стаи прекрасных лебедей, уток и журавлей оглашали воздух приятными для слуха криками. Порой Господь Шри Кришна, вместе с жёнами, приходил туда и развлекался, устраивая купания.
Жёны Кришны, богини процветания, иногда подплывали или подходили к Господу и обнимали Его, и тогда алая кункума, которой царицы посыпали свою пышную грудь, оставалась на груди Господа. Имперсоналисты не осмеливаются поверить, что в духовном мире существуют столь разнообразные наслаждения. Но Господь Кришна, явившийся на земле, показал, что духовный мир отнюдь не лишён радостей и духовные радости вечны, они никогда не кончаются, тогда как радости материального мира преходящи, и они лишь жалкое подобие духовных радостей.

00:11:35Пока Господь Кришна наслаждался купанием, гандхарвы пели, прославляя Его, а музыканты сопровождали их пение игрой на литаврах, мридангах и других барабанах, а также на струнных инструментах и бронзовых рожках. Кругом царила атмосфера праздника. Царицы, весело смеясь, обрызгивали Господа водой из особых брызгалок, и Он отвечал им тем же. Купаясь и играя в воде, Кришна был похож на небесного царя Якшараджу, окружённого многочисленными жёнами. (Якшараджа, также известный под именем Кувера, является хранителем сокровищ небесного царства).
Одежды цариц, намокнув, плотно облегали их грудь и бёдра, которые от этого казались в тысячу раз прекраснее, а длинные ниспадающие волосы придавали их фигурам ещё большую красоту. Когда царицы так забавлялись, цветы, которыми они украшали волосы, падали в воду. Царицы, делая вид, будто недовольны тем, что Господь обрызгивает их водой, приближались к Нему и пытались отнять у Него брызгалку. Тогда Господь, пользуясь представившейся возможностью, обнимал их. Царицы радостно улыбались, их уста дышали любовью, и они погружались в океан духовного блаженства. От прикосновения гирлянды, украшавшей грудь Господа, тела цариц становились шафраново-жёлтыми. Поглощённые этими божественными лилами, царицы совершенно забывались, и их распустившиеся волосы струились, как волны реки. Когда царицы и Кришна брызгали друг на друга водой, казалось, будто в озере купается царь слонов со своими подругами.

00:13:25Вдоволь навеселившись, царицы и Господь Кришна выходили из воды и дарили свои мокрые роскошные одежды певцам и танцорам. Царские дары – одежды и украшения – были для певцов и музыкантов главным средством существования. Тогдашнее общество было устроено столь замечательно, что все его члены, будь то брахманы, кшатрии, вайшьи или шудры, легко зарабатывали себе на жизнь. Между сословиями не было соперничества и борьбы. Общество было разделено на различные сословия так, что все занимались своим делом, не соперничая с представителями других сословий.
Так Кришна наслаждался обществом Своих шестнадцати тысяч жён. Тем преданным Верховного Господа, которые хотят любить Его как супруга, предоставляется положение жён Кришны, и Он Своим ласковым обхождением постоянно усиливает их любовь и привязанность. Разговаривая со Своими жёнами, улыбаясь и обнимая их, Кришна обращался с ними как любящий супруг, благодаря чему они постоянно чувствовали очень сильную привязанность к Нему – это высшее совершенство жизни. Тот, кто всегда хранит в сердце привязанность к Кришне, уже обрёл освобождение и достиг цели жизни. Каждому преданному, который всем сердцем любит Кришну, Кришна отвечает таким образом, что преданный уже не может не любить Его. Отношения между Кришной и Его преданными столь прекрасны, что преданный не может думать ни о ком другом, кроме Кришны. Для каждой из цариц Кришна был единственным объектом поклонения. Каждая только и думала, что о Кришне, о своём лотосооком, смуглоликом, дивно прекрасном Господе.
Иногда, поглощённые мыслями о Кришне, царицы погружались в молчание, а иногда, охваченные экстазом бхавы и анубхавы, разговаривали словно в бреду. Порой, даже в присутствии Господа Кришны, они живо описывали, как чудесно проводили время, купаясь с Ним в озере или реке.

00:15:33Вот некоторые из таких разговоров.
«Дорогая курари, – говорили супруги Кришны птице, – время уже очень позднее, все спят. Всюду царит тишина и покой. В эту пору Верховный Господь тоже спит, но даже во сне Он остаётся всеведущим. Почему же ты не спишь? Почему жалобно кричишь всю ночь? Дорогая подружка, неужели тебя, как и нас, покорили глаза Верховного Господа, подобные лепесткам лотоса, Его сладостная улыбка и чарующие слова? Неужели Верховный Господь пронзил твоё сердце так же, как Он пронзил наши сердца?»
«О птица чакраваки, почему ты закрыла глаза? Может быть, ты тоскуешь о своём возлюбленном, улетевшем в далёкие страны? Почему ты поешь так жалобно? Ты кажешься очень грустной. Или ты тоже хочешь стать вечной служанкой Верховной Личности Бога? Наверное, ты хотела бы украсить лотосные стопы Господа гирляндой, а затем водрузить её на свою голову?»
«О могучий океан, почему ты ревёшь и днём, и ночью? Неужели тебе не хочется спать? А может, тебя одолела бессонница или наш любимый Шьямасундра тайно отнял у тебя покой и терпение, которыми ты так знаменит? Наверное поэтому ты, как и мы, не можешь сомкнуть глаз? Да, от этого недуга нет лекарства».
«О месяц, ты, как мы видим, чахнешь день ото дня. С каждой ночью ты становишься всё тоньше и тоньше. Ты так ослабел, что твои тонкие лучи уже не могут рассеять ночную тьму. А может, тебя, как и нас, заворожили непостижимо сладостные речи Господа Шьямасундары? И сейчас, не в силах вспомнить их, ты так тревожен и мрачен?»

00:17:36«О ветерок, дующий с Гималайских гор, чем мы провинились перед тобой, почему ты дразнишь нас и разжигаешь в наших сердцах желание увидеться с Кришной? Неужели ты не знаешь, что мы и так страдаем от лукавства Верховного Господа? Знай же, что мы и без того убиты горем. Так зачем ужесточать наши муки?»
«О красавица-туча, цветом ты напоминаешь нашего любимого Шьямасундару. Ты, наверное, очень дорога нашему Господу, предводителю рода Яду, и оттого, как и мы, всегда погружена в мысли о Нём. Мы понимаем, что и твоё сердце тоскует о Шьямасундаре. Ты так хочешь увидеть Его, что из твоих глаз, как и из наших, беспрестанно льются слёзы. О тёмная туча, мы должны честно признаться, что, начав общаться с Шьямасундарой, обрекли себя на ненужные страдания. Хотя дома нам было бы так хорошо и спокойно».
Обычно кукушки поют на исходе ночи или ранним утром. Услышав пение кукушки, царицы говорили: «Дорогая кукушка, твой голос так сладок. Стоит тебе запеть, и мы тотчас вспоминаем Шьямасундару, потому что твой голос очень похож на Его. Твой голос напоён нектаром и полон такой живительной силы, что способен вернуть к жизни тех, кто почти умер в разлуке со своим возлюбленным. Поэтому мы так благодарны тебе. Скажи нам, как мы можем почтить тебя и что мы можем для тебя сделать?»

00:19:21Затем царицы обратились к горе: «О гора, ты очень щедра и великодушна. Твоя тяжесть укрепляет земную твердь, и ты так добросовестно исполняешь свой долг, что даже не двигаешься с места. Спокойная и величавая, ты всегда безмолвствуешь и пребываешь в задумчивости. Кажется, ты думаешь о чём-то очень важном, и мы догадываемся, о чём именно. Ты хочешь, чтобы лотосные стопы Шьямасундары коснулись твоих высоких вершин, подобно тому как мы хотим, чтобы они коснулись нашей высокой груди».
«О пересохшие реки, мы знаем, что в летнюю пору в ваших руслах нет ни капли воды, а поскольку нет воды, вас не украшают цветущие лотосы. Вы так же истощены и измучены, как и мы. Разлука со Шьямасундарой лишила нас всего, ведь мы больше не слышим Его ласковых слов. Наши сердца бьются едва-едва, и мы тоже ослабели и исхудали. Думаем, что мы с вами очень похожи. Вы высохли потому, что ваш муж-океан не посылает к вам туч, наполненных влагой».
Приведённый царицами пример очень верен. Реки высыхают, когда океан не шлёт к ним наполненных влагой туч. Океан, муж реки, должен питать её влагой. Если муж не обеспечивает жену всем, что ей необходимо, она иссыхает, так же как река пересыхает знойным летом.

00:21:01Одна из цариц окликнула лебедя: «О прекрасный лебедь, плыви же сюда, плыви к нам. Ты для нас желанный гость. Посиди с нами, попей молока. Скажи, дорогой лебедь, не принёс ли ты нам весть от Шьямасундары? Ведь ты, наверное, Его посланец. Что же Он велел нам передать? Наш Шьямасундара ни от кого не зависит и никому не подчиняется. Не слушается Он и нас. О лебедь, хорошо ли Ему живётся? Скажу тебе по секрету, наш Шьямасундара очень непостоянен. Его дружба так ненадёжна, что разбивается о первое же препятствие.
Объясни, почему Он так жесток ко мне? Прежде он говорил мне, что я Его самая любимая жена. Помнит ли Он эти признания? Как бы там ни было, мы рады тебе. Присаживайся сюда. Ты просишь, чтобы я пошла к Шьямасундаре? Нет, я не согласна. Если Он позабыл обо мне, то почему я должна сходить по Нему с ума? Прости за откровенность, но у того, кто прислал тебя, скупое сердце. Ты просишь, чтобы я пошла к Нему, но я не пойду. Ты говоришь, что Он Сам придёт сюда? Он хочет вознаградить меня за долгое ожидание? Хорошо. Приведи Его сюда. Но только не приводи с Ним богиню процветания, которую Он так любит. Или ты думаешь, что Он ни на миг не может расстаться ней? Неужели Он не может прийти сюда один, без Лакшми? Как это горько. Неужели Шьямасундара не может быть счастлив без Лакшми? Неужели Он не может быть счастлив ни с одной другой женой? Уж не хочешь ли ты сказать, что никто из нас не может сравниться с Лакшми, так велика её любовь к Нему?»

00:22:58Все жёны Господа Кришны были постоянно поглощены мыслями о Нём. Кришна известен как Йогешвара, повелитель всех йогов, и царицы, жившие в Двараке, всегда хранили Йогешвару в своём сердце. Вместо того, чтобы стараться овладеть всеми мистическими силами, лучше хранить в своём сердце великого Йогешвару, Кришну. Тогда мы сможем обрести совершенство и легко перенесёмся в царство Бога.
Несомненно, царицы Кришны, жившие вместе с Ним в Двараке, в своих предыдущих жизнях были великими преданными, которые хотели, чтобы их связывала с Кришной супружеская любовь. Поэтому им была дана возможность стать Его жёнами и наслаждаться постоянным, исполненным любви общением с Ним. В конце концов все они вознеслись на планеты Вайкунтхи.
Бог, Высшая Абсолютная Истина, отнюдь не безличен. Все ведические писания восславляют разнообразные трансцендентные деяния Личности Бога, лилы Господа. Говорится, что Веды и «Рамаяна» целиком посвящены описанию деяний Господа. Его прославляют все ведические писания. Когда добрые люди, особенно женщины, слушают рассказы о божественных деяниях Господа Кришны, их сердца устремляются к Нему. Поэтому мягкосердечных женщин и девушек очень притягивает движение сознания Кришны. Тот, кто присоединяется к этому движению и старается постоянно поддерживать в себе сознание Кришны, непременно обретёт высшую форму освобождения, то есть вернётся к Кришне, на Голоку Вриндавану. Если, просто развив в себе сознание Кришны, человек переносится в духовный мир, можно только представить себе, как благословенны и счастливы были жёны Господа Кришны, которые могли видеться и разговаривать с Ним Самим.

00:24:58Счастье, которое выпало жёнам Кришны, нельзя описать словами. Они сами заботились о Нём: омывали Его стопы, кормили Его и всячески старались Ему угодить. Никакие аскетические подвиги не могут сравниться с трансцендентным служением цариц Двараки.
Шукадева Госвами сказал Махарадже Парикшиту, что подвижничество цариц в Двараке не имеет себе равных и позволило им достичь вершины самопознания. Цель самоосознания одна – Кришна. Хотя отношения между царицами и Кришной как будто бы не отличались от обычных отношений между женой и мужем, самым главным в них была привязанность цариц к Кришне. Весь смысл подвижничества в том, чтобы отрешиться от материального мира и усилить свою привязанность к Кришне, Верховной Личности Бога. Кришна – прибежище всех, кто идёт по пути самоосознания. Он жил со Своими жёнами как идеальный семьянин и совершал ведические обряды, желая показать неразумным людям, что Верховный Господь не безличен. Кришна жил со Своими жёнами и детьми в роскоши, подобно какой-нибудь обусловленной душе, чтобы убедить всех тех, кто в отличие от Него обусловлен, что они должны войти в семью Кришны, где Он – центр всего. Так все Ядавы были семьёй Кришны, и Кришна был в центре всей их деятельности.

00:26:29Развить в себе любовь к Кришне гораздо важнее, чем отречься от мирских удовольствий. Движение сознания Кришны призвано прежде всего научить людей любить Кришну. Мы проповедуем, что между санньяси и грихастхой (семейным человеком) нет существенной разницы. Главное – иметь привязанность к Кришне, тогда человек достигнет цели жизни. Он может, следуя примеру Господа Шри Кришны, жить со своей семьёй, быть частью общества или нации, но при этом он должен не потворствовать своим чувствам, а постигать Кришну, развивая в себе привязанность к Нему. Есть четыре цели, стремясь к которым, можно постепенно прийти от обусловленной жизни к освобождению: дхарма, артха, кама и мокша (развитие религиозности, улучшение условий жизни, удовлетворение потребностей чувств и освобождение). Человек, следующий примеру членов семьи Кришны, может одновременно достичь всех этих целей, сосредоточив всю свою деятельность на Кришне.
Мы уже знаем, что у Кришны было шестнадцать тысяч сто восемь жён. Все они были великими освобождёнными душами, и старшей среди них была царица Рукмини. Помимо Рукмини, было ещё семь старших жён, и ранее уже упоминались имена их сыновей. Все остальные жёны Кришны тоже родили Ему по десять сыновей. Число сыновей Кришны, таким образом, составляло сто шестьдесят одну тысячу восемьдесят. Не стоит удивляться, что у Кришны было столько сыновей. Надо всегда помнить, что Кришна – Верховная Личность Бога и что Его возможности безграничны. Он называет всех живых существ Своими детьми, и поэтому то, что у Него было сто шестьдесят одна тысяча восемьдесят сыновей, не должно вызывать удивления.

00:28:20Среди необычайно могущественных сыновей Кришны восемнадцать были маха-ратхами. Маха-ратхи могли в одиночку сражаться против многих тысяч вражеских воинов: пеших, конных, на слонах и на колесницах. Эти восемнадцать сыновей стяжали великую славу, и об их подвигах рассказывается почти во всех ведических писаниях. Вот имена этих восемнадцати маха-ратх: Прадьюмна, Анируддха, Диптиман, Бхану, Самба, Маду, Брихадбхану, Читрабхану, Врика, Аруна, Пушкара, Ведабаху, Шрутадева, Сунандана, Читрабаху, Вирупа, Кави и Ньягродха. Самым великим из них считается Прадьюмна.
Прадьюмна был старшим сыном царицы Рукмини и унаследовал все достоинства своего великого отца, Господа Кришны. Он женился на дочери Рукми, брата своей матери, и от этого брака родился Анируддха. Анируддха был так могуч, что мог сражаться с десятью тысячами слонов. Он женился на внучке Рукми, который был братом его бабушки Рукмини. Родство между ними считалось дальним, а браки между дальними родственниками были в те времена делом обычным.
Сыном Анируддхи был Ваджра. Когда все Ядавы погибли от проклятия брахманов, в живых остался только Ваджра. У Ваджры был один сын по имени Пратибаху. Сыном Пратибаху был Субаху, сыном Субаху – Шантасена, а сыном Шантасены – Шатасена.

00:29:56Шукадева Госвами сказал Махарадже Парикшиту, что у всех Ядавов было много детей. Как известно, у Кришны было множество сыновей, внуков и правнуков, и каждый из названных здесь царей тоже имел многочисленное потомство. Кроме того, каждый из них был необыкновенно богат и могуществен. Все они были сильными и здоровыми и прожили долгую жизнь, а главное, все члены рода Яду были убеждёнными приверженцами брахманической культуры.
Поддерживать брахманическую культуру, защищать истинных брахманов – священный долг царя-кшатрия, и все цари из династии Яду неукоснительно исполняли этот долг. Ядавы были так многочисленны, что рассказать о каждом из них едва ли было бы можно, даже имея в запасе десятки тысяч лет.
Шрила Шукадева Госвами сообщил Махарадже Парикшиту, что, со ссылкой на достоверные источники, только для обучения своих детей Ядавам потребовалось 38 800 000 учителей-ачарьев. Можно представить себе тогда, как велика была численность самих семей. А войско Ядавов было таким огромным, что один только царь Уграсена имел триллионы телохранителей.
Перед пришествием Господа Кришны, во вселенной то и дело вспыхивали войны между демонами и полубогами. Многие демоны погибли в этих войнах, после чего им была дана возможность родиться в царских семьях на земле. Заняв царские троны, демоны преисполнились гордыни и жестоко притесняли преданных. Господь Кришна низошёл на землю в самом конце Двапара-юги, чтобы уничтожить этих царей-демонов. В Бхагавад-гите сказано: паритранайа садунам винашайа ча душкритам – «Господь нисходит, чтобы защитить преданных и уничтожить злодеев».

00:31:48Некоторым полубогам было велено родиться на земле, чтобы участвовать в трансцендентных лилах Господа Кришны. Кришна явился на землю в сопровождении Своих вечных слуг, а также призвал полубогов, чтобы они помогали Ему. Они родились в разных семьях, принадлежавших к династии Яду. Род Яду состоял из сто одного клана, и представители этих кланов жили в разных частях страны. Все они выказывали Кришне почтение, подобающее Его божественному положению, и были преданы Ему душой и телом. Поэтому все Ядавы были счастливы, богаты, они благоденствовали и не знали тревог. Поскольку они непоколебимо верили в Кришну и были беззаветно преданы Ему, их не могли победить другие цари. Их любовь к Кришне была так велика, что, когда они спали, совершали омовение, сидели и беседовали, предавались увеселению или путешествовали – чтобы ни делали Ядавы, они были целиком погружены в мысли о Кришне и не обращали внимание на свои телесные нужды. Это признак, по которому можно узнать чистых преданных Господа Кришны. Порой человек так углубляется в какую-нибудь мысль, что забывает обо всём остальном, так и Ядавы по привычке заботились о своём теле, но их мысли всегда были сосредоточены на Кришне. Все свои дела они выполняли машинально, тогда как их ум был целиком погружён в сознание Кришны.
В самом конце Десятой песни Шримад-Бхагаватам Шрила Шукадева Госвами указал на пять исключительных достоинств Господа Кришны.

00:33:35Вот первое из них: ещё до того, как Кришна явился в династии Яду, река Ганга славилась своей несравненной чистотой, поскольку могла очистить всё, даже самое нечистое. Этим чудесным свойством Ганга обладает потому, что берёт начало от пальца на ноге Господа Вишну. Но когда Господь Кришна, Верховный Вишну, явился в одной из семей рода Яду, Он объехал все владения Ядавов и, благодаря близкому общению с Ним, Ядавы не только прославились по всему миру, но и стали очищать других людей даже лучше, чем воды Ганги.
Вторая особенность явления Кришны в том, что, находясь на земле, Он защищал Своих преданных и уничтожал демонов, однако и преданные, и демоны удостоились одинаковой награды. Господь Кришна дарует пять видов освобождения: сайуджйа-мукти, то есть возможность слиться со Всевышним, даётся демонам, подобным Камсе. Гопи же получили возможность лично общаться с Господом. Гопи сохраняли свои индивидуальные черты, чтобы наслаждаться обществом Господа Кришны, а Камса слился с безличным сиянием Господа – брахмаджьоти.
Иначе говоря, и демоны, и гопи получили духовное освобождение, но, поскольку демоны были врагами Кришны, а гопи – Его возлюбленными, демонов Кришна убивал, а гопи – оберегал.

00:35:01Третья особенность заключается в том, что богиня процветания, которую почитают Господь Брахма, Индра, Чандра и другие полубоги, всегда верно служила Господу, хотя Он отдавал явное предпочтение гопи. Лакшмиджи, богиня процветания, прилагала все усилия, чтобы занять то же положение, что и гопи, но безуспешно. Тем не менее, она оставалась верной Кришне, хотя обычно она не задерживается подолгу на одном месте, даже там, где ей поклоняются Брахма и другие полубоги.
Четвёртая замечательная особенность Господа Кришны, связанная с Его явлением, – это величие Его имён. В ведических писаниях говорится, что от тысячекратного повторения различных имён Господа Вишну можно получить то же благо, что и от троекратного повторения святого имени Господа Рамы. Но такое же благо можно обрести, произнеся всего лишь раз святое имя Господа Кришны. Это значит, что из всех священных имён Верховной Личности Бога: Вишну, Рама и других – самым большим могуществом обладает имя Кришны. Поэтому ведические писания особо рекомендуют повторять святые имена Кришны: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Дав этот метод людям нынешней эпохи, Господь Чайтанья сделал освобождение куда более доступным, чем в предыдущие века. Иными словами, Господь Кришна затмевает Своим величием все Свои воплощения, хотя каждое из Них – всемогущая Верховная Личность Бога.

00:36:45Пятая замечательная особенность явления Господа Кришны в том, что Он провозгласил высший закон религии, объявив в Бхагавад-гите, что предаться Ему – значит исполнить все религиозные предписания.
В ведической литературе есть двадцать видов религиозных предписаний, которые разъясняются в разных шастрах. Но Господь Кришна настолько милостив к падшим обусловленным душам этой эпохи, что Он Сам пришёл на землю и попросил их отказаться от исполнения всевозможных религиозных ритуалов и просто предаться Ему. Говорится, что в Кали-югу три четверти религиозных заповедей преданы забвению. В век Кали люди следуют лишь одной четверти религиозных предписаний, но по милости Господа Кришны этот пробел оказался восполненным. Более того, идти путём религии стало значительно проще, для этого необходимо лишь с трансцендентной любовью служить Господу Кришне, повторяя Его святые имена: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Таким образом мы сможем достичь высшей цели религии – попасть на главную планету духовного мира, Голоку Вриндавану. Только поняв это, можно в полной мере осознать, каким благотворным было пришествие Господа Кришны, и не удивительно, что, явившись на землю, Он принёс людям избавление от страданий.
Рассказав царю Парикшиту о непревзойдённом величии Кришны, Шрила Шукадева Госвами в заключение превозносит Господа: «Слава Тебе, о Кришна! Как Параматма Ты пребываешь в сердце каждого, поэтому Тебя называют Джананиваса – «Живущий в каждом сердце»».

00:38:38В Бхагавад-гите также сказано: ишварах сарва-бхутанам хриддеше рджуна тиштати – «Верховный Господь в образе Параматмы пребывает в сердце каждого». Это, разумеется, не означает, что Кришна не существует отдельно как Верховная Личность Бога.
Философы-майявади признают, что Парабрахман вездесущ, но они думают, что когда Парабрахман, Верховный Господь, приходит в материальный мир, Он попадает под власть материальной природы. Поскольку Господь Кришна явился как сын Деваки, философы-майявади считают Его обычным живым существом, родившимся в материальном мире. Поэтому Шукадева Госвами предостерегает их: деваки-джанма-вада – «Хотя Кришна известен как сын Деваки, в действительности Он – Сверхдуша, вездесущая Верховная Личность Бога». Кроме того, преданные Господа видят в выражение деваки-джанма-вада иной смысл. На самом деле, Кришна – сын Яшоды. Хотя Кришна явился как сын Деваки, Он тотчас отдал Себя на попечение матушке Яшоды, и она вместе с Махараджей Нандой вкусила сладость Его детских игр. Это признал и сам Васудева, когда встретился на Курукшетре с Махараджей Нандой и Яшодой. Он сказал, что Кришна и Баларама в действительности сыновья Яшоды и Нанды, а Васудева и Деваки являются Их родителями лишь формально. Вот почему Шукадева Госвами употребил по отношению к Господу Кришне выражение деваки-джанма-вада.

00:40:08Шукадева Госвами далее прославляет Господа говоря, что Он тот, кого чествуют в йаду-вара-паришат – царском собрании Ядавов, и Он же тот, кто сразил великое множество демонов. Кришна, Верховная Личность Бога, мог бы уничтожить всех демонов с помощью Своих разнообразных материальных энергий, но Он пожелал убить их Сам, чтобы они обрели освобождение. Чтобы расправиться с демонами, Кришне не нужно было приходить в материальный мир: стоило Ему пожелать, и тысячи демонов были бы тут же уничтожены, без всяких усилий с Его стороны. Кришна низошёл в этом мир ради Своих чистых преданных, чтобы играть ребёнком в доме матушки Яшоды и Махараджи Нанды и чтобы потом доставлять радость обитателям Двараки.
Убивая демонов и защищая тех, кто предан Ему, Господь Кришна утверждал истинную религию, которая есть не что иное как любовь к Богу. Приняв эту религию и возлюбив Бога, даже существа, которых называют стхира-чары, смогли очиститься от материальной скверны и перенестись в духовное царство. Стхира – значит неподвижные существа: деревья и другие растения, а чара – движущиеся существа: коровы, обезьяны и другие животные. Когда Кришна находился на земле, Он освободил все растения и всех животных, которым посчастливилось видеть Его и служить Ему во Вриндаване или Двараке.

00:41:39Господа Кришну особенно прославляют как дарующего радость гопи и царицам Двараки. Шукадева Госвами восхваляет Господа Кришну за Его чарующую улыбку, которой Он пленял не только гопи, но и цариц Двараки. В Бхагаватам употреблены такие слова: вардхайан кама-девам. Будучи возлюбленным многих гопи во Вриндаване и мужем многих цариц в Двараке, Кришна разжигал в них желание вкусить с Ним супружеских наслаждений.
Чтобы познать себя и Бога, нужно много тысяч лет предаваться суровому подвижничеству. Но гопи и царицы Двараки обрели наивысшее освобождение просто благодаря тому, что были охвачены желанием общаться с Кришной как с возлюбленным или мужем. Отношения Господа Кришны с гопи и царицами Двараки являют собой уникальный пример в истории самоосознания. Обычно считается, что для того, чтобы постичь свою духовную природу, надо уйти в лес или в горы и посвятить себя суровому подвижничеству. Но гопи и царицы, связанные с Кришной узами супружества или чувственной любви, наслаждались Его обществом среди богатства и роскоши и в результате обрели наивысшее освобождение, которое не дано обрести даже великим мудрецам и святым.
Камса, Дантавакра, Шишупала и другие демоны, заклятые враги Кришны, тоже обрели величайшее благо, вознесясь в духовный мир.
В начале Шримад-Бхагаватам Шрила Вьясадева выразил почтение Высшей Истине, Васудеве, Кришне. Впоследствии Шрила Вьясадева попросил своего сына Шукадеву Госвами проповедовать Шримад-Бхагаватам. Поэтому, прославляя Господа, Шукадева Госвами говорит: джайати.

00:43:30Следуя примеру Шрилы Вьясадевы, Шукадевы Госвами и всех ачарьев в цепи духовных учителей, каждый из живущих в этом мире должен прославлять Господа Кришну и участвовать в движении сознания Кришны, чтобы обрести величайшее благо. Метод прост и действенен. Надо только повторять маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
И Господь Чайтанья советует нам не обращать внимание на взлёты и падения. Материальная жизнь преходяща, и успехи в ней чередуются с неудачами. Во всех жизненных перипетиях необходимо быть терпеливым, как дерево, скромным и смиренным, как соломинка, лежащая на дороге. Что бы ни случилось, нужно всегда оставаться в сознании Кришны и повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Верховная Личность Бога, Кришна, Сверхдуша всех живых существ, милостиво нисходит в материальный мир в различных воплощениях и являет Свои божественные лилы. Внимая рассказам о чудесных деяниях различных воплощений Господа Кришны, обусловленная душа может получить освобождение. Но ещё более чудесны, пленительны и радостны игры Самого Господа Кришны, ибо Господь Кришна – всепривлекающий.

00:44:58Следуя по стопам святого Шрилы Шукадевы Госвами, я попытался написать эту книгу – «Кришна», чтобы обусловленные души нынешнего века могли читать её и слушать содержащиеся в ней рассказы. Тот, кто слушает рассказы о лилах Господа Кришны, непременно освободится из материального плена и вернётся домой, к Богу. Шукадева Госвами говорит, что, слушая рассказы о трансцендентных играх Господа, мы постепенно разрубаем узлы материальной скверны в нашем сердце. Поэтому если человек, кто бы он ни был, хочет общаться с Господом Кришной в Его божественном царстве, где жизнь вечна и полна блаженства, он должен слушать о деяниях Господа и повторять маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Трансцендентные деяния Верховной Личности Бога, Кришны, обладают такой силой, что тот, кто читает, слушает или запоминает рассказы из книги «Кришна», непременно вознесётся в духовный мир, которого, обычно, очень трудно достичь. Рассказы об играх Господа Кришны настолько увлекательны, что их хочется перечитывать снова и снова, и чем больше мы читаем о лилах Господа, тем сильнее привязываемся к Нему. Эта привязанность к Кришне делает человека достойным вознестись в Его обитель, на Голоку Вриндавану.

00:46:42Как мы узнали из предыдущей главы, пересечь океан материального существования – значит выйти из-под влияния суровых законов материальной природы. Эти законы не могут помешать совершенствоваться тому, кого влечёт к себе духовная природа. В Бхагавад-гите Господь Сам говорит: «Преодолеть суровые законы материальной природы очень трудно, но тот, кто предался Мне, очень легко пересечёт океан неведения».
Материальная природа не властна над духовным миром. Из Второй песни Шримад-Бхагаватам мы узнали, что в духовном мире нет ни могущественных полубогов, ни всесильной материальной природы.
В самом начале Второй песни Шрила Шукадева Госвами объяснил Махарадже Парикшиту, что каждая обусловленная душа должна слушать и пересказывать другим повествования о трансцендентных деяниях Верховного Господа. Шрила Шукадева Госвами также напомнил царю Парикшиту, что в былые времена многие цари и императоры уходили в леса и предавались там суровому подвижничеству, чтобы вернуться домой, к Богу. В Индии по сей день духовно возвышенные люди покидают семьи и отправляются во Вриндаван, чтобы жить там в уединении и всё время слушать повествования о священных деяниях Господа и прославлять Его. Это путь, который рекомендован в Шримад-Бхагаватам и которым следовали шестеро Госвами Вриндавана. Однако в наши дни священный Вриндаван переполнен карми и лжепреданными, мнимыми последователями Шукадевы Госвами.

00:48:21Хотя говорится, что раньше многие цари и императоры уходили в леса, чтобы жить в уединении и заниматься служением Господу, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не рекомендует преждевременно начинать уединённую жизнь во Вриндаване. Если человек, желая выполнить наставления Шукадевы Госвами, преждевременно отправляется жить во Вриндаван, он даже там становится добычей майи. Чтобы предостеречь людей против преждевременного поселения во Вриндаване, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сложил замечательные стихи: «О мой ум, почему ты так гордишься тем, что ты вайшнав? Уединившись, ты повторяешь святое имя Господа в погоне за дешёвой славой, поэтому твоё повторение святых имён не более чем притворство. Стремление к дешёвой славе сравнивают с испражнениями свиньи, ибо такая слава – лишь одна из ловушек майи».
Можно, конечно, в поисках дешёвой славы отправиться во Вриндаван и вместо того, чтобы погрузиться в сознание Кришны, думать там о деньгах и женщинах, приносящих лишь временное счастье, но лучше направлять и деньги, и женщин на служение Господу, ведь чувственные наслаждения – не для обусловленной души. Властелин чувств – Хришикеша, Господь Кришна. Поэтому наши чувства должны всегда служить Господу.

00:49:48История знает много демонов, подобных Раване, которые, стремясь к мирской славе, восставали против законов материальной природы, но все они потерпели поражение. Не следует уподобляться таким демонам и провозглашать себя вайшнавами только ради фальшивой славы, пренебрегая служением Господу. Тот, кто посвятил себя преданному служению, без всяких усилий прославится как великий вайшнав. Не нужно завидовать преданным, которые проповедуют и прославляют Господа. Некоторые так называемые бабаджи во Вриндаване прямо говорили мне, что незачем проповедовать, лучше вести уединённую жизнь во Вриндаване и повторять святое имя. Такие бабаджи не знают, что к тому, кто проповедует, восхваляет Верховную Личность Бога, слава проповедника приходит сама собой. Поэтому лучше оставаться честным семьянином, чем преждевременно поселяться во Вриндаване и предаваться там распутству.
Совет Шрилы Шукадевы Госвами – оставить дом и отправиться в лес, чтобы познать Кришну – не для начинающих преданных. Махараджа Парикшит уже достиг духовной зрелости. И будучи ребёнком, и впоследствии став семейным человеком, он поклонялся мурти Господа Кришны. Он с детства поклонялся Господу Кришне и позднее, даже обзаведясь семьёй, был всегда свободен от мирских привязанностей. Поэтому, получив предупреждение о том, что скоро ему предстоит умереть, Махараджа Парикшит тотчас оставил всё, что связывало его с семьёй, и ушёл на берег Ганги, чтобы вместе с другими преданными слушать Шримад-Бхагаватам.

00:51:34Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается последняя, девяностая глава, под названием «Краткое описание деяний Господа Кришны».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 30 August 2018