Глава 1. Пришествие Господа Кришны

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:25:42 | качество: mp3 32kB/s 11 Mb | прослушано: 2868 | скачано: 1419 | избрано: 41
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Глава 1. Пришествие Господа Кришны

00:00:41 Когда-то давно земля изнывала под бременем огромных армий, собранных правителями разных стран. Эти правители в действительности были демонами, которые рядились в царские одежды. В мире не стало покоя, и тогда богиня Земли − Бхуми отправилась к Господу Брахме, чтобы рассказать ему о бедствиях, которые она терпит из-за царей-демонов. Приняв облик коровы, Бхуми со слезами на глазах предстала перед Господом Брахмой. Она плакала и сокрушалась, стараясь пробудить в нём сострадание. Услышав рассказ Бхуми о её бедах, Господь Брахма был крайне огорчён. Он тотчас отправился к молочному океану, где пребывает Господь Вишну.

00:01:33 Господа Брахму сопровождали все полубоги во главе с Господом Шивой. И Бхуми последовала за ними. Придя на берег молочного океана, Господь Брахма стал взывать о помощи к Господу Вишну, который однажды уже спас землю, приняв облик божественного вепря.
Среди ведических мантр есть одна особая − пуруша-сукта. Полубоги возносят эту молитву, когда хотят выразить почтение Верховной Личности Бога, Вишну. Если нормальное течение жизни на какой-нибудь планете нарушается, божество, которое управляет ею, может обратиться к верховному повелителю вселенной, Брахме. Тогда Брахма обращается к Верховному Господу, Вишну. При этом он не встречается с Ним лично, а взывает к Нему с берега молочного океана.

00:02:29 В нашей вселенной есть планета Шветадвипа, на которой находится молочный океан. Различные ведические источники сообщают, что, так же как на Земле существуют океаны солёной воды, на других планетах есть разные другие океаны. Где-то есть океан молока, где-то океан масла, а где-то ещё океаны вина и другие океаны. Полубоги обычно возносят молитву пуруша-сукта, чтобы умилостивить Верховного Господа Кширодакашайи Вишну. Его называют Кширодакашайи Вишну потому, что Он возлежит на поверхности молочного океана.

00:03:08 Кширодакашайи Вишну − это та форма Верховной Личности Бога, из которой появляются все воплощения Бога в этой вселенной. Итак, полубоги вознесли молитву пуруша-сукта, но ответа как будто не последовало. Тогда Господь Брахма погрузился в медитацию и получил от Господа Вишну послание, которое затем огласил полубогам. Так передаётся ведическое знание. Сначала Верховный Господь вкладывает это знание в сердце Брахмы. В начале Шримад-Бхагаватам сказано: тене брахма хрда йа ади-кавайе − «Трансцендентное знание Вед было вложено в сердце Господа Брахмы». И в этот раз только Брахма смог услышать послание Господа Вишну. Затем он передал его полубогам.

00:04:02 Послание гласило − Верховный Господь и Его могущественные энергии скоро появятся на земле. Господь придёт, чтобы уничтожить демонов и защитить преданных. В это время полубоги тоже должны находиться на земле и помогать Ему. Для этого все они должны немедленно родиться в семьях царского рода Яду, в котором со временем появится и Сам Господь. Верховная Личность Бога Кришна родится как сын Васудевы. До Его пришествия все полубоги и их жёны должны появиться на земле в благочестивых семьях, чтобы помогать Господу в осуществлении Его замысла.

00:04:47 Брахма употребил слово тат-прийартхам. Оно означает, что полубоги должны немедленно появиться на земле, чтобы исполнить волю Господа и угодить Ему. Иначе говоря, полубогом называют каждого, кто живёт только для того, чтобы радовать Верховную Личность Бога. Господь Брахма также сообщил, что всемогущее воплощение Кришны − Ананта, который на Своих бесчисленных головах держит планеты вселенной, тоже появится на земле до пришествия Господа Кришны. Полубоги узнали и о том, что для осуществления замысла Господа на землю по Его приказу скоро должна сойти Его внешняя энергия − Майя, пленяющая все обусловленные души.

00:05:37 Дав наставления Бхуми и полубогам и успокоив их ласковыми словами, Господь Брахма, отец праджапати (прародителей всех существ во вселенной), отправился в свою обитель, на Брахмалоку, находящуюся выше всех других материальных планет.
Глава рода Яду, царь Шурасена, правил страной Матхура, где находился город Матхура и провинция Шурасена, названная так в его честь. Благодаря Махарадже Шурасене Матхура стала столицей всех царей династии Яду. Она была их столицей ещё и потому, что цари этой династии были очень благочестивы и знали, что Матхура, так же, как и Дварака − это место, где вечно пребывает Господь Кришна.

00:06:30 В один из дней сын царя Шурасены Васудева, только что женившийся на Деваки, ехал домой на колеснице вместе со своей молодой женой. Отец Деваки по имени Девака, который очень любил свою дочь, дал за ней богатое приданое и подарил молодым сотни украшенных золотом колесниц.
Камса, сын Уграсены, чтобы доставить удовольствие своей двоюродной сестре, взял в руки вожжи и сам стал править колесницей Васудевы. По ведическому обычаю, когда девушка выходит замуж, брат новобрачной отвозит молодоженов в их дом. Поскольку молодой девушке тяжело расставаться с семьей отца, брат обычно провожает сестру до дома её свёкра, чтобы смягчить боль разлуки.

00:07:22 Приданое, которое дал за дочерью Девака, составляло четыреста слонов, украшенных золотыми гирляндами, пятнадцать тысяч богато убранных лошадей и тысячу восемьсот колесниц. Он также послал вместе с дочерью двести красивых девушек. Согласно брачным обычаям кшатриев, до сих пор сохранившимся в Индии, когда кшатрий женится, вместе с невестой в его дом направляются несколько десятков её молодых подруг. Девушки, сопровождающие царицу, называются прислужницами, но на самом деле они − подруги новобрачной. Этот обычай существует с незапамятных времен, по крайней мере он был известен ещё до того, как Кришна пришёл на землю пять тысяч лет назад.

00:08:07 Итак, Васудева вместе со своей женой Деваки привёл в дом ещё двести прекрасных девушек. В честь такого торжественного события музыканты, сопровождающие свадебное шествие, играли на различных инструментах. Весело звучали раковины, рожки, барабаны и литавры. Камса умело правил колесницей, процессия двигалась, все были счастливы, и вдруг с небес раздался таинственный голос, обратившийся к Камсе:
«Камса, какой же ты глупец! Ты правишь колесницей своей сестры и зятя, не ведая того, что восьмой ребёнок твоей сестры убьёт тебя!» Камса, сын Уграсены из рода Бходжи, был самым демоничным среди царей этой династии. Услышав пророчество с небес, он схватил Деваки за волосы и занёс над её головой меч. Васудева был поражён поведением Камсы и, чтобы как то успокоить своего жестокого, бессовестного шурина, он начал увещать его логично и убедительно:

00:09:28 «Дорогой шурин», − сказал он, − «ты самый прославленный царь из рода Бходжи, известный всем как величайший воин и доблестный правитель. Неужели ярость настолько ослепила тебя, что ты готов убить женщину, да ещё собственную сестру, в счастливый день её свадьбы?
Почему ты так боишься смерти? Смерть приходит в этот мир вместе с рождением. Ты начал умирать с того самого дня, как появился на свет. Если сейчас тебе двадцать пять лет, значит, ты уже двадцать пять лет умираешь. Умираешь каждую минуту, каждое мгновение. Почему же ты так боишься смерти? Смерть неизбежна. Ты можешь умереть сегодня или через сто лет, но от смерти тебе не уйти. Зачем бояться смерти? По сути, смерть означает лишь уничтожение тела. Как только это тело перестанет существовать и смешается с пятью стихиями материальной природы, заключенная в нём душа получит другое тело, в соответствии со своей деятельностью в нынешней жизни.

00:10:36 Представь себе человека, идущего по дороге, сначала он делает шаг одной ногой, затем убедившись, что она твёрдо стоит на земле, поднимает вторую. Точно так же душа переселяется из одного тела в другое. Посмотри, как осторожно гусеницы переползают с ветки на ветку. Так и душа меняет телесную оболочку, после того как высший суд определит, каким будет её следующее тело.
До тех пор, пока обусловленная душа находится в материальном мире, ей приходится менять одно за другим материальные тела. Каждое новое тело даётся нам по законам природы согласно поступкам, совершённым нами в этой жизни. Это тело в точности похоже на тела, которые мы видим во сне. Когда мы спим и видим сны, мы создаём в уме множество различных образов. Допустим, наяву мы видели золото и видели гору, поэтому во сне мы можем увидеть золотую гору, совместив эти два образа.

00:11:39 Иногда нам снится, что мы летаем по небу, и в это время мы совершенно забываем о своём настоящем теле. Точно так же меняются и наши физические тела. Получив новое тело, мы забываем о предыдущем. Во сне мы можем находится во множестве новых тел, но, проснувшись, забываем о них. В сущности, все эти материальные тела являются творениями нашего ума. Однако сейчас мы не помним о телах, которыми обладали в прошлом.

00:12:07 Наш ум непостоянен по природе. Бывает, едва приняв что-то, он тут же это отвергает. Принимать и отвергать − таковы две функции, выполняемые умом, когда он взаимодействует с пятью объектами чувств: формой, вкусом, запахом, звуком и прикосновением. В поиске удовольствия наш ум приходит в соприкосновение с объектами чувств, и, когда мы хотим получить определенное тело, мы его обретаем. Таким образом, тело − это дар материальной природы. Получив тело, мы снова рождаемся в этом материальном мире, чтобы наслаждаться или страдать, в зависимости от того, какое у нас тело. Именно тело позволяет нам наслаждаться или страдать в соответствии с наклонностями, которые наш ум развил в прошлой жизни. То или иное тело даётся нам в зависимости от состояния нашего ума в момент смерти.

00:13:06 Небесные светила: солнце, луна и звезды − отражаются в различных жидкостях, например, в воде или масле, их отражения колеблются вместе с движением жидкости. Когда луна отражается в воде, мы, глядя на движение воды, думаем, что луна тоже движется, хотя на самом деле она неподвижна. Точно так же в результате деятельности ума обусловленная душа получает разные тела, хотя в действительности она не связана с ними. Но, околдованная майей и находящаяся во власти иллюзии, душа отождествляет себя с телом определенного типа. Такова обусловленная жизнь.

00:13:48 Сейчас мы находимся в теле человека. Из-за этого мы думаем, что принадлежим к человеческому обществу, живём в той или иной стране, в том или ином месте. И поскольку мы связываем себя со всем этим, мы готовим себе новое тело, которое на самом деле нам не требуется. Подобные мысли и желания приводят к тому, что мы получаем одно за другим различные типы тел. Материальная энергия влияет на нас так сильно, что мы довольны любым телом, которое получаем, и с удовольствием отождествляем себя с ним. Поэтому я прошу тебя не подчиняться прихотям ума и тела».

00:14:29 Васудева попросил Камсу не гневаться на свою сестру, которая только что вышла замуж. Человек не должен враждовать с другими, ибо враждебность и зависть − причина страха, как в этом, так и в ином мире, когда мы предстаём перед Ямараджей (божеством, карающим грешников после смерти). Васудева просил Камсу за Деваки, напомнив ему, что она − его младшая сестра. Он также напомнил, что всё это происходит в благословенный день её свадьбы. Младшую сестру или брата следует защищать как собственного ребёнка.

00:15:07 «Ты должен быть очень осмотрительным», − сказал Васудева, − «убив Деваки, ты запятнаешь своё доброе имя». Так Васудева пытался успокоить Камсу добрыми советами и философскими наставлениями, но Камсу невозможно было утихомирить, поскольку все его друзья были демонами. Подружившись с демонами, сам он стал демоном, хотя происходил из благородной царской семьи. Демон никогда не слушает добрых советов. Он подобен закоренелому вору, которому не помогут никакие нравоучения. Точно так же демонам, или прирожденным безбожникам, едва ли пойдут на пользу благие советы, даже если их даёт мудрый человек. В этом разница между полубогами и демонами. Тех, кто способен принять мудрые наставления и жить в соответствии с ними, называют полубогами, а тех, кто не внемлет добрым советам, именуют демонами.

00:16:12 Не сумев умиротворить Камсу, Васудева стал размышлять, как ему защитить Деваки. Сталкиваясь с опасностью, разумный человек должен сделать всё возможное, чтобы её избежать. Если же, несмотря на все усилия, ему это не удаётся, в том нет его вины. Человек должен стараться исполнить свой долг, но, если его попытки заканчиваются неудачей, его нельзя упрекать за это.
Васудева размышлял таким образом: «Сейчас главное для меня − спасти Деваки. Позже, когда у нас будут дети, я придумаю, как их уберечь. Если в будущем», − думал он, − «у меня родится ребёнок, который, как опасается Камса, сможет его убить, то и Деваки, и ребёнок будут спасены, ибо пути провидения неисповедимы. Но сейчас я должен сделать всё, чтобы защитить Деваки».

00:17:09 Нельзя достоверно определить, почему душа попадает в то или иное тело, как нельзя сказать, почему огонь охватывает те или иные деревья, когда в лесу возникает пожар. Во время лесного пожара пламя иногда оставляет нетронутым одно дерево и под порывом ветра перекидывается на другое. Так и живое существо может очень добросовестно выполнять свой долг, но всё равно трудно сказать, какое новое тело оно получит в следующей жизни. Например, Махараджа Бхарата стремился к самоосознанию и с большим тщанием исполнял свои обязанности, однако случилось так, что на какое-то время он привязался к олененку, и потому в следующей жизни ему пришлось родиться в теле оленя.

00:17:58 Обдумав, как спасти жену, Васудева снова заговорил с Камсой. Он обратился к нему с большим почтением, хотя Камса был величайшим грешником. Порой случается, что даже такой добродетельный человек, как Васудева, вынужден льстить грешнику, подобному Камсе (обычно таким образом ведутся все дипломатические переговоры). Хотя Васудева был глубоко опечален, он старался улыбаться. Он вёл себя так с бессовестным Камсой, потому что знал о его жестокости.
Васудева сказал: «Дорогой шурин, пойми, что от твоей сестры для тебя нет никакой угрозы. Ты ожидаешь беды, потому что услышал пророческий голос с небес, но опасность должна исходить от сыновей твоей сестры, которых ещё нет на свете, и кто знает будут ли у неё вообще сыновья. Поэтому сейчас ты в безопасности. У тебя нет причин опасаться сестры. Если у неё когда-нибудь появятся сыновья, я обещаю отдать их тебе, и ты сможешь поступить с ними, как сочтёшь нужным».

00:19:16 Камса знал цену честному слову Васудевы, и последний довод его убедил. На время он решил отказался от своего гнусного замысла. Васудева был счастлив и поблагодарив Камсу за его решение, вернулся домой.
Каждый год после этого в положенный срок Деваки рожала ребёнка. Всего она родила восемь мальчиков и одну девочку. Когда родился первенец, Васудева, держа данное им слово, сразу отнёс ребёнка Камсе.
Васудева был в высшей степени благородным человеком, цену его честному слову знали все, и он не хотел терять своё доброе имя. Васудеве было очень больно отдавать новорожденного сына, Камса же с великой радостью принял младенца из его рук. Но потом ему стало жаль Васудеву.

00:20:16 Всё это весьма поучительно. Для такой великой души, как Васудева, личная боль не может быть препятствием для исполнения долга. Знающий человек, каким был Васудева, исполняет свой долг без сомнений и колебаний. С другой стороны, такой демон, как Камса, способен не задумываясь совершить любую гнусность. Поэтому говорится, что святой готов перенести любые тяготы жизни, мудрый всегда готов исполнять свой долг, не ожидая для этого благоприятных обстоятельств. Низкий человек, подобный Камсе, готов совершить любой грех, а преданный готов всем пожертвовать ради Верховной Личности Бога.

00:21:03 Камсе понравился поступок Васудевы. Его удивило, что Васудева сдержал слово. Довольный Васудевой, Камса сочувственно сказал: «Дорогой Васудева, можешь не отдавать мне этого ребенка. Он для меня не опасен. Я слышал, что меня убьёт восьмой ребенок, родившийся у вас с Деваки. Зачем же мне без нужды забирать у тебя этого ребенка? Возьми его и возвращайся домой».
Васудева был счастлив вернуться домой со своим первенцем. Его обрадовал поступок Камсы, но, зная необузданный нрав своего шурина, он по-прежнему питал к нему недоверие. Честное слово безбожника не может быть твёрдым. Тот, кто не умеет управлять своими чувствами, не в состоянии исполнить принятое решение. Великий политик Чанакья Пандит говорит: «Никогда не доверяй дипломату или женщине».

00:22:07 Те, кто без меры предаётся удовольствиям, не могут быть правдивыми и недостойны доверия.
В это время к Камсе пришёл великий мудрец Нарада. Он узнал, что Камса проявил сочувствие к Васудеве и вернул ему новорожденного сына. Нарада стремился приблизить явление Господа Кришны, поэтому он сообщил Камсе, что Махараджа Нанда и другие пастухи и их жёны, живущие во Вриндаване, а также Васудева, его отец Шурасена и все их родственники, рождённые в семье Вришни в династии Яду, так же как и все их друзья и доброжелатели, на самом деле полубоги. Нарада предупредил Камсу, чтобы тот опасался их, поскольку сам он, Камса, а также его друзья и советники, были демонами. Демоны всегда боятся полубогов.

00:23:04 Узнав от Нарады о том, что на земле родились полубоги, Камса очень встревожился. Он понял, раз полубоги уже появились, скоро придёт и Сам Господь Вишну. Он тут же велел схватить Васудеву и Деваки и бросить их в темницу.
В тюрьме у Васудевы и Деваки, закованных в цепи, год за годом рождались сыновья, и Камса убивал их одного за другим, опасаясь, что каждый из них может быть воплощением Вишну. Особенно он боялся восьмого ребёнка Васудевы и Деваки, но после визита Нарады он пришёл к мысли, что любой из младенцев может оказаться Кришной. Поэтому он посчитал, что лучше убивать всех детей, рождающихся у Деваки и Васудевы.

00:24:02 Понять действия Камсы совсем нетрудно. История знает много примеров, когда сыновья царей убивали своих отцов, братьев, а иногда всю свою семью и друзей, чтобы осуществить свои честолюбивые замыслы. В этом нет ничего удивительного, алчные цари-демоны способны убить любого ради достижения своих низких целей.
По милости Нарады, Камса узнал историю своей предыдущей жизни. Нарада открыл ему, что прежде Камса был демоном по имени Каланеми и погиб от руки Вишну. Теперь, когда он родился в семье Бходжи, он решил стать заклятым врагом рода Ядавов. В этой семье предстояло родиться Кришне, и Камса очень боялся, что Кришна снова убьёт его, как это случилось в прошлой жизни. Прежде всего Камса бросил в тюрьму своего отца Уграсену, поскольку тот был главой царских родов Яду, Бходжи и Андхаки, он также захватил земли Шурасены, отца Васудевы и объявил себя царём всех этих владений.

00:25:19 Так в книге Бхактиведанты «Кришна − Верховная Личность Бога», заканчивается глава первая − «Пришествие Господа Кришны».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 09 November 2017