Глава 54. Кришна побеждает царевичей и увозит Рукмини в Двараку

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:24:26 | качество: mp3 64kB/s 11 Mb | прослушано: 637 | скачано: 808 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:27 Джарасандха и возглавляемые им царевичи были в ярости, когда Кришна похитил Рукмини. Прежде, сражённые её красотой, они попадали со своих коней и слонов, но теперь поднялись и вооружились. Взяв луки и стрелы, они на колесницах, конях и слонах пустились в погоню за Кришной. Чтобы воспрепятствовать им, Ядавы остановились и развернулись.
Завязалась жестокая схватка. Все царевичи во главе с Джарасандхой были опытными воинами, поток их стрел обрушивался на войско Ядавов подобно тому, как струи ливня, извергаемого тучей, обрушиваются на горный склон. Сгустившись над вершиной горы, туча не движется дальше, поэтому ливень сильнее всего хлещет по горному склону.
Царевичи были полны решимости одолеть Кришну и отобрать у Него Рукмини, поэтому они сражались, как только могли. Рукмини сидела рядом с Кришной и видела потоки стрел, которые обрушивались на Ядавов. Её охватил страх, и она взглядом выразила Кришне свою благодарность за то, что ради неё Он пошёл на такой большой риск.

00:01:53 Заметив огорчение и смущение в её блуждающем взоре, Кришна тотчас понял, что у неё на уме, и поспешил её ободрить: «Не тревожься, дорогая Рукмини, можешь не сомневаться, Ядавы быстро расправятся с врагами».
В это время военачальники Ядавов во главе с Господом Баларамой, известным также под именем Санкаршана, и Гадой, не желая уступать врагу, стали разить стрелами вражеских коней, слонов и колесницы. Бой становился всё ожесточеннее, враждебные Ядавам царевичи и их воины один за другим падали со своих коней, слонов, колесниц.
В скором времени земля была устлана миллионами отсечённых голов в шлемах и с серьгами. Тут же валялись руки, сжимавшие палицы, луки и стрелы. Горы отсечённых человеческих рук и ног и убитых лошадей громоздились на поле боя. Обезглавленные, падали верблюды, слоны, ослы и люди.
Когда враги во главе с Джарасандхой поняли, что будут неминуемо разгромлены воинами Кришны, они рассудили, что не стоит рисковать и терять своё войско ради Шишупалы. Шишупала сам должен был сражаться и вырвать Рукмини из рук Кришны, но когда цари увидели, что он не способен противостоять Кришне, они решили, что нести такие потери неразумно, прекратили сражение и рассеялись.

00:03:33 Несколько царевичей, ради приличия, подъехали к Шишупале. Они увидели, что он расстроен как человек, который потерял жену. Его лицо словно высохло, кожа утратила блеск, а тело – силы.
«Дорогой Шишупала, – сказали они, – не падай духом. В твоих жилах течёт царская кровь, и ты первейший среди воинов. Для такого человека, как ты, не должно существовать ни горя, ни счастья, ибо ни то, ни другое не вечно. Возьми себя в руки. Не отчаивайся из-за временной неудачи. В конце концов сами мы не ничего не совершаем, все мы как марионетки танцуем по воле Всевышнего, и только по Его воле нам выпадают радости или страдания. Поэтому, что бы ни случилось, мы должны оставаться невозмутимыми».
Хотя сначала царевичи надеялись на успех в своих героических попытках одолеть Кришну, после поражения им оставалось только ободрять Шишупалу льстивыми словами. Вместо того чтобы жениться на Рукмини, Шишупала вынужден был довольствоваться лестью друзей. Убитый горем, он вернулся домой. Цари, пришедшие ему на помощь, также возвратились в свои царства с несбывшимися надеждами.

00:04:56 Настоящим виновником разгрома, постигшего царевичей, был завистливый и злобный Рукми, старший брат Рукмини. После того как его замысел провалился, и Кришна похитил его сестру, Рукми был в смятении. Когда же его друг и, как он надеялся, будущий зять вернулся домой, разгневанный Рукми решил сам отомстить Кришне. Он собрал целое войско, в котором было несколько тысяч слонов, коней, колесниц и пеших воинов, и последовал за Кришной в Двараку.
Рукми гордо пообещал вернувшимся царевичам: «Вам не удалось добиться, чтобы Шишупала женился на моей сестре, но я не потерплю, что Кришна похитил Рукмини. Я Ему отомщу. Я отправлюсь за Ним в погоню».
С видом великого военачальника он поклялся перед царевичами: «Если я не убью Кришну в сражении и не вызволю сестру, я больше не войду в свою столицу Кундину. Вы все будите свидетелями того, что я выполню свою клятву».
Произнеся эти хвастливые слова, Рукми вскочил на колесницу и велел возничему преследовать Кришну.

00:06:18 «Я хочу сейчас же сразиться с Ним, – сказал он. – Этот пастух возгордился тем, что хитростью одолел кшатриев, но сегодня я преподам Ему хороший урок. Он осмелился похитить мою сестру, и я как следует проучу Его с помощью своих острых стрел».
Так с дерзостью невежды Рукми, не зная о необыкновенном могуществе и чудесных деяниях Верховной Личности Бога, сотрясал воздух пустыми угрозами. Этот великий глупец вскоре догнал Кришну и стал кричать: «Остановись, остановись и сразись со мной!»
Он с силой натянул лук и одну за другой пустил в Кришну три стрелы. Затем он обозвал Кришну самым недостойным из всех потомков Яду и потребовал, чтобы Кришна остановился, ибо он, Рукми, хочет как следует Его проучить.
«Ты украл мою сестру, – кричал он, – как ворона крадёт масло, предназначенное для жертвоприношений. Ты гордишься Своей воинской силой, но не умеешь сражаться по правилам. Ты украл мою сестру, и сейчас я собью с Тебя спесь. Моя сестра останется в Твоих руках только до тех пор, пока я на веки не пригвозжу Тебя к земле своими стрелами».

00:07:48 Услышав безумные вопли Рукми, Господь Кришна тотчас рассёк стрелой тетиву его лука. Тогда Рукми схватил другой лук и пустил в Кришну ещё пять стрел. Кришна во второй раз рассёк тетиву его лука. Рукми взялся за третий лук, но и с ним Кришна сделал то же самое. Затем, чтобы вразумить Рукми, Кришна пустил в него шесть стрел, и ещё четырьмя стрелами Он убил четырёх его коней, пятой стрелой – колесничего, а тремя остальными снёс верх колесницы Рукми вместе с флагом.
Оставшись без стрел, Рукми стал сражаться мечом, щитом, трезубцем, копьями и другими видами оружия для ближнего боя, но Кришна точно так же переломал их все. Вновь и вновь получая отпор, Рукми схватил меч и кинулся на Кришну, как мотылёк, летящий в огонь. Но как только Рукми приблизился, Кришна рассёк его меч на куски.
Тут Кришна взял в руки Свой острый меч и замахнулся, чтобы убить Рукми, однако Рукмини, понимая, что на этот раз Кришна не простит её брата, кинулась в ноги своему мужу и дрожащим от страха голосом стала горестно молить Его пощадить Рукми.

00:09:19 Прежде всего она обратилась к Кришне как к Йогешваре. Йогешвара значит «обладающий непостижимым могуществом и энергией».
Кришна и в самом деле обладает невероятным могуществом и энергией, а силы Рукми как воина были весьма ограничены. Кришна не поддаётся измерению, а каждый шаг в жизни брата Рукми был измерен. Поэтому перед безграничным величием Кришны Рукми был ничтожнее самого ничтожного насекомого.
Рукмини также назвала Кришну «Богом богов».
Есть много могущественных полубогов: Господь Брахма, Господь Шива, Индра, Чандра, Варуна, но Кришна – повелитель всех полубогов. Брат же Рукмини был обычным человеком, более того, он стоял ниже всех, поскольку не понимал, кто такой Кришна. Иными словами, человек, не имеющий представления об истинном положении Кришны, занимает в человеческом обществе самое низкое место.
Затем Рукмини воззвала к Кришне как Махабхудже, то есть «обладающему безмерной силой». И ещё она называла Кришну Джагатпати – «властелином всего мироздания». Разве мог с Ним сравниться её брат, заурядный царевич?

00:10:41 Сравнивая таким образом Рукми с Кришной, Рукмини умоляла мужа не убивать её брата, тем более в этот счастливый день, когда она и Кришна встретились, а простить его. Иными словами, Рукмини проявила истинно женский характер. Она была счастлива, что стала женой Кришны как раз перед тем, как должна была стать женой другого, но она не хотела обретать счастье ценой гибели старшего брата, который, в конце концов, любил свою юную сестру и только желал для неё более достойного, по его мнению, мужа.
Всё тело Рукмини трепетало, волнение девушки было так сильно, что лицо её как будто иссохло, к горлу подкатил комок. Все её украшения упали и рассыпались. В смятении Рукмини рухнула на землю. Увидев это, Господь Кришна из сострадания к ней согласился пощадить неразумного Рукми. Однако Господь решил всё же проучить его, поэтому Он связал Рукми и выстриг ему местами усы, бороду, волосы на голове.
Тем временем, воины Ядавы, возглавляемые Самим Баларамой, с такой же лёгкостью разгромили войско Рукми, с какой слон, купающийся в пруду, растаптывает хрупкий стебелёк лотоса. Подобно тому как слон, купаясь в пруду, уничтожает лотосы, Ядавы перебили воинов Рукми.

00:12:10 Когда предводители Ядавов возвратились к Кришне, они увидели, как Он обошёлся с Рукми, и были очень удивлены. Господу Балараме стало жаль Свою невестку. Чтобы порадовать Рукмини, Баларама Сам развязал Рукми, а затем, чтобы доставить ей ещё большую радость, Он, как старший брат Кришны, сказал Ему с укоризной:
«Кришна, такой поступок не делает Тебе чести. Своим неподобающим поступком, ты попрал наши семейные традиции. Так обрить человеку усы и бороду, выстричь волосы – всё равно, что убить его. Что бы ни натворил Рукми, он теперь Наш родственник, Твой шурин, и Ты не должен был так его унижать».
После этого Баларама попытался успокоить Рукмини: «Не огорчайся, что у твоего брата такой нелепый вид. В этом мире каждый пожинает плоды своих дел, хороших или дурных».
Господь Баларама дал понять Рукмини, что ей не стоит горевать, поскольку её брат пострадал по собственной вине, и не надо быть слишком привязанной к такому брату. Затем Господь Баларама вновь обратился к Кришне:
«О Кришна, даже если родственник заслуживает казни, его следует простить. Когда он осознает свою вину, раскаяние для него будет подобно смерти. Поэтому не надо его убивать».

00:13:42 Сказав это, Баларама повернулся к Рукмини и объяснил ей, что кшатрий должен подчиняться суровым законам, установленным для него в человеческом обществе, и, когда дело доходит до сражения, даже собственный брат может стать его врагом. В этом случае кшатрий, не колеблясь, убьёт своего брата. Иными словами, Рукми и Кришна поступили правильно, когда, невзирая на родство, вступили в жестокий поединок. Шри Баларама добавил к этому, что кшатрии олицетворяют материалистический образ жизни – они особенно гордятся мирскими достояниями. Поэтому, когда два кшатрия начинают враждовать из-за царства, земель, богатства, женщин, славы или власти, каждый старается взять над противником верх и всячески унизить его.
Баларама не преминул сказать Рукмини, что её привязанность к брату, который враждовал со столькими людьми, предосудительна и материалистична. Если вспомнить, как Рукми обошёлся со своими друзьями, его характер отнюдь не заслуживает восхищения, но Рукмини, как всякая женщина, очень привязана к своему брату. Он не достоин быть её братом, и всё же Рукмини жалеет его.

00:14:58 «К тому же, – продолжал Баларама, – люди, которые делят окружающих на друзей и врагов и сторонних наблюдателей, как правило придерживаются телесных представлений о жизни. Эти глупцы обмануты иллюзорной энергией Верховного Господа.
Вечная душа одинаково чиста в любом материальном теле, но те, кто недостаточно разумен, видят только различия между телами животных и людей, учёных и невежд, богатых и бедняков – различия, заслоняющие чистую душу. Такие различия относятся лишь к материальным телам, и проводить их – всё равно что различать отдельные виды огня в зависимости от дров, которые он поглощает. Каковы бы ни были размеры и форма поленьев, огонь, выходящий из них, не сильно различается по размерам и форме, подобно тому как воздух везде один и тот же по размерам и форме.
Своими назидательными словами, обращёнными к Рукмини и Кришне, Баларама сумел уладить дело. Рукмини Он сказал так: «Тело – часть мироздания, складывающегося из материальных стихий, жизненных условий и взаимодействия гун материальной природы. Связанное с ними живое существо, то есть вечная душа, в погоне за иллюзорными наслаждениями переселяется из одного тела в другое, такое переселение именуется материальным существованием. Но сама душа никогда не соединяется и не разъединяется с чем-либо материальным.

00:16:30 Моя дорогая целомудренная невестка, именно душа – причина возникновения материального тела, подобно тому как солнце – причина солнечного света, зрения и форм материальных предметов».
Сравнение с солнечным светом и материальными предметами помогает понять связь живого существа с материальным миром. Утром солнце встаёт, и в течение дня его жар и свет распространяются всё шире и шире. Солнце порождает всё разнообразие материальных форм, ибо благодаря солнцу происходит соединение и распад материальных элементов. Но как только солнце садится, материальные предметы теряют связь с солнцем, которое переходит из одного места в другое.
Когда солнце переходит из восточного полушария в западное, всё, что возникло под воздействием солнечного света в восточном полушарии, остаётся, но сам солнечный свет видим лишь в западном полушарии. Подобно этому, живое существо обретает или порождает различные тела и в определённых условиях вступает в различные отношения с другими телами, но как только оно покидает одно тело и получает другое, у него не остаётся ничего общего с его прежним телом. Более того, у живого существа нет ничего общего и с телом, в котором оно находится сейчас. Оно никогда не соприкасается с телесной скверной.

00:18:01 «Поэтому, – продолжал Господь Баларама, – возникновение и исчезновение тела не затрагивает живое существо, так же как прибывание и убывание луны не затрагивает саму луну.
Когда луна прибывает, мы ошибочно думаем, что она увеличивается в размерах, а когда убывает, считаем, что она уменьшается. В действительности же луна всегда остаётся неизменной, она не имеет ничего общего с такими явлениями, как прибывание и убывание, которое наблюдаем мы.
Состояние, в котором сознание поглощено материальным бытием, можно сравнить со сном и сновидениями. Когда человек спит, он видит во сне много нереальных событий, но эти события отзываются в нём болью или радостью. Так и во сне материального сознания, материального бытия, человек испытывает последствия обретения тела и его утраты.
Материальному сознанию противостоит сознание Кришны. Иными словами, когда человек обретает сознание Кришны, он освобождается от ложных представлений о жизни».

00:19:13 Так Шри Баларама объяснял Рукмини духовную науку. В заключении Он сказал: «Милая, ласково улыбающаяся Рукмини, отбрось ложные понятия, внушённые невежеством, и не огорчайся из-за случившегося. Именно ложные понятия делают человека несчастным, но такое состояние можно быстро преодолеть, обсуждая философию подлинной жизни. Только так ты сможешь стать счастливой».
Выслушав поучительные речи Шри Баларамы, Рукмини успокоилась и повеселела. Она перестала сокрушаться из-за позора, который пережил её брат Рукми, а Рукми так и не удалось осуществить свои намерения. Он явился вместе с большим войском, чтобы одержать победу над Кришной и освободить сестру, но вместо этого потерял всех своих воинов. Он был унижен и подавлен, однако по милости Господа не расстался с жизнью раньше срока.
Будучи кшатрием, он помнил свой обет – не возвращаться в столицу, если не убьёт Кришну и не вызволит сестру. Поскольку ни того, ни другого ему сделать не удалось, в гневе Рукми решил, что никогда не вернётся в Кундину, и построил себе небольшую хижину в деревне Бходжаката, чтобы провести там остаток дней.
Похитив Рукмини и разгромив всех враждебных царевичей, Кришна отвёз её в Свою столицу Двараку и там женился на ней по ведическому обряду.

00:20:52 После женитьбы Кришна стал царём Ядавов в Двараке. Жители Двараки радовались Его свадьбе и во всех домах устраивали пышные празднества. Счастливые горожане нарядились в свои лучшие одежды и украшения и поднесли новобрачным – Кришне и Рукмини – многочисленные дары.
Все дома в Ядупури (Двараке) были украшены флагами, гирляндами и цветами. По случаю такого праздника у каждого дома были сооружены особые арки, по обеим сторонам которых стояли большие сосуды с водой. Над городом витал чудесный аромат курящихся благовоний, а ночью зажглись тысячи светильников, украшавших каждый дом. Весь город ликовал, празднуя свадьбу Господа Кришны и Рукмини. Город украшали банановые деревья и арековые пальмы. Считается, что два эти дерева благоприятствуют проведению торжеств и праздников.
В город прибыло много дружественных царей верхом на слонах. Слоны имеют обыкновение из озорства вырывать с корнем кусты или небольшие деревья и разбрасывать их в разные стороны. Так вели себя слоны, собравшиеся в Двараке, они неистово разбрасывали банановые и арековые пальмы, но несмотря на это, весь город с раскиданными по улицам деревьями выглядел очень празднично.

00:22:20 Из дружественных царей, принадлежащих семействам Кауравов и Пандавов, на празднестве были Бхишма, Дхритараштра, пять братьев Пандавов, царь Друпада, царь Сантардана, был там и отец Рукмини – Бхишмака.
Похищение Рукмини Кришной сначала вызвало некоторый разлад между царем Видарбхи и Ядавами, но Шри Баларама вместе со всеми садху сумел уговорить Бхишмаку принять участие в торжествах по случаю бракосочетания Кришны и Рукмини. Хотя похищение Рукмини не обрадовало жителей Видарбхи, подобные похищения невест были у кшатриев обычным делом. Без этого не обходилась почти ни одна свадьба. К тому же царь Бхишмака с самого начала хотел выдать свою красавицу дочь за Кришну. Так или иначе это произошло, и он с радостью принял участие в свадебной церемонии, несмотря на то что его старший сын был опозорен во время сражения.
В «Падма-пуране» упоминается, что в свадебных торжествах участвовали Махараджа Нанда и юные пастухи из Вриндавана. На празднество съехались властители царств Куру, Сринджая, Кекая, Видарбха и Кунти – они с большой радостью встретились в Двараке.

00:23:41 История похищения Рукмини Кришной была воспета в стихах, которые повсюду декламировали искусные чтецы. Все собравшиеся цари и в особенности их дочери с восхищением и радостью слушали о подвигах Кришны. Все приезжие и все обитатели Двараки были счастливы видеть Кришну и Рукмини вместе. Богиня процветания сочеталась браком с Верховным Господом, покровителем всех живых существ, и все ликовали.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава пятьдесят четвёртая «Кришна побеждает всех царевичей и увозит Рукмини в Двараку».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 07 May 2018