Глава 52. Кришна - Раначора

01 January 2009
Кришна защищает Матхуру. Кришна покидает поле боя. Кришна покидает поле боя увлекая за собой Джарасандху. История женитьбы Кришны на Рукмини.
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:24:13 | качество: mp3 64kB/s 11 Mb | прослушано: 608 | скачано: 836 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:35 После того как Мучукунда, прославленный потомок династии Икшваку, удостоился милости Господа Кришны, он почтительно обошёл вокруг Господа и вышел из пещеры. Каково же было его удивление, когда он увидел, что представители человеческого рода уменьшились до размеров пигмеев. Деревья тоже стали значительно ниже, и Мучукунда понял, что наступила Кали-юга.

00:01:03 Поэтому, не оглядываясь по сторонам, он направился на север. Через некоторое время Мучукунда достиг горы Гандамадана, где росло много сандаловых и других цветущих деревьев, аромат которых наполнял радостью сердце любого путника.

00:01:19 Здесь, на склонах горы Гандамадана, он решил остаться, чтобы до конца жизни заниматься подвижничеством. Место это, по-видимому, расположено на самом севере Гималаев, где находится обитель Нара-Нараяны. Оно сохранилось до сих пор и называется Бадарикашрам.

00:01:39 В Бадарикашраме Мучукунда поклонялся Господу Кришне, терпеливо перенося все страдания, удовольствия, равно как и прочие противоположности материальной жизни.

Кришна защищает Матхуру

00:01:50 Кришна же возвратился в Матхуру. У стен города Он сразился с воинами Калаяваны и перебил их всех до одного. После этого Он велел собрать с мёртвых тел все украшения, положить на запряжённые волами повозки и отвезти в Двараку.

00:02:11 Тем временем, Джарасандха вновь напал на Матхуру, на этот раз с ещё более многочисленным войском, которое насчитывало двадцать три акшаухини.

Кришна покидает поле боя увлекая за собой Джарасандху

00:02:25 Господь Шри Кришна хотел спасти Матхуру от восемнадцатого нападения царя Джарасандхи. Чтобы предотвратить дальнейшее кровопролитие, а также исполнить другие важные дела, Господь Кришна оставил поле битвы, не вступая в сражение.

00:02:44 Господь, разумеется, не испытывал страха, но сделал вид, будто Он простой смертный, напуганный громадным и хорошо вооружённым войском Джарасандхи. Совершенно безоружный, Кришна покинул поле битвы. Хотя Его стопы нежны, как лепестки лотоса, Он прошёл пешком очень большое расстояние.

00:03:07 На этот раз Джарасандха подумал, что Кришна и Баларама устрашились его могучего войска и обратились в бегство, и начал преследовать Их со всеми своими колесницами, лошадьми и пешими воинами. Он полагал, что Кришна и Баларама – обычные люди, и пытался оценить поступки Господа.
Одно из имён Кришны – Раначора, означает «покинувший поле боя».

00:03:33 В Индии, особенно в Гуджарате, есть много храмов Кришны, известных как храмы Раначораджи. Обычно царя, бегущего от сражения, называют трусом, но Кришне, который в одной из Своих лил оставил поле боя, преданные поклоняются.

00:03:52 Демон всегда старается оценить мощь и богатство Кришны, тогда как преданный даже не пытается это сделать и поклоняется Господу, целиком доверив себя Ему. Если мы будем следовать за чистыми преданными, то сможем понять, что Кришна-Раначораджи оставил поле боя не из страха, у Него была на то особая причина. Как мы узнаем далее, Он сделал это, потому что должен был получить тайное письмо Рукмини, Своей будущей первой жены.

00:04:25 Покинув поле битвы, Кришна явил одно из Своих шести совершенств. Кришна Самый могущественный, Самый богатый, Самый знаменитый, Самый мудрый и Самый прекрасный. Точно также, никто не может превзойти Кришну в отрешённости.

00:04:43 В Шримад-Бхагаватам ясно сказано, что Господь оставил поле битвы, хотя располагал огромным войском. И даже один, без Своих воинов, Он легко мог разгромить армию Джарасандхи, как делал это уже семнадцать раз. Поэтому уход Господа Кришны с поля сражения – есть проявление Его высочайшего совершенства – отрешённости.

00:05:09 Пройдя очень большое расстояние, братья сделали вид, будто устали. Чтобы отдохнуть, Они забрались на многокилометровую гору, которая называлась Праваршана, поскольку там непрерывно шли дожди.

00:05:25 Вершина горы была всегда окружена тучами, насылаемыми Индрой. Джарасандха, конечно же, подумал, что братья укрылись на вершине горы из страха перед его могучим войском. Долгое время он пытался Их отыскать, но безуспешно. Тогда он решил устроить Им огненную западню.

00:05:45 Он приказал развести костры, окружив ими вершину горы. Когда огонь стал приближаться к Ним, Кришна и Баларама спрыгнули с вершины горы, высота которой была одиннадцать йоджан, к её подножию.

00:06:03 Так, невзирая на пожар, они незамеченными ускользнули от Джарасандхи и его воинов. Джарасандха же подумал, что оба брата сгорели и продолжать войну нет необходимости. Чувствуя себя победителем, он оставил Матхуру и вернулся в своё царство – Магадху. А Кришна и Баларама тем временем достигли Двараки – города, окружённого океаном.

00:06:34 По возвращении в Двараку Шри Баларама женился на Ревати, дочери царя Райваты, властителя провинции Анарта. О Его женитьбе рассказывается в девятой песни Шримад-Бхагаватам, а Кришна после этого женился на Рукмини, дочери царя Бхишмаки, который правил провинцией Видарбха.

00:06:57 Кришна – Верховная Личность Бога, Васудева, а Рукмини – верховная богиня процветания, Маха-Лакшми. По свидетельству Чайтанья-чаритамриты экспансия Кришны и Шримати Радхарани происходит одновременно: Кришна принимает различные формы, относящиеся к вишну-таттве, а Шримати Радхарани посредством Своей внутренней энергии принимает различные формы, относящиеся к шакти-таттве, – многочисленные облики богини процветания.

00:07:26 Согласно Ведам есть восемь видов брака. Самый лучший из них тот, при котором родители жениха и невесты договариваются о дне свадьбы. Затем, с пышной процессией, жених отправляется в дом невесты, и в присутствии брахманов, жрецов и родственников невесту отдают жениху без выкупа. Есть и другие виды брака, такие как гандхарва или ракшаса.

00:07:54 Способ, которым Кришна женился на Рукмини, называется ракшаса – Он похитил её в присутствии многочисленных соперников: Шишупалы, Джарасандхи, Шалвы и других.

00:08:07 Рукмини хотели отдать в жёны Шишупале, но Кришна похитил её прямо со свадебной церемонии, подобно тому как Гаруда похитил у полубогов сосуд с нектаром. Рукмини, единственная дочь царя Бхишмаки, была необыкновенно красива. Её называли Ручиранана, что означает «с прекрасным, как распустившийся лотос, лицом».

00:08:32 Преданные Кришны всегда стремятся услышать о трансцендентных деяниях Господа. Его деяния, будь то сражения, похищение невесты или бегство с поля боя, абсолютны и духовны по природе, поэтому, когда чистые преданные слушают повествования о них, ими движет духовный интерес. Чистый преданный не делит деяния Господа на те, о которых следует слушать, и о которых слушать не стоит.

00:09:00 Есть, однако, категория так называемых преданных, известных как пракрита-сахаджийи, которые очень любят слушать о раса-лиле Кришны с гопи, но не проявляют интереса к рассказам о Его сражениях с врагами. Они не знают, что ратные подвиги Господа и Его встречи с гопи одинаково трансцендентны, ибо совершаются на абсолютном уровне. Чистые преданные смиренно и с удовольствием слушают обо всех божественных лилах Кришны, описанных в Шримад-Бхагаватам, и не отвергают ни одного слова из этих повествований.

История женитьбы Кришны на Рукмини

00:09:35 Историю женитьбы Кришны на Рукмини передают так. Царь Видарбхи, Махараджа Бхишмака, был очень могущественным и благочестивым правителем. У него было пятеро сыновей и одна единственная дочь. Первого сына звали Рукми, второго Рукмаратха, третьего Рукмабаху, четвёртого Рукмакеша, а пятого Рукмамали.

00:10:03 У братьев была одна сестра – Рукмини, самая младшая в семье. Прекрасная, целомудренная, она была предназначена в жёны Господу Кришне. Многие святые мудрецы, и среди них Нарада Муни, часто бывали во дворце царя Бхишмаки.

00:10:21 Рукмини имела возможность беседовать с ними и таким образом узнала о Кришне. Она узнала о Его шести совершенствах, и рассказы о Нём вызвали у неё желание предаться Его лотосным стопам и стать Его супругой.

00:10:36 Кришна также слышал о Рукмини. Она была средоточием всех неземных добродетелей: разумности, дивной красоты, приносящей счастье, великодушия и праведности. Поэтому Кришна решил, что она достойна стать Его женой.

00:10:52 Все родственники царя Бхишмаки хотели, чтобы Рукмини вышла замуж за Кришну. Но её старший брат Рукми, пренебрегая мнением остальных, договорился о её браке с Шишупалой, заклятым врагом Кришны.

00:11:07 Когда прекрасная черноокая Рукмини узнала о том, что задумал её брат, она очень расстроилась. Однако, будучи царской дочерью, она неплохо разбиралась в придворной дипломатии и знала, что просто горевать не имеет смысла. Надо было немедленно предпринимать какие-то шаги.

00:11:27 Подумав, она решила известить обо всём Кришну и, чтобы уберечь себя от предательства, выбрала своим посланцем достойного брахмана. Такие брахманы всегда правдолюбивы и преданы Вишну. Не теряя времени, она отправила брахмана в Двараку.

00:11:45 Достигнув ворот Двараки, брахман уведомил стоявшего там стражника о своём прибытии, и стражник провёл его во дворец, где на золотом троне восседал Кришна. Поскольку брахман был посланником Рукмини, ему выпала счастливая возможность воочию увидеть Верховную Личность Бога, Кришну, изначальную причину всех причин.

00:12:08 Брахманы – духовные наставники всех сословий. Желая научить всех, как почитать брахманов, Господь Кришна, в соответствии с ведическим обычаем, тотчас встал и предложил посланнику Рукмини Свой трон.

00:12:23 Усадив его на золотой трон, Господь Кришна оказал брахману такие же почести, какие полубоги оказывают Кришне. Он сделал это, чтобы все поняли, что оказывать почести Его преданному ещё важнее, чем оказывать почести Самому Господу.

00:12:41 В урочное время брахман совершил омовение, вкусил разных яств и возлёг на ложе, застланное мягчайшим шёлком. Когда он отдыхал, Шри Кришна молча приблизился к нему, с большим почтением положил ноги брахмана Себе на колени и стал их растирать.

00:13:02 «Досточтимый брахман, – сказал Кришна, – надеюсь, что ты не испытываешь затруднений, исполняя религиозные обязанности, и ум твой всегда спокоен».

00:13:14 Представители различных сословий выполняют разную работу, и, спрашивая человека о том, хорошо ли ему живётся, необходимо учитывая его занятия. Поэтому, интересуясь состоянием дел брахмана, вопросы следует задавать так, чтобы они соответствовали его образу жизни, иначе они будут неуместны.

00:13:34 Спокойный ум необходим для того, чтобы проявлять такие качества, как правдивость, чистота, уравновешенность, самообладание и терпение. Благодаря этим качествам можно обрести знание, умение применять его в жизни и непоколебимую веру в Абсолютную Истину.

00:13:51 Брахман знал, что Кришна – Верховная Личность Бога, и всё же принял услуги Господа, чтобы не нарушать ведические традиции. Господь Шри Кришна играл роль человека. Поскольку Он принадлежал к сословию кшатриев и был молод, Его долгом было оказать почтение достойному брахману.

00:14:14 «О лучший из брахманов, – продолжал Господь Кришна, – будь всегда всем доволен, ибо, если брахман черпает удовлетворение в себе, он никогда не отклонится от выполнения предписанных ему обязанностей, а добросовестно выполняя предписанные обязанности, любой человек, и особенно брахман, может осуществить все свои желания.

00:14:35 Даже если человек богат и могуществен, как царь небес Индра, но при этом остаётся не удовлетворённым, он будет переселяться с одной планеты на другую и нигде не узнает счастья. Тот же, чей ум удовлетворён, будет счастлив в любом месте, даже если лишится всего, что у него есть».

00:14:56 Наставление, которое Кришна дал брахману, очень важно, его смысл в том, что истинный брахман всегда остаётся невозмутимым.В нынешнюю эпоху, Кали-югу, люди, именующие себя брахманами, опустились до положения шудр, а то и ниже, и тем не менее хотят, чтобы их считали настоящими брахманами. Однако настоящий брахман верен своему долгу и никогда не станет исполнять обязанности шудр или людей более низких, чем шудры.

00:15:27 В священных писаниях говорится, что оказавшись в затруднительном положении, брахман может заниматься делом кшатрия или даже вайшьи, но ни в коем случае ни делом шудры. Кришна утверждает, что брахман, который неукоснительно следует предписаниям религии, сможет сохранять спокойствие, даже оказавшись в самом трудном положении.

00:15:47 В заключение Господь Шри Кришна сказал: «Я почтительно склоняюсь перед брахманами и вайшнавами, поскольку брахманы всегда черпают удовлетворение в себе, а вайшнавы всегда заняты деятельностью, несущей истинное благо человечеству. Они лучшие друзья всех людей. Они свободны от ложного эго и в их умах всегда царит покой».

00:16:10 Затем Господь Шри Кришна спросил, как ведут себя правители (кшатрии) в царстве, где живёт брахман, и счастливы ли их подданные. О достоинствах царя судят по настроению жителей в его государстве. Если они счастливы и довольны, значит царь честен и надлежащим образом выполняет свои обязанности.

00:16:31 Кришна добавил, что царь, чьи подданные счастливы, очень дорог Ему. Разумеется, Кришна знал, что брахман пришёл к Нему с тайным посланием, поэтому Он сказал: «Теперь, если можно, открой, что привело тебя сюда?»

00:16:48 Радуясь тому, что он причастен к божественным лилам Господа Кришны, брахман поведал Ему обо всём. Он достал адресованное Кришне письмо Рукмини и сказал:

00:17:01 «Царевна Рукмини велела Тебе передать: «О Кришна, непогрешимый и прекраснейший, любой, кто слушает о Твоём божественном облике и лилах, тотчас вбирает слухом Твоё имя, славу и добродетели. Все мирские страдания такого человека прекращаются, и он запечатлевает в своём сердце Твой образ. Исполненный трансцендентной любви к Тебе, он всегда видит Тебя в своём сердце, и благодаря этому осуществляются все его желания.

00:17:34 Я тоже много слышала о Твоих божественных качествах. Не боясь показаться нескромной, признаюсь, Ты пленил меня и завоевал моё сердце. Ты можешь усомниться в моём целомудрии, ведь незамужней девушке как я не пристало так смело обращаться к Тебе.

00:17:51 Но, мой дорогой Мукунда, Ты настоящий лев среди людей, величайший из всех. Любая девушка, ещё не покинувшая отчий дом, и даже самая целомудренная из женщин пожелала бы выйти за Тебя замуж, привлечённая Твоими несравненными добродетелями, Твоими познаниями, могуществом и высочайшим положением.

00:18:14 Я знаю, что Ты супруг богини процветания и что Ты очень добр к Своим преданным, и поэтому я решила стать Твоей вечной служанкой. Мой возлюбленный Господь, я приношу к Твоим лотосным стопам своё сердце и жизнь. Я избрала Тебя, о Господь, моим супругом и прошу Тебя считать меня Своей женой.

00:18:36 О лотосоокий, на свете нет никого могущественнее Тебя. Отныне я принадлежу Тебе. Будет просто нелепо, если лакомую еду, предназначенную для льва, утащит шакал. Поэтому прошу Тебя, тотчас явись за мной, прежде чем меня увезёт Шишупала или какой-нибудь другой царевич вроде него.

00:18:59 О Господь, в своей предыдущей жизни я, наверное, трудилась на благо людей, копая колодцы и сажая деревья, либо совершала различные обряды, жертвоприношения, служила своему духовному учителю, брахманам, вайшнавам. Этими праведными делами я, возможно, угодила Верховной Личности Бога, Нараяне Если так оно и есть, прошу Тебя, о Господь Кришна, брат Господа Баларамы, явись сюда и завладей моей рукой, чтобы ко мне не посмели прикоснуться Шишупала и ему подобные»».

00:19:35 Рукмини уже была помолвлена с Шишупалой, поэтому она предлагала, чтобы Кришна похитил её и расстроил свадьбу. Брак, заключённый после похищения невесты, называется ракшаса, так обычно женятся кшатрии, правители и воины по духу.

00:19:54 Поскольку свадьба должна была состояться на следующий день, Рукмини предложила, чтобы Кришна, явившись тайно, похитил её, а затем сразился с Шишупалой и его союзниками, царём Магадхи и другими. Зная, что никто не может одолеть Кришну и что Он наверняка победит в этом сражении, она обращалась к Нему, называя Его Аджитой – «непобедимым Господом».

00:20:19 Рукмини писала, чтобы Кришна не тревожился из-за того, что схватка будет происходить во дворце, где многие члены её семьи, среди них женщины, могут быть ранены или даже убиты.

00:20:32 Подобно тому, как правитель страны старается достичь своей цели с помощью дипломатии, Рукмини, будучи царской дочерью, дипломатично подсказала, как избежать ненужного кровопролития. Она объяснила, что по обычаю, заведённому в их семье, невеста перед свадьбой отправляется в храм богини Дурги, семейного божества.

00:20:54 Цари-кшатрии большей частью были убеждёнными вайшнавами и поклонялись Господу Вишну, в формах Радхи-Кришны или Лакшми-Нараяны, в своём стремлении к материальному благополучию они поклонялись и богине Дурге, но в отличие от некоторых не слишком разумных людей никогда не считали, что полубоги, как Верховный Господь, относятся к категории вишну-таттвы.

00:21:18 Желая уберечь жизнь своих родственников, Рукмини предложила, чтобы Кришна похитил её по дороге из дворца в храм или на обратном пути. Она также объяснила Кришне, почему хочет выйти замуж именно за Него, хотя её намерены выдать за Шишупалу, который также был достойным женихом, сыном великого царя. Рукмини написала, что, по её мнению, Кришна Своим величием затмевает всех, даже Господа Шиву, которого именуют Махадевой –  величайшим из полубогов.

00:21:55 Господь Шива тоже ищет милости Кришны, чтобы избавиться от пут гуны невежества в материальном мире. Хотя Господь Шива – величайший из всех махатм – великих душ, он принимает на голову священные воды Ганги, струящиеся из отверстия в оболочке материальной вселенной, которое Господь Вишну проделал пальцем ноги.

00:22:18 В материальном мире Господь Шива управляет гуной невежества и, чтобы сохранить своё трансцендентное положение, он постоянно медитирует на Господа Вишну или Кришну и всегда старается очистить себя водами Ганги.

00:22:33 Рукмини прекрасно знала, что снискать милость Кришны отнюдь не легко. Если даже Господь Шива должен ради этого очищаться, то что говорить о ней, Рукмини, которая была всего лишь дочерью царя-кшатрия. Она писала, что хочет посвятить жизнь суровому подвижничеству, соблюдать пост и терпеть другие лишения. Если в этой жизни ей не суждено подобными делами снискать милость Кришны, она готова умереть, совершая их, и переносить такие же тяготы жизнь за жизнью.

00:23:10 В Бхагавад-гите сказано, что чистые преданные Господа служат Ему с величайшей решимостью. Только ценой такой решимости, какую проявила Рукмини-деви, можно приобрести милость Кришны. Нужно с полной решимостью развивать в себе сознание Кришны, ибо это ключ к достижению высшего успеха.

00:23:32 Прочитав Кришне послание Рукмини-деви, брахман сказал: «О возлюбленный Кришна, глава династии Яду. Я принёс Тебе тайное письмо от Рукмини, теперь Ты можешь обдумать его и тщательно всё взвесив, поступать, как пожелаешь. Однако, если Ты решишь действовать, тогда действуй без промедления. Времени осталось совсем мало».

00:24:02 Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава пятьдесят вторая «Кришна – Раначора».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 26 April 2018