Глава 80. Встреча Господа Кришны с брахманом Судамой

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:25:27 | качество: mp3 64kB/s 11 Mb | прослушано: 580 | скачано: 761 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:34 Шукадева Госвами продолжал рассказывать царю Парикшиту об играх Господа Кришны и Господа Баларамы. Слушая об Их трансцендентных играх, человек испытывает духовное блаженство, поэтому Махараджа Парикшит сказал Шукадеве Госвами: «О мой повелитель, Верховный Господь Кришна может даровать и освобождение, и любовь к Богу. Тот, кто стал преданным Господа, без дополнительных усилий обретает освобождение. Господь безграничен, и Его лилы, в том числе деяния, которые Он вершит, когда творит, поддерживает и разрушает материальный мир, тоже безграничны. Поэтому я хочу услышать о других Его лилах, тех, о которых ты ещё не успел мне рассказать.
Дорогой учитель, обусловленные души в материальном мире тщетно ищут счастья в чувственных удовольствиях: желание материальных наслаждений всё время пронзает их сердца. Сейчас я на своём опыте убедился, что священные повествования о лилах Кришны могут освободить человека от стремления к чувственным удовольствиям и материальной деятельности.
Думаю, что каждый разумный человек будет не переставая слушать о трансцендентных играх Господа, снова и снова погружаясь в океан духовного блаженства. Тогда его перестанут привлекать мирские удовольствия».

00:02:05 Махараджа Парикшит употребил два важных слова: вишанна и вишешагья. Вишанна значит «мрачный, угрюмый». Люди, живущие в материальном мире, пытаются самыми разными способами обрести счастье, но всегда остаются угрюмыми. На это можно возразить, что и трансценденталисты бывают угрюмыми. Махараджа Парикшит, однако, употребил слово вишешагья.
Есть два типа трансценденталистов – имперсоналисты и персоналисты. Слово вишешагья относится к персоналистам, то есть к тем, кого привлекает духовное многообразие. Преданные радуются, слушая рассказы о деяниях Верховной Личности Бога, тогда как имперсоналисты – те, кого больше привлекает безличный аспект Господа, проявляют лишь поверхностный интерес к деяниям Личности Бога. Поэтому, даже слушая повествования об играх Господа, имперсоналисты не осознают до конца, какое благо несут эти повествования, и остаются такими же мрачными и угрюмыми, как материалисты, поглощённые кармической деятельностью.

00:03:24 Царь Парикшит продолжал: «Речь становится совершенной, когда мы говорим о божественных качествах Господа. Работа, которую выполняют наши руки, становится совершенной, когда мы ими служим Господу. Точно так же ум будет спокойным, если человек думает только о Кришне, в полной мере обладая сознанием Кришны. Для этого не обязательно быть великим мыслителем. Необходимо только понять, что Кришна, Абсолютная Истина, вездесущ, ибо в образе Параматмы Он пребывает в сердце каждого и в каждом атоме. Если мы всегда будем помнить об этом, то деятельность нашего ума – наши мысли, чувства и побуждения – станет совершенной.
Преданный, достигший совершенства, смотрит на материальный мир не так, как материалист, ибо везде видит присутствие своего Господа, который в образе Параматмы пребывает всюду».
Махараджа Парикшит далее сказал, что наш слух станет совершенным, если мы будем слушать повествования о трансцендентных деяниях Господа, а голова в полной мере исполнит своё предназначение, только когда будет склоняться перед Господом или Его представителем. Господь, несомненно, пребывает в сердце каждого. Поэтому возвышенный преданный почитает каждое живое существо, зная, что тело каждого – это храм Господа. Но не все могут быстро достичь такого уровня, поскольку это наивысшая ступень преданного служения.

00:04:59 Преданные промежуточного уровня почитают вайшнавов, преданных Господа, представителями Кришны, а те, кто находится на низшей, начальной, ступени преданного служения, склоняются перед Божеством в храме и духовным учителем – проявлением Самого Бога.
Но на какой бы ступени ни находился преданный, его голова в полной мере выполняет своё предназначение только тогда, когда склоняется перед Господом или Его представителем, а глаза в полной мере выполняют своё предназначение, когда смотрят на Господа или Его чистого преданного. Так все части нашего тела будут совершенным образом исполнять своё предназначение, если использовать их в служении Господу и духовному учителю.
Если человек не способен на большее, ему достаточно склоняться перед Господом и Его представителями и пить чаранамриту, воду, которой омывали лотосные стопы Господа или Его чистого преданного.
Когда Шукадева Госвами услышал это от Махараджи Парикшита, его охватил духовный экстаз, ибо он убедился в том, что царь Парикшит очень глубоко понимает философию вайшнавов.

00:06:07 Шукадева Госвами уже рассказывал царю о деяниях Господа, и когда Махараджа Парикшит спросил его о других божественных лилах, он с радостью продолжил повествование Шримад-Бхагаватам.
У Господа Кришны был очень хороший друг-брахман. Как идеальный брахман он обладал глубокими духовными познаниями и поэтому не стремился к материальным удовольствиям. Он всегда был спокоен и полностью владел своими чувствами. Иными словами, этот брахман был совершенным преданным Господа, поскольку только совершенный преданный обладает высочайшим знанием.
В Бхагавад-Гите сказано, что человек, который обрёл совершенное знание, предаётся Верховной Личности Бога. Другими словами, каждый, кто посвятил свою жизнь служению Верховному Господу, обладает совершенным знанием, благодаря совершенному знанию человек избавляется от привязанности к материалистическому образу жизни. Это значит, что он обуздал чувства, которые всегда жаждут материальных удовольствий. Чувства преданного очищаются, и тогда они постоянно служат Господу. В этом совершенство преданного служения.

00:07:30 Хотя у брахмана, друга Господа Кришны, была семья, он не копил богатства и не стремился к роскошной жизни, а довольствовался тем, что посылала ему судьба. Это признак того, что человек обладает совершенным знанием. Такой человек понимает, что он не может быть более счастливым, чем ему суждено.
В материальном мире каждому предначертано испытать свою долю счастья и страданий. Мера счастья и горя, уготованная нам в жизни, уже предопределена, и никому не дано увеличить или уменьшить её. Поэтому брахман не пытался обрести больше материального счастья, всё своё время он использовал для того, чтобы совершенствоваться в сознании Кришны. На первый взгляд, он был очень беден, поскольку сам не имел дорогой одежды и не мог богато одевать жену. Они часто терпели нужду и не могли даже досыта есть, поэтому оба – и муж, и жена – были очень худыми. Жена брахмана не заботилась о собственном благополучии, но тревожилась за мужа, который был очень благочестивым брахманом. От слабости она едва держалась на ногах, и хотя ей не хотелось давать советы мужу, однажды она всё же заговорила с ним:

00:08:53 «Мой господин, – сказала она, – я знаю, что Господь Кришна, супруг богини процветания, твой большой друг. К тому же ты – Его преданный, и Он всегда готов помочь Своим преданным. Ты можешь считать, что в твоём сердце нет преданности Господу, но я знаю, что ты целиком поручил себя Его заботам, а Господь – защитник всех предавшихся Ему душ. Мне также известно, что Господь Кришна как никто другой следует традициям ведической культуры. Он всегда поддерживает брахманическую культуру и благоволит к истинным брахманам.
Ты счастливейший из людей, ибо твоим другом стал Сам Верховный Господь Кришна. Он – единственное прибежище для таких как ты, поскольку ты безраздельно предан Ему. Ты очень благочестив и учён и в полной мере владеешь собой. Господь Кришна – твоё единственное прибежище, так пойди же к Нему. Я уверена, что Он сразу поймёт, какие лишения тебе приходится терпеть. У тебя семья, и ты бедствуешь, не имея денег. Как только Господь поймёт, что ты в большой нужде, Он, конечно же, одарит тебя богатствами, и ты будешь жить в полном достатке.

00:10:16 Господь Кришна теперь властвует над Бходжами, Вришни и Андхаками, и я слышала, что Он никогда не покидает Свою столицу Двараку, Он живёт там безвыездно. Кришна так добр и великодушен, что не задумываясь отдаёт всё, и даже Себя Самого, любому, кто предался Ему. Если Он даже Себя готов отдать Своим преданным, Ему ничего не стоит одарить их материальными благами. Конечно, Он не даёт больших богатств тому, кто не очень твёрд в преданном служении, но Он же знает, как ревностно ты служишь Ему. Поэтому Он, не колеблясь, даст тебе всё, в чём ты нуждаешься».
Так жена брахмана очень смиренно и почтительно уговаривала мужа пойти к Господу Кришне. Сам брахман считал, что нет никакой нужды просить у Шри Кришны материальных благ, но не мог не уступить просьбам жены.
Кроме того, он думал: «Если я пойду в Двараку, то смогу увидеть Господа Кришну. Одно это будет для меня величайшим счастьем, даже если я не попрошу у Него никаких материальных благ».

00:11:34 Наконец он всё же решился пойти к Кришне и просил жену дать ему что-нибудь в подарок для Кришны, не приходить же к другу с пустыми руками. Жена тут же насобирала у соседей четыре пригоршни рисовых хлопьев, завязала их в узелок и дала мужу, чтобы он отнёс их Кришне. Брахман взял подношение и сразу отправился в Двараку. По дороге он всё время представлял, как встретится с Господом Кришной. Все его мысли были только о Кришне.
Попасть во дворцы правителей династии Яду было очень трудно, но брахманов туда пускали беспрепятственно. Когда брахман-друг Господа Кришны вместе с другими брахманами прибыл в Двараку, ему пришлось пройти через три караула, охранявших трое огромных ворот. Миновав их, путники увидели шестнадцать тысяч величественных дворцов, в которых жили шестнадцать тысяч цариц Господа Кришны. Когда брахман вошёл в один из роскошно украшенных дворцов, он почувствовал, что погружается в океан неземного блаженства. Он как будто тонул в водах этого океана, а затем поднимался на поверхность.
Господь Кришна в это время сидел на ложе в опочивальне Рукмини. Ещё издали Он увидел, что к дворцу приближается брахман, и узнал в нём Своего друга. Господь Кришна тотчас же поднялся и пошёл навстречу брахману. Подойдя к Своему другу, Он сердечно обнял его.

00:13:10 Господь Кришна – источник духовного блаженства, но, обнимая бедняка-брахмана, Он Сам испытал великую радость, поскольку встретил Своего дорогого друга.
Господь Кришна усадил брахмана на Своё ложе и Сам принёс ему всевозможные фрукты и напитки, как обычно делают, когда принимают глубоко почитаемого гостя. Господь Шри Кришна Своим присутствием очищает весь мир от скверны, но поскольку Он играл роль человека, Он тут же омыл брахману стопы и окропил этой водой Свою голову, чтобы очистить Себя. После этого Господь умастил тело брахмана душистым сандалом, агуру и шафраном. Как принято в таких случаях, Он совершил ритуал поклонения брахману – зажёг несколько палочек благовоний и поднёс ему светильник.
Щедро угостив брахмана и выразив ему почтение, Господь Кришна сказал: «Дорогой друг, Я так рад нашей встрече».
Брахман был очень беден и плохо одет – платье его было ветхим и грязным, тело – истощённым. Богиня процветания Рукминидеви сама начала обмахивать его чамарой, и другие обитательницы дворца были удивлены тем, с каким радушием и почтительностью Господь Кришна встретил брахмана. Они недоумевали, почему Кришна Сам принял этого бедного, неопрятного и плохо одетого брахмана. В то же время они догадывались, что этот брахман – не обычная душа. Они решили, что он, должно быть, совершил много праведных поступков, иначе почему Господь Кришна, супруг богини процветания, оказывает ему столько внимания? Они ещё больше удивились, когда увидели, что брахман восседает на ложе Господа Кришны. Особенно поразило их то, что Господь Кришна обнял Своего гостя точно так, как обнимал Своего старшего брата Господа Балараму, ведь обычно Господь Кришна не обнимал никого, кроме Рукмини или Баларамы.

00:15:18 Оказав брахману радушный приём, Кришна усадил его на Своё ложе с подушками, и они, держа друг друга за руки, стали вспоминать детство, когда оба жили в гурукуле – в семье у духовного учителя.
Господь Кришна сказал: «Мой дорогой друг, ты принадлежишь к числу брахманов, самых разумных людей, и тебе известны все заповеди религии. Полагаю, что, закончив образование у нашего учителя и как подобает вознаградив его, ты вернулся домой и женился на достойной девушке.
Я знаю, что ты с юных лет был равнодушен к материальному, не стремился к богатству и поэтому сейчас нуждаешься в деньгах. В этом мире очень редко встречаются люди, которые не жаждут материальных богатств. У таких отрешённых личностей нет ни малейшего желания копить богатства ради чувственных наслаждений, но иногда они всё же стараются добыть денег, чтобы показать другим, как должны жить семейные люди. Они показывают, как, разумно раздавая накопленные богатства, можно стать образцовым семьянином и вместе с тем великим преданным. Такие люди, подобно Мне, учат других своим примером.
Надеюсь, дорогой друг, ты помнишь наши школьные дни, когда мы вместе жили в гурукуле. Ведь все те знания, которыми ты обладаешь, получены в годы учения. Жизнь того, кто прошёл подготовку у настоящего духовного учителя, увенчается успехом. Он легко пересечёт океан неведения и не поддастся влиянию иллюзорной энергии.

00:16:56 Дорогой друг, наш первый учитель – это отец, по его милости мы получаем тело. Поэтому отец естественным образом является нашим духовным наставником. Наш следующий духовный учитель – тот, кто посвящает нас в тайны трансцендентного знания, этого учителя надлежит почитать наравне со Мной.
У человека может быть несколько духовных учителей. Духовного учителя, который наставляет ученика в духовных вопросах, называют шикша-гуру, а духовного учителя, который даёт ученику посвящение, называют дикша-гуру. Оба они – Мои представители. У человека может быть много духовных учителей, от которых он получает наставления, но дать ему духовное посвящение может только один. Тот, кто получил от духовных учителей истинное знание, сумел пересечь океан материального существования, правильно использовал свою человеческую жизнь. Он реально осознал, что высшее предназначение жизни, исполнить которое можно только в теле человека, заключается в том, чтобы достичь духовного совершенства и вернуться домой, к Богу.

00:18:07 Дорогой друг, Я – Параматма, Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого, и согласно Моей воле человеческое общество должно быть разделено на четыре варны и четыре ашрама. Как Я уже говорил в Бхагавад-Гите, принадлежность человека к определённой варне зависит от его качеств и рода занятий. Кроме того, в жизни каждого должно быть четыре этапа.
На первом этапе нужно прилежно учиться под руководством духовного учителя, получать необходимые знания и хранить обет целомудрия –  брахмачарью, чтобы можно было целиком отдавать себя служению духовному учителю и воздерживаться от чувственных удовольствий. Брахмачари должен вести жизнь, посвящённую аскезе.
Семьянин может позволить себе чувственные удовольствия, придерживаясь установленных ограничений, но на третьем этапе жизни человек не должен оставаться в семье. Он должен вернуться к аскезе, которую совершал, когда был брахмачари, и так освободиться от привязанности к семейной жизни, тогда он может стать санньяси.

00:19:11 Как Сверхдуша всех живых существ, Я пребываю в сердце каждого и наблюдаю за действиями представителей всех варн и ашрамов. Независимо от того, на каком этапе находится человек, если Я вижу, что он серьёзно и искренне выполняет обязанности, определённые ему духовным учителем, и посвящает свою жизнь служению ему, такой человек становится Мне особенно дорог. Если человек способен оставаться брахмачари и продолжать служить духовному учителю всю жизнь, это очень хорошо. Но если брахмачари начинает испытывать половое влечение, он должен покинуть обитель своего наставника, отблагодарив его, так как тот пожелает.
Согласно Ведам, духовному учителю преподносят дар, называемый гуру-дакшиной. Затем ученик должен жениться, совершив необходимые обряды, и стать семьянином».
Наставления, которые Господь Кришна дал своему другу, учёному брахману, – прекрасное руководство для всех людей. Общество, не разделённое на варны и ашрамы, мало чем отличается от общества животных.

00:20:21 Половая жизнь вне брака совершенно недопустима как для женщин, так и для мужчин. Мужчина должен или строго следовать обету целомудрия, или, получив разрешение духовного учителя, жениться. Половая жизнь вне брака – животная жизнь, ибо только у животных нет института брака.
Нынешние люди не стремятся исполнить предназначение человеческой жизни – вернуться домой, к Богу. Чтобы они могли достичь этой цели, необходимо восстановить в человеческом обществе систему варн и ашрамов. Когда люди сознательно и неуклонно следуют принципам варнашрамы, они способны достичь высшей цели жизни. Но когда этим принципам следуют не во всём, без должного руководства, в обществе нарушается порядок и уже не может быть ни мира, ни процветания.
Кришна продолжал беседовать со Своим другом-брахманом: «Мой друг, думаю, ты ещё не забыл дни нашего ученичества. Помнишь, как однажды жена нашего гуру послала нас за хворостом. Собирая сухие ветки, мы зашли глубоко в лес и заблудились. Неожиданно поднялась сильная буря, небо затянули тучи, ударила молния и загрохотал гром. Вскоре солнце село и мы оказались в полном мраке. Тут пошёл проливной дождь, земля покрылась водой, и мы уже никак не могли найти дорогу к ашраму нашего гуру. Помнишь, каким ужасным был этот ливень? Словно начался потоп. Ветер пронизывал нас насквозь, дождь хлестал в лицо, и куда бы мы ни пошли, мы не могли найти дорогу назад. Попав в такую беду, мы взялись за руки и пытались выбраться из леса. Так прошла ночь.

00:22:17 Рано утром, когда наш гурудева увидел, что мы не вернулись, он послал других учеников искать нас, и сам пошёл вместе с ними. В конце концов они нашли нас, измученных, в лесной чаще. С великим состраданием глядя на нас, гурудева сказал: «Мальчики мои, поистине удивительно, что вы подвергли себя таким мучениям ради меня. Каждый прежде всего заботится о себе и собственном теле, но вы так верны и преданны своему гуру, что ради меня преодолели огромные трудности. Я рад убедиться в том, что такие замечательные ученики, как вы, готовы перенести любые испытания лишь бы угодить своему духовному учителю. Именно так настоящий ученик отдаёт духовному учителю свой долг.
Ученик обязан посвятить свою жизнь служению духовному учителю. О лучшие из дваждырожденных, я очень доволен вашим поступком и хочу благословить вас. Пусть исполнятся все ваши желания и мечты. Пусть смысл Вед, который вы постигли, навсегда останется в вашей памяти, чтобы вы в любое время могли легко приводить ведические наставления. Благодаря этому вы никогда не узнаете разочарования – ни в этой жизни, ни в следующей».

00:23:38 «Дорогой друг, – продолжал Кришна, – с нами произошло немало подобных случаев, пока мы жили в ашраме духовного учителя. Мы оба знаем, что без благословений гуру нельзя стать счастливым. По милости гуру и с его благословения можно обрести и процветание, и душевный покой, и достичь цели человеческой жизни».
Выслушав Кришну, учёный брахман ответил: «О Кришна, Ты – Верховный Господь и духовный учитель всех живых существ. Мне выпало счастье жить вместе с Тобой в доме нашего гуру, поэтому я думаю, что мне уже не нужно выполнять предписания Вед.
О Господь, великие гимны и обряды, благочестивые деяния, всё, что необходимо для достижения цели человеческой жизни, в том числе материальной обеспеченности и чувственных наслаждений и духовного освобождения – всё исходит только от Тебя, Верховной Личности. Все пути и методы духовного совершенствования в конечном счёте предназначены для того, чтобы постичь Тебя как личность. Иными словами, все они суть различные части Твоего трансцендентного тела. И всё же, играя роль ученика, Ты жил вместе с нами в доме гуру. Это значит, что Ты предавался этим божественным развлечениям лишь ради Своего удовольствия, у Тебя не было никаких других причин играть роль человека».
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава восьмидесятая «Встреча Господа Кришны с брахманом Судамой».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 19 July 2018