Глава 4. Камса начинает преследование

01 января 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:14:36 | качество: mp3 32kB/s 6 Mb | прослушано: 823 | скачано: 728 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Глава 4. Камса начинает преследование

00:00:33 После того как Васудева отнёс Кришну в Гокулу и, вернувшись в темницу, снова надел на себя кандалы, стражники проснулись и услышали плач новорождённого ребёнка.
Камса с нетерпением ждал известия о рождении младенца, зная об этом, стражники тут же прибежали к нему и сообщили эту новость. Услышав её, Камса тут же вскочил с постели и воскликнул: «Это родилась моя страшная смерть!»
Весть о приближающейся смерти ужаснула Камсу. Со вздыбленными волосами он бросился туда, где находился новорождённый.

00:01:17 Увидев брата, Деваки жалобно взмолилась: «Дорогой брат, прошу, не убивай эту девочку! Обещаю тебе, она станет женой твоего сына, поэтому не убивай её. Ведь тебе не грозит смерть от ребёнка женского пола. Вспомни пророчество, тебя должен убить мой сын. Пощади же эту девочку!
Дорогой брат, ты уже погубил так много моих детей, едва они появились на свет, сияющие, как солнце, но это не твоя вина. Убить их тебе посоветовали твои друзья-демоны. Но теперь, я умоляю тебя, пощади эту девочку. Пусть хотя бы моя дочь выживет!»
Камса был так жесток, что не стал даже слушать мольбы своей сестры. С гневной руганью он отобрал новорождённую у матери и попытался убить её, ударив о камень.

00:02:12 Это пример того, как жестокий демон ради собственного благополучия готов пожертвовать даже узами родства. Однако девочка выскользнула из рук Камсы и взлетела ввысь. Неожиданно Камса увидел в небе младшую сестру Вишну с восьмью руками. Она была облачена в роскошные одежды, украшена гирляндами из цветов и драгоценностями. В своих восьми руках она держала лук, копьё, стрелы, меч, раковину, диск, булаву и щит.
Увидев новорождённую, которая была богиней Дургой, в таком облике, жители планет Сиддхалока, Чараналока, Гандхарвалока, Киннаралока, Апсаралока, и Урагалока поднесли ей всевозможные дары и стали возносить молитвы.
С высоты небес богиня сказала, обращаясь к Камсе: «Негодяй, да разве ты можешь меня убить? Ребёнок, от руки которого ты примешь смерть, уже родился в этом мире. Не будь так жесток к своей несчастной сестре!»

00:03:29 После этого случая богиня Дурга получила разные имена, под которыми она известна в различных частях света.
Когда Камса услышал слова богини Дурги, его охватил сильный страх. Сжалившись над Васудевой и Деваки, он тут же снял с них кандалы и учтиво заговорил с ними: «Дорогая сестра и зять, я пренебрёг нашими близкими родственными узами и вёл себя как настоящий демон, убивая собственных племянников – ваших детей. Не знаю, к чему приведут эти мои злодеяния. Наверное, меня отправят в ад, куда посылают души тех, кто убивал брахманов. Меня, однако, удивляет, что небесное пророчество не сбылось. Видно лживы не только люди. Похоже, что жители небес тоже лгут. Поверив словам небожителей, я совершил множество грехов, убив детей своей сестры.

00:04:26 Дорогие Васудева и Деваки, вы оба великие души. Не мне вас учить, но прошу, не огорчайтесь из-за гибели своих детей. Все мы подвластны высшим силам, и эти силы не позволяют нам оставаться вместе. Всем нам суждено рано или поздно расстаться со своими друзьями и близкими. Но мы должны всегда помнить, что даже после гибели материального тела душа остаётся неизменной.
Так, из глины делают горшки, их обжигают, а потом они разбиваются. Но сама глина, то есть земля, продолжает существовать, оставаясь неизменной. Подобно этому, тела, в которые вселяется душа, возникают и уничтожаются, но сама душа существует вечно. Поэтому у нас нет причин для скорби. Каждый должен понять, что материальное тело отлично от вечной души, и, пока мы не осознаем этого, мы будем вынуждены переселяться из одного тела в другое.

00:05:30 Дорогая сестра Деваки, ты так кротка и добра. Прошу, прости меня и не печалься более о своих детях, погибших от моей руки. На самом деле, их убил не я – это было предопределено свыше.
Всем приходится поступать так, как предначертано судьбой, порой даже против своей воли. Люди ошибочно думают, что со смертью тела гибнет и душа, и что одно живое существо может убить другое. Подобные заблуждения держат нас в плену материального существования. Иными словами, тот, кто не осознал, что душа вечна, вынужден страдать, становясь то убийцей, то жертвой.

00:06:12 Дорогая сестра Деваки и зять Васудева, прошу, простите меня за причиненное вам зло. У меня жестокое сердце, а ваши сердца добрые, поэтому прошу, сжальтесь надо мной и простите меня».
Сказав всё это своему зятю и сестре, Камса упал к их ногам и залился слезами. Веря словам Дургадеви, которую он пытался убить, Камса тут же освободил зятя и сестру, он сам снял с них железные кандалы и всячески старался выказать свои родственные чувства.
Увидев, что брат так раскаивается, Деваки успокоилась и перестала думать о том, как жестоко он расправился с её сыновьями.

00:07:00 Васудева, тоже забыв прошлое, с улыбкой на устах обратился к шурину. Он сказал Камсе: «Дорогой шурин, всё, что ты говоришь о материальном теле и душе, верно. Каждое живое существо рождается невежественным и ошибочно отождествляет себя с материальным телом. Подобные представления о жизни вызваны невежеством, и это невежество заставляет нас считать одних своими врагами, а других друзьями.
Печаль, радость, страх, зависть, жадность, заблуждение и безумие – всё это проявления материальных представлений о жизни. Находясь в их власти, человек враждует с другими только потому, что отождествляет и их, и себя с материальным телом. За всем за этим мы забываем о своей вечной связи с Верховной Личностью Бога».

00:07:56 Васудева воспользовался благорасположенностью Камсы, чтобы сказать ему, что его безбожные поступки также вызваны неверными представлениями о жизни, он грешит потому, что отождествляет себя с материальным телом.
Камса был рад слышать ясные и убедительные речи Васудевы, и чувство вины, которое он испытывал из-за убийства племянников, уменьшилось. Попрощавшись с Васудевой и Деваки, он покинул их и с легким сердцем вернулся в свои покои.
Однако уже на следующий день Камса собрал своих советников и рассказал обо всём, что случилось ночью. Советники Камсы все до одного были демонами и заклятыми врагами полубогов, поэтому они были подавлены, услышав рассказ своего господина, и хотя никто из них не обладал достаточным опытом и знаниями, они стали давать Камсе советы.

00:08:57 «О повелитель, – сказали они, – мы должны немедленно убить всех детей, которые родились в последние десять дней во всех городах, деревнях и на пастбищах. Их нужно уничтожить всех до одного. Мы уверены, что полубоги не смогут помешать нам исполнить этот жестокий замысел. Они всегда боятся вступать с нами в открытый бой и, даже если захотят воспрепятствовать нам, не осмелятся на это. Они знают, как ты силен, и боятся твоего лука. Мы сами видели, как всякий раз, когда ты сражался с ними и осыпал их градом стрел, они в ужасе разбегались, спасая свои жизни. Многие полубоги не могли противостоять тебе и немедленно сдавались на твою милость, снимая тюрбаны и распуская волосы. Сложив ладони, они молили тебя о пощаде.
«О повелитель, – говорили они, – все мы трепещем перед твоей силой, смилуйся, избавь нас от ужасной битвы».

00:09:57 Мы так же не раз видели, как ты щадил этих воинов, когда их луки, стрелы и колесницы были сломаны, когда они, позабыв своё воинское искусство, не могли более воевать и, дрожа от страха, сдавались тебе.
Нам нечего опасаться полубогов. Они хвалятся своими боевыми подвигами в мирное время, вдали от поля брани, но не могут проявить воинское умение и силу в бою.
Хотя Господь Вишну, Господь Шива и Господь Брахма всегда готовы помочь полубогам во главе с Индрой, нам нечего бояться даже их. Господь Вишну уже спрятался в сердцах живых существ и не может выйти оттуда. Господь Шива удалился от дел и ушёл в лес, а Господь Брахма всё своё время проводит в аскезе и медитации. Что уж говорить об Индре! Он просто соломинка в сравнении с тобой. Поэтому у нас нет причин опасаться полубогов. Однако мы не должны и забывать о них, поскольку полубоги – наши заклятые враги.

00:11:00 Нам нужно сделать всё возможное, чтобы защитить себя от них. А чтобы уничтожить их совсем, мы должны верой и правдой служить тебе и всегда быть готовы исполнить твои приказания.
Если болезнью пренебрегают, – продолжали демоны, – она развивается и становится неизлечимой. И если человек по неосторожности даёт своим чувствам волю, ему становится очень трудно владеть ими.
Поэтому мы должны неусыпно следить за полубогами, чтобы они не накопили сил и не стали непобедимы.

00:11:37 Основа силы полубогов – это Господь Вишну, ибо все религиозные обряды совершаются для того, чтобы доставить удовольствие Вишну. Выполнение предписаний Вед, забота об брахманах и коровах, подвижничество и совершение жертвоприношений, благотворительность и раздача богатств – всё это предназначено для удовольствия Господа Вишну.
Поэтому прежде всего мы должны уничтожить всех брахманов, хранителей ведического знания, и великих мудрецов, призванных совершать жертвоприношения. Мы также должны убить всех коров, дающих необходимые для жертвоприношений ингредиенты.

00:12:16 Позволь же нам уничтожить всех этих врагов. Брахманы, коровы, ведическое знание, подвижничество, правдивость, обуздание чувств и ума, вера, благотворительность, терпимость и жертвоприношения – всё это части трансцендентного тела Вишну. Вишну пребывает в сердце каждого. Он – предводитель всех полубогов, включая Господа Шиву и Господа Брахму. Поэтому мы считаем, что, преследуя великих мудрецов и брахманов, мы убьём Самого Вишну».
Выслушав своих советников-демонов, Камса, который и так был величайшим злодеем и находился во власти всепоглощающего вечного времени, решил начать гонения на брахманов и вайшнавов. Он приказал демонам расправиться со всеми праведными людьми и возвратился в свои покои.

00:13:17 Подручные Камсы находились под влиянием гуны страсти и были введены в заблуждение гуной невежества. Они всегда враждовали со святыми людьми, и этим сокращали срок своей жизни. Жестоко преследуя святых людей, демоны приближали собственную смерть. Преследование праведников ведёт не только к безвременной смерти – это великий грех, и тот, кто совершает его, постепенно утрачивает красоту, доброе имя, и плоды своих благочестивых поступков, тем самым закрывая себе доступ на высшие планеты. Извращённые представления демонов, в конце концов лишают их всех благ.

00:13:58 Оскорбление лотосных стоп преданных и брахманов чревато ещё более тяжкими последствиями, чем оскорбление лотосных стоп Верховной Личности Бога. В обществе, где совершаются такие грехи, люди, как правило, теряют веру в Верховного Господа, и это безбожие становится источником бесчисленных бед для всего человечества.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога», заканчивается глава четвёртая «Камса начинает преследование».

транскрибирование: Сергей Дубровин | 22 ноября 2017