Глава 63. Битва Господа Кришны с Банасурой

01 января 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:30:58 | качество: mp3 64kB/s 14 Mb | прослушано: 245 | скачано: 342 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:29 Уже прошли четыре месяца сезона дождей, а Анируддха всё не возвращался, и Ядавы очень встревожились. Они не могли понять, куда пропал юноша.
К счастью, вскоре в Двараку прибыл великий мудрец Нарада и поведал о том, как Анируддха исчез из дворца. Он сообщил, что Анируддха был унесён в Шонитапур, столицу Банасуры, и что Банасура пленил его с помощью нага-паши, хотя Анируддха одолел всех его воинов. Нарада подробно рассказал, как это произошло, и тогда всё прояснилось.
Узнав об этом, Ядавы, которые очень любили Кришну, решили напасть на Шонитапур. Военачальники Ядавов: Прадьюмна, Сатьяки, Гада, Самба, Сарана, Нанда, Упананда, Бхадра и другие – объединившись собрали двенадцать акшаухини. Они подошли к Шонитапуру и окружили его этим огромным войском, в котором было множество воинов, слонов, коней и колесниц.

00:01:44 Банасуре сообщили, что воины из рода Яду напали на город и крушат его стены, ворота и окрестные сады. Разгневанный, он тут же приказал своим воинам, не уступавшим в силе и числе Ядавам, отразить нападение.
Господь Шива был так милостив к Банасуре, что пришёл к нему на помощь вместе со своими воинами и двумя доблестными сыновьями – Картикеей и Ганапати. Восседая на своём любимом быке, Господь Шива, которого также называют Нандишвара, командовал сражением против Господа Кришны и Баларамы.
Можно только представить себе, какой яростной была эта битва – Господь Шива и его отважные сыновья противостояли Господу Кришне, Верховной Личности Бога, и Его старшему брату, Шри Баларамаджи. Схватка была такой жестокой, что у тех, кто наблюдал за ней, волосы на голове вставали дыбом. Господь Шива сражался с Самим Господом Кришной, Прадьюмна – с Карттикеей, Господь Баларама – с Кумбхандой, главнокомандующим Банасуры, которому помогал Купакарна. Самба, сын Кришны, выступил против сына Банасуры, а сам Банасура сражался с Сатьяки – главнокомандующим Ядавов. Битва разгоралась.

00:03:12 Весть о сражении разнеслась по всей вселенной. Господь Брахма и другие полубоги с высших планет, великие мудрецы и святые, сиддхи, чараны и гандхарвы парили над полем битвы на своих воздушных кораблях и, затаив дыхание, следили за схваткой между Господом Шивой и Господом Кришной и их воинами.
Господа Шиву называют Бхута-натха, поскольку ему во всем помогают могущественные духи и обитатели ада: бхуты, преты, праматхи, гухьяки, дакини, пишачи, кушманды, веталы, винаяки и брахмаракшасы (из всех духов брахмаракшасы самые могущественные – это брахманы, которые после смерти стали привидениями).
Пуская стрелы из Своего знаменитого лука Шаринга, Верховный Господь Шри Кришна разогнал с поля боя всех духов. Тогда Господь Шива решил применить против Личности Бога своё самое лучшее оружие, но Господь Шри Кришна легко отразил все его удары. Брахмастру, вид ядерного оружия, Он обезвредил с помощью другой брахмастры, а воздушное оружие – с помощью горного. Когда Господь Шива применил особый вид оружия и вызвал на поле битвы ураган, Господь Кришна пустил в ход оружие-гору, которое преградило путь урагану, а когда Господь Шива обрушил на Кришну огненный шквал, Кришна залил его потоками дождя.

00:04:52 Наконец, Господь Шива применил своё личное оружие, Пашупата-астру, но Кришна мгновенно отразил её Нараяна-астрой. Господь Шива был в смятении. Воспользовавшись этим, Кришна применил оружие, вызывающее зевоту. Поражённый таким оружием, противник чувствует себя обессиленным, прекращает сражаться и начинает зевать. И Господь Шива, под действием этого оружия, почувствовал такую усталость, что прекратил сражаться и стал зевать. Тогда Кришна переключился на Банасуру: Он стал разить его воинов, вооружённых мечами и палицами. В это время сын Господа Кришны, Прадьюмна, яростно бился с Карттикеей – военачальником полубогов.
Карттикея был ранен и истекал кровью. Он перестал сражаться, покинул поле битвы и умчался прочь на своём павлине. Между тем Господь Баларама ударами палицы сокрушил Кумбханду – военачальника Банасуры.
Купакарна также был ранен, и оба они, Купакарна и смертельно раненый Кумбханда, пали на поле боя. Лишившись своих предводителей, воины Банасуры разбежались в разные стороны.

00:06:16 Увидев, что его войско разгромлено, Банасура ещё больше разъярился. Он прекратил поединок с Сатьяки, военачальником Кришны, и кинулся на Самого Господа Кришну. Наконец-то ему представилась возможность пустить в ход тысячу своих рук.
Он бросился к Кришне, держа в руках пять сотен луков с двумя тысячами стрел. Такой глупец, как Банасура, не способен понять, сколь силён Кришна. Кришна в миг переломил надвое все луки Банасуры и, преградив ему путь, повалил наземь коней, запряжённых в его колесницу, от чего колесница развалилась на части. Тогда Кришна затрубил в Свою раковину Панчаджанья.
Банасура поклонялся одной богине по имени Котара, и она относилась к нему как мать к сыну. Испугавшись, что жизнь Банасуры в опасности, Котара появилась на поле боя. Обнажённая, с распущенными волосами, она предстала перед Господом Кришной. Шри Кришне был неприятен вид нагой женщины, и Он отвернулся. Воспользовавшись этим, Банасура покинул поле боя. Тетива на всех его луках была порвана, колесница разбита, возничий погиб, ему оставалось лишь возвратиться в свою столицу. В битве он потерял всё своё войско.

00:07:48 Под градом стрел Кришны, спутники Господа Шивы: домовые, бхуты, преты и кшатрии – бежали с поля боя. Тогда Господь Шива прибег к последнему средству. Он выпустил своё самое сильное смертоносное оружие – Шива-джвару – страшный испепеляющий жар.
В ведических писаниях сказано, что когда наступает время разрушения вселенной, солнце начинает жечь в двенадцать раз сильнее обычного. Этот в двенадцать раз усиленный жар солнца называется Шива-джвара. Когда олицетворённый Шива-джвара, трёхголовый и трёхногий, предстал перед Кришной, казалось, будто он всё вокруг обратит в пепел. Он был так могуществен, что объял пламенем все стороны света.
Кришна видел, что Шива-джвара движется прямо на Него. Наряду с Шива-джварой существует оружие Нараяна-джвара, или лютый холод. Сильный жар ещё как-то можно вынести, но от сильного холода гибнет всё.

00:09:02 Каждый человек испытывает это в момент смерти. Когда наступает смерть, температура тела вначале поднимается до сорока двух градусов, а затем жизнедеятельность тела прекращается, и оно тут же становится холодным, как лёд.
Нет иного оружия кроме Нараяна-джвары, которое способно противостоять испепеляющему жару Шива-джвары. Поэтому, когда Шри Кришна увидел, что Господь Шива выпустил Шива-джвару, Ему ничего не оставалось, как выпустить Нараяна-джвару.
Господь Шри Кришна – изначальный Нараяна, повелитель оружия Нараяна-джвара. Когда был выпущен Нараяна-джвара, между двумя джварами завязалась великая битва. Если на жар воздействуют сильным холодом, жар постепенно ослабевает, то же самое произошло в поединке между Шива-джварой и Нараяна-джварой.
Постепенно Шива-джвара утратил свою силу и закричал, призывая на помощь Господа Шиву, но в присутствии Нараяна-джвары Господь Шива не мог ему помочь. Не получив помощи от Господа Шивы, Шива-джвара понял, что он может спастись только предавшись Нараяне, Самому Господу Кришне. Если даже Господь Шива, величайший из полубогов, был бессилен ему помочь, то на других богов ему рассчитывать не приходилось, и потому Шива-джвара в конце концов предался Кришне.

00:10:42 Низко склонившись перед Господом, он вознёс Ему молитвы, чтобы Господь, довольный им, даровал ему Своё покровительство.
Поединок между могущественнейшим оружием Господа Шивы и Господа Кришны доказывает, что никто и ничто не может убить того, кого защищает Кришна, и никто не может спастись, если он лишён покровительства Кришны. Господа Шиву называют Махадевой – величайшим из полубогов, хотя иногда величайшим полубогом считают Господа Брахму, поскольку он творец вселенной. Однако Господь Шива разрушает сотворённое Брахмой, но оба они – Господь Брахма и Господь Шива – могут действовать лишь в одном качестве. Господь Брахма может только создавать, а Господь Шива только разрушать, и ни один из них не способен поддерживать то, что создано. Господь Вишну, однако, не только поддерживает, но также творит и уничтожает. По сути Брахма не является творцом вселенной, поскольку сам он создан Господом Вишну, а Господь Шива создан или порождён Брахмой. Поэтому Шива-джвара справедливо рассудил, что кроме Кришны, или Нараяны, ему никто не сможет помочь. Тогда он предался Господу Кришне и, сложив ладони, обратился к нему с молитвами:

00:12:11 «О Господь, – сказал он, – я в глубоком почтении склоняюсь перед тобой, обладателем бесчисленных энергий. Одолеть твои энергии не может никто, поэтому ты господин и повелитель каждого. Многие думают, что самый могущественный в материальном мире Господь Шива, но Господь Шива отнюдь не всемогущ, Ты – всемогущий, и это не оспоримо. Ты – изначальное сознание, изначальное знание. Не обладая знанием или сознанием, нельзя обрести могущество: сколь бы могущественной не была материя, она не способна действовать, пока её не коснётся сознание. Какая-нибудь материальная машина может казаться огромной, чудесной, но пока её не коснётся тот, кто обладает сознанием и знанием, пользы от неё не будет никакой.
О Господь, Ты обладаешь всей полнотой знания. В Тебе нет и капли материальной скверны. Господь Шива – это могущественный полубог, наделённый чудесной силой – способностью разрушать весь сотворённый мир, и Господь Брахма тоже очень могуществен, он способен создать целую вселенную, но ни Брахма, ни Господь Шива не являются первопричиной возникновения материального космоса. Ты – Абсолютная истина, Верховный Брахман, и Ты – изначальная причина, изначальный источник всего сущего. Источник мироздания – не безличное сияние, Брахман, это сияние исходит от Тебя, Верховной Личности».

00:13:55 В Бхагават-гите подтверждается, что источник безличного Брахмана – Господь Кришна. Сияние Брахмана подобно свету, исходящему от Солнца, таким образом, безличный Брахман не является изначальной высшей причиной всего сущего. Изначальная причина всего – это вечная Верховная Личность Бога – Кришна.
Все материальные действия и их последствия имеют место в безличном Брахмане, но в личностном Брахмане – вечной форме Кришны – нет действий чреватых последствиями.
«О Господь, – продолжал Шива-джвара, – Твоё тело исполнено покоя, блаженства и свободно от материальной скверны. В материальных телах взаимодействуют гуны природы.
В материальном мире над всем властвует время, ибо он создаётся под воздействием времени. Силой времени создаются материальные элементы, а вслед за ними возникает кармическая деятельность. В результате кармической деятельности живое существо получает материальное тело. Оно приобретает определённую природу, выражающуюся в его тонком и грубом телах, которые состоят из жизненного воздуха, эго, ума, десяти органов и пяти первоэлементов. Все вместе они образуют определённое тело, на основе которого впоследствии возникают разные другие тела.

00:15:22 Душа обретает эти тела одно за другим в процессе транс-миграции. Всё это результат деятельности Твоей материальной энергии, но поскольку Ты – источник этой энергии, Тебя не затрагивают действия её составляющих и последствия этих действий. Ты не подвластен материальной энергии и потому исполнен высочайшего покоя. Ты – олицетворение совершенной свободы от материальной скверны, поэтому я укрываюсь под сенью Твоих лотосных стоп и не ищу другого прибежища.
О Господь, Твоё явление в облике человека, сына Васудевы, – одна из лил, свидетельствующих о Твоей безграничной свободе. Ты являешься в многочисленных воплощениях, чтобы принести благо Своим преданным и уничтожить тех, кто не предан Тебе. Все Твои воплощения приходят в этот мир, чтобы выполнить обещание, данное Тобой в Бхагавад-Гите. Ты сказал, что приходишь в этот мир всякий раз, когда здесь берут верх силы, препятствующие духовному пробуждению людей.

00:16:30 О Господь, когда попираются установленные Тобой законы, Ты являешься в этот мир посредством Своей внутренней энергии. Ты приходишь прежде всего для того, чтобы защитить и поддержать полубогов и людей, стремящихся к духовному совершенству, чтобы утвердить в материальном мире закон и порядок. И поскольку Твоя миссия – защищать закон, Ты справедливо убиваешь безбожников и демонов. Ты пришёл в материальный мир не впервые, мы знаем, что Ты уже много раз являлся сюда.
О Господь, я был сурово наказан Твоим оружием Нараяна-джварой, которое, конечно же, несёт прохладу, но для нас очень опасно и невыносимо.
Дорогой Господь, человек, забывший о сознании Кришны и одолеваемый материальными желаниями, не знает, что истинное прибежище можно найти только у Твоих лотосных стоп. Находясь в материальном теле, он беспрестанно испытывает тройственные страдания. Он не предался Тебе и поэтому обрёк себя на вечные муки».

00:17:43 Господь Кришна ответил Шива-джваре так: «О трёхглавый герой, Я доволен твоими речами. Не бойся, Нараяна-джвара больше не тронет тебе. Отныне и ты будешь свободен от страха перед Нараяна-джварой, и любой, кто просто вспомнит о поединке между тобой и Нараяна-джварой, избавится от всех страхов».
Выслушав Верховного Господа, Шива-джвара почтительно склонился к Его лотосным стопам, после чего удалился.
Тем временем Банасура оправился после поражения и с новыми силами вернулся на поле боя. Господь Кришна сидел в колеснице, когда Банасура предстал перед Ним, держа в тысяче рук всевозможные виды оружия. Озлобленный, разгневанный Банасура стал метать это оружие в Господа Кришну, и оно ливнем обрушивалось на Него. Тогда Господь Кришна взял острый диск Сударшана и стал одну за другой отсекать демону руки, подобно тому как садовник острыми ножницами срезает ветки.
Когда Господь Шива увидел, что не может спасти преданного ему Банасуру, он одумался и сам предстал перед Господом Кришной. Желая умилостивить Господа, он обратился к Нему с молитвами.

00:19:10 Господь Шива сказал: «О возлюбленный Господь, воспетый в ведических гимнах. Те, кто не знает Тебя, считают безличное брахмаджьоти высшей Абсолютной Истиной, за которой нет ничего. Они не ведают о том, что за этим Твоим духовным сиянием находишься Ты Сам в Своей вечной обители. Поэтому Тебя, о Господь, называют Парабрахманом, и в Бхагавад-Гите слова «парам брахман» используются по отношению к Тебе.
Святые мудрецы, которые полностью очистили свои сердца от материальной скверны, способны постичь Твою трансцендентную форму, хотя Ты всепроникающ, как небо, и никогда не соприкасаешься ни с чем материальным.
Познать Тебя могут только преданные и никто другой.

00:20:01 Имперсоналисты, стараясь представить Твоё высшее бытие, говорят, что небо – это Твой пупок, огонь – уста, а вода – семя, райские планеты – это Твоя голова, стороны света – Твои уши, земля (Урви) – Твои лотосные стопы, Луна – Твой ум, а солнце – Твоё око. Что до меня, то я выступаю в качестве Твоего эго. Океан – это Твой живот, а царь небес Индра – одна из Твоих рук, деревья и другие растения – это волосы на Твоём теле, облака – волосы на Твоей голове, а Господь Брахма – Твой разум, все великие прародители Праджапати – символы Твоей порождающей силы, а религия – Твоё сердце.
Такова безличная концепция Твоего божественного тела, но в конечном счёте, Ты – Верховная Личность. Твоё вселенское тело, которое представляют себе имперсоналисты – лишь незначительное проявление Твоей энергии. Ты – изначальный огонь, а Твои эманации – свет и тепло этого огня.
О мой Господь, – продолжал Шива, – поскольку именно Ты проявляешься в виде вселенной, разные её части – это разные части Твоего тела, и благодаря Твоей непостижимой энергии Ты одновременно можешь находиться в одном месте и пребывать всюду.

00:21:28 В «Брахма-самхите» говорится, что Ты вечно пребываешь в Своей обители, на Голоке Вриндаване, и вместе с тем Ты – вездесущ.
Как сказано в Бхагавад-гите, Ты приходишь в этот мир, чтобы защитить преданных Тебе, и потому Твоё явление  несёт благо целой вселенной.
Полубоги вершат делами вселенной только по Твоей милости. Это значит, что только по Твоей милости живут и процветают семь высших планетных систем. Когда срок существования вселенной заканчивается, всё созданное Твоими энергиями: полубоги, люди и низшие животные – входит в Тебя, и в Тебе же покоятся все непосредственные и глубинные причины проявления материального космоса в их совокупности. Хотя никто не равен Тебе, в конечном счёте, невозможно провести различие между Тобой и чем бы то ни было подчинённым Тебе. Ты и причина возникновения материального космоса, и материал, из которого он сотворён. Ты – Высшее Целое, единый Господь.
Есть три фазы материального бытия: состояние бодрствующего сознания, полусознательное состояние во сне и бессознательное состояние, но Ты, о Господь, запределен всем им. Ты существуешь в четвёртом измерении, и Твои явления и уход не зависят ни от каких причин, кроме Тебя Самого. Ты – высшая причина всего. Ты причина Своего явления и ухода.

00:22:58 Хотя Ты запределен материальному космосу, о Господь, чтобы явить шесть Своих совершенств и возвестить миру о Своих божественных качествах, Ты приходишь сюда в образе Рыбы, Черепахи, Вепря, Нрисимхи, Кешавы и других воплощений, которые суть – Ты Сам. Ты также являешь Себя в облике многочисленных живых существ, Твоих отделённых частиц. Посредством Своей внутренней энергии Ты являешь Себя в многочисленных воплощениях Вишну, а посредством энергии внешней предстаёшь как материальный мир.
В пасмурный день людям кажется, что солнце закрыто облаками, но в действительности, поскольку облака созданы солнечным светом, они не могут закрыть Солнце, даже если затянуто всё небо. Аналогичным образом неразумные люди заявляют, что Бога нет, но те, кто обладает знанием, наблюдая за воплощёнными живыми существами и их действиями, видят, что Ты пребываешь в каждом атоме, а также в Своей внешней и пограничной энергиях.

00:24:01 Самые возвышенные из Твоих преданных видят, как действуют Твои безграничные энергии, те же, кто введён в заблуждение Твоей внешней энергией, отождествляют себя с материальным миром и привязываются к обществу, дружбе и любви. Они терпят тройственные страдания и испытывают то боль, то радость. Иногда они тонут в океане материальных привязанностей, а иногда их вызволяют из него.
О возлюбленный Господь, только по Твоей милости душа может получить тело человека и вместе с ним возможность освободиться от мук материального существования. Однако того, кто, родившись человеком, оказывается неспособным обуздать свои чувства, уносят прочь волны мирских наслаждений. Такой человек не может найти прибежище у Твоих лотосных стоп и встать на путь преданного служения. В его жизни нет просвета, а каждый, кто живёт во мраке, безусловно обманывает и себя, и других. Поэтому человеческое общество без сознания Кришны – это общество обманщиков и обманутых.

00:25:10 О Господь, Ты – Сверхдуша, самое дорогое из всего, что есть у живого существа. Ты – Верховный повелитель. Человек, пребывающий в иллюзии, всегда охвачен страхом смерти. Тот, кто жаждет только удовольствий, обрекает себя на жалкое существование в материальном мире и блуждает, влекомый миражом чувственных наслаждений. Он, несомненно, глупец из глупцов, ибо отказывается от нектара и пьёт яд.
О мой Господь, я сам, Господь Брахма и другие полубоги, а также великие святые и мудрецы, очистившие свои сердца от материальных привязанностей, по Твоей милости смогли целиком укрыться под сенью Твоих лотосных стоп. Мы обрели это прибежище потому, что признали Тебя Верховной Личностью Бога и Ты стал нам дороже самой жизни.
Ты – изначальная причина возникновения материального мира, Ты – Его верховный хранитель, а также Тот, по чьей воле он в назначенный срок разрушается. Ты одинаково относишься ко всем и всегда исполнен покоя, Ты – лучший друг всех живущих и высший объект поклонения для каждого из нас.

00:26:25 О возлюбленный Господь, позволь нам всегда служить Тебе с чистой любовью и преданностью и освободиться из материального плена.
В заключение, о Господь, я хочу лишь сказать, что Банасура очень дорог мне. Он хорошо послужил мне, и потому я хочу всегда видеть его счастливым. Довольный им, я пообещал ему защиту и покровительство.
О Господь, Ты был благосклонен к его прадеду и отцу – царю Прахладе и Махарадже Бали. Прошу, будь милостив и к нему».
Выслушав молитвы Господа Шивы, Господь Кришна ответил: «Дорогой Господь Шива, Я во всём согласен с тобой и готов исполнить твою просьбу. Я знаю, что Банасура – сын Махараджи Бали, и не стану его убивать, ибо не хочу нарушать Своё обещание. Благословляя царя Прахладу, Я дал слово, что не буду убивать демонов, которые родятся в его семье. Поэтому Я сохранил Банасуре жизнь, но чтобы избавить его от гордыни, отсёк ему руки.

00:27:39 Он собрал огромное войско, которое стало бременем для земли и, чтобы устранить это бремя, Я уничтожил всех его воинов. Теперь у него осталось четыре руки, он будет бессмертен, и материальные страдания и удовольствия больше не коснутся его. Я знаю, что он один из Твоих преданных слуг, поэтому будь уверен – отныне ему нечего бояться».
Получив это благословение, Банасура предстал перед Господом Кришной и низко, до земли, поклонился Ему. Он тут же велел, чтобы его дочь Ушу вместе с Анируддхой усадили в роскошную колесницу, и затем они тоже предстали перед Верховным Господом.
Затем, Господь Кришна Сам позаботился об Анируддхе и Уше, которые, по милости Господа Шивы, получили огромные богатства.
Выслав вперёд одну воинскую акшаухини, Кришна направился в Двараку.
Тем временем жители Двараки, получив известие о том, что Господь Кришна вместе с Анируддхой и Ушей и с огромными богатствами возвращается в город, украсили улицы флагами, арками и гирляндами. Все дороги и перекрёстки тщательно убрали и окропили водой, смешанной с сандаловой пастой, поэтому весь город благоухал сандалом.

00:29:04 Горожане вместе со своими друзьями и родственниками вышли на улицы, чтобы приветствовать Господа Кришну. Встреча была торжественной и радостной: гремели барабаны, звучали раковины и рожки. Так Верховная Личность Бога, Кришна, вступил в Свою столицу Двараку.
Шукадева Госвами заверил царя Парикшита, что повествование о битве Господа Шивы с Господом Кришной резко отличается от рассказов об обычных сражениях, которые никому не приносят блага. Тот, кто встав утром, вспомнит рассказ о битве между Господом Кришной и Господом Шивой и возрадуется победе Кришны, никогда не узнает поражений.
Рассказ о битве Банасуры с Кришной и последующем спасении Банасуры по милости Господа Шивы подтверждает слова Бхагавад-гиты о том, что человек, который поклоняется полубогам, может получить от них дары только с позволения Верховного Господа Кришны.

00:30:07 Из этого повествования мы узнали, что, хотя Банасура был великим преданным Господа Шивы, когда Кришна пригрозил ему смертью, Господь Шива был не в силах его спасти, но когда Господь Шива обратился к Кришне с мольбой пощадить его преданного слугу, Господь Кришна даровал тому жизнь. Таково могущество Верховного Господа. В Бхагавад-гите об этом сказано так: майаива вихитан хитан – без позволения Верховного Господа ни один полубог не может даровать благословение своим преданным.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава шестьдесят третья «Битва Господа Кришны с Банасурой».

транскрибирование: Сергей Дубровин | 04 июня 2018