Глава 81. Господь Кришна благословляет брахмана Судаму

01 января 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:21:32 | качество: mp3 64kB/s 9 Mb | прослушано: 245 | скачано: 420 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:39 Господь Кришна, Верховная Личность Бога и Сверхдуша всех живых существ, знает сердце каждого. Он особенно благоволит к преданным Ему брахманам. Господа Кришну также называют брахманья-дева – «Тот, кому поклоняются брахманы». Из этого следует, что преданный, который вручил себя Верховной Личности Бога, уже достиг положения брахмана. Не став брахманом, нельзя приблизиться к Верховному Брахману, Господу Кришне. Господь особенно заботится о том, чтобы избавить Своих преданных от невзгод. Он – единственное прибежище для всех чистых преданных.
Господь Кришна долго разговаривал с Судамой Випрой о том, как они вместе жили в доме духовного учителя. Затем, чтобы получить ещё больше удовольствия от общения со старым другом, Господь Кришна спросил: «Дорогой друг, а ты принёс Мне что-нибудь? Может быть, твоя жена передала для Меня что-нибудь вкусное?»
Спрашивая об этом, Господь Кришна улыбался и смотрел на Своего друга с большой любовью.
«Друг Мой, – продолжал Он, – Я уверен, что ты принёс Мне из дома какой-нибудь подарок?»

00:02:03 Господь Кришна знал, что Судама не осмеливается поднести Ему жалкие горстки риса – не совсем подобающий подарок для Господа. Понимая чувства Судамы Випры, Господь Кришна сказал: «Дорогой друг, разумеется, Я ни в чём не нуждаюсь, но если Мой преданный подносит Мне в знак любви даже что-нибудь незначительное, Я с большим удовольствием принимаю его дар. Однако Я ничего не приму от непреданного, каким бы ценным и дорогим не был его подарок. Я принимаю только то, что Мне подносят с любовью и преданностью. Иначе Я не возьму даже самого дорогого дара. Чистый преданный может преподнести Мне что-нибудь совсем незначительное – цветок, листок или немного воды, но его дары наполнены любовью и преданностью. Я не только с радостью принимаю такие подношения, но и с удовольствием вкушаю их».
Господь Кришна уверял Судаму Випру, что будет очень рад принять рис, который тот принёс из дому, но смущённый Судама Випра всё равно не решался отдать его Господу. Он подумал: «Как я могу поднести Кришне такой ничтожный дар?» и опустил голову.

00:03:21 Господь Кришна – Сверхдуша, и Он знает обо всём, что происходит в сердце каждого, Ему известны желания и нужды всех, Он знал зачем Судама Випра пришёл к Нему. Он знал, что Судама живёт в крайней бедности и отправился к Нему, поддавшись уговорам жены. Помня о том, что Судама ещё со школьных лет был Его близким другом, Кришна знал, что любовь брахмана к Нему не осквернена желанием материальной выгоды. Кришна подумал: «Судама пришёл ко Мне не для того, чтобы о чём-то меня просить, его жена настояла на этом и, чтобы угодить ей и повидаться со Мной, он пришёл сюда. Поэтому Господь Кришна решил одарить Судаму Випру богатствами, которые не снились даже царю небес.
Тут Он заметил узелок с рисом, спрятанный под накидкой, которая покрывала плечи бедного брахмана. Схватив этот узелок, Кришна воскликнул: «Что это? Мой дорогой друг, ты принёс мне чудесные, вкуснейшие рисовые хлопья».
Чтобы ободрить Судаму Випру, Кришна добавил: «Думаю этого риса хватит, чтобы накормить не только Меня, но и весь мир».
Смысл этих слов в том, что Кришна, источник всего сущего, является корнем мироздания. Поливая корни дерева, мы питаем водой все его части: так и любое подношение Кришне или любой поступок, совершённый ради него, несёт величайшее благо всем, ибо плоды таких деяний распространяются по всему миру. Любовь к Кришне распространяется на всех живых существ.

00:05:28 Разговаривая с Судамой Випрой, Кришна съел пригоршню хлопьев риса из его узелка, а когда захотел съесть вторую пригоршню, Рукминидеви – богиня процветания – удержала Его. Взяв Кришну за руку, Рукмини сказала: «О Господь, этой горстки рисовых хлопьев достаточно, чтобы тот, кто поднёс её, разбогател в этой жизни и остался богатым в следующей. Ты так добр к Своим преданным, что даже горстки рисовых хлопьев хватит для того, чтобы доставить Тебе огромное удовольствие.
Преданный, который сумел угодить Тебе, будет процветать и в этой жизни, и в следующей».
Это значит, что когда угощение предложено Господу Кришне с любовью и преданностью, Он с радостью принимает его, а Рукминидеви, богиня процветания, чувствует себя настолько обязанной преданному, что сама приходит в его дом и превращает его в самый богатый дом в мире.
Если кто-то угощает Нараяну вкусными яствами, Лакшми, богиня процветания, становится гостьей в доме этого человека, и вместе с ней в дом приходит богатство.
Учёный брахман Судама провёл ночь во дворце Господа Кришны и чувствовал себя там как на Вайкунтхе. Он и был на Вайкунтхе, ибо то место, где живёт Господь Кришна, источник Нараяны, и богиня процветания, Рукминидеви, неотлично от духовных планет Вайкунтхалок. Учёный брахман Судама как будто не получил ничего значительного от Господа Кришны, пока находился в Его дворце, но он ничего и не просил у Господа.

00:07:10 На следующее утро он отправился домой. По дороге он всё время вспоминал, как тепло принял его Кришна, и эти мысли приносили ему духовное блаженство. Он просто думал о радушии Господа Кришны и был очень счастлив, что повидал Господа.
Брахман думал: «Какая радость встретиться с Господом Кришной, который так предан брахманам. Он великий почитатель брахманической культуры. Он Сам – Верховный Брахман, и тем не менее Он всегда чтит брахманов. Он так благоволит к брахманам, что прижал к Своей груди меня, бедняка-брахмана, хотя Он не обнимает никого, кроме богини процветания. Какое может быть сравнение между мной, бедняком и грешником, и Верховным Господом Кришной, единственным прибежищем богини процветания? Тем не менее, считая меня брахманом, Он сердечно обнял меня Своими божественными руками.
Господь Кришна был так добр ко мне, что позволил мне сидеть на ложе богини процветания! Он отнёсся ко мне как к родному брату. Смогу ли я когда-нибудь оценить, скольким обязан Ему?

00:08:40 Когда я почувствовал усталость, сама богиня процветания, Шримати Рукминидеви, стала обмахивать меня опахалом, не взирая на то, что она – первая царица Господа Кришны. Верховный Господь служил Мне потому, что Он высоко чтит брахманов. Он растирал мне ноги и Сам кормил меня. Можно сказать, что Он поклонялся мне! Все обитатели вселенной поклоняются лотосным стопам Господа Кришны, чтобы вознестись на райские планеты, получить освобождение, обрести всевозможные материальные блага или достичь совершенства в мистической йоге, однако Господь так милостив ко мне, что не дал мне ни гроша. Он знал, что я беден и, получив деньги, могу возгордиться, тогда, опьянённый материальным богатством, я могу забыть о Господе».
Брахман Судама был прав. Обычно человек, который очень беден, молит Господа о достатке, но стоит ему разбогатеть, как он тут же забывает, скольким обязан Господу. Поэтому Господь не даёт богатства преданному, пока не испытает его как следует. Если начинающий преданный искренне служит Господу и в то же время жаждет материальных благ, Господь не торопится дать их ему.

00:10:03 Размышляя таким образом, учёный брахман наконец добрался до своего дома, однако он увидел поразительные перемены – на месте его хижины стояли великолепные дворцы из драгоценных камней, сверкавших на солнце, как луна, солнце или пламя. Между дворцами были разбиты прекрасные парки, где гуляли нарядно одетые женщины и мужчины. В парках были озёра, покрытые лотосами и лилиями, стаи птиц с ярким разноцветным оперением. Увидев эти чудесные перемены, брахман подумал: «Неужели всё это происходит наяву? Правда ли это мой дом? Если это действительно то место, где я жил, то как оно могло столь удивительно перемениться?»
Тем временем, чтобы поприветствовать Судаму, к нему в сопровождении музыкантов подошли несколько мужчин и женщин, прекрасных как полубоги. Все они мелодично пели. Жена брахмана была очень счастлива, услышав о возвращении мужа, и поспешила к нему из дворца. Она была так красива, что казалось, будто сама богиня процветания вышла ему навстречу. Когда она увидела мужа, из её глаз полились слёзы радости, к горлу подступил комок, и она не могла выговорить ни слова. От охватившего её восторга она только закрыла глаза. Переполняемая любовью и нежностью, жена брахмана низко склонилась перед мужем и мысленно обняла его. На ней было золотое ожерелье и много других украшений. Окружённая служанками, она была похожа на жену полубога, только что сошедшую с воздушного корабля. Поражённый красотой жены, довольный брахман, не говоря ни слова, вступил вместе с ней во дворец.

00:12:10 Когда брахман вошёл в свой дом, превратившийся в чудесный дворец, то увидел, что он похож на обитель царя небес. Каждая из многочисленных колонн в этом дворце была инкрустирована самоцветами. Кровати из слоновой кости были отделаны золотом и украшены драгоценными камнями, постельное бельё было белым, как молочная пена, и мягким, как лепестки лотоса. Повсюду были опахала с золотыми рукоятками, золотые троны с мягкими, как лотосы, подушками. С бархатных и шёлковых балдахинов, свисали нити жемчуга. Стены во дворце были сделаны из лучших сортов прозрачного мрамора и инкрустированы изумрудами. Все обитательницы дворца были увешаны драгоценностями, а светильники были сделаны из драгоценных камней. Их свет, отражаясь в гранях камней, разливался чудесным сиянием.
Увидев все эти богатства и не понимая причины столь неожиданной перемены, брахман серьёзно задумался над тем, что произошло.
«С самого рождения, – размышлял он, – я жил в бедности, откуда же появилось это богатство? Я не нахожу этому другой причины, кроме всемилостивого взгляда Господа Кришны, моего друга и главы царского рода Яду. Несомненно, всем этим, по Своей неизъяснимой милости, меня одарил Господь Кришна.

00:13:45 Господь самодостаточен, Он – супруг богини процветания и всегда в полной мере обладает всеми шестью достояниями. Он знает помыслы Своих преданных и щедро одаривает их всем, чего они желают. Таковы деяния моего друга, Господа Кришны. Мой прекрасный, темноликий друг Кришна намного щедрее даже тучи, способной наполнить водой целый океан. Чтобы не тревожить земледельца в дневное время, туча ночью дарует ему обильный дождь, и всё же, когда земледелец утром просыпается, он думает, что дождя выпало слишком мало. Точно так же Господь Кришна исполняет желания каждого в соответствии с его положением, но человек, не обладающий сознанием Кришны, всегда думает, что Господь дал ему меньше, чем он хотел получить. Господь же, когда преданный с любовью подносит Ему даже что-нибудь незначительное, считает это дорогим и великим даром. Всё происшедшее со мной – замечательный тому пример. Я принёс Господу лишь немного риса, а Он в ответ наградил меня богатствами, которые превосходят богатства царя небес».
В действительности, Господь самодостаточен и не нуждается в том, что даёт Ему преданный. Когда преданный предлагает что-то Господу, он сам получает от этого пользу, ибо его дар возвращается к нему сторицей. Отдавая что-либо Господу, мы ничего не теряем, а приобретаем в миллионы раз больше.

00:15:24 Чувствуя огромную благодарность к Кришне, брахман подумал: «Я молю о том, чтобы Господь навсегда остался моим другом, о том, чтобы я смог целиком вручить себя Господу и жизнь за жизнью служить Ему с любовью и преданностью. Мне не нужно никакого богатства. Единственное, чего я хочу – это никогда не забывать о служении Господу и оставаться в обществе Его чистых преданных. Пусть все мои мысли и дела будут посвящены служению Господу.
Нерождённая Личность Бога, Кришна, знает, как часто великие люди, опьянённые чрезмерным богатством, лишаются всех своих достояний. Вот почему, даже если преданный просит у Господа материальных благ, Господь иногда не даёт их, Он очень осторожен, когда дело касается Его преданных. Если преданный ещё не достиг духовной зрелости, он, разбогатев, может стать жертвой соблазнов материального мира. Поэтому Господь не даёт ему богатства. Это ещё одно проявление неизъяснимой милости Господа к Своим преданным. Для Господа самое главное, чтобы человек не сошёл с пути преданного служения. Он поступает в точности как отец, желающий сыну добра – пока сын недостаточно зрел, отец не даёт ему богатства, но когда сын становится взрослым и понимает, как нужно расходовать деньги, отец предоставляет в его распоряжение всё, чем владеет. Поэтому учёный брахман решил, что богатства, которые он получил от Господа, нужно использовать не для излишних чувственных удовольствий, а для того, чтобы служить Господу.

00:17:04 Судама принял дарованное ему богатство, но при этом сохранил свою отрешённость, по-прежнему не стремясь к чувственным наслаждениям. Он мирно жил со своей женой, пользуясь полученными благами как милостью Господа. Он предлагал Господу всевозможные яства, а затем вкушал их как прасад.
Точно так же, если по милости Господа мы обрели материальные блага: богатство, славу, могущество, учёность или красоту – мы должны считать их дарами Господа и использовать для того, чтобы служить Ему, а не для того, чтобы придаваться чувственным наслаждениям. Учёный брахман всегда поступал таким образом, поэтому его любовь и привязанность к Господу Кришне с каждым днём становились сильнее, они не уменьшились из-за того, что он обладал огромным богатством.
Материальные богатства могут либо погубить человека, либо помочь ему подняться на более высокую ступень развития, всё зависит от того, для чего он их использует – чтобы потворствовать своим чувствам или, чтобы служить Господу.

00:18:20 Из рассказа о встрече Господа Кришны с Судамой Випрой явствует, что Верховный Господь всегда благоволит к тому, кто обладает качествами настоящего брахмана. Истинный брахман, подобный Судаме Випре, по самой природе своей предан Господу Кришне. Поэтому в шастрах сказано: брамано вайшнава, то есть брахман – это всегда вайшнав. Иногда говорят: брахманах пандита.
Пандитом называют того, кто отличается обширными познаниями. Брахман может быть глупцом или невеждой, поэтому существует два типа брахманов – вайшнавы и пандиты. Просто учёные брахманы – это пандиты, такие брахманы ещё не стали преданными Господа, или вайшнавами. Господь Кришна не очень благоволит к ним. Быть учёным брахманом ещё недостаточно для того, чтобы заслужить благосклонность Верховной Личности Бога. Брахман должен не только обладать качествами, перечисленными в священных писаниях, таких как Шримад Бхагавад-гита и Шримад-Бхагаватам, но и быть преданным Господу Кришне.
Судама Випра – замечательный пример такого брахмана. Он был истинным брахманом, который не стремился ни к каким материальным удовольствиям, и в то же время был великим преданным Господа Кришны. Господь Кришна, наслаждающийся плодами всех жертвоприношений и аскетических подвигов, очень любит брахманов, подобных Судаме Випре, об этом можно судить по тому, как Господь Кришна вёл Себя с ним. Таким образом, чтобы достичь совершенства нужно стать брахманом-вайшнавом, каким был Судама Випра.

00:20:03 Судама Випра понял, что, хотя Господь Кришна непобедим, Он покоряется Своим преданным. Он сознавал, как добр был к нему Господь Кришна и беспрестанно думая о Кришне, всегда пребывал в духовном экстазе. Так, постоянно общаясь с Господом Кришной, Судама Випра освободился от остатков материальной скверы в сердце и очень скоро перенёсся в духовное царство, попасть в которое стремятся все святые, достигшие совершенства.
Шукадева Госвами сказал, что все, кто услышит повествование о том, как Судама Випра встретился с Господом Кришной, поймут, с какой любовью Господь относится к преданным Ему брахманам, подобным Судаме. Каждый, кто слушает эту историю, постепенно станет таким же добродетельным, как Судама Випра, и перенесётся в духовное царство Господа Кришны.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава восемьдесят первая «Господь Кришна благословляет брахмана Судаму».

транскрибирование: Сергей Дубровин | 23 июля 2018