Глава 10. Освобождение Налакувары и Манигривы

01 January 2009
Сыновья Куверы, хранителя райских сокровищ, деградируют в плену пьянства и разврата. Мудрец Нарада решает освободить братьев. Нарада обрекает братьев родиться деревьями во дворе Нанды. Кришна ломает деревья из которых появляются Налакувара и Манигрива. Молитва полубогов обращенная к Кришне. Кришна дарует братьям окончательное освобождение.
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:17:31 | качество: mp3 64kB/s 8 Mb | прослушано: 1160 | скачано: 1075 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:22 В этой главе рассказывается о том, как были прокляты Налакувара и Манигрива и как Кришна спас их по всеблагому желанию великого мудреца Нарады.

Сыновья Куверы, хранителя райских сокровищ, деградируют в плену пьянства и разврата

00:00:34 Двое великих полубогов Налакувара и Манигрива были сыновьями Куверы, хранителя райских сокровищ и великого преданного Господа Шивы. По милости Господа Шивы Кувера стал обладателем несметных богатств. Сыновья богачей часто предаются пьянству и разврату. Два сына Куверы тоже пьянствовали и развратничали.

00:01:00 Однажды, желая развлечься, эти два небожителя отправились в сад Господа Шивы у подножия горы Кайласа на берегу Мандакини (Ганги). Там они пили вино и слушали сладкозвучное пение юных красавиц, которые вместе с ними пришли в этот цветущий, благоухающий сад. Опьянев, они вошли в воды Ганги, покрытые лотосами, и стали играть с девушками, подобно слонам играющими со своими подругами.

Мудрец Нарада решает освободить братьев

00:01:32 Когда они таким образом развлекались, мимо случайно проходил великий мудрец Нарада. Он понял, что Налакувара и Манигрива совсем пьяны и поэтому не замечают его. Девушки, однако, не были такими пьяными как полубоги и, устыдившись своей наготы перед великим мудрецом Нарадой, поспешили прикрыть свои тела одеждой. Полубоги же не осознавали, что перед ними мудрец Нарада и потому не стали одеваться.

00:02:03 Когда Нарада увидел, что вино лишило братьев разума, он, желая им добра, решил оказать им особую милость и проклял их. Из сострадания к двум полубогам великий мудрец решил положить конец их призрачному наслаждению от пьянства и забав с юными красавицами, а также дать им возможность лицом к лицу встретиться с Господом Кришной. Он решил проклясть их.

00:02:30 Нарада сказал, что стремление к материальным удовольствиям возникает под влиянием гуны страсти. В материальном мире человек, обладающий богатством, обычно подвержен трём порокам: пьянству, разврату и азартным играм.

00:02:45 Кичась накопленными богатствами, люди становятся настолько жестокими, что безжалостно убивают животных, открывая для этого бойни. Они думают, что сами никогда не умрут. Такие глупцы, забывшие о законах природы, слишком привязываются к своему телу.

00:03:04 Они забывают о том, что каким бы совершенным не было их тело, даже если это тело полубога, в конце концов оно обратится в пепел или испражнения. Более того, какой бы внешностью ни обладал человек при жизни, внутри у него испражнения, моча и черви.

00:03:22 Злобные и завистливые материалисты причиняют боль другим живым существам и потому не могут постичь истинную цель жизни. Поэтому в следующей жизни они, как правило, оказываются в аду. Ради собственного бренного тела эти глупцы совершают множество грехов, но они не знают даже, кому на самом деле принадлежит это тело.

00:03:46 Обычно считается, что тело принадлежит тому, кто его кормит. Поэтому стоит задуматься, принадлежит ли тело самому человеку или его хозяину, которому он служит? Хозяин рабов считает их тела своей собственностью, поскольку это он кормит рабов. Можно также задаться вопросом, принадлежит ли тело отцу, чьё семя его породило, или матери, которая выносила его.

00:04:15 Глупцы совершают множество грехов из-за того, что ошибочно отождествляют себя с материальным телом. Но сначала, пользуясь данным нам разумом, стоит задуматься, кому принадлежит это тело.

00:04:30 Глупый человек убивает животных, чтобы накормить своё тело, но не задумывается о том, принадлежит ли тело ему, его отцу, матери или деду со стороны матери. Иногда отец отдаёт дочь кому-то в жёны, чтобы потом взять у неё ребёнка и воспитать как своего сына.

00:04:48 Тело может также принадлежать более сильному человеку, который заставляет его работать на себя. Иногда тело раба продаётся какому-то человеку, и с этого дня оно становится его собственностью. А в конце жизни наше тело становится собственностью огня, потому что его кладут на костёр и сжигают. Или же тело выбрасывают на улицу на съедение собакам и стервятникам.

00:05:16 Прежде чем грешить ради того, чтобы сохранить жизнь в теле, человек должен понять, кому оно принадлежит. В конечном счёте он должен прийти к выводу: если тело создано материальной природой и в конце жизни растворяется в ней, значит тело принадлежит материальной природе.

00:05:36 Не следует заблуждаться, полагая, что наше тело принадлежит нам. Зачем же ради чужой собственности прибегать к убийству? Зачем ради тела убивать невинных животных?

00:05:50 Когда человек ослеплён гордыней, вызванной богатством, он не слушает нравоучений, а предаётся пьянству, распутничает и убивает животных. В этом смысле положение бедняка лучше, поскольку он думает не только о себе, но и о других. Часто бедняк не хочет причинять другим боль, потому что на собственном опыте знает, что такое боль и страдание.

00:06:19 Рассуждая таким образом, великий мудрец Нарада решил, что Налакувару и Манигриву, ослеплённых гордыней, нужно поместить в такие условия жизни, в которых у них не будет никаких богатств.

00:06:32 Человек, исколотый колючками, не желает другим испытать боль от таких уколов. Добросердечный человек, живущий в бедности, никому не желает оказаться в таком же положении.

00:06:46 Обычно человек, выбившийся из нужды и разбогатевший, в конце жизни открывает какое-нибудь благотворительное учреждение, чтобы помогать беднякам. Иначе говоря, отзывчивый бедняк в состоянии понять горести и радости других людей. Бедный человек редко бывает заносчив или подвержен порокам. Он довольствуется тем, что получает на жизнь по милости Господа.

00:07:13 Бедность – это своего рода аскеза. В ведическом обществе брахманы обычно живут в бедности, чтобы не стать жертвами гордыни, порождаемой богатством. Такая гордыня - большое препятствие для духовного развития. Бедняк не может стать очень толстым, так как у него нет возможности переедать, и, поскольку он не переедает, его чувства тоже не слишком возбуждены, а когда чувства спокойны, человек не склонен к насилию.

00:07:42 Другое преимущество бедности в том, что святой человек может без труда зайти в дом бедняка, и тот получит возможность общаться с ним. Богач никого не пускает в свой дом, значит, туда не может войти и святой.

00:07:59 По ведической традиции святой человек становится нищим странником и, собирая подаяние, может постучаться в любую дверь. Семейные люди, которые под грузом домашних забот обычно забывают о духовной жизни, получают благо, общаясь со святыми людьми. Благодаря такому общению бедняк может освободиться из материального плена. А какую пользу могут принести те, кто кичится своим богатством и положением, если они не общаются со святыми людьми и преданными Верховной Личности Бога?

00:08:32 Великий мудрец Нарада подумал, что его долг - поставить двух полубогов в такие условия, чтобы они не могли гордиться своим богатством и высоким положением. Из сострадания к сыновьям Куверы Нарада хотел помочь им перестать вести греховную жизнь.

00:08:50 Находясь во власти гуны тьмы, они не могли управлять своими чувствами и предавались разврату. Долг святого Нарады заключался в том, чтобы спасти их от порока.

00:09:03 Животное не сознаёт своей наготы. Кувера же был хранителем райских сокровищ и занимал очень высокий пост, а Налакувара и Манигрива были его сыновьями. Тем не менее они уподобились животным и настолько потеряли стыд и достоинство, что во хмелю не сознавали своей наготы. Прикрывать нижнюю часть тела – одна из норм цивилизованной жизни, и когда люди забывают об этом, они перестают отличаются от животных.

Нарада обрекает братьев родиться деревьями во дворе Нанды

00:09:36 Нарада решил, что подходящим наказанием для этих полубогов будет превратить их в неподвижно стоящие деревья.

00:09:45 По законам природы деревья неподвижны. Хотя деревья находятся в гуне невежества, они никому не причиняют вреда. Великий мудрец Нарада считал, что будет хорошо, если братья, даже понеся наказание и превратившись в деревья, его милостью сохранят память и будут знать, за что они наказаны.

00:10:06 Сменив тело, живые существа обычно забывают свою прежнюю жизнь, но в особых случаях, как в случае с Налакуварой и Манигривой, у них по милости Господа остаётся память о прошлом. Мудрец Нарада решил, что два полубога должны будут находиться в телах деревьев сто лет по исчислению небожителей, но после этого, по беспричинной милости Верховного Господа, им посчастливится увидеть Его. Тогда они снова обретут высокое положение полубогов и станут великими преданными Господа.

00:10:41 После этого мудрец Нарада вернулся в свою обитель, Нараянашрам, а два полубога превратились в два дерева-близнеца арджуна. По беспричинной милости Нарады они получили возможность вырасти во дворе Нанды и там увидели Господа Кришну.

Кришна ломает деревья из которых появляются Налакувара и Манигрива

00:11:02 Хотя маленький Кришна был привязан к деревянной ступе, Он двинулся к двум деревьям, чтобы исполнить пророчество Своего слуги Нарады. Господь Кришна знал, что Нарада – Его великий преданный и что два дерева, стоящие перед Ним, на самом деле сыновья Куверы.

00:11:22 «Сейчас Я исполню предсказание Моего великого преданного Нарады», – подумал Кришна и пополз дальше в проход между двумя деревьями. Сам Он сумел проползти, но большая деревянная ступа перевернулась и застряла между деревьями.

00:11:42 Тогда Господь Кришна с силой потянул за верёвку, привязанную к ступе, и оба дерева с грохотом рухнули на землю. Из упавших сломанных деревьев вышли два удивительных существа, которые сияли как огонь. От их присутствия всё вокруг осветилось и стало прекрасным.

00:12:07 Очищенные от своих грехов оба полубога тут же подошли к маленькому Кришне и склонились перед Ним, чтобы выразить своё почтение и вознести молитвы.

Молитва полубогов обращенная к Кришне

00:12:20 «О Господь Кришна! – сказали они. – Ты изначальная Верховная Личность, повелитель всех мистических сил. Учёным брахманам известно, что материальный космос есть порождение Твоих энергий, которые иногда проявляются, а иногда нет. Ты изначально даруешь жизнь, тело и чувства всем живым существам. Ты вечный Бог, Господь Вишну, всепроникающий, нетленный владыка всего сущего. Ты вечное время. Ты источник мироздания, находящегося во власти трёх гун материальной природы: благости, страсти и невежества.

00:12:59 Как Сверхдуша Ты пребываешь в сердцах всех многообразных живых существ и знаешь обо всём, что происходит в их телах и умах. Поэтому Ты, о Всевышний, направляешь все их действия. Но, хотя Ты пребываешь в царстве материальных гун, эти гуны не оскверняют Тебя.

00:13:17 Никто из находящихся во власти материальных гун не способен постичь Твои божественные качества, которые существовали и до сотворения материального мира. Поэтому Тебя называют Верховным Трансцендентным Господом. Мы в глубоком почтении склоняемся к Твоим лотосным стопам, о Господь Васудева, Верховный Брахман, прославляемый Своими внутренними энергиями.

00:13:44 В материальном мире Ты известен только в Своих многочисленных воплощениях. Хотя Ты приходишь в разных телах, Твои тела не принадлежат к материальному миру. Они всегда полны божественных энергий и всегда безгранично богаты, сильны, красивы, знамениты, мудры и отрешённы.

00:14:04 Материальное тело отличается от его владельца, но, поскольку Ты приходишь в Своём изначальном духовном теле, Твоё тело неотлично от Тебя Самого. Приходя в этот мир, Ты Своими необычайными деяниями свидетельствуешь о том, что Ты Бог, Верховная Личность.

00:14:22 Никто из живущих в материальном мире не способен совершить столько чудесных деяний. Ты Верховная Личность Бога, причина рождения и смерти, а также освобождения всех живых существ. Ты несёшь в Себе все Свои полные экспансии и можешь дать любое благословение.

00:14:39 О Господь, источник благодати и добра, мы в глубоком почтении склоняемся перед Тобой. Ты вездесущая Верховная Личность Бога, высший источник умиротворения и повелитель династии, идущей от царя Яду.

00:14:56 Наш отец, полубог Кувера, – Твой слуга. Великий мудрец Нарада тоже служит Тебе, и только по их милости мы смогли увидеть Тебя воочию. Поэтому позволь нам всегда служить Тебе с трансцендентной любовью, неустанно прославляя Тебя и слушая рассказы о Твоих божественных деяниях.

00:15:15 Пусть наши руки, наши тела неустанно служат Тебе. Пусть наши мысли будут всегда обращены к Твоим лотосным стопам, а наши головы пусть вечно склоняются перед Твоей вездесущей вселенской формой, о Всевышний!»

Кришна дарует братьям окончательное освобождение

00:15:33 Когда полубоги Налакувара и Манигрива закончили возносить молитвы, маленький Кришна, хозяин Гокулы, привязанный верёвками Яшодой к деревянной ступе, улыбнулся и сказал: «Я знаю о том, что Мой великий преданный Нарада Муни по своей беспричинной милости спас вас от ужасной гордыни. Вы возгордились потому, что обладали необычайной красотой и огромными богатствами и родились среди полубогов. Он спас вас от жизни в аду. Всё это Мне известно.

00:16:07 Вам выпала великая удача, благом для вас было не только проклятие Нарады, но и счастливая возможность увидеть его. Любой, кому выпадает удача увидеть такого великого святого как Нарада Муни, неизменно милостивого ко всем и всегда излучающего спокойствие, тут же освободится из материального плена. Находится в его обществе - всё равно что выйти на яркий солнечный свет, когда становится видно всё, что происходит вокруг.

00:16:37 О Налакувара и Манигрива! Теперь вы достигли цели жизни, ибо в вас проснулась экстатическая любовь ко Мне. Это ваше последнее рождение в материальном мире. Теперь вы можете вернуться к вашему отцу на райские планеты. Продолжайте с любовью и преданностью служить Мне, и вы станете свободными уже в этой жизни».

00:17:01 После этого полубоги несколько раз почтительно обошли вокруг Господа, снова и снова кланяясь Ему и наконец удалились. Господь же остался стоять, привязанный к деревянной ступе.

00:17:18 Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава десятая «Освобождение Налакувары и Манигривы».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 16 December 2017
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 07 January 2018