Глава 2. Молитвы полубогов Господу Кришне, пребывающему во чреве матери

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:45:54 | качество: mp3 32kB/s 21 Mb | прослушано: 2935 | скачано: 1312 | избрано: 31
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Глава 2. Молитвы полубогов Господу Кришне, пребывающему во чреве матери

00:00:25Царь Камса не только захватил владения Ядавов, Бходжей, Андхаков и царство Шурасены, но и заключил союз с другими демонами: Праламбой, Бакой, Чанурой, Тринавартой, Агхасурой, Муштикой, Ариштой, Двивидой, Путаной, Кеши и Денукой.
Провинцией Магадха (ныне штат Бихар) правил тогда Джарасандха. Камса принял его покровительство и, заключив с ним дипломатический союз, создал самое сильное в те времена государство. Он также заключил союз с царями Банасурой и Бхаумасурой и стал самым могущественным правителем.

00:01:10С той поры он стал проявлять открытую вражду по отношению к роду Яду, в котором должен был родиться Кришна. Спасаясь от преследований Камсы, цари династий Яду, Бходжи и Андхаки стали искать убежища в различных государствах: в царствах Куру и Панчал, в Кекайе, Шалве, Видарбхе, Нишадхе, Видехе и Кошале. Разрушив альянс Ядавов, Бходжей и Андхаков, Камса утвердил свою власть на бескрайних просторах земли, которая в то время называлась Бхарата-варшей.
Когда Камса одного за другим стал убивать младенцев, рождавшихся у Деваки и Васудевы, многие друзья и родственники просили его прекратить эти злодеяния, но вскоре все они превратились в почитателей Камсы.

00:02:07Когда Деваки забеременела в седьмой раз, в её лоно вошёл Ананта, всемогущее воплощение Кришны. Деваки одновременно и обрадовалась, и опечалилась. Она радовалась, ибо понимала, что в её лоне находится Господь Вишну, но в то же время она горевала, боясь, что, как только ребёнок родится, Камса убьёт его.
В это время Верховный Господь Кришна, сочувствуя своим преданным Ядавам, которые жили в страхе перед жестокостью Камсы, велел явиться Своей внутренней энергии – Йогамайе.

00:02:46Йогамайя – главная из всех энергий Верховной Личности Бога. В Ведах говорится, что Бог обладает множеством энергий: парасйа шактир вивидаива шруйате. Эти энергии действуют внутри и вне всего сущего, и главная из них – Йогамайя. Господь велел Йогамайе проявиться на прекрасной земле Враджабхуми, во Вриндаване, славящемся своими многочисленными стадами чудесных коров.
Во Вриндаване в доме царя Нанды и царицы Яшоды жила одна из жён Васудевы – Рохини. Тогда многие Ядавы скрывались по всей стране от преследования Камсы. Некоторые из них жили даже в горных пещерах.

00:03:32Господь сказал Йогамайе: «В тюрьме Камсы томятся Деваки и Васудева, и сейчас во чреве Деваки находится Моё полное воплощение – Шеша. Ты должна перенести Шешу из чрева Деваки в чрево Рохини. После этого Я Сам войду в лоно Деваки, и вместе со Мной придут все Мои энергии.
Я появлюсь на земле как сын Васудевы и Деваки, а ты должна родится как дочь Нанды и Яшоды во Вриндаване. Поскольку ты явишься одновременно со Мной как Моя сестра и будешь быстро исполнять желания людей, жаждущих удовольствий, они станут поклоняться тебе и подносить всевозможные дары: благовония, цветы, свечи, а также различные жертвы.

00:04:22Люди, стремящиеся к материальному благополучию, будут почитать тебя в твоих многочисленных воплощениях под именами Дурга, Бадракали, Вайшнави, Кумуда, Чандика, Кришна, Мадави, Каньяка, Майя, Нараяни, Ишани, Шарада и Амбика».
Кришна и Йогамайя явились как брат и сестра, Высший обладатель энергии и Высшая энергия. Хотя между самой энергией и её обладателем нет отчётливого различия, энергия всегда подчинена обладателю.
Материалисты поклоняются энергии, а трансценденталисты – её обладателю. Кришна – верховный обладатель энергии, а Дурга – верховная энергия в материальном мире.

00:05:16Люди, следующие традициям ведической культуры, почитают как энергию, так и её обладателя. Существуют тысячи храмов Вишну и тысячи храмов Деви, и иногда им поклоняются одновременно. Почитатели Дурги, внешней энергии Кришны, могут легко добиться всевозможных материальных благ, но тот, кто хочет возвыситься духовно, должен развить в себе сознание Кришны и поклоняться верховному обладателю энергии.
Господь также сказал Йогамайе: «Моё полное воплощение, Ананта Шеша, находится сейчас в лоне Деваки. Поскольку Он будет перенесён в лоно Рохини, Его будут называть Санкаршаной. Он станет источником всей духовной энергии, балы, с помощью которой можно познать высшее блаженство, именуемое рамана. Поэтому Моё полное воплощение Ананта после Своего появления на свет прославится под именами Санкаршана и Баларама».

00:06:22В Упанишадах сказано: найам атма бала-хинена лабхйах. Это значит, что высшей ступени самоосознания нельзя достичь без милости Баларамы. Слово «бала» не означает физическую силу. С помощью физической силы нельзя обрести духовное совершенство. Для этого нужно обладать духовной силой, которую даёт Баларама, Санкаршана.
Ананта, или Шеша, -источник силы, которая удерживает планеты на их орбитах. В материальном мире её называют гравитацией, но в действительности это – проявление энергии Санкаршаны. Баларама, Санкаршана – это духовная сила, изначальный духовный учитель. Поэтому Господа Нитьянанду Прабху, который является воплощением Баларамы, называют изначальным духовным учителем. Духовный наставник – это представитель Баларамы, проявление Верховного Господа, наделяющего людей духовной силой.

00:07:27В Чайтанья-чаритамрите подтверждается, что духовный учитель есть воплощение милости Кришны.
Получив приказание Верховного Господа, Йогамайя почтительно обошла вокруг Него, а затем, выполняя Его волю, проявилась в материальном мире.
Когда Йогамайя, верховная энергия всемогущего Бога, перенесла Господа Шешу из чрева Деваки в чрево Рохини, обе женщины находились под властью её чар, называемых йога-нидра. Когда это произошло, люди подумали, что седьмая беременность Деваки неожиданно прервалась. Таким образом, хотя Баларама сначала стал сыном Деваки, Он позже был перенесён в лоно Рохини и появился на свет как её сын. Вслед за этим Верховный Господь Кришна, повелитель всего сущего, всегда готовый защитить Своих чистых преданных, вошёл в ум Васудевы. Вместе с Ним в ум Васудевы вошли все Его непостижимые энергии. Это значит, что Господь Кришна сначала проявился в безукоризненно чистом сердце Васудевы, а затем переместился в сердце Деваки.

00:08:44Он не был внесён в лоно Деваки обычным путем, вместе с семенем. Верховный Господь, обладающий непостижимой энергией, может явиться любым способом. Ему нет необходимости рождаться, как рождаются обычные люди, в результате оплодотворения лона женщины.
Когда Васудева носил в сердце Верховную Личность Бога, он был подобен яркому солнцу, чьё сияние нестерпимо для обычного человека. Господь, находившийся в чистом сердце Васудевы, не отличался от изначального Господа – Кришны. То место, где является Кришна, особенно если это сердце человека, называется дхамой. Слово «дхама» относится не только к образу Кришны, но и к Его имени, качествам и окружению. Всё это проявляется одновременно.

00:09:40Итак, Верховный Господь в Своём вечном образе со всеми Своими энергиями переместился из ума Васудевы в ум Деваки, подобно тому как последние лучи заходящего солнца передают эстафету восходящей на востоке луне. Кришна, Верховная Личность Бога, перешёл в тело Деваки из тела Васудевы, не подчиняясь законам, которые властвуют над обычными живыми существами.
Поскольку Кришна находился в лоне Деваки, там же были и Его полные экспансии, такие, как Нараяна, и все Его аватары: Господь Нрисимха, Вараха и другие, и Они тоже не подчинялись законам материального мира. Так лоно Деваки стало обителью Верховного Господа, которому нет равных и который является источником всего сущего.

00:10:38Хотя Деваки стала обителью Абсолютной Истины, она находилась в тюрьме у Камсы и потому была похожа на тлеющий в кувшине огонь или на знание, используемое не по назначению. Когда огонь скрыт стенками глиняного кувшина, никто не видит его пламени, и когда знание используется не по назначению и не приносит людям пользы, никто не ценит его.
Так как Деваки томилась в тюрьме во дворце Камсы, никто не видел ту неземную красоту, которую она обрела потому, что носила во чреве Верховную Личность Бога. Однако необычайная красота сестры не укрылась от взора Камсы. Заметив её, он сразу понял, что в её лоне явился Верховный Господь.

00:11:30Никогда прежде Деваки не была так прекрасна. Для Камсы было очевидно, что во чреве его сестры находится нечто чудесное. Всё это лишило Камсу покоя, он был уверен, что Верховный Господь, который должен его убить, уже пришёл.
Камса стал размышлять: «Что же делать с Деваки? Она несомненно носит в своём чреве Вишну или Кришну. Кришна, конечно же, явился для того, чтобы защитить полубогов. И даже если я сейчас убью Деваки, это не помешает Ему исполнить Свой замысел».
Камса прекрасно знал, что никто не может помешать Вишну осуществить задуманное. Любой разумный человек понимает, что законы Бога невозможно преступить. Господь достигнет Своей цели, не смотря на все препятствия, чинимые демонами.

00:12:29Камса думал: «Если я сейчас убью Деваки, Вишну разъярится и навяжет мне Свою высшую волю. Убить Деваки сейчас было бы величайшим злодейством. Никто не хочет поступиться честью, даже если находится в очень трудном положении. Я же, убив Деваки, наверняка, запятнаю своё доброе имя.
Деваки – женщина, и сейчас она находится под моей опекой, она беременна, и, если я убью её, моему доброму имени, плодам моих благочестивых деяний и самой моей жизни придёт конец».

00:13:10Камса размышлял далее: «Очень жестокий человек даже при жизни всё равно что мертвец. Никто не любит жестоких людей, пока они живут, а после смерти все проклинают их. Поскольку жестокие люди отождествляют себя с телом, они падают всё ниже и ниже и в конце концов оказываются в кромешной тьме ада».
Так Камса размышлял, взвешивая все за и против о том, стоит ли ему убивать Деваки. Наконец он решил пока не убивать сестру, а дождаться неотвратимого будущего. Однако мысли его были пропитаны враждой к Верховному Господу.
Он терпеливо ждал рождения младенца, собираясь убить его, как убивал прежде других детей Деваки.

00:14:04Погруженный в океан ненависти к Богу, Камса, что бы он ни делал: спал ли, сидел, ходил, ел или работал, – все время думал о Кришне (Вишну). Он был настолько поглощён мыслями о Верховной Личности Бога, что всюду видел только Кришну (Вишну).
К сожалению, хотя Камса был погружён в мысли о Вишну, его нельзя назвать преданным, поскольку он думал о Вишну как о своём враге.
Мысли великого преданного тоже всегда поглощены Кришной, но преданный думает о Нём с любовью, а не со злобой. Думать о Кришне с любовью – значит обладать сознанием Кришны, а думать о Нём с ненавистью – значит быть лишённым такого сознания.

00:14:56В это время в жилище Камсы незримо появились Господь Брахма, Господь Шива и много других полубогов, их сопровождали великие мудрецы, такие как Нарада. Они обратились к Верховному Господу с молитвами, которые до сих пор радуют слух преданных и приносят им исполнение всех желаний.
Первые произнесенные ими слова были признанием того, что Господь неизменно верен Своему обету. Как сказано в Бхагавад-гите, Кришна нисходит в материальный мир, чтобы защитить праведников и уничтожить злодеев. Таков Его обет. Полубоги понимали, что Господь появился в лоне Деваки, чтобы исполнить Свой обет, и потому ликовали.

00:15:47Затем полубоги обратились к Господу, называя Его сатйам парам – Высшей Абсолютной Истиной. Все ищут истину – это философское отношение к жизни.
Полубоги объясняют, что Высшая Абсолютная Истина – это Шри Кришна. Поэтому тот, кто в полной мере разовьёт в себе сознание Кришны, сможет постичь Абсолютную Истину.

00:16:13Кришна – Абсолютная Истина, потому что, в отличие от относительных истин, Он – Истина всегда, во всех трёх фазах вечного времени. Время делится на прошлое, настоящее и будущее, и в материальном мире неодолимое время, проявляясь как прошлое, настоящее и будущее, властвует надо всем. Но Кришна существовал до сотворения материального мира, Он хранит этот мир, пока мир существует, и Он же останется после того, как этот мир будет разрушен. Поэтому Кришна всегда есть Абсолютная Истина. Если в материальном мире и существует какая-то истина, она исходит от Высшей Истины – Кришны. Точно так же, если в этом мире есть какое-то богатство, причиной этого богатства является Кришна, если кто-то пользуется славой в этом мире, причина его славы – Кришна, если у кого-то есть сила, причина его силы – Кришна, если кто-то в этом мире обладает мудростью или какими-то познаниями, причина тому – Кришна. Иначе говоря, Кришна является источник всех относительных истин.

00:17:31Материальный мир состоит из пяти стихий, или первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира, и все они исходят от Кришны. Учёные-материалисты считают их причиной существования материального мира, однако эти стихии, как в грубой, так и в тонкой форме, сотворены Кришной.
Живые существа, действующие в материальном мире, являются порождением пограничной энергии Кришны. В седьмой главе Бхагавад-гиты ясно сказано, что весь материальный мир представляет собой сочетание двух энергий Кришны: высшей и низшей.
Живые существа относятся к высшей энергии Кришны, а неживые материальные объекты - к Его низшей энергии.

00:18:22До сотворения материального мира всё сущее покоится в Кришне.
В молитвах, обращённых к Верховному Господу в Его наивысшем проявлении – Кришне, полубоги продолжают рассказывать о природе материального мира.
Что такое этот материальный мир? Он подобен дереву. Так же как обычное дерево вырастает из земли, древо материального мира вырастает из материальной энергии. Материальный мир сравнивают с деревом потому, что дерево рано или поздно срубают. Дерево на санскрите называют врикша. Врикша значит то, что в конце концов будет срублено. Таким образом, древо материального мира нельзя считать Высшей Истиной, оно подвластно времени. Но тело Кришны вечно: Он существовал до сотворения материального мира, существует вместе с ним и продолжит существовать, когда материальный мир будет уничтожен. Поэтому только Кришну можно признать Абсолютной Истиной.

00:19:32Катха-упанишад тоже сравнивает материальное творение с деревом, растущим из материальной энергии. Это древо приносит два вида плодов: счастье и страдания. Два обитателя дерева-тела подобны двум птицам. Одна из них – Параматма, частичное проявление Кришны, а другая - живое существо. Живое существо питается плодами с дерева-тела, иногда это счастье, а иногда страдания. Однако другая птица не хочет есть ни сладких, ни горьких плодов, потому что черпает удовлетворение в самой себе. В Катха-упанишад говорится, что одна из птиц, сидящих на дереве материального тела, ест плоды, а другая лишь наблюдает за ней.

00:20:26Корни этого дерева протянулись в трёх направлениях. Это значит, что они представляют собой три гуны материальной природы: благость, страсть и невежество. Подобно тому как растут вглубь корни дерева, срок пребывания живого существа, соприкасающегося с материальными гунами (благостью, страстью и невежеством), в материальном мире тоже удлиняются.
Плоды дерева имеют четыре различных вкуса. Это благочестие, материальное благополучие, чувственные удовольствия и в конечном счёте освобождение. Соприкасаясь с различными гунами материальной природы, живые существа постигают вкус различных видов религиозной деятельности и материального благополучия, разного рода материальных удовольствий и разных форм освобождения.

00:21:24По сути, вся материальная деятельность протекает в гуне невежества, но, поскольку материальных гун три, иногда гуна невежества смешивается с гуной благости или страсти. Вкус материальных плодов воспринимается пятью органами чувств. Пять познающих органов подвержены ударам шести плетей: скорби, иллюзии, немощи, смерти, голода и жажды.
Материальное тело покрыто семью оболочками – это кожа, плоть, кровь, костный мозг, кости, жир и семя. У дерева-тела восемь ветвей: земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и эго. Тело имеет девять врат: два глаза, две ноздри, два уха, рот, детородный орган и анус.

00:22:30Внутри тела циркулирует десять воздушных потоков: прана, апана, удана, вьяна, самана и т. д. Как уже говорилось, две птицы, сидящие на дереве, – это живое существо и Параматма, Верховный Господь в сердце.
Источником материального тела и материального мира является Верховная Личность Бога. Чтобы управлять гунами материальной природы, Верховный Господь предстаёт в виде триады: Вишну повелевает гуной благости, Брахма – гуной страсти, а Шива – гуной невежества. Брахма с помощью гуны страсти создаёт материальный мир, Господь Вишну с помощью гуны благости сохраняет его, а Господь Шива гуной невежества разрушает его.

00:23:23В конечном счёте весь сотворённый мир покоится на Всевышнем. Верховный Господь – причина его создания, сохранения и разрушения. И когда материальный мир уничтожается полностью, в своей тонкой форме он остаётся в теле Верховного Господа как Его энергия.
«Сейчас, – продолжали полубоги, – Господь Шри Кришна явился, чтобы сохранить материальный мир. В действительности Высшая Причина одна, и всё же неразумные люди, введённые в заблуждение тремя гунами природы, думают, что материальный мир возник в результате действия разных причин.
В отличие от них, те, кто обладает разумом, видят, что у материального мира только один источник – Кришна».

00:24:13В Брахма-самхите сказано: ишварах парама кршна сарва-карана-каранам – «Кришна, Верховная Личность Бога, – причина всех причин».
Брахме Он поручает творить мироздание, Вишну – сохранять, а Господу Шиве – разрушать сотворённый мир.
«О возлюбленный Господь, – молились полубоги, – постичь Твой вечный образ и Твои качества очень трудно. Обыкновенные люди неспособны узреть Твой облик, поэтому Ты Сам приходишь в материальный мир и предстаёшь пред нами в Своём изначальном вечном облике. Людям легче понять Твои различные воплощения, но им трудно постичь Тебя, когда ты приходишь в своей вечной двурукой форме, о Кришна, ибо, приходя в материальный мир, Ты живёшь среди людей, как один из них.

00:25:07Преданному, о Господь, Твой вечный образ приносит всё возрастающее духовное блаженство, но для тех, кто не предан Тебе, он таит великую угрозу».
Как сказано в Бхагавад-гите, Кришна приносит радость садху, или святым, паритранайа садхунам, но Он очень опасен для демонов, поскольку одна из целей Его прихода - уничтожить их.
Итак, Кришна радует преданных и устрашает демонов. «Дорогой лотосоокий Господь, Ты – источник чистой благости. Есть много великих мудрецов, погрузившихся в самадхи – трансцендентную медитацию на Твои лотосные стопы - и поглощённых мыслями о Тебе. Для них огромный океан неведения, созданный материальной природой, уподобляется лужице воды в следе от копытца телёнка».

00:25:58Цель медитации – сосредоточить ум на Верховном Господе, и начинать её следует от лотосных стоп Господа. Медитируя на стопы Господа, великие мудрецы легко пересекают безбрежный океан материального бытия.
«О лучезарный, великие святые, которые сумели переплыть океан неведения с помощью трансцендентной ладьи Твоих лотосных стоп, не взяли её с собой. Она по-прежнему стоит на этом берегу».
Если человек переправляется в лодке через реку, лодка вместе с ним оказывается на другой стороне. Каким же образом ею может воспользоваться тот, кто остался на противоположном берегу? Это трудный вопрос, и, отвечая на него, полубоги в своей молитве говорят, что ладья лотосных стоп Господа продолжает стоять на прежнем месте.

00:26:52Чистые преданные, переправляясь через океан материальной природы, не берут с собой эту ладью, поэтому те, кто остался на этом берегу, тоже могут воспользоваться ею. Стоит преданному подойти к ладье, как материальный океан неведения становится не больше лужицы воды в следе от копытца теленка. Поэтому преданным нет нужды плыть на другую сторону в ладье – они сразу оказываются на противоположном берегу. Испытывая сострадание ко всем обусловленным душам, великие святые оставляют ладью на прежнем месте. Иными словами, медитируя на лотосные стопы Господа, можно в любое время переплыть громадный океан материального бытия.

00:27:39Медитация – это сосредоточение ума на лотосных стопах Господа. Слова «лотосные стопы» указывают на то, что Бог – это Верховная Личность, но имперсоналисты не признают лотосных стоп Господа и потому избирают объектом своей медитации нечто безличное.
Полубоги высказывают своё основанное на опыте суждение о том, что люди, желающие медитировать на пустоту или нечто безличное, не способны пересечь океан неведения. Они только воображают, что обрели освобождение.
«О лотосоокий Господь! Их разум осквернён, ибо они не медитируют на Твои лотосные стопы. Пренебрегая этим, имперсоналисты снова падают в пучину материальной жизни, даже если им удаётся на какое-то время возвыситься, осознав безличное проявление Бога».

00:28:32Чтобы погрузиться в сияние Брахмана, в безличное бытие, имперсоналисты совершают суровую аскезу, но их умы не свободны от материальной скверны, они лишь пытаются отвергнуть материальные формы мышления. Это ещё не означает, что они стали свободными. Поэтому им не удаётся избежать падения.
В Бхагавад-гите говорится, что, ради достижения конечной цели своих поисков, имперсоналисту приходится преодолевать не мало трудностей. В начале Шримад Бхагаватам также сказано, что без служения Верховной Личности Бога невозможно освободиться от бремени кармы. В Бхагавад-гите об этом говорит Господь Кришна, а в Шримад Бхагаватам - великий мудрец Нарада. То же самое утверждают в своих молитвах полубоги: «Те, кто не встал на путь преданного служения, не способны достичь конечной цели познания и снискать Твою благосклонность».

00:29:30Имперсоналисты только думают, что они свободны, но в действительности они не испытывают никаких чувств к Верховной Личности Бога. Они думают, что, когда Кришна приходит в материальный мир, Он получает материальное тело, поэтому они не придают значение чисто духовному образу Кришны. Это подтверждается в Бхагавад-гите: аваджананти мам мудхах. Несмотря на то, что имперсоналистам удаётся на время подавить материальные желания и обрести освобождение, они снова падают.
Если они ищут знания ради знания и не приходят к преданному служению Господу, они не в состоянии достичь желаемого результата. Единственным их достижением является потраченные ими усилия, и ничего больше.

00:30:18В Бхагавад-гите сказано, что осознать своё единство с Брахманом – это далеко не всё. Осознание Брахмана помогает человеку обрести радость, приходящую со свободой от материальных привязанностей и отрешённости, и ко всем относиться одинаково, но затем он должен перейти к преданному служению. Если человек, познавший Брахман, обратится к преданному служению, он будет навечно принят в духовное царство, где сможет общаться с Верховной Личностью Бога. Таков результат преданного служения.
Преданные Верховной Личности Бога, в отличие от имперсоналистов, никогда не возвращаются к материальной жизни, даже если они терпят неудачу и падают, они всё равно сохраняют любовную привязанность к своему Господу.

00:31:05Идущие по пути преданного служения могут столкнуться со множеством препятствий, но они легко и бесстрашно преодолевают их. Поскольку они вручили себя Господу, они уверены, что Кришна всегда защитит их.
В Бхагавад-гите Кришна заверяет: «Мой преданный никогда не погибнет».
«О возлюбленный Господь, – продолжали полубоги, – Ты явился в Своём изначальном образе, неосквернённом, исполненном вечной благости, ради благополучия всех живых существ в материальном мире. С Твоим приходом все они могут легко понять природу и облик Верховной Личности Бога.
Люди, принадлежащие к четырём ашрамам: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси, тоже получат благо от Твоего пришествия.

00:31:59О возлюбленный Господь, супруг богини процветания, преданные, которые посвящают свою жизнь служению Тебе, никогда, в отличие от имперсоналистов, не лишаются достигнутого ими высокого положения. Благодаря твоему покровительству им удаётся одолеть многочисленных военачальников армии майи, которые готовы в любое время воздвигнуть препятствия на пути к освобождению.
О Господь, Ты являешься в Своём вечном трансцендентном теле ради блага всех людей, чтобы они могли видеть Тебя воочию и поклоняться Тебе, совершая ведические жертвоприношения, занимаясь мистической медитацией и преданно служа Тебе, как учат писания.

00:32:45О Господь, если бы Ты не являлся в Своем вечном трансцендентном теле, исполненном блаженства и знания, было бы невозможно искоренить невежественные домыслы о Твоей природе, и люди, находящиеся под влиянием материальных гун, продолжали бы гадать о том, каков Твой облик».
Явление Кришны – это ответ на все умозрительные попытки представить себе Верховную Личность Бога. Люди представляют себе облик Господа в соответствии с гунами природы, под влиянием которых они находятся.
В Брахма-самхите Господь назван древнейшим. И поскольку Бог - древнейший, некоторые верующие изображают Его глубоким стариком, но это противоречит той же Брахма-самхите: хотя Бог самый старый из всех живущих, в Своём изначальном облике Он всегда остаётся юношей.

00:33:41Точные слова, приведённые в этой связи в Шримад Бхагаватам – вигьянам агьяна-бхида-памарджанам. «Вигьянам» – это трансцендентное знание о Верховной Личности Бога. «Вигьянам» также означает знание, подкреплённое опытом.
Трансцендентное знание должно прийти к нам свыше, по цепи духовных учителей, так, как Брахма представляет знание о Кришне в Брахма-самхите. Брахма-самхита – это вигьянам, знание, опирающееся на трансцендентный опыт Брахмы. Это знание позволило Брахме описывать облик и игры Кришны в Его духовной обители. Оно способно развеять все невежественные домыслы, агьяна-бхида-памарджанам.

00:34:30Люди создают образ Бога в своём воображении. Одни думают, что у Бога вовсе нет тела, а другие наделяют Его вымышленным обликом, но описание Кришны в Брахма-самхите научно и основано на знании, проверенном опытом, вигьянам. В этом не может быть никаких сомнений, ибо это знание исходит от Брахмы, и Господь Чайтанья признал его. Облик Кришны, Его флейта, цвет Его тела – всё это реально. Полубоги говорят, что вигьянам неизменно опровергает все виды гипотетического знания.
«Поэтому, если бы Ты не явился в Своём изначальном облике, в облике Кришны, – заключают они, – нельзя было бы не получить вигьянам, не добиться агьяна-бхида (развенчание невежественных измышлений). Агьяана-бхида-памарджанам, с Твоим появлением домыслы невежд будут развеяны и восторжествует истинное знание, опирающееся на опыт великих преданных, подобных Господу Брахме.

00:35:39Обыкновенные люди воображают каждый своего Бога, в зависимости от того, под влиянием каких гун они находятся. Бога представляют по-разному, но Твой приход, о Господь, всем явит Твой истинный облик».
Самая большая ошибка имперсоналистов состоит в том, что они думают, будто, воплощаясь в материальном мире, Бог получает материальное тело в гуне благости. В действительности же тело Кришны или Нараяны находится за пределами любых материальных представлений. Даже величайший имперсоналист Шанкарачарья признаёт это: нарайанах паро авйактат – источником материального космоса является безличная (авйакта) совокупность материальных элементов, но Кришна запределен всему материальному.

00:36:35В Шримад Бхагаватам Его положение названо шуддха-саттвой, чистой благостью. Кришна не принадлежит к материальной гуне благости – Он выше её. Он духовен, вечен, исполнен блаженства и знания.
«О Господь, когда Ты являешься в Своих различных воплощениях, Ты получаешь разные имена и принимаешь различные облики. Тебя называют Кришной, потому что Ты всех привлекаешь к Себе, и Шьямасундарой, потому что Ты обладаешь неземной красотой. «Шьяма» означает «черный», однако говорится, что Ты прекраснее чем тысячи богов любви, кандарпа-коти-каманийа.

00:37:17Цвет Твоего тела сравнивают с цветом грозовой тучи, но, поскольку Ты являешь Собой трансцендентный Абсолют, Твоё тело во много, много раз прекраснее, чем нежное тело бога любви.
Тебя называют Гиридхари, потому что Ты поднял холм Говардхана. Иногда тебя именуют Нанданандана, или Васудева, или Девакинандана, поскольку Ты приходишь в этот мир как сын Махараджи Нанды, Васудевы и Деваки. Глядя на Тебя материальными глазами, имперсоналисты считают, что Твои многочисленные имена и формы связаны с Твоими материальными деяниями и качествами.

00:37:58О возлюбленный Господь, Тебя нельзя понять, изучая Твою абсолютную природу, Твой облик и деяния умозрительным путём. Человек должен посвятить себя преданному служению, только тогда он сможет постичь Твою абсолютную природу, Твоё духовное тело, Твоё имя и качества. В сущности, понять их может только человек, у которого есть хотя бы небольшая склонность к служению Твоим лотосным стопам.
Другие могут миллионы лет предаваться философским размышлениям, но это не поможет им хотя бы отчасти постичь Твою природу».
Иными словами, непреданные не способны понять Верховного Господа, Кришну, потому что завеса Йогамайи скрывает от них Его истинные черты. В Бхагавад-гите Господь говорит: нахам пракашах сарвасйа – «Я не открываю Себя всем и каждому».

00:38:53Когда Кришна был на земле, Он лично присутствовал на поле битвы Курукшетра и Его видели все, но далеко не каждый мог понять, что перед ним Верховная Личность Бога. Однако все, кто погиб в Его присутствии, навечно освободились из материального плена и перенеслись в духовный мир.
«О Господь, имперсоналисты и непреданные не в состоянии понять, что Твоё имя неотлично от Тебя Самого». Поскольку Бог абсолютен, между Его именем и Им Самим нет разницы. В материальном мире предмет и его название отличаются друг от друга. Плод манго не то же самое, что слово «манго». Нельзя ощутить вкус манго, повторяя: «Манго, манго, манго». Но когда преданный, который знает, что имя Господа и Сам Господь неотличны друг от друга, повторяет: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, – он ощущает, что Кришна постоянно находится рядом с ним.

00:40:02Для тех, кто не обладает абсолютным знанием о Всевышнем, Господь Шри Кришна являет Свои божественные игры (лилы). Думая об играх Господа, такие люди обретают величайшее благо. Господь неотличен от Своего трансцендентного имени, стало быть, Он неотличен и от Своих трансцендентных игр.
Для людей не самых разумных: женщин, рабочих и торговцев, великий мудрец Вьясадева написал Махабхарату, в которой рассказал о разнообразных деяниях Кришны.
Махабхарата – это историческое произведение. Изучая и слушая его или перебирая в памяти божественные деяния Кришны, даже неразумные люди смогут постепенно возвыситься и стать чистыми преданными.

00:40:49Чистых преданных, тех, кто всегда поглощён мыслями о лотосных стопах Кришны и кто, в полной мере обладая сознанием Кришны, преданно служит Ему, нельзя считать принадлежащими к материальному миру.
Шрила Рупа Госвами говорил, что те, чьё тело, ум и дела всегда посвящены Кришне, являются освобожденными душами, даже если находятся в материальном теле. Это подтверждается и в Бхагавад-гите: те, кто преданно служит Господу, уже освободились из материального плена.
Кришна приходит для того, чтобы дать возможность и преданным, и непреданным достичь высшей цели жизни.

00:41:31Преданные могут непосредственно лицезреть Господа и поклоняться Ему, а те, кто ещё не достиг этого уровня, получают возможность узнать о деяниях Господа и тоже стать Его преданными.
«О возлюбленный Господь! О Вседержитель! – говорили полубоги. – Когда Ты появишься на земле, демоны, подобные Камсе и Джарасандхе, будут уничтожены и в мире воцарится благоденствие.
Ступая по земле, Ты оставишь на ней отпечатки Своих лотосных стоп, украшенных изображениями флага, трезубца и молнии. Так Ты одаришь Своей милостью и землю, и нас, жителей райских планет, ибо мы тоже сможем увидеть эти знаки.

00:42:16«О Господь – молились полубоги – Ты – нерождённый, поэтому мы не видим иной причины для Твоего появления на свет, кроме того, что Ты получаешь удовольствие от этой лилы».
Хотя причина явления Господа названа в Бхагавад-гите – Он нисходит, чтобы защитить преданных и уничтожить демонов, в действительности Господь является в этот мир не столько для того, чтобы убить демонов, сколько для того, чтобы испытать удовольствие от встречи с преданными.
Непреданных же может одним ударом уничтожить материальная природа. Но преданные надёжно защищены уже потому, что нашли прибежище в Твоём святом имени, ибо Твоё имя неотлично от Тебя Самого.

00:43:02Таким образом, защита преданных и уничтожение демонов не может быть обязанностью Верховного Господа. Он приходит в этот мир только ради того, чтобы испытать трансцендентное блаженство. Иной причины для Его явления нет и не может быть.
«О возлюбленный Господь, Ты явишься как лучший среди Ядавов, мы в глубоком смирении склоняемся к Твоим лотосным стопам.
Прежде Ты воплощался в образе рыбы, коня и черепахи, как человеко-лев, как вепрь, и как лебедь, как царь Рамачандра, и как Парашурама. В Своих многочисленных воплощениях Ты приходил для того, чтобы защитить преданных, и теперь, когда Ты явился как Верховная Личность Бога, мы просим Тебя так же защитить нас, Твоих преданных, во всех трёх мирах и избавить нас от всего, что нарушает наш мир и покой.

00:43:56О Деваки! В своём чреве ты носишь Верховного Господа, который вмещает в Себя Свои всемогущие воплощения. Он – изначальный Бог, Верховная Личность, нисшедший в этот мир ради нашего блага. Поэтому тебе не нужно бояться своего брата, царя Бходжи.
Твой сын Кришна, изначальный Верховный Господь, пришёл, чтобы защитить праведных Ядавов. Он пришёл не один, с Ним явилось Его первое полное воплощение – Шри Баладева».
Деваки очень боялась своего брата Камсу, который убил всех её детей. Поэтому она очень беспокоилась о Кришне. Как сказано в Вишну-пуране, чтобы успокоить Деваки, полубоги вместе со своими женами часто приходили к ней и просили не бояться, что Камса убьёт её сына. Кришне, которого она носила в своём чреве, предстояло явиться не только для того, чтобы облегчить бремя земли, но и для того, чтобы защитить интересы рода Яду и, конечно же, защитить Деваки и Васудеву.

00:45:02Как уже говорилось, Кришна перешёл из ума Васудевы в ум Деваки. Оттуда Он переместился в её чрево. Поэтому все полубоги выразили своё почтение Деваки, матери Кришны.
Вознеся молитвы трансцендентному Господу, все полубоги во главе с Господом Брахмой и Господом Шивой вернулись в свои небесные чертоги.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога», заканчивается глава вторая «Молитвы полубогов Господу Кришне, пребывающему во чреве матери».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 14 November 2017